Иуда Мессер Леон
Иуда бен Иехиэль ( иврит : יהודה בן יחיאל , ок. 1420–1425 — ок. 1498), чаще называемый Иудой Мессер Леон ( иврит : יהודה מסר לאון ), был итальянским раввином , учителем, врачом и философом . . Благодаря своим работам, ассимилирующим и воплощающим интеллектуальный подход лучших итальянских университетов того времени, но в то же время помещающим его в интеллектуальную культуру еврейской традиции, он рассматривается как типичный пример хахам колеля («всеобъемлющего ученого»), ученого. который преуспел как в светских, так и в раввинистических исследованиях, еврейский эквивалент человека эпохи Возрождения . Именно этот идеал он пытался привить своим ученикам. Одним из его учеников был Йоханан Алеманно .
Жизнь
[ редактировать ]Считается, что Иуда родился примерно в 1420 году в Монтеккьо-Маджоре , ныне в итальянской провинции Виченца . Сын врача, он был рукоположен в сан раввина и получил диплом врача, когда ему было около 20 лет. Согласно традиции, почетный титул Мессер титул ( рыцарский ) был дарован ему Фридрихом III, императором Священной Римской империи , во время первого визита императора в Италию в 1452 году, возможно, за работу у него врачом. Имя « Леон » является обычным эквивалентом имени « Иуда » благодаря традиционному обозначению льва Иуды .
в качестве раввина Мессер Леон поселился в Анконе Примерно в это же время и основал ешиву , или академию, где он сочетал традиционное изучение еврейских текстов с лекциями по нееврейской программе средневековой светской учебной программы. Эта академия должна была следовать за ним, где бы он ни оставался в Италии в течение следующих четырех десятилетий. Он также имел лицензию на медицинскую практику, и его успешная деятельность в этой области принесла ему большое признание. Между 1456 и 1472 годами он жил в Падуе и Болонье , где, возможно, продолжил обучение в знаменитых университетах. Говорят, что ему был присвоен титул доктора в Падуе в 1469 году. После недолгого пребывания в Венеции его сын Давид , где родился , в 1473 году он стал раввином в Мантуе . Там он вступил в конфликт со своим коллегой Жозефом Колоном Тработто , вследствие чего оба были изгнаны из города в 1475 году.
В 1480 году он поселился в Неаполе , находившемся тогда под снисходительным правлением I. Фердинанда Он оставался там со своей академией практически всю оставшуюся жизнь, пока он и его сын Давид не были вынуждены бежать в 1495 году, через год после смерти короля Фердинанда, спасаясь от жестоких погромов, последовавших за захват города французами при Карле VIII . В документе о рукоположении, изданном Давидом в сентябре 1499 года, его отец упоминается как к тому времени уже умерший. Рабинович предполагает, что мессер Леон был с Давидом и умер в Монастире (современная Битола в Республике Македония ) в том же году. Однако Тирош-Ротшильд (с. 253, прим. 104) полагает, что он все еще находился в Неаполе и умер там в 1497 году.
Работает
[ редактировать ]Мессер Леон много писал, включая комментарии к « Органону» , «Никомаховой этике» и « Физике» Аристотеля , а также их анализ Аверроэса , в котором он следовал схоластическому стилю и методам, составляя для своих учеников «резюме ( sefeqot ) по схоластическим вопросам (т.е. точки очевидного текстового противоречия), обсуждаемые итальянским академическим сообществом», [1] внимательно опираясь на стиль и содержание экспозиций, существовавших тогда в Падуе.
Эти комментарии были написаны прежде всего для его близких последователей. Более широко распространялись три учебника, посвященные трем основным предметам светского образования эпохи Возрождения, тривиуму («три пути») грамматики , логики и риторики , которые рассматривались как основные обязательные дисциплины, необходимые для получения высшего образования в области гуманитарных наук, философии и медицины. . Эти предметы он изложил в грамматике иврита под названием «Либнат ха-Саппир » ( «Сапфировый тротуар» ) в 1454 году, в учебнике по логике под названием «Миклал Йофи» ( «Совершенство красоты ») в 1455 году и, что наиболее знаменито, в учебнике риторики под названием «Нофет» . «Зуфим» ( «Поток сот» ), который был напечатан Авраамом Конатом из Мантуи в 1475–1476 годах, единственное произведение живого автора, напечатанное на иврите в пятнадцатом веке.
