Самсон
Самсон | |
---|---|
![]() Бой Самсона со львом (1525) Лукаса Кранаха Старшего | |
Место отдыха | Zorah , Nahal Sorek |
Предшественник | Абдон |
Преемник | Или |
Партнер | Далила |
Родители |
|
Судьи в еврейской Библии שופטיםСудьи |
---|
Курсивом выделены лица, явно не названные судьями. |
Книга Исхода |
Книга Иисуса Навина |
Книга судей |
Первая книга Царств |
Самсон ( / ˈ s æ m s ən / ; иврит : שיחששון Шимшон «человек солнца») [1] [а] был последним из судей древних израильтян, упомянутых в Книге Судей (главы с 13 по 16), и одним из последних лидеров, «судивших» Израиль до учреждения монархии . Его иногда считают израильской версией популярного ближневосточного народного героя, которого также воплощали шумерские Гильгамеш и Энкиду , а также греческий Геракл . [2] Бог дал Самсону сверхчеловеческие способности в форме чрезвычайной силы.
В библейском повествовании говорится, что Самсон был назореем и что ему была дана огромная сила, чтобы помочь ему в борьбе с врагами и позволить ему совершать сверхчеловеческие подвиги. [3] в том числе убийство льва голыми руками и истребление филистимлян армии ослиной челюстью после того, как он оскорбил жениха на своей свадьбе с одним из них. Острижение длинных волос Самсона нарушило бы его обет назорейства и свело бы на нет его способности. [4]
Самсона предает его возлюбленная Далила , которая, посланная филистимлянскими чиновниками, чтобы соблазнить его, [5] приказывает слуге подстричь ему волосы, пока он спит, и передает его филистимлянам, которые выкалывают ему глаза и заставляют молоть зерно в городе Газа . Там у него снова начинают расти волосы. Когда филистимляне уводят Самсона в свой храм Дагона , Самсон просит опереться на один из опорных столбов. Получив разрешение, он молится Богу и чудесным образом восстанавливает свои силы, позволяя ему обрушить колонны, обрушив храм и убив и себя, и филистимлян. Согласно некоторым еврейским традициям , Самсон был похоронен в Цоре в Израиле с видом на долину Сорек (также считающуюся местом его рождения). [6]
был предметом раввинистических , христианских и исламских комментариев, причем некоторые христиане рассматривали его как прообраз Иисуса Самсон , основываясь на сходстве их жизней. Известные изображения Самсона включают Джона Мильтона « драму Самсон-агонист» и голливудский фильм Сесила Б. Демилля 1949 года «Самсон и Далила» . Самсон также играет важную роль в западном искусстве и традициях.
Библейское повествование
[ редактировать ]Рождение
[ редактировать ]
Согласно рассказу в Книге Судей , Самсон жил во время повторяющихся конфликтов между Израилем и филистимлянами , когда Бог наказывал израильтян, отдавая их «в руки филистимлян » . [7] Маной был израильтянин из Цоры , потомок Данитян , [8] и его жена не смогла забеременеть. [9] [10] Жене Маноя является Ангел Господень и возвещает, что у пары скоро родится сын, который начнет избавлять израильтян от филистимлян. [11]
Ангел Господень сообщает, что жена Маноя должна была воздержаться [12] от всех спиртных напитков , нечистой пищи , а ее обещанный ребенок не должен был бриться и стричься. Он должен был быть назореем от рождения. В древнем Израиле те, кто хотел на какое-то время быть особенно посвященным Богу, могли принять обет назореев, который включал воздержание от вина и спиртных напитков, отказ от стрижки и бритья волос и другие требования. [9] [10] [11] Жена Маноя верит Ангелу Господню; ее мужа не было, поэтому он молится и просит Бога еще раз послать посланника, чтобы научить их, как воспитывать мальчика, который должен родиться.
