Самуил из Нехардеи
Самуил из Нехардеи | |
---|---|
Шмуэль | |
Заголовок | Раввин, Амора |
Персональный | |
Рожденный | 165 г. н.э. Нехардея, Вавилония |
Умер | 254 г. н.э. Нехардея, Вавилония |
Религия | иудаизм |
Родитель | Абба бар Абба (отец) |
Известный | Учитель Галахи, судья, врач, астроном |
Организация | |
Храм | Ешива в Нехардее |
Старшая должность | |
Учитель | Леви бен Сиси , Ханина бар Хама |
Студенты |
Раввинские эпохи |
---|
Самуил из Нехардеи или Самуил бар-Абба , часто называемый просто Самуилом ( иврит : שמואל), а иногда и Мар Самуил , был еврейским Амора в первом поколении; сын Аббы бар Аббы и глава иешивы в Нехардее , Вавилония . Он был учителем Галахи , судьей , врачом и астрономом . Он родился около 165 г. н.э. в Нехардее и умер там в 254 г. н.э. [1] В Талмуде Самуил часто ассоциируется с Аббой Арихой («Рав»), с которым он дискутировал по многим вопросам.
Биография
[ редактировать ]Рождение
[ редактировать ]Как и в случае со многими другими великими людьми, с его рождением связан ряд легендарных историй. [2]
Его отец, Абба бар Абба , [3] впоследствии известный также под арамейским «отец Самуила»), был шелком торговцем именем Абу ди-Шемуэль ( . Р. Йегуда бен Бетейра заказал у него шелковую одежду, но отказался взять ее после того, как Абба добыл ее, и когда последний спросил его о причине его отказа, Р. Йегуда ответил: «Поручение было всего лишь устным словом, и было недостаточно, чтобы сделать транзакцию обязательной». Тогда Абба сказал: «Разве слово мудреца не является лучшей гарантией, чем его деньги?» «Вы правы», — сказал Р. Иегуда; «И поскольку вы придаете такое большое значение данному слову, вам посчастливится иметь сына, который будет подобен пророку Самуилу , и чье слово весь Израиль признает истинным». Вскоре после этого у Аввы родился сын, которого он назвал Самуил. [4]
Молодость
[ редактировать ]Даже будучи мальчиком, Сэмюэл проявлял редкие способности. [5] Его первым учителем был никому не известный человек, и Самуил, который знал в определенном юридическом вопросе больше, чем его учитель, не стал подвергаться жестокому обращению с его стороны. [6] Тогда отец Самуила, который сам был выдающимся учителем Закона, признанный таковым даже Равом, [7] взялся наставлять мальчика. Поскольку он, по-видимому, был неспособен справиться с этой задачей, он отправил его в Нисибис , чтобы он посещал школу раввина, предсказавшего рождение мальчика, чтобы он мог там приобрести знание Закона. [8] Самуил, по-видимому, пробыл в Нисибисе лишь короткое время. По возвращении в Нехардею он учился у Леви бен Сиси , который находился в Вавилонии до смерти Иегуды Ха-Наси . [9] и который оказал большое влияние на развитие Самуила. Самуил добился такого быстрого прогресса и стал настолько опытным в учебе, что вскоре стал равным своему учителю. [10]
Обучение
[ редактировать ]Помимо Библии и традиционного Закона, которые обычно были единственными предметами изучения еврейской молодежи того времени, Самуила обучали, вероятно, в ранней юности, другим наукам. Вполне вероятно, что он сопровождал своего отца в путешествии последнего в Израиль; [11] ибо после того, как его учитель Леви бен Сиси ушел в Израиль, в Вавилоне не было никого, у кого он мог бы учиться. Согласно сообщению в Талмуде, [12] Говорят, что Самуил вылечил Р. Иегуду ха-Наси от глазной болезни. Хотя Самуил был в то время слишком молод, чтобы учиться непосредственно у Р. Йехуды, он учился у учеников патриарха, особенно у Ханины бар Хама . [13]
Получив большой багаж знаний в Земле Израиля , изучая там Мишну под редакцией рабби Йехуды ха-Наси, а также другие сборники традиций, Самуил покинул Святую Землю , вероятно, вместе со своим отцом, и вернулся в свою страну. родной город. Поскольку его репутация учителя Закона предшествовала ему, вокруг него собралось множество учеников. Так как он был особенно сведущ в гражданском праве , эксиларх Мар Уква , бывший его учеником, назначил его судьей бет- дина в Нехардее, где он общался со своим другом ученым и умным Карном . Этот суд считался в то время передовым учреждением такого рода. В Израиле, как и в Вавилоне, Самуила и Карну называли «судьями рассеяния» ( дайяней Голах ). [14] После смерти рава Шелы , директора академии («реш сидра») Нехардеи, Самуил был назначен на эту должность после того, как Рав отказался принять какую-либо почетную должность в Нехардее, доме Самуила. [15] Академия Нехардеи вступила в блестящий этап своего существования под руководством Самуила и вместе с академией, основанной Равом в Суре , пользовалась высокой общей репутацией.
