Иона в раввинской литературе
Раввинистическая литература | ||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
![]() | ||||||||||||
Талмудическая литература | ||||||||||||
|
||||||||||||
Галахический Мидраш | ||||||||||||
|
||||||||||||
Агадический Мидраш | ||||||||||||
|
||||||||||||
Таргум | ||||||||||||
|
||||||||||||
Намеки в раввинской литературе на библейского персонажа Иону , невольного пророка, на котором сосредоточена Книга Ионы , содержат различные расширения, уточнения и выводы, выходящие за рамки того, что представлено в тексте самой Библии.
Ранний период жизни
[ редактировать ]Племенная принадлежность Ионы оспаривается; обычно назначается Ашеру , Р. Иоханан утверждает, что он Завулон, из-за его места жительства. [ 1 ] Эти мнения были согласованы с предположением, что его мать была от Асира, а его отец - от Завулона. [ 2 ]
По другому источнику, его матерью была женщина из Сарепты, которая развлекала Илию . [ 3 ] Поскольку этот пророк, который также был священником по происхождению, осквернился бы, если бы прикоснулся к трупу еврея, был сделан вывод, что эта женщина, чьего сына (Иону) он «взял на лоно» и оживил, была не -Еврей. [ 4 ]
Свое пророческое назначение он получил от Елисея , по приказу которого он помазал Ииуя . [ 5 ]
Говорят, что он достиг очень преклонного возраста: согласно Седер Олам Рабба, ему более 120 лет ; 130 по Сеферу Ючасину ; в то время как Экклезиаст Раба 8:10 утверждает, что сын (Иона) вдовы Сарепты никогда не умирал.
«Святой дух» сошел на него, когда он участвовал в праздновании последнего дня Суккота . [ 6 ] Его жена приведена в качестве примера женщины, добровольно принявшей на себя обязанности, не возложенные на нее, поскольку ее помнят как совершившую паломничество в Иерусалим на регалиме Шалош . [ 7 ]
Причина побега
[ редактировать ]Иона был вынужден бежать, потому что, завоевав репутацию истинного пророка («того, чьи слова всегда сбывались») исполнением своего предсказания во дни Иеровоама II , [ 8 ] ему стали не доверять и называть его лжепророком, причина в том, что, когда его послали в Иерусалим, чтобы предсказать его судьбу, его жители раскаялись, и катастрофа не произошла.
Зная, что ниневитяне тоже были на грани покаяния ( керовей тешуба ), он предвидел, что и среди них Бог заслужит репутацию ложного Бога , или Его Шекину невозможно будет найти. [ 9 ]
Однако фраза в Иона 3:1 «и было слово Божие к Ионе во второй раз» рабби Акива подразумевает, что Бог говорил с ним только дважды; поэтому «слово Божие», обращенное к нему во 4 Царств 14:25, не имеет отношения к пророчеству, которое Иона произнес во дни Иеровоама II , а должно пониматься в том смысле, что, как в Ниневии слова Ионы превратили зло в добро, так и при Иеровоаме судьба Израиля изменилась. [ 10 ]
Когда Иона отправился в Яффо, он не нашел корабля, поскольку судно, на котором он намеревался переправиться, отплыло два дня назад; но Бог вызвал встречный ветер, и корабль отогнали обратно в порт. [ 11 ] Этому Иона обрадовался, посчитав это признаком того, что его план увенчается успехом, и в радости он заплатил деньги за проезд заранее, вопреки обычному обычаю, который не требовал уплаты до завершения путешествия. По некоторым данным, он даже заплатил за корабль полную стоимость, составляющую 4000 золотых динариев. [ 12 ] Но все это показало ему ошибочность его вывода о том, что Бога можно избежать. [ 13 ] ибо встречный ветер затронул только его корабль; все остальные, находившиеся в то время на море, продолжали беспрерывно идти своим курсом. [ 14 ]
Корабль
[ редактировать ]Буря, настигшая Иону, считается одной из трех самых примечательных бурь. [ 15 ]
После того, как молитвы моряков своим идолам, а также их попытки развернуть корабль и облегчить его оказались тщетными, команда, наконец, была вынуждена поверить утверждению Ионы о том, что это бедствие постигло их корабль из-за него, и согласилась с его утверждением. ходатайство о выбрасывании за борт. Молясь о том, чтобы они не были привлечены к ответственности за его смерть, они сначала опустили его достаточно низко, чтобы вода коснулась его колен. Увидев, что буря утихла, они утащили его обратно на корабль, после чего море сразу же снова поднялось. Они повторили этот опыт несколько раз, каждый раз опуская его глубже, но снова вынимая, и каждый раз с тем же результатом, пока, наконец, не бросили его в море. [ 16 ]
Рыба
[ редактировать ]Рыба, проглотившая Иону, была создана в самом начале мира для выполнения этой работы. [ 17 ] Поэтому у этой рыбы были такие большие рот и горло, что Ионе было так же легко проникнуть в ее брюхо, как он нашел бы ее в порталах очень большой синагоги . [ 18 ] У него были глаза размером с окна, и лампы освещали его внутреннюю часть. По другому мнению, огромная жемчужина, подвешенная во внутренностях рыбы, позволяла Ионе видеть все, что было в море и в бездне.