После возвращения Ангела Господня Маной спрашивает его имя, но тот говорит: «Почему ты спрашиваешь мое имя? Это за гранью понимания». [13] Затем Маной готовит жертву, но Ангел Господень допускает, чтобы она была предназначена только для Бога. Он касается его своим посохом, чудесным образом охватывая его пламенем, а затем в огне возносится на небо. Это настолько драматическое свидетельство природы Посланника, что Маной опасается за свою жизнь, поскольку было сказано, что никто не сможет жить, увидев Бога. Однако жена убеждает его, что, если бы Бог планировал убить их, он бы никогда не открыл им такие вещи. В свое время у них рождается сын Самсон, и он воспитывается по указанию ангела. [10] [11]
Брак с филистимлянином
[ редактировать ]Будучи молодым человеком, Самсон покидает холмы своего народа, чтобы увидеть города Филистии . Он влюбляется в филистимлянку из Тимны , на которой решает жениться, игнорируя возражения родителей по поводу того, что она не израильтянка. [10] [11] [14] В развитии повествования предполагаемый брак показан как часть Божьего плана по нанесению удара по филистимлянам. [11]
Согласно библейскому повествованию, Самсона неоднократно захватывал « Дух Господень », который благословлял его огромной силой. Первый пример этого можно увидеть, когда Самсон собирается просить руки филистимлянки, когда на него нападает лев . Он просто хватает его и разрывает на части, поскольку дух Божий наделяет его божественной силой. Однако Самсон держит это в секрете, даже не рассказывая о чуде родителям. [11] [15] [16] Он приходит в дом филистимлянки и обручается с ней. Он возвращается домой, а через некоторое время возвращается в Тимну на свадьбу. По пути Самсон видит, что в туше льва свились пчелы и приготовили мед . [11] [16] Он съедает пригоршню меда и дает немного родителям. [11]
На свадебном пиру Самсон загадывает загадку своим тридцати дружкам (всем филистимлянам). Если они смогут решить ее, он даст им тридцать кусков виссона и одежд, а если не смогут, то должны дать ему тридцать кусков виссона и одежд. [10] [11] Загадка представляет собой завуалированный рассказ о двух встречах со львом, при которых присутствовал только он: [11] [16]
Из едока вышло что-то съестное.
Из сильного вышло что-то сладкое. [17]
Филистимляне пришли в ярость от загадки. [11] Тридцать дружков говорят новой жене Самсона, что они сожгут ее и дом ее отца, если она не найдет ответ на загадку и не расскажет его им. [11] [16] По настойчивым и слезливым мольбам невесты Самсон дает ей решение, и она передает его тридцати женихам. [10] [11]

Перед заходом солнца седьмого дня говорят ему:
Что слаще меда?
а что сильнее льва?
Самсон отвечает:
Если бы ты не пахал с моей телкой,
ты бы не разгадал мою загадку. [18]
Затем Самсон отправляется в Ашкелон (расстояние примерно 30 миль), где убивает тридцать филистимлян ради их одежды; Затем он возвращается и отдает эту одежду своим тридцати дружкам. [10] [16] [19] В ярости Самсон возвращается в дом своего отца. Вместо этого семья его невесты отдает ее в жены одному из женихов. [10] [16] Некоторое время спустя Самсон возвращается в Тимну, чтобы навестить свою жену, не подозревая, что теперь она замужем за одним из его бывших дружков. Но ее отец отказывается позволить Самсону увидеться с ней, предлагая вместо этого подарить Самсону младшую сестру. [10]
Самсон выходит, собирает 300 лисиц и связывает их попарно за хвосты. Затем он прикрепляет горящий факел к каждой паре лисьих хвостов и отпускает их на хлебных полях и в оливковых рощах филистимлян. [20] Филистимляне узнают, почему Самсон сжег их урожай, и в отместку сожгли заживо жену и тестя Самсона. [10] [21]
В отместку Самсон убивает еще многих филистимлян, говоря: «Я сделал с ними то же, что они сделали со мной». [10] Затем Самсон укрывается в пещере в скале Этам . [10] [22] Армия филистимлян идет к колену Иуды и требует, чтобы 3000 человек Иуды выдали им Самсона. [10] [22] С согласия Самсона, данного при условии, что иудеи сами не убьют его, они связывают его двумя новыми веревками и собираются передать его филистимлянам, когда он вырвется из веревок. [21] [22] Используя челюсть осла, он убивает 1000 филистимлян. [21] [22] [23]
Далила
[ редактировать ]
Позже Самсон едет в Газу , где видит проститутку ( иврит : אִשָּׁ֣ה זוֹּ֔ה ) и навещает ее. [22] Его враги ждут у ворот города, чтобы устроить ему засаду, но он срывает ворота с самых петель и рамы и переносит их на «холм, который перед Хевроном ». [22]
Затем он влюбляется в Далилу в долине Сорек . [19] [21] [22] [24] Филистимляне подходят к Далиле и убеждают ее с помощью 1100 серебряных монет раскрыть секрет силы Самсона и захватить в плен своего врага. [22] но Самсон отказывается раскрыть тайну и дразнит ее, говоря, что он потеряет силу, если его свяжут свежими тетивами. [22] Она делает это, пока он спит, но когда он просыпается, он щелкает струны. [22] Она настаивает, и он говорит ей, что его можно связать новыми веревками. Она связывает его новыми веревками, пока он спит, и он их тоже рвёт. [22] Она спрашивает еще раз, и он говорит, что его можно связать, если его локоны вплетены в ткацкий станок. [22] Она сплетает их в ткацкий станок, но он просто разрушает весь ткацкий станок и уносит его, когда просыпается. [22]
Далила, однако, упорствует, и Самсон, наконец, капитулирует и говорит Далиле, что Бог дает ему силу из-за его посвящения Богу как назорея , что символизируется тем фактом, что бритва никогда не касалась его головы и что, если ему остричь волосы, обет будет нарушен. сломаться, и он потеряет свою силу. [25] [26] [24] Затем Далила уговорила его спать «у себя на коленях» и позвала слуг подстричь ему волосы.
