Jump to content

Йихуд

Йихуд
Галахические тексты, относящиеся к этой статье
Тора : Второзаконие 13:6
Вавилонский Талмуд : Кидушин 80б и Синедрион 21
Шулхан Арух : Даже ХаЭзер 22 и 24
Библейская история об Иосифе и жене Потифара является примером рисков, связанных с йихудом.

В еврейском религиозном законе ( галаха ) законы йичуд ( иврит : איסור ייחוד , латинизированный : иссур йичуд , букв. «запрет на уединение») запрещают уединение в частной зоне мужчины и женщины, не состоящих в браке друг с другом. . Такое уединение запрещено из-за опасений, что могут произойти половые сношения или другие менее значимые действия. Человек, который присутствует для предотвращения ихуда, называется шомером .

Законы йихуд обычно соблюдаются в строгом ортодоксальном иудаизме . Приверженцы консервативного и реформистского иудаизма обычно не соблюдают законы ихуда .

Термин «йичуд» также относится к ритуалу во время еврейской свадьбы ашкенази, во время которого молодожены проводят некоторое время в одиночестве в комнате. В более ранние исторические периоды, еще в эпоху Талмуда, [ 1 ] в это время пара могла бы вступить в половой акт, но такая практика уже не актуальна.

Источник запрета

[ редактировать ]

Во Второзаконии 13:7 говорится:

Если ваш собственный брат, или ваш сын, или ваша дочь, или жена, которую вы любите, или ваш самый близкий друг тайно соблазняет вас, говоря: «Пойдем и поклонимся другим богам, богам, которых не знали ни ты, ни твои предки…»

Талмуд дает объяснение этому отрывку, который, как предполагается, является намеком на йичуд :

Сказал рабби Йоханан со слов рабби Измаила: «Где мы находим намек на йхуд в Торе?» - Ибо написано: Если соблазнит тебя брат твой, сын матери твоей [и т. д.]: то разве соблазняет только сын матери, а не сын отца? Но я хочу сказать вам: сын может оставаться наедине со своей матерью, но не с какой-либо другой женщиной, запрещенной Торой. [ 2 ]

Согласно Талмуду, изнасилование Амноном своей сводной сестры Фамари побудило царя Давида распространить запрет йихуд на незамужних девушек. Живопись 17 века.

Талмуд также утверждает, что после изнасилования Фамари , дочери Давида , когда она осталась одна со своим сводным братом Амноном, Давид и его высокий суд распространили этот запрет и на незамужних девушек. Позже, во времена Шамая и Гиллеля Старшего , запрет был распространен и на нееврейских женщин. Эти правила обсуждаются в Талмуде . [ 3 ]

Большинство ришоним определяют запрет йихуда как закон Торы . Хотя Маймонид пишет, что запрет йичуда происходит от диврей каббалы (библейских текстов, более поздних, чем Пятикнижие ), многие интерпретируют его слова как означающие, что это закон Торы, хотя некоторые считают его раввинским запретом. [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ]

Раши утверждал, что, поскольку запрет йичуда предписан Торой, это существенный запрет, тогда как раввинские расширения запрета действуют как ограждение, призванное дистанцировать человека от запрещенных отношений. Следовательно, снисхождение будет применяться только к раввинским дополнениям к законам ихуда . Однако галахический , установленным Торой консенсус, вслед за Маймонидом, заключается в том, что снисхождение применимо даже к законам йичуд . [ 4 ]

Йихуд также применяется на открытом воздухе. Иллюстрация из Элизы Ожешковой романа «Меир Эзофович» , в котором рассказывается о конфликте между еврейской ортодоксальностью и современным либерализмом.

