Могила Рэйчел
Кевер Рэйчел (иврит); Кабр Рахиль (арабский) | |
Вверху: гробница Рахили и прилегающее к ней исламское кладбище в начале 20 века, до строительства современного израильского оборонительного сооружения. Внизу: Саркофаг с парошетным покрытием. | |
Расположение | возле Вифлеема [ 1 ] |
---|---|
Область | Западный берег |
Координаты | 31 ° 43'10 "N 35 ° 12'08" E / 31,7193434 ° N 35,202116 ° E |
Палестинская сетка | 1691/1251 |
Тип | могила, молитвенное место |
История | |
Основан | Османская |
Культуры | евреи, мусульмане, христиане |
Примечания к сайту | |
Управление | Министерство по делам религии Израиля |
Публичный доступ | Ограниченный |
Веб-сайт | keverrachel.com |
Почитается как третье по значимости святое место в иудаизме. |
Могила Рахили ( библейский иврит : קְבֻרַת רָחֵל QƝbūrat Rāḥēl ; современный иврит : קבר רחל Кевер Рахель; арабский : قبر راحيل Qabr Rāhīl ) — место, почитаемое как место захоронения тот Библейский матриарх Рахель . Это место также называют мечетью Билал бин Рабах ( араб . مسجد بلال بن رباح ). [ 2 ] [ 3 ] Гробница почитается евреями , христианами и мусульманами . [ 4 ] Гробница, расположенная у северного входа в палестинский город Вифлеем , рядом с контрольно-пропускным пунктом гробницы Рахили , построена в стиле традиционного макама , что по-арабски означает святыня. [ 5 ]
Место захоронения матриарха Рахили , упомянутое в еврейском Танахе , христианском Ветхом Завете и в мусульманской литературе. [ 6 ] оспаривается между этим участком и несколькими другими на севере. Хотя некоторые ученые считают, что это место вряд ли является настоящим местом могилы, [ 4 ] это, безусловно, самый признанный кандидат. [ 7 ] Самые ранние внебиблейские записи, описывающие эту гробницу как место захоронения Рахили, относятся к первым десятилетиям IV века нашей эры. Строение в его нынешнем виде датируется османским периодом и расположено на христианском и мусульманском кладбище, датируемом, по крайней мере, периодом мамлюков . [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] Когда сэр Мозес Монтефиоре отремонтировал это место в 1841 году и получил ключи от еврейской общины, [ 9 ] он также добавил прихожую , в том числе михраб для мусульманской молитвы, чтобы облегчить мусульманские страхи. [ 11 ] [ 12 ] Согласно Бытию 35:20 , была воздвигнута мацева на месте могилы Рахили в древнем Израиле , что побудило ученых считать это место местом поклонения в древнем Израиле. [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ] По словам Мартина Гилберта , евреи совершали паломничество к могиле с древних времен. [ 16 ] По словам Фредерика Стрикерта, первые исторически зафиксированные паломничества к этому месту были совершены ранними христианами , а свидетели-христиане писали о преданности святыне «местными мусульманами, а затем и евреями»; На протяжении всей истории это место редко считалось святыней, принадлежащей исключительно одной религии, и описывается как «в равной степени пользующееся уважением со стороны евреев, мусульман и христиан». [ 4 ] Хотя могила Рахили была обычным местом еврейского паломничества с двенадцатого века, в современную эпоху развился культ с уникальными элементами Рахили. В современном еврейском обществе это место считается третьим по значимости святым местом в иудаизме. [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ] [ 20 ] и стал одним из краеугольных камней еврейско-израильской идентичности. [ 21 ]
Согласно британскому меморандуму 1929 г. [ 9 ] в 1949 году ООН постановила, что к этому месту применяется статус-кво , соглашение, одобренное Берлинским договором 1878 года , касающееся прав, привилегий и обычаев в определенных святых местах. [ 22 ] Согласно Плану раздела Палестины, принятому Организацией Объединенных Наций в 1947 году , гробница должна была стать частью находящейся под международным управлением зоны Иерусалима, , но этой территорией управляла Иордания , которая запрещала евреям въезд в эту территорию. [ 23 ] После израильской оккупации Западного берега в 1967 году положение этого объекта было официально оформлено в 1995 году в соответствии с Соглашением Осло II в палестинском анклаве (Зона А) со специальной договоренностью, согласно которой он находился под ответственностью Израиля за безопасность. [ 1 ] В 2005 году, после одобрения Израиля 11 сентября 2002 года, барьер на Западном берегу Израиля вокруг могилы был построен , фактически присоединив его к Иерусалиму; Контрольно-пропускной пункт 300 , также известный как контрольно-пропускной пункт гробницы Рэйчел, был построен рядом с этим местом. [ 24 ] [ 1 ] [ 25 ] [ 26 ] В отчете УВКПЧ специального докладчика Джона Дугарда за 2005 год отмечалось, что: «Хотя гробница Рахили является святыней для евреев, мусульман и христиан, она фактически закрыта для мусульман и христиан». [ 27 ] 21 октября 2015 г. ЮНЕСКО приняла резолюцию, подтверждающую заявление 2010 г. [ 28 ] что гробница Рахили была «неотъемлемой частью Палестины». [ 29 ] 22 октября 2015 года гробница была отделена от Вифлеема рядом бетонных заграждений. [ 30 ]
Библейские рассказы и спорное местонахождение
[ редактировать ]Северная версия по сравнению с южной версией
[ редактировать ]Библейские ученые выделяют в еврейской Библии две разные традиции относительно места захоронения Рахили: соответственно северную версию, располагающую его к северу от Иерусалима, недалеко от Рамы , современного Ар-Рама , и южную версию, располагающую его недалеко от Вифлеема. В раввинской традиции двойственность разрешается использованием двух разных терминов на иврите для обозначения этих разных местностей. [ 31 ] В еврейской версии, данной в Бытии , [ 32 ] Рахиль и Иаков путешествуют из Сихема в Хеврон , расположенный недалеко от Ефрафы , который в толковании называется Вифлеемом (35:16–21, 48:7). Она умирает по дороге, рожая Бенджамина :
«И умерла Рахиль, и погребена была на дороге в Ефрафу, то есть Вифлеем. И поставил Иаков памятник на могиле ее: это памятник могилы Рахили до сего дня». - Бытие 35: 19–20.
Том Селвин отмечает, что Р.А.С. Макалистер , наиболее авторитетный специалист по топографии гробницы Рахили, в 1912 году выдвинул точку зрения, согласно которой отождествление с Вифлеемом было основано на ошибке переписчика. [ 33 ] Слова иудейских писцов «(Ефрафа, ), то есть Вифлеем» были добавлены, чтобы отличить его от аналогичного топонима Ефрафы в районе Вифлеема. Однако некоторые считают несомненным, что могила Рахили находилась на севере, в Вениамине , а не на территории Иудеи, и что глосса в Вифлееме представляет собой присвоение Иудеями могилы, первоначально находившейся на севере, для повышения престижа Иуды . [ 34 ] [ 35 ] [ 36 ] В 1 Царств 10:2 гробница Рахили находится на «земле Вениамина в Целце». Следовательно, в период монархии, вплоть до вавилонского плена , гробница Рахили, как предполагалось, находилась в Раме. [ 37 ] Указания на это основаны на 1 Цар. 10:2 и Иер. 31:15 , в которых указано альтернативное место к северу от Иерусалима, в окрестностях ар-Рама , библейской Рамы . [ 38 ] в пяти милях к югу от Вефиля . [ 39 ] Одно из предположений состоит в том, что до завоевания Иерусалима Давидом дорога, ведущая из Вефиля, могла называться «дорогой Ефрафы» ( дерек епрата . Бытие 35:19 ; дерек епрат, Бытие 48:7 ), следовательно, этот отрывок в Бытии означал «дорога в Ефраф или Вифлеем», по которой Рама, если это слово относится к топониму , [ 40 ] класть. [ 41 ] Возможным местом в Раме могут быть пять каменных памятников к северу от Хизмы . Известная как Кубур Бене Исраин , самая большая так называемая гробница группы, функция которой неясна, имеет название Кабр Умм бени Исраин , то есть «могила матери потомков Израиля». [ 42 ] [ 43 ]

Структура Вифлеема
[ редактировать ]Что касается сооружения за пределами Вифлеема, расположенного точно над древней гробницей, то во время раскопок примерно в 1825 году выяснилось, что оно не было построено над пещерой; однако на небольшом расстоянии от этого места была обнаружена глубокая пещера. [ 44 ]
История
[ редактировать ]
Византийский период
[ редактировать ]Предания о могиле на этом месте восходят к началу IV века нашей эры. [ 45 ] Евсевий « Ономастикон» (написанный до 324 г.) и « Бордосский паломник» (333–334 гг.) упоминают гробницу как находящуюся в 4 милях от Иерусалима. [ 46 ]
Ранний мусульманский период
[ редактировать ]В конце VII века гробницу обозначили каменной пирамидой, лишенной каких-либо украшений. [ 46 ] [ 47 ] В X веке Мукаддаси и другие географы не упоминают гробницу, а это указывает на то, что она, возможно, потеряла значение, пока крестоносцы не возродили ее почитание. [ 48 ]
Период крестоносцев
