Йом Кипур
Йом Кипур יוֹם כִּפּוּרЙом Кипур | |
---|---|
![]() | |
Наблюдается | Евреи и самаритяне |
Тип | Еврейский, национальный (в Израиле ) |
Значение | Искупление и покаяние перед Богом в личных грехах; решение судьбы на предстоящий год |
Обряды | |
Дата | 10 тишрей |
Дата 2023 года | Закат, 24 сентября – наступление ночи, 25 сентября |
Дата 2024 года | Закат, 11 октября – ночь, 12 октября |
Дата 2025 года | Закат, 1 октября – ночь, 2 октября |
Дата 2026 г. | Закат, 20 сентября – наступление ночи, 21 сентября |
Частота | Годовой ( еврейский календарь ) |
Связано с | Рош ха-Шана |
Часть серии о |
иудаизм |
---|
![]() ![]() ![]() |
Йом Кипур ( / ˌ j ɒ m k ɪ ˈ p ʊər , ˌ j ɔː m ˈ k ɪ p ər , ˌ j oʊ m -/ YAHM kip- OOR , YAWM KIP -ər, YOHM - ; [1] Иврит : יוֹם כִּפּוּר Йом Киппур [джом кипуʁ] , букв. « День искупления » ) — самый священный день в году в иудаизме и самаритянстве . [2] [3] [4] Он происходит ежегодно 10 тишрея . [5] соответствует дате конца сентября или начала октября.
Для традиционного еврейского народа оно в первую очередь сосредоточено на искуплении и покаянии . Основные обряды этого дня состоят из полного поста и аскетизма , сопровождаемых длительными молитвенными службами (обычно в синагоге ) и исповеданием грехов . Многие еврейские конфессии, такие как реконструктивистский иудаизм (в отличие от реформистского , консервативного , ортодоксального и т. д.), меньше сосредотачиваются на грехах, а больше на своих целях и достижениях, а также на установлении годовых намерений.
Наряду с праздником Рош ха-Шана , Йом Кипур является одним из двух компонентов Высших Святых Дней иудаизма. Это также последний из Десяти дней покаяния .
Имя [ править ]
Официальное еврейское название праздника — Йом ха-Киппурим , «день искупления». [6] Это имя используется в Библии, [7] Мишна , [8] и Шулхан Арух . [9] Слово « кипурим » «искупление» — одно из многих библейских слов на иврите, которое, хотя и использует грамматическую форму множественного числа, относится к единственному абстрактному понятию. [6]
Начиная с классического периода, форма единственного числа кипур стала использоваться в пиюте , например в Унетаннех Токеф , наряду со стандартной формой множественного числа кипурим . Использование кипура распространилось в средневековый период: Йом Кипур стал названием праздника на идише , а Кипур на ладино . В современном иврите Йом Киппур или просто Киппур является общим названием, тогда как Йом ха-Киппурим используется в официальном письменном виде. [6]
В старых английских текстах часто используется перевод «День искупления».
Значение [ править ]
Высокие Святые Дни [ править ]
Йом Кипур — один из двух Высших Святых Дней , или Дней трепета (иврит йамим нораим ), наряду с Рош ха-Шана (который приходится на девять дней раньше). [10] Согласно еврейской традиции, в Рош ха-Шана Бог записывает судьбу каждого человека на предстоящий год в Книгу Жизни и ждет Йом Кипура, чтобы «запечатать» приговор. [11] Этот процесс драматически описан в стихотворении «Унетанне Токеф» , которое читается на Рош ха-Шана и Йом Кипур:
большой шофар Затрубят в , и будет слышен тихий тихий голос. Ангелы поспешат, и объяты страхом и трепетом, и скажут: «Вот, Судный день!»… В Рош ха-Шана написано, а в Йом Кипур пост запечатано, сколько будет пройдет и сколько сотворится, кто будет жить, а кто умрет, кто в свое время, а кто не в свое время... Но покаяние, молитва и милосердие удаляют зло указа... Ибо Ты не желаешь смерть человека, а скорее чтобы он покаялся и жил. До дня его смерти Ты ждешь его; если он покается, Ты немедленно примешь его.
Во время Дней трепета еврей размышляет о году, целях и прошлых действиях, о том, как его или ее поведение могло причинить вред другим, и ищет прощения за обиды, совершенные против Бога и против других людей.
Покаяние ( Тешува ) [ править ]
Покаяние в иудаизме Тешува "Возвращаться" |
---|
Покаяние, искупление и высшее восхождение в иудаизме |
В еврейской Библии |
Аспекты |
В еврейском календаре |
В современном иудаизме |
Покаяние в иудаизме (иврит: Тешува ) традиционно состоит из сожаления о совершенном грехе, решения не совершать этого греха в будущем и исповедания этого греха перед Богом. [12]
Хотя покаяние в своих грехах можно и нужно совершать в любое время, оно считается особенно желательным в течение Десяти дней покаяния между Рош ха-Шана и Йом Кипуром, и особенно в сам Йом Кипур. [13] Таким образом, молитвы Йом Кипура содержат расширенные исповедания, в которых перечисляются различные ошибки и грехи, к которым можно добавить свои собственные промахи, а также просьбы о прощении у Бога.
Согласно Талмуду, «Йом Кипур искупает грехи, совершенные против Бога ( бейн адам леМаком ), но не искупает грехи, совершенные против других людей ( бейн адам лечаверо ), пока другой человек не будет умиротворен». [14] Поэтому считается обязательным возместить вред, причиненный другим до или во время Йом Кипура. Йом Кипур описывается в молитвах как «день созидания любви и братства, день отказа от ревности и раздоров». [15] Сказано, что «если человек не уберет ненависть [из своего сердца] в Йом Кипур, его молитвы не будут услышаны». [16]
Тринадцать атрибутов [ править ]
Согласно Библии, после греха золотого тельца Моисей сошел с горы Синай и разбил каменные скрижали , которые содержали Десять заповедей и символизировали завет с Богом. [17] После того, как Бог согласился простить грехи народа, Моисею было велено вернуться на гору Синай на второй 40-дневный период, чтобы получить второй набор скрижалей. [18] Согласно раввинской традиции, день, когда Моисей сошел со вторым набором скрижалей, был Йом Кипур. В этот день Моисей объявил народу, что они прощены; в результате Тора закрепила эту дату как постоянный праздник прощения. [19] [20] [21]
Новый завет, который Бог объявил, провозгласив Моисею Тринадцать Атрибутов Милосердия , текстуально похож на завет Десяти Заповедей, за исключением того, что природа Бога описывается как милосердная и прощающая, а не ревностная. [22] Когда в более поздние времена еврейский народ согрешил, пророки неоднократно цитировали Тринадцать Атрибутов Бога как напоминание о Божьей приверженности милосердию и прощению. [23] Это продолжается и по сей день, поскольку чтение Тринадцати Атрибутов остается важной частью молитв Йом Кипура (в Маариве и Нейле ).