Законы йихуд предусматривают строгие ограничения на совместное уединение неродственных представителей противоположного пола и более мягкие — для близких членов семьи. Существуют разные мнения относительно применения этих законов как с точки зрения ситуации, так и с точки зрения вовлеченных лиц. Запрет на йичуд распространяется на мужчин старше 13 лет и, как правило, на девочек старше трех лет, а женщине старше двенадцати лет нельзя оставаться наедине с мальчиком старше девяти лет. [ 6 ] Запрещено даже кратковременное уединение, если потенциально оно может продлиться дольше. [ 7 ]

Снисходительность

[ редактировать ]

Существует ряд обстоятельств, при которых запрет йихуда можно обойти. Обычно это полностью относится к йихуду с соблюдающим евреем. Встреча с неевреем или светским евреем может потребовать большей скрупулезности. [ 6 ]

Баалох Бир - в городе

[ редактировать ]

Если муж находится в городе ( Баалох Б'ир , или Баала Баир ), или, точнее, если возможно его внезапное появление, женщина может уединиться с другим мужчиной в своем доме. Страх перед его внезапным появлением считается сдерживающим фактором для противоправных действий. Если муж работает в определенное время или они встречаются там, где их вряд ли можно найти, присутствие мужа в городе не препятствует йихуду . Близкие, давние отношения ( Либо Гас Бо ) между женой и другим мужчиной также запрещают йичуд, несмотря на присутствие мужа в городе. Снисходительность, вызванная присутствием мужчины в городе, однако, не распространяется на его уединение с другой женщиной, когда его жена может внезапно появиться. [ 6 ] Парадоксально, но если муж дает жене разрешение на уединение с мужчиной, снисходительность больше не распространяется, поскольку она не боится его внезапного появления. [ 4 ]

Раши считает, что присутствие мужа в городе лишь смягчает запрет, а не отменяет его. Однако Шулхан Арух , вслед за Тосафот , постановляет, что, когда муж находится в городе, ограничение йихуд вообще не применяется. [ 5 ]

Маймонид и Шулхан Арух пишут, что Баало Б'ир объясняется тем, что «на ней навис страх ее мужа». Это не подразумевает конкретный страх, что ее муж неожиданно войдет, а скорее то, что она чувствует естественную сдержанность, зная, что ее муж рядом. Вследствие этого она может находиться в йихуде с другим мужчиной в большом городе, например Лондоне или Нью-Йорке, где вероятность его внезапного появления не существует. Согласно этой интерпретации, разрешение ее мужа также не подрывает снисходительность. Раши интерпретирует Баало Бир как намек на конкретный страх перед внезапным разоблачением. То же самое делает и раввин Моше Файнштейн , который, следовательно, правит более строго. [ 4 ] Другой спорный вопрос заключается в том, следует ли рассматривать города, сросшиеся в единую территорию, как один город. Раввин Шломо Залман Ауэрбах утверждает, что, если жена находится в Рамат-Гане , а муж в Тель-Авиве, он все равно считается «в городе». Поскольку между этими городами нет значительных необитаемых территорий, с галахической точки зрения они определяются как один город. [ 5 ]

Песах Посуах – открытая дверь

[ редактировать ]
Дверь считается открытой, пока она не заперта, а запрет ихуда обойден.

Йихуду становится легче, когда дверь открыта. Этот принцип известен как песах пасуах лирешус харабим (буквально «открытая дверь в общественное достояние»). Шулхан Арух гласит: «Если дверь открыта для общественного достояния, йичуд не беспокоит». [ 8 ] Это постановление интерпретировалось и расширялось по-разному: 1. дверь фактически открыта. [ 9 ] 2. когда дверь закрыта, но не заперта 3. тогда дверь заперта, но кто-то с ключом может войти в любое время 4. дверь заперта, но существует разумная вероятность того, что люди могут постучать в дверь и ожидайте ответа (по мнению Моше Файнштейна). Уединение женщины с другим мужчиной также оправдано, когда люди снаружи могут видеть через окно, что происходит внутри дома. Однако в случае тесной, давней дружбы между мужчиной и женщиной ожидается более строгое поведение. [ 6 ] Снисходительность обычно не применяется поздно ночью, поскольку вероятность того, что люди придут неожиданно, мала или вообще отсутствует. [ 8 ]

Шомрим - охранники

[ редактировать ]

Йихуда можно обойти присутствием других лиц ( шомрим, охранников или сопровождающих ), которые будут контролировать поведение человека. Как правило, еврейские мужчины, соблюдающие Тору, квалифицируются как шомрим . Родственницами женского пола, разрешающими йихуд, являются: мать мужчины; его дочь или внучка; его сестра; его бабушка; и свекровь, невестка и невестка женщины. Дети в возрасте 6–9 лет также имеют право на участие. [ 8 ]

Женщина может уединиться с мужчиной, если присутствует еще один или несколько мужчин.

