Аббаху
Раввин Аббаху | |
---|---|
Рожденный | в. 279 |
Умер | 320 |
Другие имена | Раввин Аббаху из Кисрина (Кесария Приморская) |
Род занятий | Талмудист, ректор Кесаревой академии |
Известный | Ведущая амора в третьем поколении, знающая греческий язык, влиятельная среди римских властей. |
Раввинские эпохи |
---|
Раввин Аббаху ( иврит : אבהו ) был евреем и талмудистом Талмудических академий в Сирийской Палестине примерно с 279 по 320 год нашей эры и считается членом третьего поколения амораимов . Его иногда называют раввином Аббаху из Кисрина ( Кесария Приморская ).
Биография
[ редактировать ]Его раввинское образование он получил в основном в Тверии , в академии, которой руководил Йоханан бар Наппаха , с которым его отношения были почти сыновними. [ 1 ] Он часто совершал паломничество в Тверию даже после того, как стал известен как ректор Кесаревой академии. [ 2 ]
Аббаху был знатоком мер и весов. [ 3 ] Он поощрял изучение греческого языка евреями койне . [ 4 ] Он выучил греческий, чтобы принести пользу своему народу, тогда при римских проконсулах , этот язык стал в значительной степени соперником иврита даже в молитве. [ 5 ] Несмотря на резкие протесты Шимона бар Аббы , он также научил своих дочерей греческому языку. [ 6 ] Действительно, об Аббаху говорили, что он был живой иллюстрацией библейской максимы: [ 7 ] «Хорошо, что тебе следует взяться за это [изучение Закона]; да, и от этой [других отраслей знания] не отрывай руки твоей: ибо тот, кто боится Бога, выйдет из них всех». [ 8 ]
Настоятель в Кесарии
[ редактировать ]Будучи мудрым, красивым и богатым, [ 9 ] Аббаху стал не только популярным среди своих единоверцев, но и влиятельным среди проконсульского правительства. [ 10 ] Однажды, когда его старшие коллеги, Хийя бар Абба , раввин Амми и раввин Асси , наказали некую женщину и опасались гнева проконсула, Аббаху было поручено заступиться за них. Однако он предвидел просьбу раввинов и написал им, что успокоил информаторов, но не обвинителя. Остроумное загадочное письмо, описывающее этот случай, сохранившееся в Талмуде: [ 11 ] в основном это чистый иврит и даже включает еврейские переводы греческих имен собственных, чтобы избежать опасности возможного разглашения, если письмо попадет в руки врагов и информаторов. [ 12 ]
После своего рукоположения он отказался от должности учителя, порекомендовав вместо себя более нуждающегося друга, Авву Акры , как более достойного, чем он сам. [ 13 ] Тем самым он проиллюстрировал свою собственную доктрину о том, что сочувствовать другу в его бедах, а также разделять его радости — это божественная добродетель. [ 14 ] Позже он вступил в должность настоятеля в Кесарии, бывшей резиденции Хошая Раббы , и обосновался в так называемой Кеништа Марадта (Повстанческая синагога); [ 15 ] из которого вышли некоторые из наиболее выдающихся учителей следующего поколения. В Кесарии он разработал несколько ритуальных правил: [ 16 ] один из которых (регулирующий звучание шофара ) называет его с тех пор был принят повсеместно, и ришоним «Постановлением Р. Аббаху». [ 17 ]
Он не ограничивал свою деятельность Кесарией, но посещал и преподавал во многих других еврейских городах. [ 18 ] В этих путешествиях Аббаху собрал так много галахот , что ученые обращались к нему за информацией по обсуждаемым вопросам. [ 19 ] Во время этих путешествий он старался соблюдать все местные постановления, даже если такое соблюдение влекло за собой обвинение в непоследовательности. [ 20 ] С другой стороны, там, где этого требовали обстоятельства, он не щадил даже князей своего народа. [ 21 ] Однако там, где строгое изложение законов создавало трудности для простых людей, он не гнушался изменять решения своих коллег на благо общества. [ 22 ] Что касается его самого, то он был очень строг в соблюдении законов. Однажды он заказал самаритянского вина, но впоследствии услышал, что самаритяне уже не строго соблюдают законы питания. С помощью своих коллег ( Хийя бар Абба , раввин Амми и раввин Асси) он исследовал этот отчет и, убедившись в его обоснованности, постановил, что самаритяне приравниваются к язычникам во всех ритуальных целях. [ 23 ]
