Смешанная техника
Месивта (также « метивта» ; арамейский : מתיבתא, «академия») — ортодоксальная еврейская -ешива средняя школа для мальчиков. Этот термин обычно используется в Соединенных Штатах для описания ешивы, в которой особое внимание уделяется изучению Талмуда для мальчиков в 9–11 или 12 классах; с другой стороны, это относится к направлению религиоведения в средней школе ешивы, которая предлагает как религиозное, так и светское обучение. [1] [2]
Сопоставимым термином в Израиле для первого является ешива Кетана ( иврит : ישיבה קטנה , букв. «маленькая ешива»), [3] для последнего ешива Тихонит («средняя школа ешивы»). [4] Эта статья посвящена США;см. Чинух Ацмай и Мамлахти дати для соответствующего обсуждения этих израильских институтов.
После окончания месивты студенты переходят на программу бет -мидраш, или программу бакалавриата, ешивы. [5] На практике ешивы, называющие себя месивтами, обычно представляют собой комбинацию программ месивта (средняя школа) и бет медраш (послешкольное образование). [6] Студентов программы бет медраш часто призывают наставлять тех, кто обучается в месивте . [7]
История [ править ]
В талмудическую и геоническую эпохи [ править ]
Термин метивта впервые появляется в Талмуде, где он относится к ешиве талмудических мудрецов. Авва Арика учился в метивте в Сепфорисе при Иуде-царевиче , его сыне и внуке. [8] Под руководством Рава и Самуила из Нехардеи Талмудическая Академия Суры а во время Вавилонского изгнания называлась сидрой , но при Раве Хуне , втором декане Академии Суры, ешива стала называться метивтой , Хуна была первым носителем титула реш-метивта (соответствующего рош-ешиве ). [9] По словам Греца , метивта собиралась в определенные месяцы года. [10] Структуры Метивты продолжали действовать на протяжении всей эпохи Геонимов , в течение примерно 1000 лет. [11]
Современная концепция [ править ]
Средняя школа с двойной учебной программой была впервые введена Манхэттенской Талмудической академией Университета Ешива (ныне известной как Талмудическая академия Марши Стерн ) в 1916 году; Примерно в то же время Тачкемони действовал в Польше, а затем в Израиле; АЛМА была основана в Иерусалиме в 1936 году, а «ха-Ишув» в Тель-Авиве в 1937 году.См. Религиозный сионизм § Образовательные учреждения .
Что касается более интенсивной программы изучения Талмуда, Раввин Шрага Фейвел Мендловиц представил концепцию месивты для мальчиков в возрасте 14 лет и старше в Нью-Йорке в 1926 году. До этого времени религиозные мальчики посещали Талмуд Тору (начальную школу) до бар-мицвы , а затем продолжали учиться в государственной средней школе и колледже. где их уровень соблюдения Торы и преданность делу подверглись суровым испытаниям. Единственным доступным в то время религиозным образованием после бар-мицвы была ешиват рабейну Ицхака Эльхонона ( Талмудическая академия основанная в 1916 году). [12] [13] который готовил студентов к карьере в раввинате. [14] Когда Мендловиц, который начал преподавать в начальной школе ешивы Тора Водаас в 1923 году, предложил это нововведение, он встретил широкое сопротивление. В редакционной статье журнала «Идиш Морген» говорилось:
Точно так же, как у реформаторов есть раввинская семинария в Цинциннати, а у консерваторов — семинария Соломона Шехтера в Нью-Йорке, так и раввина ешивы Ицхака Эльхонона должно быть достаточно [чтобы выпускать ортодоксальных раввинов]. [15]
При поддержке трех членов правления Тора Водаас — Биньомина Вильгельма , Бен Сиона Вебермана и Авраама Левина — Мендловиц успешно открыл Месивта Тора Водаас в собственном здании в Вильямсбурге, Бруклин , в сентябре 1926 года. Месивта открылась четырьмя классами постбаров. студентов мицвы и 11 студентов продвинутой программы бет-мидраш. Месивта . выпустила несколько поколений студентов, которые стали знатоками Торы и лидерами американского еврейского мира [16]
Мендловиц также оказал влияние на администрацию ешивы Хаим в Берлине, чтобы она расширилась за пределы восьмого класса и открыла месивту также . Месивта раввин Хаим Берлин открылся в 1930-х годах. [17] Другими месивтами, основанными в 1930-х и 1940-х годах, были Месивта Тиферет Иерусалим , Каминецр Месивта из парка Боро и школа раввина Джейкоба Джозефа . В 1950-е годы у последних четырёх месивт была своя баскетбольная лига. [18] [19]
