Главный раввинат Израиля
Части этой статьи (те, что связаны с объяснением того, почему Лау и Йосеф до сих пор находятся на посту, когда срок полномочий составляет 10 лет и оба находятся на посту с 2013 года) нуждаются в обновлении . ( февраль 2024 г. ) |
В этой статье отсутствует информация о том, как выбираются главные раввины, включая обсуждение конкретных выборов (например, выборов главного раввина Израиля в 2013 году ). ( июль 2024 г. ) |
Главный Израиля ( иврит : раввинат ) Ха-Раббанут Ха-Рашит Ли-Исраэль признан законом . [1] как высший раввинский авторитет иудаизма в Израиле . Совет главного раввината помогает двум главным раввинам , которые поочередно занимают пост его президента. Он имеет юридические и административные полномочия по организации религиозных мероприятий для евреев Израиля. Он также отвечает на галахические вопросы, заданные еврейскими общественными организациями в диаспоре . Совет устанавливает, направляет и контролирует агентства в пределах своих полномочий.
Главный раввинат Израиля состоит из двух главных раввинов: раввина -ашкенази и раввина- сефарда ; последний также известен как Ришон ле-Цион . Главные раввины избираются сроком на 10 лет. Нынешним главным раввином сефардов является Ицхак Йосеф , а главным раввином ашкенази является Дэвид Лау , оба из которых начали свои полномочия в 2013 году. [2] Эти двое ушли в отставку 30 июня 2024 года, хотя их срок должен был закончиться годом ранее. До тех пор, пока не будут выбраны новые главные раввины, их временно заменили раввины Элиэзер Игра в качестве временного президента раввинского суда и Яаков Роха в качестве временного президента Совета Главного раввината. [3]
Раввинат обладает юрисдикцией над многими аспектами еврейской жизни в Израиле. В его юрисдикцию входят вопросы личного статуса, такие как еврейские браки и еврейские разводы , а также еврейские захоронения , обращение в иудаизм , кошерные законы и сертификация кошерности , еврейские иммигранты в Израиль ( олим ), надзор за еврейскими святыми местами, работа с различными ритуальными банями. ( микваот ) и иешивы , а также надзор за раввинскими судами в Израиле.
Раввинские суды являются частью судебной системы Израиля и находятся в ведении Министерства религиозных служб . Суды обладают исключительной юрисдикцией в отношении браков и разводов евреев и имеют параллельную с окружными судами компетенцию в вопросах личного статуса, алиментов, алиментов, опеки и наследства. Приговоры религиозных судов исполняются и исполняются, как и в системе гражданских судов, полицией, службой судебных приставов и другими ведомствами. [4]
Штаб-квартира Главного раввината расположена в здании Бейт-Яхав, улица Йирмиягу, 80, Иерусалим . Бывшее местонахождение учреждения, здание Хейхала Шломо , с 1992 года служит в основном музеем.
История [ править ]
Все вопросы религиозного и личного статуса в Израиле решаются религиозными властями признанных конфессиональных общин , к которым принадлежит человек. Есть еврейская , мусульманская и друзская общины, а также десять официально признанных христианских общин. [5] Эта организация основана на системе Милле, применявшейся в Османской империи .
В начале 17 века титул Ришон ле-Циона был присвоен главному раввину Иерусалима. В 1842 году должность « Хакхам Баши » , главного раввина Константинополя , который представлял турецких евреев перед султаном , и должность Ришон ле-Циона, который в то время уже представлял Старый ишув перед султаном, были объединены в одну должность, под названием Ришон ле-Цион. [6]
В период британского мандата в Палестине Верховный комиссар учредил Ортодоксальный раввинат, включавший Ришон ле-Цион, к которому был добавлен главный раввин ашкенази, которого он коллективно признал религиозным авторитетом еврейской общины. [6] В 1921 году Авраам Исаак Кук стал главным раввином ашкенази, а Якоб Меир стал главным раввином сефардов. [7]
В 1947 году Давид Бен-Гурион и православно-религиозные партии достигли соглашения, которое включало понимание того, что вопросы личного статуса в Израиле будут по-прежнему определяться существующими религиозными властями. Эта договоренность была названа соглашением о статус-кво и сохранялась, несмотря на многочисленные смены правительства с тех пор.