Рыба сообщила Ионе, что его должен съесть Левиафан . Иона попросил отвести его к чудовищу, когда он спасет и свою жизнь, и жизнь рыбы. Встретившись с Левиафаном, он показал «печать Авраама », после чего чудовище улетело на два дня. В награду за эту услугу рыба показала Ионе все чудеса в океане (например, путь израильтян через Красное море ; столбы, на которых покоится земля).
Так он провел три дня и три ночи во чреве рыбы, но не молился. Затем Бог решил поместить его в другую рыбу, где ему будет менее комфортно. Самка рыбы, быстро выводящая детенышей, приблизилась к рыбе-самцу, в котором находился Иона, угрожая сожрать обоих, если Иона не будет передана ей, и объявила о своем божественном повелении на этот счет. Левиафан подтвердил ее рассказ по просьбе обеих рыб, и тогда Иона был выброшен из одной рыбы в переполненное брюхо другой. Ощущенный в тесноте и других несчастьях, Иона наконец помолился, признавая тщетность своих попыток убежать от Бога. Псалмы 139 Но ему не ответили, пока он не пообещал выполнить свое обещание поймать Левиафана. Как только Бог получил свое обещание, Он поманил рыбу, и она выплюнула Иону на сушу на расстояние 968 парасангов (3609 миль).
Когда команда корабля увидела это, они немедленно выбросили своих идолов, отплыли обратно в Иоппию , отправились в Иерусалим и подверглись обрезанию , став иудеями. [ 19 ]
В Зоаре ( Ваяхель ) рассказывается, что рыба умерла, как только вошел Иона, но ожила через три дня. Когда Иона был брошен в море, его душа сразу же покинула тело и воспарила к престолу Божьему, где была осуждена и отправлена обратно. Как только он коснулся рта рыбы на обратном пути к телу, рыба умерла, но позже была возвращена к жизни. Название рыбы дано в «Шалшелет ха-Каббала» как cetos («кит»). [ 14 ]
Судьба Ионы аллегорически изображена в Зоаре (Ваяхель) как иллюстрация отношения души к телу и смерти. Существует предположение, что Иона тождественен Мошиаху бен Йосефу . [ 14 ]
Тыква . Ионы была огромной Перед его появлением Иона был подвергнут пыткам жарой и всевозможными насекомыми, его одежда сожжена жаром чрева рыбы; его снова пытали после того, как червь заставил тыкву засохнуть. Это побудило Иону молиться о том, чтобы Бог был милостивым правителем, а не строгим судьей. [ 20 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ 2 Царств 14:24
- ^ Йерушалми Сукка 5 1; Бытие Раба 98:11; Йалк. , Иона, 550 лет; Абраванеля к Ионе Комментарий
- ^ там же; Пиркей Де-Рабби Элиэзер 33
- ^ Генезис Раба LC
- ^ 2 Короля 9 ; Радак ad loc.; и Цемах Давид
- ^ Йерушалми Суккот 5 1, 55а
- ^ Иерусалим 'Ерубин 10 1, 26а; Седер и Дорот ; и Шалшелет ха-Каббала
- ^ 2 короля 14
- ^ Пиркей Де-Рабби Элиезер 10; но сравните Авраама ибн Эзры . комментарий
- ^ Ебамот 98а
- ^ Зоар , Хайей Сара
- ^ Ялкут Шимон lc; Недарим 38а
- ^ Ялкотт Шимон LC; и Раши , лок.
- ^ Jump up to: а б с JewishEncyclepedia.com - ИОНА
- ^ Экклезиаст Раба 1:6)
- ^ Ялкут Шимони , ЖК
- ^ Зоар , Ваяхель; Пиркей Де-Рабби Элиэзер 10; см. также Бытие Раба 5:5.
- ^ один.
- ^ Ялкут Шимони , ЖК; Танхума , Ваикра, изд. Штеттин, 1865, стр. 370 и последующие; См. также Пиркей Де-Рабби Элиезер 10.
- ^ Пиркей Де-Рабби Элиезер 10; Ялкутский карьер 551
В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Певец, Исидор ; и др., ред. (1901–1906). Еврейская энциклопедия . Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс.
{{cite encyclopedia}}
: Отсутствует или пусто |title=
( помощь )