Jump to content

Шаббатские свечи

Еврейская женщина читает благословение над субботними свечами, закрывая глаза ( Маале Адумим , 2011 г.)
Шаббатские свечи
Зажигание субботнего светильника (1657 г.)

Шабатские свечи ( иврит : נרות שבת ) — это свечи, зажигаемые в пятницу вечером перед заходом солнца, чтобы возвестить еврейскую субботу . [ 1 ] Зажигание субботних свечей является законом, установленным раввинами. [ 2 ] Зажиганием свечей традиционно занимается хозяйка дома. [ 3 ] но каждый еврей обязан либо зажечь, либо обеспечить зажжение свечей от своего имени. [ 4 ]

На идише зажигание свечей известно как лихт бенчен («благословение света») или лихт цинден («возжигание света»).

1723 год, иллюстрация субботней лампы.

По словам Товии бен Элиэзера , этот обычай « перенял Израиль со времен Моисея ». [ 5 ] в то время как в Бытии Рабба сообщает, что «во все дни, пока жила Сарра , субботний светильник оставался гореть до следующего кануна субботы, и для Ревекки он делал то же самое...» [ 6 ] По мнению Леопольда Ландсберга , евреи переняли этот обычай у персов . [ 7 ] Якоб Залель Лаутербах не согласен, утверждая, что он был учрежден фарисеями в знак протеста против суеверий или, возможно, против (какого-то предшественника) караимского отказа иметь какой-либо свет в канун субботы, даже если он зажигался до субботы. [ а ] [ 8 ] Согласно стандартной галахической литературе, цель зажигания субботних свечей — прославить субботу; до появления электрического освещения, когда альтернативой была еда в темноте, необходимо было зажигать лампы, чтобы создать соответствующую среду. [ 9 ] раннего Нового времени В одной молитве на идише содержится просьба, чтобы свечи «горели ярко и ясно, чтобы прогнать злых духов, демонов и все, что исходит от Лилит ». [ 10 ]

Практика зажигания масляной лампы перед Шабатом впервые упоминается во второй главе М. Шабат , который уже предполагает его как старую и неоспоримую практику. [ 8 ] Персий (ум. 62 г. н.э.) описывает это в Сатире V:

Но когда наступили дни Ирода, световые люки с фиалками подняли на окна густой туман. . . Ты молча шевелишь губами, поворачиваешься назад и бледнеешь. Но когда день Ирода [ б ] приходит в себя, когда лампы, обвитые фиалками и расставленные по засаленным подоконникам, испускают густые клубы дыма. . . ты молча дергаешь губы, бледнея в субботу обрезанных. (перевод Менахема Штерна )

Как и Сенека и Иосиф Флавий . [ 8 ] [ 11 ]

Благословение

[ редактировать ]

Благословение никогда не описывается в талмудических источниках, но было введено Геонимом, чтобы подчеркнуть отказ от ранней караимской веры в то, что свет нельзя зажигать до субботы. [ 8 ] Об этом свидетельствует фрагмент в Петербургской национальной библиотеке (Антонин Б, 122, 2); он также появляется во множестве материалов Гаона, включая Седер Амрама Гаона , респонсы Натронай Гаона , респонсы Шериры Гаона и других. Все источники цитируют его одинаковым языком, точно соответствующим современной литургии.

Осколок подставки для субботней масляной лампы, на котором выгравировано слово שבת ( Шабат арамейским письмом ), ок. IV век , из раскопок Хорбат-Уза к востоку от Акры.

Кто зажигает

[ редактировать ]

Освещением желательно заниматься женщина. Аморайские источники поясняют, что «Первый Человек был светильником мира, но Ева погасила его. Поэтому они дали повеление о светильнике женщине». [ 12 ] Раши добавляет дополнительное обоснование: «к тому же она отвечает за домашние нужды». [ 13 ] Маймонид , отвергающий талмудические обоснования, основанные на суевериях, [ 14 ] пишет только: "И женщины более обязаны в этом деле, чем мужчины, потому что их застают дома [ с ] и занимается домашним хозяйством». [ 15 ]

Йехиэль Мишель Эпштейн пишет ( подчистил ):

