Чудесные рождения
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( июль 2010 г. ) |
Чудесные рождения — распространенная тема в мифологических, религиозных и легендарных повествованиях и традициях. Они часто включают в себя зачатия, вызванные чудесными обстоятельствами и такими особенностями, как вмешательство божества , сверхъестественные элементы , астрономические знаки, трудности или, в случае некоторых мифологий, сложные сюжеты, связанные с творением.
Древняя Месопотамия
[ редактировать ]Ассирийская вавилонская и . концепция происхождения выражала деторождение сначала в «отношениях между богами и богинями, приводящих к появлению других богов и богинь» [ Эта цитата нуждается в цитировании ] такие как Эа и Дамкина, которым Апсу помогла родить Мардука . Аккадская « Энума Элиш» описывает рождение Мардука следующим образом: «Эа, подслушав план первородных божеств уничтожить других богов, обманул Апсу и Мумму и предал их смерти. в своей священной палате он покоился в глубоком покое». (АНЕТ, стр. 61, строки 74–75.) Затем он занял место, которое Апсу использовал для своего культа, и поселился там со своей супругой Дамкиной». [ Эта цитата нуждается в цитировании ] Именно здесь в сердце Апсу был создан Мардук, «самый могущественный и мудрейший из богов», и «Тот, кто породил его, был Эа, его отец, а та, кто зачал его, была Дамкина, его мать». [1]
Согласно Норману Локьеру , Эа, Иа или Оаннес был первобытным богом Вавилона. Он был «Великим Богом, Создателем людей, Гончаром, Художником и Работником». Он образовал Триаду с Ану и Билом — двумя полюсами неба и экватором. [2] Оаннес впервые появился из моря, чтобы научить вавилонян искусству письма, наукам и ремеслам, строительству городов, землемерию, наблюдению за звездами, а также посеву и сбору всех видов зерновых и растений. Считалось, что он перевоплощался несколько раз. Беросс , жрец храма Бела в Вавилоне, знал о шести таких реинкарнациях. [3]
Кроме того, «божества, производящие потомство, как мужские, так и женские, играли роль в рождении других божеств или великих персонажей, например, в угаритской традиции Леди Ашера , «Прародительница богов»; Мами , «Мать-матка», тот, кто создает человечество»; отец Нанна , «родитель богов и людей»; ассирийские традиции о том, что Тукульти-Урта был создан богами во чреве своей матери и что рождению Сеннахирима способствовал Эа, который обеспечил его. «просторное чрево» и Ассур , «бог, мой породитель» и североаравийский миф о богине-матери, ответственной за Дусареса ». [4] [ нужна страница ]
В хеттской мифологии бог Ану был свергнут своим виночерпием Кумарби ; [5] : 25 [6] Ану попытался бежать, но Кумарби откусил Ану гениталии , проглотил их и изгнал его в подземный мир. [5] : 25 В результате проглатывания гениталий Ану Кумарби забеременела от сына Ану Тешуба и четырех других потомков. [5] : 25 Тешуб сверг своего отца Кумарби, отомстив тем самым за свержение и увечье своего другого отца Ану. [5] : 25 Этот рассказ позже стал основой греческой истории о кастрации Урана его сыном Кроносом , в результате которой родилась Афродита , описанной в Гесиода » «Теогонии . [5] : 25–27
Древний Египет
[ редактировать ]Боги
[ редактировать ]Вера в зачатие Гора Исидой . восходит к началу египетской истории Зачатие и рождение Гора понималось в рамках египетской доктрины партеногенеза , связанной с богиней Нейт из Саиса. (стр. 220) [8] В Верхнем Египте Нету поклонялись в Сени, и ее изображали с головой львицы, окрашенной в зеленый цвет, с титулами: «Отец отцов и Мать матерей» и «Нет-Менхит, великая госпожа, госпожа юга, великая корова, родившая солнце, создавшая зародыш богов и людей, мать Ра , воспитавшая Тема в первобытные времена, существовавшая, когда ничего еще не существовало, и создавшая то, что существует после того, как она вошла в существование." [9] : 150