Близость к Богу [ править ]
Хотя многие из соблюдения Йом Кипура (например, пост и длительные молитвы) могут быть трудными, существует также традиция, согласно которой они интерпретируются положительно, как признаки близости Бога. Различные источники сравнивают соблюдение Йом Кипура – пост, босиком (без кожаной обуви), стояние (в молитве), особую манеру молитвы, даже мир, который существует между евреями в этот день – с поведением ангелов, предполагая, что в Евреи Йом Кипура становятся подобны ангелам на небесах, очищенным и близким к Богу и не ограниченным физическими возможностями. [24] [25]
Йом Кипур также был уникальным временем близости к Богу во время храмовой службы Йом Кипура . Йом Кипур был единственным случаем, когда Первосвященнику Израиля было разрешено войти в Святую Святых , сокровенную комнату Храма в Иерусалиме , где, как говорили, обитало присутствие Бога. В Йом Киппур Первосвященник несколько раз входил в Святая Святых, сначала для того, чтобы создать облако кадильного дыма, в котором (обещает Библия) Бог явит Себя незамеченным. [26] а позже принести искупительные жертвы. [27]
Хотя встреча с Богом и искупление могут показаться не связанными друг с другом, на самом деле они взаимозависимы. С одной стороны, священник достоин приблизиться к Богу только тогда, когда он находится в состоянии чистоты, когда грехи народа прощены. С другой стороны, только обратившись к Богу с интимной, личной просьбой, можно убедить Бога отказаться от правосудия в пользу милосердия, позволив произойти очищению. [28] [29]
Согласно Торе, храмовая служба Йом Кипура была назначена после смерти Надава и Авиуда на восьмой день открытия Скинии . [30] Мало того, что этот восьмой день был поводом для повеления Йом Кипура, но восьмой день также был похож по своей природе на Йом Кипур, как в библейских текстах (например, жертвоприношениях, приносимых каждый день), так и в раввинистической интерпретации. [31] Целью восьмого дня было откровение Божьего присутствия людям; [31] : 14 Точно так же служба Йом Кипура была уникальной возможностью для представителя народа обрести близость с Богом. [32]
Мидраш . сравнивает молитвы Йом Кипура со стихом из « Песни Песней» , описывающим женщину, которая встает ночью с постели, чтобы начать романтическую встречу со своим возлюбленным Подразумевается, что с каждой молитвой Йом Кипура евреи приближаются к Богу:
«Я встал, чтобы отворить возлюбленному моему. С рук моих капала мирра , с пальцев моих текла мирра, на ручки засова» ( Песнь Песней 5:5 ) – «Я встал, чтобы отворить возлюбленному моему» – это относится к Йоцеру [ утренней молитве ]; «Руки мои истекали миррой» – имеется в виду Муссаф ; «персты мои с мироточением» – имеется в виду Минха ; «на рукоятках засова» – имеется в виду Нила . [33]
Используя аналогичную метафору, Мишна описывает Йом Кипур как дату свадьбы, поскольку в этот день вернулся Моисей, восстановив завет между Богом и Израилем. [34] Наряду с Ту бе-Ав , Йом Кипур исторически считался одним из двух самых счастливых дней еврейского года, поскольку в этот день евреи получают прощение своих грехов, и в этот день восстанавливается завет с Богом. [35]
Очищение [ править ]
В 16:30 Тора книге Левит резюмирует цель Йом Кипура следующим образом:
Ибо в этот день будет совершено вам искупление, чтобы очистить вас; от всех грехов твоих пред Господом очистишься. [36]
В иудаизме есть две формы нечистоты (см. Тумах и Тахара ): ритуальная нечистота (например, когда человек прикасается к трупу) и моральная нечистота (когда человек совершает серьезный грех). [37] [38] Хотя храмовая служба Йом Кипура и очищала Храм, если он становился ритуально нечистым, [39] Акцент дня делается на очищении еврейского народа от моральной нечистоты. [36]
В книге Левит 16:30 очищение упоминается дважды. По мнению Нецива , первое упоминание — это обещание, что Бог очистит Израиль в этот день, а второе — повеление, призывающее Израиль очиститься через покаяние. [40] Таким образом, в этот день евреи делают все возможное, чтобы покаяться. Но если к концу дня они достигли предела своих способностей и все еще остаются морально ущербными, Бог все равно дарует им прощение и очищение. [41]
В Иеремии 17:13 говорится, что «надежда Израиля ( миква ) – в Боге». По словам рабби Акивы , этот стих намекает на ритуальную очистительную ванну (также произносится как миква ), и, таким образом, в Йом Кипур Бог метафорически становится миквой, в которую Израиль погружается и очищается. [42] Символом этой идеи является погружение в настоящую микву. Во время службы в храме Йом Кипура Первосвященник погружался в воду после того, как надевал и снимал свою белую одежду Йом Кипура; [43] раввины насчитали не менее пяти омовений за время дневной службы. [44] Среди современных евреев также существует обычай омовения перед Йом Кипуром (но не в сам Йом Кипур, поскольку в обычных обстоятельствах купание запрещено). [45]
Когда в Йом-Кипур выбирали козла отпущения, чтобы он символически уносил грехи людей в пустыню, малиновую веревку. вокруг его рогов обвязывали [46] Хотя практическая цель этой веревки заключалась в том, чтобы отличить козла отпущения от козла, которого нужно было зарезать, она также символизировала грех, который уносил козел отпущения. [47] Исаия 1:18 обещает, что, если еврейский народ покается, «если грехи [их] будут как багрянец, они станут белыми, как снег». Согласно традиции, через несколько лет нить козла отпущения чудесным образом становилась белой, что означало прощение грехов народа и достижение очищения в этом году. [48]
Еврейское единство [ править ]
Йом Кипур считается днем еврейского единства. В Коль Нидре , где даются обеты, обеты отлучения от церкви согрешающих евреев были аналогичным образом отменены, и этим «преступникам» было разрешено молиться вместе с другими евреями. [49] Согласно Талмуду, «любой пост, в котором не участвуют еврейские грешники, не является действительным постом». [50]
Точно так же Мишна описывает Йом Кипур как день, когда мужчины и женщины однажды встречались друг с другом в виноградниках, чтобы заключить брак. [34] Хотя эта история удивительна, учитывая в целом мрачный характер дня, она основана на библейском эпизоде , где клятва против женитьбы на вениамитянках была нарушена, позволив им брать в жены женщин из виноградников, и, таким образом, указывает на тему дня отказа от обид. для воссоединения еврейского народа. [51] : 29–30
Соблюдение [ править ]
Йом Кипур, один из самых культурно значимых еврейских праздников, отмечают многие светские евреи , которые могут не соблюдать другие праздники. Многие светские евреи посещают синагогу в Йом Кипур. Для многих светских евреев Высокие Святые дни — единственное время в году, когда они посещают синагогу. [52] - вызывая резкий рост посещаемости синагоги.