[ редактировать ]Мухаммад аль-Идриси (1154 г.) пишет: «На полпути [между Вифлеемом и Иерусалимом] находится могила Рахили ( Рахила ), матери Иосифа и Вениамина , двух сыновей Иакова , мир им всем! гробница покрыта двенадцатью камнями, а над ней увенчан куполом». [ 49 ]
Вениамин Туделинский (1169–1171 гг.) был первым еврейским паломником, описавшим свое посещение гробницы. [ 50 ] Он упомянул столп из 11 камней и купол, опирающийся на четыре колонны, «и все иудеи, проходящие мимо, вырезают свои имена на камнях столба». Петахия из Регенсбурга объясняет, что 11 камней символизировали колена Израиля, за исключением Вениамина, поскольку Рахиль умерла во время его рождения. Все они были мраморные, а наверху – статуя Иакова». [ 45 ]
Мамлюкский период
[ редактировать ]В 14 веке Антоний Кремонский называл кенотаф «самой чудесной гробницей, которую я когда-либо видел. Я не думаю, что с помощью 20 пар волов можно было бы извлечь или переместить один из ее камней». (1346–1350 гг.) описал его Францисканский паломник Николас Поджибонси как здание высотой 7 футов, окруженное округлой гробницей с тремя воротами. [ 51 ]
Примерно с 15 века, если не раньше, гробница была занята и содержалась мусульманскими правителями. [ 45 ] Русский дьякон Зозима описывает это как мечеть 1421 года. [ 45 ] В путеводителе, опубликованном в 1467 году, упоминается, что Шахин ад-Дахири построил на этом месте купол, цистерну и питьевой фонтан. [ 45 ] Мусульманская перестройка «купола на четырех колоннах» упоминалась также Франческо Суриано в 1485 году. [ 45 ] Феликс Фабри (1480–1483 гг.) описал его как «высокую пирамиду, построенную из квадратного полированного белого камня»; [ 52 ] Он также отметил рядом с ним корыто с питьевой водой и сообщил, что «это место одинаково почитается мусульманами, евреями и христианами». [ 52 ] Бернхард фон Брайденбах из Майнца (1483 г.) описал женщин, молящихся у гробницы и собирающих камни, чтобы забрать их домой, полагая, что это облегчит их труд. [ 53 ] [ 54 ] Пьетро Казола (1494 г.) описал его как «красивый и очень почитаемый маврами » . [ 55 ] Муджир ад-Дин аль-Улайми (1495 г.), иерусалимский кади и арабский историк, пишет под заголовком Куббе Рахиль («Купол Рахили»), что могила Рахили находится под этим куполом на дороге между Вифлеемом и Бейт-Джалой и что здание обращено к Сахре (скале внутри Купола Скалы ) и широко посещается паломниками. [ 56 ]
Османский период
[ редактировать ]Семнадцатый век
[ редактировать ]В 1615 году Мухаммад-паша Иерусалимский отремонтировал здание и передал его в исключительное пользование евреям. [ почему? ] [ 58 ] В 1626 году Франциск Кварезмиус посетил это место и обнаружил, что гробница несколько раз перестраивалась местными жителями. Он также нашел рядом с ним цистерну и множество мусульманских могил. [ 45 ]
Джордж Сэндис писал в 1632 году, что «Гробница Рахили... установлена на площади... внутри которой другая гробница используется магометанами в качестве места молитвы». [ 59 ]
Раввин Моисей Сурайт из Праги (1650 г.) описал высокий купол на вершине гробницы, отверстие с одной стороны и большой двор, окруженный кирпичами. Он также рассказал о местном еврейском культе, связанном с этим местом. [ 60 ] Венецианское издание 1659 года «Йихус ха-Абот» Ури бен Симеона содержало небольшую и явно неточную иллюстрацию. [ 61 ] [ 62 ]
Могила Рахили Праведной находится на расстоянии полутора миль от Иерусалима, посреди поля, недалеко от Вифлеема, как сказано в Торе. На Песах и Лаг ба-Омер многие люди – мужчины и женщины, молодые и старые – идут к гробнице Рахили пешком и верхом. И многие там молятся, возносят прошения и танцуют вокруг гроба, едят и пьют.
- Раввин Моисей Сурайт из Праги, 1650 г. [ 60 ]
восемнадцатый век
[ редактировать ]В марте 1756 года Стамбульский еврейский комитет евреев Палестины постановил, что 500 курушей, использованные евреями Иерусалима на ремонт стены у гробницы, должны быть возвращены и использованы вместо этого на более достойные цели. [ 63 ] В 1788 году были построены стены, закрывающие арки. [ 58 ] По словам Ричарда Покока , это было сделано для того, чтобы «помешать евреям войти в него». Покок также сообщает, что турки высоко ценили это место как место захоронения. [ 45 ] [ 64 ]
Девятнадцатый век
[ редактировать ]В 1806 году Франсуа-Рене Шатобриан описал его как «квадратное здание, увенчанное небольшим куполом: оно пользуется привилегиями мечети , поскольку турки, как и арабы, чтят семьи патриархов. [..] это очевидно, турецкое здание, возведенное в память о сантоне. [ 65 ]
В отчете 1824 года описывалось «каменное здание, очевидно, турецкой постройки, заканчивающееся наверху куполом. Внутри этого здания находится гробница. Это груда камней, покрытых белой штукатуркой, около 10 футов в длину и почти такой же высоты. Внутренняя стена здания и бока гробницы покрыты еврейскими именами, написанными евреями». [ 66 ]
Когда примерно в 1825 году сооружение ремонтировалось, раскопки у подножия памятника показали, что оно не было построено непосредственно над подземной полостью. Однако недалеко от этого места была обнаружена необычайно глубокая пещера. [ 44 ]
Протосионистский банкир сэр Мозес Монтефиоре посетил могилу Рахили вместе со своей женой во время их первого визита в Святую Землю в 1828 году. [ 67 ] У пары не было детей, и леди Монтефиоре была глубоко тронута могилой. [ 67 ] который на тот момент находился в хорошем состоянии. Перед следующим визитом пары в 1839 году землетрясение в Галилее 1837 года сильно повредило гробницу. [ 68 ] В 1838 году гробница была описана как «просто обычная мусульманская Вели, или могила святого человека; небольшое квадратное каменное здание с куполом, а внутри него гробница в обычной мусульманской форме; все замазано раствором. находится в запустении и приходит в упадок, хотя евреи до сих пор совершают паломничество к нему, голые стены покрыты именами на нескольких языках; [ 47 ]


В 1841 году Монтефиоре отремонтировал это место и получил для евреев ключ от гробницы. Он отремонтировал всю структуру, реконструировав и заново оштукатурив ее белый купол, а также добавил прихожую, в том числе михраб для мусульманской молитвы, чтобы облегчить мусульманские страхи. [ 69 ] Профессор Гленн Боуман отмечает, что некоторые авторы описали это как «покупку» гробницы Монтефиоре, утверждая, что это не так. [ 70 ]
В 1843 году Ридли Хаим Гершель описал здание как обычную мусульманскую гробницу. Он сообщил, что евреи, в том числе Монтефиоре, были вынуждены оставаться снаружи гробницы и молились у дыры в стене, чтобы их голоса проникли в гробницу. [ 71 ] В 1844 году Уильям Генри Бартлетт назвал гробницу «турецкой мечетью» после посещения этого района в 1842 году. [ 72 ]
В 1845 году Монтефиоре произвел дальнейшие архитектурные улучшения гробницы. [ 60 ] Он расширил здание, построив прилегающую сводчатую прихожую на востоке для мусульманских молитв и подготовки к погребению, возможно, в качестве акта примирения. [ 73 ] В комнате был михраб, обращенный к Мекке . [ 45 ] [ 58 ]
В середине 1850-х годов мародерствующее арабское племя эт-Таамре вынудило евреев выплачивать им ежегодную выплату в размере 30 фунтов стерлингов, чтобы они не могли повредить гробницу. [ 74 ] [ 75 ]
По словам Элизабет Энн Финн , жены британского консула Джеймса Финна , единственный раз, когда сефардская еврейская община покидала Старый город Иерусалима, это были ежемесячные молитвы у «Гробницы Рахили» или Хеврона. [ 76 ]
В 1864 году евреи Бомбея пожертвовали деньги на рытье колодца. Хотя могила Рахили находилась всего в полутора часах ходьбы от Старого города Иерусалима, многие паломники испытывали сильную жажду и не могли получить пресную воду. Каждый Рош Ходеш (начало еврейского месяца) Девушка Людмира вела своих последователей к могиле Рахили и проводила молебен с различными ритуалами, которые включали распространение над могилой просьб за последние четыре недели. В традиционную годовщину смерти Рахили она возглавила торжественную процессию к гробнице, где пела псалмы . во время ночного бдения [ 77 ]
В 1868 году в публикации католического миссионерского общества « Отцы-паулисты» отмечалось, что «память [Рахили] всегда пользовалась уважением со стороны иудеев и христиан, и даже теперь первые ходят туда каждый четверг, чтобы помолиться и прочитать старую-старую историю. этой матери их рода. Покидая Вифлеем в четвертый и последний раз, после того, как мы миновали могилу Рахили, по пути в Иерусалим, отец Луиджи и я встретили сотню или более евреев во время их еженедельного визита в Иерусалим. почитаемое место». [ 78 ]
