Мордехай Шломо Фридман
Мордехай Шломо Фридман | |
---|---|
Заголовок | Боянер Ребе из Нью-Йорка |
Персональный | |
Рожденный | Мордехай Шломо Фридман 15 октября 1891 г. Бояны (Боян) |
Умер | 2 марта 1971 г. | ( 79 лет
Религия | иудаизм |
Супруг | Хава Сара Хешель |
Дети | Исроэль Малка Ицхок |
Родители |
|
Еврейский лидер | |
Предшественник | Раввин Ицхок Фридман |
Преемник | Раввин Нахум Дов Брайер |
Началось | ноябрь 1927 г. |
Закончено | 2 марта 1971 г. |
Династия | Boyan |
Мордехай Шломо Фридман (15 октября 1891 года в Боянах , Украина – 2 марта 1971 года в Нью-Йорке ), [ 1 ] иногда называемый Соломоном Мордехаем Фридманом , был Боянерским Ребе Нью-Йорка более 40 лет. В 1927 году он покинул Европу, чтобы стать одним из первых хасидских ребе в Америке, основав свой двор в Нижнем Ист-Сайде Нью - Йорка и привлекая многих американских еврейских молодых людей своей харизматичной и теплой личностью. Он также играл роль в американском еврейском руководстве, занимая позиции в организациях «Агудат Исраэль Америки» , «Моэцес Гедолей ха-Тора » и организациях по спасению от Холокоста . В 1957 году он построил флагманскую ешиву Ружинера «Тиферет Исраэль » на вершине улицы Малхей Исраэль в Иерусалиме .
Ранний период жизни
[ редактировать ]Мордехай Шломо Фридман был младшим сыном основателя и первого Ребе династии Боянеров, раввина Ицхака Фридмана (известного как Пахад Ицхок ). Он был внуком первого Садигура Ребе, раввина Авраама Яакова Фридмана , и правнуком основателя ружинской хасидской династии, раввина Исроэля Фридмана из Ружина . Его мать была дочерью раввина Йоханана Тверски, Рахмастровского Ребе. Он был назван в честь своего прадеда по материнской линии, раввина Мордехая из Чернобыля , и брата его отца, раввина Шломо из Садигуры . [ 1 ] У него было три старших брата [ 2 ] и сестра.
В 10 лет он был помолвлен с Хавой Сарой, дочерью раввина Исраэля Шалома Йосефа Хешеля, Межбижерского Ребе. [ 1 ] Они поженились восемь лет спустя. [ 1 ] [ 3 ] У них было два сына, Исроэль и Ицхок, и дочь Малка. [ 4 ]
Переехать в Америку
[ редактировать ]В начале Первой мировой войны русская армия вошла в город Бояны (Боян) и разрушила еврейский квартал. Боянер Ребе и его семья бежали в Вену . [ 5 ] где Ребе умер в марте 1917 года. После окончания войны каждый из его сыновей переехал в другую страну, чтобы основать свой двор. Старший, раввин Менахем Нахум (1869–1936), стал Боянерским Ребе Черновиц , Буковина . Второй сын, раввин Исроэль (1878–1951), стал Боянерским Ребе Лейпцига , Германия, а затем Тель-Авива . Третий сын, раввин Авраам Яаков (1884–1941), стал Боянерским Ребе Львова , Польша . [ 6 ]
Младший сын, раввин Мордехай Шломо, оставался в Вене со своей матерью до ее смерти в 1922 году. [ 7 ] В тот момент он рассматривал предложение возглавить хасидскую общину Дрогобыча на Западной Украине , а другое — возглавить организованную чабуру (группу) боянерских хасидов в Нижнем Ист-Сайде Нью-Йорка. [ 4 ] Американская группа содержала небольшой клоиз ( синагогу ), где собиралась на ярцайтах своих ребе. Время от времени эта группа посылала кого-нибудь из своих навестить Боянерского Ребе в Боянах и принести духовную пищу его собратьям. После Первой мировой войны президент этой группы Мордехай Коэн отправился к раввину Мордехаю Шломо в Вену и умолял его посетить боянерских хасидов в Америке. Раввин Мордехай Шломо согласился и в декабре 1925 года отправился в 11-месячную пилотную поездку, посетив несколько районов Нью-Йорка, а также Бостон, Чикаго и Филадельфию. его чествовали большим прощальным собранием в клоизе . Перед его возвращением в Европу [ 1 ]
