Давид бен Иуда Мессер Леон
Давид бен Иуда Мессер Леон (ок. 1470 в Венеции – ок. 1526 в Салониках ) был итальянским раввином , врачом и писателем, который защищал ценность светских дисциплин и эпохи Возрождения гуманитарных наук как важной части традиционных иудаистских исследований.
Жизнь
[ редактировать ]Давид бен Иуда получил образование в Неаполе в школе своего отца, Иуды Мессер Леона , автора «Либнат ха-Саппир» , и получил в восемнадцать лет диплом раввина от немецких и французских авторитетов Талмуда. Вскоре после этого он отправился в Падую , где учился у Иуды Минца , который вручил ему новый диплом раввина. После дальнейшего обучения во Флоренции он вернулся в Неаполь в 1492 году, где практиковал врачом и преподавал в академии своего отца. Однако в 1495 году город пал под властью французов Карла VIII , и он бежал на восток, в Османскую империю, спасаясь от жестоких погромов, которые последовали за этим, проводя время в Стамбуле , а затем переехал где-то между 1498 и 1504 годами, чтобы преподавать Тору в Салониках , в то время. в состоянии интеллектуальной активности из-за поселения здесь многих сефардских изгнанников, вынужденных покинуть страну после изгнания евреев из Испании в 1492 году, Сицилии в 1493 году и Португалии в 1496 году.
Именно во время пребывания в Салониках он завершил свой самый крупный труд — « Эйн ха-Коре» ( «Глаз читателя ») — сочувственный комментарий, защищающий Маймонида » « Путеводитель для растерянных и критикующий комментарий Исаака Абраванеля . Репутация о книге распространилась, и в 1510 году он был призван раввинатом Авлоны с зарплатой в 70 флоринов в год. В общине было три общины разных национальностей, и Леон каждую третью субботу последовательно служил в трех синагогах. В первый же год его раввината возникли разногласия из-за ритуального вопроса, который привел к отделению португальских и каталонских евреев от кастильцев. К концу второго года его пребывания в Авлоне между сефардами и португальцами вспыхнула ссора. Леон, перешедший на сторону португальцев, имел антагонистами Авраама Харбона и Авраама де Кольера. Обе стороны начали отлучение от церкви даже в День искупления , прежде чем сефарды наконец уступили. Некоторое время спустя Р. Давид вернулся в Салоники, где и умер, еще работая над своей последней книгой.
Работает
[ редактировать ]Леон был плодовитым писателем и написал работы во многих областях светской науки, а также на чисто еврейские темы. За исключением двух, все остались неопубликованными. Большинство из них уже не сохранились и известны только по цитатам. Леон предпочитал облачать свою философию в одежду Каббалы , адептом которой он был; но он был слишком большим философом, чтобы погрузиться в пучины мистицизма. В своем каббалистическом труде «Маген Давид» , дошедшем до наших дней в рукописи, он свободно цитирует греческих и арабских философов . Для него Платон был величайшим каббалистом. Этот философ, как утверждал Леон, жил во времена пророка Иеремии , который был его учителем.
Леон написал также следующие произведения:
- Абир Яакоб по медицине и другим наукам;
- Сефер ха-Дерашот , проповеди, расположенные в порядке разделов Торы ( по мнению Нойбауэра, тождественны Тиферет Адаму, цитируемому в комментарии Леона к «Плачам»);
- Менорат ха-Захаб , также сохранившийся в рукописи, вероятно, агадический комментарий к «Плачам» ;
- Эйн ха-Коре , комментарий к Море Небуким , критикующий комментарий Исаака Абраванеля ;
- Миктам ле-Давид , каббалистический труд, упомянутый в Эйн ха-Коре ;
- Сод ха-Гемуль , в котором он показывает, что израильтяне, в отличие от других народов, не находятся под особым знаком зодиака ;
- опровержения Альбо критики Аристотеля ;
- Шебах ха-Нашим , сохранившаяся до сих пор в рукописи (по мнению Штейншнейдера, «Евр. Библ.» xix.83, идентична комментарию к Притчам 31 );
- Техилла ле-Давид (опубликовано внуком автора Аароном ле-Бет Давидом, Константинополь, 1577 г.) в трех частях: (1) о превосходстве Закона; (2) об элементах веры, которые превосходят умозрительные рассуждения; (3) о принципах Бога, божественных атрибутах, провидении, свободе воли и т. д.;
- галахическое решение по ритуальному вопросу, вызвавшее разделение различных общин Авлоны, опубликованное С. Бернфельдом под названием «Кебод Хакамим» , Берлин, 1899 г. ( Meḳiẓe Nirdamim ).
Леон считался высшим авторитетом в Талмуде , и с ним консультировались по галахическим вопросам. Сохранились два его решения. [1] В одной из своих работ Леон упоминает собственный комментарий к («Семаг») Моисея де Куси « Сефер Мицвот Гадоль» . Парма МС. де Росси № 1395 [2] содержит научный трактат Леона. Во введении к этому трактату Леон говорит, что он написал много стихотворений на иврите и на «христианском языке», имея в виду латынь или итальянский язык. Шаббетай Басс , без указания какого-либо источника, дает в своем Sifte Yeshenim следующие названия произведений, приписываемых Леону: Бейт Давид ; Киссе Дэвид ; Нефеш Давид ; Хол Адонай ба-Коах ; и Нахаль Аданим .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Элайджа Мизрахи , Ответы, №. 47; Нойбауэр, «Кат. Бодл. Евр. MSS». Нет. 834
- ^ "Кот Перро", № 19.
- Раввин Давид бен Иуда Мессер Леон Заметки лекции Норберта Нормана за 5756 год.
- Между мирами: жизнь и мысли раввина Давида бен Иуды Мессер Леона . Хава Тирош-Ротшильд. Государственный университет Нью-Йорка, 1991. ISBN 0-7914-0447-1
В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Ришар Готтейль и Исаак Бройде (1901–1906). «Леон, мессер Давид бен Мессер» . В Сингере, Исидор ; и др. (ред.). Еврейская энциклопедия . Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс. Его библиография:
- Rossi, Dizionario , s.v.;
- Непи-Жиронди, Толедот Гедоле Исраэль , с. 78;
- Штайншнейдер, Кат. Бодл. полковник 867;
- то же, Евр. Библ. VIII.64;
- то же, в Letterbode , xii.57 и след.;
- Нойбауэр, иб. x.10b и последующие;
- Шехтер, в REJ xxiv.118 и далее;
- Михаил, Ор ха-Хайим , № 727;
- Кармоли, История еврейских врачей , § ciii;
- С. Бернфельд, знакомство с Кебодом Хакамимом