В еврейском ежемесячном журнале «ха-Леванон» от 19 августа 1869 года появились слухи, что группа христиан купила землю вокруг гробницы и снесла вестибюль Монтефиоре, чтобы построить там церковь. [ 79 ] В последующие годы землю в окрестностях гробницы приобрел Натан Штраус . В октябре 1875 года раввин Цви Хирш Калишер. [ нужны разъяснения ] купил три дунама земли возле могилы, намереваясь основать там еврейскую земледельческую колонию. [ 80 ] Опека над землей была передана общине Перушим в Иерусалиме. [ 80 ] В томе «Обзора Палестины» PEF 1883 года и Кондер Китченер отметили : «На этом месте стоит современное мусульманское здание, а рядом с ним есть еврейские могилы... Двор... используется мусульманами как место для молитв. ... Внутренние покои... посещают еврейские мужчины и женщины по пятницам». [ 81 ]
Двадцатый век
[ редактировать ]В 1912 году правительство Османской империи разрешило евреям отремонтировать саму святыню, но не прихожую. [ 22 ] В 1915 году у строения было четыре стены, каждая около 7 м (23 фута) в длину и 6 м (20 футов) в высоту. Купол высотой около 3 м (10 футов) «используется мусульманами для молитв; его святой характер не позволяет им удалить еврейские буквы со стен». [ 82 ]
Период британского мандата
[ редактировать ]
Через три месяца после британской оккупации Палестины все это место было очищено и побелено евреями без протеста со стороны мусульман. Однако в 1921 году, когда Главный раввинат обратился в муниципалитет Вифлеема за разрешением провести ремонт на этом месте, местные мусульмане возразили. [ 22 ] Ввиду этого Верховный комиссар постановил, что до назначения Комиссии по святым местам, предусмотренной мандатом, весь ремонт должен осуществляться правительством. Однако это решение вызвало такое возмущение в еврейских кругах, что дело было закрыто, поскольку ремонт не был признан срочным. [ 22 ] В 1925 году сефардская еврейская община запросила разрешение на ремонт гробницы. Затем правительство сделало здание конструктивно прочным, и правительство произвело внешний ремонт, но евреи (у которых были ключи) отказали правительству в разрешении отремонтировать внутреннюю часть святыни. Поскольку внутренний ремонт не имел большого значения, правительство отказалось от этого вопроса, чтобы избежать разногласий. [ 22 ] В 1926 году Макс Боденхаймер обвинил евреев в том, что они позволили одному из своих святых мест выглядеть таким заброшенным и заброшенным. [ 84 ]
В этот период это место посещали как евреи, так и мусульмане. С 1940-х годов его стали рассматривать как символ возвращения еврейского народа в Сион, на свою древнюю родину. [ 85 ] Для еврейских женщин могила ассоциировалась с плодородием и стала местом паломничества для молитв об успешных родах. [ 86 ] [ 87 ] Изображения гробницы Рахили появились в еврейских религиозных книгах и произведениях искусства. [ нужна ссылка ] Мусульмане молились внутри мечети, а кладбище у могилы было главным мусульманским кладбищем в районе Вифлеема. Здание также использовалось для исламских погребальных ритуалов. Сообщается, что евреи и мусульмане уважали друг друга и соблюдали ритуалы друг друга. [ 11 ] Во время беспорядков 1929 года насилие препятствовало регулярному посещению евреями могилы. [ нужна ссылка ] И евреи, и мусульмане требовали контроля над этим местом, при этом мусульмане утверждали, что оно является неотъемлемой частью мусульманского кладбища, на котором оно расположено. [ 9 ] Он также потребовал возобновления старого мусульманского обычая очищать трупы в прихожей гробницы. [ нужна ссылка ]
Иорданский период
[ редактировать ]После арабо-израильской войны 1948 года до 1967 года это место было оккупировано, а затем аннексировано Иорданией . это место контролировалось исламским вакфом . 11 декабря 1948 года Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию 194 , которая призывала обеспечить свободный доступ ко всем святым местам Израиля и остальной территории бывшего палестинского мандата Великобритании. В апреле 1949 года Иерусалимский комитет подготовил документ для Секретариата ООН, чтобы установить статус различных святых мест на территории бывшего британского мандата в Палестине. Он отметил, что право собственности на гробницу Рахили претендовали как евреи, так и мусульмане. Евреи претендовали на владение на основании фирмана 1615 года , предоставленного иерусалимским пашой, который давал им исключительное право пользования этим местом и что пришедшее в упадок здание было полностью восстановлено Моисеем Монтефиоре в 1845 году; ключи были получены евреями от последнего на тот момент мусульманского опекуна. Мусульмане утверждали, что это место было местом мусульманской молитвы и неотъемлемой частью мусульманского кладбища, на территории которого оно располагалось. [ 9 ] Они заявили, что правительство Османской империи признало ее таковой и что она включена в число гробниц пророков, идентификационные вывески для которых были выданы Министерством вакфов в 1898 году. Они также утверждали, что прихожая, построенная Монтефиоре, была специально построена как гробница. место молитвы мусульман. ООН постановила, что к этому месту применяется статус-кво , соглашение, одобренное Османским указом 1757 года, касающееся прав, привилегий и обычаев в определенных святых местах. [ 22 ]
Теоретически свободный доступ должен был быть предоставлен, как это предусмотрено в Соглашении о перемирии 1949 года , хотя израильтянам, не имеющим возможности въехать в Иорданию, было запрещено посещать Иорданию. [ 23 ] Однако евреи неизраильского происхождения продолжали посещать это место. [ 11 ] В этот период мусульманское кладбище было расширено. [ 58 ]
Израильский контроль
[ редактировать ]После Шестидневной войны в 1967 году Израиль оккупировал Западный берег реки Иордан , включая гробницу. Могила была передана под израильское военное управление. Премьер-министр Леви Эшколь поручил включить гробницу в новые расширенные муниципальные границы Иерусалима. [ нужна ссылка ] но, ссылаясь на соображения безопасности, Моше Даян решил не включать его в территорию, присоединенную к Иерусалиму. [ 88 ]
Исламские полумесяцы, вписанные в помещения сооружения, впоследствии были стерты. Мусульманам не разрешили пользоваться мечетью, хотя некоторое время им разрешали пользоваться кладбищем. [ 11 ] С 1993 года мусульманам было запрещено пользоваться кладбищем. [ 11 ] По данным Вифлеемского университета, «доступ к гробнице Рахили теперь ограничен туристами, прибывающими из Израиля». [ 89 ]
Переговоры в Осло: зона А и особое соглашение о безопасности
[ редактировать ]Могила Рэйчел
а. Не умаляя ответственности палестинцев за обеспечение безопасности в городе Вифлееме, обе стороны настоящим соглашаются о следующих мерах безопасности в отношении гробницы Рахили, которая будет считаться особым случаем в переходный период:
- (1) Хотя Гробница, а также главная дорога, ведущая из Иерусалима к Гробнице, как указано на карте № 1, будут находиться под ответственностью Израиля за безопасность, свободное передвижение палестинцев по главной дороге будет продолжаться.
- (2) В целях защиты Гробницы три израильских поста охраны могут быть расположены в Гробнице, на крыше здания Вакуфа и на автостоянке.
б. Нынешняя ситуация и существующие практики в Гробнице должны быть сохранены.
II Соглашение Осло , Израиль-ООП, 28 сентября 1995 г., Временное соглашение по Западному Берегу и сектору Газа , Приложение I, Статья V, Часть 7.
Соглашение Осло II от 28 сентября 1995 года поместило гробницу Рахили в палестинский анклав (Зона А) со специальной договоренностью, согласно которой она - вместе с главной подъездной дорогой Иерусалим-Вифлеем - подпадает под ответственность Израиля за безопасность. [ 1 ]
Первоначально предполагалось, что устройство будет таким же, как и для гробницы Иосифа недалеко от Наблуса ; однако это решение было пересмотрено после резкой реакции со стороны правых религиозных партий Израиля. [ 90 ] С явным намерением создать факты на местах , в июле 1995 года депутат Кнессета Ханан Порат основала ешиву у могилы, а правые активисты начали пытаться приобрести землю вокруг могилы, чтобы обеспечить прилегание к аннексированным Израилем районам Иерусалима. [ 91 ] 17 июля 1995 года, после встречи кабинета Рабина и сил безопасности , позиция Израиля была изменена и потребовала, чтобы израильские силы обеспечивали безопасность гробницы и контролировали подъездную дорогу к ней. [ 92 ] Когда это требование было предъявлено Ясиру Арафату во время переговоров, он, как сообщается, ответил: [ 93 ]
Я не могу на это согласиться! Рядом с могилой Рахили находится мусульманское кладбище, а святое место находится в Зоне А, и я сам потомок Рахили.
— Ясир Арафат , во время переговоров в Осло
Палестинцы также были категорически против уступки контроля над дорогой, соединяющей Вифлеем с Иерусалимом, но в конечном итоге уступили, чтобы не ставить под угрозу общие соглашения. [ 94 ]
1 декабря 1995 года остальная часть Вифлеема, за исключением анклава гробниц, перешла под полный контроль Палестинской автономии.
Фортификация
[ редактировать ]
.

