Хийя Великий
Хийя Великий | |
---|---|
Персональный | |
Рожденный | Привет, бар Абба что. 180 г. н.э. |
Умер | что. 230 г. н.э. |
Религия | иудаизм |
Родитель |
|
Секта | Раввинистический иудаизм |
Известные работы | Тосефта |
Еврейский лидер | |
Учитель | Иуда ха-Наси |
Ученики |
Раввинские эпохи |
---|
Хийя , или Хийя Великий (ок. 180–230 гг. н. э.) ( ивр . רבי חייא, или רבי חייא הגדול) был еврейским мудрецом в Земле Израиля во время переходного поколения между Таннаической и Амораийской эрами (1-е поколение Амора). . Работая в Тверии Хийя был основным составителем « Тосефты». , Амора Земли Израиля в третьем поколении, бар Абба Хийя Он был учеником Иуды хаНаси , дядей и учителем Рава . [ 1 ]
Биография
[ редактировать ]В Вавилонии
[ редактировать ]Рабби Хийя был родом из города Капри в Вавилонии был сыном Аббы Карсалы. и [ 2 ] Он происходил из рода Шимея , брата царя Давида . [ 3 ]
Раннюю часть своей жизни он провел в Вавилонии, где женился на некоей Юдифи . От нее у него были сыновья-близнецы Иуда и Езекия (оба стали известными раввинами) и дочери-близнецы Пази и Тави. [ 4 ] Хийя был несчастлив в семейной жизни, так как его жена была землеройкой. Это настолько остро почувствовал Хийя, что, когда племянник попросил его о благословении, он сказал: «Да сохранит тебя Бог от зла, которое хуже смерти — сварливой женщины». [ 5 ] Особенно на Хийю повлияла шутка, которую она с ним сыграла. Переодевшись, она подошла к нему и спросила, распространяется ли на женщин обязанность продолжения рода человеческого; получив отрицательный ответ, она приняла наркотики, от которых она стала бесплодной. [ 4 ] Однако добродушие Хийи было настолько велико, что он завалил ее подарками, встретив удивление племянника словами, что мужчины должны проявлять благодарность своим женам за то, что они воспитывают своих детей и удерживают своих мужей от греха. [ 5 ]
В Земле Израиля
[ редактировать ]В конце своей жизни Хийя эмигрировал в Тверию , где основал бизнес по производству шелка, который экспортировал в Тир . [ 6 ] Высокая репутация, приобретенная им в Вавилонии, опередила его в Израиле, и вскоре он стал центром коллегиального круга патриарха Иуды ха-Наси . Считая его скорее коллегой, чем учеником, Иуда относился к Хийе как к своему гостю всякий раз, когда последний случался бывать в Сепфорисе , советовался с ним и брал его с собой, когда он отправлялся в Кесарию навестить Антонина. [ 7 ] Его восхищение Хийей было настолько велико, что он говорил: «Хийя и его сыновья столь же достойны, как и патриархи». [ 8 ]
Дружба Иуды и высокое уважение к Хийе связаны в агаде с чудом. В ходе разговора с ним Иуда сказал, что если бы вавилонский эксиларх Рав Хуна , который, как считалось, был потомком Давида , пришел в Израиль, он (Иуда) уступил бы ему должность патриарха. Когда Хуна умер и его тело было доставлено в Израиль для захоронения, Хийя пошел к Иуде и сказал: «Хуна здесь», и, остановившись, чтобы заметить бледность Иуды, добавил: «Его гроб прибыл». Серьезно оскорбленный, Иуда изгнал Хийю на тридцать дней. Пока последний отсутствовал, пророк Илия, приняв черты Хийи, явился Иудее и исцелил зубную боль, от которой патриарх страдал тринадцать лет. Вскоре Иуда узнал правду об этом чудесном лекарстве, и его уважение к Хийе возросло. [ 9 ] Хийя был также близок с сыном Иуды Симеоном , с которым он выучил Псалмы . [ 10 ]
Среди израильских евреев говорили, что с приходом Хийи в Израиле не было бурь и вино не скисало. [ 11 ] Говорят, что его молитвы вызвали дождь во время засухи и заставили льва, сделавшего дороги небезопасными, покинуть Израиль. [ 12 ] Ему приписывают и другие чудеса того же рода. Особенно его хвалили вавилонские соотечественники. Симеон бен Лакиш называет его в честь двух других вавилонян, Эзры и Гиллеля , которые пришли в Израиль, чтобы возобновить изучение Торы. [ 13 ] Каким бы преувеличенным ни было это утверждение, Хийя, безусловно, очень активно способствовал развитию образования в Израиле. Он основал школы для детей и часто выступал в качестве инструктора. Рассказывают, что, когда Ханина бар Хама хвастался, что сможет восстановить Тору с помощью логики, если она будет забыта, Хийя сказал: «Я могу разработать метод, с помощью которого Тора никогда не будет забыта Израилем, потому что я принес бы семя льна Мясо их я раздавал бедным сиротам, а из шкур делал пергамент, на котором писал Тору. При этом я бы ходил в места, где нет учителей, и обучал детей». [ 14 ]
Хийя изображается в Талмуде как образец добродетели и добра. Говорят, что его дом всегда был открыт для бедных. [ 15 ] Даже его смерть связана легендой с актом благотворительности: «Ангел смерти не мог приблизиться к нему. Поэтому ангел переоделся бедняком и постучался в дверь Хийи. Хийя, как обычно, отдал приказ принести хлеб для бедных. Тогда ангел сказал: «Вы сострадаете бедным; почему бы не пожалеть меня? Отдайте мне свою жизнь и избавьте меня от необходимости приходить так много раз». Тогда Хийя сдался». [ 16 ] После его смерти, как рассказывает другая агада, с неба упали огненные камни. [ 17 ]
Учения
[ редактировать ]Галаха
[ редактировать ]Деятельность Хийи в области Галахи была очень обширной. Ему и его ученику Осии принадлежит редакция традиционного галахота, который не был включен Иудой ха-Наси в Мишну . Эти галахот известны под различными названиями: «Бараитот де-рабби Хийя», «Мишнат де-рабби Хийя» и «Мишнайот Гедолот». Некоторые из них представлены в Талмуде словами «Тане Рабби Хийя» и считаются единственной правильной версией галахота, пропущенной Иудой. [ 18 ] Хийя также был автором оригинального галахота, который он вывел из Мишны по герменевтическим правилам.
