Книга чисел
Еврейская Библия (иудаизм) | |||||
---|---|---|---|---|---|
Ветхий Завет (христианство) | |||||
Библейский портал | |||||
Книга Чисел (от греческого Ἀριθμοί, Arithmoi , букв. «числа»; библейский иврит : בְּמִדְבַּר , Bəmīḏbar , букв . « В [пустыне » ; латынь : Liber Numeri ) — четвертая книга еврейской Библии и четвёртая книга чисел. из пяти книг еврейской Торы . [1] Книга имеет долгую и сложную историю; его окончательная форма, возможно, возникла в результате жреческой редакции (т. е. редактирования) яхвистского источника, сделанной где-то в ранний персидский период (V век до н.э.). [2] Название книги происходит от двух переписей населения Израиля.
Числа — одна из наиболее хорошо сохранившихся книг Пятикнижия . Фрагменты свитков Кетеф Хинном, содержащие стихи из Чисел, датируются концом седьмого или началом шестого века до нашей эры. Эти стихи являются самыми ранними известными артефактами, обнаруженными в тексте еврейской Библии. [3]
Числа начинаются с горы Синай , где израильтяне получили свои законы и завет от Бога , и Бог поселился среди них в святилище . [4] Перед ними стоит задача завладеть Землей Обетованной . Подсчитываются люди и готовятся к возобновлению марша. Израильтяне отправляются в путь, но жалуются на трудности в пути и на авторитет Моисея и Аарона . Они достигают границ Ханаана и посылают двенадцать соглядатаев в эту землю . Выслушав пугающий отчет соглядатаев об условиях в Ханаане, [5] израильтяне отказываются овладеть им. Бог приговаривает их к смерти в пустыне до тех пор, пока новое поколение не вырастет и не выполнит эту задачу. Более того, были некоторые, кто восстал против Моисея, и за эти действия Бог различными способами уничтожил около 15 000 из них. Книга заканчивается тем, что новое поколение израильтян на равнинах Моава готово перейти реку Иордан . [6]
Числа — это кульминация истории исхода Израиля из-под угнетения в Египте и их путешествия, чтобы завладеть землей, которую Бог обещал их отцам . Таким образом, это подводит к заключению темы, представленные в Бытии и разыгранные в Исходе и Левите : Бог обещал израильтянам, что они станут великим (то есть многочисленным) народом, что у них будут особые отношения с Ним и что они овладеет землей Ханаанской . Числа также демонстрируют важность святости, верности и доверия: несмотря на присутствие Бога и Его священников , Израилю не хватает веры, и владение землей оставлено новому поколению. [2]
Структура
[ редактировать ]Большинство комментаторов делят «Числа» на три раздела в зависимости от места действия ( гора Синай , Кадес-Варни и равнины Моава ), связанные двумя разделами путешествий; [7] альтернатива состоит в том, чтобы рассматривать его как структуру вокруг двух поколений тех, кто приговорен к смерти в пустыне, и нового поколения, которое войдет в Ханаан, проводя богословское различие между непослушанием первого поколения и послушанием второго. [8]
Несмотря на строгий хронологический порядок и четкое различие трех географических мест, ключевая тема переписей среди израильтян и параллели между старым и новым поколением, кажется, лучше подходят для этой книги, если рассматривать ее как богословский отчет, а не как богословский отчет. чисто исторический.
Краткое содержание
[ редактировать ]Бог приказывает Моисею в пустыне Синайской пересчитать тех, кто способен носить оружие, — всех мужчин от двадцати лет и старше, и назначить князей над каждым коленом. Всего 603 550 израильтян признаны годными к военной службе. Колено Леви освобождено от военной службы и поэтому не включено в перепись. Моисей посвящает левитов для служения при Скинии вместо первенцев, которые до сих пор выполняли это служение. Левиты делятся на три семьи: гершонитяне, каафитяне и мераритяне, каждая из которых подчиняется вождю. Каафитов возглавил Елеазар , сын Аарона , а гершонитян и мераритян возглавил другой сын Аарона, Ифамар . Затем ведется подготовка к возобновлению похода в Землю Обетованную . Издаются различные постановления и законы.
