История евреев на Кипре

Часть серии о |
Евреи и иудаизм |
---|
История евреев на Кипре восходит по крайней мере ко II веку до нашей эры значительное количество евреев на Кипре. , когда впервые было зарегистрировано [1] острова Евреи имели тесные отношения со многими другими религиозными группами на острове и пользовались благосклонностью римских правителей . Во время войны за город Птолемаида между Александром Яннеем и царем Латиром многие евреи остались верными царю Латиру и впоследствии были убиты.
восстания и византийское правление Еврейские
Евреи хорошо жили на Кипре во время римского правления . Христианство было проповедано евреям на Кипре с давних времен: первым из них был святой Павел , а вторым - апостол Варнава (уроженец Кипра). Они пытались обратить евреев в христианство. Аристобул Британский , первый епископ Британии, был братом Варнавы.
Кипрские евреи участвовали в Китосской войне против римлян и их лидера Траяна в 117 году нашей эры под предводительством Артемиона. Они разграбили Саламин и уничтожили греческое население. По словам римского историка Кассия Диона , восставшая партия уничтожила 240 000 греков-киприотов. [2] Кассий Дион также сообщил, что евреям не разрешили селиться на Кипре после подавления восстания. В последующие столетия закон применялся настолько строго, что любой еврей, потерпевший крушение своего корабля у берегов Кипра, был немедленно казнен. [3] [4] Еврейское поселение на Кипре, похоже, полностью прекратилось до четвертого века нашей эры. [3]
Согласно позднему источнику, написанному Евтихием Александрийским , кипрские евреи нападали на христианские монастыри на острове во время правления Ираклия (610–641). [5]
Дважды в 649 и 653 годах, когда подавляющее большинство населения составляли христиане, Кипр подвергался двум набегам арабских войск, в результате которых было захвачено и порабощено множество киприотов. [6] Одна история повествует о том, что порабощенному еврею в Сирии удалось бежать и найти убежище на Кипре, где он обратился и поселился в Аматусе в конце 7 века. [7] общины грекоязычных евреев-романиотов византийского периода . Были задокументированы [ нужна ссылка ]
эпоха ( Латинская 1191–1571 )
В 1110 году евреи занимались сбором налогов на острове. [5] Вениамин Туделский сообщил, что в 1163 году на Кипре существовало три отдельные еврейские общины: караимы , раббаниты и еретики Эпикурсины , [8] которые соблюдали Шабат по субботам вечером. [5] Король Петр I соблазнил египетских еврейских торговцев приехать на Кипр, обещая равное обращение с евреями. [ нужна ссылка ] Генуэзцы ( 1373–1463 ) украли еврейскую собственность как в Фамагусте , так и в Никосии . Сообщалось, что в 16 веке в Фамагусте проживало около 2000 евреев. [ нужна ссылка ] дошел слух Когда до Венеции о том, что Джозеф Насси замышлял сдать крепость Фамагусту османам , расследование не смогло подтвердить правдивость сообщения; однако в качестве контрмеры венецианские власти решили изгнать всех некоренных евреев с острова, оставив при этом общину Фамагусты нетронутой. [9]
( 1571–1878 Османская эпоха )
Кипр был завоеван Османской империей после войны с Венецией . Во время османского правления еврейская община Кипра процветала благодаря притоку евреев-сефардов из османских земель, эмигрировавших на османские территории после изгнания из Испании в 1492 году. Фамагуста стала главным центром османской еврейской общины на Кипре. Османское правление продолжалось до 1878 года, когда Кипр перешел под власть Великобритании .
Современная история [ править ]
В течение последних 20 лет XIX века было предпринято несколько попыток расселить русских и румынских еврейских на Кипре беженцев. Первой попыткой в 1883 году было поселение из нескольких сотен русских, основанное в Оридесе, недалеко от Пафоса . В 1885 году 27 румынских семей поселились на острове в качестве колонистов, но не смогли сформировать общины. Румынские евреи в 1891 году снова купили землю на Кипре, но не переселились в страну. [10] [11]
Под руководством Уолтера Коэна 15 русских семей основали колонию в Марго в 1897 году при помощи лондонского Ахават Сиона и Еврейской колонизационной ассоциации . В 1899 году Дэвис Трич, делегат Третьего сионистского конгресса в Базеле, попытался добиться одобрения еврейской колонизации Кипра, особенно румынских евреев. Хотя его предложение было отклонено советом, Трич упорствовал, убедив две дюжины румынских евреев иммигрировать в страну. 28 румынских семей последовали этому примеру и получили помощь от Еврейской колонизационной ассоциации. Эти поселенцы основали фермы в Марго и Ашеритоне. Еврейская колонизационная ассоциация продолжала оказывать некоторую поддержку еврейским рабочим на Кипре. Большинство еврейских общин в период с 1900 по 1910 годы располагались в Никосии. В 1901 году еврейское население острова составляло 63 мужчины и 56 женщин. В 1902 году Теодор Герцль представил парламентскому комитету по иммиграции иностранцев в Лондоне брошюру под названием: «Проблема еврейской иммиграции в Англию и Соединенные Штаты, решенная путем дальнейшей еврейской колонизации Кипра».
