История евреев в Словении
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( май 2023 г. ) |
Часть серии о |
Евреи и иудаизм |
---|
История евреев и Словении связанных с ней территорий восходит ко временам Древнего Рима . В 2011 году небольшая словенская еврейская община ( словенский : Judoska skupnost Slovenije ) насчитывала от 500 до 1000 членов, из которых около 130 официально зарегистрированы. [1] большинство из них проживают в столице Любляне .
История сообщества
[ редактировать ]Древнее сообщество
[ редактировать ]Древняя еврейская община Словении в VI веке возникла до славянского поселения в Восточных Альпах , когда славянские предки современных словенцев вошли на их нынешнюю территорию. [2] Первые евреи прибыли на территорию нынешней Словении во времена Римской империи : археологические свидетельства присутствия евреев были найдены в Мариборе и деревне Шкоцян в Нижней Крайне . В Шкоцяне гравированная менора, датируемая V веком нашей эры . на кладбище была найдена [3]
В 12 веке евреи прибыли на словенские земли, спасаясь от бедности в Италии и Центральной Европе . Несмотря на то, что они были вынуждены жить в гетто , многие евреи процветали. Отношения между евреями и местным христианским населением в целом были мирными. В Мариборе евреи были успешными банкирами, виноградарями и мельниками. несколько «еврейских судов» ( Юденгоф существовало В Штирии ) , разрешавших споры между евреями и христианами. Исраэль Иссерляйн , написавший несколько очерков о средневековой еврейской жизни в Нижней Штирии , был самым важным раввином того времени, жившим в Мариборе. [4] еврейские гетто в Радгоне и Птуе . В 1397 году анонимные антиеврейские нападавшие подожгли [5]
Первая синагога в Любляне упоминается в 1213 году. Получив привилегию , евреи смогли заселить территорию Любляны, расположенную на левом берегу реки Любляница . Улицы Жидовска улица (Еврейская улица) и Жидовска стеза (Еврейский переулок), которые сейчас занимают этот район, до сих пор напоминают о том периоде.
Изгнание евреев
[ редактировать ]Богатство евреев вызвало недовольство среди дворянства Внутренней Австрии и бюргеров, многие из которых отказывались платить еврейским ростовщикам, а местные купцы считали евреев конкурентами. Антисемитизм католической церкви также сыграл важную роль в создании враждебности против евреев. [6] В 1494 и 1495 годах собрания Штирии и Каринтии предложили австрийскому императору Максимилиану награду за изгнание евреев из обеих провинций.
Максимилиан удовлетворил их просьбу, назвав в качестве причин изгнания осквернение иудеями христианских таинств, ритуальные убийства христианских детей и обман должников. [6] Изгнание началось немедленно: последние евреи были изгнаны к 1718 году. [7] [ сомнительно – обсудить ] Евреи были изгнаны из Марибора в 1496 году. [8] После отдельных требований граждан Любляны об изгнании евреев евреи были изгнаны из Любляны в 1515 году. [9] После изгнания еврейской общины синагога Марибора была превращена в церковь. [8]
Современная эпоха
[ редактировать ]В 1709 году император Священной Римской империи Карл VI , правитель Габсбургской монархии , [10] издал указ, разрешающий евреям вернуться во Внутреннюю Австрию . Тем не менее, евреи в то время селились почти исключительно в торговом городе Триест и, в гораздо меньшей степени, в городе Гориция (ныне оба являются частью Италии ). Указ был отменен в 1817 году Франциском I , и евреям были предоставлены полные гражданские и политические права только с помощью австрийской конституции 1867 года. Тем не менее, словенские земли остались практически без постоянного еврейского населения, за исключением Гориции, Триеста, региона Прекмурье ) и некоторых небольших городов в западной части графства Гориция и Градиска ( Градишка , Червиньяно , которые были заселены преимущественно фриульскоязычным населением.
