Jump to content

Женский оркестр Освенцима

Координаты : 50 ° 02'09 "N 19 ° 10'42" E  /  50,03583 ° N 19,17833 ° E  / 50,03583; 19.17833
Женский оркестр Освенцима
Женский оркестр Освенцима
Тип Тюремный оркестр
Расположение
Координаты 50 ° 02'09 "N 19 ° 10'42" E  /  50,03583 ° N 19,17833 ° E  / 50,03583; 19.17833
Период Апрель 1943 г. - октябрь 1944 г.
Дирижеры
Известные игроки

Женский оркестр Освенцима ( Mädchenorchester von Auschwitz ; букв. «Девичий оркестр Освенцима») был сформирован по приказу СС в 1943 году, во время Холокоста , в лагере смерти Освенцим II-Биркенау в оккупированной немцами Польше . [ 1 ] [ 2 ] Действуя в течение 19 месяцев — с апреля 1943 года по октябрь 1944 года — оркестр состоял в основном из молодых женщин-заключенных еврейского и славянского происхождения разных национальностей, которые репетировали до десяти часов в день, чтобы играть музыку, которая считалась полезной в повседневной работе оркестра. лагерь. Они также каждое воскресенье проводили концерт для СС. [ 3 ]

Участница оркестра Фания Фенелон опубликовала свой опыт в автобиографии Ressis pour l'orchestra (1976). [ 4 ] который появился на английском языке как «Игра на время» (1977). [ 5 ] Книга легла в основу одноименного телевизионного фильма 1980 года по сценарию Артура Миллера .

Формирование

[ редактировать ]

Оркестр был сформирован в апреле 1943 года оберауфсегерином СС Марией Мандл , надзирательницей женского лагеря в Освенциме, и гауптштурмфюрером СС Францем Хёсслером , командиром женского лагеря. [ 6 ] Немцам нужен был инструмент пропаганды для посетителей и лагерной кинохроники, а также инструмент для поднятия морального духа в лагере. Оркестр, возглавляемый сначала польской учительницей музыки Зофией Чайковской, оставался небольшим до тех пор, пока в мае 1943 года не были приняты евреи. Его участники прибыли из многих стран, включая Австрию, Бельгию, Чехословакию, Францию, Германию, Грецию, Венгрию, Польшу, Нидерланды. и СССР . [ 7 ] [ 8 ]

Эстер Бехарано , пианистка, аккордеонистка, певица [ 11 ]

По словам профессора музыки Сьюзен Эйшайд, к июню 1943 года в оркестре насчитывалось 20 человек; к 1944 году в нем было 42–47 музыкантов и 3–4 музыкальных переписчика. [ 8 ] Его основная роль заключалась в том, чтобы играть (часто часами в любую погоду) у ворот женского лагеря, когда рабочие бригады уходили и возвращались. Они также могли играть во время «отбора» и в лазарете. [ а ]

В первые месяцы ансамбль состоял в основном из музыкантов-любителей со струнной секцией, аккордеонами и мандолиной; в нем отсутствовала басовая секция. Оркестр приобрел ограниченное количество инструментов и ноты у мужского оркестра главного лагеря Освенцим. [ нужна ссылка ] Репертуар оркестра был довольно ограничен с точки зрения имеющихся нот, знаний дирижера и пожеланий СС. Там играли в основном немецкие маршевые песни, а также польские народные и военные песни, которые знала Чайковская. В него входили два профессиональных музыканта, виолончелистка Анита Ласкер-Валлфиш и вокалистка/пианистка Фаня Фенелон , каждая из которых написала воспоминания о своем пребывании в оркестре. Валлфиш, например, вспоминал, как ему велели сыграть «Троемерай» Шумана для Йозефа Менгеле . [ нужна ссылка ]

Дирижеры

[ редактировать ]

Первый дирижер, Зофия Чайковская , польская учительница музыки, действовала с апреля 1943 года, пока в августе того же года ее не заменила Альма Розе , австрийско-еврейская скрипачка. [ 12 ] Дочь Арнольда Розе , руководителя Венского филармонического оркестра , и племянница Густава Малера . [ 12 ] Розе была дирижером небольшого венского оркестра Wiener Walzermädeln и прибыла в Освенцим из лагеря для интернированных Дранси в Париже. [ 13 ]