Смерть
[ редактировать ]Однажды вожди филистимлян собираются в храме, чтобы принести религиозное жертвоприношение Дагону , одному из самых важных божеств, за то, что он предал Самсона в их руки. [22] [27] Они вызывают Самсона, чтобы люди могли посмотреть, как он выступает для них. В храме так многолюдно, что люди даже забираются на крышу, чтобы посмотреть – и там собрались все правители всего государства Филистимского, всего около 3000 человек. [24] [27] [28] Самсона ведут в храм и он просит своих пленителей позволить ему прислониться к опорным колоннам и отдохнуть. Однако во время пребывания в тюрьме у него снова начали расти волосы. [29] Он молится о силе, и Бог дает ему силу сломать колонны, в результате чего храм рухнет, убивая его и людей внутри. [30]
После его смерти семья Самсона извлекла его тело из-под завалов и похоронила возле могилы его отца Маноя. [27] Гробница , которую некоторые приписывают Самсону и его отцу, стоит на вершине горы в Тель-Цоре . [31] хотя отдельная традиция, переданная путешественником Исааком Чело в 1334 году, утверждает, что Самсон был похоронен у памятника, известного как аль-Джариб, в Шейх-Абу-Мезаре , деревне (ныне руины), расположенной недалеко от Тель-Бейт-Шемеша . [32] Рядом с деревней раньше показывали высеченную скалу, известную как Калат аль-Мафраза , на вершине и боках которой были выбиты различные отпечатки, и считалось, что это жертвенник, построенный Маноем. [32] В заключении Книги Судей 16 говорится, что Самсон «судил» Израиль двадцать лет. [22]
Интерпретации
[ редактировать ]Раввинистическая литература
[ редактировать ]
Раввинская литература отождествляет Самсона с Беданом . [10] Судья, упомянутый Самуилом в его прощальной речи ( 1 Царств 12:11 ) среди судей, избавивших Израиль от врагов. [33] Однако имя «Бедан» не встречается в Книге Судей. [33] Имя «Самсон» происходит от еврейского слова «шемеш» , что означает «солнце». [10] [1] [34] так что Самсон носил имя Бога, который в Псалмах 84:11 назван «солнцем и щитом» ; [10] и как Бог защищал Израиль, так и Самсон охранял его в своем поколении, судя людей так же, как это делал Бог. [10] Сила Самсона была получена от Бога (Талмуд, Трактат Сота 10а). [10] [35]
Еврейская легенда гласит, что ширина плеч Самсона составляла шестьдесят локтей. [10] Однако во многих комментариях Талмуда объясняется, что это не следует понимать буквально, поскольку человек такого размера не может нормально жить в обществе; скорее, это означает, что он имел возможность нести на своих плечах ношу шириной 60 локтей (приблизительно 30 метров). [36] Он был хромым на обе ноги [37] но когда дух Божий сошел на него, он смог одним шагом шагнуть из Цоры в Естаол , в то время как волосы на его голове вставали и сталкивались друг с другом так, что их можно было услышать на таком же расстоянии. [10] [38] Говорят, что Самсон был настолько силен, что мог поднять две горы и растереть их друг о друга, как два комья земли. [38] [39] однако его сверхчеловеческая сила, как и сила Голиафа , принесла горе своему обладателю. [10] [40]
В распущенности его сравнивают с Амноном и Зимри , оба из которых были наказаны за свои грехи. [10] [41] Глаза Самсона были выколоты, потому что он слишком часто «следовал за ними». [10] [42] (Поскольку его глаза сбили его с пути похоти, это и было причиной его ослепления.) [43] Говорят, что за двадцать лет, в течение которых Самсон был судьей Израиля, он ни разу не потребовал ни малейшего обслуживания от израильтянина. [44] и он благочестиво воздерживался от произнесения имени Божия всуе. [10] Поэтому, как только он сказал Далиле, что он назорей Божий, она сразу поняла, что он сказал правду. [10] [42] Когда он разрушил храм Дагона и убил себя и филистимлян, сооружение упало назад, так что он не был раздавлен, и таким образом его семья получила возможность найти его тело и похоронить его в гробнице его отца. [10] [45]
В период Талмуда некоторые, похоже, отрицали, что Самсон был исторической фигурой, считая его чисто мифологическим персонажем. Раввины Талмуда сочли это ересью и попытались это опровергнуть. Они назвали Хазелелпони его матерью в Числах Рабба Насо 10 и в Бава Батра 91а и заявили, что у него была сестра по имени «Нишьян» или «Нашьян». [10]
Христианские интерпретации
[ редактировать ]