Израильтяне выступили с Синая. Народ ропщет на Бога и наказывается огнем; Моисей жалуется на их упрямство, и Бог приказывает ему выбрать семьдесят старейшин, которые будут помогать ему в управлении народом. Мириам и Аарон оскорбляют Моисея в Ацероте, чем гневают Бога; Мириам наказана проказой и изгнана из лагеря на семь дней, по истечении которых израильтяне направляются в пустыню Фаран на границе Ханаана . Двенадцать соглядатаев отправляются в Ханаан и возвращаются, чтобы доложить Моисею. Иисус Навин и Халев , двое из шпионов, сообщают, что земля изобилует и «течет молоком и медом», но другие шпионы говорят, что она населена великанами, и израильтяне отказываются войти в землю. Яхве постановляет, что израильтяне будут наказаны за потерю веры 40-летним блужданием по пустыне.
Бог приказывает Моисею сделать листы, чтобы покрыть жертвенник. Дети Израиля ропщут на Моисея и Аарона из-за гибели людей Корея и поражены чумой, в результате чего погибло 14 700 человек. Аарон и его семья объявлены Богом ответственными за любое беззаконие, совершенное в отношении святилища. Левиты снова назначены помогать в поддержании скинии. Левитам приказано отдавать священникам часть взятой им десятины.
Мириам умирает в Кадес-Варни, и израильтяне отправляются в Моав , на восточной границе Ханаана. Израильтяне обвиняют Моисея в недостатке воды. Бог приказал Моисею поговорить со скалой, но сначала он не повиновался и был наказан объявлением, что он не войдет в Ханаан. Царь Эдома не позволяет пройти через свою землю, и они обходят ее. Аарон умирает на горе Ор. Израильтян жалят огненные летающие змеи за то, что они высказываются против Бога и Моисея. создана Медная змея , чтобы отгонять этих змей.
Израильтяне прибывают на равнины Моава, через реку Иордан из Иерихона . Здесь израильтяне оказываются в конфликте с амореями и Огом , царем Башана , которых они побеждают. Валак , царь Моава, решает также сразиться с израильтянами и вызывает местного прорицателя по имени Валаам, чтобы тот проклял израильтян. Однако Бог говорит Валааму не проклинать их, и когда Валаам пытается отправиться в Валак с моавитянскими чиновниками, Бог посылает ангела, чтобы остановить его осла. Понимая, что он не может проклинать израильтян, Валаам вместо этого благословляет их и предвидит фигуру , которую он называет «Звездой Иакова», которая победит врагов Израиля. Это злит Валака, но Валаам сообщает Валаку, что он не может сказать ничего, кроме того, что велит ему сказать Бог.
Чем дольше израильтяне остаются на равнинах Шиттима , тем больше они вступают в брак с местными моавитянами и тем больше они участвуют в местной религии , поклоняясь божеству, известному как Баал-Феор. В отместку Бог посылает чуму, и Моисей приказывает судьям убивать всех, кто участвует в этой практике. Когда один из внуков Аарона, Финеес , узнает, что симеонитянский князь по имени Зимри женился на мадианитянке по имени Козби , он входит в их шатер и пронзает их копьем. Бог вознаграждает его, даруя его потомкам вечное священство. Бог также велит израильтянам считать мадианитян своими врагами.
Новая перепись дает общее число мужчин от двадцати лет и старше — 601 730, а число левитов от одного месяца и старше — 23 000. Земля будет разделена по жребию. Дочери Целофеада , у которого не было сыновей, должны разделить надел. Бог приказывает Моисею назначить Иисуса Навина своим преемником. Перечислены предписания по соблюдению праздников и приношениям по разным поводам. Моисей приказывает израильтянам уничтожить жителей Мадиама в отместку за инцидент с Ваал-Пеором. В частности, убивают всех мадианитян, мужчин, мальчиков и женщин, которые не являются девственниками. Девственных мадианитянок и девушек щадят, но оставляют в качестве призов для израильской армии.
Рувимитяне от и гадитяне просят Моисея выделить им землю к востоку Иордана . Моисей удовлетворяет их просьбу после того, как они обещают помочь в завоевании земель к западу от Иордана. Земля к востоку от Иордана разделена между коленами Рувима, Гада и половиной колена Манассии . Моисей вспоминает станции, на которых израильтяне останавливались во время своих сорокалетних странствий, и поручает израильтянам истребить хананеев и уничтожить их идолов. Границы земли прописаны; земля будет разделена под руководством Елеазара , Иисуса Навина и двенадцати князей, по одному от каждого колена.