К январю 1944 года в составе оркестра было 47 человек, в том числе пять певцов. Розэ внезапно скончалась 5 апреля 1944 года, возможно, от пищевого отравления, после ужина с капо (заключенным с особыми привилегиями). [ 12 ] [ 14 ] Третьим дирижером стала Соня Виноградова, украинская пианистка. [ 15 ] [ 12 ] По нескольким причинам, включая сокращение времени репетиций и отсутствие опыта у Виноградовой, выступление оркестра ухудшилось. Прекратил выступать в октябре 1944 года. [ 12 ]

Переезд в Берген-Бельзен.

[ редактировать ]

1 ноября 1944 года еврейские участницы женского оркестра были эвакуированы в вагоне для скота в концлагерь Берген-Бельзен в Германии, где не было ни оркестра, ни особых привилегий. [ 16 ] Там были убиты три члена: Шарлотта «Лола» Кронер, Джули Струмса и Эльза. [ 17 ] 18 января 1945 года нееврейские женщины из оркестра, в том числе несколько поляков, были эвакуированы в концентрационный лагерь Равенсбрюк . [ 16 ] Фенелон дал интервью BBC 15 апреля 1945 года, в день освобождения Берген-Бельзена британскими войсками, и спел « Марсельезу » и « Боже, храни короля ». [ 18 ]

Самая известная публикация об оркестре - Фани Фенелон мемуары «Игра на время» (1977). [ 5 ] впервые опубликовано в Париже как «Сопротивление для оркестра» (1976). [ 4 ] Мемуары и последующая телеадаптация заняли важное место в изучении Холокоста. Это стало источником разочарования для других выживших членов оркестра, которые не согласились с представлением Фенелоном оркестра, особенно с ее изображением Альмы Розе и нескольких других музыкантов, а также с уменьшением Фенелоном их связи и поддержки друг друга. [ 19 ] Фенелон представляет Розе как жестокого приверженца дисциплины и ненавидящего себя еврея , который восхищался нацистами и добивался их благосклонности. Биография «Альма Розе: От Вены до Освенцима» (2000), написанная другом семьи Розе Ричардом Ньюманом и Карен Киртли, представляет иную картину. [ 13 ]

Список участников

[ редактировать ]
Перечислены в алфавитном порядке по имени при рождении или по имени, если фамилия неизвестна.

