Квитанция
Квител или Квитл ( идиш : קוויטל kvitl , «нотка»; множественное число: קוויטלעך квитлех , квителс, квителех, квителач / квитлс, квитлех, квитлач ) [1] относится к практике, разработанной хасидским иудаизмом , при которой хасид (последователь хасидского иудаизма) пишет записку с просительной молитвой и передает ее Ребе ( хасидскому еврейскому лидеру), чтобы получить от последнего благословение. Эта молитва может быть общей просьбой о здоровье, средствах к существованию или успехе. [2] или конкретный запрос, например, о выздоровлении после болезни, способности иметь детей, о свадьбе и т. д. [3]
Как хасиды, так и Ребе относятся к написанию, вручению и чтению квитела очень серьезно и выполняются в соответствии с определенными протоколами. Из-за присущей ему святости квителач нельзя выбрасывать после использования; их либо сжигают, либо закапывают.
Практика раздачи квителаха продолжается и сегодня во всех хасидских дворах. [4] Квителах также кладут на могилы Ребе и цадиков (множественное число от «цадик», или еврейского святого человека) в надежде, что душа умершего заступится за просителя на Небесах . [5]
У евреев существует многовековой обычай размещать квителах с личными молитвами к Богу между камнями Стены Плача в Иерусалиме . [6] Эту практику переняли и христианские паломники. [7] и иностранные высокопоставленные лица. помещается более миллиона молитвенных записок . к Стене Плача Ежегодно [8]
Происхождение [ править ]
Неясно, когда началась практика написания и вручения квителача . Эта практика не упоминается ни в трудах ранних каббалистов , ни в трудах школы Исаака Лурии (1534–1572), отца современной каббалы. [9] Впервые о нем упоминается во времена Баал Шем Това (1698–1762), основателя хасидизма. [10]
Некоторые ученые предполагают, что эта практика основана на интерпретации библейского комментатора Нахманида (1194–1270) библейского стиха: «И все исчисленные из сынов Израилевых по домам их отцов, от двадцати лет и выше, всех способных выйти на войну в Израиле» ( Числа 1:45 ). В своем комментарии к Торе (Пятикнигам Моисея ) Нахманид утверждает, что Моисей просил каждого еврея предстать перед ним, чтобы его пересчитали. Это личное появление еврея перед Моисеем, цадиком (еврейским святым человеком), предвещало церемонию вручения квителя своему Ребе. хасидом [11]
Процедура [ править ]
Написание квитела [ править ]
В хасидских судах на квителе пишутся имена просителя и членов его семьи, а также их конкретные просьбы. [10] Форма имени представляет собой полное еврейское имя человека и еврейское имя его матери (например, Шмуэль бен Хана , «Шмуэль, сын Ханы»), даже если Ребе уже знает, кто он. [12] [13] принято писать Квитель на чистом листе бумаги без разлиновки. [14]
Таможни расходятся во мнениях относительно того, кто пишет квител . Ребе ; помощник пишет В некоторых судах квител от имени просителя [15] платят конкретному человеку в других за написание квителача . [10] пишет сам проситель Альтернативно, квитель . [16]
Вокруг написания квитела возникли различные обычаи . Плохим предзнаменованием считается, если квитель упадет на землю, или если на него поместят песок. нужно написать (Песок обычно использовался в качестве осушающего средства для чернил на бумаге.) Квителач без ошибок, поскольку евреи-хасиды верят, что квителач хранит глубокие тайны. [10]
Даём квител [ править ]
Квител либо отправляется Ребе через посыльного или по почте, либо вручается лично хасидом во время его частной аудиенции с Ребе. Квител пидьон обычно дается вместе с суммой денег, известной как ( выкуп), которую Ребе использует для содержания своего двора или для раздачи на благотворительность. [2] [17] Некоторые Ребе просили у хасидов сумму денег, равную двойному числовому значению еврейского слова «хаи» (жизнь), которое равно 18. [18] Другие брали сумму денег, равную числовому значению букв еврейского имени хасида или его жены. [18]