История Самсона также получила комментарии с христианской точки зрения; Послание к Евреям восхваляет его за веру. [46] Амвросий , следуя изображению Иосифа Флавия и Псевдо-Филона , [47] представляет Далилу филистимлянской блудницей, [47] и заявляет, что «мужчинам следует избегать браков с неверующими, чтобы вместо любви к супруге не было предательства». [47] Цезарий Арльский интерпретировал смерть Самсона как прообраз распятия Иисуса . [47] замечая: «Обратите внимание здесь на изображение креста. Самсон простирает руки, раскинутые к двум колоннам, как к двум балкам креста». [47] Он также приравнивает Далилу к Сатане , [47] который искушал Христа . [47]
Следуя этой тенденции, более поздние христианские комментаторы рассматривали Самсона как прообраз Иисуса Христа , основываясь на сходстве между историей Самсона и жизнью Иисуса в Новом Завете . [48] Рождение Самсона и Иисуса было предсказано ангелами. [48] которые предсказали, что они спасут свой народ. [48] Самсон родился у бесплодной женщины, [48] и Иисус родился от девы . [48] Самсон победил льва; Иисус победил сатану, которого в Первом послании Петра описывают как «рыкающего льва, ищущего, кого поглотить». [49] Предательство Самсона Далилой также сравнивают с предательством Иисуса Иудой Искариотом ; И Далиле, и Иуде заплатили сребренниками за их дела. [50] Эбенезер Кобхэм Брюэр отмечает в своем «Путеводителе по истории Священных Писаний: Ветхий Завет» , что Самсон был «ослеплен, оскорблен [и] порабощен» перед своей смертью, и что Иисусу «завязали глаза, оскорбляли и обращались с ним как с рабом» перед его смертью. распятие. [51] Брюэр также сравнивает смерть Самсона среди «нечестивцев» с распятием Христа между двумя разбойниками. [51]
мусульманская литература
[ редактировать ]![]() | Этот раздел нуждается в расширении . Вы можете помочь, добавив к нему . ( февраль 2024 г. ) |
Коран . никогда не упоминает Самсона по имени Средневековые мусульмане, такие как ат-Табари и Абу Исхак ат-Талаби, включили библейскую фигуру Самсона в пророческий мир Корана. [52]
Научно
[ редактировать ]Сравнение с другими религиозными и мифологическими персонажами.
[ редактировать ]Некоторые современные ученые интерпретируют Самсона как солнечное божество, как полубога ( например, Геркулеса или Энкиду и других), каким-то образом включенного в еврейские религиозные предания, или как архетипического народного героя . [53]
В конце девятнадцатого и начале двадцатого веков некоторые специалисты по сравнительной мифологии интерпретировали Самсона как эвгемеризованное солнечное божество . [54] [55] [56] [34] утверждая, что имя Самсона происходит от еврейского слова «шемеш» , что означает «Солнце», [34] [1] и что его длинные волосы могут представлять солнечные лучи. [34] Эти солярные теоретики также отметили, что действие легенды о Самсоне происходит в окрестностях Бет-Шемеша , деревни, название которой означает «Храм Солнца». [34] Они утверждали, что имя Далила могло быть игрой слов с еврейским словом « лейла» , обозначающим ночь , которое «поглощает» день. [57] Хотя эта гипотеза до сих пор иногда пропагандируется в научных кругах, [34] в целом он потерял популярность из-за поверхностности подтверждающих доказательств. [34]

Гораздо более популярная среди нынешних ученых интерпретация утверждает, что Самсон — это еврейский вариант того же международного ближневосточного народного героя , который вдохновил более раннего месопотамского Энкиду и более позднего греческого Геракла (и, как следствие, его римского Геркулеса ). адаптацию [58] [34] [1] Геракл и Самсон убили льва голыми руками (первый убил Немейского льва ). [34] [1] Точно так же считалось, что они оба когда-то испытывали сильную жажду и выпили воду, лившуюся из скалы. [58] и разрушить ворота города. [58] Оба они были преданы женщиной (Геракла Деянирой , Самсона Далилой), [34] которые привели их к их гибели. [34] Оба героя, защитники своих народов, умирают от собственной руки: [34] Геракл кончает свою жизнь на костре ; тогда как Самсон обрушивает филистимский храм на себя и своих врагов. [34] В этой интерпретации возвещение о рождении Самсона его матери представляет собой подвергнутый цензуре отчет о божественном зачатии . [58]

Самсон тоже сильно напоминает Шамгар , [34] еще один герой, упомянутый в Книге Судей, [34] который в Судей 3:31 описан как убивший 600 филистимлян воловьим стрекалом . [34]
