Ешьте бар Хама
Ешьте бар Хама | |
---|---|
Ханина Бар Хама | |
Заголовок | Раввин |
Персональный | |
Умер | в. 250 Сепфорис, Иудея |
Религия | иудаизм |
Известный | Талмудическая стипендия |
Старшая должность | |
Учитель | Бар Каппара , Хийя Великий , Иуда хаНаси |
Период пребывания в должности | III век н. э. (третье поколение амораев) |
Студенты |
Раввинские эпохи |
---|
Ханина бар Хама (умерла около 250 г.) ( ивр .: חנינא בר חמא ) — еврейская талмудистка , галахистка и аггадистка, часто цитируемая в Вавилонском и Иерусалимском Талмуде , а также в Мидрашах .
Обычно его цитируют по имени Р. Ханина, но иногда под его отчеством (Ханина б. Хама), а иногда и под прозвищем «Великий». [ 1 ]
Биография
[ редактировать ]Был ли он иудеем по рождению и побывал только в Вавилонии , или же он был вавилонским переселенцем в Иудее, точно установить невозможно. В единственном отрывке, где он упоминает о своем прибытии в Иудею, он также упоминает сопровождавших его сыновей: [ 2 ] и на основании этого некоторые утверждают, что Вавилония была его родиной. Однако несомненно, что большую часть своей жизни он провел в Иудее, где какое-то время посещал лекции Бар Каппары и Хийи Великого. [ 3 ] и в конце концов присоединился к академии Иуды хаНаси . [ 4 ] При Иудее он приобрел большой запас практических и теоретических знаний. [ 5 ] и настолько развил свои диалектические способности, что однажды в пылу спора со своим старшим и бывшим учителем Хийей он отважился утверждать, что если бы какой-то закон был забыт, он мог бы сам восстановить его путем аргументации. [ 6 ]
Отношения с Иудой I
[ редактировать ]Иуда был высокого мнения о нем и предпочитал его другим своим ученикам, чтобы проводить с ним время. Так, когда Антонин однажды посетил Иуду, он был удивлен, обнаружив в комнате Ханину, хотя патриарха просили не допускать никого на их беседу. Патриарх успокоил своего августейшего гостя заверением, что третий человек — не обычный человек. [ 7 ] Несомненно, Ханина рано получил бы почетную должность, если бы он не оскорбил патриарха необдуманной демонстрацией своего превосходного знания фразеологии Священных Писаний (см. Хамнуна Вавилонский). Однако патриарх на смертном одре поручил Гамалиилу , своему сыну и предполагаемому преемнику, поставить Ханину во главе всех остальных кандидатов. [ 8 ] Ханина скромно отказался от повышения в пользу своего старшего, Эпеса Южанина . [ 9 ] и даже решил позволить другому достойному коллеге, Леви бен Сиси , иметь преимущество. Эфес был директором академии в течение нескольких лет, но Сиси покинула страну, и тогда Ханина приняла на себя давно отложенные почести. [ 10 ] Он продолжил свою резиденцию в Сепфорисе , где стал признанным авторитетом в Галахе . [ 11 ] и где он также практиковал как врач. [ 12 ]
Его непопулярность
[ редактировать ]По словам Ханиной, 99% смертельных заболеваний возникают из-за простуды и лишь 1% из-за других неприятностей. [ 13 ] Поэтому он хотел убедить человечество в необходимости защиты от простуды, поскольку способность делать это, как он учил, была дарована человеку Провидением. [ 14 ] Но ни его раввинское образование, ни его медицинские навыки не принесли ему популярности в Сепфорисе. Когда там бушевала чума, население обвиняло Ханину в том, что она не смогла ее искоренить. Ханина услышала их ропот и решила заставить их замолчать. В ходе лекции он заметил: «Жил-был некто Зимри, из-за греха которого погибли двадцать четыре тысячи израильтян; [ 15 ] в наши дни среди нас много зимри, а вы ропщете!»
