История евреев в Эфиопии
Часть серии о |
Евреи и иудаизм |
---|
История евреев в Эфиопии относится к людям в Эфиопии , которые исповедуют иудаизм или имеют еврейское происхождение. Эта история насчитывает тысячелетия. Самая крупная еврейская группа в Эфиопии — Бета-Исраэль , также известная как эфиопские евреи. Ответвления Бета-Израиля включают Бета Авраама и Фалаш Мура , эфиопских евреев, которые были обращены в христианство, некоторые из которых вернулись в иудаизм. Аддис-Абеба является домом для небольшой общины евреев Адени . Хабад также сохраняет присутствие в Аддис-Абебе.
Исторический
Ранняя история (325–1270 гг.)
Согласно традиции Бета-Исраэль, легендарное Королевство Бета-Исраэль, позже названное Королевством Симиен, первоначально было основано после того, как Эзана объявил христианство официальной религией Аксумского королевства . Жители, исповедовавшие иудаизм, отказались принять христианство и начали восстание; эта группа называлась «Бета-Израиль». Говорят, что после гражданской войны между еврейским и христианским населением Бета-Израиль создала независимое государство, расположенное в районе гор Семьен и в регионе Дембия, расположенном к северу от озера Тана и к югу от реки Текезе . Однако нет никаких доказательств, напрямую подтверждающих его существование, а его историчность считается учеными маловероятной. Однако ничто в исторических записях VI–XIII веков не позволило ученым высказать что-либо большее, чем весьма предварительные гипотезы относительно еврейских общин того времени. [1]
Согласно эфиопской легенде, еврейская царица Юдифь подписала договор с племенами агав , которые были язычниками . Около 960 года большая конфедерация во главе с царицей Юдит, в которую входили как силы племен агав, так и силы Бета-Исраэль, вторглась в столицу Аксум , захватив и разрушив ее (включая множество церквей и монастырей, которые были сожжены и разрушены) и навязала еврейское господство над Аксумом. Однако легенды о еврейской царице по имени Юдит (Гудит) были отвергнуты такими учеными, как Эдвард Уллендорф, как не имеющие под собой никаких исторических фактов. [2]
По словам еврейского путешественника Эльдада ха-Дани , колено Дана основало свое собственное царство в Эфиопии: «Они прошли через Египет дальше вниз по верховьям реки Нил и поселились в Эфиопии, в Восточной Африке. Даниты были великими воинами и после многих сражений с местными племенами они прочно обосновались, создав собственное королевство». Марко Поло и Бенджамин Туделинский также упоминают о существовании эфиопской еврейской общины. [3]
Христианское господство (1270–1855)
Самое раннее зарегистрированное упоминание о Бета-Исраэль происходит из Королевских хроник императора Амды Сейона , который послал войска для умиротворения северо-западных провинций Семиен , Целемт , Цегеде и Вегара , где Бета-Исраэль приобретал известность. [4] Он послал туда войска, чтобы сражаться с людьми «как евреи» ( Ge'ez ከመ:አይሁድ кама айхуд ). [5]
Согласно как письменным источникам Эфиопии, так и устным традициям Бета-Израиль, император Йешак (1414–1429) начал оказывать религиозное давление на Бета-Израиль, что спровоцировало восстание. [6] После поражения восстания Йешак разделил территории евреев на три провинции, которые контролировались назначенными им комиссарами. Он снизил социальный статус евреев ниже статуса христиан. [5] и заставил евреев обратиться в другую веру или потерять свою землю. Оно будет отдано как рист , тип земельного ценза, который делал его навсегда наследуемым получателем и не подлежащим передаче Императором. Йешак постановил: «Тот, кто крещен в христианской религии, может унаследовать землю своего отца, в противном случае пусть он будет фаласи » . Возможно, отсюда и произошел термин «фалаша» ( falāšā , «странник» или «безземельный»). [5] Этот термин считается уничижительным по отношению к эфиопским евреям.