Традиционные взгляды
[ редактировать ]Эти взгляды оспариваются традиционными и консервативными учеными-библеистами, которые считают Самсона буквальной исторической фигурой и, таким образом, отвергают любые связи с мифологическими героями. [34] Представление о Самсоне как о «солнечном герое» было описано как «искусственная изобретательность». [59] Джоан Комэй, соавтор книги « Кто есть кто в Библии: Ветхий Завет и апокрифы, Новый Завет» , считает, что библейская история Самсона настолько специфична в отношении времени и места, что Самсон, несомненно, был реальным человеком, который проявил свою огромную силу. против угнетателей Израиля. [60]
Религиозно-нравственный смысл или его отсутствие
[ редактировать ]Напротив, Джеймс Кинг Уэст считает, что военные действия между филистимлянами и евреями носят «чисто личный и местный характер». [61] Он также считает, что в рассказах о Самсоне, в отличие от большей части историй о Судьях, «почти полное отсутствие религиозного или морального тона». [61]
И наоборот, Илон Гилад из «Гаарец» пишет: «Некоторые библейские истории представляют собой прямое предостережение против женитьбы на иностранках , и это не что иное, как история Самсона». [62] Гилад отмечает, как родители Самсона не одобряют его желание жениться на филистимлянке и как отношения Самсона с Далилой приводят к его кончине. [62] Он противопоставляет это тому, что он считает более позитивным изображением смешанных браков в Книге Руфь . [62]
Террорист-самоубийца
[ редактировать ]Некоторые академические писатели интерпретировали Самсона как террориста-смертника, изображенного в тексте в положительном свете, и сравнивали его с теми, кто несет ответственность за теракты 11 сентября . [63] [64] [65]
Археология
[ редактировать ]В августе 2012 года археологи из Тель-Авивского университета объявили об открытии круглой каменной печати диаметром примерно 15 мм (0,59 дюйма), которая была найдена на полу дома в Бет-Шемеше и, по-видимому, изображала человека, возможно, давно жившего. волосатый, рядом с схематичным изображением крупного животного, напоминающего современные изображения львов. Печать датируется XII веком до нашей эры. По сообщению «Гаарец» , «руководители раскопок профессор Шломо Бунимовиц и доктор Цви Ледерман из Тель-Авивского университета говорят, что они не предполагают, что человеческая фигура на печати является библейским Самсоном. Скорее, географическая близость к месту, где жил Самсон, и период времени печати показывает, что история рассказывалась во времена героя, сражавшегося со львом, и что эта история в конечном итоге нашла свое отражение в библейском тексте и на печати». [66] [67] [68] Человеческая фигура кажется безоружной, что соответствует истории Самсона. [69]
Культурное влияние
[ редактировать ]
Как важный библейский персонаж, Самсон упоминается в популярной культуре и изображается во множестве фильмов, произведений искусства и популярной литературы. Сохранившийся Смит утверждал, что Джона Мильтона « скрытая драма Самсон Агонист» является аллегорией падения пуритан и восстановления английской монархии. [70] в котором ослепленный и заключенный в тюрьму Самсон представляет самого Мильтона, [70] «Избранный народ» представляет пуритан, [70] а филистимляне представляют английских роялистов . [70] Спектакль сочетает в себе элементы древнегреческой трагедии и библейского повествования. [71] Самсон изображается героем, [72] чьи насильственные действия смягчаются праведным делом, во имя которого они совершаются. [72] В пьесе Далила изображена нераскаявшейся, но сочувствующей обманщицей. [73] и одобрительно отзывается о подчинении женщин . [73]
В 1735 году Георг Фридрих Гендель написал ораторию «Самсон» . [74] на либретто Ньюбурга Гамильтона по мотивам «Самсона Агониста» . [74] Действие оратории почти полностью происходит внутри тюрьмы Самсона. [74] а Далила лишь ненадолго появляется во второй части. [74] В 1877 году Камиль Сен-Санс написал оперу «Самсон и Далила» на либретто Фердинанда Лемера , в которой пересказана вся история Самсона и Далилы. [74] В либретто Далила изображена как соблазнительная роковая женщина . [74] но музыка, исполняемая во время ее партий, вызывает к ней симпатию. [74] Повествование о Самсоне и Далиле пересказано в песне инди-поп- певицы Регины Спектор « Самсон » (2002), в которую входят слова: «Однажды ночью я сама подстригла ему волосы / Тупые ножницы и желтый свет / И он сказал мне что я все сделал хорошо». [75]