Женщины также могут прийти к Ребе и подарить свой квителач ему . Однако Ребе не смотрит прямо на женщину, давая свое благословение. [19]
Вручение первого квитела закрепляет статус вновь назначенного хасидского Ребе. По традиции Белза, первый квител новому Ребе преподносит последователь хасидской династии Ропшицев . Таким образом, когда раввин Иссахар Дов Рокич принял на себя мантию лидера в 1894 году после смерти своего отца, раввина Иеошуа Рокича , свой первый квител ему подарил раввин Иссахар Дов из Биска, последователь династии Ропшицев. Тридцать три года спустя, после похорон раввина Иссахара Дова Рокича, сын и преемник Рокича, раввин Аарон Рокич , получил свой первый квителах от раввина Иссахара Дова из Биска и двух других последователей династии Ропшицев. [20]
Последователи династии Гер-хасидов имеют в своем распоряжении Котцер Квител , длинную записку, написанную пожилым хасидом, который посещал дворы раввина Йехуды Арье Лейба Альтера ( Сефас Эмес ), раввина Ханоха Хеноха из Александра , раввина Ицхака Меира Альтера. ( Чиддушей Харим ) и раввин Менахем Мендель из Коцка . Этот хасид подарил квител , содержащий его воспоминания об этих бывших Ребе из династии Гер, раввину Аврааму Мордехаю Альтеру ( Имрей Эмес ) после назначения последнего Ребе из династии Гер. [21]
Чтение квитела [ править ]
Если квител доставляется по почте или курьером, помощник Ребе зачитывает его Ребе. Если присутствует хасид, Ребе читает квител во время аудиенции. После этого Ребе благословляет просителя. [10]
Ребе традиционно уделяют самое пристальное внимание чтению квителача . Ребе, раввине Ицхоке Фридмане, говорили О Бохушерском , что, когда он читал квител , он вкладывал все свое существо в лист бумаги, прежде чем даровать свое благословение. [22] Сатмарский . Ребе, раввин Йоэль Тейтельбаум , был известен тем, что внимательно изучал каждый квител и указывал на ошибки в написании имен людей, которых он никогда не встречал [23]
Рассказывают истории о Ребе, которые могли прочитать в квителе ситуации тех, кто был в нем назван. Однажды будущая невеста и ее мать посетили бохушерского ребе, раввина Ицхака Фридмана, за благословением. Служитель Ребе наспех написал квител , отметив рядом с именем матери, что она собирается выйти замуж. Ребе взглянул на квител и сказал: «Она уже замужем». [22]
Когда раввин Аарон Рокич, Бельзерский Ребе, скрывался от нацистов в Краковском гетто в 1942 году, он принял квител от одного из людей, которым было поручено его защищать. Когда имена детей этого человека читались вслух, Ребе постоянно останавливал чтеца, когда тот доходил до имени определенного ребенка, и просил его снова начать читать квител . Это произошло несколько раз. Позже мужчина узнал, что этот сын внезапно погиб во время войны, но остальные члены его семьи выжили. [24]
О «великих Ребе» говорили, что в их присутствии просители испытывали трепет и случайно передавали вместо квитела чистый лист бумаги . Ребе читал пустую страницу и точно понимал, чего хочет человек. [16]
В суде Вижница было известно, что если Ребе просил закурить сигарету во время чтения квитела , это было знаком того, что просьба просителя была принята. Раввин Элиэзер Довид Фридман, последователь четвертого Вижницер Ребе, раввина Хаима Меира Хагера, стал свидетелем этого в 1965 году, когда он вручил квител Ребе от имени мельбурнского еврея, больного раком , и Ребе попросил сигарету, читая квител. . Мужчина полностью выздоровел. Однако в 1972 году, сразу после смерти Ребе, мельбурнский еврей заболел той же болезнью и скончался от нее. [25]
У могилы [ править ]
Евреи-хасиды обычно размещают квителах на могиле Ребе или цадика, полагая, что душа умершего будет молиться за них на Небесах . [17] [26] Посетитель обычно садится возле могилы, чтобы написать свой квител и медитировать по его просьбе, а затем рвет квител и бросает его на могилу. Многие могилы еврейских святых имеют специальные отверстия для вставки квителаха . [10]