Дирижеры

[ редактировать ]
  • Марго Анценбахер (позже Ветровцова), гитара, Чехия [ 24 ]
  • Лилли Ассаэль, еврейка, гречанка [ 25 ]
  • Иветт Ассаэль (позже Леннон), гречанка [ 26 ]
  • Стефания Барух, учительница музыки, играла на гитаре и мандолине. [ 27 ]
  • Эстер Лоуи Бехарано ( Сара Вайс ), пианистка, певица, аккордеон [ 11 ]
  • Зофия Цыковяк ( Зоха Новак ), полька [ 28 ]
  • Хенрик Чапель, поляк [ 29 ]
  • Хелена Дунич-Нивиньска ( Галина Опелька ), [ 30 ] скрипка, польская, Nr. 64118, автор книги « Одна из девушек в оркестре: воспоминания скрипача из Биркенау» (2014). [ 31 ]
  • Фания Фенелон , [ 32 ] фортепиано и голос, французский, Nr. 74862 автор книги Sursis pour l'orchestre (1976). [ 33 ] [ 34 ]
  • Хенрик Галонзек, скрипка, польский [ 29 ]
  • Марта Гольдштейн [ 35 ]
  • Хильде Грюнбаум [ 36 ]
  • Данута Коллакова, барабаны, фортепиано, польский язык [ 37 ]
  • Фанни Корнблюм (поздняя Биркенвальд) [ 38 ] [ 39 ]
  • Мари Кронер (убита в Освенциме) [ 17 ]
  • Регина Купферберг (позже Ривка Бачия), еврейка [ 40 ] [ 41 ]
  • Ирена Лаговска, поляка [ 42 ]
  • Мария Лангенфельд, поляка [ 43 ]
  • Анита Ласкер-Валлфиш ( Марта Гольдштейн ), виолончель, еврейка [ 9 ]
  • Лотта Лебедова, еврейка из Богемии. [ 15 ]
  • Казимира Малис [ 44 ]
  • Лили Мате ( фр .), венгерка [ 35 ]
  • Эльза Миллер (позже Фельштейн), скрипка, бельгийка, еврейка [ 42 ]
  • Клер Монис , француженка ( фр .) [ 45 ]
  • Мария Мось-Вдовик, поляка [ 46 ]
  • Элен Раундер-Диаткин ( фр ) [ 47 ]
  • Элен Шепс ( Ирен Саль ) [ 48 ]
  • Хельга Шиссель, фортепиано, еврейка, немка [ 49 ]
  • Рут Шиссель, еврейка, немка [ 17 ]
  • Флора Шрийвер-Джейкобс [ 35 ] [ 50 ] [ 51 ]
  • Виолетта Жаке Зильберштейн ( Флоретта Фене ) [ 47 ] [ 52 ] скрипка, [ 21 ] скрипка, еврейка, родилась в Румынии [ 52 ]
  • Хелен Спитцер Тихауэр [ 53 ]
  • Ева Штайнер ( Ева Штерн ), Трансильвания [современная Румыния], еврейка, певица [ 48 ]
  • Мадам Штайнер, мать Евы, Трансильвания [современная Румыния], еврейка, скрипачка.
  • Ева Стоёвска, поляка [ 54 ]
  • Юлия «Джули» Струмса, еврейка, гречанка (убита в Берген-Бельзене) [ 29 ]
  • Шура, гитара, Украина [ 42 ]
  • Карла Вагенберг, Тамар Бергер , еврейка, немка, сестра Сильвии Вагенберг. [ 55 ]
  • Сильвия Вагенберг, еврейка, немка [ 36 ] [ 55 ]
  • Ирена Валащик [ 56 ]
  • Ядвига Заторска, скрипка, полька [ 28 ]
  • Рачела Зельманович-Олевски, мандолина, еврейка, Польша [ 42 ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Музыка и Холокост (веб-сайт): «В июне 1943 года оркестр приступил к своей основной задаче - играть у ворот лагеря для прибытия и ухода женщин-коммандос. Музыканты должны были прибыть на свои позиции у входа в лагерь заранее. , чтобы подготовиться, и оставались допоздна. Их также не освобождали от обычных рабочих заданий и не освобождали от музыкальных обязанностей в дождь или плохую погоду, поскольку у них было очень мало произведений, которые они могли исполнять. они просто повторяли их снова и снова, когда мимо проходили ряды женщин-заключенных, иногда играя по несколько часов. Они также играли для больных заключенных в лазарете, и иногда им поручали играть, когда прибывали новые транспорты, или во время отборов». [ 7 ]
  1. ^ Кнапп, Габриэле (1996). Женский оркестр в Освенциме: Музыкальный принудительный труд и его преодоление . Гамбург: Из Бокеля. ISBN  9783928770712 .
  2. ^ Эйшайд, Сьюзен (2016). Правда о Фании Фенелон и женском оркестре Освенцима-Биркенау . Лондон: Пэлгрейв Макмиллан. стр. 5–6. ISBN  978-3-319-31037-4 .
  3. ^ Портер, Сесилия Х. (зима 1999 г.). « Женский оркестр в Освенциме: музыкальный принудительный труд и борьба с ним Габриэле Кнапп» . Исследования Холокоста и геноцида . 13 (3): (467–469), 467. doi : 10.1093/hgs/13.3.467 .