Хотя йичуд с женщиной и двумя и более мужчинами, по мнению большинства поским, разрешен в дневное и вечернее время, в ночное время для сна требуется присутствие не менее трех мужчин. То же самое касается ситуаций, когда вместо взрослых присутствуют дети. [ 6 ] Сефардские евреи требуют присутствия жены одного из мужчин, чтобы женщина могла уединиться с ними. [ 7 ]

Однако Шулхан Арух вслед за Маймонидом постановил, что йичуд с одной женщиной запрещен даже со многими мужчинами. Разногласия основаны на отрывке из Гемары , в котором говорится, что разрешение двум мужчинам уединяться с одной женщиной распространяется только на кошерных людей, и рассказывается история, когда два ахаронима встретили женщину в укромном месте, и один из них предпочел уйти, поскольку, возможно, только цадики считаются кошерными. Ниссим Жеронский считал это чрезмерной строгостью и считал, что обычных людей считают кошерными. Моисей Иссерлес придерживается этой точки зрения и утверждает, что йичуд с одной женщиной и несколькими мужчинами запрещен только для беспорядочных людей. [ 10 ]

По словам Раши, йичуд разрешен, когда присутствуют как минимум три женщины, но большинство поским следуют Маймониду, который постановил, что никакое количество присутствующих женщин не может обойти запрет йичуд . Многие поским разрешают йихуд в присутствии бабушки, матери, дочери, внучки или сестры мужчины [старше семи лет], но не принимают дочь, внучку или сестру женщины. [ 6 ] Авраам Данциг пишет, что запрет одному мужчине уединяться с двумя женщинами является только раввинским, тогда как закон Торы запрещает мужчине уединяться только с одной женщиной. [ 4 ]

Есть множество других исключений; в этой статье представлена ​​точка зрения харедим.

Братья и сестры

[ редактировать ]

Предпочтительно, чтобы в одной комнате не спали брат и сестра, достигшие шестилетнего возраста. [ 11 ] Ихуд между братом и сестрой, достигшими возраста Бар и Бат-мицвы, считается подходящим на короткий срок, но не тогда, когда их родители отсутствуют в течение длительного периода времени. Существуют различные мнения о продолжительности разрешенного ихуда . Некоторые поским допускают только до трех ночей; другие позволяют до тридцати дней. Если брат и сестра живут отдельно и один из них приезжает навестить другого, йичуд разрешен при условии, что они не остаются дольше, чем обычное пребывание гостя в доме (при этом учитываются такие обстоятельства, как расстояние от их проживания). Однако, когда брат или сестра переезжают на постоянное место жительства, йичуд запрещается даже на один день. [ 7 ] [ 12 ]

Биологические дети

[ редактировать ]

Ихуд с биологическими детьми полностью разрешен. Гемара объясняет , что молитвы Великого Собрания побудили Бога ограничить ецер хара в отношении инцеста, поэтому нет необходимости в запрете, когда речь идет о биологических родителях и детях. [ 12 ]

Приемные дети

[ редактировать ]
Ихуд с собственными детьми является законным, но если они усыновлены, применяются ограничения. Живопись XVIII века.

