Jump to content

Ковры

Холмы Галаада (ныне Джалаад, Иордания )

Матот , Маттот , Маттот или Матос ( מַּטּוֹת ‎ — на иврите слово «племена», пятое слово и первое отличительное слово в парашахе ) — 42-я еженедельная глава Торы ( פָּרָשָׁה ‎, парашах ) в годовом еврейском цикле чтения Торы и девятый в Книге Чисел . Он включает Числа 30:2–32:42. В нем обсуждаются законы обетов, разрушение мадианитянских городов и переговоры Реувитян и Гадитов о заселении земель за пределами Израиля.

Парашах состоит из 5652 еврейских букв, 1484 еврейских слов, 112 стихов и 190 строк в Свитке Торы ( Сефер Тора . ) [ 1 ] Евреи обычно читают его в июле или начале августа. [ 2 ] Лунно -солнечный еврейский календарь содержит до 55 недель , точное число варьируется от 50 в обычные годы до 54 или 55 в високосные годы. В некоторые високосные годы (например, 2014) парашах Матот читается отдельно. В большинстве лет (все последующие годы до 2035 года как в Диаспоре, так и в Израиле) парашах Матот объединяется со следующим парашахом, Масеем , чтобы помочь достичь необходимого количества еженедельных чтений. [ 3 ]

В традиционном субботнем чтении Торы параша делится на семь чтений, или Восхождения , алиёт . [ 4 ]

Моисей приказывает убить мадианитян (картина Класа Корнелиса Мойерта, 1650 г. )
Пять мидиамских царей, убитых Израилем (иллюстрация из Библейских рисунков 1728 года )

Первое чтение — Числа 30:2–17.

[ редактировать ]

В первом чтении Моисей сообщил главам израильских колен Бога повеления об обязательствах ( נדרים ‎, недарим , обычно переводится, а некоторые говорят, неправильно переводится как « клятвы »). [ 5 ] Если человек давал обет Богу, он должен был выполнить все, что обещал. [ 6 ] Если девочка, живущая в доме своего отца, дала обет Богу, а ее отец узнал об этом и не возражал, ее обет останется в силе. [ 7 ] Но если ее отец возразит в тот день, когда узнает об этом, ее клятва не будет иметь силы, и Бог простит ее. [ 8 ] Если она выйдет замуж, пока ее обет еще был в силе, и ее муж узнает об этом и не будет возражать в тот день, когда узнает, ее обет останется в силе. [ 9 ] Но если ее муж возразит в тот день, когда узнает об этом, ее клятва не будет иметь силы, и Бог простит ее. [ 10 ] Обет вдовы или разведенной женщины был обязательным. [ 11 ] Если замужняя женщина дала обет, а ее муж узнал об этом и не возражал, то ее обет останется в силе. [ 12 ] Но если ее муж возразит в тот день, когда узнает об этом, ее клятва не будет иметь силы, и Бог простит ее. [ 13 ] Если бы ее муж аннулировал одну из ее клятв после того дня, как узнал об этом, он бы понес ее вину. [ 14 ]

Второе чтение — Числа 31:1–12.

[ редактировать ]

Во втором чтении Бог повелел Моисею напасть на мадианитян , после чего он умрет. [ 15 ] По указанию Моисея тысяча человек из каждого колена, во главе с Финеесом, сыном Елеазара, служившим священником в походе со священной утварью и трубами , напали на Мадиама и убили всех, включая пятерых царей Мадиама и пророка Валаама . [ 16 ] Израильтяне сожгли мадианитянские города, взяли в плен мадианитянских женщин и детей, захватили в качестве добычи весь их скот и имущество и принесли пленников и добычу Моисею, Елеазару и израильской общине в степях Моава . [ 17 ]

Мадиамские женщины, взятые в плен евреями (акварель Джеймса Тиссо )
Жертвоприношение из добычи мадианитян (иллюстрация из « Библейских фигурок» 1728 года )

Третье чтение — Числа 31:13–24.

[ редактировать ]

В третьем чтении ( עליה ‎, алия ), Моисей разгневался на военачальников за то, что они пощадили женщин, поскольку именно они по приказу Валаама побудили израильтян согрешить против Бога в грехе Пеора . [ 18 ] Затем Моисей приказал израильтянам убить каждого мальчика и каждую женщину, вступавшую в половую связь, но пощадить девственниц. [ 19 ] Моисей приказал войскам оставаться вне лагеря в течение 7 дней после этого, приказал каждому из них, кто прикоснулся к трупу, очиститься на третий и седьмой дни, и приказал им очистить все, что сделано из ткани , кожи или дерева . [ 20 ] Елеазар велел войскам взять любые предметы, способные противостоять огню, золото , серебро , медь , железо , олово и свинец — и пропустить их через огонь, чтобы очистить их и очистить все водой осветления . [ 21 ] Елеазар повелел, чтобы на седьмой день они выстирали свою одежду и очистились, а затем могли свободно войти в стан. [ 22 ]

Четвертое чтение — Числа 31:25–41.

[ редактировать ]

В четвёртом чтении ( עליה ‎, алия ), Бог велел Моисею вместе с Елеазаром и главами семей провести инвентаризацию и разделить добычу поровну между воюющими сторонами и остальной частью общины. [ 23 ] Бог велел им взыскать с Бога дань в размере одного предмета из 500 пленных людей и животных воинов, которые должны быть отданы Елеазару, и одного из каждых 50 пленных людей и животных других израильтян, которые должны быть отданы левитам . [ 24 ] Общая добыча составила 675 000 овец, 72 000 голов крупного рогатого скота, 61 000 ослов и 32 000 девственниц, которых Моисей и Елеазар разделили, как повелел Бог. [ 25 ]

Пятое чтение — Числа 31:42–54.

[ редактировать ]

В пятом чтении ( עליה , алия ), половина добычи израильтян составила 337 500 овец, 36 000 голов крупного рогатого скота, 30 500 ослов и 16 000 девственниц, которых Моисей и Елеазар разделили, как повелел Бог: [ 26 ]

Раздел мадианитянских трофеев
Тип добычи Общая добыча Воин Поделиться Часть Елеазара Доля собрания Доля левитов
Овца 675,000 337,500 675 337,500 6,750
Крупный рогатый скот 72,000 36,000 72 36,000 720
Ослы 61,000 30,500 61 30,500 610
Персоны 32,000 16,000 32 16,000 320


Командиры войск сказали Моисею, что они проверили воинов и ни одного не пропало, поэтому они принесли в жертву Богу золото, которое им попалось - браслеты, браслеты, перстни-печатки, серьги и подвески - для искупления. за свою личность перед Богом. [ 27 ] Моисей и Елеазар приняли от них 16750 сиклей золота, но воины в строю оставили добычу себе. [ 28 ]

Рубен и Гад просят земли (гравюра Артура Бойда Хоутона )

Шестое чтение — Числа 32:1–19.

[ редактировать ]

В шестом чтении ( עליה , алия ), Рувимитяне и Гадитяне , владевшие большим количеством скота , заметили, что земли Иазера и Галаада на восточной стороне реки Иордан подходят для скота, и они подошли к Моисею, Елеазару и вождям и спросили, чтобы те земли будут переданы им в собственность. [ 29 ] Моисей спросил их, пойдут ли остальные израильтяне на войну, пока они останутся на восточном берегу, и не подорвет ли это энтузиазм остальных израильтян по поводу перехода в Землю Обетованную . [ 30 ] Моисей сравнил их положение с положением разведчиков , которые обследовали землю , а затем отвратили израильтян от вторжения, тем самым разозлив Бога и заставив Бога поклясться, что никто из взрослых израильтян (кроме Калева и Иисуса Навина ) не увидит землю. [ 31 ] Они ответили, что построят свои овчарни и города к востоку от Иордана и оставят там своих детей, но затем будут служить ударными отрядами в авангарде израильтян, пока земля не будет завоевана, а не будут искать долю земли к западу от Иордана. . [ 32 ]

На этом спутниковом снимке река Иордан выглядит ближе к центру как вертикальная линия, соединяющая Галилейское море на севере и Мертвое море на юге.

