Женский оркестр Освенцима
Женский оркестр Освенцима | |
![]() Освенцим II-Биркенау Лагерь смерти | |
Тип | Тюремный оркестр |
---|---|
Расположение | |
Координаты | 50 ° 02'09 "N 19 ° 10'42" E / 50,03583 ° N 19,17833 ° E |
Период | Апрель 1943 г. - октябрь 1944 г. |
Дирижеры | |
Известные игроки |
Женский оркестр Освенцима ( Mädchenorchester von Auschwitz ; букв. «Девичий оркестр Освенцима») был сформирован по приказу СС в 1943 году, во время Холокоста , в лагере смерти Освенцим II-Биркенау в оккупированной немцами Польше . [ 1 ] [ 2 ] Действуя в течение 19 месяцев — с апреля 1943 года по октябрь 1944 года — оркестр состоял в основном из молодых женщин-заключенных еврейского и славянского происхождения разных национальностей, которые репетировали до десяти часов в день, чтобы играть музыку, которая считалась полезной в повседневной работе оркестра. лагерь. Они также каждое воскресенье проводили концерт для СС. [ 3 ]
Участница оркестра Фания Фенелон опубликовала свой опыт в автобиографии Ressis pour l'orchestra (1976). [ 4 ] который появился на английском языке как «Игра на время» (1977). [ 5 ] Книга легла в основу одноименного телевизионного фильма 1980 года по сценарию Артура Миллера .
Формирование
[ редактировать ]Оркестр был сформирован в апреле 1943 года оберауфсегерином СС Марией Мандл , надзирательницей женского лагеря в Освенциме, и гауптштурмфюрером СС Францем Хёсслером , командиром женского лагеря. [ 6 ] Немцам нужен был инструмент пропаганды для посетителей и лагерной кинохроники, а также инструмент для поднятия морального духа в лагере. Оркестр, возглавляемый сначала польской учительницей музыки Зофией Чайковской, оставался небольшим до тех пор, пока в мае 1943 года не были приняты евреи. Его участники прибыли из многих стран, включая Австрию, Бельгию, Чехословакию, Францию, Германию, Грецию, Венгрию, Польшу, Нидерланды. и СССР . [ 7 ] [ 8 ]
По словам профессора музыки Сьюзен Эйшайд, к июню 1943 года в оркестре насчитывалось 20 человек; к 1944 году в нем было 42–47 музыкантов и 3–4 музыкальных переписчика. [ 8 ] Его основная роль заключалась в том, чтобы играть (часто часами в любую погоду) у ворот женского лагеря, когда рабочие бригады уходили и возвращались. Они также могли играть во время «отбора» и в лазарете. [ а ]
В первые месяцы ансамбль состоял в основном из музыкантов-любителей со струнной секцией, аккордеонами и мандолиной; в нем отсутствовала басовая секция. Оркестр приобрел ограниченное количество инструментов и ноты у мужского оркестра главного лагеря Освенцим. [ нужна ссылка ] Репертуар оркестра был довольно ограничен с точки зрения имеющихся нот, знаний дирижера и пожеланий СС. Там играли в основном немецкие маршевые песни, а также польские народные и военные песни, которые знала Чайковская. В него входили два профессиональных музыканта, виолончелистка Анита Ласкер-Валлфиш и вокалистка/пианистка Фаня Фенелон , каждая из которых написала воспоминания о своем пребывании в оркестре. Валлфиш, например, вспоминал, как ему велели сыграть «Троемерай» Шумана для Йозефа Менгеле . [ нужна ссылка ]
Дирижеры
[ редактировать ]Первый дирижер, Зофия Чайковская , польская учительница музыки, действовала с апреля 1943 года, пока в августе того же года ее не заменила Альма Розе , австрийско-еврейская скрипачка. [ 12 ] Дочь Арнольда Розе , руководителя Венского филармонического оркестра , и племянница Густава Малера . [ 12 ] Розе была дирижером небольшого венского оркестра Wiener Walzermädeln и прибыла в Освенцим из лагеря для интернированных Дранси в Париже. [ 13 ]
К январю 1944 года в составе оркестра было 47 человек, в том числе пять певцов. Розэ внезапно скончалась 5 апреля 1944 года, возможно, от пищевого отравления, после ужина с капо (заключенным с особыми привилегиями). [ 12 ] [ 14 ] Третьим дирижером стала Соня Виноградова, украинская пианистка. [ 15 ] [ 12 ] По нескольким причинам, включая сокращение времени репетиций и отсутствие опыта у Виноградовой, выступление оркестра ухудшилось. Прекратил выступать в октябре 1944 года. [ 12 ]
Переезд в Берген-Бельзен.