  4. ^ Jump up to: а б Фенелон, Фания (1976). Отсрочка для оркестра . Париж: Фондовый. OCLC   480429240 .
  5. ^ Jump up to: а б Фенелон, Фания, с Марсель Рутье (1997). Игра на время . Нью-Йорк: Издательство Сиракузского университета. ISBN  0-8156-0494-7 . {{cite book}}: CS1 maint: multiple names: authors list (link) First published in English as Фенелон, Фания; Рутье, Марсель (1977). Игра на время . Нью-Йорк: Книги Беркли. ISBN  9780425067567 .
  6. ^ Эйшайд 2016 , с. 5.
  7. ^ Jump up to: а б с «Зофия Чайковская» . Музыка и Холокост . Архивировано из оригинала 11 мая 2019 года.
  8. ^ Jump up to: а б Эйшайд 2016 , с. 6.
  9. ^ Jump up to: а б Эйшайд 2016 , с. ix.
  10. ^ Мосс, Стивен (13 января 2005 г.). «Анита Ласкер-Уоллфиш» . Хранитель .
  11. ^ Jump up to: а б Эйшайд 2016 , с. 128.
  12. ^ Jump up to: а б с д и ж Портер 1999 , с. 468.
  13. ^ Jump up to: а б Лебрехт, Норман (5 апреля 2000 г.). «Истинная человечность Альмы Розе» . «Дейли телеграф» . Архивировано из оригинала 12 мая 2016 года.
  14. ^ Jump up to: а б Эйшайд 2016 , с. 8.
  15. ^ Jump up to: а б с Кнапп 1996 , с. 75.
  16. ^ Jump up to: а б Лагервей, Мэри Дин (1998). Читаю Освенцим . Альтамира Пресс, с. 28. ISBN   0-7619-9187-5
  17. ^ Jump up to: а б с Кнапп 1996 , с. 150.
  18. Андерсон, Сьюзан Хеллер (7 января 1978 г.). «Воспоминания о нацистском лагере, где музыкальный дар означал выживание» . Нью-Йорк Таймс .
  19. ^ Эйшайд 2016 , с. 3.
  20. ^ Кнапп 1996 , стр. 68, 89, 100; Эйшайд 2016 , с. 7.
  21. ^ Jump up to: а б Эйшайд 2016 , с. 7.
  22. ^ Кнапп 1996 , с. 71.
  23. ^ «Альма Розе» . Музыка и Холокост . Архивировано из оригинала 11 мая 2019 года.
  24. ^ Эйшайд 2016 , с. 93.
  25. ^ Кнапп 1996 , с. 69.
  26. ^ Эйшайд 2016 , с. 120.
  27. ^ Кнапп 1996 , стр. 67, 89, 90, 100.
  28. ^ Jump up to: а б Кнапп 1996 , стр. 68, 104.
  29. ^ Jump up to: а б с Кнапп 1996 , стр. 68, 150.
  30. ^ Эйшайд 2016 , с. 9.
  31. ^ «Книжный магазин» . Мемориал и музей Освенцим-Биркенау.
  32. ^ Эйшайд 2016 , с. 2.
  33. ^ Андерсон, Сьюзен Хеллер (7 января 1978 г.). «Воспоминания о нацистском лагере, где музыкальный дар означал выживание» . Нью-Йорк Таймс .
  34. ^ «Фания Фенелон» . Музыка и Холокост . Архивировано из оригинала 19 июня 2019 года.
  35. ^ Jump up to: а б с Кнапп 1996 , с. 106.
  36. ^ Jump up to: а б Кнапп 1996 , с. 100.
  37. ^ Кнапп 1996 , стр. 69, 100.
  38. ^ Эйшайд 2016 , с. 137.
  39. ^ «Фанни Корнблюм» . База данных переживших и жертв Холокоста, Мемориальный музей Холокоста США.
  40. ^ Кнапп 1996 , стр. 75, 167.
  41. ^ Эйшайд 2016 , стр. 19, 94, 118.
  42. ^ Jump up to: а б с д Кнапп 1996 , с. 68.
  43. ^ Кнапп 1996 , стр. 68, 89, 104.
  44. ^ Кнапп 1996 , с. 104.
  45. ^ Эйшайд 2016 , с. 35.
  46. ^ Эйшайд 2016 , с. 101.
  47. ^ Jump up to: а б Эйшайд 2016 , с. 58.
  48. ^ Jump up to: а б Эйшайд 2016 , с. 19.
  49. ^ Кнапп 1996 , стр. 75, 150.
  50. ^ де Ваард, Питер (24 апреля 2013 г.). «Девочка-аккордеонистка, пережившая Освенцим» . де Фольскрант .
  51. ^ Фаннекоттер, Барт (4 мая 2012 г.). «Концлагерь выжил благодаря аккордеону» . nrc.nl.
  52. ^ Jump up to: а б Герцберг, Натаниэль (14 октября 2016 г.). «Виолетта Жаке-Зильберштейн (1925–2014), семь десятилетий счастья после Освенцима» . Мир .
  53. ^ Эйшайд 2016 , стр. 18–19.
  54. ^ Кнапп 1996 , стр. 75, 168.
  55. ^ Jump up to: а б Гроссерт, Вернер (2005). Карла и Сильвия Вагенберг: две еврейские девушки из Дессау в «девичьем оркестре» лагеря смерти Аушвиц-Биркенау; документация . Дессау-Росслау: Funk-Verlag. OCLC   609936332 .
  56. ^ Кнапп 1996 , с. 89.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]