По переписи 1910 года на территории нынешней Словении, не считая района Прекмурья , проживало всего 146 евреев . [7] Однако, несмотря на это, с середины XIX века, как и везде в Австро-Венгрии, антисемитизм начал усиливаться и в Словении. пропагандируется видными словенскими католическими лидерами, такими как епископ Антон Махнич и евангелист Янез Крек . Первый призывал к войне против иудаизма, а второй стремился убедить верующих, что евреи являются переносчиками наиболее вредных влияний. [10]
В 1918 году, во время хаотического перехода между Австро-Венгрией и новым Королевством сербов, хорватов и словенцев, во многих местах Прекмурья вспыхнули беспорядки против евреев и венгров. [11] Солдаты, вернувшиеся с фронта, и местные жители грабили еврейские и венгерские магазины. 4 ноября 1918 года в Бельтинцах местные жители разграбили еврейские дома и магазины, подвергли евреев пыткам и подожгли синагогу. [11] После погрома некогда могущественная ортодоксальная еврейская община Белтинчи, насчитывавшая в середине XIX века 150 человек, исчезла. В 1937 году местные власти снесли синагогу Бельтинцы. [12]
Безудержный антисемитизм был одной из причин, по которой немногие евреи решили поселиться в этом районе, а общая еврейская численность оставалась на очень низком уровне. В 1920-х годах, после образования Королевства сербов, хорватов и словенцев ( Югославия ), местная еврейская община объединилась с еврейской общиной Загреба , Хорватия . [7]
По переписи 1931 года в Драва-Бановине проживало около 900 евреев , в основном сосредоточенных в Прекмурье , которое до 1919 года входило в состав Венгерского королевства. Это стало причиной того, что в середине 1930-х годов Мурска-Собота стала резиденцией Еврейская община Словении. В этот период еврейское население вновь активизировалось за счет многих иммигрантов, бежавших из соседней Австрии и нацистской Германии в более терпимое Королевство Югославию .
Тем не менее, в предвоенный период Словенская Римско-католическая церковь и связанная с ней крупнейшая политическая партия, Словенская народная партия, занимались антисемитизмом. [13] католические газеты писали о «евреях» как о «катастрофе для нашей деревни», о «евреях» как о «мошенниках» и «предателях Христа», а главная словенская католическая ежедневная газета Slovenec сообщила местным евреям, что их «дорога из Югославии» ... был открыт». и что из Словении «мы экспортируем такие товары [т.е. евреев] без компенсации». [10] Будучи министром внутренних дел в правительстве Югославии, ведущий словенский политик и бывший католический священник Антон Корошец объявил «всех евреев, коммунистов и масонов предателями, заговорщиками и врагами государства». [14] Затем в 1940 году Корошец принял в Югославии два антисемитских закона, запрещающих евреям работать в пищевой промышленности и ограничивающих количество еврейских студентов в средних школах и университетах. [10] Словенские евреи серьезно пострадали, как отметила Шарика Хорват в своих показаниях для Фонда Шоа: «все развалилось… при правительстве Корошеца». [10]
Согласно официальным югославским данным, число самопровозглашенных евреев (в соответствии с религией, а не происхождением) в югославской Словении выросло до 1533 к 1939 году. В этом году было 288 заявленных евреев в Мариборе, 273 в Любляне, 270 в Мурске. Собота, 210 в Лендаве и 66 в Целье . Остальные 400 евреев проживали разбросанными по стране, причем четверть из них проживала в районе Прекмурья . До Второй мировой войны в Словении действовало две синагоги: одна в Мурска-Соботе и одна в Лендаве. Общее число евреев до вторжения стран Оси в Югославию в апреле 1941 года оценивается примерно в 2500 человек, включая крещеных евреев и беженцев из Австрии и Германии.