Египетские тексты упоминают многочисленные формы Гора. В одном он — «Херу-са Аст, са-Асар или Гор, сын Исиды, сын Осириса ». Исида описывается в Гимне Осирису как находившая и восстанавливающая тело своего мертвого мужа и использовавшая магические слова, данные ей Тотом , чтобы вернуть его к жизни. Затем, объединившись с Осирисом, она зачала Гора. Гор олицетворял восходящее солнце и в этом отношении был сравним с греческим Аполлоном . [10]
В египетском пантеоне было по меньшей мере пятнадцать других Горов. [11] так, в истории об Исиде и Осирисе Гора «иногда называют Харсиесом, чтобы отличить его от других. Он изображается в виде сокола или с головой сокола. В конце концов он отомстил за смерть Осириса и вернул себе трон, правя мирно. ...Герахти, или «Гор Горизонта», был богом Солнца, который каждое утро поднимался на восточном горизонте. Его часто отождествляли с богом Солнца Ра, и в конечном итоге он был поглощен им, образуя Ра-Герахти». [11]
О прямом происхождении от Ра, будь то по рождению или по браку, заявляли все цари Египта, по крайней мере, начиная с Усер-ка-фа, первого царя V династии, который был верховным жрецом Ра в Гелиополе . Важной частью этой традиции была легенда о Боге Ре, родившемся с женой священника. «Новорожденный ребенок считался воплощением бога, а позже с соответствующими церемониями его преподносили Ра или Амен-Ра в его храме, где бог принял его и признал своим ребенком». Позднее эта традиция в стереотипной форме была запечатлена в храмовых рельефах. [4]
Во многих текстах упоминаются различные атрибуты Исиды. Они были объединены в единое повествование Плутархом в I веке нашей эры. В своем аспекте защитницы Египта и его народа Исида изображается с огромными распростертыми крыльями. Она научила женщин молоть кукурузу, прясть и ткать, а также научила людей лечить болезни. Она учредила обряд бракосочетания. Когда ее супруг Осирис покинул Египет, чтобы путешествовать по миру, Исида правила страной в его отсутствие. « Иероглиф ее имени представляет собой изображение трона, а ее колени стали рассматривать как трон Египта. Из-за своей славы Исида в конечном итоге вобрала в себя качества почти всех других богинь; «она была великой богиней-матерью, богиня-птица, богиня подземного мира, которая оживляла мертвых, и богиня первобытных вод... Ее последователи распространились за пределы Египта в Грецию и по всей Римской империи... (длится) примерно с 3000 г. до н.э. в христианские времена. [12] [13]
Фараоны
[ редактировать ]Существует миф о рождении Хатшепсут . В этом мифе Амон приходит к царице Яхмосу в образе фараона Тутмоса I и будит ее приятными запахами. В этот момент Амон прикладывает к носу Яхмоса анк , символ жизни, и Яхмос зачинает Хатшепсут. [14] Другой миф о божественном рождении касается Аменхотепа III : он зачат Амоном , отправившимся к царице Мутемвии в образе Тутмоса IV . [15] [16]
иудаизм
[ редактировать ]В еврейской Библии и в более поздней еврейской традиции есть истории о матриархах, рожающих при чудесном вмешательстве Бога Израиля. Например, в раввинистической литературе были сделаны дополнения к рождению матриарха Сары, основанные на более ранних традициях Ветхого Завета.
Исаак
[ редактировать ]По старости Сара была бесплодна, но она сподобилась чуда ( Бытие Раба, xlvii, 3) после того, как ее имя было изменено с «Сары» на «Сарру» (RH 16b). Когда к ней вернулась молодость и она родила Исаака, люди не поверили в чудо, говоря, что патриарх и его жена усыновили подкидыша и притворились, что это их собственный сын. После этого Авраам пригласил всех знатных людей на банкет в тот день, когда Исаака должны были отнять от груди. Сарра пригласила женщин, которые принесли с собой своих младенцев, и по этому случаю дала молоко из своей груди всем детям, убедив таким образом гостей в чуде (ВМ 87а; сост. Быт. Р. liii. 13).