В соответствии с соглашением, конфессиональная система периода мандата будет продолжать действовать, при этом членство в еврейской общине будет осуществляться на основе членства в органе под названием «Кнессет Израиля», который был добровольной организацией, открытой для евреев. Похоже, в то время не было никаких споров о том, кто является евреем . Евреи могли отказаться регистрироваться в «Кнессете Израиля». Члены организации «Агудат Исраэль» , например, предпочли не регистрироваться.
В 1953 году были созданы раввинские суды , обладающие юрисдикцией по вопросам браков и разводов всех евреев Израиля, граждан и жителей Израиля (раздел 1). Также предусматривалось, что браки и разводы евреев в Израиле будут проводиться в соответствии с законом Торы ( раздел 2).
С 1953 года раввинат одобрял только религиозные браки в Израиле, заключенные в соответствии с ортодоксальной интерпретацией Галахи . Единственным исключением из этих правил было то, что браки, заключенные за границей, признавались в Израиле действительными.
Конверсии [ править ]
Главный раввинат признан Государством Израиль единственным органом, уполномоченным осуществлять обращение в иудаизм в Израиле. [8] Часто это делалось деликатно и с уважением к галахическим традициям; например, с Бен-Ционом Узиэлем , который очень ободрял новообращенных. [9] В последние поколения интерпретация этого процесса стала более строгой, вплоть до того, что он требует действий, беспрецедентных в еврейской истории, таких как отмена обращения. [10] Некоторые раввины утверждают, что такая централизация представляет собой угрозу будущему еврейского народа. [11] [12]
Вокруг отношений главных раввинов и процесса обращения возникли серьезные разногласия. Выяснилось, что у них есть список Бет Динс, чьи обращения он распознает: [13] и вели секретный черный список раввинов, чьи обращения они не признавали. [14] Этот список вызвал разногласия, поскольку в нем было несколько уважаемых ортодоксальных раввинов, в том числе Ави Вайс и Иеошуа Фасс . [15] В список также вошли некоторые программы конверсии консерваторов и реформистов, которые главные раввины идеологически не принимают, но многие из них исключены из списка. Эти списки держались в секрете, не оставляя возможности для внешнего рассмотрения или апелляции, и приводили к некоторой путанице. [16]
Черный список не повлиял на чью-либо возможность совершить алию , поскольку это контролируется Законом о возвращении , а не раввинатом. [17] но это действительно повлияло на способность людей вступать в брак в Израиле. [16]
Ситуация стала еще более сложной, когда выяснилось, что Хаскель Лукштейн , ортодоксальный раввин в США, был включен в черный список, а некоторым из его учеников не разрешили вступать в брак в Израиле. [18] Лукштейн был ответственным раввином при обращении Иванки Трамп в христианство и создал некоторые трудности между Израилем и Соединенными Штатами, поскольку это стало известно вскоре после избрания ее отца на пост президента. [19] Вскоре после этого в правила были внесены поправки, и обращение Трампа было принято, хотя были некоторые вопросы о том, было ли это сделано просто для того, чтобы заслужить расположение нового президента США. [19]
Процесс обращения был перетянут в политическую сферу, когда ультраортодоксальные союзники Главных раввинов в Кнессете попытались принять закон, гласящий, что Главный раввинат будет единственным органом, уполномоченным правительством осуществлять признанные преобразования в Израиле. [20]
Контроль, который пытался осуществлять раввинат, распространялся за пределы границ Израиля, когда они пытались создать универсальные стандарты обращения для всех еврейских общин за пределами Израиля. [21]
Главные раввины столкнулись с сопротивлением своей позиции в Израиле со стороны раввинов Цохара . [22] которые создали независимый путь к обращению и пытаются смягчить некоторые «страшилки», исходящие от раввината. [23] [24] Цохар утверждает, что к 2018 году совершил более 500 обращений детей. Они также упрощают процесс обращения суррогатных матерей. [25] С тех пор Верховный суд потребовал, чтобы их обращение было принято, хотя предпринимаются попытки законодательно отменить решение Высокого суда. [26]
В ортодоксальном мире предпринимаются и другие попытки провести обращение за пределами раввината. К ним относятся усилия Хаима Амсалема [27] и Чак Дэвидсон , [28] [29] которые хотят вернуться к традициям предыдущих главных раввинов, таких как Бен-Цион Узиэль , с более снисходительным подходом в соответствии с Галахой. [30] [31] Частью этого желания является решение проблемы более чем 300 000 израильтян из бывшего Советского Союза, которые не признаны раввинатом евреями, а также растущей проблемы ассимиляции и смешанных браков за пределами Израиля. [32]