Седьмое чтение — Числа 32:20–42.

[ редактировать ]

В седьмом чтении ( עליה ‎, алия ), Моисей тогда сказал, что если они сделают это, и каждый ударник из них перейдет Иордан, то они будут чисты перед Богом и Израилем, и эта земля станет их владением. [ 33 ] Но Моисей продолжал: если бы они не сделали, как обещали, они согрешили бы против Бога. [ 34 ] Моисей поручил Елеазару, Иисусу Навину и главам семей израильских колен выполнить соглашение. [ 35 ] И дал Моисей Гадитянам, Рувимитянам и половине колена Манассиина земли на восточной стороне Иордана. [ 36 ] Гадитяне и Рувимитяне построили города на восточной стороне Иордана, а некоторые вожди Манассии завоевали города на востоке Иордана, чтобы там могла поселиться половина колена Манассии. [ 37 ]

Чтения по трехлетнему циклу

[ редактировать ]

Евреи, читающие Тору по трехлетнему циклу чтения Торы, читают парашах по другому графику. [ 38 ]

Свиток дамасских документов, найденный в Кумране

В ранней нераввинской интерпретации

[ редактировать ]

Парашах имеет параллели или обсуждается в этих ранних нераввинистических источниках: [ 39 ]

Числа глава 30

[ редактировать ]

Дамасский документ кумранской общины запрещал человеку аннулировать клятву, о которой он не знал , следует ли ее выполнять. [ 40 ]

В классической раввинской интерпретации

[ редактировать ]

Парашах обсуждается в следующих раввинских источниках эпохи Мишны и Талмуда : [ 41 ]

Числа глава 30

[ редактировать ]

Трактаты Недарим и Швуот в Мишне, Тосефте , Иерусалимском Талмуде и Вавилонском Талмуде интерпретируют законы обетов и клятв в Исходе 20:7, Левите 5:1–10 и 19:12, Числах 30:2–17 и Второзаконии 23. :24. [ 42 ]

Рабби Акива (иллюстрация из Мантуйской Агады 1568 года)

Мишна учила, что произнесение любой замены формул клятвы имеет силу клятвы. Если один скажет другому: «Я отстранен от тебя обетом», или: «Я отделен от тебя», или: «Я удален от тебя, в отношении всего, что я могу есть из твоего или что я могу вкус твой», дающему обет запрещено. Рабби Акива был склонен давать строгие постановления, когда человек говорил: «Я тебе запрещен». [ 43 ] Гемара учила , что обет ( נֶדֶר ‎, недер ) делает вещь запретной для человека, при этом клятва ( שְׁבֻעָה ‎, шевуах ) связывает человека отношением к вещи. [ 44 ]

Рабби Акива учил, что обеты — это барьер для самоограничения. [ 45 ] Но Иерусалимский Талмуд задается вопросом, не достаточно ли того, что Тора запретила нам некоторые вещи, и мы должны стремиться запретить себе еще и другие вещи. [ 46 ] Гемара не одобряла клятвы. Рабби Натан учил, что тот, кто дает обет, подобен построенному на высоком месте, а тот, кто исполняет обет, подобен принесению жертвы на этом высоком месте. И Гемара пришла к выводу из учения раввина Натана, что добиваться отпущения обетов похвально. [ 47 ] А в мидраше рассказывалась история о царе Джаннае , владевшем двумя тысячами городов, все из которых были разрушены из-за истинных клятв. Человек мог бы поклясться своему другу, что он будет есть такую-то еду в таком-то месте и пить такой-то напиток в таком-то месте. И они пошли бы и выполнили свои клятвы и были бы уничтожены (за ругань по пустякам). Мидраш пришел к выводу, что если такова судьба людей, которые клянутся правдиво, то насколько больше клятва на лжи приведет к разрушению. [ 48 ]

Иерусалимский Талмуд рассуждал, что в Числах 30:2 отмечается, что «Моисей говорил с главами колен», чтобы научить, что глава племени - то есть опытный мудрец - может нарушить обет. [ 49 ]

Рассуждая на основании Чисел 30:3: «Он не должен осквернять своего слова», Тосефта пришел к выводу, что не следует относиться к своим словам как к нечестивым и неосвященным. Несмотря на то, что существовали обеты, которые, по мнению раввинов, не были обязательными, Тосефта учила, что не следует давать даже такой обет с целью его аннулирования, как сказано в Числах 30: 3: «Он не должен осквернять своего слова». Тосефта также пришла к выводу из Чисел 30:3, что даже мудрец не может отменить свой собственный обет. [ 50 ]

Мишна учила, что закон отмены обетов витает в воздухе и ему не на что опереться в библейском тексте. [ 51 ] Рав Иуда сказал, что Самуил нашел библейскую основу закона о прекращении обетов в словах Числа 30:3: « он не нарушит своего слова», которые учат, что «он» — дающий клятву — не может нарушить обет. , но другие могут растворить это за него. [ 52 ] Раввины учили в бараите , что мудрец может отменить обет задним числом. [ 53 ]

Сифре спросил , почему в Числах 6:1–4 показана эффективность назорейских обетов, когда общего правила Чисел 30:3 достаточно, чтобы научить, что все обеты, включая назорейские обеты, являются обязательными. Сифре объяснил, что Числа 6: 1–4 предупреждают, что человек, дающий назорейский обет, будет связан как минимум 30-дневным назорейским периодом. [ 54 ]

Рабба бар-бар Хана рассказал, как арабский купец отвез его посмотреть гору Синай, где он увидел, как ее окружают скорпионы, и они стояли, как белые ослы. Рабба бар бар Хана услышала Небесный Голос, выражавший сожаление по поводу принесенной клятвы и спрашивавший, кто аннулирует клятву. Когда Рабба бар бар Хана предстал перед раввинами, они сказали ему, что он должен был аннулировать клятву. Но Рабба бар бар Хана подумал, что, возможно, это была клятва в связи с Потопом, где в Бытие 8:21 Бог пообещал никогда больше не разрушать мир новым потопом. Раввины ответили, что если бы это была клятва, Небесный Голос не выразил бы сожаления. [ 55 ]

Поклонение золотому тельцу (иллюстрация с библейской карточки, опубликованной в 1901 году компанией Providence Litograph Company)