Внешние ссылки

Фильмы

Книги

  • Фания Фенелон и Марсель Рутье. Игра на время . Перевод с французского Джудит Ландри. Атенеум, Нью-Йорк, 1977 год. ISBN   0-689-10796-X .
  • Фания Фенелон и Марсель Рутье. Отсрочка для оркестра . Показания, собранные Марселем Рутье. Совместное издание Stock/Opera Mundi. Париж 1976. ISBN   0-689-10796-X .
  • Эстер Бехарано и Биргит Гертнер. Мы все еще живы. Эстер Бехарано — от женского оркестра в Освенциме до артистки мира. Опубликовано Комитетом Освенцима в Федеративной Республике Германия [Мы живем, тем не менее] eV Pahl-Rugenstein Verlag Bonn, 2007. ISBN   3-89144-353-6
  • Эстер Бехарано , меня называли крошкой. Еврейский юноша во времена гонений . Опубликовано Комитетом Освенцима в Федеративной Республике eV Curio-Verlag Hamburg, 1989. ISBN   3-926534-82-6
  • Ричард Ньюман и Карен Киртли, Альма Розе. От Вены до Освенцима . Amadeus Press, Портленд, Орегон, 2000. ISBN   1-57467-051-4
  • Анита Ласкер-Валлфиш , Унаследуйте истину. Мемуары о выживании и Холокосте . Пресса Святого Мартина, Нью-Йорк, 2000. ISBN   0-312-20897-9
  • Габриэле Кнапп, Женский оркестр в Освенциме. Принудительный музыкальный труд и его организация . Бокель Верлаг, Гамбург, 1996 г. ISBN   3-928770-71-3
  • Виолетта Жаке-Зильберштейн и Ив Пингийи, Долгие рыдания скрипок... Будучи восемнадцатилетней в Освенциме . Опубликовано издательством Oskarson editions (Oskar jeunesse), Париж, 2007 г. Ранее публиковалось под названием « Долгие рыдания скрипок смерти» . ISBN   978-2-35000-162-3
  • Жак Струмса. Скрипач в Освенциме. От Салоник до Иерусалима 1913-1967 . Перевод с немецкого Джеймса Стюарта Брайса. Под редакцией Эрхарда Роя Вин. Хартунг-Горре Верлаг. Констанц (упоминает Джули Струмса)
  • Мирьям Верхейен. Девушка с аккордеоном: выживание Флоры Шрайвер в Освенциме-Биркенау и Берген-Бельзене . Издательство Шефферс, Утрехт, 1994. ISBN   90-5546-011-7
  • Рачела Зельманович Олевски. Плакать здесь запрещено! Еврейская девочка в довоенной Польше, Женский оркестр в Освенциме и «Освобождение» в Берген-Бельзене . Под редакцией Арье Олевски и его сестры Йохевет Ритц-Олевски. На основе ее показаний на иврите, записанных Яд-Вашемом 21 мая 1984 года. Опубликовано в Открытом университете Израиля в 2009 году. ISBN   978-965-91217-2-4
  • Жан-Жак Фельштейн. В оркестре Освенцима – Тайна моей матери . Auzas Éditions Imago Париж 2010. ISBN   978-2-84952-094-9
  • Бруно Гинер . Выживание и смерть в музыке в нацистских лагерях . Издания Berg International 2011. ISBN   978-2-917191-39-2
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ab59b81b6eed13c660c337898cece082__1704418020
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ab/82/ab59b81b6eed13c660c337898cece082.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Women's Orchestra of Auschwitz - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)