Дебаты по обращению сегодня ведутся вокруг православного течения. Со стороны реформистского и консервативного сообществ оказывается давление с требованием признания их обращения. [33] [34]
В марте 2019 года было подтверждено, что Главный раввинат использует тестирование ДНК для определения еврейского статуса. Консенсус среди религиозных сионистских и современных ортодоксальных организаций был возмущен, поскольку это противоречит еврейскому закону. Раввин Аарон Лейбовиц , генеральный директор Чуппот и Хашгача Пратит , назвал главного раввината «расистом». [35]
Браки [ править ]
Хотя Государство Израиль признает любой брак, заключенный на законных основаниях в другой стране, из браков, заключенных на территории Израиля, законным признается только религиозный брак; Таким образом, Главному раввинату предоставлен контроль над всеми еврейскими браками. Они также имеют право отказать кому-либо в статусе еврея, что делает невозможным заключение законного брака в Израиле. [36] [37] Раввинат и его местные религиозные советы — единственные, кто может регистрировать раввинов для проведения свадеб, создавая тем самым себе монополию. [38] [39]
Контроль раввината также означает, что 400 000 иммигрантов из бывшего СССР переехали в Израиль, многие из которых являются евреями, которым не разрешено вступать в брак в Израиле и которые должны выехать за границу для юридически признанного брака. [40]
Однако в Израиле существует правовая база для гражданских союзов, которая имеет тот же юридический статус, что и брак; следовательно, тот, кто вступает в брак за пределами раввината, может добиться признания своего союза государством. Тот же механизм использовался для однополых союзов, хотя в Израиле не существует законных однополых браков.
Согласно израильскому законодательству, раввину, заключающему брак вне раввината, может быть предъявлено обвинение в совершении уголовного преступления и заключен в тюрьму на срок до двух лет. Несмотря на это, существует ряд людей и организаций, которые заключают браки вне рамок раввината. Чак Дэвидсон открыто призвал государство посадить его в тюрьму за заключение браков. Он лично заключил сотни браков за пределами раввината, а те, кто был в его сети, заключили гораздо больше браков. [41] Он сотрудничает с Хашгача Пратит , еще одной организацией, которая бросает вызов монополии раввината на кашрут и свадьбы.
Сет Фарбер основал организацию «Итим». Хотя «Итим» по-прежнему работает внутри раввината и, следовательно, подчиняется его правилам, он пытается найти более мягкий путь для многих светских людей, желающих воспользоваться их услугами. [42] Другая группа, вовлеченная в брак внутри раввината, — это сеть «Цоар» . [43]
Поскольку раввинат связан с православием, ни один реформистский или консервативный раввин не может по закону проводить свадьбы в Израиле. [44] Консервативный раввин Дов Хайюн был задержан в июле 2018 года за проведение несанкционированной свадьбы, что привело к протестам и осуждению со стороны оппозиционных законодателей и основных еврейских организаций в Соединенных Штатах. [45] [46]
Семиха [ править ]
Главный раввинат присуждает семиху ( т. е. раввина рукоположение ) после того, как кандидат сдал серию из шести письменных тестов по указанным предметам. [47] [48] (обязательными являются Шаббат , Кашрут и Семейная чистота ).Присуждаемый титул является стандартным Йоре Йоре , с сертификатами, также называемыми «Рав Шечуна» («Раввин района», Имеет способности быть районным раввином .) Дополнительные семахоты с аналогичными требованиями к тестированию предоставляются для:
- «Рав Мошав» («Раввин поселения»); шесть экзаменов, обязательные темы, как указано выше
- «Рав Эзори» («Раввин местности»); 9 экзаменов
- «Рав Ир» («[Главный] раввин города»); 11 экзаменов – по другим соответствующим областям Орах Хаим , Йоре Деа и Эвен Хаэзер – с последующим устным экзаменом.
- Даян — денежный закон, рассматриваемый в Хошен Мишпат .
Рав Ир и Даянут имеют повышенную квалификацию и предлагаются только после Йоре Йоре .
Рукоположение Главного раввината не является монополией в Израиле, поскольку многие другие раввины и организации имеют программы, такие как программа покойного раввина Залмана Нехемия Гольдберга . [49] Однако для работы в качестве раввина в государстве только семиха принимается от Главного раввината.