Холокост
[ редактировать ]Еврейская община, которая была очень маленькой даже до Второй мировой войны и Холокоста , еще больше сократилась в результате нацистской оккупации между 1941 и 1945 годами; евреи в северной и восточной Словении ( словенская Штирия , Верхняя Крайна , словенская Каринтия и Посавье ), присоединенной к Третьему рейху , были депортированы в концентрационные лагеря ещё в конце весны 1941 года. [ нужна ссылка ] Очень немногие выжили. [ количественно ] В Любляне и Нижней Крайне , которые оказались под итальянской оккупацией, евреи находились в относительной безопасности до сентября 1943 года, когда большая часть зоны была оккупирована немецко-фашистскими войсками. [ нужна ссылка ] В конце 1943 года большинство из них было депортировано в концентрационные лагеря, хотя некоторым удалось бежать, особенно бежав в зоны, освобожденные партизанским сопротивлением . [ нужна ссылка ]
В Любляне 32 еврея смогли скрываться до сентября 1944 года, когда они были преданы и арестованы в ходе рейдов коллаборационистской словенской полицией ополчения и переданы нацистам, которые затем отправили их в Освенцим, где большинство из них было уничтожено. Словенское ополчение значительно усилило антисемитизм, уже существовавший в довоенных словенских католических кругах, занимаясь порочной антисемитской пропагандой. Так, лидер словенского ополчения Леон Рупник практически во всех своих публичных выступлениях нападал на евреев. [15] В 1944 году газета «Ополчение» писала: «Иудаизм хочет поработить весь мир. Он может поработить его, если одновременно экономически уничтожит все нации. Вот почему он вогнал нации в войну, чтобы уничтожить себя и тем самым принести пользу евреям. Коммунизм – это самый верный исполнитель еврейских порядков, наряду с либеральной демократией. Обе идеи были созданы евреями для нееврейских народов. Словенская нация также хочет поставить иудаизм на колени вместе с его моральным разложением и обнищанием». [16] Влиятельный католический священник Ламберт Эрлих, выступавший за сотрудничество с итальянскими фашистскими властями, выступал против «еврейского сатанизма», который, как он утверждал, пытался завладеть национальными сокровищами других народов. [ нужна ссылка ]
Евреев Прекмурья , где до Второй мировой войны проживало большинство словенского еврейства, постигла та же участь, что и евреев Венгрии . После немецкой оккупации Венгрии почти все еврейское население региона Прекмурье было депортировано в Освенцим . Очень немногие выжили. В целом подсчитано, что из 1500 евреев Словении в 1939 году только 200 удалось выжить, то есть 87% были уничтожены нацистами, что является одним из самых высоких показателей в Европе. [17]
Некоторым словенским евреям удалось спастись, присоединившись к партизанам. В отличие от польского сопротивления, которое не допускало евреев в свои ряды, [ нужна ссылка ] югославские партизаны приветствовали евреев. 3254 еврея в бывшей Югославии выжили, присоединившись к партизанам, что составляет более одной пятой всех выживших. После войны 10 еврейских партизан были названы национальными героями Югославии. [18] удостоил 15 словенцев звания Праведников народов мира За помощь евреям во время Холокоста Яд Вашем .
Послевоенное сообщество
[ редактировать ]При коммунизме в Югославии еврейская община Социалистической Республики Словении насчитывала менее 100 членов. Федерация еврейских общин была восстановлена, и после создания Государства Израиль (1948 г.) Федерация запросила и получила разрешение от югославских властей на организацию еврейской эмиграции в Израиль. [19] 8000 югославских евреев, в том числе словенские евреи, которым всем было разрешено забрать с собой свое имущество, уехали в Израиль. [19] В 1953 году синагога Мурска -Собота , единственная оставшаяся после Холокоста, которую горстка выживших евреев не смогла сохранить и поэтому была продана в 1949 году городу, была снесена местными коммунистическими властями, чтобы освободить место для новых квартир. Многие евреи были изгнаны из Югославии как « этнические немцы ». [ нужна ссылка ] и большая часть еврейской собственности была конфискована. [ нужна ссылка ]
В Любляне еврейская собственность была конфискована как «вражеская собственность» Городским комитетом по конфискации ( словенский : Mestna zaplembena komisija ) и передана коммунистической элите. [20] Эти объекты включали особняк Эбеншпангер (используемый Борисом Кидричем ), особняк Мергенталер (используемый ОЗНА или тайной полицией) и особняк Поллака (используемый Эдвардом Кочбеком ). [20] Кроме того, особняк Московичей был продан при сомнительных обстоятельствах и сейчас используется социал-демократами . [20] [21] преемник Коммунистической партии Словении . [22]
Юдовская обчина в Любляни (Еврейская община Любляны ) была официально реформирована после Второй мировой войны. Его первым президентом был Артур Кон, за ним последовали Александр Шварц и Роза Фертиг-Шварц в 1988 году.В 1969 году оно насчитывало всего 84 члена, и его членство сокращалось из-за эмиграции и возраста.