Эрев Йом Кипур [ править ]

В день, предшествующий Йом Кипуру, известный как Эрев Йом Кипур (букв. «канун [] дня [] искупления»), обычно проводится ряд мероприятий по подготовке к Йом Кипуру. Эти действия обычно связаны с тематикой праздника, но их запрещено или нецелесообразно проводить в сам Йом Кипур.
Согласно Талмуду , «Йом Кипур не искупит грехов между человеком и его ближним, пока он не умилостивит своего ближнего». [53] Таким образом, в Эрев Йом Кипур принято просить прощения у других людей за совершенные ими проступки. В Талмуде записано не менее 14 историй, подтверждающих важность этого дня для восстановления отношений с супругами, родителями, детьми, коллегами, бедными и другими людьми. [54] Накануне главного еврейского праздника часто посвящают подготовке к этому празднику (например, сожжению хамеца перед Песахом или получению четырех видов перед Суккотом ); К Йом Кипуру подходящей подготовкой будет попросить прощения у ближнего. [54] Тем не менее, не следует просить прощения, если это причинит дополнительный вред (например, если речь идет об оскорблении, о котором жертва не подозревала). [55]
Согласно Галахе , в Эрев Йом Кипур нужно есть. Для этого требования было предложено множество причин, среди них: [55] [56]
- Очевидно, что хорошее питание перед голоданием облегчит завершение поста с хорошим здоровьем.
- Прием пищи перед постом на самом деле субъективно сделает пост более трудным из-за «отстранения» от трапезы предыдущего дня и, таким образом, увеличит уровень «страданий» человека в этот день (хотя нет единого мнения о том, что человеку на самом деле следует пытаться увеличить их страдания сверх основных требований [57] ).
- Обычно еврейские праздники отмечают праздничными трапезами. Поскольку трапезу в честь Йом Кипура нельзя проводить в сам день, ее проводят заранее.
- Кто-то празднует прощение своих грехов, которое они собираются получить, тем самым демонстрируя, что они на самом деле обеспокоены своими грехами и, следовательно, больше заслуживают прощения.
Многие православные мужчины в этот день погружаются в микву . [58] Мнения расходятся относительно того, является ли это техническим актом по удалению ритуальной нечистоты или же символическим, символизирующим очищение от греха в Йом Кипур. [55]
Ритуал капарот , во время которого деньги или курица раздаются на благотворительность, некоторые проводят в Эрев Йом Кипур как средство усиления искупления.
В этот день на утреннем молебне ( Шахарит ) -селихот читаются дополнительные молитвы . Во время послеобеденной молитвы ( Минха ) длинная исповедь читается , как и в сам Йом Кипур. Это исповедание произносится перед последней трапезой Эрев Йом Кипур («Разделительная трапеза» — на иврите се’уда хамафсекет или аруха хамафсекет ), [59] на случай, если кто-то опьянеет во время этой еды и не сможет впоследствии исповедоваться должным образом, или же потому, что человек может задохнуться во время этой еды и умереть, не исповедовавшись (вроде бы маловероятная возможность, но она напоминает человеку о его смертности). [55]
Пост и аскетизм [ править ]
Тора повелевает евреям «мучаться» ( ve'initem et nafshoteichem ) в Йом Кипур. [60] Хотя в этих стихах прямо не упоминается форма страдания, фраза «сокрушать себя» часто встречается в других местах в связи с постом или недостатком пищи. [61] а публичные дни покаяния были обычной практикой в библейские времена. [62] Согласно еврейской устной традиции , «страдания» Йом Кипура состоят из следующих пяти запретов: [63]
- Пост (без еды и питья)
- Запрещено носить кожаную обувь
- Никакого купания и мытья
- Не мажьтесь духами или лосьонами.
- Никакого секса
По традиционным обычаям поститься должны мужчины старше 13 лет и женщины старше 12 лет. [64] Однако от поста отказываются в случае опасных заболеваний ( пикуах нефеш ). [65] и в таком случае действительно необходимо прервать пост. [66] Точно так же, как поститься в Йом-Кипур, мицва также может быть мицвой есть или пить в Йом-Кипур, чтобы сохранить здоровье человека. [67] Однако в таких ситуациях предпочтительнее (если это позволяет медицинская ситуация) потреблять за раз только небольшое количество еды или питья. [68] [69]
Пост, наряду с другими ограничениями, начинается с заходом солнца и заканчивается с наступлением темноты следующего дня. К началу и концу дня, называемого тосефет Йом Кипур , следует добавить несколько минут, букв. «дополнение к Йом Кипуру».
разрешен пост Йом Кипур – единственный день, когда в субботу . [70]
Символизм [ править ]
Было предложено несколько различных интерпретаций этих ограничений.