В течение следующего года раввин Мордехай Шломо взвешивал все «за» и «против» переезда в Америку. Он посоветовался со своим дядей, раввином Исраэлем Фридманом из Чорткова , и своим старшим братом, раввином Менахемом Нахумом из Черновиц, которые оба поддержали его сделать этот шаг. [ 1 ] [ 8 ] [ 9 ] Он и его семья прибыли в Нью-Йорк в ноябре 1927 года. [ 10 ] На Хануку того же года боянерские хасиды созвали собрание, чтобы собрать деньги на покупку здания на Восточном Бродвее, 247 в качестве клоиза . [ 1 ] В этом здании располагался бейс-медраш , вмещавший до 175 верующих. [ 11 ] В соответствии с обычаем Ружинера, Ребе проводил большую часть своего времени в молитве и учебе в отдельной комнате, называемой давен штибель (молитвенная комната). Была также уборная и апартаменты наверху для Ребе и его семьи. [ 1 ]
Боянерский клоиз стал островком святости на многолюдных улицах Нижнего Ист-Сайда. [ 1 ] Ребе был харизматической личностью, источавшей чувство благородства и духовной высоты, характерной для ребе династии Боянеров, но он также проявлял теплоту и отцовскую заботу, которые нравились многим американским еврейским молодым людям, которые никогда раньше не видели ребе. Ребе вдохновил немало светской еврейской молодежи стать баалей тшува (вернувшимися к вере). [ 1 ] [ 9 ] [ 12 ] [ 13 ] Ему удалось объединить Ружин-Боян, переживших Холокост , и доказать, что хасидут может быть жизнеспособным образом жизни в Америке. [ 14 ]
Ребе был известен тем, что жил скромно и просто. Он прожил в одной квартире над клоизом 40 лет и не менял мебель. [ 9 ] Всякий раз, когда он путешествовал на государственные средства, он отказывался брать такси и ездил на метро. [ 15 ] [ 16 ]
Лидерство
[ редактировать ]Ребе играл активную роль в руководстве американскими евреями. Он был основателем [ 17 ] и президент Агудат ха-Адморим (Союза великих раввинов) США, в этом качестве он участвовал в Марше раввинов на Вашингтон в 1943 году. [ 18 ] Он был первым вице-президентом Агудат Исраэль Америки. [ 19 ] [ 20 ] и член этой организации Моэцес Гедолей ха-Тора . [ 21 ] Вместе с Агудат ха-Раббаним он помог организовать Ваад Хацала во время Второй мировой войны и помог спасти лидеров Торы в Польше и Восточной Европе. [ 21 ] [ 22 ] После войны он был избран президентом Ваад ха-Эзра, в этом качестве он собирал средства для помощи пережившим Холокост в послевоенной Европе. [ 22 ] [ 23 ] Его уважали все слои еврейского мира, включая « миснагдим , мир иешив, баалебатим , современную интеллигенцию… других хасидских лидеров, прибывших позже к американским берегам, а также раввинских лидеров за рубежом». [ 24 ]
Деятельность в Израиле
[ редактировать ]Как и его отец и дед до него, Ребе был президентом Колель Вохлин (Ассоциации украинских евреев в Палестине), ежегодно распределяя большие суммы благотворительных денег в Израиле. [ 25 ] Он также отдал все пидёнос (выкупные деньги), полученные от людей, давших ему квитлах , в фонд Боянер хесед , предназначенный для бедных в Израиле. Как и все потомки династии Ружинеров, он имел турецкий паспорт, удостоверяющий, что он гражданин Палестины. [ 26 ] Хотя он хотел переселиться в Израиль, он не смог этого сделать из-за плохого здоровья. [ 27 ]
