Александр (любовь)
Рабби Александри ( талмудический арамейский : Рабби Александри ) — имя одного или нескольких амораев .
По данным Еврейской энциклопедии , амораимов с этим именем, вероятно, было два, живших в первом и третьем поколении амораев. [ 1 ] Поскольку их имена не сопровождаются ни отчеством, ни когноменом, и оба возделывали поле агады , невозможно отличить их соответствующие учения, за исключением нескольких случаев.
Однако, по словам Аарона Хеймана, был только один Александрий, живший во втором-третьем поколении амораев. Отрывки, в которых Иисус Навин бен Леви (первое поколение амораев) цитирует Александри (что должно указывать на то, что Александри жил раньше или современнее Иисуса Навина), утверждает Хейманн, содержат искаженный текст, который следует исправить, чтобы сказать, что вместо этого Александри цитировал Иисуса Навина. [ 2 ]
Александр (любовь первого поколения)
[ редактировать ]Следующие мидраши предполагают, что их обучал житель Александрии, живший в первом поколении амораев.
В двух мидрашах сохранился следующий анекдот: рабби Яннаи разъяснял Закон, когда было слышно, как торговец предлагал людям купить эликсир жизни. Народ столпился вокруг торговца. Однако, когда предполагаемого торговца попросили показать эликсир, он предъявил Книгу Псалмов и, указав на отрывок в ней, сказал: [ 3 ] он прочел вслух: «Кто желает жизни и любит много дней, чтобы увидеть добро? Удерживай язык свой от зла и уста свои от лукавства. Отступай от зла и делай добро; ищи мира и стремись к нему». [ 4 ] В другом месте [ 5 ] рассказывается тот же анекдот, но вместо имени Яннаи имя торговца указано как Р. Александри. Сопоставление нескольких версий анекдота рядом позволяет предположить, что Александри жил одновременно с Яннаем (т.е. в первом аморайском поколении).
От имени этого Р. Александри Р. Джошуа бен Леви сообщает интерпретацию, согласующую некоторые, казалось бы, противоречивые отрывки Пятикнижия. В одном месте Бог повелевает Израилю: «Изгладь память об Амалике»; [ 6 ] в другом месте Бог говорит: «Я совершенно изглажу память об Амалике из поднебесной... Да, рука на престоле Яхве: Господь будет вести войну против Амалика из рода в род». [ 7 ] Под первым, говорит Александрий, мы должны понимать, что до тех пор, пока Амалик не наложит руку на престол Божий, вы должны бороться против него; во второй раз, когда он возложит руки на Божий престол, Сам Бог изгладит память об Амалике, ведя против него войну из поколения в поколение. [ 8 ]
Другая интерпретация Р. Александри, сообщенная Джошуа бен Леви, предполагает библейскую поддержку раввинского закона трубить в шофар во время Муссафа Рош ха-Шана , а не во время шахарита , указывая на то, что псалмопевец сказал: [ 9 ] «Пусть мое предложение выйдет из Твоего присутствия» только после использования нескольких терминов, выражающих молитву и медитацию. Эти термины он истолковывает следующим образом: «Услышь правду, Господи» представляет собой произнесение шема (провозглашения единства Бога); «Внимай моему плачу» — чтение Торы; «Внемли моей молитве» — та часть службы, которая обычно называется Тфилла (молитва); «Которую я возношу нелицемерными устами» – молитва Муссаф. [ 10 ]
Тот самый Р. Александри, от имени которого Р. Хуна б. Аха (Роба) сообщает следующее наблюдение: Придите и посмотрите, насколько велико влияние тех, кто совершает благочестивые дела: обычно там, где Библия использует термин хишкиф. [ 11 ] подразумевается проклятие, а при использовании в связи с исполнением долга оно означает благословение, как в молитве, читаемой после приношения десятины, [ 12 ] который завершается выражением: «Взгляни из святого жилища твоего, с небес, и благослови». [ 13 ]
Александр (любовь в третьем поколении)
[ редактировать ]Рассказывают, что, когда умер рабби Ханина бен Паппа (третье поколение), люди были готовы воздать ему последние почести; но внезапно появился огненный столб и преградил им подход к телу. Наконец рабби Александри подошел и, обращаясь к покойному, сказал: «Прикажи убрать препятствие из уважения к собравшимся мудрецам»; но покойный не обратил внимания на это требование, даже когда его просили удовлетворить его из уважения к собственному отцу (память которого также будет почтита оказанным ему почтением). «Тогда сделай это из уважения к самому себе», — сказал Р. Александри, после чего колонна исчезла. [ 14 ] Эта легенда, указывающая на уважение, с которым пользовался Александри, представляет также хронологический интерес, поскольку в ней упоминается присутствие Александрия на похоронах аморы третьего поколения (четвертый век).