Аббаху и Хийя бар Абба
[ редактировать ]Главной чертой Аббаху, по-видимому, была скромность. Читая лекции в разных городах, он встретил Р. Хийя бар Аббу , который читал лекции на сложные галахические темы. Когда Аббаху произносил популярные проповеди, люди, естественно, толпились, чтобы послушать его, и покинули галахиста. При этом явном пренебрежении Хийя выразил огорчение, и Аббаху поспешил утешить его, сравнив себя с торговцем блестящими нарядами, которые всегда привлекали взоры масс, в то время как его соперник был торговцем драгоценными камнями, достоинства и ценность которых были оценит только знаток. Эта речь не имела желаемого эффекта, и Р. Аббаху проявил особое уважение к своему обиженному коллеге, следуя за ним до конца дня. «Какая, — сказал Аббаху, — моя скромность по сравнению со скромностью Аввы Акры, который даже не упрекает своего переводчика за то, что он вставил свои собственные комментарии в объяснения лектора». Когда его жена сообщила ему, что жена его переводчика хвалилась величием своего мужа, Авбаху просто сказал: «Какая разница, кто из нас действительно больше, если через нас обоих прославляется небо?» [ 24 ] Свой жизненный принцип он выразил в изречении: «Пусть человек всегда будет из гонимых, а не из гонителей; ибо среди птиц нет более гонимых, чем горлицы и голуби, и Писание объявляет их достойными жертвенника» . ." [ 25 ]
Спустя годы
[ редактировать ]У Аббаху было два сына, Зейра и Ханина. Некоторые писатели приписывают ему третьего сына, Авими. [ 26 ] Аббаху отправил Ханину в академию в Тивериаде, где тот учился, но юноша занялся погребением умерших , и, услышав об этом, отец послал ему укоризненное послание в таком лаконичном стиле: «Не потому ли, что есть в Кесарии нет могил [ 27 ] что я отправил тебя в Тверию? Обучение должно предшествовать практике». [ 28 ] Авбаху оставил после себя ряд учеников, наиболее выдающимися среди которых были вожди 4-го аморейского поколения Р. Иона и Р. Хосе . После смерти Аббаху траур был настолько велик, что, как говорили, «даже статуи Кесарии плакали». [ 29 ]
Против христиан
[ редактировать ]Р. Аббаху, хотя и был выдающимся галахистом, более известен как агадист и полемист. У него было много интересных споров с христианами своего времени. [ 30 ] Иногда эти споры носили юмористический характер. Так, еретик по имени Сасон (=Радость) однажды заметил ему: «На том свете твоему народу придется черпать для меня воду; ибо так написано в Библии : [ 31 ] «С радостью вы будете черпать воду». На это рабби Аббаху ответил: «Если бы в Библии было сказано «от радости» [ le-sason ], это означало бы то, что вы говорите, но поскольку там сказано «с радостью» [ be- sason ], это значит, что мы сделаем бутылки из твоей кожи и наполним их водой». [ 32 ] Эти споры, хотя и навязанные ему, вызвали негодование, и даже сообщалось, что его врач, Иаков Раскольник ( Минаах ) , медленно отравлял его, но раввин Амми и раввин Асси вовремя обнаружили преступление. [ 33 ]