Ребе посетил Израиль четыре раза: в 1949, 1953, 1958 и 1960 годах. Во время своей первой поездки он посетил своего брата раввина Исроэля, Боянерского Ребе из Лейпцига и Тель-Авива, которого он не видел 22 года. Во время двух последующих визитов раввин Мордехай Шломо удостоился чести зажечь первый костер на праздновании Лаг Ба-Омер у могилы раввина Шимона Бар Йохая в Мероне, Израиль . Эту привилегию купил его дед, Ребе Садигура, у сефардских опекунов Мерона и Цфата ; Ребе Садигура завещал эту честь своему старшему сыну, раввину Ицхоку, первому Боянскому Ребе, и его потомству. В течение 13 лет, что он прожил в Тель-Авиве, раввин Исроэль каждый год зажигал первый костер в Мероне; после его смерти эту привилегию унаследовал раввин Мордехай Шломо. Когда он не смог поехать в Израиль на Лаг Ба-Омер, раввин Мордехай Шломо поручил раввину Цфата Симхе Каплану зажечь вместо себя первый костер. [ 9 ]
Ружинер В 1948 году была построена синагога в Старом городе Иерусалима , Тиферет Исроэль (также называемая синагогой Ниссан Бек), строительство которой было завершено Ребе Садигура, раввином Аврохомом Яаковом Фридманом, в 1872 году. [ 28 ] был уничтожен Арабским легионом во время арабо-израильской войны 1948 года . Во время своей поездки в Израиль в 1953 году Боянер Ребе из Нью-Йорка заложил фундамент нового центра Ружинер Тора в Новом городе Иерусалима. ешива Ружинеров под названием Месивта Тиферет Исроэль. В 1957 году при поддержке всех Ребе династии Ружинеров была открыта [ 29 ] Рядом с ним была построена большая синагога, также носящая имя Тиферет Исроэль. Конструкция синагоги, расположенной на западном конце улицы Малхей Исраэль недалеко от центрального автовокзала , включает в себя большой белый купол, напоминающий купольную синагогу Тиферет Исраэль, которая была разрушена в Старом городе.
Последние годы и преемственность
[ редактировать ]В последние годы жизни Ребе страдал от тяжелого артрита и болезни сердца. [ 30 ] После инсульта в 1967 году он переехал в Верхний Вест-Сайд, чтобы быть рядом со своими детьми. Еще один клоиз был установлен на первом этаже жилого дома, где он провел свои последние годы. [ 1 ] Он продолжал видеться со своими хасидами и участвовать в общественных делах, несмотря на слабое здоровье. [ 31 ] Он умер после очередного инсульта 2 марта 1971 года (5 Адара 5731). [ 32 ] Десятки тысяч сопровождали его носилки в похоронной процессии по улицам Иерусалима к Елеонской горе , где он был похоронен ночью на вершине горы. [ 9 ] Его жена умерла раньше него несколькими месяцами ранее. [ 32 ]
Смерть Ребе оставила боянерских хасидов без лидера. Брат Ребе Авраам Яаков, Боянер Ребе в Лемберге и преемники его брата раввина Менахема Нахума, Боянеры Ребе в Черновицах, были убиты нацистами , а его брат раввин Исроэль, Боянер Ребе в Лейпциге/Тель-Авиве. У него были только дочери, и ему не наследовали зятья.
Его последователи обратились к старшему сыну Ребе, Исроэлю, с просьбой стать следующим Ребе, но он отказался. Затем хасиды попросили дочь Ребе Малку и ее мужа, раввина доктора Менахема Менделя Брайера, преподавателя Университета ешива , предложить одного из двух своих маленьких сыновей на пост лидера. Старшему, Игалю, аэрокосмическому инженеру, было предложено, но затем отвергнуто. Жребий выпал младшему сыну Нахуму Дову (1959 г.р.). [ 33 ] ), который затем поступил в иешиву Ружинер в Иерусалиме, чтобы подготовиться к этой задаче. [ 34 ] В Хануку 1984 года в возрасте 25 лет раввин Нахум Дов Брайер был коронован Боянер Ребе. [ 35 ] Сейчас штаб-квартира хасидутов находится в Иерусалиме, где проживает Ребе.