Субботние светильники аналогичны ханукальным светильникам в том смысле, что обязанность возлагается на домохозяйство. Поэтому, даже если у члена семьи мужского пола есть своя отдельная комната, ему не обязательно освещать отдельно, поскольку освещение женщины приходится на каждую комнату дома. Если у женатого путника есть своя комната, ему нужно освещать отдельно, потому что благословение жены не может составлять совсем другое место, а если у него нет своей комнаты, то и не нужно. Одинокий путник должен зажечь свет, даже если его родители зажигают за него свет в другом месте, а если у него нет собственной комнаты, он должен договориться об этом с хозяином. [ 16 ]

В идеале женщина зажигает свечи там, где будет ужинать. Если другая женщина захочет зажечь там свет, она может зажечь и в другой комнате. Точно так же путешественник может зажечь свет в своей комнате, даже если он ест в другом месте.

Количество свечей

[ редактировать ]

Сегодня большинство евреев зажигают как минимум две свечи. Авторитеты, вплоть до Джозефа Каро , который писал, что «есть те, кто использует два фитиля, один соответствует «Помни», а другой соответствует «Храни» (возможно, два фитиля в одной лампе, что отражает талмудическое учение «Помни» и «Храни» «Сохранить» в одном заявлении»), [ 17 ] рекомендуется использовать максимум две лампы, а другие лампы, необходимые для других целей, следует держать на расстоянии, чтобы сохранить картину. [ 18 ] Однако Мозес Иссерлес добавил: «Можно добавить и зажечь три или четыре лампы, и таков наш обычай». [ 19 ] и Исраэль Меир Каган добавил: «И есть те, кто зажигает семь свечей, соответствующих семи дням недели ( лурианики ), [ 20 ] или десять, соответствующие Десяти заповедям ». [ 21 ] Начиная с Яакова Леви Моэлина , раввинские власти требовали от женщин, забывших зажечь одну неделю, добавлять дополнительную лампу к своему обычному числу на всю оставшуюся жизнь. [ 22 ]

Недавний обычай интерпретирует две свечи как мужа и жену. [ д ] и добавляет новую свечу за каждого рожденного ребенка; очевидно, первым, кто услышал об этом, был Исраэль Хайим Фридман , хотя его эссе не было опубликовано до 1965 года. [ 23 ] за ним следует Якоб Залель Лаутербах , который упоминает об этом в недатированном эссе, опубликованном посмертно в 1951 году. [ 8 ] Менахем Мендель Шнеерсон упомянул об этом в письме 1975 года. [ 24 ] Мордехай Лейфер якобы сказал: «Женщины зажигают две свечи перед детьми, но после первого ребенка они зажигают пять, что соответствует Пятикнижию Моисея … и так навсегда, независимо от того, сколько детей», но это учение не было опубликовано. до 1988 года. [ 25 ] Менаше Кляйн предлагает две интерпретации: либо оно основано на правиле Мёлина и женщины, пропускающие неделю из-за родов, не освобождаются от налога (хотя все другие авторитеты полагают, что они освобождены от налога), либо оно основано на сравнении с ханукальными свечами, которые некоторые средневековые власти рекомендовали зажигать по одному на каждого члена семьи. [ 26 ]

Размахивание руками

[ редактировать ]

В ашкеназском обряде после зажжения свечей произносится благословение (тогда как в сефардском обряде благословение произносится перед зажжением). Чтобы не получить пользу от света свечей перед произнесением благословения, ашкеназские власти рекомендуют на время прикрывать глаза зажигалкой. [ 27 ] Сегодня многие еврейские женщины делают преувеличенные движения, размахивая руками в воздухе, закрывая глаза; в традиционных текстах нет конкретного источника для этого.

Сефер ха-Асуппот , приписываемый ученому XIII века Илии б. Исаак Каркассонский пишет: «Я слышал, что [внучка Раши] Раббанит Ханна , сестра раввина Иакова , предупреждала женщин не начинать благословение, пока не будет зажжена вторая свеча, чтобы женщины не приняли субботу и затем продолжали зажигать свечи. ." [ 28 ] [ 29 ]

Свечи должны быть зажжены до официального начала Шаббата, которое варьируется от места к месту, но обычно составляет 18 или 20 минут до захода солнца. В некоторых местах обычное время раньше: за 30 минут до захода солнца в Хайфе и за 40 минут в Иерусалиме , возможно, потому, что горы в этих городах закрывали горизонт и когда-то мешали узнать, наступил ли закат.