У Стены Плача [ править ]
Квителач , помещенный в Стену Плача, отличается от квителаха, который дают в хасидских судах, поскольку они содержат молитвы, просьбы или послания, написанные непосредственно к Богу. [6] [27] [28] Эти молитвенные записки сложены и втиснуты в трещины и щели Стены. [29] Основанием для этой практики является Мидраша учение о том, что Божественное Присутствие никогда не покидало Стену Плача. [30] и каббалистическое учение о том, что все молитвы возносятся на Небеса через Храмовую гору , к которой примыкает Стена Плача. [6] [31] [32] Ежегодно у Стены Плача размещается более миллиона молитвенных записок. [8]
Практику размещения молитвенных записок у Стены Плача переняли также христианские паломники и люди других вероисповеданий. [7] Среди иностранных высокопоставленных лиц, публично разместивших квител у Стены Плача, - Папа Иоанн Павел II в 2000 году. [33] Сенатор США Хиллари Клинтон в 2005 году [34] Папа Бенедикт XVI в 2008 году. [35] Кандидат в президенты США Барак Обама в 2008 году. [8] и кандидат в президенты США Митт Ромни и его жена Энн в 2012 году. [36] Папа Франциск рукописный на испанском языке во время своего визита в 2014 году. текст молитвы Господней вставил в стену [37] [38] [39] 22 мая 2017 года Дональд Трамп стал первым действующим президентом США, посетившим Стену; он также вставил записку. [40]
На основании французского раввина XI века Рабейну Гершома на запрета чтение чужой почты еврейский закон запрещает чтение записок, вставленных в Стену Плача. [41]
Утилизация [ править ]
Квителач нельзя выбрасывать; существуют разногласия относительно того, следует ли их сжечь или закопать. По словам раввина Шмуэля Рабиновича , раввина Стены Плача и автора книги «Минхагей ха-Котель» , книги законов, касающихся Стены Плача, сожжение — это «чистый» способ борьбы с записками, но закопать их более почетно. Дважды в год раввин Рабинович и его помощники собирают сотни тысяч квителахов, оставшихся в Стене, и хоронят их на еврейском кладбище на Елеонской горе . [42]
Квителач, оставленный на могилах, традиционно сжигают. На могиле шестого и седьмого Любавичских Ребе, раввина Йосефа Ицхака Шнеерсона и раввина Менахема Менделя Шнеерсона , есть факс , который принимает более 700 факсов в день, и компьютер, который принимает 400 электронных писем ежедневно. Все эти квителачи распечатывают, а затем относят к могилам, где рвут в клочья и кладут на могилы. Когда стопка становится слишком высокой, измельченные купюры сжигаются. [43]
Электронные версии [ править ]
В сегодняшний электронный век многие онлайн-сервисы предлагают просителям возможность отправить свой квител к Стене Плача по электронной почте, факсу, текстовым сообщениям и через Интернет ; распечатывают Затем квител и вставляют в трещины Стены. [44] Служба «Отправить квител» сайта kevarim.com получает квителачи через Интернет, а затем отправляет их на могилы цадиков в Северной Америке вместе с людьми, которые приезжают на эти могилы. [45] Сам Никольсбургский квителач Ребе принимает через и пидёнос Интернет. [46]
Отправка квителаха на могилу Ребе или цадика также стала инструментом сбора средств. Мосдос Кевер Рэйчел (Фонд Кевер Рэйчел) призывает доноров присылать послания и молитвы, которые будут зачитаны у могилы Рахили . [47] Аналогичным образом, веб-сайт Бресловского научно-исследовательского института предлагает донорам возможность отправить «цифровой квител », который будет прочитан у могилы Ребе Нахмана из Бреслова в Умани, Украина . [48]
Ссылки [ править ]
- ^ Хешель, Сюзанна (2003). Авраам Джошуа Хешель: Человек духа, Человек действия . Еврейское издательское общество. п. 63. ИСБН 0-8276-0758-Х .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Блутал-Прифер, доктор Херш (2009). «Семинар Шабос Шломо Пекаря» . сайт jewishgen.org . Проверено 9 января 2011 г.