В другом месте [ 15 ] Александри сообщает высказывания Р. Бедности бара Аббы (третье поколение). Именно этот Р. Александри сообщает некие агадот и галахот от имени Иисуса Навина бен Леви (первое поколение), [ 16 ] и, вероятно, это тот самый, от имени которого сообщает рабби Аха (четвертое поколение). [ 17 ]
Учения
[ редактировать ]Среди многочисленных гомилетических наблюдений, связанных с именем Александри, которые могут быть произведениями любого из двух упомянутых выше персонажей, есть следующие:
- Выражение «Сломи мышцу нечестивого». [ 18 ] применяется к тем, кто монополизирует рынок и поднимает цены на хлеб. [ 19 ]
- Из-за избыточности в стихе «Пусть он возьмет мою силу, чтобы он мог примириться со мной: мир пусть он заключит со мной» [ 20 ] выводится мысль, что тот, кто прикладывает себя к изучению закона Божия, называемого силой, ради него самого, производит мир и на небе, и на земле. [ 21 ]
- Причина того, что тех же небесных посетителей, когда они находились в компании Авраама, называли «людьми»: [ 22 ] и «ангелы», когда они посетили Лота, [ 23 ] потому что при Аврааме посещения ангелов были обычным явлением, поэтому визитеры были в его глазах только людьми; тогда как для Лота — «простого человека» — они были ангелами. [ 24 ]
- Пословица «Кто жесток, тот возмущает свою плоть». [ 25 ] относится к тому, кто во времена радости забывает пригласить своих родственников, потому что они бедны. [ 26 ]
- Давид вполне справедливо применяет к себе термин хасид (благочестивый). [ 27 ] ибо кто слышит себя поругаемым и не возмущается, когда в его власти возмущаться, тот есть соучастник Божий, которого хулят идолопоклонники и не возмущается; и поскольку Давид слышал, как его поносят, когда он мог возмущаться, и не [ 28 ] он имел право называть себя хасидом. [ 29 ]
- Ссылаясь на высказывание псалмопевца: «Сердца сокрушенного и сокрушенного, Боже, Ты не презришь»: [ 30 ] Р. Александри замечает: «Когда обычный человек пользуется разбитым сосудом, он стыдится этого, но не так со Святым. Все инструменты Его служения — разбитые сосуды». «Господь близок к тем, у кого сокрушенное сердце»; [ 31 ] «Он исцеляет сокрушенных сердцем»; [ 32 ] «Сердца сокрушенного и сокрушенного, Боже, Ты не презришь» [ 30 ] поэтому Осия увещевает израильтян, говоря: [ 33 ] «О Израиль, обратись к Господу Богу твоему, ибо ты преткнулся от беззакония твоего». [ 34 ]
Другой Александрис
[ редактировать ]Также упоминаются два Александриса, один из которых по прозвищу «б. Хаггей» (или Адрин), а другой «кароба» (литургический поэт), причем первый сообщает о гомилетическом наблюдении от имени второго. [ 35 ] Их отношение к двум Александриям из этой статьи должно оставаться лишь предположением.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Еврейская энциклопедия, Александри
- ^ Аарон Хейманн, Толдот Таннаим веАмораим , "Р'Александри"
- ^ Псалмы 34: 12–14.
- ^ Левит 16; Танхума , Метзора, изд. Бубера, 5
- ^ Авода Зара 19б
- ^ Второзаконие 25:19
- ^ Исход 17: 14-16.
- ^ Танхума Ки Тетце 11; Песикта Раббати 12, 51а (Здесь имя появляется как Александрос).
- ^ Псалмы 17:2
- ^ Йерушалми Рош ха-Шана 4 59c; сравните Песикта Раббати 40; Мидраш Теилим на стих
- ^ смотреть вперед или вниз, как в Бытие 19:28, Исход 14:24.
- ^ Второзаконие 26:12-15.
- ^ Йерушалми Маасер Шени 5 56, где написано имя автора Александра. Сравните Танхума Ки Тисса, 14 лет; Исход Раба 41; см. Франкель, Мебо, 64а; Вайс, «Дверь», III. 53
- ^ Кетувот 77б
- ^ Мы не делаем 41а
- ↑ Йома, 53б, Синедрион 98а.
- ^ Танхума Лех Леча, изд. Бубера, 1; Мидраш Теилим на Псалмы 102:18
- ^ Псалмы 10:15
- ^ Мегилла 17б
- ^ Исаия 27:5
- ^ Синедрион 99б
- ^ Бытие 18:2
- ^ Бытие 19:1
- ^ Танхума Вайера, изд. Бубер, 20 лет; сравнить Бытие Раба 50
- ^ Притчи 11:17
- ^ Левит Раба 34
- ^ Псалмы 16:10, 86:2
- ^ 2 Царств 16:5-12.
- ^ Мидраш Теилим 86:1 и 16:10.
- ^ Перейти обратно: а б Псалмы 51:17
- ^ Псалмы 34:19
- ^ Псалмы 147:3
- ^ Осия 14:1
- ^ Песикта Раббати 25 158b
- ↑ Левит Раба 19, Шир хаШирим Раба до 5:11.
В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Певец, Исидор ; и др., ред. (1901–1906). «Александри» . Еврейская энциклопедия . Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс.