Седер Рош ха-Шана
Седер в ночь на Рош ха-Шана — это еврейская традиция употребления праздничной трапезы, состоящей из символических продуктов, чтения псалмов и пения змирот .
Слово седер на иврите означает «порядок», обозначая особый и ритуально значимый порядок, в котором протекает трапеза.
Обычно символические продукты, которые следует есть во время Седера, называются Симаним ( буквально «символы» или «знаки»), которые едят в определенном порядке, с соответствующими благословениями над едой. [ 1 ]
История
[ редактировать ]По словам автора Рахели Муслии, традиции проведения седера на Рош ха-Шана насчитывает не менее 2000 лет. [ 2 ] Первое упоминание взято из Неемии 8:9–10: [ 3 ]
И Нехемия... и Ездра... и левиим сказали всему народу: день сей свят Господу Богу твоему; не скорбите и не плачьте. (Ибо весь народ плакал, когда услышал слова Торы . ) Тогда он сказал им: идите, ешьте роскошно и пейте сладкие напитки, и посылайте порции тем, для кого ничего не приготовлено : ибо этот день святыня Господа нашего: ибо радость Господня — сила ваша.
Раввин Абайе , раввин Талмуда, живший в Вавилонии и один из амораев , сказал: [ 4 ] «... предзнаменование - это важная вещь, [поэтому] человек всегда должен быть приучен видеть / есть в начале года, на Рош ха-Шана, тыкву, зеленую фасоль, лук-порей, свеклу и финики».
Рассказывают, что в X веке, когда вавилонский ученый Хай Гаон выходил из синагоги на Рош ха-Шана, его ученики приносили ему корзину, наполненную разными фруктами, над которыми он читал различные благословения и библейские стихи: [ 5 ]
Оно было найдено в письме рабби Мацлии бен Элияху из Сицилии, который посетил рава Хай [Гаона] в Рош ха-Шана и обнаружил, что он возвращался из синагоги, а его ученики следовали за ним, и они принесли ему тыквы и египетские [фава-бобы] ] и лук-порей, и финики, и шпинат, и фрукты в корзине, и мед, и горох… И [рав Хай Гаон] взял мед и горох и сказал: «Земля, текущая [молоком и медом]» (Исход 3:8 и в других местах). )… И каждый его ученик взял из корзины… к себе домой.
Седер Рош ха-Шана особенно практиковался в сефардских общинах Средиземноморского региона. [ 6 ] Иногда предполагается, что седер и употребление символической еды были уникальными для этих общин, но практика употребления символической еды в Рош ха-Шана была также распространена среди евреев-ашкенази еще в 1300-х годах нашей эры.
В Туре , юридическом кодексе 14-го века, написанном раввином Яаковом бен Ашером , представлен более подробный список символических продуктов питания с этимологическими объяснениями того, почему эти продукты являются символическими: [ 7 ]
Аббай сказал: «Теперь, когда вы сказали, что знак — это [правильное] дело, человек должен приучить себя есть цитрон, тыкву, фасоль ( рубиа ), лук-порей ( карти ), свеклу ( силькей ) и финики ( тамрей ) на Рош ха-Шана». Раши объясняет, что рубия — это клевер. Рубиа — наши заслуги должны возрасти ( йирбу ); карти — (враги) должны быть истреблены ( йикарету ) и т. д.; силкей — удален ( йисталку ) и т. д.; тамрей закончил ( yitamu ) и т. д.; тыква, потому что она быстро растет. И из этого произошли [различные] обычаи, в каждом месте по своему обычаю; как в Германии , где они ( евреи ) привыкли есть сладкое яблоко с медом в начале трапезы, чтобы сказать: «Пусть этот новый год будет для нас сладким». А в Провансе [евреи] привыкли приносить всевозможные новинки [к трапезе] и есть овечью голову и легкие, говоря: « Пусть мы будем головой, а не хвостом » и легкими, потому что они легкие. . А наш учитель, раввин Меир из Ротенбурга , имел обыкновение есть голову барана в память об баране Ицхака.
Продукты питания
[ редактировать ]следующие продукты, называемые симаним Традиционно едят , хотя индивидуальные обычаи различаются:
- Свекла
- Бобовые или бобовые
- Даты
- Лук-порей
- Гранаты
- Тыквы , кабачки или другие тыквы
- Бобы
- Голова рыбы, или говяжья щека
- Яблоки
- Айва
- Пчелиный мед
- Финиковый мед (силан)
- Морковь
- Круглый шалот
Процедура
[ редактировать ]Хотя практика варьируется в зависимости от сообщества и семьи, [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] Общая процедура сеудата Рош ха-Шана, включающая седер, следующая:
- Зажжение свечей на Рош ха-Шана и чтение шехечияну.
- Делаем кидуш
- Употребление симанима
Далее следует обычная процедура сеуды . После еды принято петь змирот .
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Учебник по высоким праздникам Ямима Нораима
- ^ Муслеа, Рахель (2004). Яблоки и гранаты: семейный седер на Рош ха-Шана — Рахель Муслеа — Google Книги . Кар-Бен. ISBN 9781580131230 . Проверено 9 февраля 2014 г.
- ^ «Неемия 8:9-10, Корен Иерусалимская Библия» . Сефария . Публикации Корена . Проверено 4 сентября 2023 г.
- ^ «Орайот 12а, цифровое издание Корен Ноэ Талмуда Уильяма Дэвидсона» . Сефария . Проверено 4 сентября 2023 г.
- ^ Голинкен, Дэвид (11 сентября 2008 г.). «Почему на Рош ха-Шана мы едим особую еду?» . Институт Шехтера . Проверено 4 сентября 2023 г.
- ^ Кардин, NB (2000), Гобелен еврейского времени: духовный путеводитель по праздникам и событиям жизненного цикла , Behrman House, ISBN 9780874416459
- ^ Бен Эш, Джейкоб. «Тур, Орах Хаим 583» . Сефария . Проверено 4 сентября 2023 г.
- ^ Сегура, Дебби. «Седер Рош ха-Шана» . Православный союз . Проверено 4 сентября 2023 г.
- ^ «Как провести сефардский седер Рош ха-Шана» . Мое еврейское образование . Проверено 4 сентября 2023 г.
- ^ Гуз, Андреа (10 июня 2020 г.). «Буклет Седера Рош ха-Шана» . РитуалНу . Проверено 4 сентября 2023 г.