Состав
[ редактировать ]Большинство современных библеистов считают, что Тора — книги Бытие , Исход , Левит , Числа и Второзаконие — достигла своей нынешней формы в период после плена (т. е. после 520 г. до н. э.), основываясь на ранее существовавших письменных и устные традиции, а также современные географические и политические реалии. [9] [10] [2] Пять книг часто описываются как взятые из четырех «источников», обычно рассматриваемых как произведения школ писателей, а не отдельных лиц: Яхвист и Элохист (часто рассматриваемые как единый источник), Священнический источник и Второзаконие . [11] Продолжается спор о происхождении несвященнического источника(ов), но общепринято, что священнический источник возник после изгнания. [12] Ниже приводится краткое изложение гипотезы:
- Бытие состоит из жреческого и несвященнического материала. [12]
- «Исход» — это антология, охватывающая почти все периоды истории Израиля. [13]
- Левит полностью принадлежит священникам и датируется периодом изгнания / после изгнания. [14]
- «Числа» — это священническая редакция (т. е. редактирование) несвященнического оригинала. [2]
- Второзаконие , теперь последняя книга Торы, возникло как набор религиозных законов, составляющих основную часть книги, и было расширено в начале VI века до нашей эры, чтобы служить введением в девтерономическую историю (книги из Иисуса Навина к царям), а позже еще был отделен от этой истории, снова расширен и отредактирован и присоединен к Торе. [15]
Однако свитки Кетеф-Хиннома указывают на правдоподобность письменной традиции, существовавшей до изгнания, из Чисел 6 и Второзакония 7. [3] Хотя это не является решающим доказательством существования канонической письменной традиции, но указывает на возможность такой традиции.
Темы
[ редактировать ]Дэвид А. Клайнс в своей влиятельной книге «Темы Пятикнижия» (1978) определил главную тему пяти книг как частичное исполнение обещания, данного Богом патриархам Аврааму , Исааку и Иакову . Обетование состоит из трех элементов: потомство (то есть потомки – Аврааму сказано, что его потомки будут бесчисленны, как звезды), божественно-человеческие отношения (Израиль должен быть избранным Богом народом) и земля (земля Ханаанская, проклятая) Ноем сразу после Потопа). [16]
Тема богочеловеческих отношений выражается или управляется посредством ряда заветов (то есть договоров, юридически обязательных соглашений), простирающихся от Бытия до Второзакония и далее. Первый — это завет между Богом и Ноем сразу после Потопа, в котором Бог соглашается никогда больше не уничтожать Землю водой. Следующий – между Богом и Авраамом, а третий – между Богом и всем Израилем на горе Синай. В этом третьем завете, в отличие от первых двух, Бог издает тщательно продуманный свод законов (разбросанных по Исходу, Левиту и Числам), которые израильтяне должны соблюдать; они также должны оставаться верными Яхве, богу Израиля, а это означает, среди прочего, что они должны полагаться на его помощь. [17]
Важно отметить, что среди причин принятия этого закона было желание сделать израильский народ народом Яхве. Законы и инструкции были предназначены как для идентичности, так и для послушания. Яхве, давая различные инструкции и законы, подтверждал, что израильский народ принадлежит ему и будет нести его идентичность. [18] : 246
Тема потомков знаменует собой первое событие в Числах, переписи воинов Израиля: полученное огромное число (более 600 000) демонстрирует исполнение Божьего обещания Аврааму о бесчисленных потомках, а также служит Божьей гарантией победы в Ханаане. . [19] По мере развития глав 1–10 тема присутствия Бога среди Израиля выходит на передний план: в этих главах описывается, как Израиль должен быть организован вокруг Святилища, жилища Бога среди них, под руководством левитов и священников, в подготовка к завоеванию земель. [20]
Затем израильтяне отправились завоевывать эту землю, но почти сразу же отказываются войти в нее, и Яхве приговаривает целое поколение, вышедшее из Египта, умирать в пустыне. Идея ясна: неудача произошла не из-за какой-то ошибки в подготовке, потому что Яхве все предвидел, а из-за греха неверности Израиля. В заключительном разделе израильтяне нового поколения следуют указаниям Яхве, данным через Моисея, и добиваются успеха во всех своих попытках. [20] Последние пять глав посвящены исключительно земле: инструкции по истреблению хананеев, демаркация границ земли, порядок деления земли, святые города для левитов и «города убежища», проблема загрязнение земли кровью и правила наследования при отсутствии наследника мужского пола. [21]