[ редактировать ]1 ноября 1944 года еврейские участницы женского оркестра были эвакуированы в вагоне для скота в концлагерь Берген-Бельзен в Германии, где не было ни оркестра, ни особых привилегий. [ 16 ] Там были убиты три члена: Шарлотта «Лола» Кронер, Джули Струмса и Эльза. [ 17 ] 18 января 1945 года нееврейские женщины из оркестра, в том числе несколько поляков, были эвакуированы в концентрационный лагерь Равенсбрюк . [ 16 ] Фенелон дал интервью BBC 15 апреля 1945 года, в день освобождения Берген-Бельзена британскими войсками, и спел « Марсельезу » и « Боже, храни короля ». [ 18 ]
Книги
[ редактировать ]Самая известная публикация об оркестре - Фани Фенелон мемуары «Игра на время» (1977). [ 5 ] впервые опубликовано в Париже как «Сопротивление для оркестра» (1976). [ 4 ] Мемуары и последующая телеадаптация заняли важное место в изучении Холокоста. Это стало источником разочарования для других выживших членов оркестра, которые не согласились с представлением Фенелоном оркестра, особенно с ее изображением Альмы Розе и нескольких других музыкантов, а также с уменьшением Фенелоном их связи и поддержки друг друга. [ 19 ] Фенелон представляет Розе как жестокого приверженца дисциплины и ненавидящего себя еврея , который восхищался нацистами и добивался их благосклонности. Биография «Альма Розе: От Вены до Освенцима» (2000), написанная другом семьи Розе Ричардом Ньюманом и Карен Киртли, представляет иную картину. [ 13 ]
Список участников
[ редактировать ]- Перечислены в алфавитном порядке по имени при рождении или по имени, если фамилия неизвестна.
Дирижеры
[ редактировать ]- Зофия Чайковская , [ 20 ] Польский преподаватель музыки, первый дирижёр, дирижировал до августа 1943 года. [ 7 ]
- Альма Розе , скрипка, [ 21 ] Австриец, второй дирижер, [ 22 ] умер 5 апреля 1944 года. [ 14 ] [ 23 ]
- Соня Виноградова, переписчик , фортепиано, голос, [ 15 ] Украинец, третий дирижер. [ 12 ]
Игроки
[ редактировать ]- Марго Анценбахер (позже Ветровцова), гитара, Чехия [ 24 ]
- Лилли Ассаэль, еврейка, гречанка [ 25 ]
- Иветт Ассаэль (позже Леннон), гречанка [ 26 ]
- Стефания Барух, учительница музыки, играла на гитаре и мандолине. [ 27 ]
- Эстер Лоуи Бехарано ( Сара Вайс ), пианистка, певица, аккордеон [ 11 ]
- Зофия Цыковяк ( Зоха Новак ), полька [ 28 ]
- Хенрик Чапель, поляк [ 29 ]
- Хелена Дунич-Нивиньска ( Галина Опелька ), [ 30 ] скрипка, польская, Nr. 64118, автор книги « Одна из девушек в оркестре: воспоминания скрипача из Биркенау» (2014). [ 31 ]
- Фания Фенелон , [ 32 ] фортепиано и голос, французский, Nr. 74862 автор книги Sursis pour l'orchestre (1976). [ 33 ] [ 34 ]
- Хенрик Галонзек, скрипка, польский [ 29 ]
- Марта Гольдштейн [ 35 ]
- Хильде Грюнбаум [ 36 ]
- Данута Коллакова, барабаны, фортепиано, польский язык [ 37 ]
- Фанни Корнблюм (поздняя Биркенвальд) [ 38 ] [ 39 ]
- Мари Кронер (убита в Освенциме) [ 17 ]
- Регина Купферберг (позже Ривка Бачия), еврейка [ 40 ] [ 41 ]
- Ирена Лаговска, поляка [ 42 ]
- Мария Лангенфельд, поляка [ 43 ]
- Анита Ласкер-Валлфиш ( Марта Гольдштейн ), виолончель, еврейка [ 9 ]
- Лотта Лебедова, еврейка из Богемии. [ 15 ]