произошло возрождение еврейской темы В 1960-х и 1970-х годах в словенской литературе , почти исключительно авторами-женщинами. Берта Божету была самым известным еврейским писателем, писавшим на словенском языке . Среди других были Мириам Штайнер и Злата Медик-Вокач . [23]
После 1990 года
[ редактировать ]В последней югославской переписи населения 1991 года 199 словенцев заявили о своей еврейской религии , а в переписи 2011 года это число составило 99. [24] Еврейская община сегодня оценивается в 400–600 членов. [25] хотя только 130 человек являются членами организации «Еврейская община Словении». Сообщество состоит из людей ашкеназского и сефардского происхождения. В 1999 году был назначен первый с 1941 года главный раввин Словении. До этого религиозные службы оказывались при помощи еврейской общины Загреба. Нынешний главный раввин Словении Ариэль Хаддад проживает в Триесте и является членом Любавичской хасидской школы. [26] Нынешним президентом Еврейской общины Словении является Андрей Кожар Бек.
С 2000 года в Словении наблюдается заметное возрождение еврейской культуры. В 2003 году в Любляне открылась синагога. [27] В 2008 году была основана Ассоциация Иссерляйн для продвижения наследия еврейской культуры в Словении. [28] Он организовал несколько публичных мероприятий, получивших положительные отзывы в средствах массовой информации, таких как публичное освещение Хануки в Любляне в 2009 году. [29] Также растет общественный интерес к еврейскому историческому наследию в Словении. В 2008 году комплекс еврейского кладбища в Рожна Долине недалеко от Новой Горицы был восстановлен благодаря усилиям местных политиков Социал-демократической партии , давлению со стороны соседней еврейской общины Гориции и американского посольства в Словении. [30] был открыт первый памятник жертвам Холокоста в Словении В январе 2010 года в Мурска-Соботе . [30]
Время от времени антисемитские инциденты все еще происходят, например, осквернение синагоги Марибора граффити с надписью Юден Раус «Долой евреев!» [31] в то время как другие предостерегают от отрицания Холокоста и антисемитских заявлений словенских правых. [32] В апреле 2024 года делегация Всемирного еврейского конгресса собралась в Словении в ответ на призыв еврейской общины отреагировать правительством на рост антисемитизма. Вслед за делегацией исполнительный вице-президент ВЕК Марам Штерн направил открытое письмо министру иностранных и европейских дел Словении Тане Файон . В письме говорилось, что «тенденциозные нападки на Израиль неизменно разжигают пламя антисемитизма… В конечном итоге народ Словении и правительство больше всего пострадают от ненависти, которая метастазирует по всей стране, и только вы и ваши коллеги можете управлять излечивать." [33]
Единственная действующая синагога в Словении с 2016 года находится в Еврейском культурном центре по адресу Крижевнишка 3 в Любляне, где находится Сефер Тора словенской еврейской общины. Ритуалы проводятся время от времени по субботам и крупным еврейским праздникам.
В 2021 году в Любляне открылась новая синагога , которая также является первой синагогой, которой управляет не муниципалитет, а непосредственно еврейская община. [34]
Известные евреи из Словении
[ редактировать ]- Исраэль Иссерлин , средневековый раввин из Марибора.
- Кон, президент еврейской общины Словении
- Д-р Александар Шварц (Соломон Шварц), президент еврейской общины Словении
- Доктор Роза Фертиг-Шварц, президент еврейской общины Словении
- Младен А. Шварц, официальный секретарь и президент еврейской общины Словении
- Пол Парин , психоаналитик
См. также
[ редактировать ]- Карло Михельштедтер
- Грациадио Исайя Асколи
- История евреев в Триесте
- Еврейский культурный центр (Любляна)
- Синагога Любляна
- История евреев в Югославии
Примечания и ссылки
[ редактировать ]- ^ «Евреи прекращают празднование Хануки» .
- ^ Евреи Югославии 1941–1945 гг. Жертвы геноцида и борцы за свободу, Яса Романо
- ↑ Отрывки из жизни евреев в Югославии - Часть I. Архивировано 16 июля 2006 г. в Wayback Machine.
- ^ V. Travner, Mariborski ghetto, Kronika 2, 1935, pp. 154–150.
- ^ Энциклопедия Словении , том. 4, 1990, с. 315.