Иммануэль
[ редактировать ]Согласно Исаии 7:14 , около 735 г. до н.э. иудейский царь Ахаз получил послание от пророка Исаии во время сиро-ефремлянской войны с Арамом (Сирией) и Израилем: «Поэтому Господь Сам из Своих даст вам знамение вот, молодая женщина беременна, и родит она сына, и назовет ему имя Эммануил». [17] Иудейские комментаторы обычно воспринимают это как ссылку на не чудесное рождение Езекии или другого современного ребенка, как указано в следующем указании Исаией времени.
В греческой Септуагинте и некоторых более поздних христианских переводах, в соответствии с 7-й главой Исайи в 1-й главе Евангелия от Матфея, используется слово «девственница». Еврейское слово «алма» на самом деле переводится как молодая женщина детородного возраста, которая еще не родила и которая могла быть, а могла и не быть девственницей, тогда как еврейское слово « бетула », используемое в других местах Исайи, — это слово, означающее «дева». Если имеется в виду невеста Ахаза, Ави , дочь первосвященника , то здесь не подразумевается никакого чудесного рождения, а только целомудрие. Христианский мир считает, что этот стих является мессианским предсказанием чудесного рождения Иисуса, описанного в различных евангелиях Нового Завета Библии.
Мелхиседек
[ редактировать ]Вторая книга Еноха содержит раздел, называемый «Возвышение Мелхиседека» , в котором говорится, что Мелхиседек родился от девственницы Софоним (или Сопанимы), жены Нира, брата Ноя . Ребенок вышел из матери после ее смерти и сел на кровати возле ее трупа, уже физически развитый, одетый, говорящий и благословляющий Господа и отмеченный знаком священства. Сорок дней спустя Мелхиседек был взят архангелом Гавриилом ( в некоторых рукописях Михаилом ) в Эдемский сад и таким образом был сохранен от Потопа без необходимости находиться в Ноевом ковчеге . [18] [19]
Зороастр
[ редактировать ]Имя Зороастра заимствовано из греческого и латинского Зороастра. Древняя форма его имени в Авесте — Заратустра. Его родной страной, вероятно, была Мидия в Западном Иране (возможно, в современном Азербайджане ), но его служение происходило в восточном Иране, особенно в районе Бактрии , около 1200 г. до н.э. Зороастр изначально был жрецом-магом, и в ходе реформ, которые он провел, Митра стал одним из Язатов (Достопочтенных), ангелов или низших божественных существ.
«Говорили, что рождение (Зороастра) было предсказано от начала времен, и что в момент его рождения он рассмеялся, и вся вселенная радовалась вместе с ним». [ Эта цитата нуждается в цитировании ] После его рождения злые демоны пытались уничтожить его, но благодаря защите Ахура Мазды он пережил все покушения на свою жизнь. [20] Зороастрийская традиция отличается от христианской, потому что божественное лишь помогает сохранить семя Зороастра. «Центральное писание, Авеста , а также тексты Пехлеви включают традицию, согласно которой «царская слава» передается от правителя к правителю и от святого к святому с целью, в конечном итоге, просветить душу Заратуштры». Также в писаниях явно упоминаются супружеские отношения между его родителями, во время которых злые духи пытаются помешать его зачатию. [4] Но, согласно более поздней традиции, мать Зороастра, Дугдова, была девственницей, когда зачала Зороастра от луча света. [20]
Греко-римская и эллинистическая литература
[ редактировать ]Боги
[ редактировать ]Греко-римская и эллинистическая литература богата традициями рождения среди богов. В своей поэме «Теогония » греческий поэт Гесиод рассказывает историю о том, что Зевс однажды спал с богиней Метидой , оплодотворив ее, но, опасаясь, что она может родить ребенка, более могущественного, чем он сам, он проглотил ее. [21] Их дочь Афина родилась из лба Зевса, полностью вооруженная и облаченная в доспехи. [22] Гесиод также сообщает, что богиня Афродита родилась из морской пены после того, как . в нее были брошены кастрированные яички Урана [23]
