Исраэль Меир Каган
Раввин Исраэль Меир Каган | |
---|---|
![]() 91 год, во время визита к премьер-министру Польши. | |
Заголовок | Хофец Хаим |
Персональный | |
Рожденный | |
Умер | 15 сентября 1933 г. (24 элула 5693 г.) | ( 95 лет
Религия | иудаизм |
Подпись | ![]() |

Исраэль Меир ха-Коэн Каган (26 января 1838 – 15 сентября 1933) был влиятельным литовским еврейским раввином , галахистом , посеком и специалистом по этике , чьи работы продолжают оказывать широкое влияние в жизни ортодоксальных евреев. В народе он был известен как Хофец Хаим . [а] после его книги о Лашон Харе , который также был хорошо известен благодаря Мишне Беруре, [б] его книга по ритуальному праву . [2] [3]
Биография
[ редактировать ]Каган родился 26 января 1838 года в Дзенчоле ( идиш : זשעטל , латинизированный : Жетл ), Гродненской губернии в Российской империи (сегодня Дятлава в Беларуси ), и умер 15 сентября 1933 года в Радуни ( идиш : ראַדין , латинизированный : Радин ), ок Воеводство во Второй Польской республике (ныне в Беларуси ). Когда Кагану было десять лет, умер его отец. Его мать перевезла семью в Вильнюс , чтобы продолжить еврейское образование сына. Находясь в Вильнюсе, Каган стал учеником Якова Барита . Мать Кагана снова вышла замуж и переехала в Радин, взяв фамилию своего нового мужа Пупко, которую и молодой Каган усыновил. В 17 лет он женился на дочери отчима и поселился в Радине. Позже он вернет свое имя обратно на Каган. Вот почему до нас дошел ряд его писем, которые он подписал как Пупко, а другие — как Каган.
Некоторое время он служил городским раввином Радина. Затем он ушел с этой должности, чтобы основать ешиву в городе , которая в конечном итоге стала всемирно известной под руководством известного Нафтоли Тропа , а затем уважаемого зятя его раввина Менделя Закса . По общему мнению, он был скромным и смиренным человеком, преданным своей еврейской вере. Некоторое время у него был магазин по продаже хозяйственных товаров, которым он и его жена управляли. [4] С 1864 по 1869 год преподавал Талмуд в Минске и Вашилишоке . [5]
В 1869 году Каган основал в Радине иешиву. Ешива имела успех и приобрела известность, позже стала известна как « Ешива Хофец Хаим из Радина ». Помимо распространения Торы через свою ешиву, Каган, ставший известным как «Хофец Хаим», был очень активен в еврейских делах. Он много путешествовал, чтобы поощрять соблюдение заповедей и Шаббата среди евреев. Он стал одним из самых влиятельных раввинов в ортодоксальном иудаизме в конце 19-го и начале 20-го века, взяв на себя центральную руководящую роль во всемирном движении Агудат Исраэль в Восточной Европе . Автор многих произведений мусульманской литературы , он иногда был связан с движением Мусар . [6] хотя он не поддерживал все аспекты этого движения. [7]
Хотя антирелигиозные настроения, пронизавшие сионизм, сильно его огорчали, Каган поначалу отказался лично участвовать в этом вопросе и воздерживался от публичного осуждения движения. Когда его взгляды стали известны, он предостерег своих учеников от присоединения к сионистам. [8] и заявил, что его политические цели противоречат Торе. [9] [10] [11] [12] Каган, как известно, сказал, что было бы предпочтительнее потерять треть того количества Торы, которое есть во всем мире, чем присоединиться к ВСО (Всемирной сионистской организации). [13] Эльхонон Вассерман (убит во время Холокоста 6 июля 1941 года) сказал, что это означает, что даже если большинству иешив придется закрыться, нам не разрешат присоединиться к ВСО. [13] В 1903 году умерла его жена Фрида, а через два года он женился на дочери Гилеля Лаписа Мириам Фрейде, которая была моложе его более чем на тридцать лет. Именно от этого брака у него родились сын Аарон Каган и дочь Фейгл Хая Сакс. Его зятем был Мендель Закс .
В 1925 году было объявлено, что он вместе с дочерью и зятем покинет Варшаву и навсегда поселится в Петах-Тикве («Ворота надежды» на иврите) в Палестине. [14] Узнав о его планах, известные раввины и деканы ешив убедили его остаться в Радине. [15] и он умер там 15 сентября 1933 года в возрасте 95 лет. [16] Его похоронили на близлежащем кладбище. [17] Мириам Фрейда прибыла в Монреаль со своим сыном Аароном через Сибирь и Японию в 1942 году и умерла в Нью-Йорке в 1946 году.