- ^ Рабинович, Цви (1988). Хасидизм: движение и его хозяева . Дж. Аронсон. п. 323. ИСБН 0-87668-998-5 .
- ^ Колаковский, раввин Дж. «Хасидская жизнь сегодня» . сайт еврейских ответов . Проверено 8 января 2011 г.
- ^ Трахтенберг, Джошуа (2004) [первоначально опубликовано в 1939 году]. «Духи мертвых» . Еврейская магия и суеверия . Филадельфия: Издательство Пенсильванского университета . п. 64. ИСБН 978-0812218626 . Проверено 24 апреля 2023 г.
Внимательный посетитель могилы Симона бар Йохая, например, в Мероне, Палестина, увидит множество письменных просьб о помощи святого, валяющихся вокруг его гробницы.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Кац, Лиза. «Каково происхождение, процесс и причина размещения записок в Западной стене?» . about.com: Компания «Нью-Йорк Таймс». Архивировано из оригинала 20 января 2013 года . Проверено 18 января 2010 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Куда идут все молитвенные записки?» . Новостной репортаж ABC-Австралия. 5 сентября 2007 года . Проверено 18 января 2010 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с МакГирк, Тим (25 июля 2008 г.). «Частная молитва Обамы просочилась » . ВРЕМЯ . Архивировано из оригинала 26 июля 2008 года . Проверено 2 октября 2010 г.
- ^ Спиро, раввин Кен (10 ноября 2001 г.). «Ускоренный курс еврейской истории № 51: Каббалисты» . aish.com . Проверено 8 января 2011 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж Вертхайм, Аарон (1992). Закон и обычай в хасидизме . Издательство Ктав. стр. 246–247. ISBN 0-88125-401-0 . Проверено 18 января 2010 г.
- ^ Унгер, Менаше (март 2001 г.). «Квиттель (Часть VI)» . В (24). Крылья утра: Обзор Торы . Проверено 18 января 2010 г.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Вельхельм, Зуше. «Упоминание имени больного и имени его матери при молитве за больного» . Медиа-центр Хабад-Любавич . Проверено 18 января 2010 г.
- ^ Лангер, Иржи (1961). Девять врат . James Clarke & Co. Ltd., стр. 10–11. ISBN 9780227675526 .
- ^ «Практическое руководство к Рош ха-Шана» (PDF) . Журнал Цадик. Сентябрь 1999 г. Архивировано из оригинала (PDF) 28 августа 2008 г. . Проверено 18 января 2010 г.
- ^ Золото, Бен-Цион (2007). Жизнь евреев в Польше до Холокоста: Мемуары . Издательство Университета Небраски. п. 108. ИСБН 978-0-8032-2222-9 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Танненбаум, раввин Гершон (29 ноября 2006 г.). « Квитлеч снова продается» . Еврейская пресса . Проверено 8 января 2011 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Джейкобс, Луи (1972). Хасидская молитва . Routledge & Kegan Paul PLC. п. 132. ИСБН 0-7100-7362-3 . Проверено 18 января 2010 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Унгер, Менаше (февраль 2001 г.). «Квиттель (Часть V)» . Крылья утра: Обзор Торы . В (22) . Проверено 18 января 2010 г.
- ^ Левенталь, Нафтали (2005), «Духовный опыт хасидской молодежи и девочек в Европе до Холокоста — слияние традиций и современности» , Еврейская духовность и божественный закон , Издательство Yeshiva University Press: 430, ISBN 0-88125-865-2
- ^ Израиль, Йосеф (2005). Спасение Ребе из Белза . Mesorah Publications, Ltd. с. 57. ИСБН 1-57819-059-2 . Проверено 18 января 2010 г.
- ^ «Человек истины становится ребе» . Хейхал Ханегина. 11 января 2008 года . Проверено 18 января 2010 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Фридман, Исроэль (1997). Золотая династия . Библиотека еврейского наследия и корней Кест-Лебовица. п. 265.
- ^ Вулпин, Ниссон (16 августа 2009 г.). «Последний лев: Сатмарский Ров, рав Йоэль Тейтельбаум, zt"l, на своем 30-м ярцейте» . matzav.com . Проверено 18 января 2010 г.