В 1996 году Израиль начал 18-месячное укрепление этого объекта стоимостью 2 миллиона долларов. Он включал в себя стену высотой 13 футов (4,0 м) и прилегающий к ней военный пост. [ 95 ]
После нападения на могилу Иосифа и ее последующего захвата и осквернения арабами, [ 96 ] сотни жителей Вифлеема и лагеря беженцев Аида во главе с назначенным Палестинской автономией губернатором Вифлеема Мухаммадом Рашадом аль-Джабари напали на гробницу Рахили. Они подожгли возведенные вокруг него леса и попытались прорваться. ЦАХАЛ разогнал толпу огнем и светошумовыми гранатами , десятки были ранены. [ нужна ссылка ] В последующие годы контролируемый Израилем объект стал горячей точкой между молодыми палестинцами, бросавшими камни , бутылки и зажигательные бомбы, и солдатами ЦАХАЛа, которые ответили слезоточивым газом и резиновыми пулями. [ 97 ]

В конце 2000 года, когда разразилась Вторая интифада , могила подвергалась нападению в течение 41 дня. В мае 2001 года пятьдесят евреев оказались в ловушке внутри в результате перестрелки между ЦАХАЛом и боевиками Палестинской администрации. В марте 2002 года ЦАХАЛ вернулся в Вифлеем в рамках операции «Оборонительный щит» и оставался там в течение длительного периода времени. [ нужна ссылка ]
11 сентября 2002 года кабинет безопасности Израиля одобрил размещение гробницы на израильской стороне барьера Западного берега и окружение ее бетонной стеной и сторожевыми вышками. [ 1 ] Это было описано как «фактическое присоединение его к Иерусалиму». [ 1 ] В феврале 2005 года Верховный суд Израиля отклонил апелляцию палестинцев об изменении маршрута заграждения в районе могилы. Израильское строительство разрушило палестинский район Куббет Рахиль (Могила Рахили), который составлял 11% столичного Вифлеема. [ 98 ] [ 99 ] Израиль также объявил этот район частью Иерусалима. [ 11 ] С 2011 года палестинцы создали «Стенный музей» на северной стене израильского разделительного барьера, окружающего могилу Рахили. [ 100 ] [ 101 ] [ 102 ]
В феврале 2010 года премьер-министр Израиля Нетаньяху объявил, что могила станет частью плана восстановления объектов национального еврейского наследия. [ 103 ] Против этого решения выступила Палестинская администрация, которая рассматривала это как политическое решение, связанное с израильским проектом создания поселений. [ 2 ] Специальный координатор ООН по Ближнему Востоку Роберт Серри выступил с заявлением, обеспокоенным этим шагом, заявив, что это место находится на палестинской территории и имеет значение как для иудаизма, так и для ислама. [ 104 ] Правительство Иордании заявило, что этот шаг подорвет мирные усилия на Ближнем Востоке, и осудило «односторонние меры Израиля, которые затрагивают святые места и оскорбляют чувства мусульман во всем мире». [ 104 ] ЮНЕСКО призвала Израиль исключить это место из списка наследия, заявив, что оно является «неотъемлемой частью оккупированных палестинских территорий». В ЮНЕСКО была принята резолюция, признающая как еврейское, так и исламское значение этого места, описывающая это место как мечеть Билала ибн Рабаха, так и гробницу Рахили. [ 2 ] Резолюция была принята, ее поддержали 44 страны, двенадцать стран воздержались, и только Соединенные Штаты проголосовали против. [ 2 ] Также в статье для « Джерузалем Пост» Ларри Дерфнер защищал позицию ЮНЕСКО. Он отметил, что ЮНЕСКО прямо признала связь евреев с этим местом, лишь осудив претензии Израиля на суверенитет, а также признав исламское и христианское значение этого места. [ 105 ] Канцелярия премьер-министра Израиля раскритиковала резолюцию, заявив, что: «попытка отделить народ Израиля от его наследия абсурдна. ... Если почти 4000-летние захоронения патриархов и матриархов еврейской нации – Авраам , Исаак , Иаков , Сара , Ревекка , Рахель и Лия – не являются частью ее культуры и традиций, тогда что же такое национальный культурный объект?» [ 106 ] [ 107 ]
Еврейское религиозное значение
[ редактировать ]Раввинские традиции
[ редактировать ]Согласно еврейским преданиям, Рахель скончалась 11 хешвана 1553 года до н.э. [ 108 ]
- Согласно Мидрашу , первым, кто помолился у могилы Рахили, был ее старший сын Иосиф . Когда его везли в Египет после того, как братья продали его в рабство, он вырвался из плена и побежал к могиле своей матери. Он бросился на землю, громко заплакал и кричал: «Мать! Мать! Проснись. Встань и посмотри на мои страдания». Он услышал ответ матери: «Не бойся. Иди с ними, и Бог будет с тобой». [ 109 ]
- Приводится ряд причин, почему Рахиль была похоронена на обочине дороги, а не в пещере Махпела вместе с другими Патриархами и Матриархами:
- Иаков предвидел, что после разрушения Первого Храма евреи будут сосланы в Вавилон. Они плакали, проходя мимо ее могилы, и она их утешала. Она ходатайствовала за них, прося милости у Бога, услышавшего ее молитву. [ 110 ]
- Хотя Рахиль была похоронена в пределах Святой Земли, она не была похоронена в пещере Махпела из-за ее внезапной и неожиданной смерти. Иаков, присматривавший за своими детьми и стадами скота, просто не имел возможности забальзамировать ее тело, чтобы обеспечить медленный путь в Хеврон. [ 111 ] [ 112 ]
- Иаков намеревался не хоронить Рахиль в Хевроне, так как он не хотел чувствовать стыда перед своими предками, чтобы не показалось, что он все еще считает обеих сестер своими женами – союз, запрещенный Библией. [ 112 ]
- Согласно мистическому произведению « Зоар» , когда появится Мессия , он поведет рассеянных евреев обратно в Землю Израиля, по дороге, проходящей мимо могилы Рахили. [ 113 ]
Расположение
[ редактировать ]Ранние еврейские ученые заметили явное противоречие в Библии относительно местоположения могилы Рахили. В Бытии Библия утверждает, что Рахиль была похоронена «на пути в Ефрафу, то есть Вифлеем». Тем не менее, ссылка на ее могилу в книге Самуила гласит: «Когда вы пойдете от меня сегодня, вы найдете двух мужчин у гроба Рахили, на границе Вениамина , в Целце» (1 Царств 10:2). Раши спрашивает: «А разве гробница Рахили не на границе Иуды , в Вифлееме?» Он поясняет, что этот стих скорее означает: «Теперь они у гроба Рахили, и когда вы встретите их, то найдете их в пределах Вениамина, в Целце». Точно так же Рамбан предполагает, что место, показанное сегодня возле Вифлеема, отражает подлинную традицию. После того, как он прибыл в Иерусалим и увидел «своими глазами», что могила Рахили находилась на окраине Вифлеема, он отказался от своего первоначального понимания того, что ее гробница находится к северу от Иерусалима, и пришел к выводу, что ссылка в Иеремии (Иер. 31:15) которое, казалось, помещало ее место захоронения в Раму следует понимать аллегорически. Однако остается спор о том, находилась ли ее могила возле Вифлеема на племенной территории Иуды или ее сына Вениамина . [ 114 ]
Таможня
[ редактировать ]Еврейская традиция учит, что Рахиль плачет о своих детях и что, когда евреев увели в изгнание, она плакала, когда они проходили мимо ее могилы по пути в Вавилонию . Евреи совершали паломничество к могиле с древних времен. [ 16 ]
Существует традиция относительно ключа, отпиравшего дверь гробницы. Ключ имел длину около 15 сантиметров (5,9 дюйма) и был сделан из латуни. Бидл . всегда держал его при себе, и нередко посреди ночи кто-то стучал в его дверь и просил облегчить схватки будущей матери Ключ положили ей под подушку, и почти сразу боли утихли, и роды прошли спокойно.
До сих пор существует древняя традиция относительно сегулы или оберега, самого известного женского ритуала у гробницы. [ 115 ] Красную нить обматывают вокруг могилы семь раз, а затем носят как талисман плодородия. [ 115 ] Такое использование веревки появилось сравнительно недавно, хотя есть сообщения о ее использовании для защиты от болезней в 1880-х годах. [ 116 ]
Ковчег Торы в гробнице Рахили покрыт занавеской (на иврите: парохет ), сделанной из свадебного платья Навы Эпплбаум , молодой израильтянки, убитой палестинским террористом в результате взрыва террориста-смертника в кафе «Гилель» в Иерусалиме в 2003 году. накануне ее свадьбы. [ 117 ]
Реплики
[ редактировать ]Могила сэра Мозеса Монтефиоре , примыкающая к синагоге Монтефиоре в Рамсгейте , Англия, является точной копией гробницы Рэйчел. [ 118 ]
В 1934 году Мемориальный парк Мичигана планировал воспроизвести гробницу. Во время постройки в нем размещались звуковая система и орган, используемые во время похорон, но с тех пор его снесли. [ 119 ]
См. также
[ редактировать ]Галерея
[ редактировать ]Северо-восточная перспектива
[ редактировать ]-
около 1880 г.
-
1894
-
около 1910 г.
-
1933
-
2005 г.: два османских себила (сейчас внутри расширенного комплекса).
-
2011
- Северо-восточная перспектива середины 1990-х годов, доступная снаружи: [ 120 ]
- Фотография 2008 года, та же северо-восточная перспектива: [ 121 ]
Северная перспектива
[ редактировать ]-
1930-е годы
-
1940
Западная перспектива
[ редактировать ]-
2016
-
2018
Восточная перспектива
[ редактировать ]-
1934–1939
-
1978
- Фотография 2014 года из еврейской Википедии: [ 122 ]
Южная перспектива
[ редактировать ]-
1912
-
Неизвестный
-
1898–1946
-
1930-е годы
-
1940-е годы?
-
2018
Юго-восточная перспектива
[ редактировать ]-
1891
-
1934
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Брегер, Райтер и Хаммер, 2013 , с. 12: «Могила Рахили первоначально была отнесена к палестинской зоне А в соответствии с Временными израильско-палестинскими соглашениями от 28 сентября 1995 года и, таким образом, перешла под полную ответственность Палестины за внутреннюю безопасность, общественный порядок и гражданские дела. Статья 5 Приложения I предусматривала, что «во время Временного соглашения Период» Израиль будет контролировать безопасность дороги, ведущей к Гробнице, и может разместить охрану у Гробницы. 11 сентября 2002 года кабинет безопасности Израиля одобрил размещение Рахили Гробница на иерусалимской стороне Стены безопасности, таким образом поместив гробницу Рахили в «конверт безопасности Иерусалима» и фактически присоединив ее к Иерусалиму».
- ^ Перейти обратно: а б с д Карбахоса, Ана (29 октября 2010 г.). «Святое место вызвало спор между Израилем и ООН» . Хранитель . Проверено 13 марта 2012 г.
- ^ «Израиль конфликтует с ЮНЕСКО из-за святых мест» . Гаарец . 03.11.2010 . Проверено 13 марта 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Стрикерт 2007 , с. 72: «Вместо того, чтобы довольствоваться полдюжиной или даже целой дюжиной свидетелей, мы постарались собрать как можно больше источников. В римскую и византийскую эпоху, когда доминировали христиане, гробнице Рахили в Вифлееме уделялось мало внимания. И только когда мусульмане взяли под свой контроль, святыня стала важным местом. Тем не менее, его редко считали святыней, принадлежащей исключительно одной религии. Конечно, большинство свидетелей были христианами, однако гробницу посещали также евреи и мусульмане. Не менее важно и то, что свидетели-христиане обращают внимание на преданность святыне, которую на протяжении большей части этого периода проявляли местные мусульмане, а затем и евреи. Что касается самого здания, то оно, судя по всему, является кооперативным предприятием. Нет абсолютно никаких свидетельств того, что Иаков воздвиг столп. Самая ранняя форма сооружения представляла собой пирамиду, типичную для архитектуры римского периода. Улучшения были внесены сначала христианами-крестоносцами тысячу лет спустя, затем мусульманами в несколько этапов и, наконец, еврейским филантропом Моисеем Монтефиоре в девятнадцатом веке. Если и есть один урок, который следует усвоить, так это то, что эта святыня одинаково почитаема и иудеями, и мусульманами, и христианами. Что касается аутентичности, то мы находимся на шаткой почве. Возможно, нынешняя святыня имеет физические корни в библейскую эпоху. Однако доказательства указывают на присвоение гробницы семье Ирода. Если в конце библейской эпохи в Вифлееме и был памятник Рахили, то, скорее всего, он находился не на нынешнем месте гробницы Рахили».
- ^ Кондер, ЧР (1877 г.). «Мусульманские мукамы» . Ежеквартальный отчет – Фонд исследования Палестины . 9 (3): 89–103. дои : 10.1179/peq.1877.9.3.89 .
Одинокий и отделенный от семейной гробницы маленький «купол Рахили» стоит между Иерусалимом и Вифлеемом. Сам Куббе современный и в последние годы был отремонтирован. В 700 году нашей эры Аркульф видел только пирамиду, которую также посетил Вениамин Туделинский в 1160 году нашей эры и, возможно, Сануто в 1322 году нашей эры. Бенджамин», и не может быть никаких сомнений в том, что Куббет Рахиль никогда не находился на этой границе или близко к ней. Однако перевод Вульгаты, по-видимому, устраняет эту трудность, и поскольку гробница Рахили находилась всего лишь «небольшом расстоянии» от Ефрафы, «которая есть Вифлеем» (Быт. XXXV, 16–19), и эта традиция имеет большое значение. древности, нет серьезных оснований отвергать ее.
- ^ Стрикерт 2007 , с. 48.
- ^ Стрикерт 2007 , стр. 68 и далее.
- ^ Боуман, 2015, с. 34: «Упоминание Яхинтом христианского кладбища вокруг гробницы предполагает, что для жителей Вифлеема – исключительно христианских до конца восемнадцатого века – библейское место на окраине города было благословлено присутствием заботливого святого, который мог помочь похороненным в ее окрестностях, чтобы добиться спасения. По словам паломника Йоханнеса Полонера, к пятнадцатому веку мусульман, скорее всего из окрестных мусульманских деревень, хоронили на южной стороне реки. Кладбище вокруг гробницы все чаще становилось мусульманским. В 1839 году Мэри Дамер описала, как бедуины хоронили шейха на кладбище, а в 1853 году Джеймс Финн писал о том, как мусульмане из Вифлеема «хоронили одного из своих мертвецов рядом с этим местом». Филип Бальденспергер, житель соседнего Артаса между 1856 и 1892 годами, писал о гробнице Рахили в своем «Недвижимом Востоке», что «несколько бедвинов, мужчин и женщин, собрались там на панихиду, ибо все бедвины Иудейской пустыни хоронят их мертвецов возле святилища Рахили, как поступали их предки, древние израильтяне, вокруг своих святилищ». К середине девятнадцатого века количество христианских захоронений в окрестностях гробницы сократилось».
- ^ Перейти обратно: а б с д и Каст, LGA (1929). Статус-кво в святых местах . HMSO Верховного комиссара правительства Палестины. , стр. 47: «Евреи претендуют на владение Гробницей, поскольку они держат ключи и на основании того факта, что здание, пришедшее в полный упадок, было полностью перестроено в 1845 году сэром М. Монтефиоре. Утверждается также, что в 1615 году Мухаммед, паша Иерусалимский, перестроил Гробницу от их имени и фирманом предоставил им исключительное право пользования ею. С другой стороны, мусульмане заявляют, что это здание является местом молитвы. для мусульман района и является неотъемлемой частью мусульманского кладбища, на территории которого он находится. Они заявляют, что турецкое правительство признало его таковым и снова прислало вышитое покрытие с арабскими надписями для саркофага, к которому он включен; Гробницы Пророков, для которых министерство вакфов предоставило идентификационные вывески в 1328 году. В результате евреи возражают против любого ремонта здания, хотя и бесплатного. доступ к нему разрешен в любое время. Судя по местным свидетельствам, ключи были получены евреями от последнего мусульманского опекуна по имени Осман Ибрагим аль-Атайат около 80 лет назад. Это было во время реставрации сэром Мозесом Монтефиоре. Утверждается также, что прихожая была специально построена во время реставрации как место молитвы мусульман».
- ^ Ованнисян, Ричард Г. (2000). Жорж, Сабах (ред.). Религия и культура в средневековом исламе . Издательство Кембриджского университета. п. 108. ИСБН 978-0-521-62350-6 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Том Селвин. Спорные средиземноморские пространства: случай гробницы Рахили, Вифлеем, Палестина . Книги Бергана . стр. 276–78.
- ^ Уиттингем, Джордж Нэпьер (1921). Дом неувядаемого великолепия: или Палестина сегодня . Даттон. п. 314. «В 1841 году Монтефиоре получил для евреев ключ от гробницы и, чтобы успокоить восприимчивость мусульман, добавил квадратный вестибюль с михрабом в качестве места молитвы для мусульман».
- ^ Лэнгтон, Эдвард (2014). Добрые и злые духи: исследование еврейской и христианской доктрины, ее происхождения и развития . Wipf и Stock Publishers. ISBN 978-1-62564-991-1 .
В древнем Израиле священное дерево было необходимым дополнением жертвенника. Другим дополнением был столб (маззеба). Говорят, что в некоторых случаях могила обозначалась установкой такого столба. Так о погребении Рахили сказано: «И поставил Иаков памятник на могиле ее: такой же столб на гробе Рахили до сего дня» (Быт. 35:20; ср. 1 Цар. х. 2). Кажется, нет оснований сомневаться в том, что во всех этих случаях могилы были местами поклонения, которые в более позднее время были приспособлены для поклонения Яхве.
- ^ «Могилы» . www.jewishencyclepedia.com . Проверено 30 августа 2016 г.
Осквернение гробницы считалось тяжким грехом, и в древности о святости могилы свидетельствовало то, что она была выбрана местом поклонения, чем объяснялось то обстоятельство, что был установлен священный камень («махеба»). на могиле Рахили, и что возле гробниц праведников всегда стояли священные деревья или камни.
- ^ Серед , могила Рахили: социальная пограничность и возрождение святыни, Религия, январь 1989 г., Том 19 (1): 27–40, doi : 10.1016/0048-721X(89)90075-4 , с. 30: «Хотя ссылки в Иеремии и в Бытие 35:22, возможно, намекают на существование какого-то раннего культа у ее гробницы, первые конкретные свидетельства паломничества к гробнице Рахили появляются в отчетах христианских паломников первых веков нашей эры. христианская эпоха и еврейские паломники примерно из X века. Однако почти во всех записях паломников есть упоминания о гробнице Рахили. кстати, это еще одна святыня на пути из Вифлеема в Иерусалим. Гробница Рахили продолжала оставаться второстепенной святыней в маршрутах еврейских и христианских паломников в начале 20 века».
- ^ Перейти обратно: а б Мартин Гилберт (1985). Иерусалим: возрождение города . Викинг. п. 25 . ISBN 978-0-670-80789-5 . Проверено 8 февраля 2011 г.
Могила Рахили была местом паломничества евреев еще до разрушения Иерусалима римлянами.
- ^ Серед , «Гробница Рэйчел: развитие культа». Еврейские исследования Ежеквартально 2, вып. 2 (1995): 103–48. http://www.jstor.org/stable/40753126 .
- ^ Стрикерт 2007 , с. 48: «В то же время расположение гробницы Рахили играет важную роль для мистиков, наряду со Стеной Плача в Иерусалиме и пещерой Махпела в Хевроне, как одного из трех самых святых мест еврейского паломничества».
- ^ Израильский ежегодник по правам человека, том 36 , юридический факультет Тель-Авивского университета, 2006. стр. 324
- ^ Пуллан, Венди (01 декабря 2013 г.). «Библия и оружие: милитаризм в святых местах Иерусалима» . Пространство и политика . 17 (3): 335–56. дои : 10.1080/13562576.2013.853490 . ISSN 1356-2576 . S2CID 143673339 .
Стена Плача, бесспорно, является величайшей святыней иудаизма, а гробница Рахили описывается как второе или третье по значимости священное место религии (несоответствие, похоже, исходит от самозваных стражей).
- ^ Мерон Бенвенисти , Сын кипарисов: воспоминания, размышления и сожаления о политической жизни, University of California Press, 2007, с. 45.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж «Согласительная комиссия Организации Объединенных Наций для Палестины: Комитет по Иерусалиму. (8 апреля 1949 г.)» . www.mideastweb.org . Архивировано из оригинала 4 июня 2011 года.
- ^ Перейти обратно: а б Дэниэл Джейкобс, Ширли Эбер, Франческа Сильвани. Израиль и палестинские территории , Rough Guides, 1998. с. 395. ISBN 1-85828-248-9
- ^ Венди Пуллан, Библия и оружие: Милитаризм в святых местах Иерусалима, 2013, стр. 16: «С юридической точки зрения его местоположение сильно оспаривается; оно должно было быть возвращено Палестине в соответствии с соглашениями Осло, но в 1995 году под давлением поселенцев и религиозных групп, Израиль решил сохранить его. С тех пор это важное еврейское святое место превратилось в выдающуюся национальную религиозную святыню, которую его приверженцы называют либо второй, либо второй. третье святое место в иудаизме. Неопределенность в отношении его статуса проистекает из различных конкурирующих групп интересов, но рейтинг также указывает на недавно возрожденное и политически мотивированное место в еврейском пантеоне. Религиозный статус и политическая ценность этого места привели к принятию чрезвычайных защитных мер. Сегодня Гробница полностью окружена бетонным разделительным барьером, что делает ее доступной для израильских евреев и туристов, приезжающих из Иерусалима на разрешенных транспортных средствах, но недоступной для палестинцев. Она стала военной зоной, буквально городской крепостью».
- ^ Стрикерт 2007 , стр. 134–37.
- ^ «Стена, примыкающая к гробнице Рахили, заключает в тюрьму палестинские семьи – Гаарец – Новости Израиля» . Гаарец.com. 21 февраля 2019 г. Проверено 25 февраля 2019 г.
- ^ Вестра, Лаура (2011). Глобализация, насилие и мировое управление . Брилл. стр. 147–. ISBN 978-90-04-20133-0 .
- ^ ЮНЕСКО (19 марта 2010 г.), 184 EX/37.
- ^ «Орган ООН по культурному наследию осуждает действия Израиля над святынями Иерусалима – Новости Израиля» . Гаарец . Гаарец.com. 21 октября 2015 г. Проверено 25 февраля 2019 г.
- ↑ Times of Israel, 22 октября 2015 г .: «Израильские солдаты в четверг установили бетонный барьер возле еврейской святыни на Западном Берегу перед религиозным паломничеством туда в эти выходные». и Times of Israel, август 2016 г .: «В октябре ЦАХАЛ установил ряд бетонных заграждений вокруг гробницы, эффективно отделив ее от остальной части Вифлеема».
- ^ Стрикерт 2007 , стр. 57, 64.
- ^ Стрикерт 2007 , с. 20: «В переводе Септуагинты также указан Вифлеем, но порядок стихов изменен из-за географических трудностей».
- ^ Том Селвин, «Слезы на границе: случай гробницы Рахили, Вифлеем, Палестина», в книге Марии Кусис, Тома Селвина, Дэвида Кларка (ред.) Оспариваемые средиземноморские пространства: этнографические очерки в честь Чарльза Тилли, Berghahn Books, 2011 г. стр. 276–95 [279]: «Макалистер утверждает, что в самых ранних версиях В книге Бытия написано... что Рахиль была похоронена в Ефрафе, а не в Ефрафе, и что это имя относится к селу Рама, ныне Эр-Рам, недалеко от Химзе, к северу от Иерусалима».
- ^ Захария Каллаи, «Гробница Рахили: историографический обзор», в книге «Универсальность Ветхого Завета», Питер Ланг, Франкфурт, 1999, стр. 215–23.
- ^ Жюль Фрэнсис Гомес, Святилище Вефиля и конфигурация израильской идентичности, Уолтер де Грюйтер, 2006, стр. 92
- ^ Дж. Бленкинсопп , «Традиции Бенджамина, прочитанные в раннеперсидский период», в книге Одеда Липшица, Манфреда Эминга (ред.), «Иуда и иудеи в персидский период», Eisenbrauns, 2006, стр. 629–46 [630–31]. ISBN 1-57506-104-X
- ^ Strickert 2007 , стр. 61–62: «следует заключить, что могила Рахили находилась недалеко от Рамы ... Во времена монархии, от помазания Саула до начала изгнания (1040–596 гг. До н.э.), гробница Рахили предполагалось, что он расположен на севере, недалеко от Рамы».
- ^ Бленкинсопп , стр. 630–31.
- ^ Жюль Фрэнсис Гомес, Святилище Вефиля и конфигурация израильской идентичности, стр. 135: «Гробница Рахили первоначально находилась на границе между Вениамином и Иосифом. Позже он был расположен в Вифлееме, как указано в толковании к Быт.35:19.
- ^ Рамах означает «высота». Большинство ученых считают, что это относится к топониму. Мартиен Халворсон-Тейлор, Непреходящее изгнание: метафоризация изгнания в еврейской Библии, Brill 2010, стр. 75, № 62, считает, что доказательства этого слабы, но утверждает, что более позднее свидетельство Книги Бытия о Вифлееме как месте захоронения Рахили «еще более сомнительное свидетельство о его местонахождении».
- ^ Цумура , Первая книга Самуила, Wm. Издательство Б. Эрдманс, 2007 г., с. 284.
- ^ Отмар Киль, Макс Кюхлер (1982). Места и пейзажи в Библии: справочник и учебное пособие по Святой Земле, Том 2: Юг . Том 2 (1-е изд.). Ванденхук и Рупрехт. стр. 608, 990, 991. ISBN. 978-3-525-50167-2 .
Кубур Бене-Исраин
- ^ Стрикерт 2007 , с. 69.
- ^ Перейти обратно: а б Шварц, Джозеф. «Описательная география и краткий исторический очерк Палестины », 1850 г. «Всегда считалось, что это стояло над могилой любимой жены Иакова. Но около двадцати пяти лет назад, когда сооружение нуждалось в ремонте, они были вынуждены раскопать у подножия этого памятника; и затем выяснилось, что он не был воздвигнут над впадиной, в которой на самом деле находится могила Рахили, а на небольшом расстоянии от памятника была обнаружена необычайно глубокая пещера, отверстие; и направление которого не находилось именно под рассматриваемой надстройкой».
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Прингл, 1998, с. 176
- ^ Перейти обратно: а б Шарон 1999 , с. 177 .
- ^ Перейти обратно: а б Эдвард Робинсон, Эли Смит. Библейские исследования в Палестине и прилегающих регионах: журнал путешествий 1838 и 1852 годов, том 1 , Дж. Мюррей, 1856. с. 218.
- ^ Шэрон 1999 , с. 177.
- ^ Странный 1890 , с. 299 .
- ^ Ежеквартальный журнал еврейских исследований: JSQ . Мор (Поль Зибек). 1994. с. 107.
Вениамин Туделинский (1170 г. н.э.) был первым еврейским паломником, описавшим свое посещение гробницы Рахили.
- ^ Поджибонси, 1881, том 1, «Книга из-за границы», с. 213
- ^ Перейти обратно: а б Фабри, 1896, с. 547
- ^ Рут Ламдан (2000). Отдельный народ: еврейские женщины в Палестине, Сирии и Египте в шестнадцатом веке . Брилл. п. 84. ИСБН 978-90-04-11747-1 . Проверено 12 октября 2010 г.
- ^ Размышления о Божьей Святой Земле: Личное путешествие по Израилю , Thomas Nelson Inc, 2008. стр. 57. ISBN 0-8499-1956-8
- ^ «Далее, недалеко от Вифлеема, я увидел гробницу Рахили, жены патриарха Иакова, умершей при родах. Она прекрасна и очень почитаема у мавров» . Проверено 11 декабря 2013 г.
- ^ Муджир ад-Дин, 1876, с. 202
- ^ Зуалларт, 1587, с. 227
- ^ Перейти обратно: а б с д Линда Кэй Дэвидсон, Дэвид Мартин Гитлиц. Паломничество: от Ганга до Грейсленда: энциклопедия, Том 1 , ABC-CLIO, 2002, с. 511. ISBN 1-57607-004-2
- ^ Кусис, Мария; Селвин, Том; Кларк, Дэвид (2011). Оспариваемые пространства Средиземноморья: этнографические очерки в честь Чарльза Тилли . Книги Бергана. стр. 279–. ISBN 978-0-85745-133-0 .
- ^ Перейти обратно: а б с Серед , Наша Мать Рэйчел, в Арвинде Шарме, Кэтрин К. Янг (ред.). Ежегодный обзор женщин в мировых религиях, том 4 , SUNY Press, 1991, стр. 21–24. ISBN 0-7914-2967-9
- ^ См. Обзор Западной Палестины, III, стр. 130; Иллюстрация на этой странице во французском издании, скопированная с венецианского издания (см.: [1] ).
- ^ Шулим Охсер, Ури (Ори) Бен Симеон , Еврейская энциклопедия, 1906 г.
- ^ Стрикерт 2007 , с. 111.
- ^ Покок, 1745, том 2, с. 39
- ^ Шатобриан, 1814, том 1, стр. 390–91 .
- ^ Религиозный сборник: Том 3 Флеминг и Геддес, 1824, с. 150
- ^ Перейти обратно: а б Эбигейл Грин (2012). Мозес Монтефиоре . Издательство Гарвардского университета. п. 67. ИСБН 978-0-674-28314-5 .
На второй день визита Амзалак взял Монтефиоре на экскурсию по общинным учреждениям и еврейским святым местам. Тем временем Юдит отправилась в однодневную поездку в Вифлеем, остановившись у гробницы Рахили, которую она посетила в компании группы еврейских женщин. Эти пустынные, одинокие, разрушающиеся руины с полуоткрытым непогодой куполом были святым местом для всех евреев. Для такой бесплодной женщины, как Джудит, это могло иметь особое значение. В Ветхом Завете содержится множество историй о бесплодных женщинах, которые наконец смогли зачать ребенка благодаря божественному вмешательству. Одной из них была матриарх Рэйчел. Действительно, Рахиль была так огорчена своей неспособностью иметь детей, что пошла к своему мужу Иакову и пожаловалась: «Дай мне ребенка! А если не будет ребенка, я умру!» Следовательно, могила Рахили стала излюбленным местом религиозного паломничества бесплодных еврейских женщин. Кажется странным связывать такую практику с такой хорошо образованной англичанкой, как Джудит. Однако она, должно быть, была более осведомлена об этих суевериях, чем показывают ее опубликованные дневники, поскольку Юдит была владелицей амулета плодородия, написанного для нее двумя сефардскими раввинами, чья семья была потомственными хранителями гробницы Рахили.
- ^ Стрикерт 2007 , стр. 112–13.
- ^ Джордж Фредерик Оуэн (1977). Святая Земля . Канзас-Сити: Beacon Hill Press. п. 159. ИСБН 978-0-8341-0489-1 . Проверено 2 января 2012 г.
В 1841 году сэр М. Монтефиоре приобрел территорию и памятник еврейской общине, пристроил прилегающий молитвенный вестибюль и отремонтировал все здание с белым куполом и тихой приемной или молитвенной комнатой.
- ^ Боуман, 2014, с. 39: «Идея о том, что Моисей Монтефиоре купил место гробницы Рахили в 1841 году, широко распространена, но непродумана. Эта идея по-разному продвигается религиозными националистами, связанными с нынешней оккупацией этого места, но распространилась более широко и появляется в таких разнообразных текстах, как « Дениса Прингла Церкви Иерусалимского королевства крестоносцев» («гробница была приобретена»); 59 «Паломничество Дэвидсона и Гитлица от Ганга до Грейсленда: Энциклопедия» (Монтефиоре «купил это место»);60 и Arc.Ask3.Ru (Монтефиоре «приобрёл сайт»).61 Надав Шрагай , праворелигиозный журналист, написал на иврите книгу о могиле Рахили,62 которую он использовал в многочисленных статьях, почти во всех радикальных защитах прав евреев на могилу в перед лицом палестинских угроз. В своей работе он утверждал, что разрешение Монтефиоре провести ремонт на этом месте в 1841 году подтвердило, что «турецкие [sic] власти... признали это место священной собственностью евреев»63. Мерон Бенвенисти, сторонник левых взглядов. политик и писатель, чей «Священный пейзаж» (2000) является знаковым исследованием стирания и экспроприации палестинского наследия, также рассматривает могилу Рахили как еврейскую собственность, идя даже дальше, чем Шрагай в своей автобиографический «Сын кипарисов», где он утверждает, что гробница Рахили «является одним из немногих мест в Эрец-Исраэль, которые всегда оставались исключительно в руках евреев»64.