Согласно одному из подходов, пост заменяет жертвоприношения животных. Пост приводит к уменьшению жира и крови, точно так же, как жир и кровь жертвы сжигались на жертвеннике. Таким образом, пост — это форма жертвоприношения, которая может искупить грех, как это когда-то делали храмовые жертвоприношения. [71]
Другие подходы предполагают, что запреты символизируют не страдание, а особую святость. Например, в Йом Кипур евреи, как говорят, становятся похожими на ангелов. Как ангелам не нужно есть, пить или носить обувь, так и евреям не нужно заниматься этими делами в Йом Кипур. [24] Отстранившись от физических потребностей, евреи очищаются и становятся похожими на ангелов. [25] [72]
Аналогичным образом запреты отсылают к опыту Моисея на горе Синай, который не ел и не пил во время получения Торы и получения прощения грехов людей. [73]
Аналогичным образом запреты были истолкованы как возвращение к чистоте библейского Эдемского сада. По выходе из Эдема впервые возникла необходимость в обуви («шипы и чертополох вырастут на твоем пути... змея поднимет голову (чтобы укусить тебя), и ты дашь свою пяту (чтобы раздавить ее)» [74] ); таким образом, в Йом Кипур евреи не носят (кожаную) обувь. В то время как в Эдеме еда и питье добывались легко, но после изгнания человек должен работать ради пропитания «в поте лица [своего]»; таким образом, в Йом Кипур воздерживаются от еды и питья, а также от мытья и использования косметики для удаления пота или его запаха. В Эдеме смерть была неизвестна, а деторождение не требовалось; Точно так же в Йом Кипур избегаются супружеские отношения. [75]
По мнению Маймонида , цель поста (и ограничения в работе) — устранить отвлекающие факторы от задачи покаяния. [76]
Воздерживаясь от этих действий, тело испытывает дискомфорт, но все равно может выжить. Душа считается жизненной силой тела. Поэтому, причиняя неудобство своему телу, человек испытывает дискомфорт и в душе. Чувствуя боль, человек может почувствовать, что чувствуют другие, когда им больно. [77]
Запрет на работу [ править ]
Тора называет Йом Кипур днем отдыха ( шаббат шаббатон ), в который запрещена работа. [78] Таким образом, деятельность, запрещенная в Шаббат, также запрещена в Йом Кипур: 39 категорий работы , а также раввинские субботние запреты . [79]
Другие обряды [ править ]
Ношение белой одежды традиционно символизирует чистоту в этот день. [80] Для этого обычая были предложены различные причины:
- В Йом Кипур евреи подобны небесным ангелам, которые, как говорят, носят белое. [81]
- Отсылка к стиху: «Если грехи ваши будут как багрянец , они станут белыми, как снег» ( Исаия 1:18 ). [73]
- Вспомнить Первосвященника, который носил белое на службе в храме Йом Кипур (и ни по какому другому случаю) [73]
Многие евреи-ашкенази носят киттель , который, помимо того, что он белый, символизирует серьезность Божьего суда в этот день (поскольку умерших хоронят в киттелях). [82]
Йом Кипур чтят так же, как Шаббат и другие праздники, насколько это разрешено. Таким образом, в доме заранее убирают, а стол накрывают красивой скатертью, даже если на нем не будут есть. Синагогу убирают заранее, и оставляют включенным весь свет. Перед Йом Кипуром совершают омовение и надевают чистую одежду. В Йом Кипур разрешено обонять приятные запахи, поэтому многие стараются в течение дня вдыхать приятные запахи. [79] Свечи зажигают непосредственно перед Йом Кипуром, как это делается перед Шабатом.
Традиционно родители дают своим детям особое благословение перед началом молитв Йом Кипура. [83] Те, чьи родители умерли, зажигают свечу ярзейт в память о них перед началом Йом Кипура. [84]
Молебен [ править ]
Молебен Йом Кипура включает в себя несколько уникальных аспектов. Одним из них является количество молебнов. В отличие от обычного дня, в который входят три молебна ( Шахарит , Минха и Маарив ), или в Шаббат или Йом Тов , в который входят четыре молебна (эти три плюс Муссаф ), в Йом Кипуре пять молебнов (эти четыре плюс Не' ила , заключительная молитва). [85] Молебен включает также частное и публичное исповедание грехов ( видуи ), [11] и уникальная молитва, посвященная особой аводе (служению) Йом Кипура Коэна Гадола (первосвященника) в Священном Храме в Иерусалиме . [86] Молитвы Йом Кипура включают дополнительные стихи ( пийютим ) и прошения о прощении ( селихот ). Известные прочитанные стихотворения включают Авину Малкеину , Унетанне Токеф , Ки Ану Амеча, Десять мучеников , ХаАдерет в'ХаЭмуна и Маре Коэн . Если Йом Кипур выпадает на Шаббат, Авину Малкеину читают только во время Неила молебна .
Многие женатые православные мужчины-ашкенази носят киттель , белую одежду, похожую на халат, для вечерних молитв в Йом-Кипур, которую мужчины также используют в восточноевропейских общинах в день свадьбы. [87] [88] Они также носят талит (молитвенный платок), который обычно носят только во время утренних служб. [89]
Порядок молитв [ править ]
Перед началом Йом Кипура многие евреи читают необязательную Тфилла Закка («чистая молитва»), в которой (среди других тем) заявляют, что они прощают любого, кто причинил им вред в прошлом, «за исключением ущерба, который может быть причинен». восстановлены в суде, и кроме тех, кто говорит: я причиню ему вред, и он простит меня», просит Бога не наказывать никого, кто был таким образом прощен, и просит Бога проявить подобную милость в прощении их собственных грехов. [90]
Как и все еврейские праздники, Йом Кипур начинается вечером, а вечерней молитве ( Маарив ) предшествует особая молитва Коль Нидре (описанная ниже).
утренняя молитва ( Шахарит На следующее утро читается ). Чтение Торы взято из книги Левит 16 , где описывается храмовая служба Йом Кипура и законы этого дня. Чтение Торы Йом Кипур разделено на шесть частей. Хафтара , согласно которой Бог будет игнорировать молитвы того, кто постится , взята из Исайи 57:14–58–14 продолжая совершать злые дела. Изкор Затем читается .
Далее следует дополнительная молитва ( Мусаф ), как и во все остальные праздники. Кульминацией этой молитвы является чтение Аводы , где молитвенный руководитель рассказывает о храмовой службе Йом Кипур , посредством которой Первосвященник однажды получил искупление от Бога в Храме в Иерусалиме . Другие известные дополнения к Йом Кипур Муссаф включают стихи Унетанне Токеф и Десять мучеников .
Хотя молитвенная служба Йом Кипура длинная и занимает большую часть дня, после Муссафа перед следующей молитвой обычно делается перерыв в несколько часов, который длится до завершения поста.
