Jump to content

Пикуах нефеш

Пикуах нефеш ( иврит : פיקוח נפש ), что означает «спасение души» или «спасение жизни», — это принцип Галахи (еврейского закона), согласно которому сохранение человеческой жизни преобладает практически над любыми другими религиозными правилами иудаизма . В случае, если человеку грозит критическая опасность, большинство мицвот становятся неприменимыми, если они будут препятствовать возможности спасти себя или кого-то другого. [ 1 ] Однако есть определенные исключения; некоторые правила и заповеди нельзя нарушать ни при каких обстоятельствах и поэтому могут потребовать акта самопожертвования .

Происхождение и интерпретация

[ редактировать ]

Библейский источник

[ редактировать ]

Тора Господь в книге Левит 18:5 просто утверждает: «Соблюдайте Мои постановления и Мои законы, которые человек должен исполнять и жить по ним. Я » . [ 2 ]

В Иезекииля 20:11 говорится следующее: «И Я дал им постановления Мои и показал им законы Мои, которые, если человек будет исполнять, он даже будет жить в них».

Талмудическая дискуссия

[ редактировать ]

В Талмуде (Йома 85б) Самуил из Нехардеи истолковал приведенные выше стихи как подразумевающие: «Живи по ним [постановлениям и законам Бога] и не умирай из-за них». [ 3 ] Интерпретация Шмуэля, которая считается канонической в ​​раввинистическом иудаизме, заключается в том, что евреи должны жить по еврейскому закону до тех пор, пока это не ставит под угрозу их жизнь, но не должны умирать из-за этого (за исключением узких обстоятельств, указанных в других местах). Шмуэль безоговорочно отвергает альтернативную интерпретацию: «Живи ими и умри ими».

Талмуд рассматривает ряд случаев как примеры того, как предписанные Библией законы можно игнорировать ради спасения человеческой жизни. ( Б. , Йома 84б) Все эти примеры относятся к субботним запретам: спасение ребенка из моря, разрушение стены обрушившейся на ребенка, вылом двери, которая вот-вот закроется перед младенцем, и тушение огня , чтобы спасти жизнь. Фраза «пикуах нефеш», по-видимому, происходит из этого контекста. [ 4 ]

В Мишне обсуждается, когда разрешено прерывать пост в Йом Кипур : «Если человека охватывает ненасытный голод, ему можно дать есть даже нечистую пищу, пока его глаза не просветлеют». В Йоме показано несколько других примеров, в том числе кормление одним лекарством и спасение от оползня. [ 5 ]

Рисование линии

[ редактировать ]

Принцип пикуах нефеш имеет ограничения. Человек, чью жизнь необходимо спасти, должен быть конкретным, идентифицируемым человеком, а не абстрактным или потенциальным бенефициаром. [ 6 ] Другой вопрос, что представляет собой опасную для жизни ситуацию. Некоторые ситуации явно опасны для жизни, например, когда человек умирает от болезни и умрет без медицинского вмешательства, или тот, кто тонет и не сможет выбраться из воды без помощи другого человека. В других ситуациях может быть неясно, действительно ли жизнь находится в опасности. Например, если человек чувствует «сильную боль», это может быть очень неудобно, но неясно, может ли это привести к смерти. Всегда считается предпочтительнее проявить осторожность (т. е. «нарушить» еврейские законы), даже если впоследствии это окажется излишним. [ 7 ]

Неопределенность

[ редактировать ]

Если невозможно установить, является ли ситуация опасной для жизни, ситуация должна считаться опасной для жизни, пока не будет доказано обратное, что позволяет принять меры. Крайне важно, чтобы, если кто-то считает, что жизнь может быть в опасности, а секунды могут считаться, чтобы вовлеченные лица не откладывали оказание помощи жертве из-за страха нарушить Галаху или для того, чтобы определить, допустимо ли такое нарушение согласно Галахе. . Если кто-то предпринимает действия в нарушение Галахи , чтобы спасти жизнь, когда считает, что ситуация опасна для жизни, но позже узнает, что никакой угрозы человеческой жизни не было, он не согрешил и не должен чувствовать себя виноватым из-за того, что совершил такое преступление. ошибка. [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ]

