Jump to content

Фирзогресс

Фирзогерин « читает Мегилат Эйха» в Женской галерее на Тиша бе-Ав (из «Воспоминания о разрушении», Леопольд Пиличовский , 1925).

Фирзогерин иврит ( идиш : פירזאָגערן , букв. «предсказатель» или «передовой говорящий»; : רבנית הדרשנית , латинизированный : раббанит ха-даршанит ), попеременно ворсангерин , фореляйнер , зугерин или Цугерке , сыграл историческую роль в синагога ведущей для ученой еврейской женщины, женщин в молитве из вейбершула (женской галереи или пристройки) в качестве прецентристки , параллельно с основной службой, возглавляемой мужчиной- хазаном . [ 1 ] [ 2 ]

Разделение мест в синагогах по признаку пола было обычным явлением с раннего средневековья и до наших дней. [ 3 ] Фирзогерин для других женщин , стоял перед женской галереей , балконом или пристройкой и переводил еврейские молитвы на местный язык пришедших помолиться. Иногда фирзогерин переводился более или менее точно; в других случаях она свободно переводила и добавляла свою собственную интерпретацию. [ 4 ] Эта параллельная молитвенная система, вероятно, приветствовалась женщинами, для которых еврейская литургия из-за отсутствия образования была в значительной степени непонятна. [ 5 ] [ 6 ] Фирзогерин получила свой статус , потому что она была более образованной, чем большинство женщин, часто приобретая знания иврита и тонкости иудаизма от своего мужа, отца или другого образованного родственника. [ 7 ] Нередко эту должность занимали подряд несколько поколений женщин одной семьи. [ 8 ] Помимо чтения молитв и наставничества за других женщин-членов общины, фирзогерины иногда писали свои собственные молитвы (так называемые тхинес ), а также стихи. [ 1 ] [ 9 ] В редких случаях женщины-регенты могли провести второй молебен помимо того, который организовывали мужчины. [ 3 ]

Источник

[ редактировать ]

Появление женщин-регентов в синагогах напрямую связано с принятием ритуального пространства, разделенного по признаку пола, для раввинистической еврейской практики. Хотя первые исторические свидетельства гендерного разделения появляются еще в восьмом веке в караимских синагогах, первое прямое обсуждение гендерной сегрегации раввинами появляется в десятом веке. [ 3 ] Это превратилось в еврейскую традицию при раввинах геонской эпохи ( ок. 600–1040 ), распространяясь по миграционным и торговым путям, а также через переписку раввинских ответов между еврейскими общинами. [ 3 ] К середине пятнадцатого века гендерная сегрегация стала обычным явлением.

Первые исторически узнаваемые женщины-регенты появляются вскоре после Вейбершул к синагоге Вормса основания пристройки , ок. 1215 . Эта пристройка, в отличие от завуалированной или закрытой мехицы, представляла собой отдельное сооружение. (Аналогичная пристройка была построена во Франкфуртской синагоге.) [ 10 ] И Дульси (жена раввина Элиезера из Вормса ), и Урания летучая мышь Авраам служили регентами в Вормсском вайбершуле . упоминается в книге Изкор Нюрнбергской Риченца . Марат Гута бат Р. Натан (ум. 1308) был еще одним из ранних фирзогеринов , о которых написано: «она молилась от женщин в своей милой молитве». [ 1 ] Феномен женщин-регентов продолжал развиваться и распространяться географически. Примеры можно найти по всей Европе, Средиземноморью и Америке, а также среди ашкенази и сефардов. ( Фирзогерин и синонимичные титулы были уникальными для общин ашкенази.) Женщины-регенты, по-видимому, больше всего процветали в Восточной Европе, достигнув своего апогея в XVIII и XIX веках, как раз перед появлением либеральных и эгалитарных движений иудаизма. [ 3 ]