1949 года Библейская драма «Самсон и Далила » режиссера Сесила Б. Демилля с Виктором Мэтьюром и Хеди Ламарр в главных ролях получила широкую оценку критиков за кинематографию, главные роли, костюмы, декорации и новаторские спецэффекты. [76] Он стал самым кассовым фильмом 1950 года. [77] и был номинирован на пять премий Оскар , выиграв две. [78] По данным Variety , в фильме Самсон изображен как стереотипный «красивый, но тупой мускулистый мужчина». [79]
Самсон особо почитался в русском искусстве. [80] потому что русские разгромили шведов в Полтавской битве в день праздника святого Самсона , имя которого созвучно с Самсоновым. [80] Лев, убитый Самсоном, был интерпретирован как символ Швеции в результате размещения льва на шведском гербе . [80] В 1735 году бронзовая статуя Самсона, убивающего льва работы К. Б. Растрелли, была установлена в центре большого каскада фонтанов Петергофского дворца в Санкт-Петербурге . [80]
Самсон — эмблема Лунгау , Зальцбурга , [81] а парады в его честь ежегодно проводятся в десяти деревнях Лунгау и двух деревнях на северо-западе Штирии (Австрия). [81] Во время парада молодой холостяк из общины несет массивную фигуру из дерева или алюминия, которая, как говорят, представляет Самсона. [81] Традиция, впервые задокументированная в 1635 году, [81] был внесен в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО в Австрии в 2010 году. [81] [82] Самсон — одна из гигантских фигур на празднике «Дюкасс», который проходит в Ате , Бельгия . [83]
Пояснительные примечания
[ редактировать ]- ^ Греческий : Sampson , латинизированный : Sampsṓn
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и Ван дер Тоорн, Карел; Клевание, Том; ван дер Хорст, Питер Виллем (1999). Словарь божеств и демонов в Библии . Гранд-Рапидс, Мичиган: Уильям Б. Эрдманс. п. 404. ИСБН 978-0802824912 .
- ^ Маргалит, Гофониил (январь 1987 г.). «Легенды о Самсоне/Геракле» . Ветус Заветум . 37 (1–4): 63–70. дои : 10.1163/156853387X00077 .
- ^ Комэй, Джоан; Браунригг, Рональд (1993). Кто есть кто в Библии: Ветхий Завет и апокрифы, Новый Завет . Нью-Йорк: Wing Books. стр. Ветхий Завет, 316–317. ISBN 0-517-32170-Х .
- ^ Судей 16:17
- ^ Судей 16:5
- ^ Судей 13:2
- ^ Судьи 13
- ^ Судей 13:2
- ^ Jump up to: а б Роджерсон, Джон В. (1999). Летопись ветхозаветных царей: летопись правителей Древнего Израиля по периодам правления . Лондон: Темза и Гудзон. п. 58 . ISBN 0500050953 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа
Певец, Исидор ; и др., ред. (1901–1906). «Самсон» . Еврейская энциклопедия . Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м Комэй, Джоан; Браунригг, Рональд (1993). Кто есть кто в Библии: Ветхий Завет и апокрифы, Новый Завет . Нью-Йорк: Wing Books. стр. Ветхий Завет, 317. ISBN. 0-517-32170-Х .
- ^ Судей 13:7
- ^ «Судьи 13 НИВ» . biblehub.com .
- ^ Судьи 14
- ^ Судей 14:6 , Библейский центр.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Роджерсон, Джон В. (1999). Летопись ветхозаветных царей: летопись правителей Древнего Израиля по периодам правления . Лондон: Темза и Гудзон. п. 59 . ISBN 0500050953 .
- ^ Судей 14:14
- ^ Судей 14:18
- ^ Jump up to: а б Комэй, Джоан; Браунригг, Рональд (1993). Кто есть кто в Библии: Ветхий Завет и апокрифы, Новый Завет . Нью-Йорк: Wing Books. стр. Ветхий Завет, 318. ISBN. 0-517-32170-Х .
- ^ Судьи 15
- ^ Jump up to: а б с д Роджерсон, Джон В. (1999). Хроника ветхозаветных царей: Записи правителей Древнего Израиля по периодам правления . Лондон: Темза и Гудзон. п. 61 . ISBN 0500050953 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Судей 16
- ^ Портер, младший (2000). Иллюстрированный путеводитель по Библии . Нью-Йорк: Barnes & Noble Books. п. 75. ИСБН 0760722781 .
- ^ Jump up to: а б с Роджерсон, Джон В. (1999). Хроника ветхозаветных царей: Записи правителей Древнего Израиля по периодам правления . Лондон: Темза и Гудзон. п. 62 . ISBN 0500050953 .
- ^ Судей 16:17
- ^ Судей 16:16 (ESV)
- ^ Jump up to: а б с Комэй, Джоан; Браунригг, Рональд (1993). Кто есть кто в Библии: Ветхий Завет и апокрифы, Новый Завет . Нью-Йорк: Wing Books. стр. Ветхий Завет, 319. ISBN. 0-517-32170-Х .