Кто должен помочь

[ редактировать ]

В опасной для жизни ситуации необходимо, когда это возможно, чтобы наиболее квалифицированные специалисты могли оказать всю необходимую помощь в любой момент ситуации. Однако, когда счет идет на секунды, не должно быть никаких задержек в определении того, кто более квалифицирован. [ 11 ]

Если есть выбор между двумя евреями и времени на принятие решения явно предостаточно, предпочтительнее, чтобы галаху нарушил более наблюдательный еврей . [ нужна ссылка ] Это показывает важность нарушения Галахи , когда на кону стоит жизнь, и что менее соблюдающим евреям не разрешается служить цели нарушения Галахи , чтобы избежать того, чтобы более соблюдающие евреи делали это.

Если есть выбор между евреем и неевреем, имеющими одинаковую квалификацию, и ситуация не является срочной, предпочтительно, чтобы нееврей оказал помощь (за заметным исключением родов, чтобы обеспечить больше комфорта). [ 12 ]

Донорство органов

[ редактировать ]

По мнению некоторых галахических правителей, донорство органов в еврейском законе является классическим примером обязательства нарушить заповедь из-за пикуах нефеш. Спасение жизни может отменить запрет на осквернение трупа. Однако из-за ограничения, заключающегося в том, что конкретная жизнь должна находиться в опасности, обычно необходимо идентифицировать конкретного реципиента органа до того, как орган будет удален. Извлечение органов в банки органов для возможного использования в будущем, как правило, запрещено всеми поским ортодоксального иудаизма . [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ]

Медикамент

[ редактировать ]

Заместительная терапия ферментами поджелудочной железы представляет собой смесь ферментов поджелудочной железы, полученную из свиней, которую принимают в качестве перорального препарата пациенты с определенными заболеваниями поджелудочной железы, которые вызывают экзокринную недостаточность поджелудочной железы . К ним относятся муковисцидоз , хронический панкреатит , рак поджелудочной железы и последствия хирургического удаления поджелудочной железы . Еврейские деятели, такие как главный раввин Объединенной еврейской конгрегации, постановили, что пациентам-евреям разрешено принимать эти лекарства, если нет подходящей альтернативы. [ 19 ]

Шаббат и праздники

[ редактировать ]

Законы о Шабате и еврейских праздниках могут быть приостановлены в целях пикуах нефеш. Самый ранний известный пример этого имел место в 167 г. до н.э., когда Маттафий и Хасмонеи заявили, что их последователям разрешено сражаться в субботу, чтобы защитить себя от нападения. Разрешено путешествовать, чтобы спасти жизнь другого, а тяжелобольным пациентам может быть оказана медицинская помощь (см. « Вождение автомобиля в субботу »). По словам Моше Файнштейна , разрешено сопровождать роженицу в больницу, поскольку Талмуд особенно заботится о здоровье в отношении беременности и родов. [ 20 ] Законы Шаббата также могут быть нарушены для женщины, родившей ребенка в последние три дня, чтобы убедиться, что она чувствует себя комфортно и здорова. [ 20 ]

В субботу разрешается отвезти женщину в больницу для родов, поскольку без медицинского наблюдения роды могут быть опасны для жизни. Аналогично, можно подписать форму согласия на операцию в субботу, если в противном случае операция будет отложена. [ 20 ]

Если близкого родственника доставляют в больницу в экстренных случаях во время Шаббата, ему разрешается водить машину или подвезти его до больницы, чтобы составить компанию своему родственнику в больнице, поскольку это может спасти жизнь. В больнице также может потребоваться подписать формы согласия, потенциально спасающие жизнь. [ 21 ]

