Авраам и Исаак Нарбоннские
Авраам бен Исаак из Нарбонны ( ивр .: Р. Авраам бен Ицхак из Нарбонны ) ( ок. 1080–85 – 1158) был провансальским раввином , также известным как Раавад II , и автором галахического труда Ха-Эшкол ( «Кластер» ).
Биография
[ редактировать ]Его учителем был Моисей бен Иосиф бен Мерван ха-Леви , при жизни которого Авраам был назначен президентом (Ав Бет Дин ) раввинского совета Нарбонны , состоящего из девяти членов , и стал директором раввинской академии. Среди талмудистов, которых он там преподавал, были Авраам бен Давид III (который впоследствии стал его зятем) и Зарахия ха-Леви . Авраам бен Исаак умер в Нарбонне в 1158 году.
Сочинения
[ редактировать ]Как и большинство провансальских ученых, Раавад II был прилежным автором, составившим многочисленные комментарии к Талмуду , все из которых, однако, были утеряны, за исключением комментария к трактату « Баба Батра », рукопись которого сохранилась в Мюнхене. . Многочисленные цитаты из этих комментариев можно найти в трудах Зерахии Геронди , Нахманида , Ниссима Геронди и других. Многие из его объяснений отрывков из Талмуда также повторяются в его ответах, в которых описывается его метод лечения. В комментариях Авраама к Талмуду он, кажется, взял Раши за образец; ибо они отмечены одинаковой точностью и ясностью изложения.
Представление о его знаниях Талмуда можно получить из его книги « Ха-Эшколь» . Бенджамин Хирш Ауэрбах опубликовал издание Эшколя 1867 года в трех томах с комментариями, которые, как теперь известно, являются подделкой. Большинство ученых предполагают, что это преднамеренная подделка Ауэрбаха, но Исраэль Та-шма , ссылаясь на соглашение Якоба Суссмана , утверждает, что она была подделана в 13 веке Моисеем де Леоном , фальсификатором Зоара и многих других книг. (Ха-Нигле ШеБаНистар, стр. 144, стр. 203). Однако известно, что издание Ауэрбаха содержит широкий спектр гораздо более поздних материалов. Шалом и Ханох Альбек опубликовали отдельное издание на основе подлинных рукописей в 1935–1938 годах. Альбек пишет, что на практике эта книга представляет собой в основном редакцию Сефер ха- Иттим Иуды бен Верзеллия . [1] В 1985 году «четвертый том» издания Ауэрбаха был опубликован Бернардом Бергманом , который защищал издание Ауэрбаха в эссе 1974 года, из которого ясно следует, что он тогда не имел доступа ни к какой рукописи ни Эшколя, ни к комментариям Ауэрбаха к нему. В четвертом томе цитируется книга, которая на момент смерти Ауэрбаха еще не была опубликована. Бергман, осужденный за мошенничество с программой Medicaid в 1976 году, так и не объяснил, откуда он взял материалы для этого «четвертого тома». [2]
Однако его глубина и проницательность гораздо лучше проявляются в его ответах, цитируемых в сборнике «Темим Деим». [3] и в Сефер ха-Терумот Самуила Сарди . Другие ответы , посланные Йозефу бен Хену (Грациано) из Барселоны и Мешулламу бен Якобу из Люнеля, можно найти в рукописи, принадлежащей барону де Гюнцбургу в Санкт-Петербурге . Сборник респонсов Раавада II, сохранившийся в Йемене , единственная рукопись такого рода, была опубликована Р. Йосефом Кафихом в 1962 году. [4] [5] Как признанному раввинскому авторитету и президенту раввинского совета, его часто призывали высказать свое решение по трудным вопросам: и его ответы показывают, что он был не только ясным экзегетом, но и логическим мыслителем.
Влияние
[ редактировать ]Хотя ему не хватало оригинальности, влияние Авраама на изучение Талмуда в Провансе не следует недооценивать. Лангедок политически стал связующим звеном между Испанией и северной Францией ; аналогичным образом еврейские ученые играли роль посредников между евреями этих стран. Эту функцию представлял Авраам бен Исаак; он был посредником между диалектикой тосафистов Франции и систематической наукой испанских раввинов. Французско-итальянские кодификаторы – Аарон ха-Коэн из Люнеля , Седекия бен Авраам Авраама Ха-Эшколь и многие другие – взяли за свою модель ; и только с появлением Тура ( Яакова бен Ашера ) Ха-Эшкол утратил свое значение и канул в сравнительное забвение. Школа, основанная Авраамом бен Исааком, как показано в РАБаД III и Зерахии ха-Леви, тем не менее, была создателем системы талмудической критики; и метод, который он использовал, был тосафистской диалектикой, модифицированной и упрощенной испанско-еврейской логикой.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Шалом Эльбак, Законодатели Иудеи , Барслуя 1311 г.
- ^ «Марк Б. Шапиро - Подделка и галахический процесс, часть 3 - Блог Seforim» . Проверено 5 июля 2022 г.
- ^ part iv of Tummat Yesharim, by Benjamin Motal , Venice, 1622
- ^ Бен Исаак из Нарбонны, Авраам (1962). Йосеф Кафих (ред.). Респонса Р. Авраама бен Исаака из Нарбонны (на иврите). Иерусалим: Маген. OCLC 232953513 .
- ^ Кафих, Йосеф (2018), «Связи йеменского еврейства с крупными еврейскими центрами», в книге Рахель Йедид; Дэнни Бар-Маоз (ред.), Восхождение на пальму: Антология йеменского еврейского наследия , Реховот: Ээле Бетамар, стр. 37, OCLC 1041776317
В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Певец, Исидор ; и др., ред. (1901–1906). «Авраам б. Исаак Нарбоннский» . Еврейская энциклопедия . Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс. Имеет следующую библиографию:
- Анри Гросс , в Monthly, 1868, xvii.241–255, 281–294;
- То же, Gallia Judaica, стр. 414–415;
- Эрнест Ренан , «Французские раввины», стр. 510, 518, 520, 543;
- Михаил, Ор ха-Хайим, № 133;
- Леопольд Цунц , в журнале Гейгера ф. Дж. Теол. ii.307-309.