Далее следует послеобеденная молитва ( Минха ) и чтение Торы. Книгу . Последующая Хафтара представляет собой всю Ионы , темой которой является история о готовности Бога простить тех, кто кается [91] Служба завершается молитвой Неила («заключительная»), которая начинается незадолго до захода солнца, когда «врата молитвы» закрываются. После Неилы Йом Кипур заканчивается чтением Шма Исраэль и трубением в шофар . [86] что знаменует собой завершение поста [89] и символизирует свободу от греха. [92] читается краткая дневная молитва Маарив Наконец, перед чтением Авдалы .
Кол Нидре [ править ]
Перед заходом солнца в канун Йом Кипура верующие собираются в синагоге . Кантор стоит рядом с двумя членами общины и поет молитву Коль Нидре (арамейский: כל נדרי, английский перевод: «Все обеты »). Его произносят в драматической манере перед открытым ковчегом под ашкеназскую мелодию, восходящую к 16 веку. [93] Кол Нидре читается на арамейском языке , за исключением итальянских и романиотских обрядов, где он читается на иврите.
Мы публично отказываемся от всех личных обетов, которые мы, вероятно, дадим, всех личных клятв и обещаний, которые мы, вероятно, возьмем между этим Йом Кипуром и следующим Йом Кипуром (в некоторых версиях: которые мы дали между прошлым Йом Кипуром и этим Йом Кипуром). Пусть все они будут оставлены и оставлены, недействительны и недействительны, ни прочны, ни утверждены. Пусть наши личные обеты, обещания и клятвы не считаются ни клятвами, ни обещаниями, ни клятвами. [94]
Затем служба продолжается вечерней молитвой ( Маарив ) и расширенной службой Слихот . [95]
Авода [ править ]
Отрывок Авода , («служба») в молитве Мусаф подробно описывает храмовую службу Йом Кипур которая когда-то совершалась в Храме в Иерусалиме . Этот отрывок традиционно занимает видное место как в литургии, так и в религиозной мысли праздника. [86] Во время его чтения евреи «представляют себя на месте священников, когда стоял Храм». [96]
Эта традиционная известность коренится в описании Вавилонского Талмуда того, как достичь искупления после разрушения Храма. [ нужна ссылка ] Декламация поэтически описывает исповедание Первосвященником своих грехов и грехов людей, его вхождение в Святая Святых , изгнание козла отпущения и все другие части сложной храмовой службы этого дня. [95] Добавлены разнообразные литургические стихотворения, в том числе стихотворение, повествующее о сиянии Первосвященника после выхода из Святая Святых, а также молитвы о скорейшем восстановлении Храма и восстановлении жертвенного богослужения .
В большинстве ортодоксальных и некоторых консервативных синагогах все прихожане падают ниц в каждом моменте чтения, когда Первосвященник произносит святейшее имя Бога (во время чтения Левит 16:30 ). [97] Эти три раза, а также в некоторых общинах молитва Алейну во время Мусаф Амида в Йом Кипур и Рош ха-Шана , являются единственными моментами в еврейских службах , когда евреи совершают земной поклон (за исключением некоторых йеменских евреев и талмидей ха-Рамбама («учеников Маймонида ») которые могут простираться ниц и в других случаях в течение года).
Православные литургии включают молитвы, оплакивающие невозможность совершать храмовую службу и ходатайства о ее восстановлении, которые консервативные синагоги обычно опускают. В некоторых консервативных синагогах только хаззан (кантор) совершает полный земной поклон. Некоторые консервативные синагоги в той или иной степени ограничивают чтение службы Авода, а некоторые полностью ее исключают. Реконструктивистские службы опускают всю услугу как несовместимую с современными представлениями.
Исповедь [ править ]
Поскольку исповедь является ключевым аспектом покаяния, [98] Исповедь (или видуи ) является основной частью молитвенных служб Йом Кипура. В Йом Кипур исповедание произносится десять раз, по два раза в каждой из пяти стандартных молитв. В каждом молебне исповедь произносится один раз отдельным человеком в своей молчаливой молитве и снова совместно во время повторения кантором Амиды. ( Молитва Маарив не имеет повторений, поэтому второе исповедание вместо этого читается в совместном чтении Слихот , которое следует за молчаливой молитвой.) Исповедь читается в 11-й раз отдельными людьми в молитве Минча в канун Йом Кипура, перед началом праздника. .
Текст исповеди Йом Кипура состоит из двух частей: короткой исповеди , начинающейся со слова Ашамну ( אשמנו , «мы согрешили»), который представляет собой серию слов, описывающих грех, расположенных в соответствии с алеф-бет (еврейский алфавитный порядок), и длинное исповедание , начинающееся со слов Аль Чейт ( על חטא , «за грех»), представляющий собой набор из 22 двойных акростихов , также расположенных в соответствии с алеф-бетом , перечисляющих ряд грехов. [ нужна ссылка ]
В реформистском иудаизме
В реформистских синагогах, как правило, наибольшая посещаемость богослужений в году приходится на Йом Кипур и Рош ха-Шана. Молитвенная философия Реформы , описанная во введении к молитвеннику «Мишкан Ханефеш» к Высшему празднику движения, призвана отражать «разнообразные богословские подходы, которые позволяют разнообразной общине делиться религиозным опытом... с приверженностью реформистской традиции». а также [к] более широкой еврейской традиции». Центральной особенностью этих реформаторских служб является раввинская проповедь. «На протяжении более чем полутора веков реформаторского движения, — пишет раввин Ланс Сассман, — праздничные проповеди были одними из самых ожидаемых событий в жизни синагоги, особенно накануне Рош ха-Шана и ночи Коль Нидре». [99]
Дата Йом Кипура [ править ]
Йом Кипур приходится каждый год на десятый день еврейского месяца Тишрей, то есть через девять дней после первого дня Рош ха-Шана . С точки зрения григорианского календаря , самая ранняя дата, на которую может выпасть Йом Кипур, — 14 сентября, как это произошло в последний раз в 1899 и 2013 годах. Последний Йом Кипур может наступить по григорианским датам — 14 октября, как это произошло в 1967 и 1967 годах. произойдет снова в 2043 году. После 2089 года различия между еврейским календарем и григорианским календарем приведут к тому, что Йом Кипур наступит не ранее 15 сентября. [100] Даты недавних и предстоящих праздников Йом Кипур по григорианскому календарю:
- Закат, 4 октября 2022 г. – наступление темноты, 5 октября 2022 г.
- Закат, 24 сентября 2023 г. – наступление темноты, 25 сентября 2023 г.
- Закат, 11 октября 2024 г. – наступление темноты, 12 октября 2024 г.