Если известно или предполагается, что требуется неотложная медицинская помощь, требующая телефонного звонка, а не перевозки в автомобиле, можно использовать телефон. Если ситуация имеет меньший уровень срочности, трубку следует снять и нажать кнопки шинуй или необычным способом (например, с помощью локтя, костяшек пальцев или карандаша). Если заинтересованное лицо ожидает, что ему перезвонят для решения проблемы, ответ на телефонный звонок разрешен, и если другое не вовлеченное лицо сделало звонок, вовлеченное лицо должно заявить, например, что оно ожидает звонка от доктор. [ 22 ]

Шаббатные лифты

), разрешено Тому, чья профессия заключается в спасении жизней (например, врачу , медсестре или специалисту скорой медицинской помощи работать в субботу, чтобы спасать жизни. Даже такому специалисту разрешено использовать телефон или пейджер для оповещения о необходимости действий по спасению жизни или для передачи информации по спасению жизни, или путешествовать любыми необходимыми средствами к месту, где может быть совершено действие по спасению жизни. будет выполнено. [ 23 ] В некоторых больницах, таких как больница Маунт-Синай , есть специальный субботний лифт , которым сотрудники и посетители могут пользоваться в эти дни; Лифты автоматически останавливаются на каждом этаже, так что наблюдателям не нужно нажимать кнопку этажа, что было бы работой. [ 24 ]

Человеку не разрешается работать в субботу из-за экономических трудностей, какими бы тяжелыми ни были обстоятельства. [ 25 ]

Некошерная еда

[ редактировать ]

Некошерную пищу можно есть при следующих обстоятельствах: [ 26 ]

  • Если человеку не доступна кошерная пища, и отказ от употребления некошерной пищи может привести к голодной смерти.
  • Если некошерный продукт питания необходим специально для лечения болезни

При необходимости для выздоровления больной может употреблять некошерную пищу . В Вавилонском Талмуде , глава 82а Трактата Йома, упоминается тяга беременных к некошерной пище (в этом отрывке обсуждается беременная женщина, которая жаждет свинины в Йом Кипур ) как парадигматический пример предполагаемой опасной для жизни ситуации, когда человеку разрешается есть. некошерная пища (и ее разрешено есть в Йом Кипур).

В Йом Кипур желательно прерывать пост только в том случае, если врач посоветовал не поститься, а затем проконсультироваться с раввином по поводу совета врача. Общая практика состоит в том, чтобы есть ровно столько, сколько необходимо для удовлетворения своих потребностей. Если врач посоветовал человеку не поститься, но он не может проконсультироваться с раввином, ему следует питаться в соответствии с советом врача. [ 5 ]

Если кто-то чувствует, что у него могут быть проблемы со здоровьем, которые могут усугубиться постом, но нет врачей или раввинов, которые могли бы дать совет, ему следует руководствоваться собственным суждением, и ему разрешается воздерживаться от поста. В таких случаях нельзя откладывать прием пищи, чтобы поговорить с соответствующим авторитетом, или чувствовать вину за прием пищи в такой ситуации. [ 5 ]

Тот, кто должен есть в Йом Кипур, должен есть ровно столько, сколько необходимо, чтобы не ухудшить состояние здоровья. Пост, насколько это возможно, имеет приоритет над молитвой (поэтому не следует есть больше только для того, чтобы иметь возможность посещать синагогу или молиться с большей концентрацией). Все благословения, которые обычно произносятся до и после еды, произносятся как обычно. [ 5 ]

К постам, отличным от Йом Кипура, относятся более снисходительно. Каждому, кто чувствует себя неспособным поститься, разрешается прервать пост без консультации с врачом или раввином. [ 5 ]

Во время всех постов тому, кто по какой-либо причине принимает лекарство, разрешается использовать пищу или воду по мере необходимости, чтобы облегчить прием лекарства. Если в лекарстве есть инструкции по употреблению еды или напитков вместе с лекарством, человеку не разрешается поститься, и ему не нужно дополнительно консультироваться с врачом или раввином. [ 5 ]

Человек, у которого во время голодания наблюдается сильное обезвоживание, должен потреблять достаточное количество жидкости, чтобы восстановить нормальный уровень гидратации организма.