Предшественник эксиларха
[ редактировать ]Рав в Суре и Самуил в Нехардее установили интеллектуальную независимость вавилонского еврейства . Молодые люди, приступавшие к изучению Закона, больше не были обязаны ехать в Израиль, поскольку у них дома были лучшие учителя. Вавилон теперь стал в некотором смысле рассматриваться как вторая Святая Земля. Самуил учил: «Как запрещено переселяться из Израиля в Вавилон, так запрещено переселяться из Вавилона в другие страны». [16] После смерти Рава не было избрано нового директора, и лучший ученик Рава Р. Хуна, ставший председателем суда Суры, во всех отношениях подчинялся Самуилу, спрашивая его решения во всех трудных религиозно-правовых вопросах. [17]
Академия Нехардеи была теперь единственной в Вавилоне, а ее директор Самуил, переживший Рава примерно на десять лет, считался у вавилонских евреев высшим авторитетом. Даже рабби Йоханан , самый выдающийся учитель в Израиле, который поначалу смотрел на Самуила просто как на коллегу, настолько уверился в его величии после того, как Самуил прислал ему большое количество ответов на важные ритуальные законы, что воскликнул: У меня есть учитель в Вавилоне». [18]
Сэмюэлу не повезло в семейной жизни. Сыновей у него не было, а две его дочери попали в плен к солдатам во время войны с римлянами. Их отвезли в Циппори в Израиле, где единоверцы выкупили их, но оба умерли в раннем возрасте после того, как последовательно вышли замуж за родственника. [19] Уважение, которым пользовался Самуил, видно из того, что никто не думал приписывать его несчастье какому-либо греху, совершенному им; скорее это было объяснено как следствие какого-то преступления, совершенного в Вавилоне Р. Хананьей , племянником Р. Иеошуа . [20] После его смерти Самуил был прославлен в легендах.
Он был учителем раввина Йехуды бен Йехезкеля . Несмотря на свой статус, Самуэль так и не был посвящен в сан Танна.
Учения
[ редактировать ]Сэмюэл усилил и расширил более ранние правовые теории и создал множество новых юридических принципов. Он сформулировал важный галахический принцип, согласно которому « закон королевства является [обязательным] законом» . [21] Этот принцип сделал религиозным долгом евреев подчиняться законам страны. Таким образом, хотя у евреев были свои гражданские суды, Самуил считал, что следует принять во внимание персидский закон и изменить в соответствии с ним различные еврейские постановления. [22] Из-за его лояльности правительству и дружбы с сасанидским царем Шапуром I Самуила называли Шабур Малка. [23] Принц [24] и Рапопорт [25] ссылаются каждый по-разному на имя Ариок, данное Самуилу, [26] его тесным отношениям с неоперсами и их царем. Комментаторы старшего возраста объясняют это название без ссылки на подобные отношения. [27]
Как человек Самуил отличался скромностью, мягкостью и бескорыстием, всегда готовым подчинить свои интересы интересам общества. Он сказал: «Человек никогда не может исключать себя из общества, но должен искать своего благополучия в обществе». [28] Он был известен своей очень точностью в своих словах. [29] Он требовал от каждого приличного поведения, говоря, что любое неподобающее поведение карается по закону. [30] Следует помогать ближнему при первых признаках приближающихся трудностей, чтобы предотвратить их, а не ждать, пока он окажется в настоящей беде. [30] Заботясь о беспомощных сиротах, он возложил на каждый двор обязанность быть для них отцом . [31] и заявил, что заем, взятый у сироты, не аннулируется в субботний год, даже если прозбул . на него не выписан [32] Он хранил свое зерно до тех пор, пока цены не поднялись, чтобы продать его бедным по низким ценам во время сбора урожая. [33] Чтобы уберечь народ от обмана, он приказал купцам никогда не брать прибыль, превышающую одну шестую себестоимости. [34] и он был готов даже временно изменить Закон, чтобы воспрепятствовать им продавать по высокой цене товары, необходимые для исполнения религиозного долга. [35] В одном случае он также допустил нарушение религиозных предписаний, чтобы уберечь людей от вреда. [36]