Рава использовал Числа 30:3 для интерпретации Исхода 32:11, в котором говорится: «И просил Моисей ( וַיְחַל ‎, va-yechal ) Господь Бог его» в связи с случаем с золотым тельцом . Рава отметил, что в Исходе 32:11 используется термин «просил» ( וַיְחַל ‎, ва-йечал ), а в Числах 30:3 используется аналогичный термин «перелом» ( יַחֵל ‎, ячеил) в связи с обетами. Перенося использование Чисел 30:3 в Исход 32:11, Рава рассуждал, что Исход 32:11 означал, что Моисей стоял в молитве перед Богом, пока Моисей не аннулировал Божий обет уничтожить Израиль, поскольку учитель учил, что, хотя люди не могут нарушить свои клятвы, другие могут аннулировать их клятвы вместо них. [ 56 ] Точно так же рабби Берекия учил от имени рабби Хельбо от имени рабби Исаака, что Моисей освободил Бога от Божьего обета. Когда израильтяне сделали золотого тельца, Моисей начал уговаривать Бога простить их, но Бог объяснил Моисею, что Бог уже дал клятву в Исходе 22:19, что «тот, кто приносит жертву богам... будет полностью истреблен, «И Бог не мог отказаться от клятвы. Моисей ответил, спросив, не даровал ли Бог Моисею власть отменять клятвы в Числах 30:3, сказав: «Когда человек дает обет Господу или клянется связать свою душу узами, он не должен нарушить своего слово», подразумевая, что, хотя он сам не мог нарушить свое слово, ученый мог освободить свой обет. Итак, Моисей завернулся в свой плащ и принял позу мудреца, и Бог предстал перед Моисеем, как просящий об отмене обета. [ 57 ]

Рабби Симеон бен Йохай учил, что так же, как тексты «Он не нарушит своего слова» в Числах 30:3 и «Не откладывай платить» в Экклезиасте 5:3 применимы к обетам, они также применимы и к оценкам, и, таким образом, Моисей увещевает израильтян в книге Левит 27:2: «Когда человек ясно произнесет обет Господу по оценке вашей...» [ 58 ]

Навуходоносор II
Седекия

Рабби Елеазар истолковал Плач что нельзя относиться легкомысленно к Числам 30, потому что из-за этого были убиты члены Великого Синедриона Седекии 2:10, чтобы научить , . Когда иудейский царь был Иехония изгнан , вавилонский царь назначил Навуходоносор (как сообщается во 4 Седекию царем Иудеи Царств 24:17). Седекия настолько пользовался благосклонностью царя Навуходоносора, что мог входить и выходить из присутствия царя Навуходоносора без разрешения. Однажды Седекия вошел к Навуходоносору и увидел, что он разрывает мясо зайца и ест его, пока он был еще жив. Навуходоносор попросил Седекию поклясться, что он не расскажет об этом, и Седекия поклялся. Впоследствии пять царей, над которыми Навуходоносор поставил Седекию, сидели и глумились над Навуходоносором в присутствии Седекии, и они сказали Седекии, что царствование принадлежит не Навуходоносору, а Седекии, так как Седекия произошел от Давида . Поэтому Седекия тоже насмехался над Навуходоносором и рассказал, что однажды видел, как он разорвал мясо живого зайца и съел его. Пять царей немедленно сообщили об этом Навуходоносору, который тотчас же прибыл в Антиохию , куда ему навстречу отправились члены Великого Синедриона. Навуходоносор попросил их разъяснить ему Тору, и они начали читать ее главу за главой. Когда они дошли до Чисел 30:3: «Когда человек дает обет... он не нарушит своего слова», Навуходоносор спросил их, может ли человек отказаться от обета. Они ответили, что такой человек должен пойти к Мудрецу, чтобы тот освободил его от обета. Навуходоносор сказал им, что они, должно быть, освободили Седекию от клятвы, которую он клялся ему, и немедленно приказал положить их на землю, как сообщает Плач 2:10: «Они сидят на земле и молчат, старейшины дочери Сиона». Чтобы помочь им в их опасности, они затем начали перечислять заслуги Авраама , который в Бытие 18:27 сказал: «Я всего лишь прах и пепел»; таким образом, в Плаче 2:10 продолжается: «Они препоясались вретищем » . Они начали перечислять заслуги Иакова , о котором в Бытии 37:34 сказано: «Он возложил вретище на чресла свои». Но Навуходоносор приказал членам Великого Синедриона привязать волосы к хвостам своих волос. лошадей , когда лошадей гнали из Иерусалима в Лидду , убивая при этом членов Великого Синедриона. Так, в Плаче 2:10 продолжается: «Иерусалимские девы [имеются в виду члены Великого Синедриона] склоняют головы свои на землю». [ 59 ]

Интерпретируя закон обетов в Числах 30:3–6, Мишна учила, что обеты маленького ребенка не являются обязательными. Когда девочке исполнялось 11 лет и в течение года после этого проверяли, осознает ли она значение своих обетов. Обеты девочки 12 лет и старше оставались без проверки. Когда мальчику исполнялось 12 лет и в течение года после этого, они проверяли, осознает ли он значение своих обетов. Обеты мальчика 13 лет и старше оставались без проверки. Для девочек до 11 лет или мальчиков до 12 лет, даже если они говорили, что знают, в честь Чьего Имени они давали обет, их обеты и посвящения не имели силы. После того, как девочкам исполнилось 12 лет, а мальчикам — 13, хотя они и говорили, что не знают, в честь Чьего Имени они давали обет, их обеты и посвящения оставались в силе. [ 60 ] В «Сифри Зутта» рассказывается, что однажды юноша рассказал рабби Акиве, что юноша посвятил лопату. Рабби Акива спросил юношу, возможно, он посвятил свою лопату солнцу или луне. Юноша ответил, что рабби Акиве не о чем беспокоиться, поскольку юноши посвятили его Тому, Кто их создал. Рабби Акива сказал юноше, что его обеты действительны. [ 61 ]

Мишна учила, что отец, который ничего не сказал об отмене обета своей дочери, потому что он не знал, что у него есть на это право, может отказаться от обета, когда узнает, что у него есть такая сила. Точно так же мудрецы учили, что отец, который не знал, что заявление является обетом, мог отказаться от этого обета, когда узнал, что это обет (хотя рабби Меир сказал, что он не мог). [ 62 ]

Сифри Зутта учила, что если отец аннулировал обет своей дочери без того, чтобы она знала, что он это сделал, и она намеренно нарушила обет, она, тем не менее, не подлежит наказанию, потому что Числа 30: 6 говорят: «Господь простит ее. » [ 63 ]

Читая Числа 30:9: «Но всякий обет вдовы и разведенной... . . будет обязательным для нее», Мишна учила, что если она скажет: «Я стану назорейкой через тридцать дней», даже если она выйдет замуж в течение тридцати дней, ее муж не сможет отменить ее обет. И если она дала обет в один день, развелась в тот же день и снова вышла замуж в тот же день, муж не мог отменить ее обет. Мишна установила общее правило: как только она ушла в свои владения хотя бы на один час, ее муж не мог отменить ее обеты. [ 64 ]

Мишна учила, что отец или муж могут отменить обеты самоотречения (которые, по словам Чисел 30:14, «оскорбляют душу»), такие как купание и украшение себя. Но раввин Хосе сказал, что это не были обеты самоотречения. [ 65 ] Рабби Хосе учил, что обеты самоотречения, которые отец или муж могут аннулировать, включают в себя, если она скажет: « Конам (то есть запрещенный) будет для меня продуктом всего мира». Рабби Хосе учил, что если она скажет: « Конам будет для меня продуктом этой страны», он не сможет аннулировать ее, так как может перевезти ее в другую страну. И если она сказала: « Конам да будут мне плоды этого лавочника», он не мог аннулировать, если только этот лавочник не был его единственным источником существования, и в этом случае он мог аннулировать. [ 66 ]

Из слов «между мужчиной и его женой, между отцом и его дочерью» в Числах 30:17 Гемара пришла к выводу, что помимо обетов самоотречения муж может также отменить обеты, влияющие на отношения между мужем и женой. . [ 67 ]

Мидраш учил, что так же, как муж может отменить только те обеты, которые вызовут личные страдания между супругами, так и отец может отменить только те обеты, которые вызовут личные страдания между ним и его дочерью. [ 68 ]