Ожидание подходящего времени, чтобы поесть

[ редактировать ]

Раввинский закон запрещает есть в определенное время даже в непостные дни, например, перед ежедневной утренней молитвой, перед чтением кидуша в Шабат или Йом Тов, а также между окончанием Шаббата и Авдаллой . В частности, эти законы должны строго соблюдаться взрослыми мужчинами и взрослыми женщинами, которые не беременны и не кормят грудью. Хотя оптимально переждать эти более короткие периоды времени, а не есть, даже для тех, чье состояние здоровья требует частого приема пищи, есть исключения: [ нужна ссылка ]

  • Беременная женщина или женщина, кормящая грудью ребенка, у которого есть тяга к еде, должна есть без промедления. Ко всем остальным женщинам и мальчикам, еще не достигшим возраста бар-мицвы, эти законы относятся более снисходительно.
  • Тот, кто должен принять лекарство в определенное время, может употреблять любую еду или питье, необходимые для приема лекарства или которые необходимо есть вместе с лекарством. [ 5 ]
  • Человек с сильным обезвоживанием может потреблять жидкости по мере необходимости, чтобы восстановить нормальный уровень гидратации организма.
  • Человек, у которого нет сил выполнять необходимое служение без питания, может съесть минимальное количество, необходимое для совершения служения с каваной .

Исключения

[ редактировать ]

Есть некоторые еврейские законы, которые нельзя нарушать, даже когда жизнь в опасности. В этих случаях необходимо принести в жертву жизнь, а не нарушить Галаху. К ним относятся:

Идолопоклонство

[ редактировать ]

Идолопоклонство в иудаизме , известное как Авода Зара (עבודה זרה, букв. « странное/иностранное поклонение »), включает не только идолопоклонство, но и любые попытки визуально изобразить Бога . [ 27 ] Известный пример этого можно найти в талмудическом описании Ханны и ее семи сыновей , в котором говорится, что семья приняла мученическую смерть , чтобы избежать поклонения идолам. [ 28 ] Несмотря на строгий запрет, раввинские комментарии делают исключения для евреев, вынужденных отказаться от иудаизма или выросших без достаточных знаний о нем .

Запрещенные сексуальные отношения

[ редактировать ]

Запрещенные сексуальные действия нельзя совершать, даже если это необходимо для спасения жизни. Эти действия включают в себя: [ 29 ]

Хотя межконфессиональные браки не разрешены в ортодоксальном иудаизме , даже в случае пикуах нефеш , брак Эстер с царем Персии не считается грехом, поскольку она оставалась пассивной и рисковала своей жизнью, чтобы спасти жизнь всего еврейского народа. [ 30 ]

Убийство

[ редактировать ]

Любое действие, которое умышленно приводит к смерти другого человека (считается актом убийства), которое причиняет вред человеку, так что вероятность смерти от травм высока, или которое иным образом создает опасную ситуацию, которая, весьма вероятно, поставит человека или больше жизней под угрозой, не допускается для сохранения жизни. Запрещенные примеры: [ 31 ]

  • Извлечение органов из тела заведомо живого человека
  • Живое донорство органов, при котором риск смерти донора чрезвычайно высок. Если риск низкий, донорство разрешено.
  • Ехать на очень высокой скорости, чтобы добраться до больницы, если авария с невиновным автомобилистом практически гарантирована.

