Абба Ариха
Абба Ариха | |
---|---|
אַבָּא אריכאОтец Арича | |
Рожденный | Рав Отец Ночной Глаз 175 |
Умер | 247 |
Национальность | еврейский |
Занятие | Раввин |
Известный | Стипендия ( амораим ) для талмудических академий в Вавилонии. |
Раввинские эпохи |
---|
Абба бар Айбо ( арамейский : Рав ), широко известный как Абба Ариха. 175-247 гг. н.э. [ 1 ] или просто Рав ( רַב ) — еврейский амор III века. Он родился и жил в Кафри , Асористан , в Сасанидской империи .
В Суре Ариха установил систематическое изучение раввинских традиций , что, используя Мишну в качестве основополагающего текста, привело к составлению Талмуда . [ 2 ] С него начался длительный период господства престижных талмудических академий в Вавилонии. [ 3 ] около 220 года. В Талмуде он часто ассоциируется с Самуилом из Нехардеи , товарищем-амора, с которым он обсуждал многие вопросы.
Биография
[ редактировать ]Его фамилия Ариха (англ. The Tall ), [ 4 ] он был обязан своему росту, который превосходил рост его современников. [ 5 ] [ 6 ] Другие, читая Ареху , считают ее почетным званием «Лектор». [ 7 ] [ 6 ] В традиционной литературе он упоминается почти исключительно как Рав , «Учитель» (и его современники, и потомки признавали в нем мастера), точно так же, как его учитель, Иуда Ханаси , был известен просто как Раввин . Его называют рабби Абба только в таннаитской литературе. [ 8 ] [ 6 ] где сохранился ряд его изречений. Он занимает среднее положение между таннаимами и амораимами , и ему предоставляется право, редко уступаемое тому, кто является всего лишь амора , оспаривать мнение танна . [ 9 ] [ 6 ]
Рав был потомком знатной вавилонской семьи, которая утверждала, что ведет свое происхождение от Шимея , брата царя Давида . [ 10 ] [ 6 ] Его отец, Айбо, был братом Хийи Великого , жившего в Палестине , и был весьма уважаемым учёным в коллегиальном кругу патриарха Иуды ха-Наси. Благодаря общению в доме своего дяди, а затем в качестве ученика своего дяди и члена академии в Сепфорисе Рав приобрел такое знание традиции, что сделал его выдающимся ее представителем в Вавилонии. Еще при жизни Иуды ха-Наси Рав, получив сан учителя (с некоторыми ограничениями), [ 11 ] ), вернулся в Асористан, называемый в еврейских писаниях «Вавилонией», где он сразу же начал карьеру, которой суждено было ознаменовать эпоху в развитии вавилонского иудаизма. [ 6 ]
В анналах вавилонских школ год его прибытия записан как отправная точка хронологии талмудической эпохи. Это был 530-й год эры Селевкидов и 219-й год нашей эры . Местом своей деятельности Рав сначала выбрал Нехардею , где эксиларх назначил его агораномосом , или хозяином рынка, а раввин Шела сделал его лектором ( амора ) своего колледжа. [ 12 ] [ 6 ] Затем он переехал в Суру , на Евфрате , где основал собственную школу, которая вскоре стала интеллектуальным центром вавилонских евреев. Будучи известным учителем Закона и имеющим множество учеников, пришедших со всех концов еврейского мира, Рав жил и работал в Суре до своей смерти. Самуил из Нехардеи , другой ученик Иуды хаНаси, в то же время принес академии в Нехардее высокую степень процветания; Фактически, именно в школе Рава еврейское образование в Вавилонии обрело свой постоянный дом и центр. Деятельность Рава сделала Вавилонию независимой от Палестины и придала ей то преобладающее положение, которое ей суждено было занимать на протяжении нескольких столетий. [ 6 ]
О личной жизни Рава известно немного. То, что он был богат, кажется вероятным; поскольку он, по-видимому, какое-то время занимался торговлей, а затем сельским хозяйством. [ 13 ] [ 6 ] Его называют сыном дворянина. [ 14 ] но неясно, является ли это ласковым словом или правдивым описанием его статуса. Раши говорит нам, что его описывают как сына великих людей. Он пользовался большим уважением как у язычников , так и у евреев Вавилонии, о чем свидетельствует дружба, существовавшая между ним и последним императором парфянским Артабаном IV . [ 15 ] [ 6 ] На него глубоко повлияла смерть Артабана в 226 году и падение парфянских правителей, и, похоже, он не искал дружбы с Ардаширом I , основателем Сасанидской империи , хотя Самуил Нехардеа, вероятно, сделал это. [ 6 ]