Многие другие еврейские религиозные учреждения по всему миру также носят его имя. Одна американская ешива, названная в его честь, - это ешива Рабейну Исраэль Меир Ха-Коэн с центром в Квинсе, штат Нью-Йорк, основанная его внучатым племянником Довидом Лейбовицем , с несколькими филиалами в Соединенных Штатах, Канаде и Израиле. Учение Кагана вдохновило некоторых англоговорящих американских евреев на создание Фонда наследия Хофец Хаима , занимающегося распространением его учения среди еврейских общин по всему миру. В его честь был назван ортодоксальный кибуц в Израиле Хафец Хаим .
При жизни Кагана почитали как евреи, так и неевреи. Ортодоксальные евреи всего мира считали его одним из 36 праведников . [18] Говорят, что польские фермеры заманивали его на свои поля, полагая, что его ноги принесут благословение их посевам. [19]
По некоторым данным, несмотря на свое раввинское руководство, он не держал семиху до позднего возраста, когда ему пришлось подать заявление на получение паспорта и ему понадобилась формальная семиха , чтобы честно назвать «раввин» своей профессией . Затем он получил свою семиху по телеграфу от Хаима Озера Гродзинского из Вильно . [20] Однако, по другим данным, семиху он получил гораздо раньше, в 17 лет. [21]
Работает
[ редактировать ]
- Хофец Хаим и клеветы ( известным на (חָפֵץ חַיִּים «Искатель/Желатель [] жизни»), его первая книга (опубликованная в 1873 году), посвящена библейским законам сплетен иврите как Лашон Хара , что означает «Злой язык»). Посмотреть онлайн-издание на иврите можно здесь.
- Шемират а-Лашон («Охрана языка») представляет собой всестороннее обсуждение философии, лежащей в основе еврейских концепций силы слова и защиты своей речи. Он также служит вдохновляющим произведением, призванным побудить читателя проявлять бдительность в отношении этического использования своей речи и избегать неэтичной речи других. Опубликовано в 1876 году. Посмотреть онлайн-издание на иврите можно здесь.
- Мишна Берура («Разъяснение учения») — это важный и широко используемый комментарий, состоящий из шести томов, к «Орах Хаим» разделу Йосефа Каро сборника практических еврейских законов « Шулхан Арух» . Он сочетает в себе его собственные разъяснения и различные мнения с мнениями других Аароним (постсредневековых авторитетов). [Как можно найти в книге Моисея М. Йошора «Хафец Хаим» на странице 603, первый том был опубликован в 1884 году; 2-й том 1886 г.; 3-й том 1891 г.; 4-й том 1898 г.; 5-й том 1902 г.; 6-й том 1907 года.]
- Биур Галаха («Разъяснение Закона») представляет собой комментарий, относящийся к Мишне Берура . Обычно он представляет собой комплексный анализ юридических постановлений более ранних еврейских галахических авторитетов.
- Шаар ха-Цийюн («Врата различия») служит в первую очередь для документирования источников законов и обычаев, цитируемых в Мишне Берура , но иногда служит также для разъяснения двусмысленных юридических утверждений. Название Шаар ха-Циюн происходит от фразы шарим м'цуяним ба'галаха , что переводится как «ворота, отмеченные (или отмеченные) в еврейском законе», имея в виду изучение Торы и ученость, которые отличают еврейские дома. Каган выбрал название как каламбур , намекая на отличие науки, упомянутой в его работе, но в первую очередь ссылаясь (как он пишет на титульном листе) на функцию Шаар ха-Циюн документировать (отмечать) источники.
- Ахават Хесед - один том, опубликованный в 1888 году. О заповеди давать деньги взаймы нуждающимся, о ценности доброты друг к другу и о различных способах этого.
- Махане Исраэль - один том, посвященный минимальным требованиям соблюдения Торы для солдат в армии.
- Тиферес Одом - один том о важности того, чтобы у еврея была борода и пейос (пейсы).
- Гедер Олам - один том, опубликованный в 1890 году. О важности того, чтобы замужняя еврейская женщина покрывала волосы.
- Нидхей Исраэль - два тома, опубликовано в 1893 году.
- Шем Олам - один том, опубликованный в 1893 году.

- Хомас Хадас - один том, опубликованный в 1905 году. О важности для человека изучения Торы и поощрении к обучению других, а также о необходимости создания групп в каждом городе, где человек мог бы приобрести Тору.
- Ликутей Галахос , галахический сборник всех сугёт, в котором не было ни «Риф», ни «Рош» ; первоначально предназначался для поощрения изучения законов храмовой службы. [22] Пять томов: первый том вышел в свет в 1900 году; 2-й том 1903 г.; 3-й том 1913 г.; 4-й том 1922 года. Есть пятый том под названием «Хашлама» или «Завершение», который был опубликован в 1925 году.
