Раввин Исаак Наппаха
Раввин Исаак Наппаха (ивр. Рабби Ицхак Наппаха , רבי יצחק נפחא), или Исаак-кузнец , — раввин III—IV веков (второе поколение амореев ), живший в Галилее .
Имя
[ редактировать ]Он встречается под именем «Наппаха» только в Вавилонском Талмуде , но не в Талмуде Йерушалми . В более поздней мидрашеной литературе его зовут Ицхак Наппаха, тогда как в более старых произведениях его называют только Р. Ицхак.
В Вавилонском Талмуде он отождествляется с различными другими ицхаками. [ 1 ] а поскольку это произошло по произволу более позднего амора, настоящее имя его отца уже невозможно определить.
Что касается имени «Наппаха» (кузнец), то жил Ицхак постарше с таким же именем, [ 2 ] который был богат и, как говорят, владел пятью дворами в Уше. Однако пока не удалось установить какую-либо связь между ними. Если бы старший был предком этого Ицхака, младший вполне мог унаследовать это имя, даже не занимаясь этим ремеслом.
Биография
[ редактировать ]Он был учеником Йоханана бар Наппаха . [ 3 ] Рейш Лакиш однажды использовал сходство их имен как материал для игры слов. [ 4 ] Дочь Исаака вышла замуж за вавилонского амора Паппи. [ 5 ] Предание гласит, что он преподавал в Антиохии. [ 6 ]
Хотя он был учеником Йоханана бар Наппаха , его связи с Йохананом указаны только в одном отрывке, где рассказывается о его однажды явлении перед Йохананом. [ 7 ] Как традиционалист агады Иоханана, он появляется только в Вавилонском Талмуде. [ 8 ] В Вавилонии он находился лишь временно, вероятно, вскоре после смерти Иоханана; и там он посетил дом эксиларха, [ 9 ] вместе с Равом Шешетом [ 9 ] и рав Йосеф . [ 10 ] Рава цитирует его имя; [ 11 ] но иногда традиция утверждает, что неизвестно, принадлежат ли эти высказывания Ицхаку или Раве. [ 12 ] Раввин бар Адда также цитирует свое имя. [ 13 ]
Первоначально его дом находился в Кесарии , но затем он отправился в Тверию жить . Он был тесно связан с раввином Амми , с которым часто обсуждал галахические вопросы; [ 14 ] и вместе они иногда выносили решения по вопросам, касающимся религиозного права. [ 15 ] Ицхак, Аббаху и Ханина б. Папи сформировал судейскую коллегию. [ 16 ] Раввин Хельбо передал Ицхаку два литургических вопроса, адресованных ему из Галилеи: на первый вопрос он ответил немедленно; второе он изложил публично в академии. [ 17 ] Тезис о создании света, сформулированный анонимно, был обнародован Р. Ицхаком. [ 18 ] Он также участвовал в агадических дискуссиях с Левием II ; [ 19 ] с Аббой бар Каханой ; [ 20 ] с раввином Аха ; [ 21 ] И с Хийей бар Абба . [ 22 ] Среди тех, кто передал от имени Ицхака, были знаменитый галахист Аггей, сыновья последнего Ионафан и Азария, [ 23 ] и Лулиани бен Табрин [ 24 ]
Учения
[ редактировать ]О том, что Ицхак был большим авторитетом в Галахе, а также в Агаде, свидетельствует рассказанный анекдот, согласно которому Амми и Асси не позволяли ему говорить, потому что один хотел услышать Галаху, а другой - Агаду. [ 25 ] Поэтому, рассказав им знаменитую историю (также известную из «Басен Эзопа ») о человеке, у которого было две жены, одна из которых вырвала ему все седые волосы, потому что была молода, а другая вырвала ему черные волосы, потому что была стара, Р. Ицхак представил им агаду галахического характера, чтобы удовлетворить обоих одновременно.