Благодаря замужеству одной из своих дочерей Рав стал близким родственником семьи эксиларха. Ее сыновья, Мар Укбан и Неемия, считались представителями высшей аристократии. У Рава было много сыновей, некоторые из которых упоминаются в Талмуде, самым выдающимся из которых является старший, Чийя. Чийя, однако, не сменил своего отца на посту главы академии: этот пост достался ученику Рава Раву Хуне . Два его внука последовательно занимали должность эксиларха . [ 16 ] [ 6 ]
Рав умер в преклонном возрасте, глубоко оплакиваемый многочисленными учениками и всем вавилонским еврейством, которое он поднял из сравнительного незначительного положения на лидирующее положение в иудаизме. [ 17 ] [ 6 ]
Наследие
[ редактировать ]Метод обработки традиционного материала, которому Талмуд обязан своим происхождением, был установлен в Вавилонии Равом. Этот метод принимает Мишну Иуды ха-Наси в качестве текста или основы, добавляя к ней другие таннаитские традиции и извлекая из них теоретические объяснения и практические применения религиозного Закона. Юридические и ритуальные заключения, записанные от имени Рава, и его споры с Самуилом составляют основную часть Вавилонского Талмуда . Его многочисленные ученики, некоторые из которых были очень влиятельными и которые по большей части также были учениками Самуила, расширяли и, в качестве наставников и посредством своих дискуссий, продолжали дело Рава. В вавилонских школах Рава справедливо называли «нашим великим учителем». Рав также оказал большое благотворное влияние на моральные и религиозные условия своей родной страны, не только косвенно через своих учеников, но и непосредственно благодаря строгости, с которой он подавлял злоупотребления в вопросах брака и развода, а также осуждал невежество и небрежность. в вопросах ритуального соблюдения. [ 6 ]
Рав, по преданию, нашел открытое, заброшенное поле и огородил его. [ 18 ] [ 6 ]
Учения
[ редактировать ]уделял литургии синагоги Особое внимание он . [ 6 ] Молитва Алейну впервые появилась в рукописи литургии Рош ха-Шана Рава. Он включил его в службу муссаф на Рош ха-Шана как пролог к части Амиды, посвященной Царству . По этой причине некоторые приписывают Раву авторство или, по крайней мере, редактирование Алейну. [ 19 ] В этой благородной молитве проявляются глубокое религиозное чувство и возвышенная мысль, а также умение использовать иврит . естественно, выразительно и классически [ 20 ] [ 6 ]
Многие записанные о нем гомилетические и этические высказывания демонстрируют аналогичные способности. Величайший агадист среди вавилонских амораев , он единственный из них, чьи агадические высказывания приближаются по количеству и содержанию к палестинским агадистам. Иерусалимский Талмуд сохранил большое количество его галахических и агадических высказываний; и палестинские мидраши также содержат многие из его агадот . Рав произносил гомилетические речи как в бейт-мидраше, так и в синагогах. Особенно он любил обсуждать в своих проповедях события и персонажи библейской истории; и многие красивые и подлинно поэтические украшения библейских записей, ставшие общим достоянием агады , являются его творениями. Его агада особенно богата мыслями о нравственной жизни и отношениях людей друг к другу. [ 6 ] Некоторые из этих учений можно процитировать здесь:
- «Заповеди Торы были даны только для очищения нравственности людей» [ 21 ]
- «То, что нельзя делать публично, запрещено даже в самой секретной комнате» [ 22 ]
- «В будущем человек даст суд и отчет за все, что видел его глаз и чего он не ел». [ 23 ]
- «Кто лишен жалости к ближнему своему, тот не сын Авраама » [ 24 ]
- «Лучше броситься в огненную печь, чем публично опозорить ближнего». [ 25 ]
- «Никогда не следует обручаться с женщиной, не увидев ее; впоследствии можно обнаружить в ней недостаток, из-за которого можно возненавидеть ее и тем преступить заповедь: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя»» [ 26 ]
- «Отец никогда не должен отдавать предпочтение одному ребенку перед другим; пример Иосифа показывает, к каким плохим последствиям это может привести».
