Фирзогресс

Фирзогерин иврит ( идиш : פירזאָגערן , букв. «предсказатель» или «передовой говорящий»; : רבנית הדרשנית , латинизированный : раббанит ха-даршанит ), попеременно ворсангерин , фореляйнер , зугерин или Цугерке , сыграл историческую роль в синагога ведущей для ученой еврейской женщины, женщин в молитве из вейбершула (женской галереи или пристройки) в качестве прецентристки , параллельно с основной службой, возглавляемой мужчиной- хазаном . [ 1 ] [ 2 ]
Роль
[ редактировать ]Разделение мест в синагогах по признаку пола было обычным явлением с раннего средневековья и до наших дней. [ 3 ] Фирзогерин для других женщин , стоял перед женской галереей , балконом или пристройкой и переводил еврейские молитвы на местный язык пришедших помолиться. Иногда фирзогерин переводился более или менее точно; в других случаях она свободно переводила и добавляла свою собственную интерпретацию. [ 4 ] Эта параллельная молитвенная система, вероятно, приветствовалась женщинами, для которых еврейская литургия из-за отсутствия образования была в значительной степени непонятна. [ 5 ] [ 6 ] Фирзогерин получила свой статус , потому что она была более образованной, чем большинство женщин, часто приобретая знания иврита и тонкости иудаизма от своего мужа, отца или другого образованного родственника. [ 7 ] Нередко эту должность занимали подряд несколько поколений женщин одной семьи. [ 8 ] Помимо чтения молитв и наставничества за других женщин-членов общины, фирзогерины иногда писали свои собственные молитвы (так называемые тхинес ), а также стихи. [ 1 ] [ 9 ] В редких случаях женщины-регенты могли провести второй молебен помимо того, который организовывали мужчины. [ 3 ]
Источник
[ редактировать ]Появление женщин-регентов в синагогах напрямую связано с принятием ритуального пространства, разделенного по признаку пола, для раввинистической еврейской практики. Хотя первые исторические свидетельства гендерного разделения появляются еще в восьмом веке в караимских синагогах, первое прямое обсуждение гендерной сегрегации раввинами появляется в десятом веке. [ 3 ] Это превратилось в еврейскую традицию при раввинах геонской эпохи ( ок. 600–1040 ), распространяясь по миграционным и торговым путям, а также через переписку раввинских ответов между еврейскими общинами. [ 3 ] К середине пятнадцатого века гендерная сегрегация стала обычным явлением.
Первые исторически узнаваемые женщины-регенты появляются вскоре после Вейбершул к синагоге Вормса основания пристройки , ок. 1215 . Эта пристройка, в отличие от завуалированной или закрытой мехицы, представляла собой отдельное сооружение. (Аналогичная пристройка была построена во Франкфуртской синагоге.) [ 10 ] И Дульси (жена раввина Элиезера из Вормса ), и Урания летучая мышь Авраам служили регентами в Вормсском вайбершуле . упоминается в книге Изкор Нюрнбергской Риченца . Марат Гута бат Р. Натан (ум. 1308) был еще одним из ранних фирзогеринов , о которых написано: «она молилась от женщин в своей милой молитве». [ 1 ] Феномен женщин-регентов продолжал развиваться и распространяться географически. Примеры можно найти по всей Европе, Средиземноморью и Америке, а также среди ашкенази и сефардов. ( Фирзогерин и синонимичные титулы были уникальными для общин ашкенази.) Женщины-регенты, по-видимому, больше всего процветали в Восточной Европе, достигнув своего апогея в XVIII и XIX веках, как раз перед появлением либеральных и эгалитарных движений иудаизма. [ 3 ]
Примеры
[ редактировать ]Самым известным фирзогерином была ребе хасидская Ханна Рохель Вербермахер (1815–1888), единственный ребенок богатого купца из Людмира , на Волыни где у нее был собственный штибель (называемый Горнштибл ). [ 11 ] Фанни Неуда (1819-1894), возможно, сочинила и собрала просительные молитвы, которые она позже опубликовала в своем бестселлере « Stunden der Andacht» (1855), когда служила фирзогерином в синагоге своего мужа, раввина Авраама Неуда в Лоштице . Более ранние примеры фирзогерина включают Ребецин Серрил Раппапорт из Олексинца (дочь Дубнера Маггида , ок. конец 18 века ), Рэйчел Мендес Меза (18 век) из Йоденсаванны , Лию Дрейзль (начало 18 века, жена Р'Арье Лейба Ауэрбаха) из Станислов, Тойбе [Пан] (17 век, жена Янкева Пана) из Праги , Дебора Аскарелли (шестнадцатый век) из Рима и Ребекка Тиктинер (ум. 1550, дочь раввина Меира Тиктинера) из Праги. Хотя конкретные имена еще не были идентифицированы, случаи еврейских женщин-регентов также имели место в Османском Константинополе и Салониках 17-го века . [ 3 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Зинберг, Израиль (1975). История еврейской литературы: старая идишская литература от ее истоков до периода Хаскалы . КТАВ. стр. 23–24. ISBN 0870684655 . Проверено 23 июля 2016 г.
- ^ Вайслер, Хава (1988). Традиционная литература на идише: источник для изучения религиозной жизни женщин (лекция памяти Джейкоба Пэта) . Библиотека Гарвардского университета.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Штифель, Барри (2015). Евреи и ренессанс синагогальной архитектуры, 1450–1730 гг . Рутледж. ISBN 9781848933637 . Проверено 23 июля 2016 г.
- ^ Липцин, Соломон; Гелбер, Марк Х. (1986). Идентичность и этос: праздничная грамота Сола Липцина по случаю его 85-летия . П. Ланг. п. 46. ИСБН 9780820403281 .
- ^ Вайслер, Хава (1999). Голоса матриархов: слушая молитвы еврейских женщин раннего Нового времени . Маяк Пресс. ISBN 9780807036174 .
- ^ Брайер, Менахем М. (1986). Еврейская женщина в раввинистической литературе: психоисторическая перспектива . КТАВ. ISBN 9780881250718 .
- ^ Бергер, Суламифь З. (1992). «Техинес: Краткий обзор женских молитв». В Гроссмане, Сьюзен; Хаут, Ривка (ред.). Дочери короля: женщины и синагога (обзор истории, Галахи и современных реалий) . Еврейское издательское общество. п. 77 . ISBN 9780827604414 .
- ^ Силке Мутер Голдберг (2005). Платцнер, Роберт Леонард (ред.). Гендер, традиции и обновление . Питер Лэнг. стр. 99–100. ISBN 9783906769646 . Проверено 23 июля 2016 г.
- ^ Гринспан, Фредерик Э. (2009). Женщины и иудаизм: новые идеи и исследования . Нью-Йорк Пресс. п. 119. ИСБН 9780814732182 .
- ^ Баумель Джозеф, Норма (1992). «Мехица: галахические решения и политические последствия». В Гроссмане, Сьюзен; Хаут, Ривка (ред.). Дочери короля: женщины и синагога (обзор истории, Галахи и современных реалий) . Еврейское издательское общество. п. 132 . ISBN 9780827604414 .
- ^ Дойч, Натаниэль (2003). Девушка Людмира: еврейская святая женщина и ее мир . Беркли и Лос-Анджелес, Калифорния: Издательство Калифорнийского университета . п. 14. ISBN 0-520-23191-0 .