Мишна учила, что в случае обрученной молодой женщины ее отец и жених могут аннулировать ее клятвы, если они оба сделают это. Если ее отец, но не ее жених, пытался аннулировать ее клятву, или если ее жених, но не ее отец, пытался аннулировать ее клятву, она не была аннулирована. А Мишна учила, что само собой разумеется, что ее обет не аннулируется, если один из них подтвердит его. [ 69 ]

Мишна учила, что в субботу можно отменить обеты. [ 70 ]

Числа глава 31

[ редактировать ]

Мидраш сделал вывод из близости сообщения в Числах 31:9 о том, что «сыны Израиля взяли в плен мадиамских женщин... и весь скот их» с сообщением в Числах 32:1, что «дети Рувима и у детей Гада было очень много скота», и Бог низверг Мадианитян перед Израилем, чтобы Рувимитяне и Гадитяне могли разбогатеть. Мидраш привел такой поворот событий как доказательство слов Псалма 32: 1 о том, что «Бог — судья; Он низлагает одного и возвышает другого». [ 71 ]

Отмечая, что в Иисусе Навине 1:5 Бог сказал Иисусу Навину: «Как Я был с Моисеем, так Я буду с тобой», раввины спросили, почему Иисус Навин прожил всего 110 лет (как сообщается в Иисусе Навине 24:29 и Судей 2:8). а не 120 лет, как это сделал Моисей (как сообщается во Второзаконии 34:7). Раввины объяснили, что, когда Бог сказал Моисею в Числах 31:2 «отомстить за сынов Израилевых Мадианитянам; после этого ты приобщишься к народу твоему», Моисей не откладывал выполнение приказа, хотя Бог сказал Моисею, что он умрет после этого. Напротив, Моисей действовал быстро, как сообщает Числа 31:6: «И послал их Моисей». Однако, когда Бог приказал Иисусу Навину сражаться против 31 царя, Иисус Навин думал, что, если он убьет их всех сразу, он умрет сразу после этого, как это сделал Моисей. Поэтому Иисус Навин развлекался войнами против хананеев, как сообщает Иисус Навин 11:18: «Иисус Навин долго воевал со всеми этими царями». В ответ Бог сократил ему жизнь на десять лет. [ 72 ]

Раввины разошлись во мнениях относительно значения «святых сосудов» в Числах 31:6. На основании ссылки в Исходе 29:29 на «святые одежды Аарона» рабби Йоханан сделал вывод, что Числа 31:6 относятся к священническим одеждам, содержащим урим и туммим, когда там сообщается, что «Моисей послал… Финееса, сына Елеазара, священник на войну со святыми сосудами». Но мидраш пришел к выводу, что Числа 31:6 относятся к Ковчегу Завета , на который ссылаются Числа 7:9, когда говорится «служение святыням». [ 73 ]

Ассирийская депортация израильтян

Числа глава 32

[ редактировать ]

Мидраш из Чисел 32: 1 сделал вывод, что Рувимитяне и Гадитяне были богаты и владели большим количеством скота, но они так любили свое имущество, что отделились от своих собратьев-израильтян и поселились за пределами Земли Израиля. В результате они стали первыми племенами, уведенными в изгнание, как сообщает 1 Паралипоменон 5:26: « Тиллегат-пилнесар, царь Ассирийский... увел... увёл... Рувимитян, и Гадитян, и полуплемя Манассии». [ 74 ]

Танна Девей Элияху учил, что если вы живете по заповеди, устанавливающей субботу (в Исходе 20:8) и Второзаконии 5:12), то (словами Исайи 62:8) «Господь поклялся Своей правой рукой, и мышцей Его силы: «Не отдам более зерна твоего в пищу врагам твоим». Если же ты преступишь заповедь, то будет, как в Числах 32:10–11, когда « В тот день возгорелся гнев Господа, и Он поклялся, сказав: «Неужели никто из людей не увидит земли». [ 75 ]

Точно так же мидраш учил, что Рувимитяне и Гадитяне ценили свою собственность больше, чем человеческую жизнь, ставя свой скот выше своих детей, когда они сказали Моисею в Числах 32:16: «Мы построим здесь овчарни для нашего скота и города для наших маленьких одни». Моисей сказал им в Числах 32:24, что их приоритеты неверны и что им следует сначала заняться более важными делами: «Стройте города для детей ваших и загоны для овец ваших». Мидраш видел в своих различных приоритетах применение слов Экклезиаста 10: 2: «Разум мудрого человека находится по правую руку от него» - применительно к Моисею - и «Разум глупца - слева от него» - применительно к Рувимитянам и Гадитянам. . Бог сказал рувимитянам и гадитянам, что, поскольку они проявляют большую любовь к своему скоту, чем к человеческим душам, для них не будет в этом никакого благословения. Таким образом, мидраш увидел в своей судьбе применение слов Притчей 20:21: «Имущество можно приобрести поспешно в начале, но конец его не будет благословлен», и слов Притчей 23:4: «Не утомляй себя богатством; оставь свою мудрость». [ 76 ]

В Мишне рабби Меир отметил, что Числа 32:20 и 29 излагают одно и то же условие как в положительной, так и в отрицательной формулировке. В Числах 32:29 это условие сформулировано положительно: «И сказал им Моисей: если сыны Гада и сыны Рувима перейдут с вами через Иордан... то вы отдайте им землю Галаадскую за владение." И в Числах 32:20 то же самое условие утверждается отрицательно: «А если они не пройдут с вами вооруженными, то будут иметь у вас имущество в земле Ханаанской». Рабби Меир пришел к выводу, что каждое условие должно быть сформулировано как в отрицательной, так и в положительной формулировке, как, например, положение детей Гада и детей Рувима в Числах 32:20 и 29, иначе это не будет обязательным условием. Однако раввин Ханина бен Гамалиэль II утверждал, что Моисей изложил этот вопрос двояко, потому что ему нужно было сделать это, чтобы его поняли; в противном случае можно было бы заключить, что гадитяне и рувимитяне не получат наследства даже в земле Ханаанской. [ 77 ]

Монета в полшекеля 67–68 гг. н.э.

Мишна учила, что те, кто выносил из Храма монеты, собранные в качестве налога в шекеле, не могли входить в комнату в плаще с каймой, туфлях, сандалиях, тфилине или амулете, чтобы, если они станут богатыми, люди могли сказать, что они разбогатели на деньгах в палата. Таким образом, Мишна учила, что человек обязан казаться свободным от вины перед другими, как и перед Богом, как сказано в Числах 32:22: «И вы будете невиновны перед Господом и перед Израилем». [ 78 ]

Точно так же Тосефта цитирует Числа 32:22: «Вы будете чисты пред Господом и перед Израилем», чтобы поддержать предположение о том, что сборщикам милостыни, собирая милостыню, не разрешалось отделять свои собственные деньги от тех, которые они собирали для благотворительности. благотворительность, помещая свои деньги в отдельный кошелек, чтобы не показалось, что они украли себе часть денег, собранных на благотворительность. Собирая на благотворительность, сборщик благотворительности не мог брать для личного пользования деньги у друга, который был должен сборщику денег, а сборщик благотворительности не мог брать для личного пользования деньги, которые сборщик благотворительности нашел на дороге. [ 79 ]

Мудрецы учили в бараите, что они чтят память семьи, которая пекла хлебы предложения в Храме , поскольку они никогда не позволяли, чтобы прекрасный хлеб оказался в руках их детей. И мудрецы чтили память семьи, производившей храмовые благовония, ибо они никогда не позволяли невесте своего дома ходить надушенной. В обоих случаях семьи сделали это, чтобы выполнить повеление Числа 32:22 о том, что «вы будете чисты перед Господом и перед Израилем» — это означает, что люди должны действовать так, чтобы избежать даже видимости преступления. [ 80 ]