- Закат, 1 октября 2025 г. – наступление темноты, 2 октября 2025 г.
- Закат, 20 сентября 2026 г. – наступление темноты, 21 сентября 2026 г.
В Торе [ править ]
Тора Киппурим называет этот день Йом ха- ( יוֹם הַכִּיפּוּרִים ) , а также постановляет пост («печаль души») и строгий запрет на работу в десятый день седьмого месяца, позднее известного как Тишрей . [101] Законы Йом Кипура заповеданы Богом Моисею в трех отрывках Торы:
- Левит 16:1–34 : Аарон может войти в святилище только совершив сложную процедуру жертвоприношения, позже известную как храмовая служба Йом Кипура . Эту службу необходимо совершать ежегодно в день Йом Кипура, при этом люди в этот день должны поститься и не работать. [102]
- Левит 23:26–32 : Десятый день Тишрея — святой день искупления. Необходимо принести храмовую жертву, а люди должны поститься и не работать «в девятый день от вечера до вечера». [103]
- Числа 29:7–11 : Десятый день Тишрея — священный день; надо поститься и не работать. день . Уточнено муссаф (дополнительное) жертвоприношение в этот [104]
Йом Кипур кратко упоминается в другом контексте: в Йом Кипур юбилейного года . шофар нужно было трубить в [105] По мнению некоторых, это источник нынешнего обычая трубить в шофар по завершении Йом Кипура. [106]
Храмовая служба [ править ]
Когда Храм в Иерусалиме стоял, Йом Киппур был поводом для тщательно продуманного жертвоприношения, как повелел Левит 16 . Законы этого служения раввины обобщили в Мишны трактате Йома , они появляются в современных традиционных еврейских молитвенниках Йом Кипура и изучаются как часть традиционного еврейского богослужения Йом Кипура. [107] Молитва Муссаф в Йом Кипур включает в себя раздел, известный как Авода , где читается стихотворение, описывающее эту храмовую службу.
Соблюдение в Израиле [ править ]

Йом Кипур – официальный праздник в Израиле. Нет радио и телевидения, закрыты аэропорты, нет общественного транспорта, закрыты все магазины и предприятия. [108]
В 2013 году 73% еврейского народа Израиля заявили, что намерены поститься в Йом Кипур. [109] В Израиле очень принято желать « Цом Каль » (легкий пост) или « Цом Моиль » (полный пост) всем перед Йом Кипуром, даже если человек не знает, будут ли они поститься или нет.
Считается невежливым есть в общественных местах в Йом Кипур, включать музыку или водить автомобиль. Законодательного запрета ни на одно из этих действий не существует, но на практике подобных действий в Израиле почти повсеместно избегают во время Йом Кипура. [110] кроме экстренных служб.
За последние несколько десятилетий езда на велосипеде и роликовых коньках по пустым улицам стала обычным явлением среди светской израильской молодежи, особенно накануне Йом Кипура в Тель-Авиве. [111]
В 1973 году во второй половине дня Судного дня прозвучала сирена воздушной тревоги, и радиопередачи были возобновлены, чтобы предупредить общественность о внезапном нападении на Израиль со стороны Египта и Сирии, которое положило начало Войне Судного дня . [ нужна ссылка ]
Соблюдение спортсменами [ править ]

С начала 20-го века многие еврейские спортсмены приняли решение пропустить Йом Кипур вместо того, чтобы заниматься спортом, из-за противоречия между спортивным мероприятием и Высшим Святым Днем. Подобные инциденты ярко подчеркивают конфликт, с которым многие евреи ежедневно сталкиваются как источник гордости между социальным давлением и личными убеждениями. Спортсменов, отмечающих Йом Кипур, часто хвалят за их решение не играть, что также рассматривается многими членами еврейской общины . [112]
Самым известным примером этого является Сэнди Куфакс из « Лос-Анджелес Доджерс» , который отказался играть в Йом-Кипур, когда он столкнулся с первой игрой Мировой серии 1965 года , которую Куфакс, как лучший питчер команды, должен был начать. Куфакс привлек внимание всей страны своим решением, которое было воспринято как пример конфликта между социальным давлением и личными убеждениями. [113]
Зала славы «Симиди» Первый игрок с низов Хэнк Гринберг привлек внимание всей страны в 1934 году , когда он отказался играть в бейсбол в Йом-Кипур, хотя «Тигры» были в середине гонки за вымпел , и он лидировал в лиге по количеству забитых очков. [114] Когда Гринберг прибыл в синагогу на Йом Кипур, служба внезапно прекратилась, и прихожане аплодировали смущенному Гринбергу стоя. [115]
Примеру Гринберга и Куфакса последовали многочисленные спортсмены, в том числе коллеги-бейсболисты Шон Грин , Кевин Юкилис , Брэд Осмус и Арт Шамски . [116] [117] [118] Помимо бейсбола, среди известных игроков, которые пропустят Йом Кипур, можно назвать: футболист Гейб Карими , [119] гольфистка Летиция Бек , [120] [121] шахматист Борис Гельфанд , [122] и профессиональный борец Билл Голдберг . [123] [124]
Организацией Признание Наций Объединенных
С 2016 года Организация Объединенных Наций официально признала Йом Кипур, заявив, что с этого момента в этот день не будет проводиться никаких официальных встреч. [125] Кроме того, в ООН заявили, что начиная с 2016 года у них будет девять официальных праздников и семь плавающих выходных, из которых каждый сотрудник сможет выбрать один. [125] В нем говорится, что плавающими праздниками будут Йом Кипур, День Весак , Дивали , Гурпураб , православное Рождество , православная Страстная пятница и День президентов . [125] Это был первый раз, когда Организация Объединенных Наций официально признала какой-либо еврейский праздник. [125]
См. также [ править ]
Ссылки [ править ]
- ^ Уэллс, Джон К. (2008). Словарь произношения Лонгмана (3-е изд.). Лонгман. ISBN 978-1-4058-8118-0 .
- ^ «Фестиваль 2016: семь фестивалей, отмечаемых в год израильского самаритянина» . Израильский самаритянский информационный институт . 24 июля 2018 года . Проверено 13 сентября 2022 г.
- ^ «Фестиваль Йом Кипур (День искупления)» . Самаритяне . Проверено 13 сентября 2022 г.
- ^ «Скорбь души: день, когда даже дети должны поститься – TheTorah.com» . thetorah.com . Проверено 13 сентября 2022 г.