Как и современные нееврейские тексты, « Нофет Зуфим» во многом опирался на классические теоретические труды Цицерона и Квинтилиана . Но в отличие от своих современников, в качестве образцов таких теорий она взяла не выдающихся ораторов греческой и римской древности, а Моисея и ведущих деятелей еврейской Библии . По мнению Дойча, [2] цель работы была одновременно апологетической и пропагандистской . Автор хотел продемонстрировать нееврейскому миру, что евреи не лишены литературного чутья, и он хотел доказать своим единоверцам, что иудаизм не враждебен светским исследованиям, которые способствуют лучшему пониманию еврейской литературы. . Хотя в последующие века книга была в значительной степени забыта и не переиздавалась до девятнадцатого века, в интеллектуальных кругах своего времени она высоко ценилась. Азария деи Росси процитировал Леона как свидетеля ценности светских исследований: [3] и Джозеф Соломон Дельмедиго рекомендовал книгу караиму Зераху бару Натану из Тракая . [4] В последнее время интерес возобновился: в 1983 году было опубликовано новое научное издание с переводом и комментариями.
Потомки
[ редактировать ]Следуя за своим отцом, сын мессера Леона также стал известным раввином, врачом и писателем, а также защитником ценности светских дисциплин эпохи Возрождения для еврейской философской культуры и изучения. Давид стал наиболее известен благодаря своей книге «Эйн ха-Коре» ( «Глаз читателя »), сочувственному комментарию к Маймонида « Путеводителю для растерянных» ; и посмертно за его «Тегилла ле-Давид» ( «Слава Давиду» ), энциклопедическое изложение еврейской философии, отредактированное его внуком Аароном бен Иудой (Константинополь, 1577 г.).
Ссылки
[ редактировать ]- Иуда Мессер Леон, Книга потока сот, Сефер Нофет Суфим . Отредактировано и переведено Исааком Рабиновичем. Корнелл: Университетское издательство, 1983. ISBN 0-8014-0870-9
- Иуда Мессер Леон, Нофет Зуфим, «О еврейской риторике» , факсимиле издания 1475 года, с предисловием (на иврите) Роберта Бонфила . Иерусалим: Магнес Пресс, 1981.
- Хава Тирош-Ротшильд, Между мирами: жизнь и мысли раввина Давида бен Иуды Мессер Леона , стр. 25–33. Государственный университет Нью-Йорка, 1991. ISBN 0-7914-0447-1
- Дэниел Х. Франк и Оливер Лиман (ред.), История еврейской философии , стр. 514–515. Лондон: Рутледж, 1997. ISBN 0-415-08064-9
- Колетт Сират, История еврейской философии в средние века , стр. 403–4. Издательство Кембриджского университета, 1990. ISBN 0-521-39727-8
- Мауро Зонта, Еврейская схоластика в пятнадцатом веке: история и справочник , гл. 4, Спрингер, 2006. ISBN 1-4020-3715-5 .
- Исаак Хусик, Комментарий Иуды Мессер Леона к «Vetus Logica» , Лейден: Bril, 1906.
- Раввин Давид бен Иуда Мессер Леон. Архивировано 6 января 2007 г. в Wayback Machine (сын Иуды Мессер Леона). Заметки к лекции Норберта Нормана за 5756 год.
В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Готард Дойч (1901–1906). «Мессер, Леон (Иуда бен Иехиэль Рофе)» . В Сингере, Исидор ; и др. (ред.). Еврейская энциклопедия . Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс. Его библиография:
- Кот. Бодл. столбцы. 1331–1332;
- Непи-Гиронди , Толедот Гедоле Исраэль , с. 200;
- Герсон Вольф , Библ. III.333–334;
- Де Росси , Словарь , II.7;
- Леопольд Дюкс , «Колонны почета» , стр. 55 и последующие, Вена, 1837 г.;
- Генрих Гретц , владелец бизнеса viii.243–244.