Благословение

[ редактировать ]
иврит Транслитерация Английский
Благословен Ты, Господи, Бог наш, Царь мира, освятивший нас Своими заповедями и повелевший нам зажечь субботнюю свечу. Барух ата Адонай Элохейну, Мелех ха-олам, ашер кид'шану б'мицвотав в'цивану л'хадлик нер шель Шаббат. Благословен Ты, ЛОРД , Бог наш, Царь вселенной, освятивший нас Своими заповедями и повелевший нам зажечь субботний светильник.

В конце 20-го века некоторые, по-видимому, начали добавлять слово кодеш («святой») в конце благословения, создавая «... светильник святой Шабата» - практику, не имеющую исторических предшественников. По крайней мере, два более ранних источника включают эту версию: Гиват Шауль Саула Абдуллы Джозефа (Гонконг, 1906 г.). [ 30 ] и Яфе лаЛев Рахамима Ниссима Палаччи (Турция, 1906 г.) [ 31 ] но к властям основных православных традиций обратились за ответом только в конце 1960-х годов, и каждый признает это только как новую и альтернативную практику. Менахем Мендель Шнеерсон и Моше Штернбух одобрили нововведение. [ 32 ] но большинство авторитетов, в том числе Ицхак Йосеф , постановили, что это запрещено, хотя это не отменяет благословение, если оно уже совершено. [ 33 ] Альмог Леви приписывает это дополнение дезинформированному баалот тшува . [ 34 ] Этот обычай никогда не был широко распространенным, но его популярность, особенно в Хабаде , продолжает расти.