В 1435 году Илия Феррарский рассказал о встрече с эфиопским евреем в Иерусалиме в письме своим детям . Этот человек рассказал ему о продолжающемся конфликте его народа с абиссинцами -христианами ; он передал некоторые принципы своей веры, которая, как заключил Феррара, балансировала между караимским и раввинистическим иудаизмом . Его люди не были знакомы с Талмудом и не соблюдали Хануку , но их канон содержал книгу Эстер и имел устное толкование Торы. Феррара далее записала, что у них был свой собственный язык, что путешествие из их земли длилось шесть месяцев и что библейская река Гозан находилась в пределах их границ. [7]
В середине 15 века эфиопские миссионеры начали проводить евангелизацию в Сеймене и Целемте. Позже Бета-Исраэль восстал против императора Зары Якоба (1434–1468) в районе Сеймена, это восстание было безжалостно подавлено, и многие эфиопские евреи в Сеймене были убиты. Летописец, документирующий правление Зара Якоба, даже заходит так далеко, что с гордостью дарует императору титул «Истребитель евреев». [5]
В 16 веке главный раввин Египта . Давид бен Соломон ибн Аби Зимра (также известный как Радбаз, ок. 1479–1573) заявил, что с точки зрения галахи эфиопская община Бета-Израиль является этническим евреем [8]
Бета-Исраэль позже упоминается в « Футух аль-Хабаса» , истории завоеваний имама Ахмада ибн Ибрагима аль-Гази . Согласно этому источнику, император Давит II укрылся в королевской крепости Бахр-Амба в горах Симиен , при осаде крепости имам наткнулся на евреев Симиена. Летописец описывает встречу Имама и Бета-Исраэль:
Еврейские абиссинцы (когда-то) контролировали округ Семён . На их родном языке их называют Фаласа, потому что они воспевают хвалу Единому Богу и не верят ни в кого другого. У них нет ни Пророка, ни святого. В течение сорока лет жители Бахр-Амбы порабощали их и заставляли работать в качестве слуг. Они пахали для них поля. После того как имам одержал победу над патрицием Саулом, все фаласа пришли из глубоких долин и даже из горных пещер – потому что они жили не в низинах, а в горах и пещерах. Они сказали имаму: «В течение сорока лет между нами и народом Бахр-Амбы царила ненависть. Давайте убьем их сейчас, тех, кто остался. И давайте займем их крепости теперь, когда вы их завоевали. Нас будет достаточно». так поступить с ними. Итак, оставайся в своем лагере, и то, что мы сделаем с ними, поразит тебя». [9]
После смерти Давита II Бета-Исраэль сменила свой союз и начала поддерживать императора Геладевоса в борьбе с мусульманскими захватчиками. Эфиопам-христианам в конечном итоге удалось победить мусульман и помешать Ахмеду Гранну завоевать Эфиопию. Затем Бета-Исраэль поддерживал хорошие отношения с Геладевосом до конца его правления. [10]
Во время правления (1563–1597) императора Сарсы Денгеля император начал разрушительную кампанию против Бета-Израиля с использованием пушек, которые он недавно захватил у османов. Во время этой кампании Сарса Денгель узнал, что Борана Оромо вторглись в провинции Шева , Ведж и Дамот . Несмотря на это, Сарса Денгель отказался защищать эти территории от оромо и вместо этого продолжал сосредотачивать свое внимание на Бета-Израиле. Это решение вызвало значительное разочарование среди его чиновников, но император оправдал свои действия, заявив: «Для меня лучше сражаться с врагами крови Иисуса Христа [то есть евреями ], чем идти сражаться против галла ». [11] Эфиопские силы продолжали усмирять евреев, кульминацией которых стал захват и казнь лидера еврейских повстанцев Гошена. После его смерти многие представители Бета-Израиля совершили массовое самоубийство. [12]
В 1614 году евреи Сеймена восстали против императора I. Сусеноса К 1624 году восстание было подавлено, а окончательное поражение последующего восстания в следующем году ознаменовало конец политической автономии Бета-Израиля. [10]
Гондэрский период (1632–1855 гг.)
После того, как в 1620-х годах автономия Бета-Исраэль в Эфиопии закончилась, император Сусеньос I конфисковал их земли и насильно крестил других. [10] Кроме того, в Эфиопии было запрещено исповедовать любую форму еврейской религии . В результате этого периода угнетения большая часть традиционной еврейской культуры и обычаев была утрачена или изменена.