Самуил был очень скромен в общении с другими, открыто уважая любого, от кого он получил какие-либо знания. [37] Он никогда упорно не настаивал на своем мнении, а уступал, как только убеждался в своей ошибке. [38] Он был дружелюбен ко всем людям и заявлял: «Запрещено обманывать любого человека, будь он евреем или язычником ». [39] «Перед престолом Творца нет различия между евреями и язычниками, так как среди последних много благородных и добродетельных». [40] Он учил, что достоинство женственности следует уважать даже в рабыне: рабыня отдается господину только как служанка, и господин не имеет права относиться к ней снисходительно. [41] или вступать в брачные отношения в присутствии рабов. [42] Однажды, когда у Самуила отобрали рабыню и он неожиданно вернул ее, заплатив выкуп, он почувствовал себя обязанным освободить ее, потому что потерял надежду вернуть ее. [43]
Агада
[ редактировать ]Следуя примеру своего учителя Леви бен Сиси , Самуил собрал переданные ему традиции. Его сборник бараитов, названный в Талмуде «Танна дебей Шмуэль», [44] отличался своей правильностью и достоверностью, хотя и не пользовался таким большим уважением, как сборники Р. Хийи и Р. Хошая . [45] Самуил многое сделал для разъяснения Мишны, как своими текстовыми пояснениями, так и пояснениями к тексту. [46] а также его точным перефразированием двусмысленных выражений и ссылками на другие традиции. Однако он важен главным образом из-за его распространения новых теорий и его независимых решений как в ритуальном, так и в гражданском праве. Однако в области ритуального права он не считался таким большим авторитетом, как его коллега Рав, и практические вопросы всегда решались в соответствии со взглядами Рава, а не взглядами Самуила. [47] В гражданском праве его авторитет был самым высоким в Вавилоне, и его решения становились законом, даже если они противоречили решениям Рава. [47]
Научные знания
[ редактировать ]Самуил, по-видимому, обладал глубокими познаниями в медицинской науке, какой она была известна в его время; это очевидно из многих его медицинских принципов и диетических правил, разбросанных по Талмуду. Он энергично выступал против распространенного тогда даже в интеллигентных кругах мнения, что большинство болезней возникает из-за сглаза , заявляя, что источник всех болезней следует искать в пагубном влиянии воздуха и климата на человека. [48] Многие болезни он объяснял отсутствием чистоты. [49] и другие к нарушениям обычного образа жизни. [50] Он утверждал, что обладает лекарствами от большинства болезней. [51] и особенно умело лечил глаза; [52] он открыл глазную мазь, известную как «киллурин [κολλύριον] Мар Самуэля», хотя сам он говорил, что промывать глаза холодной водой утром и омывать руки и ноги теплой водой вечером было лучше, чем все глазные мази в мире. [53] Самуил открыл также ряд болезней животных. [54] он рисовал фигуру пальмовой ветви . Иногда в качестве подписи [55] хотя, возможно, это вообще использовалось врачами того времени как знак их профессии. [56]
Самуэль имел особую склонность к астрономии . По разрозненным ссылкам в Талмуде невозможно точно определить его познания в астрономии; но он умел решать многие математические задачи и объяснять многие явления. Он сам говорит: «Хотя я знаком с движением звезд так же , как с улицами Нехардеи , я не могу объяснить природу или движение комет » . [57] Самуэль особенно посвятил себя той отрасли прикладной астрономии, которая занимается календарной наукой, которой он обучал своих коллег и учеников. Его исследования Луны позволили ему предсказать начало месяца , как оно было определено в Израиле, и он утверждал, что может устранить необходимость празднования двойных святых дней в Диаспоре . [58] Он также рассчитал еврейский календарь на шестьдесят лет, который впоследствии отправил Р. Йоханану , главе израильских учителей, в качестве доказательства своих знаний. [59] Его называли «Ярхинаа» или «Ярхинай» (ивр. שמואל ירחינאה; «ерах» = «месяц») из-за этого знакомства с календарной наукой и способности самостоятельно определять начало месяца. [60] По мнению Крохмаля [61] «Шокед», другое имя, данное Самуилу. [62] означает «астроном». Но мнение Гофмана о том, что «Шокед» означает «бдительный, прилежный», скорее всего, верно. Говорят, что это имя было дано Самуилу потому, что, несмотря на свои медицинские и астрономические исследования, он посвятил себя изучению Закона.
