Иуда II
Иуда II или Несия I был еврейским мудрецом, жившим в Тверии в Земле Израиля в середине третьего века нашей эры.
Он упоминается в классических иудаистских произведениях Устной Торы , Мишне и Талмуде . Там его по-разному называют «Иуда», «Иуда Несиа» (= «ха-Наси»), а иногда и « раввин », как и его деда Иуда хаНаси . Поскольку Иуда III также обозначается как «Иуда Несия», часто бывает трудно, а иногда и невозможно определить, о каком из этих патриархов идет речь.
Биография
[ редактировать ]Молодость
[ редактировать ]Сохранились различные рассказы о юности Иуды, относящиеся к нему и его брату Гиллелю. В юности Иуда и Гилель посещали Кабул и Бири, каждый раз ведя себя так, что оскорбляло местное население. [ 1 ]
Отношения с другими учеными
[ редактировать ]Особенно дружеские отношения у него были с Осаией . [ 2 ] Вместе с раввином Джошуа бен Леви он помогал в Лаодикии принять женщину-прозелитку в иудаизм. [ 3 ] Джонатан б. Елеазар был его спутником в банях Гадары . [ 4 ] Отношения между патриархом и раввином Йохананом , руководителем Тивериадской академии , по-видимому, были дружескими; [ 5 ] Йоханан принял регулярную материальную поддержку, предлагаемую ему Иудой. [ 6 ] Йоханан также убедил Иуду посетить Шимона бен Лакиша , бежавшего из Тверии из-за оскорбительных замечаний в отношении достоинства патриархата, и пригласить его вернуться. [ 7 ]
В другой раз именно Шимону бен Лакишу удалось смягчить негодование Иуды по отношению к смелому проповеднику Хосе из Маона, осуждавшему жадность патриархального дома. [ 8 ] Более того, Шимон бен Лакиш, похоже, призывал патриарха к бескорыстию, говоря: «Ничего не берите, чтобы вам не пришлось ничего давать [римским властям]». [ 9 ] Симеон бен Лакиш также напомнил Иудее о необходимости обеспечения начального образования в различных городах, ссылаясь на поговорку: «Город, в котором нет школ для детей, обречен на разрушение». [ 10 ]
Стоя среди других ученых
[ редактировать ]Власть Иуды как патриарха не была абсолютной: он не мог осуществить свое намерение пропустить день поста Тиша бе-Ав , когда он приходился на субботу. [ 11 ] Современники не считали его равным в учености, как следует из любопытной встречи между ним и Р. Яннаи . [ 12 ]
Однако Иуда не был таким уж незначительным, как могло показаться из этого, поскольку Шимон бен Лакиш (который не был его учеником) передал целый ряд галахических учений от имени «Иуды Несиа». [ 13 ] Шимон бен Лакиш, несомненно, пережил Иудею и повторил свои традиции. Шимон также передал некоторые агадические учения Иуды. [ 14 ] В отрывке (Назир 20в), в котором Симеон бен Лакиш упоминается как «сидящий перед Иудой» и поясняется мидраш, говорится о нем не как об ученике, а как о члене коллегии. Эту точку зрения поддерживает Авода Зара 6б, где говорится о Шимоне как о «сидящем пред Иудой Несия»; здесь патриарх спрашивает Шимона, что делать в том или ином случае, и Шимон явно предстает лучшим галахистом, а не учеником Иуды.
Отношения Иуды с учеными его времени вытекают из следующего разногласия между Иудой и раввинами: «Один сказал: «Время приспособлено к вождю [ парнасу ]»; другой сказал: «Лидер приспособлен ко времени»» . [ 15 ] Вероятно, именно Иуда сказал, что лидер адаптирован к времени и что его нельзя винить в собственной недееспособности. В вышеупомянутой встрече Иуды и Иосифа из Маона [ 16 ] именно Хосе сказал: «Как время, так и принц».