разделились Мнения среди поским по поводу йихуда между приемными родителями и их детьми противоположного пола, усыновленными в очень юном возрасте. Раввины Моше Файнштейн , Элиэзер Вальденберг , Хаим Давид Ха-Леви и Наум Рабинович постановили, что приемным родителям разрешено заниматься йихуд со своими приемными детьми, поскольку сексуальное влечение обычно не возникает в таких ситуациях. Файнштейн, однако, ограничивает разрешение ситуациями, когда оба усыновителя живы и состоят в браке друг с другом, а Вальденберг разрешает йичуд только в том случае, если девочка была усыновлена ​​до трех лет, а мальчик был усыновлен до девяти лет. Овадия Йосеф в целом снисходительно относится к этому вопросу, хотя и считает, что предпочтительнее усыновить девочку, чтобы жена, которая большую часть времени находится дома, могла предотвратить возникновение йихуда с мужем.

Снисходительная точка зрения категорически отвергается другими, особенно в иудаизме харедим . Менахем Мендель Шнеерсон энергично утверждал, что йичуд запрещен в ситуации усыновления. Он настаивает, что это был обычный обычай в предыдущих поколениях. Дов Бериш Вайденфельд , Яаков Исраэль Каниевский , Эзра Эттия, Аврохом Йешая Карелиц и Шмуэль Вознер . Такую же позицию занимают [ 12 ]

Неженатые пары

[ редактировать ]

Мужчина и женщина, состоящие в браке, не могут жить вместе, если в одном доме не находятся другие люди и дверь не заперта. Оставить дверь слегка приоткрытой – это похвально. Они не могут оставаться вместе даже на временной основе, например, в отеле. [ 7 ] [ 11 ] По мнению некоторых поским, сон в одном доме, если присутствуют другие члены семьи, не нарушает законов йичуд , но его следует избегать по соображениям тцниут . [ 11 ] Другие, в том числе Моисей Иссерлес и Иосиф Соловейчик , однако, не согласны с этим и не разрешают спать в доме своих будущих родственников. [ 5 ]

Хотя смешение мужчин и женщин не нарушает запрета ихуда , его, тем не менее, следует избегать, даже если это делается с целью выполнения мицвы. [ 7 ] [ 13 ] Независимо от того, состоится йхуд или нет, отношения между девушкой и парнем запрещены, поскольку свидания, согласно Галахе, не должны служить другим целям, кроме поиска подходящего партнера по браку. [ 14 ] Несмотря на вышесказанное, некоторые могут считать современные отношения парня и девушки аналогом отношений пилегеш .

Присмотр за детьми и уход за ними

[ редактировать ]
Посещение кабинета врача или стоматолога должно происходить в обычные часы приема, когда люди могут войти неожиданно.

Если это не собственный ребенок, внук или брат или сестра, женщина старше 12 лет не должна присматривать за мальчиком 9 лет и старше, а мужчина старше 13 лет не должен присматривать за девочкой 3 лет и старше. Запрет йихуд делает проблематичными некоторые естественные решения, например, когда девочка-подросток, которая могла бы присматривать за сыном своей сестры, должна рассмотреть возможность попасть в йичуд со своим зятем. Ситуацию можно обойти, пригласив еще одного мальчика или девочку 6–9 лет, а при отсутствии таких детей дать ключ соседям и попросить их зайти неожиданно. [ 15 ] [ 16 ] Если отец одинок или его жена отсутствует, и он нанимает няню-женщину, он должен позаботиться о том, чтобы не входить в дом до того, как няня уйдет, если только там нет шомрим; или же, по крайней мере, ему следует оставить дверь открытой. [ 15 ]

Посещение кабинета врача разрешено в обычные часы работы, когда люди могут войти неожиданно. В противном случае необходим шомер. Смертельная опасность всегда преобладает над законами йичуд , хотя есть авторитеты, которые с этим не согласны. [ 5 ] [ 17 ] С другой стороны, серьезная болезнь не отменяет запрета йихуд . Исключение составляет, по словам Моше Файнштейна, пациент-мужчина, которому поставили диагноз «импотент», но в этом случае марит айин требует осторожности. Совершеннолетний иждивенец, нуждающийся в уходе, должен взять на себя опекуна того же пола. Это относится и к очень старым мужчинам. [ 17 ] В дневное время домработница противоположного пола и медицинский персонал могут прийти, если дверь не заперта или у соседей есть ключ, и их время от времени просят войти без предупреждения. [ 7 ] Некоторые поским снисходительны, когда дело касается взаимодействия врача с пациентами, поскольку он якобы поглощен своей работой и вряд ли будет думать о греховных мыслях. Они ссылаются на Гемару, которая применяет это рассуждение, чтобы позволить профессионалу спаривать животных, хотя в противном случае наблюдать за спариванием животных запрещено. [ 5 ]