Отношения с персидским двором
[ редактировать ]Именно благодаря влиянию Мар-Шамуила на персидского царя евреям были предоставлены многие привилегии. Однажды Самуил даже сделал свою любовь к своему народу подчиненной преданности персидскому царю и строгому отношению к обязанностям гражданина; ибо, когда пришло известие, что персы, захватив Масаку , убили 12 000 евреев, которые упорно сопротивлялись им, Самуил воздержался от выражения какой-либо скорби. [63] Стоит отметить, что Самуил сформулировал талмудическое изречение о том, что « закон государства должен соблюдаться » ( иврит : דינא דמלכותא דינא ).
Р'Ицхак ха-Леви Херцог не согласен с такой интерпретацией. Во-первых, Самуил намеревался продемонстрировать Закон, а не свои эмоции по этому поводу. Во-вторых, Самуил считал, что Мессианская эра наступит естественным путем. Самуил, возможно, верил, что царю Шапуру I суждено было возвестить эру Третьего храма, как это было до него Киру. Поэтому те евреи, которые сражались на стороне римского императора Юлиана, продлевали изгнание и не заслуживали оплакивания. [64]
Но он очень любил свой народ и преданно хранил память о бывшем Иудейском царстве . Однажды, когда один из его современников украсил себя венком из оливы, Самуил послал ему следующее послание: «Голова еврея, который теперь носит корону, в то время как Иерусалим лежит в запустении, заслуживает того, чтобы быть отделенной от его туловища ». [65] Самуил заявил, что «между этим миром и мессианской эпохой не будет никакой разницы, за исключением [окончания] подчинения [Израиля] [чужим] царствам». [66]
Кавычки
[ редактировать ]- Тот, кто дисквалифицирует другого, делает это в той самой болезни, которой страдает он сам! [67]
Ссылки
[ редактировать ]Такие конструкции, как там же. , лок. цит. и idem не одобряются в Википедии руководством по стилю сносок , поскольку их легко сломать. Пожалуйста, улучшите эту статью , заменив ее именованными ссылками ( краткое руководство ) или сокращенным заголовком. ( декабрь 2021 г. ) |
- ^ Шерира Гаон (1988). Иггеры рава Шериры Гаона . Перевод Носсона Довида Рабиновича. Иерусалим: Школьное издательство раввина Джейкоба Джозефа - Институт Ахават Тора, Мознаим. п. 98. OCLC 923562173 .
- ^ Сравните Халакот Гедолот , Гитин , конец; Тосафот Кидушин 73а св Май Икка
- ^ Брахот 18б
- ^ Мидраш Шмуэль , 10 [изд. Мартин Бубер , с. 39а]
- ^ Йерушалми Ктувим 5 30а; Йерушалми Пери 8 21б
- ^ Халлин 107б
- ^ Кетубот 51б
- ^ «Таня», Хилкот «Авель», изд. Горовиц, с. 137, цитата из Йерушалми; комп. также Мордехай о Моэд Каттан 889
- ^ См. А. Крохмаль в « Хе-Халуц » i. 69
- ^ Хоффманн, «Мар Самуэль», с. 70
- ^ Йерушалми Бава Меция 4 9c; Йерушалми Песахим 5 32а
- ^ Бава Меция 85б; которое Рапопорт объявляет более поздним дополнением («Эрек Миллин», стр. 10, 222), но которое может иметь некоторое фактическое основание.