- Казимира Малис [ 44 ]
- Лили Мате ( фр .), венгерка [ 35 ]
- Эльза Миллер (позже Фельштейн), скрипка, бельгийка, еврейка [ 42 ]
- Клер Монис , француженка ( фр .) [ 45 ]
- Мария Мось-Вдовик, поляка [ 46 ]
- Элен Раундер-Диаткин ( фр ) [ 47 ]
- Элен Шепс ( Ирен Саль ) [ 48 ]
- Хельга Шиссель, фортепиано, еврейка, немка [ 49 ]
- Рут Шиссель, еврейка, немка [ 17 ]
- Флора Шрийвер-Джейкобс [ 35 ] [ 50 ] [ 51 ]
- Виолетта Жаке Зильберштейн ( Флоретта Фене ) [ 47 ] [ 52 ] скрипка, [ 21 ] скрипка, еврейка, родилась в Румынии [ 52 ]
- Хелен Спитцер Тихауэр [ 53 ]
- Ева Штайнер ( Ева Штерн ), Трансильвания [современная Румыния], еврейка, певица [ 48 ]
- Мадам Штайнер, мать Евы, Трансильвания [современная Румыния], еврейка, скрипачка.
- Ева Стоёвска, поляка [ 54 ]
- Юлия «Джули» Струмса, еврейка, гречанка (убита в Берген-Бельзене) [ 29 ]
- Шура, гитара, Украина [ 42 ]
- Карла Вагенберг, Тамар Бергер , еврейка, немка, сестра Сильвии Вагенберг. [ 55 ]
- Сильвия Вагенберг, еврейка, немка [ 36 ] [ 55 ]
- Ирена Валащик [ 56 ]
- Ядвига Заторска, скрипка, полька [ 28 ]
- Рачела Зельманович-Олевски, мандолина, еврейка, Польша [ 42 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Музыка и Холокост (веб-сайт): «В июне 1943 года оркестр приступил к своей основной задаче - играть у ворот лагеря для прибытия и ухода женщин-коммандос. Музыканты должны были прибыть на свои позиции у входа в лагерь заранее. , чтобы подготовиться, и оставались допоздна. Их также не освобождали от обычных рабочих заданий и не освобождали от музыкальных обязанностей в дождь или плохую погоду, поскольку у них было очень мало произведений, которые они могли исполнять. они просто повторяли их снова и снова, когда мимо проходили ряды женщин-заключенных, иногда играя по несколько часов. Они также играли для больных заключенных в лазарете, и иногда им поручали играть, когда прибывали новые транспорты, или во время отборов». [ 7 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Кнапп, Габриэле (1996). Женский оркестр в Освенциме: Музыкальный принудительный труд и его преодоление . Гамбург: Из Бокеля. ISBN 9783928770712 .
- ^ Эйшайд, Сьюзен (2016). Правда о Фании Фенелон и женском оркестре Освенцима-Биркенау . Лондон: Пэлгрейв Макмиллан. стр. 5–6. ISBN 978-3-319-31037-4 .
- ^ Портер, Сесилия Х. (зима 1999 г.). « Женский оркестр в Освенциме: музыкальный принудительный труд и борьба с ним Габриэле Кнапп» . Исследования Холокоста и геноцида . 13 (3): (467–469), 467. doi : 10.1093/hgs/13.3.467 .
- ^ Jump up to: а б Фенелон, Фания (1976). Отсрочка для оркестра . Париж: Фондовый. OCLC 480429240 .
- ^ Jump up to: а б Фенелон, Фания, с Марсель Рутье (1997). Игра на время . Нью-Йорк: Издательство Сиракузского университета. ISBN 0-8156-0494-7 .
{{cite book}}
: CS1 maint: multiple names: authors list (link) First published in English as Фенелон, Фания; Рутье, Марсель (1977). Игра на время . Нью-Йорк: Книги Беркли. ISBN 9780425067567 . - ^ Эйшайд 2016 , с. 5.
- ^ Jump up to: а б с «Зофия Чайковская» . Музыка и Холокост . Архивировано из оригинала 11 мая 2019 года.
- ^ Jump up to: а б Эйшайд 2016 , с. 6.