Христианин ( Мина ) однажды спросил Аббаху: «Когда придет твой Мессия?» тоном насмешки. Аббаху ответил: «Когда ты будешь окутан тьмой, ибо сказано: [ 34 ] «Вот, тьма покроет землю, и мрак — народы; тогда восстанет над тобою Господь, и слава Его явится на тебе». [ 35 ] Христианин пришел к Аббаху с придирчивым вопросом: «Как мог ваш Бог в Своей священнической святости похоронить Моисея, не предусмотрев очистительных обрядов, а океаны объявлены недостаточными?» [ 36 ] Аббаху ответил: «Разве здесь не сказано: «Господь придет с огнем»? [ 37 ] 31:23 , огонь — это истинный элемент очищения Согласно Числам ». [ 38 ] Другой вопрос того же характера: «Почему хвастливое заявление: «Какой народ на земле подобен Твоему народу Израилю?» [ 39 ] поскольку мы читаем: «Все народы — ничто пред Ним»?» [ 40 ] Аббаху ответил: «Разве мы не читаем об Израиле, он «не будет причислен к народам»?» [ 41 ]
Аббаху сделал примечательное исключение в отношении Тосефты заявления о том, что Гильоним (Евангелия) и другие книги еретиков ( Миннин ) не следует спасать от пожара в субботу : «книги тех, [написанных Миннином для цель дебатов с евреями] в Абидане может быть спасена, а может и нет». [ 42 ] Что касается строки « Барух Шем Кевод Малхуто » («Да будет благословенно Имя Его славного Царства»), читаемой после Шма , Аббаху говорит, что в Палестине, где христиане ищут спорные моменты, эти слова следует произносить вслух (чтобы евреев обвиняют в молчаливом вмешательстве в единство Бога, провозглашенное в Шма ), тогда как в вавилонском городе Нехардея , где не христиане, слова произносятся тихим голосом. [ 43 ] Проповедуя прямо против христианской догмы, Авбаху говорит: «Царь из плоти и крови может иметь отца, брата или сына, который разделяет или оспаривает его владычество, но Господь говорит: «Я Господь, Бог твой! Я есмь первый, то есть у меня нет отца; и я последний, то есть у меня нет брата, и кроме меня нет Бога, то есть у меня нет сына». [ 44 ] Его комментарий к Числам 23:19 имеет еще более полемический тон: [ 45 ] «Бог не человек, чтобы Ему лгать, и не сын человеческий, чтобы Ему каяться; если человек говорит: «Я Бог», то он лжец; если он говорит: «Я сын человеческий, у него будет причина сожалеть об этом; и если он скажет: «Я поднимусь на небо», то он сказал [ что-то ], но не сдержит своего слова». [ 46 ]
Некоторые из его споров по христианским богословским темам, например об Адаме , [ 47 ] о Енохе , [ 48 ] и о воскресении, [ 49 ] менее ясны и непосредственны. [ 50 ]
Другой Аббах
[ редактировать ]упоминается еще несколько Абаху В Талмудимах и Мидрашах , среди которых выделяется Аббаху (Абуха, Айбут) б. Ихи (Иттай), вавилонский галахист, современник Самуила и Анана , [ 51 ] и брат Миньямина (Биньямина) бар Ихи. Хотя этот Аббаху неоднократно обращался к Самуилу за информацией, Самуил, в свою очередь, узнал от него многие галахоты. [ 52 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Йерушалми Берахот 2:1, стр. 4b в издании Даниэля Бомберга , венецианском ( Венецианская типография Йерушалми Берахот (Бомберги), Берахот, стр. 4 Tor B. Архивировано 28 февраля 2014 г., в Wayback Machine ), 12b в текущих изданиях. ( Йерушалми Берахот стр. 12б ); Гиттина 44б , Батра 39а . Бава
- ^ Йерушалми Шаббат 8:1, стр. 11a в венецианском издании Бомберга ( Йерушалми Шаббат, Венецианское издание (Бомбирги), Шаббат, стр. 11, столбец A. Архивировано 6 октября 2014 г., в Wayback Machine ), 54b в текущих изданиях ( Йерушалми Шаббат, стр. 2 ) ; Йерушалми Песахим :1, стр. 37c в издании Бомберга венецианском 10 .
- ^ Йерушалми Терумот 43c в издании венецианском Бомберга страница 5 : 3, 5:1 в текущих выпусках
- ^ свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Аббаху ». Британская энциклопедия . Том. 1 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 9. Одно или несколько предыдущих предложений включают текст из публикации, которая сейчас находится в
- ^ Йерушалми Сота, глава 7, 21б.