- Гиборес Ари - два тома, опубликованные в 1907 году.
- Тохорас Исроэль - один том, опубликованный в 1910 году. О важности для женщин очищаться в водах миквы ( ритуальной ванны) в соответствии с принятой галахической практикой.
- Торас Коэним – один том, изданный в 1911 году.
- Асефас Зекеним - три тома, опубликовано в 1913 году.
- Човас Хашимиро - один том, опубликованный в 1915 году.
- Торас Хабайис - один том, опубликованный в 1923 году.
- Зехор Лемирём – один том, издан в 1925 году.
- Бейс Исроэль - один том, опубликован в 1925 году.
- Сефер Хамицвос Хакоцор – два тома о тех библейских заповедях, которые применимы во время изгнания, за пределами земли Израиля и когда Храма не существует. Опубликовано в 1931 году.
- Ципита Лишуа («Жаждал ли ты искупления») основан на отрывке из трактата Шаббат, в котором говорится, что после смерти человека небесный суд спрашивает его: «Жаждал ли ты искупления?» В этой работе описывается важность активного ожидания Машиаха каждый день и делать все, что в ваших силах (изучение Торы и выполнение заповедей), чтобы принести искупление. Ожидание Хофец Хаима немедленного искупления было настолько сильным, что он всегда носил с собой специальную одежду, в которую можно было переодеться, как только начнется искупление.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «Хофец Хаим» . yonasan.weebly.com . Проверено 12 мая 2022 г.
- ^ Фишман, Цви. «Хильчос Алия: Поцелуи земли, Шехечияну и многое другое» . Проверено 3 февраля 2022 г.
- ^ «Молитва в сторону Иерусалима или в сторону Арона – практическая Галаха» . ОУ Тора . 19 июля 2016 г. Проверено 3 февраля 2022 г.
- ^ Хофец Хаим
- ^ Моисей М. Йошор, Исраэль Меир ха-Коэн в книге «Еврейские лидеры» , изд. Лео Юнг . п. 462.
- ^ Раввин Дов Кац (1996). Мусарское движение: его история, ведущие личности и учения (новое изд.). Издательство Фельдхайм.
- ^ Каменецкий, Натан (2002). Изготовление Годола . Издательство Хамесора. стр. 573–575. ISBN 965-90379-0-2 . Натан Каменецкий цитирует, что «раввин Зелиг Эпштейн показал, что сам Хафец-Хаим, как и большинство других великих деятелей Торы, был против Мусара, «не то чтобы он был среди яростных митнагдим, но он не одобрял весь его подход»».
- ^ Лестер Сэмюэл Экман (1975). История движения Мусар, 1840–1945 гг . Издательство Шенгольд. п. 100.
Раввин Исраэль Меир Каган получил протесты от многих раввинов по поводу его молчания и отсутствия возражений против лидеров сионистского движения, а также против насмешек над религией. По натуре Каган был человеком, избегавшим ссор, и в споре по поводу сионистского движения старался предотвратить дальнейшие ссоры. Тем не менее, «его сердце было разбито, когда он услышал, что лидеры сионизма [сбивали] евреев в колониях в Палестине и дома с пути Торы; [...] позиция Кагана заключалась в следующем: он отрицал «молодых ученых -религиозным ученикам, находящимся под его юрисдикцией, [разрешение] следовать по стопам нерелигиозных сионистских лидеров, особенно когда один из просвещенных сионистов, известный тем, что всегда говорил правду, после посещения всех школ в Палестине показал, что в школах критический метод [был] использован для изучения Священных Книг».
- ^ Сакс, Джонатан (1992). Кризис и завет: еврейская мысль после Холокоста . Издательство Манчестерского университета. п. 66 . ISBN 978-0-7190-4203-4 .
Святой раввин Исраэль Меир ха-Коэн использовал талмудический отрывок из трех клятв, чтобы напомнить своим последователям, что евреям суждено оставаться в изгнании до тех пор, пока их не искупит Бог.
- ^ Равицкий, Авиезер (1996). Мессианизм, сионизм и еврейский религиозный радикализм . Издательство Чикагского университета. п. 176. ИСБН 978-0-226-70578-1 .
Конечно, это яростное сопротивление еще не утихло. Подход раввина Хайима Соловейчика из Бриска при зарождении сионизма мало чем отличается от подхода раввина Вельвела Соловейчика после создания государства. Точно так же, как критика, высказанная против сионистов Хафцем Хаимом и раввином Эльхананом Вассерманом, сегодня еще раз широко цитируется, подкрепляя нападки раввина Шаха и его окружения. Как пошутил Шах: «Когда небесный суд спросит меня, почему я не отождествляю себя с сионистской идеей, я без колебаний возложу вину за это на Хафеца Хаима и других ведущих ученых, которые предшествовали мне, и они уже будут знать, что ответ дать».