- ^ Jump up to: а б Эйшайд 2016 , с. ix.
- ^ Мосс, Стивен (13 января 2005 г.). «Анита Ласкер-Уоллфиш» . Хранитель .
- ^ Jump up to: а б Эйшайд 2016 , с. 128.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Портер 1999 , с. 468.
- ^ Jump up to: а б Лебрехт, Норман (5 апреля 2000 г.). «Истинная человечность Альмы Розе» . «Дейли телеграф» . Архивировано из оригинала 12 мая 2016 года.
- ^ Jump up to: а б Эйшайд 2016 , с. 8.
- ^ Jump up to: а б с Кнапп 1996 , с. 75.
- ^ Jump up to: а б Лагервей, Мэри Дин (1998). Читаю Освенцим . Альтамира Пресс, с. 28. ISBN 0-7619-9187-5
- ^ Jump up to: а б с Кнапп 1996 , с. 150.
- ↑ Андерсон, Сьюзан Хеллер (7 января 1978 г.). «Воспоминания о нацистском лагере, где музыкальный дар означал выживание» . Нью-Йорк Таймс .
- ^ Эйшайд 2016 , с. 3.
- ^ Кнапп 1996 , стр. 68, 89, 100; Эйшайд 2016 , с. 7.
- ^ Jump up to: а б Эйшайд 2016 , с. 7.
- ^ Кнапп 1996 , с. 71.
- ^ «Альма Розе» . Музыка и Холокост . Архивировано из оригинала 11 мая 2019 года.
- ^ Эйшайд 2016 , с. 93.
- ^ Кнапп 1996 , с. 69.
- ^ Эйшайд 2016 , с. 120.
- ^ Кнапп 1996 , стр. 67, 89, 90, 100.
- ^ Jump up to: а б Кнапп 1996 , стр. 68, 104.
- ^ Jump up to: а б с Кнапп 1996 , стр. 68, 150.
- ^ Эйшайд 2016 , с. 9.
- ^ «Книжный магазин» . Мемориал и музей Освенцим-Биркенау.
- ^ Эйшайд 2016 , с. 2.
- ^ Андерсон, Сьюзен Хеллер (7 января 1978 г.). «Воспоминания о нацистском лагере, где музыкальный дар означал выживание» . Нью-Йорк Таймс .
- ^ «Фания Фенелон» . Музыка и Холокост . Архивировано из оригинала 19 июня 2019 года.
- ^ Jump up to: а б с Кнапп 1996 , с. 106.
- ^ Jump up to: а б Кнапп 1996 , с. 100.
- ^ Кнапп 1996 , стр. 69, 100.
- ^ Эйшайд 2016 , с. 137.
- ^ «Фанни Корнблюм» . База данных переживших и жертв Холокоста, Мемориальный музей Холокоста США.
- ^ Кнапп 1996 , стр. 75, 167.
- ^ Эйшайд 2016 , стр. 19, 94, 118.
- ^ Jump up to: а б с д Кнапп 1996 , с. 68.
- ^ Кнапп 1996 , стр. 68, 89, 104.
- ^ Кнапп 1996 , с. 104.
- ^ Эйшайд 2016 , с. 35.
- ^ Эйшайд 2016 , с. 101.
- ^ Jump up to: а б Эйшайд 2016 , с. 58.
- ^ Jump up to: а б Эйшайд 2016 , с. 19.
- ^ Кнапп 1996 , стр. 75, 150.
- ^ де Ваард, Питер (24 апреля 2013 г.). «Девочка-аккордеонистка, пережившая Освенцим» . де Фольскрант .
- ^ Фаннекоттер, Барт (4 мая 2012 г.). «Концлагерь выжил благодаря аккордеону» . nrc.nl.
- ^ Jump up to: а б Герцберг, Натаниэль (14 октября 2016 г.). «Виолетта Жаке-Зильберштейн (1925–2014), семь десятилетий счастья после Освенцима» . Мир .
- ^ Эйшайд 2016 , стр. 18–19.
- ^ Кнапп 1996 , стр. 75, 168.
- ^ Jump up to: а б Гроссерт, Вернер (2005). Карла и Сильвия Вагенберг: две еврейские девушки из Дессау в «девичьем оркестре» лагеря смерти Аушвиц-Биркенау; документация . Дессау-Росслау: Funk-Verlag. OCLC 609936332 .
