Jump to content

Хийя Великий

Хийя Великий
Персональный
Рожденный
Привет, бар Абба

что. 180 г. н.э.
Умер что. 230 г. н.э.
Религия иудаизм
Родитель
  • Абба Карсала (отец)
Секта Раввинистический иудаизм
Известные работы Тосефта
Еврейский лидер
Учитель Иуда ха-Наси
Ученики

Хийя , или Хийя Великий (ок. 180–230 гг. н. э.) ( ивр . רבי חייא, или רבי חייא הגדול) был еврейским мудрецом в Земле Израиля во время переходного поколения между Таннаической и Амораийской эрами (1-е поколение Амора). . Работая в Тверии Хийя был основным составителем « Тосефты». , Амора Земли Израиля в третьем поколении, бар Абба Хийя Он был учеником Иуды хаНаси , дядей и учителем Рава . [ 1 ]

АхаронимРишонимГеонимСавораимАмораимТаннамЗугот

Биография

[ редактировать ]

В Вавилонии

[ редактировать ]

Рабби Хийя был родом из города Капри в Вавилонии был сыном Аббы Карсалы. и [ 2 ] Он происходил из рода Шимея , брата царя Давида . [ 3 ]

Раннюю часть своей жизни он провел в Вавилонии, где женился на некоей Юдифи . От нее у него были сыновья-близнецы Иуда и Езекия (оба стали известными раввинами) и дочери-близнецы Пази и Тави. [ 4 ] Хийя был несчастлив в семейной жизни, так как его жена была землеройкой. Это настолько остро почувствовал Хийя, что, когда племянник попросил его о благословении, он сказал: «Да сохранит тебя Бог от зла, которое хуже смерти — сварливой женщины». [ 5 ] Особенно на Хийю повлияла шутка, которую она с ним сыграла. Переодевшись, она подошла к нему и спросила, распространяется ли на женщин обязанность продолжения рода человеческого; получив отрицательный ответ, она приняла наркотики, от которых она стала бесплодной. [ 4 ] Однако добродушие Хийи было настолько велико, что он завалил ее подарками, встретив удивление племянника словами, что мужчины должны проявлять благодарность своим женам за то, что они воспитывают своих детей и удерживают своих мужей от греха. [ 5 ]

В Земле Израиля

[ редактировать ]

В конце своей жизни Хийя эмигрировал в Тверию , где основал бизнес по производству шелка, который экспортировал в Тир . [ 6 ] Высокая репутация, приобретенная им в Вавилонии, опередила его в Израиле, и вскоре он стал центром коллегиального круга патриарха Иуды ха-Наси . Считая его скорее коллегой, чем учеником, Иуда относился к Хийе как к своему гостю всякий раз, когда последний случался бывать в Сепфорисе , советовался с ним и брал его с собой, когда он отправлялся в Кесарию навестить Антонина. [ 7 ] Его восхищение Хийей было настолько велико, что он говорил: «Хийя и его сыновья столь же достойны, как и патриархи». [ 8 ]

Дружба Иуды и высокое уважение к Хийе связаны в агаде с чудом. В ходе разговора с ним Иуда сказал, что если бы вавилонский эксиларх Рав Хуна , который, как считалось, был потомком Давида , пришел в Израиль, он (Иуда) уступил бы ему должность патриарха. Когда Хуна умер и его тело было доставлено в Израиль для захоронения, Хийя пошел к Иуде и сказал: «Хуна здесь», и, остановившись, чтобы заметить бледность Иуды, добавил: «Его гроб прибыл». Серьезно оскорбленный, Иуда изгнал Хийю на тридцать дней. Пока последний отсутствовал, пророк Илия, приняв черты Хийи, явился Иудее и исцелил зубную боль, от которой патриарх страдал тринадцать лет. Вскоре Иуда узнал правду об этом чудесном лекарстве, и его уважение к Хийе возросло. [ 9 ] Хийя был также близок с сыном Иуды Симеоном , с которым он выучил Псалмы . [ 10 ]

Среди израильских евреев говорили, что с приходом Хийи в Израиле не было бурь и вино не скисало. [ 11 ] Говорят, что его молитвы вызвали дождь во время засухи и заставили льва, сделавшего дороги небезопасными, покинуть Израиль. [ 12 ] Ему приписывают и другие чудеса того же рода. Особенно его хвалили вавилонские соотечественники. Симеон бен Лакиш называет его в честь двух других вавилонян, Эзры и Гиллеля , которые пришли в Израиль, чтобы возобновить изучение Торы. [ 13 ] Каким бы преувеличенным ни было это утверждение, Хийя, безусловно, очень активно способствовал развитию образования в Израиле. Он основал школы для детей и часто выступал в качестве инструктора. Рассказывают, что, когда Ханина бар Хама хвастался, что сможет восстановить Тору с помощью логики, если она будет забыта, Хийя сказал: «Я могу разработать метод, с помощью которого Тора никогда не будет забыта Израилем, потому что я принес бы семя льна Мясо их я раздавал бедным сиротам, а из шкур делал пергамент, на котором писал Тору. При этом я бы ходил в места, где нет учителей, и обучал детей». [ 14 ]