Предпочтительнее использовать терапевтов того же пола, но когда нет никого, столь же квалифицированного, как терапевт противоположного пола, есть зеленый свет, пока снисходительные меры йихуд действуют . Поскольку у клиента складываются близкие отношения с терапевтом, Баалох Бир не в счет. [ 17 ]

Транспорт

[ редактировать ]
Ситуации ихуд могут возникнуть, если из автобуса или такси вышли другие пассажиры, а женщина осталась с водителем наедине.

Два неродственных человека разного пола могут вместе путешествовать в транспортном средстве в пределах района, но им не следует вместе совершать поездки за город, особенно если они едут в район, где они никому не известны и где они не будут возможность вернуться в тот же день. Из соображений цниут женщине лучше сидеть сзади, если за рулем мужчина (или наоборот), а вступать в продолжительный разговор не желательно. [ 18 ]

Если женщина едет в автобусе или такси, а остальные пассажиры выходят, оставляя ее наедине с водителем, ей следует покинуть транспортное средство, за исключением случаев, когда они едут там, где есть прохожие или постоянный поток транспорта. [ 18 ] В автобусе, поезде или самолете разрешено сидеть рядом с представителем противоположного пола, но многие ортодоксальные евреи соблюдают строгие правила , чтобы избежать этого из-за законов негия и цниут. [ 19 ] По мнению большинства поским , нет никаких ограничений на кратковременное уединение вместе во временном помещении, например, в лифте. Поскольку лифты постоянно забиты, всегда есть вероятность, что кто-нибудь может войти без предупреждения. [ 20 ]

Если место можно осмотреть снаружи, йихуд не вызывает беспокойства .

В служебных помещениях мужчина и женщина могут находиться вместе в деловых целях при условии, что место, где они находятся, может быть осмотрено со стороны. В противном случае дверь придется отпереть или позволить неожиданно войти людям с ключом. Это также применимо, если у них есть отдельные комнаты в одном офисе. Тесные рабочие отношения исключают возможность полагаться исключительно на Баало Б'ира. Мужчина может временно уединиться с тремя женщинами, но не на основании постоянных отношений. Двум мужчинам, которые являются пруцимами (не соблюдают законы цниуса), не разрешается работать с двумя женщинами. Женщина также не может работать вместе с тремя мужчинами-неевреями. [ 21 ]