- ^ Кнапп 1996 , с. 89.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]Внешние ссылки
- «Девочки из оркестра Освенцима» . thegirlsintheauschwitz.band (имена участников группы и некоторая информация).
- «Деревянные туфли. Хёршпиль с Эстер Бехарано» . Радио Бремена. 10 декабря 2004 г. Архивировано из оригинала 27 марта 2005 г.
Фильмы
- Линда Йеллен (1980). Игра на время . Телевизионный фильм по экранизации Артура Миллера.
- Кристель Пример (1992). Эстер Бехарано и женский оркестр Освенцима .
- Мишель Даэрон (2000). Баха в Освенциме .
Книги
- Фания Фенелон и Марсель Рутье. Игра на время . Перевод с французского Джудит Ландри. Атенеум, Нью-Йорк, 1977 год. ISBN 0-689-10796-X .
- Фания Фенелон и Марсель Рутье. Отсрочка для оркестра . Показания, собранные Марселем Рутье. Совместное издание Stock/Opera Mundi. Париж 1976. ISBN 0-689-10796-X .
- Эстер Бехарано и Биргит Гертнер. Мы все еще живы. Эстер Бехарано — от женского оркестра в Освенциме до артистки мира. Опубликовано Комитетом Освенцима в Федеративной Республике Германия [Мы живем, тем не менее] eV Pahl-Rugenstein Verlag Bonn, 2007. ISBN 3-89144-353-6
- Эстер Бехарано , меня называли крошкой. Еврейский юноша во времена гонений . Опубликовано Комитетом Освенцима в Федеративной Республике eV Curio-Verlag Hamburg, 1989. ISBN 3-926534-82-6
- Ричард Ньюман и Карен Киртли, Альма Розе. От Вены до Освенцима . Amadeus Press, Портленд, Орегон, 2000. ISBN 1-57467-051-4
- Анита Ласкер-Валлфиш , Унаследуйте истину. Мемуары о выживании и Холокосте . Пресса Святого Мартина, Нью-Йорк, 2000. ISBN 0-312-20897-9
- Габриэле Кнапп, Женский оркестр в Освенциме. Принудительный музыкальный труд и его организация . Бокель Верлаг, Гамбург, 1996 г. ISBN 3-928770-71-3
- Виолетта Жаке-Зильберштейн и Ив Пингийи, Долгие рыдания скрипок... Будучи восемнадцатилетней в Освенциме . Опубликовано издательством Oskarson editions (Oskar jeunesse), Париж, 2007 г. Ранее публиковалось под названием « Долгие рыдания скрипок смерти» . ISBN 978-2-35000-162-3
- Жак Струмса. Скрипач в Освенциме. От Салоник до Иерусалима 1913-1967 . Перевод с немецкого Джеймса Стюарта Брайса. Под редакцией Эрхарда Роя Вин. Хартунг-Горре Верлаг. Констанц (упоминает Джули Струмса)
- Мирьям Верхейен. Девушка с аккордеоном: выживание Флоры Шрайвер в Освенциме-Биркенау и Берген-Бельзене . Издательство Шефферс, Утрехт, 1994. ISBN 90-5546-011-7
- Рачела Зельманович Олевски. Плакать здесь запрещено! Еврейская девочка в довоенной Польше, Женский оркестр в Освенциме и «Освобождение» в Берген-Бельзене . Под редакцией Арье Олевски и его сестры Йохевет Ритц-Олевски. На основе ее показаний на иврите, записанных Яд-Вашемом 21 мая 1984 года. Опубликовано в Открытом университете Израиля в 2009 году. ISBN 978-965-91217-2-4
- Жан-Жак Фельштейн. В оркестре Освенцима – Тайна моей матери . Auzas Éditions Imago Париж 2010. ISBN 978-2-84952-094-9
- Бруно Гинер . Выживание и смерть в музыке в нацистских лагерях . Издания Berg International 2011. ISBN 978-2-917191-39-2
- Музыкальные коллективы, созданные в 1943 году.
- Музыкальные коллективы распущены в 1945 году.
- 1943 заведения в Германии
- Закрытие 1945 года в Германии
- Концентрационный лагерь Освенцим
- Польские оркестры
- Молодежные оркестры
- Женские оркестры
- Расформированные оркестры
- Еврейские музыкальные группы
- Женщины во Второй мировой войне