Гелиос был сыном Зевса от Эврифессы . Его также называли «сыном Земли и звездного Неба» и сыном Гипериона . Дионис был дифирамбом, «тот, кто вошел в жизнь через двойную дверь». Его первые роды произошли преждевременно. Его мать, Семела, умерла, когда Зевс явился ей во вспышке молнии, и поэтому Зевс открыл свою плоть и заключил в нее младенца. Со временем Дионис родился «совершенным» из бедра Зевса. Дионис Загрей сыграл важную роль в орфическом богословии. В Протрептике II. 14 и далее. у Климента Александрийского этот ребенок имел форму быка. Зевс намеревался сделать его правителем вселенной, но ревнивые титаны выманили ребенка, разорвали его на куски, приготовили и съели. Однако Афина сохранила его сердце, которое Зевс проглотил. По словам Бослупера, Климент опустил одну часть мифа, которая образует связь между его рассказом и фиванской легендой о Дионисе. Поскольку Зевс проглотил сердце Диониса Загрея, когда Семела родила Диониса, новым богом стал возрожденный Загрей. [4]
Митра и Митра
[ редактировать ]В индийской мифологии Митра известен как Митра. Первоначально он был богом контрактов и дружбы и был предшественником греко-римского бога Митры . В Иране он превратился в защитника истины. До времен Зороастра он ассоциировался с Ахура Маздой , принципом добра. В результате реформ Зороастра в иранской религии Митра был отстранен от власти, и верховным правителем стал Ахура Мазда. [20] В более древних индийских Ведах Митра был богом света, которого призывали под именем Варуна и называли «Светом Мира». Он был посредником между небом и землей.
«Свет, струившийся с небес, которые задумывались как сплошной свод, стал в мифологии волхвов Митрой , рожденным из скалы». [24]
Митраизм впитал астрологию халдеев после халдейского завоевания и продолжал оставаться астрономической религией. В эллинистический период оно приняло свою окончательную форму. Митра был ассимилирован в греко-римские верования в I веке до нашей эры как Митра. Он был древним и весьма почитаемым богом римского язычества, где ему поклонялись более 300 лет как «солдатскому богу». [25]
Мифологические герои
[ редактировать ]Любовь бога к смертному, приведшая к рождению героя, является заметным отклонением от традиции происхождения богов. Одним из примеров этого типа является легенда о Персее , мать которого зачала его, когда Юпитер пришел к ней в виде золотого дождя (ср. Овидий, «Метаморфозы», книга IV). В Греческой Антологии есть следующее: Зевс , обратившись в золото, пронзив медную палату Данаи, разрубил узел неповрежденной девственности.
Герои, созданные путем рождения бога со смертным, включают Иона Аполлона и Креусы , Ромула Марса и Эмилы, Асклепия Аполлона и Корониды и Елену Зевса и Леды . Плутарх пишет, что Тесей и Ромул родились вне брака и от неопределенного происхождения и в то же время имели репутацию потомков богов. Он сказал, что дедушка Тесея Питфей придумал историю о том, что Тесей был ребенком Нептуна, чтобы скрыть происхождение Тесея как сына дочери Питфея Эфры и Эгея («Жизни», том 1, стр. 2; стр. 3 и далее. ). Но были и другие истории о рождении Ромула и его брата Рема. История божественного происхождения Ромула гласит, что его матерью была смертная дочь Энея и Лавинии, а отцом — Марс.
В своем «Гимне Асклепию» Гомер приписывает свое происхождение богу Аполлону и дочери прославленного воина царя Флегия. Как божественный покровитель врачебного искусства, Асклепий стал самым популярным из богов-героев Греции. Вера в то, что религия связана с болезнями и недугами, была центральной в его культе. Его святилища в греко-римском мире стали настолько известными, что возникло движение за то, чтобы сделать его богом первого ранга и отождествить с самим Зевсом. Асклепий был «тот, кто руководит и контролирует все сущее, спаситель всего мира и хранитель смертных».