- «Пока финики еще в краях твоей юбки, беги с ними на винокуренный завод!» [То есть, прежде чем тратить то, что у него есть, пусть он превратит это во что-то более продуктивное] [ 27 ]
- «Получите оплату. Доставьте товар!» [т.е. не продавать в кредит] [ 28 ]
- «[Лучше попасть] под недовольство Измаила (т.е. арабов), чем [недовольство] Рима; [лучше прийти] под недовольство Рима, чем [недовольство] перса; [лучше прийти] под неудовольствие перса, чем [неудовольствие] ученика Мудрецов; [лучше подвергнуться] неудовольствию ученика Мудрецов, чем [неудовольствию] сироты и вдовы». [ 29 ]
- «Человек должен всегда заниматься словами Закона и заповедями, даже если это не ради них самих. Ибо в конце концов он сделает это ради них самих». [ 30 ]
- «Человек всегда должен осматриваться в поисках [хорошего] города, заселение которого началось совсем недавно, учитывая, что, поскольку его поселение [относительно] новое, то и беззаконий в нем немного». [ 31 ]
- «Ученик Мудрецов должен иметь в себе одну восьмую от одной восьмой гордости [и не более]». [ 32 ]
Рав любил Книгу Экклезиастика ( Сирах ) и предостерег своего ученика Хамнуна Сабу от неоправданного аскетизма, цитируя ее совет о том, что, учитывая бренность человеческой жизни, не следует презирать блага этого мира. [ 33 ]
О небесных радостях будущего он имел обыкновение говорить в следующих поэтических словах: [ 6 ]
Ничто на земле не сравнится с будущей жизнью. В мире грядущем не будет ни еды, ни питья, ни торговли, ни труда, ни ненависти, ни зависти; а праведники будут сидеть с венцами на головах и радоваться сиянию Божественного Присутствия. [ 34 ]
Рав также уделял много внимания мистическим и трансцендентным размышлениям относительно Маасе Берешит, Маасе Меркабы и Божественного Имени . Многие из его важных высказываний свидетельствуют о его склонности в этом направлении. [ 35 ] [ 36 ]
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Шерира Гаон (1988). Иггеры рава Шериры Гаона . Перевод Носсона Довида Рабиновича. Иерусалим: Школьное издательство раввина Джейкоба Джозефа - Институт Ахават Тора, Мознаим. п. 96. OCLC 923562173 .
- ^ свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Абба Арика ». Британская энциклопедия . Том. 1 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 8. Одно или несколько предыдущих предложений включают текст из публикации, которая сейчас находится в
- ^ Остерли и Бокс 1920 .
- ^ «Чуллин 137б:13» . www.sefaria.org . Проверено 5 марта 2021 г.
- ^ «Нидда 24б:21» . www.sefaria.org . Проверено 5 марта 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с ( Певец 1901–1906 )
- ^ Вайс, Дор, 3:147; Ястроу, Словарь под словом
- ^ Например, Тосефта Бейца 1:7.
- ^ Бава Батра 42а и другие места.
- ^ Синедрион 5а; Кетубот 62б
- ^ Синедрион 5а
- ^ Иерусалимский Талмуд Бава Батра 5 15а; Йома 20б
- ^ Халлин 105а
- ^ Шаббат 29а
- ^ Авода Зара 10б
- ^ Халлин 92а
- ^ Шаббат 110а, Моэд Катан 24а
- ^ Халлин 110а
- ^ Джейкобсон, Б.С., Сидур в будние дни: изложение и анализ его структуры, содержания, языка и идей (2-е изд., Тель-Авив, Sinai Publ'g), стр. 307; Нулман, Мэйси, Энциклопедия еврейской молитвы (1993, Нью-Джерси, Джейсон Аронсон), стр. 24.
- ^ Иерусалимский Талмуд Рош ха-Шана 1 57а
- ^ Бытие Раба 44
- ^ Шаббат 64б
- ^ Иерусалимский Талмуд , Кидушин 4:12.
- ^ Бейца 32б
- ^ Устье Меции 59а
- ^ Кидушин 41а
- ^ Песахим 113а
- ^ Песахим 113а
- ^ Шаббат 11а
- ^ Синедрион 105б; Песахим 50б
- ^ Шаббат 10б
- ^ Сота 5а
- ^ Эрувин 54а
- ^ Берахот 17а
- ^ Хагига 12а, Кидушин 71а
- ^ Певица 1901–1906 .
Источники
[ редактировать ]- В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Певец, Исидор ; и др., ред. (1901–1906). «Абба Арика» . Еврейская энциклопедия . Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс.
- Остерли, горе; Бокс, GH (1920), Краткий обзор литературы раввинского и средневекового иудаизма , Нью-Йорк, Нью-Йорк: Берт Франклин .