Однако Ицхак посвятил себя агаде с большим рвением, поскольку считал ее необходимостью в неблагоприятных обстоятельствах, в которых находились евреи. Бедность евреев Палестины возросла до такой степени, что люди уже не ждали урожая, а ели зеленые колосья пшеницы; [ 26 ] следовательно, они нуждались в утешении и освежении души. [ 27 ] Ицхак старался сделать свои лекции максимально эффективными, и они показывают, что он был необычайно сильным ритором и искусным экзегетом.
Агадический материал Ицхака можно разделить по содержанию на следующие четыре группы:
- Пословицы и изречения: о грехах; [ 28 ] об отношении человека к Богу; [ 29 ] об отношении человека к своим собратьям; [ 30 ] о молитве; [ 31 ] относительно учебы и Закона; [ 32 ] относительно Израиля; [ 33 ] относительно народов; [ 34 ] относительно Иерусалима. [ 35 ]
- Экзегеза: общая; [ 36 ] галахический; [ 37 ] Библейские персонажи; [ 38 ] Библейские повествования [ 39 ]
- Гомилетика [ 40 ]
- Проемы; [ 41 ] максимы; [ 42 ] сравнения; [ 43 ] мессианские сюжеты; [ 44 ] эсхатология [ 45 ]
Календарь
[ редактировать ]По единодушному свидетельству ряда писателей Х века, гаон Хай б. Давид приписывал Ицхаку Наппе расчет раввинистского календаря.
Караимская традиция, заимствованная у раббанитов , приписывает Исааку объявление новых месяцев не путем наблюдения за Луной, а подобно тому, как раббаниты считали в соответствии с правилом ло, бет, далет, вау, которое означало, что Песах никогда не может начинаться в понедельник или в понедельник. Среда или пятница. [ 46 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Песахим 113б
- ^ Альфред Дж. Колач , Кто есть кто в Талмуде - 1964 Исаак Наппаха Пожилого, богатого Амора по имени Исаак иногда путают с Исааком Наппахой.
- ^ Альфред Дж. Колач Кто есть кто в Талмуде, 1964 г. «Исаак Наппаха, палестинский Амора третьего и четвертого веков, который был учеником Йоханана»
- ^ Синедрион 96а
- ^ Халлин 110а
- ^ Маркус Н. А. Бокмюль Еврейский закон в языческих церквях - Галаха и начало христианской общественной этики . Grand Rapids: Baker, 2003, стр. 54 «Действительно, Антиохия в течение нескольких столетий продолжала служить местом проживания важных религиозных лидеров; даже в аморайский период такие известные раввины, как Симлай и Исаак Наппаха, иногда упоминаются как преподаватели в городе. "
- ^ Бава Меция 24б
- ^ Берахот 62б
- ^ Jump up to: а б Кураж Каттан 24б
- ^ Рош ха-Шана 3б; Шаббат 52б
- ^ Берахот 32а; Самый дешевый 15а
- ^ Синедрион 94а; Недарим 39а; Назира 23б
- ^ Берахот 6а; Песахим 8б
- ^ Сота 34а; Менахот 11б; Хагига 26а; Берахот 41а; Йома 42б
- ^ Халлин 48б; Недарим 57б; Берахот 27а
- ^ Кетувот 84б; Авода Зара 39б; Берахот 38а,б; Бава Камма 117б; Геттин 29б
- ^ Ты ушел 60а
- ^ Бытие Раба 3, начало
- ^ Бытие Раба 19:14; Песикта Раббати 23, начало; Берахот 4а; Йерушалми Таанит 65б
- ^ Бытие Раба 43:7; Левит 2:1; Мидраш Теилим к Псалмам 49:1
- ^ Песикта Раббати 15; Бытие Раба 5:7; Иерусалимский горох 1:1 15д
- ^ Левит Раба 20:7; Пешикта Раббати 22
- ^ Бытие Раба 22:18, 40:6; Мидраш Шмуэль 22, конец
- ^ Бытие Рабба пассим; Мидраш Теилим к Псалмам 24:4; Йерушалми Мегилла 75с
- ^ Бава Камма 60б
- ↑ Бытие Раба 20:24.