Елене Троянской поклонялись как героине в некоторых частях древнего мира в раннюю историческую эпоху. Пьеса Еврипида «Елена» основана на традиции, заложенной в начале VI века до нашей эры греческим поэтом Стесихором, согласно которой Елена была дочерью Зевса (принявшего облик лебедя) и Леды. Но это может быть просто поэтический способ сказать, что она вылупилась из яйца.
Существуют две версии рождения Эдипа . Ему был присвоен полубожественный статус в «Царе Эдипе» Софокла , где он, как говорят, был сыном либо Пана , Локсиаса, «или бога вакханок, обитателя на вершинах холмов...» и одной из нимф Геликон. Но в «Фениссах» Еврипида его мать Иокаста говорит, что Эдуп — сын Лая, смертного, которого бог Феб предупредил не иметь детей.
Царь Фив прославился лошадьми! не стремитесь рожать детей против воли небес; ибо если ты родишь сына, то дитя то убьет тебя, и весь дом твой зальется кровью. [ Эта цитата нуждается в цитировании ]
Лай проигнорировал предупреждение, но после рождения ребенка отдал его пастухам для выставления на горе Киферон. Ребенка нашли и вырастили среди хранителей лошадей Полиба. Став взрослым человеком, Эдип действительно убил своего отца, не понимая, кто он такой, а затем женился на его матери. Когда он узнал правду, он ослепил себя. В этой истории он явно считается сыном Лая и Иокасты. Это также очевидно в «Царе Эдипе» Софокла. [26] По словам Бослупера, «эти два отрывка указывают на то, что в греческом сознании мысли о божественном и отцовском участии человека в зачатии не были взаимоисключающими». [4] (стр. 178)
Ромул и Рем , легендарные близнецы-основатели города Рима родились от весталки , как говорили , Реи Сильвии . Рею Сильвию заставили стать весталкой против ее воли, и она утверждала, что забеременела благодаря божественному вмешательству. Ливи свидетельствует, что вместо этого ее изнасиловал неизвестный мужчина. В любом случае король Амулий приказал утопить близнецов, поскольку смерть от стихии не вызовет божественного наказания. [27]
Исторические личности
[ редактировать ]Некоторые ученые говорили, что Александр, Птолемеи и Цезари были «непорочнорожденными». Александр Великий «отправился в оазис Амона, чтобы его можно было признать сыном бога и, таким образом, стать законным и признанным царем Египта. Надписи показывают, что он и Птолемеи после него регулярно изображали случаи своего рождения. в храмовых рельефах». [28] (Цитируется по Бослуперу) Норден называет это эллинистическим мотивом девственницы. Однако данные показывают, что у Александра, должно быть, была двойная традиция происхождения. Записано, что «Александр Великий и Август считаются зачатыми от змеиного бога, и они называли Феба и Юпитера своими прародителями». [29]
«Императора Августа прославляли как Спасителя мира… [но] идея Спасителя не была уникальной или оригинальной для самого Августа. До него такой же титул носил Селевкид и другие эллинистические цари. На протяжении всего этого периода часто возникало желание найти спасителя от нынешних проблем». [ Эта цитата нуждается в цитировании ] Говорят, что у Августа было чудесное рождение, а детство было наполнено множеством предзнаменований и знаков. За несколько месяцев до его рождения в Риме наблюдалось знамение, предупреждавшее, что природа беременна царем для римского народа. «Вслед за этим сенат в ужасе постановил, чтобы ни один ребенок мужского пола, рожденный в этом году, не был воспитан; но те, чьи жены были беременны, позаботились о том, чтобы указ не был сохранен в казначействе, поскольку каждый присвоил предсказание своей семье». Бослупер рассказывает еще несколько историй. В одном Светоний рассказывает то, что он узнал от Асклепия Мендесского:
Когда Атия пришла среди ночи на торжественную службу Аполлону, она поставила свои носилки в храме и уснула, в то время как остальные матроны тоже спали. Внезапно к ней подлетела змея и вскоре исчезла. Проснувшись, она очистилась, как будто после объятий мужа, и тотчас же на теле ее появился цветной знак, подобный змее, и она никогда не могла избавиться от него; так что вскоре она вообще перестала ходить в общественные бани. На десятый месяц после этого родился Август, и поэтому его считали сыном Аполлона. Атия тоже, прежде чем родить его, видела во сне, что ее жизненно важные органы были подняты к звездам и распространились по всей земле и морю, а Октавию приснилось, что солнце взошло из чрева Атии. [4] : 180
Надежда на спасителя была выражена в «Четвертой эклоге» Вергилия . войны и покровитель и друг Вергилия. Герой поэмы — ребенок, родившийся или родившийся в 40 г. до н.э., во времена консульства Поллиона. Ожидалась новая эра, во исполнение древнего оракула.