Исключения из правила против убийства

[ редактировать ]

Исключением, при котором допускается убийство другого человека, является случай родефа ( агрессора), которого можно убить в целях спасения жизни себя или другого человека. Это разрешает убийства во время войны и убийства в целях самообороны или для спасения другого человека от агрессора в иудаизме. По еврейскому закону аборт также разрешен, если неродившийся плод подвергает опасности жизнь матери, поскольку в этом случае плод считается родефом . Утверждение «родеф» также используется для разрешения разделения сиамских близнецов , когда существует вероятность или даже уверенность в том, что один из них умрет в результате операции, если это необходимо для спасения другого. [ 6 ]

Жизнь за жизнь

[ редактировать ]

Хотя человеку не разрешается автоматически отдавать свою жизнь, чтобы спасти жизнь другого (акт самоубийства , запрещенный еврейским законом ), человек может рисковать своей жизнью, чтобы спасти жизнь другого. Однако запрещено подвергать свою жизнь большему риску, чем уже подвергается другой человек.

Нельзя подвергать жизнь другого человека опасности, особенно против его воли, чтобы спасти свою жизнь или жизнь другого человека.

Ученые уже давно задаются вопросом, разрешено ли воровство ради спасения жизни. Большинство пришли к выводу, что кража средств к существованию у бедного человека запрещена при обстоятельствах, угрожающих жизни, поскольку жизнь бедного человека, который теряет даже небольшую часть своего существования, считается находящейся под угрозой. Кроме того, строго запрещено ведение бизнеса или аналогичная операция, которая намеренно лишает бедных людей всего или какой-либо их части средств к существованию, даже ради спасения жизни. Ограбление или мошенничество крупного бизнеса, организации или правительства запрещено, если в результате потери этих средств предприятием, организацией или правительством пострадают бедные слои населения. Если предприятие терпит потерю денег из-за мошенничества или кражи, оно может переложить убытки на клиентов, подняв цены, и в результате бедным, возможно, придется тратить больше. Правительство, если его обмануть, может поднять налоги даже для бедных или сократить услуги, от которых бедные получают выгоду.

Заповедь о спасении жизни может также иметь отношение к этическим аргументам в отношении пыток. [ 32 ]

Современные примеры

[ редактировать ]

Делегация ZAKA , спасательная команда, состоящая из мужчин -харедим , работала в Гаити столице Порт-о-Пренсе вскоре после землетрясения на Гаити в 2010 году . Они находили время для чтения субботних молитв и продолжали работать всю субботу. [ 33 ] [ 34 ]

«Мы сделали все, чтобы спасти жизни, несмотря на Шаббат. Люди спрашивали: «Почему вы здесь? Здесь нет евреев», но мы здесь, потому что Тора велит нам спасать жизни... Мы с гордостью оскверняем Шаббат.. ."

- Мати Гольдштейн, руководитель еврейской ЗАКА спасательной миссии после землетрясения на Гаити в 2010 году. [ 34 ]

Во время пандемии COVID-19 в 2020 году многие религиозные авторитеты поддержали концепцию социального дистанцирования , даже отвергнув требование молиться в миньяне и другие религиозные предписания посредством прямых трансляций. [ 35 ] [ 36 ] Различные конфессии иудаизма подошли к проблемам пандемии по-своему. Например, хотя многие ведущие православные авторитеты согласились с тем, что во избежание риска заболевания стоит пропустить личную службу, общины евреев- харедим и хасидов продолжали собираться в синагогах. [ 37 ]