В другой раз Иуда открыто признал свою недееспособность. Однажды во время засухи он приказал поститься и тщетно молился о дожде. Тогда он сказал: «Какая разница между Самуилом из Рамы [ 17 ] и Иуда, сын Гамалиила ! Горе времени, имеющему такой колышек, и горе мне, что я пришел в такое время!» Вследствие этого самоуничижения вскоре пошел дождь. [ 18 ]
Отношения с Оригеном
[ редактировать ]Грец отождествляет брата Иуды Гиллеля с «патриархом Йоллом», с которым Ориген беседовал в Кесарии на библейские темы. [ 19 ] Но поскольку сам Гиллель не был патриархом, можно предположить, что с Оригеном беседовал именно Иуда. Ориген, вероятно, неправильно прочитал ΙΟϒΛΟΣ ( Йоул ) вместо ΙΟϒΔΑΣ ( Иуда ). Это предположение согласуется с упомянутым выше утверждением о близких отношениях Осаии с патриархом, ибо можно предположить как факт, что Осаия имел контакт с Оригеном в Кесарии. [ 20 ]
Учения
[ редактировать ]В галахической традиции Иуда II был особенно известен тремя постановлениями, изданными им и его академией; одно из этих постановлений касалось реформы законов о разводе . [ 21 ] Особенно знаменит был указ, разрешающий использование масла, приготовленного язычниками, включенный в Мишну той же формулой, которая использовалась в связи с указами Иуды ха-Наси — «Равви и его суд разрешили». [ 22 ] Это постановление, отменявшее старый закон, было признано авторитетным в Вавилонии Самуилом , а впоследствии и Равом , который поначалу колебался принять его. [ 23 ] Симлай , известный агадист, пытался убедить Иуду отменить также запрет на употребление хлеба, приготовленного язычниками. Иуда, однако, отказался сделать это, заявив, что не желает, чтобы его академию называли «проигравшим судом». [ 24 ]
Кавычки
[ редактировать ]- Если бы не дыхание детей в доме их учителя, мир не мог бы существовать. [ 25 ]
См. также
[ редактировать ]- Иуда I — мудрец в пятом поколении танайский .
- Иуда III — мудрец 4-го поколения аморайский .
- Иуда IV — аморайский мудрец в шестом поколении.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Тосефта Моед Каттан 2:8; Йерушалми Песахим 30д; Песахим 51а
- ^ См. Йерушалми Евамот 9б; Йерушалми Бейца 60d, внизу; Бава Камма 19б; в другой версии Йерушалми Бава Камма 2д; Йерушалми Мегилла 70д; Мегила 7а,б; в Песахим 87б, где Осаия по требованию патриарха опровергает враждебное мнение о еретиках, Иуда I вероятно, имеется в виду ; см. Бахер, «Ag. Pal. Amor». я. 96
- ^ Йерушалми Евамот 8д
- ^ Ерушалми Кидушин 64д
- ^ Таанит 24а
- ^ Сота 21а
- ^ Йерушалми Синедрион 19d; Йерушалми Хорайот 47а; Мидраш Сэму. 7
- ^ Йерушалми Синедрион 20d; Бытие Раба 80
- ^ Бытие Раба 70
- ^ Шаббат 119б; см. Бахер, lci 347.
- ^ Йерушалми Мегилла 70б; Мегилла 5б
- ^ См. Бава Батра 111a,b; другая версия встречается в Йерушалми Синедрионе 16а, где раввин Йоханан сопровождает Янная.
- ^ то есть, Джуд II; см. «Седер ха-Дорот» под ред. Маскелисон, II. 177; Халеви, «Дорот ха-Ришоним», II. 30 и далее.
- ^ См. Шаббат 119б; Йерушалми Моед Каттан 82c
- ^ Арачин 17а
- ^ Бытие Раба 80; Йерушалми Синедрион 20д
- ^ Ссылаясь на I Царств 12:18.
- ^ Таанит 24а
- ^ Ориген о псалмах, i. 414; см. Грец, «Геш». 2-е изд., IV. 250, 483; «Ежемесячно», 1881 г., стр. 443 и след.
- ^ "Monatsschrift", ЖК; «JQR» III. 357–360; Бахер, «Советник. Любовь». я. 92
- ^ Йерушалми Гиттин 48d; Ты ушел 46b
- ^ Авода Зара 2:9; сравните Тосефта Авода Зара 4:11
- ^ См. Йерушалми Авода Зара 41d; Авода Зара 37а
- ^ Авода Зера 37а
- ^ Шаббат 119б
В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Певец, Исидор ; и др., ред. (1901–1906). «ИУДА II» . Еврейская энциклопедия . Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс. со следующей библиографией:
- Грец, Геш. 2-е изд., IV. 241 и последующие;
- Франкель, Мебо, стр. 92а и последующие;
- Вайс, Дор, III. 65 и последующие;
- Халеви, Дорот ха-Ришоним, ii. 36 и далее. и пассим;
- Бахер, Аг. Пал. Любовь. iii. 581.