Учитель-мужчина должен следить за тем, чтобы он не слишком фамильярно относился к девочкам. Одинокий учитель-мужчина не должен обучать маленьких детей любого пола, поскольку он может общаться с их матерями, когда они приходят за детьми. Однако в школах с большим количеством сотрудников можно быть снисходительным, и некоторые поским придерживаются позиции, что эта галаха применима только к ситуациям, когда обучение происходит в частном доме учителя. [ 3 ] [ 21 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Авраам П. Блох, Библейские и исторические предпосылки еврейских обычаев и церемоний (KTAV Publishing House, Inc., 1980), стр. 32.
  2. ^ Кидушин 80б.
  3. ^ Перейти обратно: а б с Раввин Н.Д. Дубов: Исходный материал: Получение необходимой информации для понимания законов Законы Ихуда: дозволенность и запрет в отношении уединения мужчины и женщины . Нью-Йорк, 2006 г., Сичос на английском языке.
  4. ^ Перейти обратно: а б с д и Раввин Иеошуа Пфеффер: Шофтим: Галахос уединения (1) Тора и Хора , Рее 5771 (2011).
  5. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Раввин Говард Джахтер : Йихуд - Часть вторая Галахические файлы раввина Джахтера, том 12, № 7. 18 кислева 5763/23 ноября 2002 г.
  6. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Раввин Дониэль Нойштадт: Хилхос Ихуд: Постановления Харава М. Файнштейна, Еженедельная Галаха (1997) torah.org.
  7. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Раввин Н.Д. Дубов: Ихуд — что, где и с кем Законы Ихуд: дозволенность и запрет на уединение мужчины и женщины . Глава 1. Нью-Йорк, 2006 г., Сичос на английском языке.
  8. ^ Перейти обратно: а б с Иеошуа Пфеффер: Шофтим: Галахос уединения (2) Тора и Хора , Шофетим 5771 (2011).
  9. ^ Питчей Тешува 22:8 со ссылкой на Бейт Меир и раввина Акиву Эйгера (ответ 100)
  10. ^ Рав Офер Ливнат: Хемдат ха-Даф Хайоми: Запрет Йихуда eretzhemdah.org, 3 тишрея 5771/11 сентября,
  11. ^ Перейти обратно: а б с Раввин Н.Д. Дубов: Будьте осторожны с йхудом Законы йхуда: дозволенность и запрет в отношении уединения мужчины и женщины . Глава 11. Нью-Йорк, 2006 г., Сичос на английском языке.
  12. ^ Перейти обратно: а б с Раввин Говард Джахтер : Ихуд - Часть первая. Архивировано 2 июля 2013 г. в Wayback Machine. Файлы Галахи раввина Джахтера, том 12, № 6. 11 кислева 5763 / 6 ноября 2002 г.
  13. ^ Социальное смешение полов, 5 Тевет 5774/8 декабря 2013 г.
  14. ^ Мордехай Бехер и Моше Ньюман: После возвращения: поддержание хороших семейных отношений и адаптация к новому образу жизни - практическое галахическое руководство для новых наблюдателей с. 103. Издательство Фельдхайм, 1994.
  15. ^ Перейти обратно: а б Раввин Н.Д. Дубов: Присмотр за детьми. Законы йхуда: дозволенность и запрет в отношении уединения мужчины и женщины . Глава 9. Нью-Йорк, 2006 г., Сичос на английском языке.
  16. Раввин Н.Д. Дубов: «Ишто Мешамросо» — его охраняет жена Законы Ихуда: дозволенность и запрет в отношении уединения мужчины и женщины . Глава 4. Нью-Йорк, 2006 г., Сичос на английском языке.
  17. ^ Перейти обратно: а б с Раввин Н.Д. Дубов: Медицинский персонал Законы Ихуда: дозволенность и запрет в отношении изоляции мужчины и женщины . Глава 10. Нью-Йорк, 2006 г., Сичос на английском языке.
  18. ^ Перейти обратно: а б Раввин Н.Д. Дубов: Транспорт. Законы Ихуда: дозволенность и запрет в отношении уединения мужчины и женщины . Глава 7. Нью-Йорк, 2006 г., Сичос на английском языке.
  19. ^ Раввин Ари Энкин: Рецензия на книгу: Рекомендации – Вопросы и ответы о законах Ихуда Обзор раввина Элозора Барклая и раввина Ицхака Йегера: Рекомендации – Вопросы и ответы о законах Ихуда , Менуча. Torahmusings.com, 18 июня 2013 г.
  20. ^ Раввин Н.Д. Дубов: Распространенные ситуации Ихуда Законы Ихуда: дозволенность и запрет в отношении уединения мужчины и женщины . Глава 6. Нью-Йорк, 2006 г., Сичос на английском языке.
  21. ^ Перейти обратно: а б Раввин Н.Д. Дубов: Ихуд в действии Законы Ихуда: дозволенность и запрет в отношении уединения мужчины и женщины . Глава 8. Нью-Йорк, 2006 г., Сичос на английском языке.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ea4c7633c3c02285d1b2c6ee4c22ddbf__1716436560
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ea/bf/ea4c7633c3c02285d1b2c6ee4c22ddbf.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Yichud - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)