... Теперь последняя эпоха Сивиллы Кумаэ спета
Пришел и ушел, и величественный перекат
Круговорот веков начинается заново:
Справедливость возвращается, возвращает правление старого Сатурна,
С новым поколением людей, ниспосланных с небес.
Только ты, при рождении мальчика, в котором
Железо прекратится, золотая раса восстанет,
Подружись с ним, целомудренная Люцина; это твое собственное
Аполлон правит...
Для тебя, о мальчик,
Сначала земля, невозделанная, свободно прольется наружу
Ее детские дары, бродячие ветки плюща
Со смесью наперстянки и цветка египетской фасоли,
И смеющийся акант. Сами по себе,
Без присмотра, принесут ли козы домой
Их вымя набухло от молока, а стада ушли в сторону
Не будет ли чудовищный лев бояться... [30]
индуизм
[ редактировать ]В истории о Кришне божество является источником зачатия, а также потомком. Из-за своей симпатии к земле сам божественный Вишну сошел во чрево Деваки и родился у нее сыном Кришной. В индуистской «Вишну-пуране» рассказывается: «Деваки родила в своем чреве лотосоокое божество… до рождения Кришны никто «не мог вынести взгляда на Деваки из света, который окружал ее, и те, кто созерцал ее сияние, чувствовали их разум встревожен». Это упоминание о свете напоминает ведический гимн «Неизвестному Богу», в котором говорится о Золотом Ребенке. По мнению Ф.М. Мюллера, этот термин означает «золотой зародыш ребенка» и представляет собой попытку дать имя солнцу. [4]
Иногда это приводится в качестве доказательства гипотезы о том, что сказки о «непорочном зачатии» являются довольно распространенным явлением в нехристианских религиях по всему миру. [31] [32] [33] Однако в индуистских писаниях нет ничего, что указывало бы на то, что это было «непорочное» рождение. К моменту зачатия и рождения Кришны Деваки была замужем за Васудевой и уже родила семерых детей. [34]
В Рамаяне Вишну воплощается в образе мужчины Рамы в чреве Каушальи , одной из жен царя Дашаратхи . [35] В Махабхарата эпосе Сурья , бог Солнца, оплодотворяет царицу Кунти перед ее браком с царем Панду , в результате чего она родила их сына Карну . [36] [37] После этого Сурья восстанавливает ее девственность, тем самым позволяя ей выйти замуж за Панду, несмотря на то, что она уже родила. [38] Также в «Махабхарате » Бхарадваджа Риши идет со своими товарищами к реке Ганге, чтобы совершить омовение. [39] Там он замечает прекрасную апсару по имени Гритачи, которая пришла купаться. [39] Мудреца одолевает желание, [39] заставляя его непроизвольно эякулировать от волнения. [39] Бхарадваджа Муни собирает семя в сосуд, называемый Дорня. [39] и Ронячарья . из него возникает сам [39]
Однако некоторые индуисты верят, что когда эманации Верховного Существа становятся пратьякшей , или очевидными для зрения, они становятся сачарой, или воплощением. Кришна был таким воплощением и обычно носил человеческий облик. Обычно считается, что божества в таком облике рождаются от женщины, но без какого-либо плотского сношения. Этой веры не придерживаются те, кто следует Пурва Мимансе или философии Джаймини. Они настаивают на том, что Дэвы были простыми смертными, которых Высшее Существо наделило качествами, подобными его собственным. Обычно индуисты совершают акты поклонения некоторым из своих древних монархов и мудрецов, которых обожествляли из-за их выдающихся добродетелей. [40]
буддизм
[ редактировать ]Истории о необычном рождении Будды развивались на протяжении веков. Два рассказа, цитируемые Бослупером, повествуют о нисхождении будущего Бодхисаттвы из «тела Тусита» в утробу матери, появлении Будды в матери в виде сияющего драгоценного камня и сопутствующих чудесах в мире природы. Это Маджхима-никая, 123 Ачарийабхутадхаммасута III. 119–124; (И.Б. Хорнер, 1959, стр. 164–169); и Махападанасутта, Дигха II. 12. [41] В Махападана-сутре Дигха II. 12 — это описание воплощения Будды Випасси .