В средневековой еврейской интерпретации

[ редактировать ]

Парашах обсуждается в следующих средневековых еврейских источниках: [ 81 ]

Моисей Маймонид

Числа глава 32

[ редактировать ]

Маймонид зачитал наставление из Чисел 32:22: «Вы будете непорочны перед Богом и перед Израилем», чтобы посоветовать общине проявлять большую осторожность в управлении общественными средствами. Маймонид учил, что те, кто вносил средства в сокровищницу Храма, не носили одежды, в которой они могли бы спрятать деньги, чтобы люди не заподозрили их в краже средств Храма. Люди постоянно разговаривали с ними с момента их входа в Храм и до момента его выхода, так что они не могли положить монеты в рот. Даже при таких гарантиях Маймонид учил, что община не должна назначать бедняка или человека, жаждущего денег, управлять своими средствами, чтобы не вызывать подозрений, во исполнение Чисел 32:22: «Вы будете непорочны перед Богом и перед Израилем. " [ 82 ]

Заповеди

[ редактировать ]

По мнению Маймонида

[ редактировать ]

Маймонид процитировал стих из парашаха, посвященный одной негативной заповеди : [ 83 ]

  • Не преступать в том, что себе запретил [ 6 ]

По словам Сефер ха-Чинух

[ редактировать ]

Согласно Сефер ха-Чинух , в парашахе есть 1 положительная и 1 отрицательная заповедь. [ 84 ]

  • Заповедь закона об отмене обетов [ 6 ]
  • Что мы не должны нарушать свое слово в клятвах, которые мы даем [ 6 ]
Рембрандт , Иеремия, оплакивающий разрушение Иерусалима , ок. 1630 г.

Хафтара . Парашата Матота — Иеремия 1:1–2:3 Хафтара – это первое из трех чтений наставлений, предшествующих Тиша бе-Ав .

Когда парашах Матот объединяется с Парашатом Масеи (как это будет до 2035 года), хафтара является хафтарой для Парашата Масеи:

Иеремия (фреска Микеланджело )

Краткое содержание

[ редактировать ]

Хафтара в Иеремии 1:1–2:3 начинается с отождествления ее слов со словами Иеремии, сына Хелкии , священника в Анафофе в земле Вениамина правления Иосии , к которому было слово Божье в тринадцатом году сын Амона , как царь Иуды, в царствование Иосии, сына Иоакима , и до одиннадцатого года царствования Сын Иосии Седекия, когда Иерусалим был уведен в плен. [ 85 ]

Божье слово пришло к Иеремии, чтобы сказать, что прежде чем Бог сформировал его во чреве, Бог знал его, освятил его и назначил пророком для народов. [ 86 ] Иеремия возражал, что он не может говорить, потому что он был ребенком, но Бог сказал ему не бояться, потому что он пойдет туда, куда Бог пошлет его, скажет все, что Бог повелит ему сказать, и Бог будет с ним, чтобы спасти его. . [ 87 ] Затем Бог коснулся уст Иеремии и сказал, что Бог вложил слова в его уста и поставил его над народами, чтобы искоренять и разрушать, разрушать и низвергать, строить и насаждать. [ 88 ] Бог спросил Иеремию, что он видел, он ответил, что видел посох миндального дерева, и Бог сказал, что он видел хорошо, ибо Бог наблюдает за Божьим словом, чтобы исполнить его. [ 89 ]

Божье слово пришло к Иеремии во второй раз, чтобы спросить, что он видел. Он ответил, что видел кипящий котел, опрокинувшийся с севера, и Бог сказал, что с севера зло прорвется на весь Израиль. [ 90 ] Ибо Бог призовет все царства северные прийти, и они поставят свои престолы у ворот Иерусалима, против его стен и против городов Иуды. [ 91 ] Бог произнес бы Божий суд против Иудеи, поскольку ее народ оставил Бога и поклонялся делу своих рук. [ 92 ] Таким образом, Бог повелел Иеремии препоясать чресла свои, встать и сказать иудейскому народу все, что повелел Бог, ибо Бог сделал Иеремию укрепленным городом, железным столбом и медными стенами против земли Иудейской, ее правителей, ее священников, и его люди. [ 93 ] Они будут сражаться против него, но не одержат победу, потому что Бог будет с ним, чтобы избавить его. [ 94 ]

Божье слово пришло к Иеремии, чтобы он пошел и возгласил в уши Иерусалима, чтобы Бог помнил привязанность ее юности, ее любовь как невесты, как она следовала за Богом в пустыне. [ 95 ] Израиль был священной долей Бога и начатком Бога, и все, кто пожирал Израиль, были признаны виновными, и на них постигло зло. [ 96 ]

Связь с особой субботой

[ редактировать ]

