Исаак бен Моисей Поиск
Исаак бен Моисей Арама ( ок. 1420–1494) был испанским раввином и писателем. Сначала он был директором раввинской академии в Саморе (вероятно, месте его рождения); затем он получил призвание в качестве раввина и проповедника из общины Таррагоны , а затем из общины Фраги в Арагоне . Наконец, он служил в Калатаюде в качестве раввина и главы Талмудической академии. После изгнания евреев в 1492 году Арама поселился в Неаполе , где и умер в 1494 году.
Сочинения и мысли
[ редактировать ]Арама — автор книги «Акедат Ицхах» ( «Связывание Исаака» ), [1] длинный философский комментарий к Пятикнижию , гомилетический по стилю. В этой работе о нем часто говорят как о «Баале Акеде» (авторе « Акеды» ). Он также написал комментарий к « Пяти свиткам » и работу под названием «Хазут Хаша» ( «Трудное видение ») об отношении философии к теологии; также Яд Авессалом ( «Рука Авессалома» ), комментарий к Притчам , написанный в память о его зяте Авессаломе, который умер вскоре после женитьбы.
Арама был настоящим прототипом испано-еврейского ученого второй половины пятнадцатого века. Прежде всего он был талмудистом . Изучение Талмуда имело для него первостепенное значение; так что он глубоко скорбел, когда его ученики-раввины не смогли последовать за ним из Саморы в Таррагону, потому что последняя община не могла их поддержать. Во-вторых, он был философом. Изучение философии было настолько универсальным в Испании в тот период, что никто не мог занять общественную должность, не посвятив этому себя. Арама уделял особое внимание Маймониду ; но в его творчестве вряд ли можно найти независимую философскую мысль. Его замечания о природе души ( Акеда , глава 6) заслуживают внимания. После подробного изложения различных господствовавших теорий о душе он приходит к выводу, что первый зародыш души, общий для всего человеческого рода, имеет свое происхождение внутри тела и в нем. Его теория аналогична теории Александра Афродисийского. — что душа — это «форма» органического тела, — но Арама может привести подтверждение этому из Талмуда и Каббалы . Третьим элементом в умственном складе ума Арамы была Каббала, изложенная в « Зоаре» , который, как он полагал, был написан Симеоном бар Йохаем . Однако он занимался не столько мистической стороной Каббалы, сколько ее философией.
Его самая ранняя работа, « Хазут Хаша» , представляющая в определенном смысле изложение религиозной философии Арамы, включает также много интересного, относящегося к истории евреев в Испании до их изгнания. Целью работы было дать ответ на миссионерские проповеди Церкви, которые, согласно действовавшим тогда законам, евреи были вынуждены слушать. Следовательно, его полемика против христианского догмата о благодати является резюме устного диспута между Арамой и христианским ученым. В поддержку своей атаки на эту христианскую догму Арама приводит учение о свободе воли, сформулированное Аристотелем , а также соображения о трансцендентной справедливости Бога, согласно которой Благодать не должна состоять ни из чего, кроме осуществления воли деспота. . Помимо этого примера его полемики, его трактовка Потопа содержит несколько нападок на христианство . Большая часть работы, однако, посвящена опровержению той философии, которая отказывается признать еврейское откровение или признает его только тождественным философии.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перепечатано, например, Ицхаком Арамой. Акейдат Ицхак: Комментарий раввина Ицхака Арамы к Торе . Переведено и сокращено Элияху Мунк. 2 тома. Нью-Йорк, издательство Lambda, 2001. ISBN 965-7108-30-6 .
В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Певец, Исидор ; и др., ред. (1901–1906). «Арама, Исаак бен Моисей» . Еврейская энциклопедия . Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс. Его библиография:
- Хаим Джос. Поллак , в своем издании « Акедат Йихах» , Пресбург, 1849, i.2-7;
- «Литературблатт де Восток», IV.688;
- Штайншнейдер , Кат. Стаб. Св.
- Бенджакоб, Озар ха-Сефарим, под соответствующими титулами;
- Ван Страален , Кот. Британский. Воробей. (Приложение), с. 114, 125, 137;
- Зима и пожелания, еврейские. Ссылка ii.618-631;
- С. И. Фуэнн , Кенесет Исраэль, 647, 648;
- Зунц, СП, с. 528;
- М.Л. Кон, Биографии выдающихся раввинских авторитетов, стр. 7–20, 137–141;
- Кауфманн, Чувства, Индекс, св