Тем не менее, сообщество Бета-Израиль, похоже, продолжало процветать в этот период. Столица Эфиопии Гондар в Дембии была окружена землями Бета-Исраэль. Бета-Исраэль служили ремесленниками, каменщиками и плотниками при императорах, начиная с 16 века. Эфиопы избегали таких ролей как скромных и менее почетных, чем сельское хозяйство. [10] В этих отчетах также сообщается, что некоторое знание иврита сохранялось среди людей в 17 веке. Например, Маноэль де Алмейда , португальский дипломат и путешественник того времени, писал следующее:
Евреи были в Эфиопии с самого начала. Некоторые из них обратились к закону Христа, Господа нашего; другие упорствовали в своей слепоте и прежде владели многими обширными территориями, почти всем королевством Дамбеа и провинциями Огара и Семан. Это было тогда, когда [христианская] империя была намного больше, но поскольку [языческие и мусульманские] галлы давили на них [с востока и юга], императоры давили на них [т. е. евреев на западе] ?] гораздо больше и много лет назад силой оружия отобрал у них Дамбеа и Огару. Однако в Семане они оборонялись с большой решимостью, чему способствовало расположение и суровость гор. Многие повстанцы бежали и присоединились к ним, пока нынешний император Сетан Секед [тронное имя Сунейос] на 9-м году своего правления сражался и победил царя Гедеона, а на 19-м году своего правления напал на Самена и убил Гидеона. ... Большинство и значительная часть из них были убиты в результате различных нападений, а остальные сдались или разошлись в разные стороны. Многие из них приняли святое крещение, но почти все оставались такими же евреями, как и раньше. Последних много в Дамбеа и в различных регионах; они живут ткачеством тканей и изготовлением заргунчо [копий], плугов и других железных изделий, ибо они великие кузнецы. Между королевствами Императора и Кафрами [неграми], живущими рядом с Нилом за пределами имперской территории, смешалось друг с другом еще много таких евреев, которых здесь называют фалашами. Фалаши или евреи... принадлежат к [арабской] расе [и говорят] на иврите, хотя он очень испорчен. У них есть еврейские Библии, и они поют псалмы в своих синагогах. [13]
Об изоляции общины Бета-Израиль в Эфиопии сообщил также шотландский исследователь Джеймс Брюс , посетивший Гондэр в XVIII веке: «Единственная копия Ветхого Завета, которая у них есть, — это перевод на языке божий, тот же самый, использованный в абиссинскими христианами, которые являются единственными писцами, и продают эти копии евреям-фалашам, и между проповедниками двух религий еще не возникало никаких споров или споров по поводу текста. У них нет Ктубы или различных чтений; они никогда не слышали о Талмуде, Таргуме или Каббале; у них нет ни бахромы, ни лент на одежде, и, насколько мне удалось узнать, среди них нет ни одного писца». [14]
Бета-Израиль потерял свое относительное экономическое преимущество в конце 18-го и начале 19-го веков, во время Земенского Месафинта , периода повторяющихся гражданских волнений. Хотя в этот период столица номинально находилась в Гондэре, децентрализация правительства и доминирование региональных полевых командиров привели к упадку и эксплуатации Бета-Израиля. По словам миссионера начала XIX века Самуэля Гобата , христиане считали евреев будами , или колдунами, и они часто становились жертвами мародерствующих военачальников, как сообщал Гобат: «У них часто отбирают скот. Они не носят оружия ни для нападения, ни для нападения. защита». [15] [10] В этот период еврейская религия была фактически утеряна на несколько лет, прежде чем была восстановлена в 1840-х годах Аббой Виддайе, выдающимся монахом Квары . [10]
Раввинский взгляд XVI века
Раввин Давид ибн Зимра из Египта (1479–1573), когда его спросили об одной чернокожей женщине, взятой в плен из Эфиопии ( иудео-арабский : אל-חבאש ) и проданной еврею в Египте (женщина, утверждающая, что она еврейского происхождения ), писал о впечатлениях, которые евреи Египта имели в то время от своих эфиопских коллег, заявлявших о своем еврейском происхождении:
...Ло! известно, что между царями Куша , имеющего три царства, идут постоянные войны; часть из которых принадлежит измаильтянам , а часть — христианам, а часть — израильтянам из колена Дана . По всей вероятности, они из секты Садока и Боэта , которых [теперь] называют караимами , так как они знают лишь некоторые из библейских заповедей , но незнакомы с Устным Законом и не зажигают субботнюю свечу . Война среди них не прекращается, и каждый день они берут пленных друг у друга... [16]
В том же ответе он заключает, что, если бы еврейская община Эфиопии пожелала вернуться к раввинистическому иудаизму, ее бы приняли и приветствовали в лоно, точно так же, как караимов, которые вернулись к учению раввинов во времена раввина Авраама бен Маймонида. .