Во время Второй мировой войны и Холокоста Кипр играл важную роль для европейских евреев. После прихода к власти нацистской Германии в 1933 году на остров бежали сотни евреев. После ликвидации концентрационных лагерей Европы британцы создали на Кипре лагерь для задержанных , переживших Холокост, незаконно пытавшихся проникнуть в Палестину . С 1946 года и до создания соседнего Государства Израиль в 1948 году британцы удерживали на Кипре 50 000 еврейских беженцев. После создания Государства Израиль туда переехала большая часть еврейской общины . [ нужна ссылка ] Около 2000 детей родились на Кипре, пока семьи ждали въезда в Израиль. [12] был открыт «Сад мира» В 2014 году в Ксилотимбу в память о тяжелом положении тысяч еврейских беженцев, заключенных в британские лагеря. [12]
Сегодня [ править ]

Израиль поддерживает дипломатические отношения с Кипром с момента основания Государства Израиль в 1948 году, когда Кипр еще находился под британским протекторатом . Ассоциации Израиля и Кипра продолжали расширяться с 1960 года, года независимости Кипра от Великобритании. Кипр оставался другом Израиля на протяжении всех конфликтов последних десятилетий, несмотря на такие инциденты, как побочные эффекты сотрудничества Турции и Израиля в военных операциях, нарушение воздушным пространством Кипра членами ВВС Израиля и подозрения, что Израиль передавал разведданные Турции. относительно оборонительных систем Кипра. [13] Сегодня дипломатические отношения между Кипром и Израилем находятся на рекордно высоком уровне, что отражает общие геополитические стратегии в отношении Турции, в частности, и экономические интересы в разработке морских запасов газа. [14]
Раввин Арье Зеев Раскин первоначально прибыл на Кипр из Израиля в 2003 году в качестве эмиссара Хабад-Любавич . Его отправили на остров, чтобы помочь стимулировать еврейское возрождение. 12 сентября 2005 года он был официально назначен официальным раввином Кипра на церемонии, на которой присутствовали такие гости, как раввин Моше Котларский , заместитель председателя Любавичского образовательного отдела во Всемирной штаб-квартире Любавич, министр образования и культуры Кипра и заместитель Ларнаки. Мэр Алексис Михаэлидис . Среди других гостей были члены правительства Кипра, политики, дипломаты и другие видные представители местного сообщества.
Также в 2005 году местная еврейская община открыла первую на острове синагогу ( синагогу Ларнаки ), микву , еврейское кладбище и начала программу обучения еврейскому языку в Ларнаке. [15] Поскольку кипрское вино упоминается в Торе как необходимый ингредиент для священного благовония, в 2008 году община начала контролировать производство кошерного вина (сделанного из смеси Каберне Совиньон - Гренах Нуар ) на винодельне Ламбури в Като Платрес . [16] По состоянию на 2016 год еврейская община Кипра открыла еврейские центры в Ларнаке, Никосии, Лемесосе , Пафосе и Айя-Напе , предлагающие образовательные программы для взрослых, детский сад и дневную школу . Раввинат планирует создать новый более крупный общественный центр с музеем истории евреев на Кипре и библиотекой. [17]
В 2011 году архиепископ Кипра Хризостом II встретился с главным раввином Израиля и подписал декларацию, подтверждающую нелегитимность доктрины коллективной еврейской вины за убийство Иисуса , отвергая эту идею как предрассудок, «несовместимый с учением Священное Писание». [18]
В 2018 году еврейское население Кипра оценивалось примерно в 6500 человек. [19] К апрелю 2024 года еврейское население на Кипре еще больше увеличилось: только израильтяне насчитывают 12 000 человек, согласно сообщению израильского общественного новостного канала KAN. [20] В этом отчете упоминаются три волны израильской миграции на остров: первая во время пандемии COVID , вторая как следствие политических волнений в Израиле из-за попытки судебной реформы в 2023 году и третья в конце 2023 - начале 2024 года после атаки ХАМАСа. Резня 7 октября и последовавшая за ней война . Сообщается, что около 800 израильских семей проживают в Лимассоле и 400 семей в Ларнаке.
См. также [ править ]
- евреи-романиоты
- Епифаний Саламинский
- Эллинистический иудаизм
- История евреев в Византийской империи
- Греческий цитрон
Библиография [ править ]
- Ставрос Пантелис, Место убежища: история евреев на Кипре, 2004 г.
- Питер В. Ван дер Хорст, Евреи древнего Кипра в Зутоте: взгляд на еврейскую культуру, том. 3, 2004 г., стр. 110–120.