- ^ Марек Чейка; Роман Коржан (16 октября 2015 г.). «Раввин на каждый день: Исраэль Меир Ха-Коэн/Каган». Раввины нашего времени: авторитеты иудаизма в религиозном и политическом процессе современности . Рутледж . п. 83. ИСБН 978-1-317-60544-7 .
Книга также является жизненно важным компонентом иудейской критики сионизма. В этом контексте Хафтез Хаим также очень критично относился не только к попыткам сионистов построить государство, но и к их усилиям по созданию современного иврита. Он саркастически осудил деятельность сионистского филолога Элиэзера Бен-Йехуды . [...] Даже несмотря на то, что Хафтез Хаим умер за 15 лет до создания Государства Израиль, он очень существенно повлиял на более поздний раввинский антисионизм в Израиле.
- ^ Хейлман, Сэмюэл К. (1992). «Кто такие харедим?». Защитники веры: внутри ультраортодоксального еврейства . Издательство Калифорнийского университета. п. 29. ISBN 978-0-520-22112-3 .
Во-вторых, было возражение против религиозно неприемлемой идеи сионизма, которая предполагает, что евреи могут стать «народом, подобным всем остальным народам». […] Православные хотели не «нормального еврейского государства», а совершенно другого. «Не имело смысла, — сказал Хафец Хаим, — после девятнадцати веков страданий становиться еще одной Албанией или даже еще одной Бельгией. Государство должно быть создано на основе Торы».
- ^ Jump up to: а б Вассерман, Р. Эльхонон. Ковец Маамарим, т. 1 «Эрец Исраэль», с. 155.
- ^ «Хофец Хаим уедет в Палестину 1 ноября». Висконсинская еврейская хроника . Милуоки, Висконсин. 30 октября 1925 г. с. 6.
- ^ Лестер Сэмюэл Экман (1975). История движения Мусар, 1840–1945 гг . Издательство Шенгольд. стр. 101–2.
Когда его планы стали достоянием общественности, комитет ведущих раввинов и деканов духовных семинарий попросил его отложить поездку, поскольку семинарии нуждались в его руководстве в критический период своего существования. Каган подчинился...
- ^ «Хофец Хаим Илл». Кингстон Дейли Фримен . Кингстон, Нью-Йорк. 7 мая 1932 г. с. 5.
- ^ Гершон Хеллман (14 февраля 2018 г.). «Возвращение к Радину». Журнал Ами . № 355. с. 50.
- ^ «Хофец Хаим, 105 лет, умер в Польше» . Нью-Йорк Таймс . 16 сентября 1933 года.
- ^ Уильям Г. Брауде (1988). «Секрет долголетия». Журнал реформистского иудаизма . Том. 35. Центральная конференция американских раввинов. п. 49.
Он был мудрецом, святым и легендой. Польские крестьяне использовали разные уловки, чтобы заставить его пройти по их полям, полагая, что прикосновение его ног улучшит почву.
- ^ Иссохер Франд, Слушайте свои сообщения , стр.89
- ^ 14-летний подросток обратился с просьбой: позвольте мне быть раввином.
- ^ seforimblog.com
Источники
[ редактировать ]- Йошор, Моисей Меир (июнь 1986 г.) [1937]. Хафец Хаим, жизнь и творчество раввина Исраэля Меира Кагана из Радина . переведено на английский язык Чарльзом Венгровым (1-е исправленное издание). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: публикации Месоры. ISBN 0-89906-462-0 .
- «105-летний Хофец Хаим умер в Польше». Нью-Йорк Таймс . 16 сентября 1933 г. с. 13.
Внешние ссылки
[ редактировать ] СМИ, связанные с Исраэлем Меиром Каганом (Хофец Хаим), на Викискладе?
- Фонд наследия Хофец Хаим. Архивировано 25 августа 2007 г. в Wayback Machine.
- Видеолекция о Хофец Хаиме доктора Генри Абрамсона
- Многие работы Хафец Хаима доступны в Интернете на английском языке http://chafetzchayim.org/ .
- Издание Ор Олам «Мишна Берура» (новый английский перевод)
- Фокс, Джозеф (16 октября 1931 г.). «Хофец Хаим - Еврейский Ганди». Канадская еврейская хроника . стр. 5, 16.
- 1838 рождений
- 1933 смерти
- Люди из Дятлавы
- Жители Слонимского уезда.
- Белорусские раввины-харедим
- Раввины-харедим в Европе
- Харедим рош иешивы
- Польские раввины-харедим
- Коэны, писатели раввинистической литературы
- Сторонники еврейского закона
- Авторы книг по еврейскому праву
- Антисионистские раввины-харедим