- ^ «Суд 16:27 Храм был полон мужчин и женщин; там были все владельцы Филистимские, и около трех тысяч мужчин и женщин находились на крыше, наблюдая, как Самсон развлекает их» . biblehub.com .
- ^ Судей 16:22
- ^ Судьи 16:28–30 , JPS (1917).
- ^ Левинджер, И.М.; Нойман, Кальман (2008). IsraGuide 2007/2008 (стр.) . Издательство Фельдхайм. п. 266 . ISBN 978-1598261547 .
- ^ Jump up to: а б Бен-Йосеф, Сефи [на иврите] (nd). "Сара". В Сефи Бен-Йосефе (ред.). Путеводитель по Израилю – Иудея (Полезная энциклопедия для познания страны) (на иврите). Том. 9. Иерусалим: Издательство «Кетер» при Министерстве обороны Израиля. п. 306. OCLC 745203905 .
- ^ Jump up to: а б «BibleGateway – Поиск по ключевым словам: Бедан» . www.biblegateway.com .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д Мобли, Грегори (2006). Самсон и пограничный герой на Древнем Ближнем Востоке . Нью-Йорк и Лондон: T&T Clark. стр. 5–12. ISBN 978-0567028426 .
- ^ Мидраш Бытие Раба xcviii. 18
- ↑ Бен Йехойада и Махарал в комментарии к Талмуду, трактат «Сота» 10а.
- ^ Талмудский трактат Сота 10а: «И рабби Йоханан говорит: Валаам был хромым на одну из своих ног, как сказано о нем: «И он шел, хромая [ шефи ]». Самсон был хромым на обе ноги. , как сказано «рогатый змей [ шефифон ] на дороге» (Бытие 49:17)»
- ^ Jump up to: а б Мидраш Левит Раба VIII. 2
- ^ Сота 9б.
- ^ Мидраш Эккл. Раба и., конец
- ^ Левит Господу . XXIII. 9
- ^ Jump up to: а б ООО «Сота »
- ^ «Одиннадцатая язва, сноска 12»... «Я Господь» подразумевает: Я Тот, кто наказал Самсона, Амнона и Зимри, и кто накажет любого, кто будет действовать в соответствии с их обычаями. ." " . 24 июня 2009 г.
- ^ Числа Мидраша Раба ix. 25
- ^ Мидраш Бытие Раба LC § 19
- ^ Евреям 11:32–11:34.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Ньюсом, Кэрол Энн; Ринге, Шэрон Х.; Лэпсли, Жаклин Э., ред. (2012) [1992]. Женский библейский комментарий (3-е изд.). Луисвилл, Кентукки: Вестминстер Джон Нокс Пресс. п. 139. ИСБН 978-0664237073 .
- ^ Jump up to: а б с д и Томсон, Эдвард (1838). Пророчества, прообразы и чудеса, великие оплоты христианства: или критическое исследование и демонстрация некоторых доказательств, которыми поддерживается христианская вера . Хэтчард и сын. стр. 299–300. ISBN 978-0244031282 .
- ^ Бизли, Роберт С. (2008). 101 Портрет Иисуса в Еврейских Писаниях . Связист. ISBN 978-0244031282 .
- ^ Линн Дж., С. (2008). Исследование хороших, плохих и отчаявшихся женщин в Библии . Ксулон Пресс. п. 46. ИСБН 978-1606473917 .
- ^ Jump up to: а б Брюэр, Эбенезер Кобэм (1858). «Путеводитель по истории Священного Писания. Ветхий Завет» . Тринити-холл, Кембридж. п. 190.
- ^ Риппин, Эндрю (2008). «Мусульманин Самсон: средневековые, современные и научные интерпретации» . Бюллетень Школы восточных и африканских исследований . 71 (2): 239–253. дои : 10.1017/S0041977X08000529 .
- ^ Мобли (2006), с. 5.
- ^ Ястроу, Моррис (1898). Религия Вавилонии и Ассирии . Бостон: Джинн и компания.
- ^ Берни, Чарльз Фокс (1918). Книга судей с введением и примечаниями . Лондон: Ривингтонс.
- ^ Грейвс, Роберт (1955). «Геракл». Греческие мифы .
- ^ Фридман, Дэвид Ноэль , изд. (2000). Библейский словарь Эрдмана . Издательство William B. Eerdmans Publishing Co. 336 (запись «Далила») . ISBN 0802824005 .
- ^ Jump up to: а б с д Вайденбаум, П. (2014). Аргонавты пустыни: структурный анализ еврейской Библии . Нью-Йорк и Лондон: Рутледж. стр. 223–227. ISBN 978-1845539245 .
- ^ Кук, Джордж Альберт (1913). Книга судей . Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
- ^ Комэй, Джоан; Браунригг, Рональд (1993). Кто есть кто в Библии: Ветхий Завет и апокрифы, Новый Завет . Нью-Йорк: Wing Books. стр. Ветхий Завет, 320. ISBN. 0-517-32170-Х .