- ^ Числа 29:7
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Йом Кипур и Йом Кипур
- ^ Согласие: Неверные
- ^ Мишна Йома 1:1, 1:3, 1:4 и т. д.
- ^ Шулхан Арух, Орах Хаим 416:4 и др.
- ^ «Высокие праздники» . Мое еврейское образование . Проверено 27 сентября 2020 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Богословие и темы Йом Кипура» . Мое еврейское образование . Проверено 27 сентября 2020 г.
- ^ Маймонид, Мишне Тора , Законы Тешувы 2:2
- ^ Маймонид, Мишне Тора , Законы Тешувы 2:7
- ^ Йома 85б
- ^ Махзор Йом Кипур Ашкеназ: Мусаф для Йом Кипур: Служба Авода
- ^ Кицур Шулхан Арух 131:4
- ^ Исход 32: 15–19.
- ^ Исход 34:1–4 , 34:28–29.
- ^ Седер Олам Раба 6
- ^ «120-дневная версия человеческой истории» . сайт Chabad.org . Проверено 8 июня 2021 г.
- ^ Яаков Медан , Первый Йом Кипур
- ^ Йоши Фаргеон, Что находится между 13 мерами и Десятью заповедями?
- ^ Например, Числа 14:17–18 , Михей 7:18–20 , Псалмы 86:15–16.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Страдание: побыть ангелом на один день
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Стать ангелами в Йом Кипур
- ^ Левит 16:2 , 16:12–13.
- ^ Левит 16: 14–16.
- ^ Искупление перед Богом
- ^ После мученической кончины | Очисти себя перед Богом
- ^ Левит 16:2
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Йоэль Бин-Нун , День восьмой и Йом Кипур , Мегадим 8:9-34 (1989)
- ^ Благовония, Надав, Авиу и Йом Кипур.
- ^ Бахья бен Ашер , Кад Хакемах , с. 122б
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Дан 4:8
- ^ Вавилонский Талмуд Таанит 30b-31a
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Левит 16:30
- ^ Мальбим , ХаТора ВеХаМицва , комментарий к Ваикре 11:43 , Ваикра 5:2-3
- ^ Дэвид Цви Хоффман , введение в Левит 11 ( Р. Давид Цви Хоффман, Левит 11:1 ); его термин «моральная нечистота» Нечистота святости .
- ^ Левит 16:16 ; см. Шадал, Левит 16:16.
- ^ Нецив, Левит 16:30.
- ^ Меир Лихтенштейн, благословен ты, Израиль, перед кем ты очищаешь себя
- ^ Мишна, Йома 8:9
- ^ Левит 16:4 , 16:24.
- ^ Мишна, Йома 3:3
- ^ Пениней Галаха: 10. Таможня Эрев Йом Кипур.
- ^ Мишна Йома 4:2
- ^ Роль языка Захорита
- ^ Йома 67а
- ^ Мы призываем вас молиться вместе с преступниками.
- ^ Керитот 6б
- ^ Яаков Медан , Беэр Мириам: Йом Хакипурим
- ^ Коэн, С.М.; Эйзен, А.М.: Еврей внутри: личность, семья и община в Америке , с. 169. Indiana University Press, 2000. «Для совершенно незаинтересованных евреев... вопрос о посещении синагоги возникает редко. Они вряд ли когда-либо задумаются об этом, за исключением Рош ха-Шанхи и Йом Кипура или посещения бара или бат-мицвы». См. также Сэмюэл К. Хейлман, Synagogue Life, 1976.
- ^ Йома 85б
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Дэвид Брофски, Законы и обычаи Эрев Йом Кипур
- ^ «Предпостное пиршество» . сайт Chabad.org . Проверено 24 сентября 2023 г.
- ^ Пост в Йом Кипур – пытка души или как у ангелов
- ^ «Таможня Эрев Йом Кипур» . Проверено 21 сентября 2008 г.
- ^ «Разделительная трапеза» . сайт Chabad.org . Проверено 24 сентября 2023 г.
- ^ Левит 16:29 , 16:31 , 23:27 , 23:29.
- ^ Псалмы 35:13 ; Исайя 58:3 ; 58:10 ; см. также Второзаконие 8:3 и т. д.
- ^ Согласование: צוֹם
- ^ Мишна трактат Йома 8:1
- ^ Пост Йом Кипур: Подробности
- ^ Подробную информацию о том, кто попадает в эту категорию, см. в Шулхан Арухе OC 618 и комментариях.
- ^ «Спасение жизни (Пикуах Нефеш)» . MyJewishLearning.com . Проверено 24 сентября 2023 г.
- ^ «Ешь в Йом Кипур?» . Aish.com . 22 августа 2011 года . Проверено 24 сентября 2023 г.
- ^ Каков порядок действий для тех, кто должен есть в Йом Кипур?
- ^ Пениней Галаха: 05. Еда и питье в минимальных количествах («Ле-шиурим»)
- ^ Когда можно перенести сроки?
- ^ Брахот 17а
- ^ Драфшот Махарал для Шаббат Шува
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Подготовка тела и ума к Йом Кипуру
- ^ Бытие 3:18 , 3:15.
- ^ «Почему раввины носят кроссовки в свой самый святой день» . «Статья Ави Рабиновица, домашние страницы Нью-Йоркского университета»
- ^ Путеводитель для растерянных , 3:43
- ^ Абрамс, Джудит. Йом Кипур: Семейная служба Миннеаполис: КАР-БЕН, 1990. Печать
- ^ Левит 16:29 , 16:31 , 23:27 , 23:30
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Пениней Галаха: Глава 07 – Законы Йом Кипура
- ^ См. Мишну согласно тексту Иерусалимского Талмуда , Таанит 4:7 (26а) , где содержится раннее упоминание об этой практике среди жителей Иерусалима.
- ^ Шулхан Арух , Орах Хаим , 610:4; см. Рамбан, Левит 16:4 , где белые одежды Первосвященника в Йом Кипур связываются с белыми одеждами ангелов ( Иезекииль 9:3 ; Даниил 10:5 ).
- ^ Барт, Симха. «Почему в Йом Кипур надевают китель» . Askmoses.com . Архивировано из оригинала 7 июня 2011 года . Проверено 30 сентября 2009 г.