- Гад Фройденталь, Наука в средневековых еврейских культурах, стр. 441-ff. о Кипре, 2011 г.
- Ицхак Керем, «Еврейская и греческая историческая конвивенция на Кипре; миф и реальность», Ассоциация европейских идей, Никосия, Кипр, 2012 г.
- Бенджамин Арбель, «Евреи на Кипре: новые свидетельства венецианского периода», Jewish Social Studies, 41 (1979), стр. 23–40, перепечатано в: Кипр, франки и Венеция (Олдершот, 2000).
- Ной, Д. и др. Надписи еврейского Востока: Том. III Сирия и Кипр, 2004 г.
- Рефенберг, А.А. Древний кипрский иудаизм и его отношения с Палестиной, Журнал Палестинского восточного общества, 12 (1932) 209–215.
- Николау Коннари, М. и Шабель, К. Кипр: общество и культура 1191–1374, стр. 162-ff. 2005 г.
- Фальк А. Психоаналитическая история евреев, с. 315. 1996 г.
- Стиллман, Н. А. Евреи арабских стран, стр. 295 и далее. 1979 год
- Дженнингс, Р. Христиане и мусульмане на Османском Кипре и в Средиземноморском мире, 1571–1640, стр. 221 и далее. 1993 год
- Коэн, Э. История турецких евреев и сефардов: воспоминания о прошлом золотом веке, стр. 94–99 на Кипре. 2007 год
- Льюис, Б. Евреи ислама, стр. 120 и далее. 2014 год
Ссылки [ править ]
- ^ Э. Мэри Смоллвуд, Евреи под римским правлением: от Помпея до Диоклетиана: исследование политических отношений , BRILL , 2001
- ^ Рим Диона, том 5, книга 68, параграф 32 [1] «Аспекты еврейского восстания в 115–117 годах нашей эры», Журнал римских исследований , Vol. 51, части 1 и 2 (1961), стр. 98-104 с.101.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Фукс, Александр (1961). «Аспекты еврейского восстания в 115-117 годах нашей эры» . Журнал римских исследований . 51 : 98–104. дои : 10.2307/298842 . ISSN 0075-4358 .
- ^ Чеснола, Луиджи Пальма ди (1877). Кипр: его древние города, гробницы и храмы . Издательство Кембриджского университета . п. 30. ISBN 978-1-139-94072-6 . OCLC 911266140 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Александр Панайотов, «Евреи и еврейские общины на Балканах и в Эгейском море до двенадцатого века», в книге Джеймса К. Эйткена, Джеймса Карлтона Пэджета (ред.) Еврейско-греческая традиция в древности и Византийской империи, Cambridge University Press , 2014 г. стр.54-76 стр.74.
- ^ Лука Заваньо Кипр между поздней античностью и ранним средневековьем (ок. 600–800): Остров в переходный период, Тейлор и Фрэнсис , 2017, стр. 73-79.
- ^ Заваньо, стр. 84,173.
- ^ Элька Вебер, путешествуя по тексту: послание и метод в отчетах о паломничестве позднего средневековья, Routledge , 2014, стр.134
- ^ Бенджамин Арбель, Торговые нации: евреи и венецианцы в Восточном Средиземноморье раннего Нового времени, BRILL , 1995, стр.62f.
- ^ Йоси Бен-Арци, «Еврейское сельское поселение на Кипре 1882–1935: «трамплин» или судьба?», Jewish History , Vol. 21, № 3/4 (2007), стр. 361-383.
- ^ Джон М. Шафтесли «Еврейские колонии девятнадцатого века на Кипре», « Транзакции и сборники» (Еврейское историческое общество Англии) , Том. 22 (1968–1969), стр. 88–107.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Натан Морли, «Больше, чем просто сноска к истории», « Почта Кипра », 14 августа 2016 г.
- ^ Томас Диес, Европейский Союз и конфликт на Кипре: современный конфликт, Постмодернистский союз, Manchester University Press, 2002, стр. 36-39.
- ^ Костас Мелакопидес, Российско-кипрские отношения: прагматичный идеалистический взгляд , Springer 2016, стр. 137 и далее.
- ^ Хабад Любавич Кипра
- ^ «Первое кошерное вино с Кипра», Еврейское телеграфное агентство, 9 апреля 2008 г.
- ^ Хабад Любавич Кипра
- ^ «Кипрский архиепископ встречается с главным раввином Израиля», Famagusta Gazette, 2011.
- ^ Менелаос Хаджикостис, «Еврейский музей на Кипре стремится навести мосты с арабским миром», Associated Press, 6 июня 2018 г.
- ^ «Покиньте Израиль, приезжайте на Кипр - израильтяне, уехавшие на соседний остров», (на иврите) Кан 11 , 5 апреля 2024 г.