В другой раз, когда преобладала засуха, ропот сепфоритов снова стал громким. День был посвящен посту и молитве, но дождя не было, хотя в другом месте, где Иисус Навин бен Леви среди просителей был , шел дождь; поэтому сепфориты сделали это обстоятельство отражением благочестия своего великого горожанина. Назначив еще один пост, Ханина пригласил Джошуа бен Леви присоединиться к нему в молитве. Иисус Навин так и сделал, но дождя не было. Тогда Ханина обратилась к народу: «Иешуа бен Леви не проливает дождя для южан, и Ханина не удерживает дождь от сепфоритов: южане мягкосердечны, и когда они слышат слово Закона, они смиряются, в то время как сепфориты упрямы и никогда не раскаиваются». [ 16 ]
Его семья и ученики
[ редактировать ]У Ханины был сын ШибХат или ШикХат, который умер молодым. [ 17 ] и еще один, Хама , который унаследовал таланты своего отца и стал выдающимся в своем поколении. Одна из его дочерей была женой ученого Самуила б. Надав. [ 18 ] Еще одна дочь умерла при жизни Ханины, но он не пролил слез после ее смерти, а когда его жена выразила удивление по поводу его хладнокровия, он сказал ей, что опасается воздействия слез на его зрение. [ 19 ]
Он дожил до глубокой старости и до последнего сохранил юношескую энергию. Свою необыкновенную жизненную силу он объяснял горячими ваннами и маслом, которыми в юности лечила его мать. [ 20 ] Он считал свое долголетие наградой за уважение, которое он оказывал своим ученым старшим. [ 21 ]
Среди его учеников были Йоханан бен Наппаха и Элеазар II , оба стали раввинскими авторитетами при жизни Ханины. Однажды утром, прогуливаясь, опираясь на руку служанки, Ханина заметила толпы людей, спешащих к определенному месту. В ответ на его вопрос ему сообщили, что Р. Иоханан должен был читать лекции в академии Р. Бенайи и что люди стекались туда, чтобы послушать его. Вслед за этим Ханина воскликнула: «Хвала Господу за то, что позволил мне увидеть плоды моих трудов, прежде чем я умру». [ 22 ]
Учения
[ редактировать ]Как аггадист , Ханина была плодовитой, находчивой и часто эпиграмматичной. Среди его афоризмов были:
- «Все определяется Небесами, кроме страха перед Небесами». Он основывает это учение о свободе воли на библейском изречении: «И ныне, Израиль, чего требует от тебя Господь Бог твой ( еврейское שאל = «просьба») от тебя, как не бояться Господа Бога твоего» [ 23 ]
- Ссылаясь на Псалмы 72:9: «Они приложили уста свои к небу, и язык их ходит по земле», он говорит: «Вообще человек грешит или против пришельца на земле, или против Неба, а злоречивый язык грехи против обоих». [ 24 ]
- «Кто говорит, что Бог снисходителен (т. е. оставляет грех безнаказанным), тот на своем жизненном опыте найдет обратное: Бог долготерпелив, но «дела Его совершенны, ибо все пути Его — суд»». [ 25 ]
Он предсказал вечное наказание тому, кто соблазнит замужнюю женщину, или тому, кто публично посрамит своего соседа, или тому, кто назовет своего соседа прозвищем. [ 26 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ "ха-Гадол"; Псалом 27б; Песикта Раббати 5:15а
- ^ Йерушалми Сота 1 17б
- ^ Йерушалми Шевуот 6 35c; Йерушалми Нида 2 50а
- ^ Рональд Л. Айзенберг Улицы Иерусалима: кто, что, почему 2006- стр. 301 «Раввин Ханина (второй/третий век), палестинская амора. Родившийся в Вавилонии, Ханина пришел в Землю Израиля и поселился в Сепфорисе, где он стал богатым торговцем медом. Одним из выдающихся учеников Иуды ха-Наси является Ханина».
- ^ Йерушалми Нида 2 50б
- ^ Кетувот 103б
- ^ Авода Зара 10а
- ^ Йерушалми Таанит 4 68а; сравнить Кетувот 103а
- ^ Гиат, Палтиэль (2003). Слово в камне: Ципори в литературе мудрецов (Мила бе-эвен: Циппори базифрут хазал) (на иврите). Иерусалим: Управление природы и национальных парков Израиля и Департамент культуры Торы Министерства образования. п. 58. OCLC 58417078 .
- ^ там же; Молодой. 59б
- ^ Йерушалми Шекалим 1 46а; Йерушалми Беша 1 60а; Йерушалми Гиттин 4 46б
- ^ Верблюд 49а; сравнить Йерушалми Таанит 1 64а
- ^ Йерушалми Шаб. 14 14в
- ^ Бава Меция 107б
- ^ См. Числа 25:6-15.
- ^ Иерусалим Таанит 3 66c
- ^ Бава Камма 91б
- ^ Арачин 16б
- ^ Шаббат 151б
- ^ Халлин 24б
- ^ Экклезиаст Раба 7:7
- ^ Йерушалми Хорайот 2 48б
- ^ Второзаконие 10:12; Берахот 33б; Нида 16б
- ^ Экклезиаст Раба 9:12; сравнить Йерушалми Пи 1 16а
- ^ Второзаконие 32:4; Бава Камма 50а
- ^ Бава Меция 58б
- В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Певец, Исидор ; и др., ред. (1901–1906). «Ханина б. Хама» . Еврейская энциклопедия . Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс. Его библиография:
- Bacher, Ag. Pal. Amor. i. 1 et seq.;
- Франкель, Мебо, с. 86б;
- Грец, Геш. 2-е изд., IV. 254 и последующие;
- Хайльприн, Седер ха-Дорот , ii. 74д, Варшава, 1897 г.;
- Халеви, Дорот и Ришоним, ii. 129b и последующие;
- Вайс, Дор, III. 44 и последующие;
- Закуто , ЮХасин, изд. Филиповский , с. 141b и далее.