- ^ Чайей Адам , 144:19
- ^ Арух Хашулхан 610:6
- ^ Исроэль Котлар. «Сколько наборов молитв в Йом Кипур?» . Медиа-центр Хабад-Любавич . Проверено 27 сентября 2020 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с «Молитвы Йом Кипура» . Еврейское агентство Израиля . Проверено 27 сентября 2020 г.
- ^ «Еврейская виртуальная библиотека – Йом Кипур» . Проверено 21 сентября 2008 г.
- ^ «Галаха ле Маасе: Йом Кипур» . 3 сентября 2015 г. Проверено 20 сентября 2015 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Раввин Даниэль Кон. «Мое еврейское обучение – молитвенные службы» . Проверено 22 мая 2017 г.
- ^ Тефила Зела - список под влиянием Йом Кипура
- ^ «Цикл Ребе-Йоха-Суккот — Даниэль Гольдшмид (стр. 12 из 855)» . www.hebrewbooks.org . Проверено 30 сентября 2022 г.
- ^ Пениней Галаха: 18. Провозглашение веры и трубление в шофар.
- ^ Грин, Дэвид Б. (26 сентября 2011 г.). «Лоуренс А. Хоффман и послание Кол Нидре» . Гаарец . Проверено 14 сентября 2013 г.
- ↑ Перевод Филипа Бирнбаума из Молитвенника к праздникам , Jewish Publishing Company, Нью-Йорк, 1951 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Дэниел Гольдшмидт, Махзор леямим норайм
- ^ Таз , Орах Хаим 413:4
- ^ «Храмовая служба Первосвященника Йом Кипура» . Еврейские праздники . 1 января 1970 года . Проверено 30 сентября 2022 г.
- ^ Маймонид, Мишне Тора , Законы Тешувы 1:1
- ^ «Почему нам нужны хорошие проповеди сейчас больше, чем когда-либо» . Архивировано из оригинала 12 сентября 2018 года . Проверено 12 сентября 2018 г.
- ^ «Рош ха-Шана и григорианский календарь» . Озтора.com . Проверено 12 сентября 2012 г.
- ^ Левит 23:27
- ^ Левит 16: 1–34.
- ^ Левит 23: 26–32.
- ^ Числа 29: 7–11.
- ^ Левит 25:9
- ^ Сефер Хаагур , Хилхот Йом Хакипурим 951: ... и вас поразит один мужской юбилей
- ^ Арнольд Люстигер, Майкл Таубес, Менахем Генак и Гершель Шахтер , издание Kasirer Йом Кипур Махзор с комментариями, адаптированными из учения раввина Джозефа Б. Соловейчика . Нью-Йорк: K'hal Publishing, 2006. стр. 588–589 (резюме); 590–618.
- ^ «Звуки города» . Израильский инсайдер . 14 октября 2005 г. Архивировано из оригинала 17 февраля 2007 г.
- ^ Начшони, Коби (13 сентября 2013 г.). «Опрос: 73% израильтян постятся в Йом Кипур» . Едиот Ахронот . Архивировано из оригинала 7 августа 2020 года.
- ^ «Израиль закрывается на Йом Кипур» . Таймс Израиля .
- ^ «Международное общественное радио», «Мир», «Йом Кипур: Дети и велосипеды в Тель-Авиве » . Theworld.org . Проверено 7 марта 2015 г.
- ^ Кениг, Ави (29 октября 2018 г.). «Феномен еврейских спортсменов, сидящих вне дома в Йом Кипур» . Еврейское телеграфное агентство .
- ^ Соломвиц, Шандор. «Йом Кипур и Сэнди Куфакс» . JewishSports.com . Архивировано из оригинала 18 октября 2006 года . Проверено 2 августа 2010 г.
- ^ Драйер, Питер (13 ноября 2013 г.). «Как еврейские игроки в мяч справятся с затруднительным положением Йом Кипура? [так в оригинале]» . Huffingtonpost.com. Архивировано из оригинала 21 сентября 2019 года . Проверено 14 сентября 2013 г.
- ^ Меррон, Джефф (26 сентября 2001 г.). «Грин, Куфакс и Гринберг – та же дилемма, разные решения» . ЭСПН. Архивировано из оригинала 29 января 2019 года . Проверено 25 марта 2011 г.
- ^ Браун, М. Стивен. «Один на один с Кевином Юкилисом» . JewishSports.com. Архивировано из оригинала 5 мая 2009 года . Проверено 4 июня 2009 г.
- ^ Гаммонс, Питер (29 сентября 2001 г.). «Аполитичный блюз» . ЭСПН . Проверено 18 марта 2010 г.
- ^ «Где они сейчас – Арт Шамский» . Бейсбольная смекалка. 14 сентября 2004 года . Проверено 10 сентября 2010 г.
- ^ Хирш, Дебора (27 декабря 2010 г.). «Гейб Карими: звезда в синагоге и на футбольном поле» . ДЖТА . Архивировано из оригинала 16 декабря 2018 года . Проверено 9 февраля 2011 г.
- ^ Саваль, Малина (14 октября 2011 г.). «Гольф / Израильтяне за границей / Бек идет по стопам Куфакса» . Гаарец . Проверено 17 сентября 2013 г.
- ^ Соклоф, Адам (7 октября 2011 г.). «Оригинальная Сэнди Куфакс женского гольфа» . Еврейское телеграфное агентство . Проверено 17 сентября 2013 г.
- ^ «Гельфанд и Грищук — победители 4-го тура Гран-при Лондона» . ChessVibes. Архивировано из оригинала 26 сентября 2013 года . Проверено 14 сентября 2013 г.
- ^ Хэндлер, Джадд. «Еврейский Халк» . Еврейский журнал Сан-Диего . Архивировано из оригинала 3 октября 2009 года.
- ^ Рик Рейли. «Борьба с карьерой их сына» . Иллюстрированный спорт . Архивировано из оригинала 3 сентября 2009 года . Проверено 13 октября 2020 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Тал Трахтман Элрой (19 декабря 2015 г.). «ООН признает Йом Кипур официальным праздником» . CNN.com .
Внешние ссылки [ править ]


- Молитвы Рош ха-Шана и Йом Кипур за евреев-сефардов. Архивировано 11 мая 2021 года в Wayback Machine.
- Из наших коллекций: В честь Нового года – онлайн-выставка из Яд Вашем, посвященная празднованию Рош ха-Шана и Йом Кипур до, во время и после Холокоста.
- Даты Йом Кипура
- Молитвы Йом Кипура в исполнении Чазаним
- Дополнительная информация о Йом Кипуре