- ^ Ридли Хаим Гершелл (1844 г.). Визит в отечество: заметки о путешествии в Сирию и Палестину в 1843 году . Анвин. п. 191 . Проверено 3 января 2012 г.
- ^ Уильям Генри Бартлетт , Прогулки по городу и окрестностям Иерусалима , с. 204
- ^ Уиттингем, Джордж Нэпьер. Дом неувядаемого великолепия, или Современная Палестина , Даттон, 1921. с. 314. «В 1841 году Монтефиоре получил для евреев ключ от гробницы и, чтобы успокоить восприимчивость мусульман, добавил квадратный вестибюль с михрабом в качестве места молитвы для мусульман».
- ^ Менаше Хар-Эл (2004). Золотой Иерусалим . ООО "Издательство "Гефен" с. 244. ИСБН 978-965-229-254-4 . Проверено 14 октября 2010 г.
- ^ Эдвард Эверетт; Джеймс Рассел Лоуэлл; Генри Кэбот Лодж (1862). Североамериканский обзор . О. Эверетт. п. 336 . Проверено 15 ноября 2010 г.
Годовые расходы сефаредим... оцениваются в... 5000 [пиастров] за право посещения могилы Рахили близ Вифлеема [выплачивается туркам в качестве «заплаты» за эту привилегию].
- ^ Иерусалим в 19 веке: Старый город , Иеошуа Бен-Арье, Яд Ицхак Бен Цви и St. Martin's Press, 1984, стр. 286–87.
- ^ Натаниэль Дойч (2003). Девушка Людмира: еврейская святая женщина и ее мир . Издательство Калифорнийского университета. п. 201. ИСБН 978-0-520-23191-7 . Проверено 10 ноября 2010 г.
- ^ Отцы-паулисты (1868). Католический мир . Отцы-паулисты. п. 464 . Проверено 9 ноября 2010 г.
- ^ Мехон Шехтер ле-лимуде ха-Яхадут; Международный научно-исследовательский институт еврейских женщин (1998). Нашим: журнал еврейских женских исследований и гендерных проблем . Шехтера Институт иудаики. п. 12 . Проверено 30 января 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б Арнольд Блумберг (1998). История Израиля . Гринвуд Пресс. п. 17 . ISBN 978-0-313-30224-4 . Проверено 13 января 2011 г.
- ^ Кондер и Китченер, 1883, SWP III, стр. 129
- ^ Бромили, Джеффри В. Международная стандартная библейская энциклопедия: Q – Z , Wm. B. Eerdmans Publishing, 1995 (перепечатка), [1915]. п. 32. ISBN 0-8028-3784-0
- ^ Боуман, 2014, с. 35: «Стрикерт, а затем Агазарян, Мерли, Руссо и Тиманн, видят в этом провозглашение правительством святыни как «модели общего сайта».»
- ^ Макс Боденхаймер (1963). Прелюдия к Израилю: воспоминания М.И. Боденхаймера . Т. Йоселов. п. 327 . Проверено 5 января 2012 г.
Могила Рахили не оставила у меня ничего, кроме печальных воспоминаний. Прискорбно, что евреи так пренебрегают своими святынями, тогда как вблизи монастырей, христианских и мусульманских мест паломничества можно найти ухоженные сады. Почему могила Рахили лежит пустая, мрачная и заброшенная в каменистой пустыне? Поскольку недостатка в деньгах не может быть, можно предположить, что евреи во время долгого изгнания в гетто утратили всякое чувство красоты и значимости впечатляющих памятников и возможности окружить их садами.
- ^ Серед , «Повесть о трех Рахиль: естественная история культурного символа», в «Нашиме»: журнал исследований еврейских женщин и гендерных проблем, выпуски 1–2 , Институт иудаики Шехтера, 1998. «В 1940-х годах напротив, гробница Рахили стала явно отождествляться с возвращение в Сион, еврейскую государственность и победу союзников».
- ^ Маргалит Шило (2005). Принцесса или пленница?: Еврейские женщины в Иерусалиме, 1840–1914 гг . УПНЕ. п. 32. ISBN 978-1-58465-484-1 . Проверено 14 января 2011 г.
- ^ Джилл Дубиш, Майкл Винкельман, Паломничество и исцеление, University of Arizona Press, 2005, стр. 75.
- ^ Бенвеништи, Мерон. Сын кипарисов: воспоминания, размышления и сожаления о политической жизни , University of California Press, 2007, стр. 44–45. ISBN 0-520-23825-7
- ^ «Исследовательский проект Вифлеемского университета исследует важность гробницы Рахили». Вифлеемский университет . 4 мая 2009 г. 25 марта 2012 г.
- ^ Лерс 2013 , с. 236a: «Сначала Рабин решил, что [Могила Рахили] будет находиться на палестинской территории (Территория А), со свободным доступом для евреев и религиозно-израильской администрации, аналогично договоренности, достигнутой в отношении синагоги в Иерихоне. Это решение вызвало бурную реакцию на Израильская политическая сцена, где религиозные и харедимские (ультраортодоксальные) общественные деятели решительно выразили свое несогласие с этим, депутат Кнессета Равиц назвал это «безумием и». идиотизм», депутат Порат пригрозил, что это «приведет к восстанию», а депутат Вардигер заявил, что тому, кто принял такое решение, «нужна психиатрическая помощь». Сильное давление оказывал раввинский истеблишмент, в том числе раввин Овадия Йосеф, главный раввин Исраэль Лау и раввин Менахем Поруш, которые во время встречи с Рабином расплакались и сказали премьер-министру: «Это мама Рохель, как ты можешь отказаться от нее?» могила?""
- ^ Лерс 2013 , с. 236b: «Еще одной попыткой израильских религиозных правых, возглавляемой депутатом Кнессета Хананом Поратом, обеспечить постоянный контроль Израиля над могилой Рахили, стало создание ешивы у гробницы, официально освященной в июле 1995 года. Порат и его сторонники признали, что основание ешивы было намеревались исключить возможность палестинского суверенитета на этом месте, поскольку они надеялись, что оно даже послужит основой для постоянного жилого сообщества. Это можно увидеть. как типичный пример, когда процесс разрешения конфликта вынудил тех, кто выступал против него, нарушить статус-кво в священном месте (что, возможно, привело к конфронтации) как средство представления переговорщикам «фактов на местах» и использования деликатного вопроса святое место как инструмент в политической борьбе. В то же время правые активисты начали искать землю для покупки в районе могилы Рахили как средство обеспечения территориальной целостности Израиля с Иерусалимом».
- ^ Лерс 2013 , с. 237a: «17 июля 1995 года в канцелярии премьер-министра состоялась дискуссия с участием министров правительства и руководителей сил безопасности Израиля. На встрече было решено изменить позицию Израиля и потребовать, чтобы израильские силы обеспечивали безопасность. у могилы Рахили, когда совместный израильско-палестинский патруль охранял подъездную дорогу к ней, министр по делам религии Шимон Шитрит оказал сильное влияние на дискуссию, объяснив, что именно Рахель. Гробница является вторым по важности святым местом в иудаизме, и отказ от контроля над ней создал бы опасный прецедент. Это изменение в позиции Израиля не удовлетворило религиозных активистов, и национальные религиозные и ультраортодоксальные выражения оппозиции продолжились. среди прочего, вотум недоверия правительству в связи с его «оставлением гробницы Рахили» и маршем протеста. «У нас есть минимальное требование, — сказал депутат Кнессета Равиц, — то есть. Еврейская женщина, желающая излить свое сердце нашей Матери Рахили, не должна проходить через палестинскую полицию». Рабин в конце концов сдался (министр Йосси Бейлин назвал это решение «позорной капитуляцией»), в то время как Перес объявил перед Кнессетом, что подъездная дорога к гробнице Рахили будет находиться под контролем ЦАХАЛа».
- ^ Лерс 2013 , с. 237b: «Проблема возникла на заключительной стадии переговоров, и Арафат отреагировал на требование Израиля криком: «Я не могу на это согласиться! Рядом с могилой Рахили находится мусульманское кладбище, а святое место находится в зоне А и Я сам потомок Рахили». Палестинцы не смогли принять идею израильского контроля над главной дорогой, ведущей из Иерусалима к гробнице Рахили, которая также является одной из главных улиц Вифлеема, более того, предложения о прокладке альтернативной подъездной дороги были отклонены, поскольку они повлекли бы за собой экспроприацию земли; и задержка в реализации соглашения. В конечном итоге Арафат уступил…».
- ^ Лерс 2013 , с. 237с.
- ^ Стрикерт 2007 , с. 135: «Несколько месяцев спустя, в начале 1996 года, ситуация вокруг могилы Рэйчел начала меняться. Мои ежедневные поездки на такси были направлены на переулки Вифлеема, в то время как строители начали менять облик этого древнего памятника. Этот исторический маршрут, пройденный на протяжении нескольких тысячелетий, Четыре года спустя количество пассажиров было окончательно изменено, и движение транспорта перед могилой Рэйчел больше не проходило. Ремонт занял восемнадцать месяцев и стоил более двух миллионов. Одной из причин проекта было увеличение количества паломников; площадь для молитв увеличилась в пять раз, но большинство изменений было сделано во имя безопасности. Стены безопасности высотой тринадцать футов теперь закрывают вид. хорошо узнаваемый белый купол со всех сторон, кроме верхней».
- ^ « Второе осквернение гробницы Иосифа » . «Джерузалем Пост» . Проверено 22 марта 2020 г.
- ^ Беспорядки в конце 1990-х:
- Столица готовится к насилию , «Джерузалем Пост» (21 марта 1997 г.).