Хафтара, первое из трех чтений наставления, предшествующего Тиша бе-Ав, увещевает Иуду и Израиль в Иеремии 1: 13–19. А затем в Иеремии 2:1–3 хафтара завершается утешением. Гемара учила, что Иеремия написал книгу Плача . [ 97 ] и поскольку евреи читают Плач в Тиша бе-Ав, это, вероятно, объясняет, почему отрывок из Иеремии начинает серию хафтарот с увещеваниями. [ 98 ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ «Статистика Торы для BeMidbar» . Ахла Инк . Проверено 5 июля 2023 г.
  2. ^ «Парашат Матот» . Гебкаль . Проверено 19 июля 2016 г.
  3. ^ «Парашат Матот-Масей» . Гебкаль . Проверено 12 июля 2017 г.
  4. ^ См., например, Менахема Дэвиса, редактора, The Schottenstein Edition Interlinear Chumash: Bamidbar/Numbers ( Brooklyn : Mesorah Publications , 2007), страницы 206–26.
  5. ^ Числа 30:2 .
  6. ^ Перейти обратно: а б с д Числа 30:3 .
  7. ^ Числа 30:4–5 .
  8. ^ Числа 30:6 .
  9. ^ Числа 30:7–8 .
  10. ^ Числа 30:9 .
  11. ^ Числа 30:10 .
  12. ^ Числа 30:11–12 .
  13. ^ Числа 30:13 .
  14. ^ Числа 30:16 .
  15. ^ Числа 31: 1–2 .
  16. ^ Числа 31:3–8 .
  17. ^ Числа 31: 9–12 .
  18. ^ Числа 31:14–16 .
  19. ^ Числа 31:17–18 .
  20. ^ Числа 31:19–20 .
  21. ^ Числа 31:21–23 .
  22. ^ Числа 31:24 .
  23. ^ Числа 31:25–27 .
  24. ^ Числа 31:28–30 .
  25. ^ Числа 31: 31–41.
  26. ^ Числа 31:42–47 .
  27. ^ Числа 31:48–50 .
  28. ^ Числа 31:51–54 .
  29. ^ Числа 32:1–5 .
  30. ^ Числа 32:6–7 .
  31. ^ Числа 32:8–12 .
  32. ^ Числа 32:16–19 .
  33. ^ Числа 32:20–22 .
  34. ^ Числа 32:20–22 .
  35. ^ Числа 32:28–30 .
  36. ^ Числа 32:33 .
  37. ^ Числа 32:34–42 .
  38. ^ См., например, Ричарда Айзенберга, «Полный трехлетний цикл чтения Торы», в Трудах Комитета по еврейскому праву и стандартам консервативного движения: 1986–1990 ( Нью-Йорк : Раввинская ассамблея , 2001), стр. 383. –418.
  39. ^ Дополнительную информацию о ранней нераввинской интерпретации см., например, Эстер Эшель, «Ранняя нераввинская интерпретация», в книге Адель Берлин и Марка Цви Бреттлера, редакторов, The Jewish Study Bible , 2-е издание (Нью-Йорк: Oxford University Press , 2014), стр. 1841–59.
  40. Лоуренс Х. Шиффман , Возвращение свитков Мертвого моря: История иудаизма, Предыстория христианства, Утерянная библиотека Кумрана ( Филадельфия : Еврейское издательское общество , 1994), стр. 130–31 (со ссылкой на садокитские фрагменты 16:10–11). = Д ж 2 II 10–11).
  41. Дополнительную информацию о классической раввинской интерпретации см., например, Яаков Эльман , «Классическая раввинистическая интерпретация», в книге Адель Берлин и Марка Бреттлера, редакторы, Jewish Study Bible , 2-е издание, страницы 1859–78.
  42. ^ Мишна Недарим 1: 1–11:11 ; Тосефта Недарим 1:1–7:8 ; Иерусалимский Талмуд Недарим 1a–42b ; Вавилонский Талмуд Недарим 2а–91б ; Мишна Швуот 1:1–8:6 ; Тосефта Шевуот 1:1–6:7 ; Иерусалимский Талмуд Шевуот 1а–49а ; Вавилонский Талмуд Шевуот 2а–49б .
  43. ^ Мишна Недарим 1:1 ; Вавилонский Талмуд Недарим 2а .
  44. ^ Вавилонский Талмуд Недарим 2б .
  45. ^ Мишна Авот 3:13 .
  46. ^ Иерусалимский Талмуд Недарим 9:1 .
  47. ^ Вавилонский Талмуд Недарим 22а , 59а .
  48. ^ Числа Раба 22:1 .
  49. ^ Иерусалимский Талмуд Хагига 1:8 , 3:1 9:1 .
  50. ^ Тосефта Недарим 4:6.
  51. ^ Мишна Хагига 1:8 ; Вавилонский Талмуд Хагига 10а .
  52. ^ Вавилонский Талмуд Хагига 10а .
  53. ^ Вавилонский Талмуд Кетубот 74б .
  54. ^ Сифре к Числам 22:1.
  55. ^ Вавилонский Талмуд Бава Батра 74а .
  56. ^ Вавилонский Талмуд Берахот 32а .
  57. ^ Исход Раба 43:4.
  58. ^ Левит Раба 37:2.
  59. ^ Плач Раба 2:14.
  60. ^ Мишна Нида 5:6 ; см. также Сайфер Зутта Матот 30:4.
  61. ^ Сифри Зутта Матот 30:4.
  62. ^ Мишна Недарим 11:7 ; Вавилонский Талмуд Недарим 87б ; См. также Сифри Зутта Матот 30:5.
  63. ^ Сифри Зутта Матот 30:6.
  64. ^ Мишна Недарим 11:9 .
  65. ^ Мишна Недарим 11:1 ; Вавилонский Талмуд Недарим 79a–b .
  66. ^ Мишна Недарим 11:2 ; Вавилонский Талмуд Недарим 79б .
  67. ^ Вавилонский Талмуд Недарим 79б .
  68. ^ Мидраш Танхума Матос 1.
  69. ^ Мишна Недарим 10:1 ; Вавилонский Талмуд Недарим 66b–67a .
  70. ^ Мишна Шаббат 24:5 ; Вавилонский Талмуд Шаббат 157а .
  71. ^ Числа Раба 22:8.
  72. ^ Числа Раба 22:6.
  73. ^ Числа Раба 22:4.
  74. ^ Числа Раба 22:7.
  75. ^ Танна Девей Элияху. Седер Элияху Раба, глава (26) 24.
  76. ^ Числа Раба 22:9.
  77. ^ Мишна Кидушин 3:4 ; Вавилонский Талмуд Кидушин 61а .
  78. ^ Мишна Шекалим 3:2 ; Иерусалимский Талмуд Шекалим 3:2 .
  79. ^ Тосефта Пей 4:15 .
  80. ^ Вавилонский Талмуд Йома 38а .
  81. ^ Дополнительную информацию о средневековой еврейской интерпретации см., например, Барри Д. Уолфиш, «Средневековая еврейская интерпретация», в книге Адель Берлин и Марка Бреттлера, редакторы, «Jewish Study Bible» , 2-е издание», страницы 1891–915.
  82. ^ Маймонид, Мишне Тора Шекалим 2:10 .
  83. ^ Маймонид, Мишне Тора , Негативная заповедь 157 ( Каир , Египет, 1170–1180), в Маймониде, Заповеди: Сефер ха-Мицвот Маймонида , перевод Чарльза Б. Чавела (Лондон: Soncino Press, 1967), том 2, страницы 148–49.
  84. ^ Чарльз Венгров, переводчик, Сефер ха-Хиннух: Книга [мицвы] образования (Иерусалим: Feldheim Publishers , 1988), том 4, страницы 203–15.
  85. ^ Иеремия 1:1–3 .
  86. ^ Иеремия 1:4–5 .
  87. ^ Иеремия 1:6–8 .
  88. ^ Иеремия 1: 9–10 .
  89. ^ Иеремия 1:11–12 .
  90. ^ Иеремия 1:13–14 .
  91. ^ Иеремия 1:15 .
  92. ^ Иеремия 1:16 .
  93. ^ Иеремия 1:17–18 .
  94. ^ Иеремия 1:19 .
  95. ^ Иеремия 2: 1–2 .
  96. ^ Иеремия 2:3 .
  97. ^ Вавилонский Талмуд Бава Батра 15а .
  98. ^ Майкл Фишбейн , Библейский комментарий JPS: Хафтар (Филадельфия: Еврейское издательское общество, 2002), стр. 262.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]

Парашах имеет параллели или обсуждается в следующих источниках:

Библейский

[ редактировать ]
  • Бытие 28:20–22 (обет).
  • Исход 20:7 (обеты).
  • Левит 5:1–10 (обеты); 19:12 (обеты); 27:1–25 (оценка обетов).
  • Числа 6:1–8 (обеты); 10:1–10 (трубы); 13:1–14:45 (соглядатаи); 18:8–31 (обмен со священниками и левитами); 21:2 (обет); 25:16–18 (Мадианитяне).
  • Второзаконие 3:12–20 (Рувимитяне и Гадитяне); 23:22–24 (обеты).
  • Иисус Навин 1:12–18 (Рувимитяне и Гадитяне); 13:8–32; 22:1–34 (Рувимитяне и Гадитяне).
  • Судей 6:1–7:25 (Мадианитяне).
  • 1 Царств 1:11 (обет); 30:21–25 (раздел добычи).
  • Псалмы 9:13 (Бог мстит); 22:26 (выполнение обетов); 37:29 (праведники наследуют землю); 49:12 (люди называют свои земли своими именами); 50:14 (выполнение обетов); 51:4 (стирка); 66:13–14 (исполнение обетов); 72:14 (ценность жизней); 94:1 (месть принадлежит Богу); 106:28–31 (Пеор); 116:15 (ценность жизней).
  • Экклезиаст 5:3–6 (обеты).