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Бессер, Исроэль. «Чудо в Нижнем Ист-Сайде: из Бояна своего детства рав Мордехай Шломо из Бояна создал оазис для первых хасидов Америки». Мишпача , 10 октября 2011 г., стр. 114–128.
- ^ Фридман 2000 , с. 109.
- ^ Рабинович 1996 , стр. 140.
- ^ Перейти обратно: а б Брайер 2003 , с. 442.
- ^ Айзенберг 2006 , с. 123.
- ^ Салтиэль, Мэнни (2011). «Гедолим Ярзейтс: Адар» . chinuch.org . Проверено 15 ноября 2011 г.
- ^ Фридман 2000 , с. 111.
- ^ Фридман 2000 , с. 112.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Россофф 2005 , стр. 315–316.
- ^ Брайер 2003 , с. 443.
- ^ Биографическая служба New York Times, том . Нью-Йорк Таймс и Арно Пресс. 1971. с. 617.
- ^ Брайер 2003 , с. 443–444.
- ^ Фридман 2000 , стр. 113–115.
- ^ Брайер 2003 , с. 475.
- ^ Фридман 2000 , с. 117.
- ^ Брайер 2003 , с. 467.
- ^ Зурофф 2000 , с. 241.
- ^ «Фотографии марша раввинов на Вашингтон» . Институт Дэвида С. Ваймана по изучению Холокоста. 2005 . Проверено 26 октября 2011 г.
- ^ Фридман 2000 , с. 125.
- ^ Ракеффет-Роткофф 1981 , с. 163.
- ^ Перейти обратно: а б Брайер 2003 , с. 461.
- ^ Перейти обратно: а б Фридман 2000 , с. 121.
- ^ Брайер 2003 , с. 468.
- ^ Брайер 2003 , с. 444.
- ^ Брайер 2003 , стр. 448–449.
- ^ Брайер 2003 , с. 450.
- ^ Брайер 2003 , с. 454.
- ^ Брайер 2003 , с. 263.
- ^ Брайер 2003 , с. 459.
- ^ Фридман 2000 , с. 127.
- ^ Фридман 2000 , стр. 127–129.
- ^ Перейти обратно: а б Фридман 2000 , с. 130.
- ^ Финкель 1994 , с. 194.
- ^ Минц 1992 , с. 76.
- ^ Танненбаум, раввин Гершон (7 июля 2010 г.). «Боянер Ребе» . Еврейская пресса . Проверено 26 октября 2011 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
Источники
[ редактировать ]- Брайер, раввин Менахем (2003). Дом Рижина: хасиды и династия Рижинеров . Публикации Месоры . ISBN 1-57819-794-5 .
- Айзенберг, Рональд (2006). Улицы Иерусалима: Кто, что, почему . Издательство Девора. ISBN 1-932687-54-8 .
- Финкель, Авраам Яаков (1994). Современные мудрецы: великие хасидские мастера двадцатого века . Дж. Аронсон. п. 194. ИСБН 1-56821-155-4 .
- Фридман, Исроэль (2000). Золотая династия: Ружин, царский дом хасидов (2-е изд.). Иерусалим: Библиотека еврейского наследия и корней Кест-Лебовица.
- Минц, Джером Р. (1992). Хасиды: место в новом мире . Издательство Гарвардского университета. стр. 77–83. ISBN 0-674-38115-7 .
- Рабинович, Цви (1996). Энциклопедия хасидизма . Джейсон Аронсон. ISBN 1-56821-123-6 .
- Ракеффет-Роткофф, Аарон (1981). Серебряная эра в американском еврейском православии: раввин Элиезер Сильвер и его поколение . Издательство Университета Йешива. ISBN 0-87306-274-4 .
- Россофф, Довид (2005). : Могилы цадиков в Иерусалиме и Бней-Браке ( Святые на земле на иврите) Иерусалим: Махон Оцар ХаТора.
- Зурофф, Эфраим (2000). Реакция ортодоксального еврейства в Соединенных Штатах на Холокост: деятельность Комитета спасения Ваад ха-Хатзала, 1939-1945 гг . Издательский фонд Майкла Шарфа издательства Университета Йешива. ISBN 0-88125-666-8 .