См. также

[ редактировать ]
  • Право на самооборону
  • Шинуй , нетрадиционное выполнение обычно запрещенного действия, оправданное еврейским законом.
  • Такия , сокрытие или отрицание религиозных убеждений перед лицом преследований по исламскому праву.
  1. ^ Джордж Робинсон «Основной иудаизм: полное руководство по верованиям, обычаям и ритуалам» , 2001, стр. 100 «Например, как отмечалось в главе 2, принцип пикуах нефеш, то есть спасения жизни, имеет приоритет практически над всеми другими заповедями».
  2. Левит 18:5 на иврите «Кто создаёт их и живёт в них»
  3. ^ «Йома85б» . www.sefaria.org . Проверено 21 ноября 2019 г.
  4. ^ «Балашонский блог» . www.balashon.com . Проверено 24 марта 2023 г.
  5. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Эвен-Израиль, Адин. «Йома 83а» . Хабад.орг . Проверено 15 апреля 2022 г.
  6. ^ Перейти обратно: а б Поиск медицинских методов лечения: перспективы исследований в области трансплантации фетальных тканей . Типография правительства США. 1992. с. 115.
  7. ^ «Спасение жизней в субботу» . www.chabad.org . Проверено 29 августа 2016 г.
  8. Барри Л. Шварц Еврейские герои, Еврейские ценности: выполнение заповедей в современном мире, стр. 68, 1996 — 120 ПИКУАДЖ НЕФЕШ — МИЦВА СПАСЕНИЯ ЖИЗНИ «Спасение одной жизни — это все равно, что спасение целого мира».
  9. ^ Мел Бервин и Дженнифер Сартори, заставляющие нашу пустыню цвести: женщины, которые сделали американскую еврейскую историю 2004 - стр. 191 «Иудаизм ПИКУАХ НЕФЕШ ценит жизнь больше, чем что-либо еще. Нам приказано сохранять свою жизнь и жизнь от... потенциально смертельных наркотиков. .. в горящем здании или машине. Еврейская фраза «пикуах нефеш» означает «спасение жизни».
  10. ^ Джеймс М. Лебо, Стивен Гарфинкель Еврейские диетические законы: освящают жизнь 1983, стр. 112 - «Эти ситуации демонстрируют гибкость еврейского закона. Некоторые утверждают, что многочисленные случаи мученичества на протяжении всей еврейской истории, связанные с соблюдением кашрута , нарушают принцип сохранения в жизни были времена, когда..."
  11. ^ Фред Рознер, Дж. Дэвид Блайх, Менахем М. Брайер Еврейская биоэтика, стр. 289 - 2000 «В еврейской традиции ценность, с которой рассматривается человеческая жизнь, максимизируется далеко за пределы ценности, придаваемой человеку ... Мицва спасения жизни - это ни увеличиваться, ни уменьшаться в силу сохраненного качества жизни.
  12. ^ «Пикуах нефеш» . Еврейская виртуальная библиотека . Проверено 15 апреля 2022 г.
  13. ^ «HODS – Галахическое общество доноров органов» . Архивировано из оригинала 18 августа 2012 г. Проверено 26 декабря 2010 г.
  14. Голди Милгрэм « Живой еврейский жизненный цикл: как создать значимые еврейские обряды… 2009, стр. 209» «В наше время не завещать свои органы стало нарушением мицвы пикуа нефеш, «спасения жизни», основной еврейской заповеди. В любой момент времени в листе ожидания Объединения стоят более сорока тысяч человек...»
  15. ^ Аарон Левин Оксфордский справочник по иудаизму и экономике, 2010, стр. 330 «Однако не существует запрета, когда ранение наносится с конструктивной целью, и спасение жизни определенно соответствует… 44 См., например, С. Резников, «Поставка человеческих Части тела: взгляд на еврейское право», в DePaul Law Review 55…»
  16. ^ Ричард Бек, Дэвид Уорден. Религиоведение GCSE для AQA B: Правда, духовность и религия, 2002, стр. 29 - «Включено пожертвование роговицы, поскольку восстановление зрения человека рассматривается как операция по спасению жизни. Иудаизм не выступает против использование органов животных. В иудаизме спасение жизни имеет первостепенное значение...»