- ^ сравните Hoffmann, LC, стр. 71–73; Фесслер, «Мар Самуэль, самая важная Амора», с. 14, примечание 1
- ^ Синедрион 17б.
- ↑ Письмо Шериры Гаон , в Neubauer, «MJC», с. 28
- ^ Кетубот 111а
- ^ Гиттин 66б, 89б; сравните Синедрион 17б; Тосафот иб., св, словосочетание «будь Рав», относящееся к Р. Хуне
- ^ Халлин 95б
- ^ Кетубот 23а; Йерушалми Кетубот 2 26c
- ^ Йерушалми Кетубот 2:8; сравнить Кетубот 23а
- ^ Отец Лайк 113b
- ^ Рот Меция 108а; Бава Батра 55а
- ^ Бава Батра 115б
- ^ "Ориент, Лит." 1847, № 3, с. 39
- ^ Там же. п. 196
- ^ Сравните Шаббат 53а; Кидушина 39а; Менахот 38б; Халлин 76б
- ^ Тосафот Шаббат 53а; Раши ad loc.; ср. Фесслер, ЛЦП 9, примечание 1
- ^ Берахот 49б
- ^ Кидушин 70
- ^ Jump up to: а б Хагига 5а
- ^ Ебамот 67б; Вы пошли 37а, 52б
- ^ Ты ушел 36b-37a
- ^ Бава Батра 90б
- ^ Бава Меция 40б
- ^ Песахим 30а; Сукка 34б
- ^ Шаббат 42а
- ^ Бава Меция 33а
- ^ Эрувин 90а, б; Халлин 76б; Берахот 36а
- ^ Халлин 94а
- ^ Йерушалми Рош ха-Шана 1 57а
- ^ Нида 47а
- ^ Нида 17а
- ^ Ты ушел 38а
- ^ Шаббат 54а; Эрувин 70б, 86а, 89б; Песахим 3а, 39а,б; Бейца 29а; Рош ха-Шана 29б; День 70а; Мегилла 30а; Зевахима 22а
- ^ Письмо Шериры Гаон, lcp 18
- ^ Шаббат 104б; Песахим 119б; Геттин 67б; Бава Меция 23б; Авода Зара 8б, 32а; Рош ха-Шана 18а; Кидушина 76б
- ^ Jump up to: а б Нида 24б; Бехорота 49б
- ^ Бава Меция 107б
- ^ Шаббат 133б.
- ^ Бава Батра 146а
- ^ Бава Меция 113б
- ^ Бава Меция 85б
- ^ Шаббат 78а, 108б.
- ^ Халлин 42б
- ^ Йерушалми Гиттин 9 50d
- ^ Рапопорт, «Эрек Миллин», с. 17
- ^ Берахот 58б
- ^ Рош ха-Шана 20б; сравните Раши и мест.
- ^ Халлин 95б
- ^ Бава Меция 85б
- ^ " Хе-Халуц " i. 76
- ^ Йерушалми Кетубот 4 28б; для чего у Бабли есть «Шакуд»; Кет. 43б
- ^ Мужество Каттан 26а
- ^ Pesakim uKetavim , том 2
- ^ Йерушалми Сота 9 24b,c
- ^ Берахот 34б
- ^ Кидушин 70б
В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Певец, Исидор ; и др., ред. (1901–1906). «Самуэль Ярхинаа» . Еврейская энциклопедия . Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс. Имеет следующую библиографию:
- Хайльприн, Седер ха-Дорот , ii. 350–352, Варшава, 1878 г.;
- Вайс, Дор, III. 161–176;
- Ха-Асиф , 1885, ii. 262–274; 1886 г., III. 287–291, 333;
- Халеви, Дорот ха-Ришоним, ii. 400–410;
- Грец, бизнес 3-е изд., IV. 263 и последующие, 270-272;
- Д. Хоффманн, Мар Самуэль, Лейпциг, 1873 г.;
- Зигмунд Фесслер, Мар Самуэль Важнейший Амора, Галле, 1879 г.;
- Феликс Кантер, «Вклад в знание правовой системы и этики Мара Сэмюэлса», Берн, 1895 г.;
- Бахер, Аг. Баб. Амор., стр. 37–45.WBJZL.