Шалом байит
Шалом байит [ 1 ] ( Иврит : שְׁלוֹם בַּיִת , букв. Мир в доме ) (также шолом байит или шлом байит , или (идиш) шолом байис или шлом байис ) — еврейская религиозная концепция домашней гармонии и хороших отношений между мужем и женой. В еврейском суде шалом байит — это еврейский термин, обозначающий примирение в браке. [ 2 ]
Происхождение термина
[ редактировать ]Термин «шлом бето» ( иврит : שלום בייטו , букв. мир его дома ) встречается в Талмуде. [ 3 ] относительно внутреннего мира в целом. В настоящее время он в основном используется в отношении супружеского мира. Вероятно, это произошло из интерпретации Мишне Торы , в которой задача зажигания свечей в доме во время субботы или Хануки приписывается принесению божественного мира в дом. [ 4 ]
Как еврейская ценность
[ редактировать ]На протяжении всей истории еврейского народа евреи придерживались идеальных стандартов еврейской семейной жизни, которые выражаются в термине шалом байит . Шалом байит означает полноту, целостность и завершенность. Следовательно, традиционный еврейский брак характеризуется миром, заботой, уважением и хесед (грубо означает доброта , точнее любящая доброта ), благодаря которым супружеская пара становится полноценной. Считается, что присутствие Бога обитает в чистом и любящем доме. [ 5 ]
В еврейской культуре брак описывается как «брак, заключенный на небесах», и рассматривается как священное предприятие. Например, еврейская церемония обручения упоминается в классической раввинской литературе как Кидушин (что означает освящение / освящение / посвящение ). Объявляя брачный союз священным, пара становится освященной перед Богом. Именно в отношениях, в которых и муж, и жена признают друг друга творениями по образу Божьему и относятся друг к другу соответственно, проявляется истинная святость. Более того, эта святость супружеского союза напоминает еврейскому мужу и жене о необходимости выражать свою святость через брак и строить дом, основанный на взаимной любви, уважении и хесед. [ 6 ]
На практике
[ редактировать ]Самая большая похвала, которую талмудические раввины воздавали любой женщине, оказывалась жене, которая исполняет желания своего мужа. [ 7 ] От мужа тоже ожидалось, что он будет любить свою жену так же сильно, как он любит себя, и уважать ее больше, чем самого себя; [ 8 ] действительно, классические раввины говорили, что тот, кто почитает свою жену, будет вознагражден богатством. [ 9 ] Точно так же муж должен был обсуждать со своей женой любые мирские вопросы, которые могли возникнуть в его жизни. [ 9 ]
Жесткая любовь не одобрялась; Талмуд запрещает мужу быть властным по отношению к своим домашним, [ 10 ] и домашнее насилие с его стороны также было осуждено. [ 11 ] О жене говорили, что Бог считает ее слезы . [ 11 ]
Современные раввинские источники также разъяснили четкие правила соблюдения шалом байит . К ним относятся ритуальные практики, такие как соблюдение нидды , участие в микве или проверка своего тфилина . Поведенческие практики включают взаимное уважение, честь и общение, однако некоторые источники выступают за строгое избегание конфликтов или различие во мнениях. Часто ответственность за соблюдение шалом байит сравнивают с гендерной ролью женщины. [ 12 ]
В Мидраше
[ редактировать ]В еврейской мысли и законе домашняя гармония является важной целью; С этой целью ранний мидраш покидать дом утверждает, что жене не следует слишком часто . [ 13 ]
Эта цель может даже оправдывать « ложь во спасение ». Согласно Талмуду , когда Бог говорит Сарре , что она родит сына, она выражает недоверие, говоря: «После того, как я состарюсь, буду ли я получать удовольствие, ведь мой муж тоже стар?» Но когда Бог обращается к Аврааму , он говорит: «Почему Сарра засмеялась и сказала: «Неужели у меня будет ребенок, когда я состарилась? » (Бытие: 18:12-13). Раввины отмечают, что Бог не упомянул Сарру о возрасте Авраама, опасаясь их шалом байит . [ 14 ]
Связь с домашним насилием
[ редактировать ]общинах он приписывался божественности Из-за того, что в ортодоксальных , шалом байит был связан с традиционными концепциями гет и агунот как вклад в систему брака и развода, способствующий циклу домашнего насилия . [ 15 ] Шалом байит считается преградой для побега избитой женщины. [ 16 ] из-за страха позора, причиненного тем, кому отказано в получении , и заявлений обидчика о том, что просьба о получении является нарушением семейного мира, нарушая тем самым божественное благословение. [ 15 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Это разговорное произношение фразы. Правильное произношение на иврите — «шлом баит». ( Гольдштейн, Уоррен (2006). Защита человеческого духа . Издательство Фельдхайм . п. 216. ИСБН 158330732X . Проверено 17 декабря 2012 г. )
- ^ Семейное право [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Трактат Шаббат 23б
- ^ «Мишне Тора, Свиток Эстер и Ханука 4:14» . www.sefaria.org . Проверено 25 апреля 2023 г.
- ^ Сота 17а
- ^ Еврейские законы о браке
- ^ Я не жертвую 66b
- ^ Синедрион 76б.
- ^ Перейти обратно: а б Баба Меция 59б
- ^ Ты ушел 6b
- ^ Перейти обратно: а б
В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Певец, Исидор ; и др., ред. (1901–1906). «Муж и жена» . Еврейская энциклопедия . Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс.
- ^ «Супружеская жизнь и Шалом Байис» . СИХОС на английском языке . 2015 . Проверено 25 апреля 2023 г.
- ^ Бытие Раба 65:2
- ^ «Шалом Баит: Парадигма мирного еврейского брака» . Архивировано из оригинала 12 февраля 2009 г. Проверено 16 февраля 2009 г.
- ^ Перейти обратно: а б Кэй, Бреа (2018). «Брак, развод и домашнее насилие в православных общинах Израиля» . Лауреаты премии Sound Ideas Write Excellence Award – от Университета Пьюджент-Саунд – Sound Ideas.
- ^ Гутарц, Стейси (1 января 2004 г.). «Домашнее насилие и еврейская община» . Мичиганский журнал гендера и права . 11 (1): 27–61. ISSN 1095-8835 .