Современная история
Современная история общины Бета-Исраэль начинается с воссоединения Эфиопии в середине XIX века во время правления Теодроса II . В то время население Бета-Израиля оценивалось от 200 000 до 350 000 человек. [17]
Христианские миссии и раввинская реформация
Несмотря на случайные контакты на более раннем этапе, Запад стал хорошо осведомлен о существовании общины Бета-Израиль только тогда, когда они вступили в контакт через протестантских миссионеров « Лондонского общества содействия христианству среди евреев », которое специализировалось на обращении христиан в христианство. Евреи. [18] Организация начала свою деятельность в Эфиопии в 1859 году. Протестантские миссионеры, работавшие под руководством обращенного еврея по имени Генри Аарон Штерн, обратили в христианство многих представителей общины Бета-Израиль . Между 1859 и 1922 годами около 2000 членов Бета-Исраэль обратились в эфиопское христианство (они не перешли в протестантизм из-за соглашения, заключенного протестантскими миссионерами с правительством Эфиопии). Относительно небольшое количество обращений частично объясняется резкой реакцией на обращение религиозного руководства общины Бета-Исраэль. [ нужна ссылка ] . Члены Бета-Исраэль, обратившиеся в христианство, сегодня известны как «Фалаш Мура».
Деятельность протестантских миссионеров в Эфиопии вызвала раздражение европейского еврейства. В результате несколько европейских раввинов заявили, что признают еврейство общины Бета-Исраэль, и в конце концов в 1868 году организация « Всемирный израильский союз » решила послать еврейско-французского востоковеда Жозефа Галеви в Эфиопию для изучения условий существования общины Бета-Исраэль. Эфиопские евреи. По возвращении в Европу Галеви сделал очень благоприятный отчет об общине Бета-Израиль, в котором он призвал мировую еврейскую общину спасти эфиопских евреев, основать еврейские школы в Эфиопии и даже предложил пригласить тысячи членов Бета-Израиль для поселения. в Османской Сирии (за десяток лет до фактического создания первой сионистской организации).
Тем не менее, после непродолжительного периода, когда освещение в СМИ вызвало большой интерес к общине Бета-Исраэль, интерес среди еврейских общин во всем мире снизился. Это произошло главным образом потому, что все еще оставались серьезные сомнения в еврействе общины Бета-Исраэль, а также потому, что организация Alliance Israélite Universelle не выполнила рекомендации Галеви. [ нужна ссылка ] .
Между 1888 и 1892 годами северная Эфиопия переживала опустошительный голод . Голод был вызван чумой крупного рогатого скота , от которой погибла большая часть всего скота (см. эпизоотию африканской чумы крупного рогатого скота 1890-х годов ). Условия ухудшились из-за вспышек холеры (1889–1892 гг.), эпидемии тифа и крупной эпидемии оспы (1889–1890 гг.).
За этот период погибло около трети населения Эфиопии. [19] [20] По оценкам, за этот период погибло от половины до двух третей общины Бета-Исраэль.
Миф о потерянных племенах в Эфиопии заинтриговал Жака Фейтловича , бывшего студента Жозефа Галеви в Школе высоких этюдов в Париже . В 1904 году Фейтлович решил возглавить новую миссию в северной Эфиопии. Фейтлович получил финансирование от еврейского филантропа Эдмона де Ротшильда , путешествовал и жил среди эфиопских евреев. Кроме того, Файтловичу удалось сорвать усилия протестантских миссионеров по обращению эфиопских евреев, которые в то время пытались убедить эфиопских евреев, что все евреи мира верят в Иисуса . В период с 1905 по 1935 год он вывел 25 молодых эфиопских еврейских мальчиков, которых посадил в еврейские общины Европы. [21] например Саломон Йеша , [22] Таамерат Аммануэль , [23] Авраам Адге , [24] Йона Богале , [25] и Тадессе Джейкоб [26]
После своего визита в Эфиопию Фейтлович создал международный комитет общины Бета-Израиль, популяризировал осведомленность об их существовании посредством своей книги « Записки о путешествии чез-лес-фалашас» (1905 г.). [27] и собрали средства для открытия школ в своих деревнях.