Самым известным фирзогерином была ребе хасидская Ханна Рохель Вербермахер (1815–1888), единственный ребенок богатого купца из Людмира , на Волыни где у нее был собственный штибель (называемый Горнштибл ). [ 11 ] Фанни Неуда (1819-1894), возможно, сочинила и собрала просительные молитвы, которые она позже опубликовала в своем бестселлере « Stunden der Andacht» (1855), когда служила фирзогерином в синагоге своего мужа, раввина Авраама Неуда в Лоштице . Более ранние примеры фирзогерина включают Ребецин Серрил Раппапорт из Олексинца (дочь Дубнера Маггида , ок. конец 18 века ), Рэйчел Мендес Меза (18 век) из Йоденсаванны , Лию Дрейзль (начало 18 века, жена Р'Арье Лейба Ауэрбаха) из Станислов, Тойбе [Пан] (17 век, жена Янкева Пана) из Праги , Дебора Аскарелли (шестнадцатый век) из Рима и Ребекка Тиктинер (ум. 1550, дочь раввина Меира Тиктинера) из Праги. Хотя конкретные имена еще не были идентифицированы, случаи еврейских женщин-регентов также имели место в Османском Константинополе и Салониках 17-го века . [ 3 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с Зинберг, Израиль (1975). История еврейской литературы: старая идишская литература от ее истоков до периода Хаскалы . КТАВ. стр. 23–24. ISBN  0870684655 . Проверено 23 июля 2016 г.
  2. ^ Вайслер, Хава (1988). Традиционная литература на идише: источник для изучения религиозной жизни женщин (лекция памяти Джейкоба Пэта) . Библиотека Гарвардского университета.
  3. ^ Jump up to: а б с д и ж Штифель, Барри (2015). Евреи и ренессанс синагогальной архитектуры, 1450–1730 гг . Рутледж. ISBN  9781848933637 . Проверено 23 июля 2016 г.
  4. ^ Липцин, Соломон; Гелбер, Марк Х. (1986). Идентичность и этос: праздничная грамота Сола Липцина по случаю его 85-летия . П. Ланг. п. 46. ​​ИСБН  9780820403281 .
  5. ^ Вайслер, Хава (1999). Голоса матриархов: слушая молитвы еврейских женщин раннего Нового времени . Маяк Пресс. ISBN  9780807036174 .
  6. ^ Брайер, Менахем М. (1986). Еврейская женщина в раввинистической литературе: психоисторическая перспектива . КТАВ. ISBN  9780881250718 .
  7. ^ Бергер, Суламифь З. (1992). «Техинес: Краткий обзор женских молитв». В Гроссмане, Сьюзен; Хаут, Ривка (ред.). Дочери короля: женщины и синагога (обзор истории, Галахи и современных реалий) . Еврейское издательское общество. п. 77 . ISBN  9780827604414 .
  8. ^ Силке Мутер Голдберг (2005). Платцнер, Роберт Леонард (ред.). Гендер, традиции и обновление . Питер Лэнг. стр. 99–100. ISBN  9783906769646 . Проверено 23 июля 2016 г.
  9. ^ Гринспан, Фредерик Э. (2009). Женщины и иудаизм: новые идеи и исследования . Нью-Йорк Пресс. п. 119. ИСБН  9780814732182 .
  10. ^ Баумель Джозеф, Норма (1992). «Мехица: галахические решения и политические последствия». В Гроссмане, Сьюзен; Хаут, Ривка (ред.). Дочери короля: женщины и синагога (обзор истории, Галахи и современных реалий) . Еврейское издательское общество. п. 132 . ISBN  9780827604414 .
  11. ^ Дойч, Натаниэль (2003). Девушка Людмира: еврейская святая женщина и ее мир . Беркли и Лос-Анджелес, Калифорния: Издательство Калифорнийского университета . п. 14. ISBN  0-520-23191-0 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 4cea73a7248f396f272d2d21549f16b8__1721702280
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/4c/b8/4cea73a7248f396f272d2d21549f16b8.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Firzogerin - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)