- ^ Йерушалми Шаббат, глава 6, 7d; Йерушалми Сота, глава 9, 24в; Синедрион 14а
- ^ Экклезиаст 7:18 ; сравнить Таргум Онкелос
- ↑ Экклезиаст Раба — 7:18.
- ^ Бава Меция 84а; Йерушалми Бава Меция глава 4, 9д
- ^ Хагига 14а; Кетубот 17а
- ^ Йерушалми Мегила, глава 3, 74а.
- ^ Сравните Эрувин 53б
- ^ Сота 40а
- ^ Тан. , Ваешев , изд. Бубер , 16 лет
- ^ Иерусалимский, Назорей глава 7, 56а; Иерусалимский Синедрион, глава 1, 18а; сравните Иосифа Флавия , Б. Дж. II. 14, § 5; Ястроу , дикт. п. 838
- ^ Йерушалми Демаи, глава 2, 23а, RH 34а.
- ^ « Такканат Р. Аббаху »; ср. Махзор Витри , Берлин , 1893, с. 355
- ^ Йерушалми Берахот, глава 8, 12а; Йерушалми Шаббат глава 3, 5c
- ^ Йерушалми Шаббат, глава 8, 11а; Йерушалми Евамот глава 1, 2г
- ^ Йерушалми Берахот, глава 8, 12а; Йерушалми Бейца глава 1, 60d
- ^ Йерушалми Авода Зара глава 1, 39b
- ^ Шаббат 134б; Йерушалми Шаббат глава 17, 16б; Йерушалми Моэд Катан глава 1, 80б
- ^ Йерушалми Авода Зара, глава 5, 44d; Халлин 6а
- ^ Сота 40а
- ^ Бава Камма 93а
- ^ Бахер , Агада вавилонских амореев
- ^ Сравните Исход 14:11.
- ^ Йерушалми Песахим, глава 3, 30б.
- ^ Моэд Катан 25b; Йерушалми Авода Зара глава 3, 42в
- ^ Шаббат 152б; Синедрион 39а; Авода Зара 4а
- ^ Исаия 12:3
- ^ Сукка 48б
- ^ Авода Зера 28а
- ^ Исаия 60:2
- ^ Синедрион 99а
- ^ Исаия 40:12
- ^ Исаия 64:15
- ^ Синедрион 39а
- ^ 2 Царств 7:23
- ^ Исаия 40:17
- ^ Синедрион , как указано выше
- ^ Шаббат 116а и Раши комментарий (на иврите/арамейском языке)
- ^ Песахим 56а, Песахим Ну А и комментарий Раши (на иврите/арамейском языке)
- ^ Исаия 44:6; Исход 29
- ^ Одно или несколько предыдущих предложений включают текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Певец, Исидор ; и др., ред. (1901–1906). «Аббаху» . Еврейская энциклопедия . Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс . Проверено 18 июня 2013 г.
- ^ Йерушалми Таанит 2:1, конец, страница 65b в венецианском издании Бомберга; Йерушалми, гравюра Винаяка (Бомбирги), Таания, полная страница в архиве от 5 марта 2016 г., в Wayback Machine (на иврите/арамейском языке); 9а в текущих изданиях Йерушалми Таанит, стр. 10 (на иврите/арамейском языке)
- ^ Ялкут Шимони , Бытие 47
- ^ Бытие Раба 25
- ^ Шаббат 152б
- ^ See Bacher, Agada der Pal. Amor. ii. 97, 115-118
- ^ Эрувин 74а
- ^ Назира 24б; Бава Меция 14а; 75а
Одно или несколько предыдущих предложений включают текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Певец, Исидор ; и др., ред. (1901–1906). «Аббаху» . Еврейская энциклопедия . Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс . Проверено 18 июня 2013 г. Имеет следующую библиографию:
- Грец, Геш. д. Евреи, 2 изд., IV. 304, 307–317;
- Йост, бизнес об иудаизме и его сектах , II.161-164;
- Франкель, Мебо , стр. 58а-60;
- Вайс , Дор , III. 103–105;
- Bacher, Ag. Pal. Amor. ii. 88–142.