В 1908 году главные раввины 45 стран сделали совместное заявление, официально заявив, что эфиопские евреи действительно являются евреями. [28]
Еврейство общины Бета-Исраэль стало открыто поддерживаться большинством европейских еврейских общин в начале 20 века.
В 1921 году Авраам Исаак Кук , первый ашкенази главный раввин Британского мандата в Палестине , признал общину Бета-Исраэль евреями.
Итальянский период, Вторая мировая война и послевоенный период
В 1935 году вооруженные силы Королевства Италия во главе с фашистским лидером Бенито Муссолини вторглись и оккупировали Эфиопию.
Итальянский режим проявил враждебность по отношению к евреям Эфиопии. Расовые законы, принятые в Италии, были также применены к итальянской Восточной Африке. Муссолини пытался достичь соглашения с Великобританией о признании Итальянской Восточной Африки, в ходе которого Муссолини предлагал решить « еврейскую проблему » в Европе и Палестине путем переселения евреев в северо-западные эфиопские районы Годжам и Бегемдер вместе с Бета-сообщество Израиля. [29] [30] Предлагаемое еврейское государство должно было быть объединено на федеральном уровне с Итальянской империей. План Муссолини так и не был реализован.
Когда в 1948 году было создано Государство Израиль , многие эфиопские евреи начали подумывать об иммиграции в Израиль. Тем не менее император Хайле Селассие отказался предоставить еврейскому населению Эфиопии разрешение покинуть свою империю.
Ранняя нелегальная эмиграция и официальное признание Израиля
Между 1965 и 1975 годами относительно небольшая группа эфиопских евреев иммигрировала в Израиль. Иммигранты Бета-Израиль в тот период представляли собой в основном очень небольшое количество мужчин, которые учились и приехали в Израиль по туристической визе, а затем остались в стране нелегально.
Некоторые сторонники в Израиле, признавшие свое еврейство, решили им помочь. Эти сторонники начали организовывать ассоциации, в том числе под руководством Овадии Хаззи, йеменского еврея и бывшего сержанта израильской армии, который женился на жене из общины Бета-Исраэль после Второй мировой войны . [31] Некоторым нелегальным иммигрантам удалось урегулировать свой статус у израильских властей благодаря помощи этих ассоциаций поддержки. Некоторые согласились «перейти» в иудаизм, что помогло им урегулировать свой личный статус и, таким образом, остаться в Израиле. Те, кто урегулировал свой статус, часто также привозили свои семьи в Израиль.
В 1973 году Овадия Хацци официально поставил вопрос о еврействе Бета Израиля перед израильским сефардским раввином Овадией Йосефом . Израиль произошли от утраченного колена Дана Раввин, который процитировал раввинское постановление Радбаза 16-го века и утверждал, что Бета - , признал свое еврейство в феврале 1973 года. Первоначально это решение было отвергнуто главным раввином ашкенази Шломо Гореном , который в конечном итоге изменил свое мнение по этому поводу в 1974 году.
В апреле 1975 года израильское правительство Ицхака Рабина официально признало Бета-Израиль евреями в целях Закона о возвращении (израильский закон, который предоставляет всем евреям в мире право иммигрировать в Израиль).
Позже премьер-министр Израиля Менахем Бегин добился от Овадии Йосефа четких указаний о том, что они являются потомками Десяти потерянных племен . Однако Главный раввинат Израиля первоначально потребовал от них формального еврейского обращения , чтобы устранить любые сомнения относительно их еврейского статуса.
Гражданская война в Эфиопии
После периода гражданских волнений, 12 сентября 1974 года, прокоммунистическая военная хунта , известная как « Дерг » («комитет»), захватила власть после свержения императора Хайле Селассие I. Дерг . установил правительство, которое было социалистическим по названию и военным по стилю Подполковник Менгисту Хайле Мариам вступил в должность главы государства и председателя Дерга . Годы правления Менгисту были отмечены правительством тоталитарного типа и массовой милитаризацией страны, финансируемой Советским Союзом и Восточным блоком и при поддержке Кубы. Коммунизм был официально принят новым режимом в конце 1970-х — начале 1980-х годов.