  1. ^ Шаббатские свечи, женский свет
  2. Шулхан Арух , Орах Хаим 263:2
  3. ^ [1] Еврейская виртуальная библиотека , Шаббат
  4. ^ «Арух ха-Шулхан, Орах Хаим 263:5» . www.sefaria.org . Проверено 11 февраля 2024 г.
  5. ^ «Мидраш Лекач Тов, Исход 35:3:3» . www.sefaria.org . Проверено 4 сентября 2023 г.
  6. ^ «Берешит Раба 60:16» . www.sefaria.org . Проверено 4 сентября 2023 г.
  7. ^ «HebrewBooks.org Подробности Сефера: Исследования сердца - Часть D - Ландсберг, Иегуда Лейб бен Исраэль Ицхак Аарон, 1848-1915» . hebrewbooks.org . п. 82 и далее . Проверено 4 сентября 2023 г.
  8. ^ Перейти обратно: а б с д и Лаутербах, Якоб Залель (1951). Раввинистические очерки . Издательство колледжа Еврейского союза. ISBN  978-0-608-14972-1 .
  9. ^ «Раши о Шабате 25б:3:3» . www.sefaria.org . Проверено 16 февраля 2022 г.
  10. ^ Порядок молитвы на весь год: как по польскому обычаю, с парашейот... цортс, прощение, хошанат, вестерн, малый Йом Кипур, псалмы, мольбы, акорахат как диа г-н Исраэль гер... [и ] намерение барда о Тейче... (на иврите). Печать реквизита «Йосеф и Яаков Бней Авраам». 1766.
  11. ^ Еврейское обозрение . Гео. Рутледж и сыновья. 1910.
  12. ^ Иерусалимский Талмуд , Шаббат 2:6; Бытие Раба 17:8, Ной 1:1
  13. ^ Талмуд, Шаббат 32а св харени.
  14. ^ Шапиро, Марк Б. (2008). «Маймонидова Галаха и суеверия». Исследования Маймонида и его толкователей . Университет Скрэнтона Пресс. п. 136. ИСБН  1-58966-165-6 .
  15. ^ «Мишне Тора, Суббота 5:3» . www.sefaria.org . Проверено 12 ноября 2022 г.
  16. ^ «Арух ха-Шулхан, Орах Хаим 263:5» . www.sefaria.org . Проверено 11 февраля 2024 г.
  17. ^ «Рош ха-Шана 27а:2» . www.sefaria.org . Проверено 20 ноября 2022 г.
  18. ^ Сефер Рабиа К. Кацет
  19. ^ «Шулхан Арух, Орах Хаим 263:1» . www.sefaria.org . Проверено 20 ноября 2022 г.
  20. ^ «Баэр Хетев о Шулхан Арухе, Орах Хаим 263:2» . www.sefaria.org . Проверено 20 ноября 2022 г.
  21. ^ «Мишна Берура 263:6» . www.sefaria.org . Проверено 20 ноября 2022 г.
  22. ^ «Мишна Берура 263:7» . www.sefaria.org . Проверено 20 ноября 2022 г.
  23. ^ «Лакоти еврейского народа - Часть B - Фридман, Израиль Хаим Бен Иегуда, 1852–1922 гг. (стр. 29 из 201)» Проверено . 21 ноября 2022 г.
  24. ^ Ликкутей Сихот, том. 11, с. 289 (1998)
  25. ^ «Великая книга Мордехая: рассказы и беседы... от раввина... Мордехая Ндворны-Буштины; и Книга святости Израиля: история и образ жизни... от его сына... раввина Исраэля Йа». 'аков из Хоста / [Они были опубликованы Барухом Меиром Кляйном в Медабрецине] | . www.nli.org.il (на иврите) . Проверено 20 ноября 2022 г.
  26. ^ "HebrewBooks.org Подробности Сефера: Мишна Галахот, часть 7 - Менаше Кляйн" . hebrewbooks.org . Проверено 21 ноября 2022 г.
  27. ^ «Шулхан Арух, Орах Хаим 263:5» . www.sefaria.org . Проверено 12 ноября 2022 г.
  28. ^ Бар-Левав, Лиора Элиас Бар-Левав (1966-2006) Лиора Элиас. «Прекрасный обычай есть у наших женщин: Галаха правит по-женски в средние века» . {{cite journal}}: Для цитирования журнала требуется |journal= ( помощь ) CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка )
  29. ^ «Книга собраний» . www.nli.org.il. п. 77а . Проверено 2 февраля 2023 г.
  30. ^ с. 251
  31. ^ с. 127
  32. ^ Igrot Qodesh of 5735 p. 208; Tshuvot v'Hanhagot 1:271
  33. ^ Ялкут Йосеф 263:51
  34. ^ M'Torato shel Maran p. 80
  1. ^ Лаутербах утверждает (стр. 456 и стр. 458), что таков был самаритянский обычай, но цитирует только источники, описывающие караимскую практику в отношении света и самаритянский обычай в отношении приготовления пищи. Согласно Гейгеру и Цунцу ( указ. цит. ), саддукеи придерживались этой точки зрения, о чем свидетельствует (возможно) полемический тон в Мидраше Танхума , и вы называли Шаббат удовольствием, зажигать свечу в Шаббат и сидеть в темноте недопустимо. удовольствие, что тех, кто спускается в ад, осуждают, но в темноте
  2. ^ Ирод олицетворяет еврейский народ; его «день» — суббота. См. Менахем Штерн, Греческие и латинские авторы, том. 1 р. 436; также Молли Уиттакер, Евреи и христиане, об. 6 р. 71. В издании Мортона-Браунда (2004), стр. 110-113.
  3. Маймонид не одобряет женщин, выходящих из дома чаще одного раза в месяц. ( Ишут 13:11)
  4. ^ Элайджа Спира пишет (1757), что «некоторые говорят, что лампы представляют мужчину и женщину, поскольку нер (лампа) в гематрии равна 250, а у мужчины 248 костей, а у женщины - 252». Однако это объяснение носит абстрактный характер, и Спира не считает, что кто-то должен зажигать больше ламп, чтобы соответствовать большей семье.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Б. М. Левин, История субботних свечей, в очерках и исследованиях памяти Линды А. Миллер , И. Дэвидсона (редактор), Нью-Йорк, 1938, стр. 55-68.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 6ce661e20359608dcff0c020f8600e60__1707656040
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/6c/60/6ce661e20359608dcff0c020f8600e60.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Shabbat candles - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)