Большая часть богословской темы в Числах — это то, что праведность и святость Божия встречаются с человеческим бунтом. Две переписи показывают не только разную реакцию двух поколений, но и то, что Бог остался верным, несмотря на восстание израильтян. Кажется, что тема книги в большей степени сосредоточена на верности и святости Бога, поскольку это общая тема, которая проходит через все Пятикнижие, а не только через книгу Чисел. [18] : 247
Числа переписи населения
[ редактировать ]В «Книге чисел» довольно подробно записана численность воинов Израиля: цифра составляет около 600 000 солдат. Это будет означать, что общая численность израильтян составит от 1,5 до 2,5 миллионов человек. Однако ученые предложили несколько альтернатив, поскольку такое большое количество израильтян не соответствует современным историческим знаниям того периода или археологическим данным. Некоторые ученые считают книгу «Числа» неисторической, а приведенные цифры либо сильно преувеличенными, либо просто сфабрикованными, предпочитая вместо этого сосредоточиться на «Числах» как на богословской книге, а не как на исторической. [22] [23]
С другой стороны, некоторые исследователи Библии предполагают, что в литературе речь идет не о фактическом числе, а что слово «тысяча» на самом деле относится к существительному, обозначающему группу или клан. Однако такая интерпретация представляет собой проблему, поскольку подрывает достоверность текста, «предполагает неправильное понимание и неверное толкование текста во всех переписных списках Исхода и Чисел (не говоря уже о других текстах)». [24] и создает в книге Чисел несколько несоответствий, которые невозможно разрешить. Большинство ученых, придерживающихся этой точки зрения, предполагают гораздо меньшую численность воинов Израиля, около 20 000 человек. [25] Другая теория заключается в ошибке при передаче: Дж. Уэнам утверждает, что «библейские тексты часто искажаются из-за простого добавления нулей к числам». [24] хотя недостаток этого предложения «в том, что ошибка в нулях легко может произойти только там, где числа представлены цифрами, а не словами», [24] и существует «мало или совсем нет доказательств того, что фигуры использовались в библейских текстах в библейский период». [24] Судя по характеру книги и многочисленным отчетам об уплате налогов, а также записям о животных и людях, наиболее вероятно, что Числа имеют в виду фактический отчет о количественном подсчете израильского народа. Более вероятное объяснение большого числа, указанного в книге, состоит в том, что фактические числовые показатели сегодня невозможно установить. Это требует от нас принимать данные ценности такими, какие они есть, поскольку любые другие альтернативы создают больше проблем, чем решений. [18] : 246 В своем комментарии к книге Чисел Жан Кальвин признал, что даже среди его современников были «некоторые скептики». [26] поставил под сомнение правдивость цитируемых цифр, но защищал безошибочность текста, ссылаясь на чудесное «вмешательство Бога». [26]
Согласно анализу Тимоти Р. Эшли:
«Ни одна система не отвечает на все вопросы и не решает все проблемы. [...] Короче говоря, нам не хватает материалов в тексте для решения этой проблемы. Когда все сказано и сделано, следует признать, что ответ неуловим. Возможно, лучше всего принять эти цифры, как это сделал Р.К. Харрисон, — как основанные на системе, знакомой древним, но неизвестной современникам. По мнению Харрисона, цифры следует воспринимать как «символы относительной власти, триумфа, важности и значимости». подобные и не должны пониматься ни строго буквально, ни как существующие в искаженной текстовой форме». [24]
Еженедельные главы Торы иудаизма в Книге Чисел
[ редактировать ]- Бемидбар , к Числам 1–4: Первая перепись, священнические обязанности.
- Назон , к Числам 4–7: Священнические обязанности, стан, неверность и назорей, освящение скинии.
- Бехаалотеха , к Числам 8–12: Левиты, путешествующие в облаке и огне, жалобы, допросы Моисея.
- Шлах , к Числам 13–15: Смешанные отчеты разведчиков и реакция Израиля, возлияния, хлеб, идолопоклонство, маргиналы.
- Корах , к Числам 16–18: восстание Корея, чума, посох Аарона, обязанности левитов.
- Чукат , к Числам 19–21: Рыжая телица, вода из скалы, смерть Мириам и Аарона, победы, змеи.
- Валак , к Числам 22–25: Ослица и благословение Валаама.
- Пинех , к Числам 25–29: Финеес, вторая перепись, наследство, преемник Моисея, приношения и праздники.
- Матот , к Числам 30–32: обеты, Мадиам, раздел добычи, земля Рувиму, Гаду и половине Манассии.
- Масей , Числа 33–36: Станции путешествия израильтян, инструкции по завоеванию, города для левитов.