В результате новый режим постепенно начал занимать антирелигиозные и антиизраильские позиции, а также проявлять враждебность по отношению к евреям Эфиопии. [ нужна ссылка ]
К середине 1980-х годов Эфиопия пережила серию голода , усугубленного неблагоприятной геополитикой и гражданскими войнами , которые в конечном итоге привели к гибели сотен тысяч человек. [32] В результате жизнь сотен тысяч эфиопов, в том числе общины Бета-Исраэль, стала несостоятельной, и большая часть попыталась спастись от войны и голода, сбежав в соседний Судан .
Обеспокоенность за судьбу эфиопских евреев и страх за их благополучие в конечном итоге способствовали официальному признанию израильским правительством общины Бета-Исраэль евреями в 1975 году для целей Закона о возвращении. Гражданская война в Эфиопии побудила израильское правительство перебросить по воздуху большую часть населения Бета-Израиль из Эфиопии в Израиль в ходе нескольких тайных военных спасательных операций, которые проводились с 1980-х по начало 1990-х годов.
В Аддис-Абебе когда-то проживала известная аденитская община. [33] Большинство из них довольно быстро уехали, многие совершили алию , однако некоторые остались и основали синагоги и еврейские школы. [34] К 1986 году в городе осталось всего шесть семей Адени, и почти все их имущество было конфисковано режимом Менгисту . [35]
Эфиопско-израильские отношения
Эфиопия имеет посольство в Тель-Авиве ; посол также аккредитован при Святом Престоле , Греции и Кипре . У Израиля есть посольство в Аддис-Абебе ; посол также аккредитован в Руанде и Бурунди . Израиль был одним из самых надежных поставщиков военной помощи Эфиопии, поддерживая различные правительства Эфиопии во время войны за независимость Эритреи .
В 2012 году израильтянин эфиопского происхождения Белайнеш Зевадия был назначен послом Израиля в Эфиопии. [36]
В эпоху империи израильские советники обучали парашютисты и подразделения по борьбе с повстанцами, принадлежащие к Пятой дивизии (также называемой Небельбал, «Пламенная» дивизия). [37] В декабре 1960 года часть эфиопской армии предприняла попытку государственного переворота , когда император Хайле Селлассие I находился с государственным визитом в Бразилии . Израиль вмешался, чтобы Император мог напрямую связаться с генералом Аббие. Генерал Эббие и его войска остались верны Императору, и восстание было подавлено. [38]
В начале 1960-х годов Израиль начал помогать правительству Эфиопии в его кампаниях против Фронта освобождения Эритреи (ELF). [37] [38] Правительство Эфиопии представило восстание в Эритрее как арабскую угрозу африканскому региону, и этот аргумент убедил израильтян встать на сторону правительства Эфиопии в конфликте. [39] Израиль обучал силы борьбы с повстанцами, а генерал-губернатор Эритреи Асрате Медхин Касса имел своим советником израильского военного атташе. Израильскому полковнику было поручено руководить военной школой в Декамаре и обучением эфиопских морских коммандос. [37] [38] К 1966 году в Эфиопии насчитывалось около 100 израильских военных советников. [38]
Премьер-министр Эфиопии Аклилу Хабте-Вольд начал искать политическую поддержку разрыву отношений с Израилем после саммита ОАЕ. После долгих дискуссий кабинет проголосовал за разрыв дипломатических связей с Израилем. Однако это решение было подвергнуто цензуре из-за вето императора. Даже после того, как Эфиопия разорвала дипломатические отношения с Израилем в 1973 году, израильская военная помощь продолжалась после прихода к власти военной хунты Дерга и включала запасные части и боеприпасы для оружия американского производства, а также обслуживание реактивных истребителей F-5 американского производства. [37] Израиль также сохранил небольшую группу военных советников в Аддис-Абебе. [37] Однако в 1978 году, когда министр иностранных дел Израиля Моше Даян признал, что Израиль оказывает помощь в обеспечении