и Критика поддержка
Поскольку раввинат существует как правительственное ведомство, раздавались призывы закрыть весь департамент и вернуться к локализованной модели раввината. [50] В последнее время количество таких звонков участилось из-за того, что двое бывших главных раввинов были осуждены за мошенничество. [51] Есть также обвинения в том, что этот офис стал политическим, а не религиозным офисом, и что он стал зависимым от мира харедим и стал их «марионетками». [52]
Их контроль над браками и тот факт, что некоторые люди описывают свой опыт как негативный, вызвали призыв к гражданскому браку в Израиле. [36]
В то же время многие защищают Главный раввинат как защитник еврейской природы Израиля, Торы и евреев диаспоры. [53] [54]
Ссылки [ править ]
- ^ "Закон о главном раввинате Израиля, 5740 (1980)"
- ^ «Харедим Йосеф и Лау избраны главными раввинами Израиля» . Джей Пост . Проверено 25 апреля 2016 г.
- ^ Фрид, Шило (30 июня 2024 г.). «Кто станет следующим главным раввином Израиля? Присмотритесь» . айнетьюс . Проверено 1 июля 2024 г.
- ^ Министерство по делам религии
- ^ Свободные люди на нашей земле: гендерное равенство в еврейском государстве
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Израиль – Религиозные учреждения» .
- ^ «Официальный вестник правительства Палестины, 1 апреля 1921 г., стр. 74–75» . findit.library.yale.edu . Проверено 14 июня 2022 г.
- ^ «Атака на кризис обращения в Израиле» . «Джерузалем Пост» . Проверено 16 января 2018 г.
- ^ «Сострадательный, но прагматичный подход раввина Бен Циона Узиэля к Галахе «Раввин Михаил Лео Самуэль» . rabbimichaelsamuel.com . Архивировано из оригинала 16 января 2018 г. Проверено 16 января 2018 г.
- ^ «Раввин: Отмена обращения «незаконна» » . Джей Си . Проверено 16 января 2018 г.
- ^ «Правда о законопроекте о конверсии» . «Джерузалем Пост» . Проверено 16 января 2018 г.
- ^ «Парашат в Шеле 5573 | Обращение в наши дни - раввин Шломо Авинер» . www.meirtv.co.il . Проверено 13 февраля 2019 г.
- ^ «Признанные раввинские суды по обращению в веру -ITIM» . www.itim.org.il. Проверено 16 января 2018 г.
- ^ «Главный раввинат Израиля внес в черный список 160 раввинов диаспоры» . «Джерузалем Пост» . Проверено 16 января 2018 г.
- ^ «160 раввинов, в том числе высшие православные лидеры США, в «черном списке» израильского раввината » . Проверено 16 января 2018 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Мальц, Джуди (10 июля 2017 г.). «Черный список главного раввината Израиля: руководство для недоумевающих» . Гаарец . Проверено 16 января 2018 г.
- ^ «Закон о конверсии в Израиле: история» . ReformJudaism.org . 20 сентября 2017 г. Проверено 16 января 2018 г.
- ^ «Раввин, обративший Иванку Трамп, раскритиковал «жестокое» неприятие израильским раввинатом новообращенной из США» . «Джерузалем Пост» . Проверено 16 января 2018 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Главные раввины Израиля хотят изменить правило, чтобы сделать Иванку Трамп еврейкой» . Независимый . 26 января 2017 г. Проверено 16 января 2018 г.
- ^ «Спорный законопроект Израиля о обращении даст ортодоксальному раввинату еще больше власти» . Еврейское телеграфное агентство . Проверено 16 января 2018 г.
- ^ «Главный раввинат создаст стандарт для обращения за рубежом» . Национальные новости Израиля . 7 декабря 2016 года . Проверено 16 января 2018 г.
- ^ «Сеть «альтернативных» конверсионных судов бросает вызов главному раввинату – Исраэль Хайом» . www.israelhayom.com . Проверено 16 января 2018 г.
- ^ « Обращения раввината принимаются всеми, а реформаторские обращения — нет » . Инетньюс . 09.10.2015 . Проверено 16 января 2018 г.
- ^ «Главный раввин и Цохар спорят из-за закона о обращении» . Инетньюс . 21 марта 2014 г. Проверено 16 января 2018 г.
- ^ Эрлих, Ифат (2 сентября 2019 г.). «Проблема с обращением евреев в Израиле» . Инетньюс . Проверено 13 февраля 2019 г.
- ^ Рокер, Саймон (2017). «Ярость по поводу плана Израиля по ограничению конверсии» . thejc.com .
- ^ «Обращение – время выйти за рамки риторики» . «Джерузалем Пост» . Проверено 16 января 2018 г.