Хийя изображается в Талмуде как образец добродетели и добра. Говорят, что его дом всегда был открыт для бедных. [ 15 ] Даже его смерть связана легендой с актом благотворительности: «Ангел смерти не мог приблизиться к нему. Поэтому ангел переоделся бедняком и постучался в дверь Хийи. Хийя, как обычно, отдал приказ принести хлеб для бедных. Тогда ангел сказал: «Вы сострадаете бедным; почему бы не пожалеть меня? Отдайте мне свою жизнь и избавьте меня от необходимости приходить так много раз». Тогда Хийя сдался». [ 16 ] После его смерти, как рассказывает другая агада, с неба упали огненные камни. [ 17 ]

Деятельность Хийи в области Галахи была очень обширной. Ему и его ученику Осии принадлежит редакция традиционного галахота, который не был включен Иудой ха-Наси в Мишну . Эти галахот известны под различными названиями: «Бараитот де-рабби Хийя», «Мишнат де-рабби Хийя» и «Мишнайот Гедолот». Некоторые из них представлены в Талмуде словами «Тане Рабби Хийя» и считаются единственной правильной версией галахота, пропущенной Иудой. [ 18 ] Хийя также был автором оригинального галахота, который он вывел из Мишны по герменевтическим правилам.

Хийя, по-видимому, внес в « Сифру» редакцию таннаитского мидраша к «Левиту» , где его высказывания часто цитируются. Со времен Шериры Гаона Хийя обычно считался автором Тосефты , но это предположение было отвергнуто современными учеными на очень веских основаниях.

Хотя он был очень консервативен, он выступал против введения новых запретов: «Не делайте забор выше самого Закона, чтобы он не упал и не погубил растения». [ 19 ]

Деятельность Хийи распространялась и на агаду. Его высказывания и его споры с Симеоном бен Халафтой , Бар Каппарой , Ионафаном и Джаннаем часто цитируются в агадической литературе.

Будучи вавилонянином, Хийя ненавидел римлян, сравнивая их с отвратительными насекомыми. [ 20 ] «Бог предвидел, что евреи не смогут нести иго римлян, и поэтому назначил местом их проживания Вавилонию». [ 21 ]

Примечательны взгляды Хийи на некоторые библейские книги. По его мнению, Книга Иова — произведение нееврея. [ 22 ] и Соломон писал свои произведения в старости. [ 23 ]

Агадот Хийи особенно богат мыслями о нравственной жизни и отношениях людей друг к другу.

Хийя был врачом с высокой репутацией. Талмуд цитирует многие из его медицинских высказываний, среди которых есть описание развития эмбриона в утробе матери, что свидетельствует о значительных медицинских познаниях. [ 24 ]

  • По мере того, как постепенно будет распространяться рассвет, так постепенно будет происходить и избавление Израиля. [ 25 ]
  1. ^ «ХИЙЯ БАР АББА — JewishEncyclepedia.com» . www.jewishencyclepedia.com . Проверено 9 сентября 2016 г.
  2. ^ Синедрион 5а
  3. ^ Кетубот 62б
  4. ^ Jump up to: а б Yevamot 65b
  5. ^ Jump up to: а б Евамот 63а
  6. ^ Руфь Раба 1:17; Плач Раба 3:16; Бытие Раба 69
  7. ^ Tanhuma , Vayeshev
  8. ^ Бава Меция 85б
  9. ^ Иерусалимский Талмуд ( Кетубот 65b-66a)
  10. ^ «СИМЕОН БЕН ИУДА ХА-НАСИ I. - JewishEncyclepedia.com» . www.jewishencyclepedia.com . Проверено 21 мая 2020 г.
  11. ^ Халлин 86а
  12. ^ Бытие Раба 31
  13. ^ Сукка 20а
  14. ^ Вавилонский Талмуд ( Кетувот 103b)
  15. ^ Шаббат 151б
  16. ^ Мужество Каттан 28а
  17. ^ Вавилонский Талмуд ( Моед Каттан 25б)
  18. ^ Халлин 141а
  19. ^ Бытие Раба 19
  20. ^ Tanhuma Vayeshev 17
  21. ^ Песахим 86а
  22. ^ Йерушалми Сота 15а
  23. ^ Шир хаШирим Раба
  24. ^ Нида 25а
  25. ^ Йерушалми Берахот 3б

В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Певец, Исидор ; и др., ред. (1901–1906). «ХИЙЯ БАР АББА» . Еврейская энциклопедия . Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс. Имеет следующую библиографию:

  • Ибн ЯХья, Шалшелет ха-Каббала, 32б;
  • Хейлприн, Седер а-Дорот, ii. 128;
  • Кирхгейм, на Востоке, Лит. 611 и последующие;
  • Дж. Х. Вайс, Дор, ii. 198, 218;
  • В. Бахер, Ag. Так. Нет. 520 и последующие;
  • Баер, Жизнь и деятельность таннаита Чия, в журнале Berliner's Magazin, xvii. 115 и последующие;
  • Мильцинер, Введение в Талмуд, с. 39;
  • Халеви, Дорот и Ришоним, ii. 197.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 3e1f2b609820fa96cadcfc8ef3769e33__1721159820
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/3e/33/3e1f2b609820fa96cadcfc8ef3769e33.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Hiyya the Great - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)