Ранний нераввинский

[ редактировать ]

Классический раввинизм

[ редактировать ]
  • Мишна Шаббат 24:5 ; Хагига 1:8 ; Недарим 1:1–11:11 ; Гиттин 4:7 ; Кидушин 3:4 ; Швуот 1:1–8:6 ; Авот 3:13 . Земля Израиля, около 200 г. н. э., например, в «Мишне: новый перевод» . Перевод Джейкоба Нойснера , страницы 330, 406–30, 492–93, 620–39, 680. Нью-Хейвен: издательство Йельского университета, 1988.
  • Тосефта Пей 4:15 ; Терумот 5:8; Недарим 1:1–7:8 ; Сота 7:17; Швуот 1:1–6:7 ; Керитот 4:15. Земля Израиля, около 250 г. н. э., например, в «Тосефте: перевод с иврита, с новым введением» . Перевод Якоба Нойснера, том 1, страницы 73, 161, 208, 785–805, 864; том 2, страницы 1219–44, 1571. Пибоди, Массачусетс: Hendrickson Publishers, 2002.
  • Иерусалимский Талмуд Терумот 35б; Биккурим 6а; Шаббат 45а; Песахим 74б; Чагига 7а–б; Недарим 1а–42б; Назира 1а, 17а; Сота 9а; Шевуот 1а–49а. Тверия , Земля Израиля, около 400 г. н.э. Например, в Талмуде Йерушалми . Под редакцией Хаима Малиновица, Исроэля Симхи Шорра и Мордехая Маркуса, тома 7, 12, 14, 19, 27, 33–34, 36, 46. Бруклин: Mesorah Publications, 2008–2020. И, например, в «Иерусалимском Талмуде: перевод и комментарий» . Под редакцией Джейкоба Нойснера и переводом Джейкоба Нойснера, Цви Захави, Б. Барри Леви и Эдварда Голдмана . Пибоди, Массачусетс: Hendrickson Publishers, 2009.
  • Бытие Раба 1:15 ; 48:10 ; 55:3 ; 85:1 Земля Израиля, V век. Например, в Мидраше Раба: Бытие . Перевод Гарри Фридмана и Мориса Саймона, том 1, стр. 13–14, 411–12, 483–84; том 2, страница 799. Лондон : Soncino Press , 1939.
Талмуд

Средневековый

[ редактировать ]
Раши
  • Раши . Комментарий . Номера 30–32 . Труа , Франция, конец 11 века. Например, Раши. Тора: с переведенными, аннотированными и разъясненными комментариями Раши . Перевод и аннотации Исраэля Иссера Цви Герцега, том 4, страницы 369–401. Бруклин: Публикации Месоры, 1997.
  • Рашбам . Комментарий к Торе . Труа, начало XII века. Например, в « Комментарии Рашбама к Левиту и числам: аннотированный перевод» . Отредактировано и переведено Мартином И. Локшиным, страницы 285–92. Провиденс: Браун-иудаистические исследования, 2001.
  • Числа Раба 22:1–9. 12 век. Например, в «Мидраше Раба: Числа» . Перевод Иуды Дж. Слотки, том 6, страницы 853–62. Лондон: Soncino Press, 1939.
  • Авраам ибн Эзра . Комментарий к Торе. Середина 12 века. Например, в « Комментарии Ибн Эзры к Пятикнижию: Числа (Ба-Мидбар)» . Перевод и аннотации Х. Нормана Стрикмана и Артура М. Сильвера, страницы 238–55. Нью-Йорк: Издательская компания «Менора», 1999.
Маймонид
Нахманид
  • Езекия, сын Маноя Хизкуни Франция, около 1240 г. В, например, Хизкияху бен Маноахе. Чизкуни: Толкование Торы . Перевод и аннотации Элияху Мунка, том 4, страницы 1021–3. Иерусалим: Издательство Ктав, 2013.
  • Нахманид . Комментарий к Торе . Иерусалим, около 1270 г. Например, в Рамбане (Нахманид): Комментарий к Торе: Числа. Перевод Чарльза Б. Чавела, том 4, страницы 344–81. Нью-Йорк: Издательство Шило, 1975.
Зоар
  • Зоар часть 3, стр. 241б. Испания, конец 13 века. Например, в «Зоаре» . Перевод Гарри Сперлинга и Мориса Саймона. 5 томов. Лондон: Soncino Press, 1934.
  • Яаков бен Ашер (Бааль Ха-Турим). Римзе Бааль ха-Турим . Начало 14 века. Например, в Баал Хатурим Хумаш: Бамидбар/Числа . Перевод Элиягу Тугера, отредактированный и аннотированный Ави Голдом, том 4, страницы 1711–43. Бруклин: Публикации Месоры, 2003.
  • Иаков, сын Ашера. Перуш Аль ха- Тора Начало 14 века. Например, Яаков бен Ашер. Включите Тору . Перевод и аннотации Элияху Мунка, том 3, страницы 1202–1. Иерусалим: Издательство Лямбда, 2005.
  • Исаак, сын Моисея , Арама Акедат Ижак (Связывание Исаака ) Конец 15 века. Например, у Ицхака Арамы. Акейдат Ицхак: Толкование Торы Переведено и сокращено Элияху Мунк, том 2, страницы 791–9. Нью-Йорк, Издательство Лямбда, 2001.