- ^ Перейти обратно: а б Кавчич, Ернея. «Иудаизм в Словении» (PDF) .
- ^ Перейти обратно: а б с Еврейская виртуальная библиотека – Словения
- ^ Перейти обратно: а б «Еврейская община Марибора» . Музей еврейского народа в Бейт-Хатфуцот . Проверено 24 июня 2018 г.
- ^ «Еврейская община Любляны» . Музей еврейского народа в Бейт-Хатфуцот . Проверено 24 июня 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Лутар, Ото. «ПОЛИ ПАМЯТИ: Антисемитизм и уничтожение еврейской общины в Прекмурье» (PDF) .
- ^ Перейти обратно: а б «Антисемитизм › 1918 год: БЕЛТИНСКИЙ ПОГРОМ | Лендавская синагога» (на словенском языке). Архивировано из оригинала 21 сентября 2019 г. Проверено 23 сентября 2019 г.
- ^ «Еврейская религиозная община Белтинцы | Лендавская синагога» (на словенском языке) . Проверено 23 сентября 2019 г.
- ^ Шуми, Ирена. «Словенский антисемитизм, заживо похороненный в идеологии словенского национального примирения» (PDF) .
- ^ Грегор Томк, Доротея Лешник (1995). Красный и черный. Словенская партизанщина и оборона дома . Любляна. стр. 38–39.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Шуми, Ирена. «Словенский антисемитизм, заживо похороненный в идеологии словенского национального примирения» (PDF) .
- ^ Лутар, Ото (9 мая 2014 г.). «Понимание прошлого: удивительно? Нет. Недопустимо? Да!» . www.delo.si (и словенский) . Проверено 25 ноября 2019 г.
- ^ «Еврейские потери во время Холокоста: по странам» . энциклопедия.ushmm.org . Проверено 23 сентября 2019 г.
- ^ Ирена Шуми и Ото Лутар (2016). СЛОВЕНСКИЙ ПРАВЕДНИК МЕЖДУ НАРОДАМИ . Любляна.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Перейти обратно: а б «Югославия» . www.jewishvirtuallibrary.org . Проверено 22 сентября 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «История об «украденной фее йода» » . СД . 12 ноября 2020 г. . Проверено 18 апреля 2021 г.
- ^ «Европейская еврейская община хочет восстановить СД» . СиолНЕТ . 15 апреля 2021 г. Проверено 18 апреля 2021 г.
- ^ «Ютуб.com» . Социал-демократы – гордые наследники Союза коммунистов . Я ненавижу снег. 22 марта 2019 г. Архивировано из оригинала 19 декабря 2021 г.
- ^ Энциклопедия Словении
- ^ «Статистическое управление Республики Словения – перепись 2002 года» . www.stat.si. Проверено 25 сентября 2019 г.
- ^ «Еврейская община Словении – демографический обзор» . Архивировано из оригинала 1 ноября 2018 г. Проверено 25 августа 2006 г.
- ^ Еврейская община Словении
- ^ «Виртуальный тур по еврейской истории Словении» .
- ^ «Доступность: база данных и препятствия» .
- ^ «Зажжение ханукального подсвечника — SiOL.net» . www.siol.net . Архивировано из оригинала 14 декабря 2009 г.
- ^ Перейти обратно: а б http://lojze68.blogspot.com/2010/04/studij-judovska-skupnost-na-goriskem.html [ источник, созданный пользователем ]
- ^ «Антисемитизм в Словении» . Синагога Марибор . Проверено 2 октября 2019 г.
- ^ «Отрицание Холокоста» . Младина.си . Проверено 2 октября 2019 г.
- ^ «Делегация ВЕК посетила небольшую еврейскую общину Словении, чтобы призвать к усилению реакции на антисемитизм» . Всемирный еврейский конгресс . Проверено 11 июня 2024 г.
- ^ «В Любляне открылась первая синагога» . www.24ur.com (на словенском языке) . Проверено 9 ноября 2021 г.
- Еврейская виртуальная библиотека – Словения, Стефани Персен
- Еврейские памятники в Словении
- Отрывки из жизни евреев в Югославии – Часть I
- Демографический обзор, еврейская община Словении
Внешние ссылки
[ редактировать ]- (на английском и словенском языках) Еврейская община Словении