См. также
[ редактировать ]- Валаам
- Книга Войн Господних
- Перевернутая монахиня (в Книге Чисел появляется только дважды и семь раз в Книге Псалмов )
- Свитки Кетеф Хинном
- Испытание горькой воды
- Священническое благословение
- Тора
- Что сотворил Бог (значения)
- Пустыня греха
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Эшли 1993 , с. 1.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д МакДермотт 2002 , с. 21.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Лоуренс 2020 , с. 58.
- ^ Олсон 1996 , с. 9.
- ^ Числа 13:31–33.
- ^ Стаббс 2009 , с. 19–20.
- ^ Эшли 1993 , с. 2–3.
- ^ Книерим 1995 , с. 381.
- ^ Эннс 2012 , с. 5.
- ^ Финкельштейн и Зильберман 2002 , стр. 68–69.
- ^ Куган, Бреттлер и Ньюсом 2007 , стр. 6.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Карр 2000 , с. 492.
- ^ Доузман 2000 , с. 443.
- ^ Хьюстон 2003 , с. 102.
- ^ Ван Сетерс 2004 , с. 93.
- ^ Клайнс 1997 , с. 29.
- ^ Бандстра 2004 , с. 28–29.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Рукер, Марк (2011). Мир и Слово: Введение в Ветхий Завет . Майкл А. Гризанти, Юджин Х. Меррилл. Нэшвилл: Паб B&H. Группа. ISBN 978-1-4336-7374-0 . OCLC 782868195 .
- ^ Олсон 1996 , с. 14.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Ска 2006 , стр. 38.
- ^ Клайнс 1997 , с. 62.
- ^ Во, Роланд де (1978). Ранняя история Израиля . Филадельфия: Вестминстер Пресс. ISBN 0-664-20762-6 . OCLC 3669566 .
- ^ Беллинджер, WH младший (2012). Левит, Числа . Гранд-Рапидс, Мичиган: Baker Books. ISBN 978-0-8010-4560-8 . OCLC 793844579 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Эшли 1993 , стр. 65–66.
- ^ Уэнам, JW (1 мая 1967 г.). «Большие числа в Ветхом Завете» . Бюллетень Тиндейла . 18 (1): 19–53. дои : 10.53751/001c.30680 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Кальвин, Джон (1996). Комментарии Кальвина, том 2 . Ада, Мичиган: Книжный дом Бейкера. п. 22.
Источники
[ редактировать ]- Эшли, Тимоти Р. (1993). Книга чисел . Эрдманс. ISBN 978-0-8028-2523-0 .
- Бандстра, Барри Л. (2004). Чтение Ветхого Завета: введение в еврейскую Библию . Уодсворт. ISBN 978-0-495-39105-0 .
- Карр, Дэвид (2000). «Бытие, Книга» . Во Фридмане, Дэвид Ноэль; Майерс, Аллен С. (ред.). Библейский словарь Эрдмана . Эрдманс. ISBN 978-90-5356-503-2 .
- Клайнс, Дэвид А. (1997). Тема Пятикнижия . Шеффилд Академик Пресс. ISBN 978-0-567-43196-7 .
- Куган, Майкл Дэвид; Бреттлер, Марк Цви; Ньюсом, Кэрол Энн (2007). «Введение редакции» . В Кугане, Майкл Дэвид; Бреттлер, Марк Цви; Ньюсом, Кэрол Энн (ред.). Новая Оксфордская аннотированная Библия с апокрифическими/второканоническими книгами . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-528880-3 .
- Доузман, Томас (2000). «Исход, Книга» . Во Фридмане, Дэвид Ноэль; Майерс, Аллен С. (ред.). Библейский словарь Эрдмана . Эрдманс. ISBN 978-90-5356-503-2 .
- Эннс, Питер (2012). Эволюция Адама . Книги Бейкера. ISBN 978-1-58743-315-3 .
- Финкельштейн, Израиль; Зильберман, Нил Ашер (2002). Раскопанная Библия: новый взгляд археологов на древний Израиль и происхождение священных текстов . Саймон и Шустер. ISBN 978-0-7432-2338-6 .
- Хьюстон, Уолтер Дж. (2003). «Левит» . В Данне, Джеймс Д.Г.; Роджерсон, Джон Уильям (ред.). Библейский комментарий Эрдмана . Эрдманс. ISBN 978-0-8028-3711-0 .