- Израильтяне и арабы сталкиваются в знак протеста возле могилы Рахили , The Deseret News (30 мая 1997 г.).
- Палестинцы забрасывают камнями солдат у могилы Рахили , «Джерузалем Пост» (24 августа 1997 г.).
- Еще больше напряженности на Западном берегу во время встречи посланника с Арафатом , New York Times (13 сентября 1998 г.).
- ^ Мария Кусис; Том Селвин; Дэвид Кларк (1 июня 2011 г.). Оспариваемые пространства Средиземноморья: этнографические очерки в честь Чарльза Тилли . Книги Бергана. стр. 277–. ISBN 978-0-85745-133-0 .
- ^ Марианна Мойерт (5 августа 2019 г.). Межрелигиозные отношения и согласование ритуальных границ: исследования межритуальности . Спрингер. стр. 76–. ISBN 978-3-030-05701-5 .
- ^ «Информационное агентство Маан» . Maannews.com . Проверено 25 февраля 2019 г.
- ^ «Журнал этнологии и фольклористики 11 (1): 83–110» (PDF) . дои : 10.1515/jef-2017-0006 . S2CID 159706647 .
Арабский образовательный институт (AEI), который является членом международного движения за мир Пакс Кристи, открыл Дом истории Сумуда в 2009 году. Дом истории Сумуда — это здание, расположенное в районе гробницы Рахили, где живут палестинские женщины из Вифлеема и соседних городов. собираются еженедельно, чтобы рассказать о своем опыте жизни в городе, окруженном стеной. Эти истории были написаны и напечатаны на панелях, размещенных на стене в районе гробницы Рахили, составляющей Стенный музей.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ «Музей Стены» - Палестинские истории на стене в Вифлееме Рания Мурра, Toine Van Teeffelen Jerusalem Quarterly 55 (2013), стр. 93–96: «Когда-то территория вокруг гробницы Рахили была местом паломничества мусульман, христиан и евреев. , был одним из самых оживленных в Вифлееме. Хевронская дорога соединяла Иерусалим с Вифлеемом: ее северная часть была самой оживленной улицей города. Это были ворота из Иерусалима в Вифлеем. Войдя в Вифлеем по главной дороге, посетители выбирали либо направление на Хеврон, либо дорогу к церкви Рождества Христова. Времена изменились. В 1990-е годы гробница Рахили стала израильским военным оплотом, а неподалеку находился контрольно-пропускной пункт Иерусалим-Вифлеем. Таким образом, он был центром палестинских протестов, особенно во время Второй интифады после сентября 2000 года. В 2004–2005 годах Израиль построил стены возле Гробницы и окружающего ее анклава, оба из которых он уже присоединил к Иерусалиму. Таким образом, Гробница стала запретной территорией для жителей Вифлеема. Со временем не менее шестидесяти четырех магазинов, гаражей и мастерских вдоль Хевронской дороги закрылись. Это произошло не только из-за боевых действий, стрельбы и обстрелов, продолжавшихся во время Второй интифады, но и из-за того, что этот район стал пустынным в результате возведения Стены. Родители предупредили своих детей, чтобы они не посещали этот район с внушительной бетонной стеной высотой 8–9 метров – почти в два раза выше Берлинской стены». ) (PDF . palestine-studies.org .
- ^ «США критикуют Израиль за определение объектов культурного наследия» . Ассошиэйтед Пресс. 24 февраля 2010 г.
- ^ Перейти обратно: а б «ООН: Израильские «объекты наследия» находятся на палестинской земле» . Хаэц . 22 февраля 2010 г.
- ^ «Гремящая клетка: ЮНЕСКО права, Израиль ошибается» . «Джерузалем Пост» . Проверено 16 марта 2012 г.
- ^ «ЮНЕСКО исключает протесты Израиля из протокола о могиле Рахили» . Israelnationalnews.com. Ноябрь 2010 года . Проверено 11 декабря 2013 г.
- ↑ Премьер-министр настаивает на том, что гробница Рэйчел является объектом культурного наследия , Ynet, 29.10.2010.
- ^ Еврейский календарь, Кончина Рахили , Chabad.org.
- ^ «Могила Рахили» .
- ^ Брина Йохевед Леви (2008). В ожидании дождя: размышления о наступлении года . Еврейское издательское общество. п. 59. ИСБН 978-0-8276-0841-2 . Проверено 10 ноября 2010 г.
- ^ Бахья бен Ашер бен Халава; Элияху Мунк (1998). Мидраш Рабейну Бахья, Комментарий к Торе: Толдот-Вайеши (стр. 385–738) . Единственный североамериканский дистрибьютор Lampda Publishers. п. 690 . Проверено 14 ноября 2010 г.
- ^ Перейти обратно: а б Рамбан. Бытие, Том 2. Mesorah Publications Ltd, 2005. стр. 545–47.
- ^ Стрикерт 2007 , с. 32.
- ^ Рамбан. Бытие, Том 2. Mesorah Publications Ltd, 2005. с. 247.
- ^ Перейти обратно: а б Серед , «Гробница Рахили и Молочный грот Девы Марии: две женские святыни в Вифлееме», Журнал феминистских исследований религии , том 2, 1986, стр. 7–22.
- ^ Серед , «Гробница Рахили: развитие культа», Jewish Studies Quarterly , том 2, 1995, стр. 103–48.
- ^ Обзор истории гробницы Рахили , Джошуа Шварц, Jewish Quarterly Review 97.3 (2007) e100–03 [2]
- ^ Шарман Кадиш , Еврейское наследие в Англии: Архитектурный путеводитель, English Heritage, 2006, стр. 62
- ^ Хершензон, Гейл Д. (2007). Мемориальный парк Мичигана . Издательство Аркадия. стр. 40–42. ISBN 978-0-7385-5159-3 .
- ^ Дейл Барановский. «Капсульная история» . Рэйчелстомб.орг . Проверено 25 февраля 2019 г.
- ^ Яскоу, Рахель (19 сентября 2008 г.). «Подход к гробнице Рахили | Приближаемся к гробнице Рахили. Я…» . Фликр . Проверено 25 февраля 2019 г.
- ^ он: Файл: Keverachel01.jpg
Библиография
[ редактировать ]- Боуман, Гленн В. 2014. « Совместное использование и исключение: случай гробницы Рахили » Иерусалим Ежеквартально 58 (июль): 30–49.
- Брегер, Маршалл Дж.; Рейтер, Ицхак; Хаммер, Леонард (2013). «Введение: Маршалл Дж. Брегер, Ицхак Рейтер и Леонард Хаммер» . Священное пространство в Израиле и Палестине: религия и политика . Рутледж. ISBN 978-1-136-49034-7 .
- Лерс, Лиор (2013). «Политическая святость: переговоры о святых местах в Эрец Исраэль / Палестине, 1937–2003» . В Брегере, Маршалл Дж.; Рейтер, Ицхак; Хаммер, Леонард (ред.). Священное пространство в Израиле и Палестине: религия и политика . Рутледж. ISBN 978-1-136-49034-7 .
- Шатобриан, Ф.-Р. (1812). Путешествие по Греции, Палестине, Египту и Барбарии в 1806 и 1807 годах . Том. 1. Лондон: для Генри Колберна.
- Кондер, Чехия ; Китченер, HH (1883). Обзор Западной Палестины: воспоминания о топографии, орографии, гидрографии и археологии . Том. 3. Лондон: Комитет Фонда исследования Палестины .
- Фабри, Ф. (1896). Феликс Фабри (около 1480–1483 гг. н.э.), том I, часть II . Общество текстов палестинских паломников .
- Эд-Дин, Муджир (1876 г.). Совер (ред.). История Иерусалима и Хеврона от Авраама до конца XV века нашей эры: фрагменты из Хроники Муджир-эд-Дина .
- Гитлиц, Дэвид М. и Линда Кей Дэвидсон. «Паломничество и евреи» (Вестпорт, Коннектикут: Praeger, 2006).
- Ле Стрэндж, Г. (1890). Палестина под властью мусульман: описание Сирии и Святой Земли с 650 по 1500 год нашей эры . Лондон: Комитет Фонда исследования Палестины .
- Покок, Р. (1745). Описание Востока и некоторых других стран . Том. 2. Лондон: Напечатано для автора У. Бойером.
- Прингл, Д. (1998). Церкви Иерусалимского королевства крестоносцев: LZ (за исключением Тира) . Том. II. Издательство Кембриджского университета . ISBN 0-521-39037-0 .
- Пуллан, В. (2013). Библия и оружие: милитаризм в святых местах Иерусалима. Пространство и политика, 17 (3), 335–56, dx.doi.org/10.1080/13562576.2013.853490
- Селвин, Т. (2009) Создание гетто для матриарха и города: повседневная история с палестинско-израильского приграничья, Журнал исследований пограничья, 24 (3), стр. 39–55.
- Шэрон, М. (1999). Корпус арабских надписей Палестины, до н.э. Том. 2. Брилл. ISBN 978-90-04-11083-0 . ( стр. 177 , и далее)
- Стрикерт, Фредерик М. (2007). Рахиль плачет: евреи, христиане и мусульмане у крепостной гробницы . Литургическая пресса. ISBN 978-0-8146-5987-8 .
- ЮНЕСКО (19 марта 2010 г.), 184 EX/37, Два палестинских памятника Аль-Харам аль-Ибрагими/Гробница патриархов в Аль-Халиле/Хевроне и мечети Билал бин Рабах/Гробница Рахили в Вифлееме , Информационный бюллетень об Израиле Объединение объектов палестинского наследия на оккупированной палестинской территории: случай, если Хеврон и Вифлеем
- Зуалларт, Ж. [на французском языке] (1587 г.). Самое благочестивое путешествие по Гервсалемме . Рим.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Веб-сайт гробницы Рэйчел: общая информация, история, изображения, видео, информация для посетителей, транспорт.
- Это могила Рэйчел? Географический и исторический обзор
- Сайт, посвященный могиле Рахили.
- Обзор Западной Палестины, карта 17: IAA , Wikimedia commons