Донорство органов в еврейском законе
Некоторые фундаментальные вопросы еврейского права возникают в вопросах донорства органов. Донорство органа от живого человека для спасения жизни другого человека, при котором здоровье донора существенно не пострадает, [1] разрешено и поощряется еврейским законом. Донорство органа умершего человека также допускается с той же целью: для спасения жизни ( пикуах нефеш ). Однако эта простая постановка проблемы противоречит сложности определения смерти в еврейском законе. Таким образом, хотя существуют побочные вопросы, касающиеся нанесения увечий телу и т. д., основной проблемой, которая препятствует донорству органов у умерших среди евреев, во многих случаях является определение смерти просто потому, что отобрать у человека орган, поддерживающий жизнь. кто бы еще был жив, было бы убийством.
Поскольку в еврейском законодательстве донорство органов поднимает такие сложные вопросы, оно традиционно встречалось с некоторым скептицизмом. Как в ортодоксальном иудаизме , так и в неортодоксальном иудаизме большинство придерживается мнения, что донорство органов, безусловно, разрешено в случае необратимой остановки сердечного ритма. Многие раввины, такие как раввин Моше Тендлер, считают смертью ствола мозга (полагая, что этого мнения придерживается его тесть Моше Файнштейн ), при котором дыхание и сердечный ритм поддерживаются искусственно, смертью. [2] Однако другие раввины с этим не согласны.
Поскольку большинство органов должны быть пересажены до того, как сердце остановится, дебаты по поводу мозга продолжаются, несмотря на то, что по-прежнему существует оппозиция трансплантации до сердечной/респираторной смерти, есть несколько авторитетных источников, которые утверждают, что это разрешено, и это теперь официальная позиция Правительство Государства Израиль и его Главный раввинат . [3]
Соответствующие принципы еврейского закона
[ редактировать ]При рассмотрении дел о донорстве органов раввины применяют ряд еврейских принципов и учитывают прецеденты, касающиеся донора. В иудаизме разрешены почти все действия, направленные на спасение жизни другого человека, при условии, что риск смерти этого человека реален и немедленен ( пикуах нефеш ). Единственными недопустимыми действиями являются пролитие крови, запрещенные сексуальные отношения и идолопоклонство.
Если донор жив, он не может пожертвовать орган, если это будет сопряжено с риском его смерти, даже если это делается для спасения жизни другого человека. Однако если его здоровью не будет причинен ощутимый вред, он может это сделать, и некоторые даже утверждают, что он обязан. [1]
Определение смерти
[ редактировать ]Еще одна серьезная дискуссия вокруг донорства органов касается определения смерти. Если принятое определение смерти является «неправильным», удаление сердца у донора, который был признан мертвым по «неправильным» критериям, считается равносильным убийству. [4]
По мнению некоторых, еврейский закон определяет смерть как состояние полного и необратимого прекращения сердечно-дыхательной функции с последующим как минимум пятиминутным ожиданием, в течение которого она не восстанавливается (период времени зависит от обычаев). [1] Через пять минут приток крови к органам прекращается, и в это время, согласно некоторым раввинским мнениям, разрешается удаление органов для спасения жизни. Некоторые мнения определяют смерть исключительно как необратимую остановку дыхания, а некоторые определяют смерть как необратимую остановку сердцебиения, что является давним общепринятым мнением большинства. [4]
В 1968 году Гарвардский комитет принял решение о наборе критериев необратимой комы или смерти ствола мозга . [5] Что касается момента, когда человек считается мертвым в случае смерти ствола мозга от аппарата искусственной вентиляции легких, вызывающего сердцебиение, на сегодняшний день окончательного консенсуса среди галахических авторитетов не достигнуто. Однако все большее число ортодоксальных авторитетов принимают смерть ствола мозга с различной строгостью, что позволяет хирургам в полной мере воспользоваться преимуществами современных медицинских технологий при трансплантации органов умерших. [6] В частности, в 2008 году Израиль принял законы о донорстве органов при полной поддержке своего Главного раввината. [7]
Неизлечимо больные доноры
[ редактировать ]Еще одним вопросом донорства органов, касающимся донора, является запрет на прикосновение к животному . Госес — это галахическая категория , приписываемая людям, которые находятся в критическом состоянии и, как ожидается, умрут в течение короткого периода времени, обычно трех дней. Еврейский закон запрещает прикасаться к телу госы из опасения, что любое внезапное движение может ускорить наступление смерти. По этой причине может возникнуть нежелание проводить медицинское вмешательство (подготовку пациента к донорству органов) в отношении неминуемого умирающего пациента исключительно с целью подготовки его к донорству органов. [1]
Виды трансплантации органов и еврейское право
[ редактировать ]Искусственные органы
[ редактировать ]Трансплантация искусственных органов не представляет никаких проблем в еврейском законодательстве (за исключением трансплантации искусственного сердца), пока перспективы успеха превышают риски. Таким образом, нет никакого противоречия еврейскому закону против искусственных клапанов сердца, частей костей, суставов и использования диализа. [1] Трансплантация искусственного сердца недопустима согласно еврейскому закону из-за низкого уровня успеха и серьезных медицинских осложнений. [1] Медицинская наука еще не достигла того уровня, когда можно использовать искусственные органы или органы животных в качестве протокола трансплантации. [1]