Современный

[ редактировать ]
  • Исаак Абраванель . Комментарий к Торе . Италия, 1492–1509 гг. Например, в «Абарбанель: Избранные комментарии к Торе: Том 4: Бамидбар/Числа» . Перевод и аннотации Исраэля Лазара, страницы 318–24. Бруклин: CreateSpace, 2015.
  • Обадия бен Якоб Сфорно . Комментарий к Торе . Венеция, 1567. Например, в «Сфорно: Комментарий к Торе» . Перевод и пояснительные примечания Рафаэля Пельковица, страницы 802–13. Бруклин: Публикации Месоры, 1997.
Саул Леви Мортейра
  • Моше Альшич . Комментарий к Торе . Цфат , около 1593 г. В, напр., Моше Альшиче. Мидраш рабби Моше Альшича о Торе . Перевод и аннотации Элияху Мунка, том 3, страницы 926–40. Нью-Йорк, издательство Lambda, 2000.
  • Саул Леви Мортейра . «Похвальная речь Моисею де Меркадо». Будапешт, 1652 год. У Марка Саперштейна. Изгнание в Амстердаме: проповеди Саула Леви Мортейры перед конгрегацией «новых евреев», страницы 536–43. Цинциннати : Издательство Еврейского союза колледжа , 2005.
  • Шабтайский бас . Сифсей Чачамим . Амстердам, 1680. Например, в Сефер Бамидбар: Из пяти книг Торы: Хумаш: Таргум Окелос: Раши: Сифсей Хачамим: Ялкут: Хафтарос , перевод Аврохома И. Дэвиса, страницы 534–89. Лейквуд Тауншип, Нью-Джерси : Metsudah Publications, 2013.
Хирш
  • Хаим ибн Аттар . Ор ха-Хаим . Венеция, 1742 год. В Хаиме бен Аттаре. Или Хахаим: Комментарий к Торе . Перевод Элияху Мунка, том 4, страницы 1700–39. Бруклин: Издательство Lambda, 1999.
  • Самсон Рафаэль Хирш . Хорив: Философия еврейских законов и обрядов . Перевод Исидора Грюнфельда, страницы 276, 314–52. Лондон: Soncino Press, 1962. Перепечатано в 2002 году. Первоначально опубликовано как Хорив, Эксперименты по обязанностям Исроэля в рассеянии . Германия, 1837 год.
Луццато
  • Сэмюэл Дэвид Луццатто (Шадал). Комментарий к Торе. Падуя , 1871. Например, у Сэмюэля Дэвида Луццатто. Комментарий Торы . Перевод и аннотации Элияху Мунка, том 4, страницы 1113–2. Нью-Йорк: Издательство Лямбда, 2012.
  • Иегуда Арье Лейб Альтер . Сефат Эмет . Гура Кальвария (Гер), Польша , до 1906 года. Из книги « Язык истины: комментарий к Торе» Сефата Эмета . Перевод и интерпретация Артура Грина , страницы 269–74. Филадельфия: Еврейское издательское общество, 1998. Перепечатано в 2012 г.
  • Александр Алан Стейнбах. Царица субботы: пятьдесят четыре библейские беседы с молодежью на основе каждой части Пятикнижия , страницы 132–35. Нью-Йорк: Дом еврейской книги Бермана, 1936.
  • Джулиус Х. Гринстоун. Числа: С комментариями: Священное Писание , страницы 311–37. Филадельфия: Еврейское издательское общество, 1939. Перепечатано компанией Literary Licensing, 2011.
  • Дж. Хентон Дэвис. «Клятвы». В «Библейском словаре переводчика» , том 4, страницы 792–94. Нэшвилл: Абингдон Пресс, 1962.
  • Дж. Рой Портер. «Наследие Иисуса Навина». В «Провозглашении и присутствии: Очерки Ветхого Завета в честь Гвинн Хентон Дэвис» . Под редакцией Джона И. Дарема и Дж. Роя Портера, страницы 102–32. Лондон: SCM Press, 1970.
  • Кэрол Л. Мейерс. «Корни ограничений: женщины в раннем Израиле». Библейский археолог , том 41 (номер 3) (сентябрь 1978 г.).
  • Филип Дж. Бадд. Слово библейский комментарий: Том 5: Числа , страницы 320–47. Уэйко, Техас : Словарные книги, 1984.
  • Пинхас Х. Пели . Тора сегодня: новая встреча с Священным Писанием , страницы 189–93. Вашингтон, округ Колумбия: Книги Бнай Брит, 1987.
  • Майкл Фишбейн . Библейская интерпретация в древнем Израиле , страницы 82, 171, 258–60, 304. Оксфорд: Oxford University Press, 1985.
  • Джейкоб Милгром . Комментарий Торы JPS: Числа: традиционный текст на иврите с новым переводом JPS , страницы 250–77, 488–96. Филадельфия: Еврейское издательское общество, 1990.
  • Лоуренс Х. Шиффман . «Закон обетов и клятв ( числа 30, 3–16) в «Фрагментах садокита» и «Храмовом свитке». Revue de Qumrân , том 15 (номер 1/2) (57/58) (сентябрь 1991 г.) ): страницы 199–214.
  • Мэри Дуглас . В пустыне: Доктрина осквернения в Книге Чисел , страницы xix, 60, 86, 100, 103, 106, 108–10, 112, 120–21, 123, 126, 135, 141, 147, 160, 170. –71, 183, 185–86, 199, 218, 222, 242. Оксфорд: Oxford University Press, 1993. Перепечатано в 2004 г.
  • Джудит С. Антонелли. «Женская клятва». В книге «По образу Божьему: феминистский комментарий к Торе» , страницы 383–91. Нортвейл, Нью-Джерси : Джейсон Аронсон , 1995.
Плаут
  • Эллен Франкель . Пять книг Мириам: женский комментарий к Торе , страницы 237–41. Нью-Йорк: Сыновья ГП Патнэма , 1996.
  • В. Гюнтер Плаут . Комментарий Хафтара , страницы 407–15. Нью-Йорк: UAHC Press, 1996.
  • Сорел Голдберг Леб и Барбара Биндер Кэдден. Преподавание Торы: сокровищница идей и мероприятий , страницы 278–83. Денвер : ARE Publishing, 1997.
  • Сьюзан Фриман. Обучение еврейским добродетелям: священные источники и художественная деятельность , страницы 69–84. Спрингфилд, Нью-Джерси : ARE Publishing, 1999. (Числа 30:3).
  • Барух А. Левин . Числа 21–36 , том 4А, страницы 423–507. Нью-Йорк: Якорная Библия, 2000.
  • Стейси К. Оффнер. «Женщины говорят громче слов». В «Женском комментарии к Торе: новые идеи женщин-раввинов о 54 еженедельных главах Торы» . Под редакцией Элиз Гольдштейн , страницы 315–20. Вудсток, Вермонт : Издательство Jewish Lights , 2000.
  • Деннис Т. Олсон. «Числа». В библейском комментарии ХарперКоллинза . Под редакцией Джеймса Л. Мэйса , страницы 185–87. Нью-Йорк: HarperCollins Publishers, исправленное издание, 2000 г.
  • Лэйни Блум Коган и Джуди Вайс. Преподавание Хафтары: предыстория, идеи и стратегии , страницы 364–73. Денвер: ARE Publishing, 2002.
  • Майкл Фишбейн . Библейский комментарий JPS: Хафтар , страницы 255–69. Филадельфия: Еврейское издательское общество, 2002.
  • Роберт Альтер . Пять книг Моисея: перевод с комментариями , страницы 838–51. Нью-Йорк: WW Norton & Co., 2004.
  • Моше Дж. Бернштейн. «Женщины и дети в юридических и литургических текстах из Кумрана». Открытия Мертвого моря , том 11 (номер 2) (2004 г.): страницы 191–211.
  • Рэйчел Р. Бовиц. «Хафтарат Маттот: Иеремия 1:1–2:3». В «Комментарии к женской хафтаре: новые идеи женщин-раввинов о 54 еженедельных частях хафтары, 5 мегиллотах и ​​особой субботе» . Под редакцией Элиз Гольдштейн, страницы 200–05. Вудсток, Вермонт: Издательство Jewish Lights, 2004.
  • Нили С. Фокс. «Цифры». В Библии для еврейского изучения . Под редакцией Адель Берлин и Марка Цви Бреттлера , страницы 343–49. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета, 2004.
  • Профессора о Парашахе: исследования еженедельного чтения Торы под редакцией Лейба Московица, страницы 284–89. Иерусалим: Урим Публикации , 2005.
  • В. Гюнтер Плаут. Тора: современный комментарий: исправленное издание . Пересмотренное издание под редакцией Дэвида Э. С. Стерна , страницы 1099–115. Нью-Йорк: Союз реформистского иудаизма , 2006.
Пуля
Поле сердца
Риск
Мешки
  • Билл Рудольф. «Объединяющая сила: какого лидера действительно хочет еврейский народ?» Доклад по Иерусалиму , том 26 (номер 7) (27 июля 2015 г.): стр. 47.
  • Джонатан Сакс . Уроки лидерства: еженедельное чтение еврейской Библии , страницы 227–31. Нью-Милфорд, Коннектикут: Maggid Books, 2015.
  • Джонатан Сакс. Очерки этики: еженедельное чтение еврейской Библии , страницы 263–67. Нью-Милфорд, Коннектикут: Maggid Books, 2016.
  • Шай Хелд . Сердце Торы, том 2: Очерки недельной главы Торы: Левит, Числа и Второзаконие , страницы 179–90. Филадельфия: Еврейское издательское общество, 2017.
  • Стивен Леви и Сара Леви. Комментарий к Торе для обсуждения Раши JPS , страницы 141–43. Филадельфия: Еврейское издательское общество, 2017.
  • Джонатан Сакс. Числа: Годы пустыни: Завет и беседа: еженедельное чтение еврейской Библии , страницы 361–89. Нью-Милфорд, Коннектикут: Maggid Books, 2017.
[ редактировать ]

Комментарии

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 1d7be325a2e7518d38565c64d283d994__1722118980
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/1d/94/1d7be325a2e7518d38565c64d283d994.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Matot - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)