безопасности Эфиопии, Менгисту Хайле Мариам изгнал всех израильтян, чтобы сохранить свои отношения с радикальными арабскими государствами, такими как Ливия и Южный Йемен . [37] Например, в 1983 году Израиль проводил обучение связям, а в 1984 году израильские советники обучали президентскую гвардию и израильский технический персонал, работавший в полиции. Некоторые западные наблюдатели полагали, что Израиль предоставил военную помощь Эфиопии в обмен на молчаливое сотрудничество Менгисту во время операции «Моисей» в 1984 году, в ходе которой 10 000 Бета-Израиль (эфиопские евреи) были эвакуированы в Израиль. [40] Сообщается, что в 1985 году Израиль продал Аддис-Абебе боеприпасы и запасные части советского производства, захваченные в Ливане, на сумму не менее 20 миллионов долларов США . По данным Народно-освободительного фронта Эритреи (EPLF), в 1987 году режим Менгисту получил израильскую военную помощь на сумму 83 миллиона долларов США , а Израиль направил в Эфиопию около 300 военных советников. Кроме того, EPLF заявил, что тридцать восемь эфиопских пилотов отправились в Израиль для обучения. [37] В обмен на эту помощь Эфиопия разрешила эмиграцию Бета- Израиля . Весной число отъездов достигло около 500 человек в месяц, прежде чем эфиопские власти приняли новые иммиграционные процедуры, которые сократили эту цифру более чем на две трети. В следующем году [ когда? ] Иерусалим и Аддис-Абеба заключили еще одно соглашение, согласно которому Израиль предоставил сельскохозяйственную, экономическую и медицинскую помощь. Кроме того, в мае 1991 года, когда режим Менгисту приближался к концу, Израиль заплатил 35 миллионов долларов США наличными, чтобы позволить почти 15 000 бета-израильтян эмигрировать из Эфиопии в Израиль. [37]
Эмиграция в Израиль
См. также
Ссылки
- ^ Каплан, Бета-Израиль , стр. 408
- ^ Каплан, Бета-Израиль , стр. 500
- ^ Фовель-Эмар 2013 , с. 383.
- ^ Панкхерст, Borderlands , с. 79.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Стивен Каплан, «Бета Исраель», в книге Зигберта фон Улига, изд., Энциклопедия Aethiopica: A – C (Висбаден: Harrassowitz Verlag, 2003), стр. 553.
- ^ Каплан 2007 , с. 501.
- ^ «Эрец Исраэль – Яари, Авраам, 1899-1966 » hebrewbooks.org . Тель-Авив. 1943. с. 88 из 565.
- ^ Митчелл Джеффри Бард, От трагедии к триумфу: политика спасения эфиопского еврейства , стр. 19.
- ^ Факих, араб (2003). Завоевание Абиссинии . Цехай Издатели и дистрибьюторы. стр. 378ф. ISBN 9780972317269 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Каплан, «Бета Исраель», Эфиопия , с. 554.
- ^ «Оромо Эфиопии 1500–1800 гг.» (PDF) .
- ^ Вейль, Шалва 2005 «Гвешан», в Зигберте Улиге (ред.) Энциклопедия Aethiopica, Висбаден: Harrassowitz Verlag, 2: 940.
- ^ История Высокой Эфиопии или Абассии , пер. и изд. К. Ф. Бекингем и GWB Хантингфорд, Лондон: Hakluyt Society, 1954, стр. 54–55.
- ^ Джеймс Брюс, Путешествие к истоку Нила , с. 409.
- ^ Сэмюэл Гобат, Журнал трехлетнего проживания в Абиссинии , 1851 г. (Нью-Йорк: Negro Universities Press, 1969), стр. 263
- ^ Ибн Аби-Зимра, Давид (1882 г.). Аарон Волден (ред.). Ответ Радбаза (на иврите). Том. 2. Варшава.
{{cite book}}
: CS1 maint: location missing publisher (link), s.v. Part VII, responsum # 9 (first printed in Livorno 1652; reprinted in Israel, n.d.) (ОСЛК 233235313 ) - ^ Аарон Зеев Эшколи, Книга филистимлян , стр. 7.
- ^ Вейль, Шалва 2011 «Микаэль Арагави: христианский миссионер среди бета-Израиля», в Эмануэле Тревизан Семи и Шалва Вейль (ред.) Бета-Израиль: евреи Эфиопии и за ее пределами, Венеция: Cafoscarini Press, стр. 147–58.
- ^ «Голод снова преследует Эфиопию, и группы помощи опасаются худшего» . time.com . 21 декабря 1987 года. Архивировано из оригинала 11 февраля 2009 года . Проверено 12 сентября 2015 г.
- ↑ Эль-Ниньо и раннее предупреждение о засухе в Эфиопии. Архивировано 11 сентября 2007 г., в Wayback Machine.