- ^ «Чак Дэвидсон, автор My Jewish Learning» . Мое еврейское образование . Проверено 16 января 2018 г.
- ^ «Обращение и раввинистическая некомпетентность – ответ раввину Хаиму Навону» . Таймс Израиля . Проверено 16 января 2018 г.
- ^ «Возвращение обращения к местным раввинам — The Canadian Jewish News» . Канадские еврейские новости . 13 января 2010 г. Проверено 16 января 2018 г.
- ^ «Возвращение обращения к раввинам» . www.jewishideas.org . Проверено 16 января 2018 г.
- ^ «Кризис конверсии в Израиле — журнал комментариев» . Комментаторский журнал . Проверено 16 января 2018 г.
- ^ "ОБРАЩЕНИЕ - ЦОАР - СОХРАНЕНИЕ ЕВРЕЙСКОЙ ПРИРОДЫ ИЗРАИЛЯ" . ЦОХАР . Архивировано из оригинала 17 января 2018 г. Проверено 16 января 2018 г.
- ^ «Хиддуш – Законопроект об отказе от всех обращений за пределами раввината Израиля» . hiddush.org . Проверено 16 января 2018 г.
- ^ «Главный раввинат признает использование тестов ДНК для определения еврейского статуса – Новости Израиля – Иерусалим Пост» . «Джерузалем Пост» | Jpost.com . Проверено 7 марта 2019 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Гражданский брак в Израиле» . Мое еврейское образование . Проверено 19 февраля 2018 г.
- ^ «Почему в Израиле нет гражданского брака?» . Проверено 19 февраля 2018 г.
- ^ «Брак в Израиле» . Нефеш б'Нефеш . 11 сентября 2014 г. Проверено 19 февраля 2018 г.
- ^ Линия, СМИ (12 июня 2013 г.). «Запрет на гражданский брак в Израиле запрещает вступать в брак тем, кто не считается евреем» . Хаффингтон Пост . Проверено 19 февраля 2018 г.
- ^ «Впервые религиозные группы проводят кампанию за гражданский брак в Израиле» . «Джерузалем Пост» . Проверено 19 февраля 2018 г.
- ^ «Иерусалим: имея мало вариантов, израильские пары прибегают к нечестным свадьбам» . www.vosizneias.com . 24 декабря 2017 года . Проверено 19 февраля 2018 г.
- ^ Горенберг, Гершом (2 марта 2008 г.). «Евреи – Брак – Израиль» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 19 февраля 2018 г.
- ^ «ЦОХАР» . ЦОХАР . Проверено 19 февраля 2018 г.
- ^ Регев, раввин Ури (01 мая 2013 г.). «Почему евреям так трудно жениться в Израиле?» . Хаффингтон Пост . Проверено 19 февраля 2018 г.
- ^ «Израильская полиция задерживает либерального раввина из-за «незаконных» свадеб» . АП Новости . 19 июля 2018 г. Архивировано из оригинала 20 июля 2018 г. Проверено 12 августа 2018 г.
- ^ Давидович, Джошуа. «Задержание в Израиле консервативного раввина подверглось критике со стороны основного еврейства США» . Таймс Израиля . Архивировано из оригинала 21 июля 2018 г. Проверено 12 августа 2018 г.
- ^ Информация о повторном тестировании на Раббанут , www.gov.i
- ^ smicha.co.il - сайт-ресурс, поддерживаемый раввином Харелем Шапирой.
- ^ См., например: «Программы» . Дарче Ноам Шапелла . Проверено 25 декабря 2018 г.
- ^ «Почему Государству Израиль следует упразднить Главный раввинат - Институты Шехтера» . www.schechter.edu . 10 ноября 2013 года . Проверено 17 января 2018 г.
- ^ «Поскольку бывший главный раввин находится в тюрьме, Израилю пора переосмыслить институт » Мозаика» . сайт мозаики.com . Архивировано из оригинала 17 января 2018 г. Проверено 16 января 2018 г.
- ^ «Почему Государству Израиль следует упразднить главный раввинат - Институты Шехтера» . www.schechter.edu . 10 ноября 2013 года . Проверено 16 января 2018 г.
- ^ Левин, раввин Менахем. «Обоснование интересов Главного раввината – Мнение – Иерусалим Пост» . «Джерузалем Пост» | Jpost.com . Проверено 12 декабря 2018 г.
- ^ «Либеральные раввины: Не вините главного раввината – вините себя» . Национальные новости Израиля . 21 февраля 2018 года . Проверено 12 декабря 2018 г.