- Книерим, Рольф П. (1995). Задача богословия Ветхого Завета: суть, метод и случаи . Эрдманс. ISBN 978-0-8028-0715-1 .
- Лоуренс, Пол Дж. Н. (2020). «Самые ранние литературные намеки на Гомера и Пятикнижие из Искьи в Италии и Иерусалима» . В Блоке, Дэниел И.; Деуэль, Дэвид С.; Коллинз, К. Джон; Лоуренс, Пол Дж. Н. (ред.). Пишите, чтобы они могли читать: Исследования грамотности и текстуализации на Древнем Ближнем Востоке и в Еврейских Писаниях: Очерки в честь профессора Алана Р. Милларда . Wipf и Stock Publishers. ISBN 978-1-7252-5210-3 .
- Макдермотт, Джон Дж (2002). Чтение Пятикнижия: историческое введение . Полина Пресс. ISBN 978-0-8091-4082-4 .
- Олсон, Деннис Т. (1996). Числа . Вестминстер Джон Нокс Пресс. ISBN 978-0-664-23736-3 .
- Плаут, Гюнтер . Тора: современный комментарий (1981), ISBN 0-8074-0055-6
- Ска, Жан-Луи (2006). Введение в чтение Пятикнижия . Айзенбрауны. ISBN 978-1-57506-122-1 .
- Стаббс, Дэвид Л. (2009). Числа (Бразосский богословский комментарий к Библии) . Бразос Пресс. ISBN 978-1-4412-0719-7 .
- Ван Сетерс, Джон (2004). Пятикнижие: комментарий социальных наук . Международная издательская группа «Континуум». ISBN 978-0-567-08088-2 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бленкинсопп, Джозеф (2004). Сокровища старые и новые: Очерки богословия Пятикнижия . Эрдманс. ISBN 978-0-8028-2679-4 .
- Брюггеманн, Вальтер (2002). Отголоски веры: богословский справочник по темам Ветхого Завета . Вестминстер Джон Нокс. ISBN 978-0-664-22231-4 .
- Кэмпбелл, Энтони Ф; О'Брайен, Марк А. (1993). Источники Пятикнижия: Тексты, Введения, Аннотации . Крепость Пресс. ISBN 978-1-4514-1367-0 .
- Карр, Дэвид М. (2016). «Формирование еврейской Библии» . В Нидиче, Сьюзен (ред.). Уайли Блэквелл, спутник древнего Израиля . Джон Уайли и сыновья. ISBN 978-0-470-65677-8 .
- Дауэс, Грегори В. (2005). Введение в Библию . Литургическая пресса. ISBN 978-0-8146-2835-5 .
- Фретхайм, Теренс Э. (1998). «Цифры» . В Джоне Бартоне (ред.). Оксфордский библейский комментарий . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-875500-5 .
- Гилберт, Кристофер (2009). Полное введение в Библию . Паулист Пресс. ISBN 978-0-8091-4552-2 .
- Книерим, Рольф П; Коутс, Джордж В. (2005). Числа . Эрдманс. ISBN 978-0-8028-2231-4 .
- Куглер, Роберт; Хартин, Патрик (2009). Введение в Библию . Эрдманс. ISBN 978-0-8028-4636-5 .
- Ван Сетерс, Джон (1998). «Пятикнижие». Стивен Л. Маккензи, Мэтт Патрик Грэм (ред.). Еврейская Библия сегодня: введение в критические вопросы . Вестминстер Джон Нокс Пресс. ISBN 978-0-664-25652-4 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- במדבר Бамидбар – Числа ( иврит – английский на Mechon-Mamre.org)
Переводы
[ редактировать ]Еврейские переводы:
- Числа в Мехон-Мамре (перевод Еврейского издательского общества)
- Числа (Живая Тора). Архивировано 1 августа 2011 г. в Wayback Machine. раввина Арье Каплана на Ort.org. Перевод и комментарии
- Бамидбар - перевод «Числа» (Judaica Press) [с Раши ] на Chabad.org комментарием
Христианские переводы:
- Числа
- Интернет-Библия на сайте HospitalHall.org ( версия короля Иакова )
- Браузер Библии oremus ( новая исправленная стандартная версия )
- Браузер Библии oremus ( англизированная новая исправленная стандартная версия )
- Числа в Wikisource ( авторизованная версия короля Иакова )
- Номера на drbo.org ( версия Дуэ-Реймса )
- Библия: Аудиокнига «Числа», общественное достояние, на LibriVox Различные версии