Кровь и костный мозг
[ редактировать ]Согласно еврейскому закону, разрешено сдавать кровь и ткани костного мозга, поскольку опасности для донора практически нет, и эти ткани быстро регенерируют. [1]
Сердце
[ редактировать ]Для успешной трансплантации сердца и печени сердце донора должно еще биться. Существует важный вопрос определения момента смерти, чтобы разрешить трансплантацию сердца. Как уже говорилось, некоторые раввины запрещают удаление органа у пациента со смертью мозга, что делает невозможным проведение трансплантации сердца. Другие раввины признают критерий смерти ствола мозга и допускают трансплантацию органов, чтобы немедленно спасти жизнь. [8]
Почка
[ редактировать ]После донорства почки донор живет с одной почкой, и существует небольшой риск, связанный с операцией. Обязан ли человек в какой-либо степени подвергать опасности свою жизнь, чтобы спасти жизнь другого человека, который находится в критическом состоянии, является важнейшим вопросом в еврейских постановлениях. Поэтому существуют некоторые раввинские мнения, запрещающие донорство почек от живых доноров. Другие раввины допускают это как акт благочестия, а другие считают, что это обязательство не нарушать заповедь: «Не оставайся праздным перед кровью ближнего своего». [1]
Легкие
[ редактировать ]Трансплантация доли легкого не является распространенной у живых доноров, поскольку риск заболеваемости и смертности для донора считается чрезмерным. Чаще используются неживые донорские легкие. [1]
Кожа
[ редактировать ]Многие раввины, которые разрешают донорство органов для спасения жизней, расширяют это правило, чтобы позволить сохранять человеческую кожу трупов в банках кожи для будущего использования жертвам ожогов. [1]
Православная оппозиция
[ редактировать ]Харедим (ультраортодоксальные евреи) в Израиле выпустили карту, запрещающую донорство органов или «жизнь», которая призвана гарантировать, что органы не будут удалены у носителя после смерти мозга или смерти ствола мозга. В нем говорится: «Я не даю разрешения отобрать у меня ни при жизни, ни после смерти какой-либо орган или часть моего тела для каких-либо целей». [9] [10]
Многие лидеры харедим говорят, что они выступают против этого только при определенных обстоятельствах. [10] [11]
См. также
[ редактировать ]Источники
[ редактировать ]- Международное раввинское сообщество. Галахические реалии: Сборник очерков о донорстве органов . Зев Фарбер, изд. Иерусалим: Maggid Books 2017.
- Эллиот Н. Дорфф . Вопросы жизни и смерти: еврейский подход к современной медицинской этике . Филадельфия и Иерусалим: Еврейское издательское общество, 1998. стр. xix, 476. ISBN 0-8276-0647-8
- Якобовиц, Эммануил . 1959. Еврейская медицинская этика . Нью-Йорк: Издательство Блох. стр. 285–291
- Лау, Ю. «Продажа органов для трансплантации» (иврит), Техумин 18: 125–136, 1998 г.
- Джозеф Проузер. «Карта донорства органов и тканей» в книге Маклера, Аарона Л., изд. 2000. Ответственность за жизнь и смерть в еврейской биомедицинской этике . СТС.
- Рамирес, Энтони. «Медицина встречается с религией в дебатах о донорстве органов». The New York Times , 18 ноября 2006 г., Vol. 156 Выпуск 53767, с. Б2, (АН 23283799)
- Синклер, Дэниел . Еврейский биомедицинский закон . Оксфордский университет. Пресс, 2003 (Глава 6)
- Тверски, Абрахам, Майкл Голд и Уолтер Джейкоб . 1991. «Еврейские перспективы». стр. 187–98 в журнале «Новый урожай: пересадка тела и пожинание преимуществ » под редакцией К. Дона Кейса и Уолтера Э. Уиста. Клифтон, Нью-Джерси: Hurnana Press.
- Стивен Дж. Вербер. «Древние ответы на современные вопросы: смерть, умирание и трансплантация органов - взгляд на еврейское право», Журнал права и здоровья Кливлендского государственного университета , 1996/1997, т.11
- Коэн, Альфред. «Продажа или донорство человеческих органов». Журнал Галахи и современного общества, 2006.
- Финк, Реувен. «Галахические аспекты трансплантации органов». Журнал Галахи и современного общества, 1983.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Стейнберг, Авраам (2003). Энциклопедия еврейской медицинской этики . Иерусалим. Нью-Йорк: Издательство Фельдхайм.
- ^ «Иггрот Моше, Йоре Деа III: 132» , Сефария цитируется в Тендлер, Моше, Уход за критически больными, Хобокен, Нью-Джерси: Ктав, 1996.
- ^ Стюарт Эйн. «Отпор со стороны некоторых ортодоксальных раввинов по поводу решения о смерти мозга» . Еврейское телеграфное агентство .
- ^ Jump up to: а б См., например, http://www.chabad.org/library/article_cdo/aid/635401/jewish/Organ-Donation.htm , проверено в августе 2014 г.
- ^ Вербер, Стивен, Дж. (1996). «Древние ответы на современные вопросы: смерть, умирание и трансплантация органов: взгляд на еврейское право». Журнал «Право и здоровье » , 11 (1–2): 13–44. PMID 10176239 .
{{cite journal}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Веб-сайт Ematai (ранее Галахическое общество доноров органов): https://www.ematai.org/learn/organ-donation/time-of-death-and-posthumous-organ-donation/
- ↑ Веб-сайт Израильского национального центра трансплантации: www.itc.gov.il, проверено в августе 2014 г.
- ^ Ангел, Марк. «Смерть ствола мозга и донорство органов» . Институт еврейских идей и идеалов . Институт еврейских идей и идеалов . Проверено 12 января 2022 г.
- ^ «Харедим выпускают карты против доноров органов» . Гаарец . 1 сентября 2008 г.
- ^ Jump up to: а б «Может ли православная благотворительная организация помочь спасти жизни в церкви этого человека?» .
- ^ «Донорство почки в еврейском законе: свидетельство прогресса науки и медицинской Галахи» . 29 октября 2010 г.