- ^ Израиль, Йосеф (2005), с. 221.
- ^ Фройнд, раввин Тувиа. Имрей Хаим из Вижница: Харав Хаим Меир Хагер, zy'a . Hamodia , 24 марта 2010 г., стр. 6. Журнал
- ^ Дэвид М. Гитлиц и Линда Кей Дэвидсон «Паломничество и евреи» (Вестпорт: Коннектикут: Praeger, 2006), 107–109.
- ^ Берман, Рошель У. (2005). Достоинство за пределами смерти: еврейская подготовка к погребению . Урим. п. 103. ИСБН 965-7108-66-7 .
- ^ Гинзберг, Роберт (2004). Эстетика руин . Родопи Б.В. с. 138. ИСБН 90-420-1672-8 .
- ^ Остроумный, Авраам; Остроумно, Рэйчел Джин (2001). Изучение еврейской традиции: транслитерированное руководство по повседневной практике и соблюдению традиций . Даблдэй . п. 28. ISBN 0-385-49454-8 .
- ^ Исход Раба 2:2.
- ^ Пирке Де-Рабби Элиэзер 35: «Любой, кто молится в этом месте в Иерусалиме, словно молится перед Троном Славы, ибо там находятся райские врата, открытые для того, чтобы услышать все молитвы».
- ^ Симмонс, раввин Шрага (3 ноября 2002 г.). «Шесть причин, почему стена священна» . Архивировано из оригинала 17 марта 2013 года . Проверено 6 октября 2010 г.
- ^ «Письмо, помещенное Папой Иоанном Павлом II у Стены Плача» . Министерство иностранных дел (Израиль) . Проверено 7 октября 2008 г.
- ^ «Хиллари Клинтон посещает Стену Плача» . Гаарец . Ассошиэйтед Пресс. 15 ноября 2005 г. Проверено 5 апреля 2011 г.
- ^ «Понтифик посещает самое святое место иудаизма – Стену Плача» . necn.com. 12 мая 2009 года . Проверено 18 января 2010 г.
- ^ Паркер, Эшли; Рудорен, Джоди (29 июля 2012 г.). «Ромни посещает Стену Плача» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 29 июля 2012 г.
- ^ Болл, Дебора (26 мая 2014 г.). «Папа посещает Мемориал Холокоста, Стену Плача» . Уолл Стрит Джорнал . Проверено 26 мая 2014 г.
- ^ Собельман, Батшева; Чу, Генри (26 мая 2014 г.). «Папа Франциск балансирует посещения еврейских и мусульманских объектов в Иерусалиме» . Лос-Анджелес Таймс . Проверено 27 мая 2014 г.
- ^ Рудорен, Джоди (26 мая 2014 г.). «Папа возлагает венок к могиле основателя сионизма» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 27 мая 2014 г.
- ^ Даймонд, Джереми (22 мая 2017 г.). «Трамп совершает исторический визит к Стене Плача» . CNN . Проверено 22 мая 2017 г.
- ^ Шевет ха-Кехуси 1:315:1, цитируется в книге Лебовиц, раввин Мойше Довид, «Чтение почты другого человека», Hamodia Features, 6 января 2010 г., стр. С3.
- ^ «Куда идут все молитвенные записки?» . Новостной репортаж ABC-Австралия. 5 сентября 2007 года . Проверено 18 января 2010 г.
- ^ Олидорт, Б. (18 июня 2007 г.). «У Охеля» . lubavitch.com . Проверено 19 января 2010 г.
- ^ «Не в Йерушалаиме? Отправьте Квиттель Коселу через Твиттер» . matzav.com. 22 июля 2009 года . Проверено 18 января 2010 г.
- ^ «Отправить услугу Квител» . kevarim.com . Проверено 18 января 2010 г.
- ^ «Отправить запрос/квител Ребе» . nikolsburg.org. Архивировано из оригинала 11 сентября 2010 года . Проверено 19 января 2010 г.
- ^ «Отправь молитву» . Мосдос Кевер Рэйчел . Проверено 18 января 2010 г.
- ^ «Цифровой Квиттель» . Бресловский научно-исследовательский институт . Проверено 18 января 2010 г.