лагерь Месивта, первый летний лагерь ешивы в Америке В 1937 году Мендловиц основал в Ферндейле, штат Нью-Йорк, . Этот летний лагерь стал любимым местом для тысяч студентов из других ешив. [15] и прототип учебных лагерей ешивы в последующие десятилетия. Мендловиц ввел практику приглашать Гедолимов посетить лагерь на несколько дней или недель, давая отдыхающим возможность увидеть великих деятелей Торы в действии. Среди гедолимов, которые регулярно останавливались в лагере Месивта, были раввин Яаков Каменецкий , раввин Шломо Хейман , раввин Моше Файнштейн и раввин Авраам Калмановиц . Лагерь Месивта действовал до начала 1960-х годов; в 1966 году его сменил лагерь Ор Шрага-Бейс Медраш ЛеТора в Гринфилд-парке, штат Нью-Йорк, во главе с раввином Зеликом Эпштейном и раввином Несанелем Куинном . [20]
21 век [ править ]
Сегодня месивты расположены в городах по всей территории Соединенных Штатов, где проживает значительное количество ортодоксальных евреев. С 1980-х годов число месивт в районе Нью-Йорка/Нью-Джерси выросло с нескольких школ до тех пор, пока в каждом городе с религиозным еврейским населением и почти в каждом поселке не появилась средняя школа-ешива. Благодаря быстрому распространению месивтас приобрели репутацию, отражающую академический уровень их учеников. Существуют школы для метзуяним (лучших учеников), школы для средних учеников и школы для учащихся с «серьезными проблемами в учебе и / или йират шамаим (религиозными убеждениями)». Некоторые месивты используют разные «дорожки», чтобы удовлетворить потребности разнообразного студенческого состава. [21]
Месивтас , как и ешивы, не следуют государственному учебному графику семестров и каникул, а организуют учебный год по еврейскому календарю . в школе идут каникулы Во время еврейских праздников , а учебный год заканчивается в месяце Ав , традиционном перерыве для йешив со времен Талмуда. [22] Существует также дресс-код : в то время как в начальной школе мальчики носят в школу более повседневную одежду, при входе в месивту они должны быть одеты в темные брюки и белые рубашки. [23]
Галерея [ править ]
См. также [ править ]
- Байс Яаков
- Еврейское образование
- Список месивтов
- Список современных ортодоксальных еврейских дневных школ
- Иешива Гедола
Ссылки [ править ]
- ^ Хельмрайх (2000), с. xii.
- ^ Национальный совет еврейского образования (1978), с. 29.
- ^ Березовский (2001), с. 211.
- ^ в еврейской Википедии См. «Ешива Тихонит» .
- ^ Крамер (1984), с. xiv.
- ^ Хельмрайх (2000), с. 26.
- ^ Хельмрайх (2000), с. 85.
- ^ Холдер (2004), стр. 141-142.
- ^ Сингер и Адлер (1925), с. 492.
- ^ Грец (1893), с. 547.
- ^ Сорский (1982), стр. 333.
- ^ "... первая еврейская средняя школа в Америке - Талмудическая академия, 1916 г." Э. Нойфельд (1922). Еврейский форум - Том 5 . п. 67.
- ^ Уильям Б. Хельмрайх (2000). Мир ешивы: интимный портрет ортодоксального еврейства . ISBN 0881256420 .
- ^ Розенблюм (2001), стр. 76–77.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Астор (2003), стр. 16–45.
- ^ Розенблюм (2001), стр. 83–84.
- ^ Розенблюм (2001), с. 258.
- ^ Хельмрайх (2000), с. 369, примечание 25.
- ^ Синий (2006), с. 138.
- ^ Розенблюм (2001), стр. 275–276.
- ^ Блюм, Шимми (2 февраля 2011 г.). «Навигация по лабиринту Месивты» . Мишпача . стр. 34–42. Архивировано из оригинала 24 марта 2012 года . Проверено 4 сентября 2011 г.
- ^ Хейлман, Сэмюэл К. (2006), с. 87.
- ^ Камен (1985), с. 86.
Источники [ править ]
- Астор, Яаков. «Гарри Херсковиц: легенда, которая создала другой мир и мир, отличающийся» в книге «Смелость мечтать: профили роста американского сообщества Торы» , Агудат Исраэль Америки , май 2003 г., стр. 16–45.
- Березовский, раввин Шолом Ноах (2001). Несивос Шолом . ISBN 1-58330-495-9 .
- Блау, Йосеф (2006). Концептуальный подход к еврейскому обучению . Издательство Университета Йешива. ISBN 0-88125-907-1 .
- Грец, Генрих (1893). История евреев . Том. 2. Козимо. ISBN 978-1-60520-943-2 .
- Хейлман, Сэмюэл К. (июль 2006 г.). Скольжение вправо: борьба за будущее американского еврейского православия . Издательство Калифорнийского университета. п. 87. ИСБН 0-520-23136-8 .
- Уильям Б. Хельмрайх (февраль 2000 г.). Мир ешивы: интимный портрет ортодоксального еврейства . Издательство Ктав. ISBN 978-0-88125-641-3 .
- Холдер, Меир (март 2004 г.). История еврейского народа: от Явне до Пумбедиса . Публикации Месоры . ISBN 0-89906-499-Х .
- Камен, Роберт Марк (1985). Взросление хасидов: образование и социализация в хасидской общине Бобовера . АМС Пресс. ISBN 0-404-19411-7 .
- Крамер, Дониэль Цви (1984). Дневные школы и Тора Умесора: зарождение традиционного иудаизма в Америке . Издательство Университета Йешива.
- Еврейское образование, тома 46-47 . Национальный совет еврейского образования. 1978.
- Розенблюм, Йоносон (2001). Реб Шрага Фейвел: Жизнь и времена раввина Шраги Фейвела Мендловица, архитектора Торы в Америке . Публикации Месоры . ISBN 1-57819-797-Х .
- Певец, Исидор; Адлер, Сайрус (1925). Еврейская энциклопедия . Том. 6. Фанк и Вагналлс .
- Сорский, Аарон (1982). Гиганты еврейства . Том. 1. Публикации Чинуча.