- ^ Вейль, Шалва, 2009 «Израильские студенты-бета, которые учились за границей в 1905–1935 годах» в: Аспен, Харальд, Теферра, Бирхану, Бекеле, Шиферау и Эге, Свейн (ред.). Эфиопские исследования, Тронхейм, июль 2007 г., Висбаден, издательство Harrasowitz. :Ethiopian Research 72, стр. 107-1. 84–92.
- ^ Вейль, Шалва 2010 «Саломон Йешак» (499–500) в Зигберте Улиге (ред.) Энциклопедия Aethiopica, Висбаден: Harrassowitz Verlag, 4.
- ^ Вейль, Шалва, 2010 Таамерат Эммануэль (796–797), в Зигберте Улиге (ред.) Энциклопедия Aethiopica,
- ^ Вейль, Шалва 2003 «Авраам Адге», в Зигберте Улиге (ред.) Энциклопедия Aethiopica, Висбаден: Harrassowitz Verlag, 1: 48.
- ^ Вейль, Шалва 1987 «В память о Йоне Богале» Пеамим33: 140–144. (Иврит)
- ^ Вейль, Шалва 2006 «Тадессе Якоб из Каира и Аддис-Абебы», Международный журнал эфиопских исследований 2 (1–2): 233–43.
- ^ «Жак Файтлович» . www.jewishvirtuallibrary.org .
- ^ «Хронология еврейской истории Эфиопии» . www.jewishvirtuallibrary.org .
- ^ «Религия: удача евреев» . Время . 18 июля 1938 г. Архивировано из оригинала 4 октября 2008 года . Проверено 25 декабря 2010 г.
- ^ «Ватикан: Папа получит Иерусалим?» . Время . 08.07.1940. Архивировано из оригинала 14 октября 2010 года . Проверено 25 декабря 2010 г.
- ^ Шарон, Моше (1988). Святая Земля в истории и мысли . Архив Брилла. ISBN 978-90-04-08855-9 . Проверено 25 декабря 2010 г. - через Google Книги.
- ^ «Наша работа – сохранение природных ресурсов» . Всемирный фонд дикой природы . Проверено 12 сентября 2015 г.
- ^ Амдур, Майкл (1990). Еврейская община в Адене 1900–1967 (иврит) . стр. 24–32.
- ^ Клорман, Бат-Цион (22 марта 2020 г.). Традиционное общество в переходный период: опыт йеменских евреев . БРИЛЛ. стр. 72–86. ISBN 9789004272910 .
- ^ Капелюк, Амнон (21 февраля 1986 г.). «Почему вы преследуете фалашей? – спросили евреи Аддис-Абебы». Едиот Ахронот : 7.
- ^ «Министерство иностранных дел назначило послом первого израильтянина эфиопского происхождения» . Гаарец . 28 февраля 2012 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час Эфиопия-Израиль
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Пейтман, Рой. Эритрея: даже камни горят . Лоуренсвилл, Нью-Джерси [ua]: Red Sea Press, 1998. стр. 96–97.
- ^ Айоб, Рут. Борьба Эритреи за независимость: доминирование, сопротивление, национализм, 1941–1993 гг . Серия африканистических исследований, 82. Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 1995. с. 108
- ^ Перлес, Джейн; Times, специально для Нью-Йорка (5 ноября 1989 г.). «Эфиопско-израильское соглашение облегчает еврейскую эмиграцию» . The New York Times – через NYTimes.com.
Цитируемые работы
- Фовель-Эмар, Франсуа-Ксавье (апрель 2013 г.). «Отчаянно ищу еврейское королевство Эфиопия: Бенджамин Туделский и Африканский Рог (двенадцатый век)». Зеркало . 88 (2): 383–404. дои : 10.1017/S0038713413000857 . JSTOR 23488846 . S2CID 163444188 .
- Каплан, Стив (2003). «Бета Исраэль» В Улиге, Зигберт; Бауси, Алессандро; Крамми, Дональд; Гольденберг, Гидеон; Йемам, Бая (ред.). Энциклопедия Эфиопии Том. 1. Издательство «Гаррасовиц» . п. 553.
- Каплан, Стив (2007). «Бета Израиль». Энциклопедия иудаики . Том. 3 (2-е изд.). Томсон Гейл . стр. 499–508.