Jump to content

Седер Рош ха-Шана

Некоторые блюда, которые традиционно едят на седере Рош ха-Шана

Седер в ночь на Рош ха-Шана — это еврейская традиция употребления праздничной трапезы, состоящей из символических продуктов, чтения псалмов и пения змирот .

Слово седер на иврите означает «порядок», обозначая особый и ритуально значимый порядок, в котором протекает трапеза.

Обычно символические продукты, которые следует есть во время Седера, называются Симаним ( буквально «символы» или «знаки»), которые едят в определенном порядке, с соответствующими благословениями над едой. [ 1 ]

По словам автора Рахели Муслии, традиции проведения седера на Рош ха-Шана насчитывает не менее 2000 лет. [ 2 ] Первое упоминание взято из Неемии 8:9–10: [ 3 ]

И Нехемия... и Ездра... и левиим сказали всему народу: день сей свят Господу Богу твоему; не скорбите и не плачьте. (Ибо весь народ плакал, когда услышал слова Торы . ) Тогда он сказал им: идите, ешьте роскошно и пейте сладкие напитки, и посылайте порции тем, для кого ничего не приготовлено : ибо этот день святыня Господа нашего: ибо радость Господня — сила ваша.

Раввин Абайе , раввин Талмуда, живший в Вавилонии и один из амораев , сказал: [ 4 ] «... предзнаменование - это важная вещь, [поэтому] человек всегда должен быть приучен видеть / есть в начале года, на Рош ха-Шана, тыкву, зеленую фасоль, лук-порей, свеклу и финики».

Рассказывают, что в X веке, когда вавилонский ученый Хай Гаон выходил из синагоги на Рош ха-Шана, его ученики приносили ему корзину, наполненную разными фруктами, над которыми он читал различные благословения и библейские стихи: [ 5 ]

Оно было найдено в письме рабби Мацлии бен Элияху из Сицилии, который посетил рава Хай [Гаона] в Рош ха-Шана и обнаружил, что он возвращался из синагоги, а его ученики следовали за ним, и они принесли ему тыквы и египетские [фава-бобы] ] и лук-порей, и финики, и шпинат, и фрукты в корзине, и мед, и горох… И [рав Хай Гаон] взял мед и горох и сказал: «Земля, текущая [молоком и медом]» (Исход 3:8 и в других местах). )… И каждый его ученик взял из корзины… к себе домой.

Седер Рош ха-Шана особенно практиковался в сефардских общинах Средиземноморского региона. [ 6 ] Иногда предполагается, что седер и употребление символической еды были уникальными для этих общин, но практика употребления символической еды в Рош ха-Шана была также распространена среди евреев-ашкенази еще в 1300-х годах нашей эры.

В Туре , юридическом кодексе 14-го века, написанном раввином Яаковом бен Ашером , представлен более подробный список символических продуктов питания с этимологическими объяснениями того, почему эти продукты являются символическими: [ 7 ]

Аббай сказал: «Теперь, когда вы сказали, что знак — это [правильное] дело, человек должен приучить себя есть цитрон, тыкву, фасоль ( рубиа ), лук-порей ( карти ), свеклу ( силькей ) и финики ( тамрей ) на Рош ха-Шана». Раши объясняет, что рубия — это клевер. Рубиа — наши заслуги должны возрасти ( йирбу ); карти — (враги) должны быть истреблены ( йикарету ) и т. д.; силкей — удален ( йисталку ) и т. д.; тамрей закончил ( yitamu ) и т. д.; тыква, потому что она быстро растет. И из этого произошли [различные] обычаи, в каждом месте по своему обычаю; как в Германии , где они ( евреи ) привыкли есть сладкое яблоко с медом в начале трапезы, чтобы сказать: «Пусть этот новый год будет для нас сладким». А в Провансе [евреи] привыкли приносить всевозможные новинки [к трапезе] и есть овечью голову и легкие, говоря: « Пусть мы будем головой, а не хвостом » и легкими, потому что они легкие. . А наш учитель, раввин Меир из Ротенбурга , имел обыкновение есть голову барана в память об баране Ицхака.

Продукты питания

[ редактировать ]

следующие продукты, называемые симаним Традиционно едят , хотя индивидуальные обычаи различаются:

Процедура

[ редактировать ]

Хотя практика варьируется в зависимости от сообщества и семьи, [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] Общая процедура сеудата Рош ха-Шана, включающая седер, следующая:

  1. Зажжение свечей на Рош ха-Шана и чтение шехечияну.
  2. Делаем кидуш
  3. Употребление симанима

Далее следует обычная процедура сеуды . После еды принято петь змирот .

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Учебник по высоким праздникам Ямима Нораима
  2. ^ Муслеа, Рахель (2004). Яблоки и гранаты: семейный седер на Рош ха-Шана — Рахель Муслеа — Google Книги . Кар-Бен. ISBN  9781580131230 . Проверено 9 февраля 2014 г.
  3. ^ «Неемия 8:9-10, Корен Иерусалимская Библия» . Сефария . Публикации Корена . Проверено 4 сентября 2023 г.
  4. ^ «Орайот 12а, цифровое издание Корен Ноэ Талмуда Уильяма Дэвидсона» . Сефария . Проверено 4 сентября 2023 г.
  5. ^ Голинкен, Дэвид (11 сентября 2008 г.). «Почему на Рош ха-Шана мы едим особую еду?» . Институт Шехтера . Проверено 4 сентября 2023 г.
  6. ^ Кардин, NB (2000), Гобелен еврейского времени: духовный путеводитель по праздникам и событиям жизненного цикла , Behrman House, ISBN  9780874416459
  7. ^ Бен Эш, Джейкоб. «Тур, Орах Хаим 583» . Сефария . Проверено 4 сентября 2023 г.
  8. ^ Сегура, Дебби. «Седер Рош ха-Шана» . Православный союз . Проверено 4 сентября 2023 г.
  9. ^ «Как провести сефардский седер Рош ха-Шана» . Мое еврейское образование . Проверено 4 сентября 2023 г.
  10. ^ Гуз, Андреа (10 июня 2020 г.). «Буклет Седера Рош ха-Шана» . РитуалНу . Проверено 4 сентября 2023 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: de03a44b32ef34ee81cebc5c5f21a5d6__1711916520
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/de/d6/de03a44b32ef34ee81cebc5c5f21a5d6.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Rosh Hashanah seder - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)