Хийя, по-видимому, внес в « Сифру» редакцию таннаитского мидраша к «Левиту» , где его высказывания часто цитируются. Со времен Шериры Гаона Хийя обычно считался автором Тосефты , но это предположение было отвергнуто современными учеными на очень веских основаниях.
Хотя он был очень консервативен, он выступал против введения новых запретов: «Не делайте забор выше самого Закона, чтобы он не упал и не погубил растения». [ 19 ]
Агада
[ редактировать ]Деятельность Хийи распространялась и на агаду. Его высказывания и его споры с Симеоном бен Халафтой , Бар Каппарой , Ионафаном и Джаннаем часто цитируются в агадической литературе.
Будучи вавилонянином, Хийя ненавидел римлян, сравнивая их с отвратительными насекомыми. [ 20 ] «Бог предвидел, что евреи не смогут нести иго римлян, и поэтому назначил местом их проживания Вавилонию». [ 21 ]
Примечательны взгляды Хийи на некоторые библейские книги. По его мнению, Книга Иова — произведение нееврея. [ 22 ] и Соломон писал свои произведения в старости. [ 23 ]
Агадот Хийи особенно богат мыслями о нравственной жизни и отношениях людей друг к другу.
Хийя был врачом с высокой репутацией. Талмуд цитирует многие из его медицинских высказываний, среди которых есть описание развития эмбриона в утробе матери, что свидетельствует о значительных медицинских познаниях. [ 24 ]
Кавычки
[ редактировать ]- По мере того, как постепенно будет распространяться рассвет, так постепенно будет происходить и избавление Израиля. [ 25 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «ХИЙЯ БАР АББА — JewishEncyclepedia.com» . www.jewishencyclepedia.com . Проверено 9 сентября 2016 г.
- ^ Синедрион 5а
- ^ Кетубот 62б
- ^ Jump up to: а б Yevamot 65b
- ^ Jump up to: а б Евамот 63а
- ^ Руфь Раба 1:17; Плач Раба 3:16; Бытие Раба 69
- ^ Tanhuma , Vayeshev
- ^ Бава Меция 85б
- ^ Иерусалимский Талмуд ( Кетубот 65b-66a)
- ^ «СИМЕОН БЕН ИУДА ХА-НАСИ I. - JewishEncyclepedia.com» . www.jewishencyclepedia.com . Проверено 21 мая 2020 г.
- ^ Халлин 86а
- ^ Бытие Раба 31
- ^ Сукка 20а
- ^ Вавилонский Талмуд ( Кетувот 103b)
- ^ Шаббат 151б
- ^ Мужество Каттан 28а
- ^ Вавилонский Талмуд ( Моед Каттан 25б)
- ^ Халлин 141а
- ^ Бытие Раба 19
- ^ Tanhuma Vayeshev 17
- ^ Песахим 86а
- ^ Йерушалми Сота 15а
- ^ Шир хаШирим Раба 2б
- ^ Нида 25а
- ^ Йерушалми Берахот 3б
В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Певец, Исидор ; и др., ред. (1901–1906). «ХИЙЯ БАР АББА» . Еврейская энциклопедия . Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс. Имеет следующую библиографию:
- Ибн ЯХья, Шалшелет ха-Каббала, 32б;
- Хейлприн, Седер а-Дорот, ii. 128;
- Кирхгейм, на Востоке, Лит. 611 и последующие;
- Дж. Х. Вайс, Дор, ii. 198, 218;
- В. Бахер, Ag. Так. Нет. 520 и последующие;
- Баер, Жизнь и деятельность таннаита Чия, в журнале Berliner's Magazin, xvii. 115 и последующие;
- Мильцинер, Введение в Талмуд, с. 39;
- Халеви, Дорот и Ришоним, ii. 197.