- ^ Jump up to: а б Уэст, Джеймс Кинг (1971). Введение в Ветхий Завет . Нью-Йорк: Компания MacMillan. п. 183.
- ^ Jump up to: а б с Гилад, Илон (4 июня 2014 г.). «Смешанные браки и евреи: что бы сказали ранние израильтяне?» . Гаарец . Проверено 30 октября 2017 г.
- ^ Уикер, Брайан (2003). «Самсон-террорист: богословские размышления о самоубийственном терроризме». Новые Блэкфрайерс . 84 (983): 42–60. дои : 10.1111/j.1741-2005.2003.tb06486.x . ISSN 0028-4289 . JSTOR 43250680 .
- ^ Атия, А.С. (1973). «Обзор христианского Египта: вера и жизнь». Ближневосточный журнал . 27 (2): 231–232. ISSN 0026-3141 . JSTOR 4325068 .
- ^ Друри, Шадиа (2003). «Терроризм: от Самсона до Атты» . Ежеквартальный журнал арабских исследований . 25 (1/2): 1–12. ISSN 0271-3519 . JSTOR 41858434 .
- ^ Хассон, Нир (30 июля 2012 г.). «Печать, найденная израильскими археологами, может дать обоснование легенде о Самсоне» . Гаарец . Проверено 3 сентября 2013 г.
- ^ «Древняя печать может добавить содержания к легенде о Самсоне» , на sciencedaily.com, 13 августа 2012 г. По состоянию на 25 апреля 2024 г.
- ^ Винер, Ной (30 июля 2012 г.). «Тюлень-лев из Бет-Шемеш вызывает дискуссию о Самсоне» . Общество библейской археологии (BAS) . Проверено 25 апреля 2024 г.
- ^ Винер (2012), см. «Обновление»: комментарий Дейла В. Мэнора, полевого директора раскопок в Бет-Шемеше.
- ^ Jump up to: а б с д Смит, Сохранилось (1930). История современной культуры . Кембридж: Университетское издательство. п. 387. ИСБН 978-1108074643 .
- ^ Тески, Гордон (2006). Безумный Мильтон: Судьба поэта в современности . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. п. 144. ИСБН 978-0674010697 .
- ^ Jump up to: а б Либ, Майкл (1994). Мильтон и культура насилия . Лондон: Издательство Корнельского университета. ISBN 978-0801429033 .
- ^ Jump up to: а б Гиллори, Джон (1986). «Дом Далилы: Самсон-агонист и половое разделение труда». В Фергюсоне, Маргарет; Куиллиган, Моррен; Викерс, Нэнси (ред.). Переписывая эпоху Возрождения: дискурсы о сексуальных различиях в Европе раннего Нового времени . Чикаго: Издательство Чикагского университета. ISBN 978-0226243146 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Ленеман, Хелен (2000). «Образы силы в историях о Далиле и Вирсавии: соблазнение в песне». В Айхеле, Джордж (ред.). Культура, развлечения и Библия . Шеффилд Академик Пресс. п. 153. ИСБН 184127075X .
- ^ Алессандра, Ринкон (7 августа 2018 г.). «Регина Спектор ошеломляюще исполнила «Самсона» в «Позднем шоу»: смотрите» . Рекламный щит . Проверено 4 января 2023 г.
- ^ Маккей, Джеймс (2013). Фильмы Виктора Мэтьюра . МакФарланд и компания. п. 76. ИСБН 978-0786449705 .
- ^ Бартон, Рут (2010). Хеди Ламарр: самая красивая женщина в кино . Лексингтон: Университетское издательство Кентукки. п. 174. ИСБН 978-0813126104 .
- ^ «23-я церемония вручения премии Оскар» . www.oscars.org. 4 октября 2014 г.
- ^ Эстрадный состав (31 декабря 1949 г.). «Варьете – Обзор: Самсон и Далила » . Разнообразие .
- ^ Jump up to: а б с д Вортман, Ричард С. (2006). Сценарии власти: миф и церемония в русской монархии: от Петра Великого до отречения Николая II . Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета. стр. 25–26. ISBN 978-0691123745 .
- ^ Jump up to: а б с д и «Самсон:Герб Лунгау» . Лунгау.ат . Салибургер Лунгау. Архивировано из оригинала 6 апреля 2020 года . Проверено 28 октября 2017 г.
- ^ Самсонвеген в районе Лунгау и Мурау. Архивировано 22 декабря 2015 года в Wayback Machine , Национальное агентство нематериального культурного наследия, Австрийская комиссия по делам ЮНЕСКО.
- ^ см .: Самсон (Процессиональный гигант)
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Запись в каталоге Соломона «Самсон» (1887 г.) Соломона , Национальные музеи Ливерпуля.