  17. ^ Стивен Дж. Голд - Йога и иудаизм , второе издание, 2009 г., стр. 150 «Я не знаю, будут ли ортодоксальные евреи сдавать кровь или нет. Конечно, неортодоксальные евреи сдают кровь. ... Есть два исключения из правила, согласно которому нарушение любой другой закон хорош, если он означает спасение жизни: вы не сможете спасти жизнь, если это означает...»
  18. ^ Фред Рознер Современные биомедицинские этические проблемы и еврейское право, 2007, стр. 149 «... и соглашается с ними, что разрешено получать плату за орган, потому что цель состоит в том, чтобы спасти жизнь реципиента, и все еврейские законы отложены для первоочередное соображение о спасении жизни.
  19. ^ Действие, Рак поджелудочной железы. «Заместительная терапия поджелудочной железы (ЗФРТ) | Перт рак поджелудочной железы» . Действия против рака поджелудочной железы . Проверено 03 июля 2024 г.
  20. ^ Перейти обратно: а б с Раввин Иеошуа Нойвирт . Шемират Шаббат Кехилхата . Иерусалим: Мехон Нишмат Аарон ве-Яаков, 1993.
  21. ^ Вайнер, Джейсон. «Руководство по традиционным еврейским обрядам в больнице» (PDF) . Больница общего профиля Норт-Йорка . Проверено 15 апреля 2022 г.
  22. ^ Кляйн, Цвика (25 февраля 2022 г.). «Украина: Религиозные евреи будут держать телефоны включенными и ездить в этот Шаббат» . «Джерузалем Пост» . Проверено 15 апреля 2022 г.
  23. ^ Браун, Йосси. «Спасение жизней в субботу» . Хабад.орг . Проверено 15 апреля 2022 г.
  24. ^ «Ресурсы для еврейских пациентов и посетителей» (PDF) . Медицинский центр Маунт-Синай . Проверено 15 апреля 2022 г.
  25. ^ Арлозоров, Мейрав (16 мая 2019 г.). «Шаббат обходится Израилю в миллиарды долларов каждый год» . Гаарец . Проверено 15 апреля 2022 г.
  26. ^ «Могут ли евреи есть некошерную пищу, если голодают?» . Чикагские еврейские новости . Проверено 15 апреля 2022 г.
  27. ^ «Что такое идолопоклонство?» .
  28. ^ Талмуд , б. Ты ушел 57b
  29. ^ «Обязано ли еврею умереть, а не ослушаться повеления Торы? - Chabad.org» .
  30. ^ Иегуда Шурпин: Как могла Эстер выйти замуж за короля-нееврея? , Хабад.орг .
  31. ^ Мосс, Арон. «Донорство органов в иудаизме» . Хабад.орг . Проверено 15 апреля 2022 г.
  32. ^ ГЛАВА 10 Пытки и Тора: защита достоинства и жизни в еврейском законе Мелисса Вайнтрауб с. 123 в изд. Джордж Хансингер Пытки – моральная проблема: христиане, евреи, мусульмане и люди… – 2008 г.
  33. ^ 8 сохранено во время «Шаббат из ада». Архивировано 19 января 2010 г. в Wayback Machine (17 января 2010 г.) в Израиле. Служба новостей инноваций 21c Проверено 18 января 2010 г.
  34. ^ Перейти обратно: а б Спасательная миссия ЗАКА на Гаити «гордо оскверняет Шаббат» Религиозная спасательная команда проводит субботнюю молитву с членами международных миссий в Порт-о-Пренсе. Проверено 22 января 2010 г.
  35. ^ «Обновленное руководство CJLS по коронавирусу (COVID-19)» .
  36. ^ «Многие синагоги не будут проводить публичные субботние службы в эти выходные» . 13 марта 2020 г.
  37. ^ Шварц, Эми (12 января 2021 г.). «Еврейское слово: Пикуах Нефеш» . Журнал «Момент» .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 9d8721238d491427fc05f72906cec5b4__1722627360
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/9d/b4/9d8721238d491427fc05f72906cec5b4.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Pikuach nefesh - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)