- ^ Песахим 101б
- ^ Сукка 52а, б; Хагига 16а; Кидушина 31а; Берахот 25а; Рош ха-Шана 16б; Йома 87а; Бава Батра 9б; Песахима 90б
- ^ Недарим 32а; Сота 48б; Руфь Раба 1:2
- ^ Бава Меция 42а; Мегилла 28а; Бава Камма 93а
- ^ Песахим 56а; Левит Раба 30:3; Мидраш Шмуэль 1:7; Рош ха-Шана 16б; Ерушалми Кидушин 61б; Йерушалми Недарим 41б
- ^ Мегилла 6б; Левит Раба 2:1; Синедрион 21б, 24а; Халлин 91а; Йома 77а
- ^ Бытие Раба 63:8
- ^ Эстер Раба 1:10; Левит Раба 1:14; Исход Раба 38:3
- ^ Песикта Раббати 41:1; Песахима 8а
- ^ Синедрион 82а, 89а, 95б; Темура 16а; Йерушалми Рош ха-Шана 57в; Бытие Раба 53:20; Халлин 91б; Сота 48б; Бава Батра 16а
- ^ Берахот 13б; Геттин 59б; Песахим 31б; Йома 77а; Йерушалми Сота 17а
- ^ Бытие Раба 34:11, 39:7, 58:7; Ебамот 64а
- ^ Сота 34а; Второзаконие Раба 11:2; Бава Батра 91а; Мидраш Теилим к Псалмам 7:13; Синедрион 106б; Менахот 53б; Эстер Раба 3:9; Песикта Раббати 35:1
- ^ Бытие Раба 19:6, 38:7; Синедрион 96а; Бава Меция 87а; Йерушалми Сота 17б; Исход Раба 43:4; Синедрион 102а; Берахот 63б; Экклезиаст Раба 3:19; Темура 16а; Йерушалми Таанит 65б; Хорайот 10б
- ^ Бытие Раба 3:1, 59:2, 65:7; Исход Раба 32:5; Левит Раба 12:2
- ^ Бытие Раба 56:1; Второзаконие Раба 2:27; Левит Раба 34:8
- ^ Йерушалми Рош ха-Шана 57б; Левит Раба 5:6; Исход Раба 15:16; Йерушалми Берахот 13а; Бава Батра 74б
- ^ Экклезиаст Раба 1:11; Второзаконие Раба 1:19; Авода Зара 3б
- ^ Левит 13:3; Мидраш Теилим к Псалмам 49:1; Шаббат 152а; Бава Меция 83б
- ^ Моше Гиль, Давид Штрасслер Евреи в исламских странах в средние века, стр. 224 - 2004 «Караимская традиция (очевидно, заимствованная у раббанитов) о Р. Исааке Наппахе («кузнеце»): «...принятый обычай был чтобы определить начало… месяца, наблюдая за луной, но они (равваниты) начали определять вычисление в соответствии с правилом ло, бет, далет, вау (т. е. что Пасха никогда не должна начинаться в понедельник или среда, или пятница), происхождение которой неизвестно.. Это метод, изобретенный Исааком Наппахой,..»
В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Певец, Исидор ; и др., ред. (1901–1906). «ЙИХАХ НАППАХА» . Еврейская энциклопедия . Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс. Имеет следующую библиографию:
- Bacher, Ag. Pal. Amor. ii. 205-295;
- Франкель, Мебо, стр. 106b-107a;
- Хейлприн, Седер ха-Дорот, II, св;
- С. Пинскер, Liḳḳute Ḳadmoniyyot, ii. 148-151;
- Аль-Хиркисани, изд. Гаркави, в изд. Императорского Русского археологического общества, 1894 г., vii. 293;
- Вайс, Дор, III. 98 и след.