Ныне Випасси, братья, когда, как Бодхисат, он перестал принадлежать воинствам небес Наслаждения, сошел в чрево своей матери внимательный и самообладающий. [ Эта цитата нуждается в цитировании ]
Согласно этому тексту, Будда Випасси был первым из шести воплощений, предшествовавших Гаутаме . Остальные перечисленные - Сикхи , Вессабху , Какусандха , Конагамана и Кассапа . Самый популярный легендарный рассказ о рождении Будды содержится в «Ниданакатха Джатака» (см. « Сказания о Джатаке» ), в котором рассказывается о жизни Будды в предыдущих воплощениях. В этом рассказе «Великое Существо» выбрало время и место своего рождения, племя, в котором он родится, и кем будет его мать. В выбранное им время Майя, его мать, уснула, и ей приснилось, что четыре архангела отнесли ее в Гималайские горы , где их царицы купали и одевали ее. Во сне Великое Существо вскоре вошло в ее чрево сбоку в образе белого слона. Проснувшись, она рассказала свой сон радже, который вызвал шестьдесят четыре выдающихся брахмана, чтобы истолковать его.
«Затем описывается, как при рождении он сделал семь великих шагов и на седьмом воскликнул: «Я властелин мира», как при рождении он держал в руке какое-то лекарство, которое стало для него снадобьем, с помощью которого он позже исцелял больных, слепых и глухих, как при рождении он хотел сделать подарок, но его мать подарила его самому, и как в конце он спел песню победы».
Помимо исторического Будды, Ваджраяны буддийская традиция включает множество сообщений о чудесных рождениях. Например, Гуру Падмасамбаву считают тибетские буддисты (Гуру Ринпоче) вторым Буддой , а в некоторых источниках его описывают как рожденного из лотоса .
Тибетский буддизм
[ редактировать ]Школа Ньингма утверждает, что рождение Гараба Дордже было чудесным рождением девственной дочери царя Одияны (Уддияны), и что при его рождении он читал тантры Дзогчена. [42]
Подробная интерпретация агиографического описания рождения Гараба Дордже кратко описывает контекст его матери, бхикшуни, чьей садханой была йога-тантра , и ее родителей. Дочери бхикшуни снится сон, в котором мужчина держит вазу Астамангалы , « тройного мира », со словами « ом ах хум » и сваха :
Господь Тайн ( gSang-ba'i-bdag-po ) наставлял Обладателей Мудрости (Риг-'дсин) в Дханакоше в Уддияне, современной долине Сват. Там был большой храм, называвшийся бДе-бёд-брцегс-па; он был окружен 1608 часовнями меньшего размера. Там жили царь Упараджа и царица Снанг-ба-гсал-баи-од-илдан-ма. У них была дочь по имени Судхарма; она приняла постриг послушницы, а вскоре после этого и полный монашеский постриг. Судхарма вместе со своими девушками осталась на острове и медитировала над Йога-тантрой ( rnal-'byor-gyi rgyud ). Однажды ночью Бхикшуни Судхарме приснилось, что пришел белый человек, совершенно чистый и красивый. В руке он держал хрустальный сосуд, буквы ома хум сваха на котором были выгравированы . Трижды он ставил сосуд на ее макушку, и тогда из него засиял свет. Пока это происходило, она совершенно и ясно видела тройственный мир. Вскоре после этого сна Бхикшуни родила истинного сына богов. [43]
Китай
[ редактировать ]Желтый Император
[ редактировать ]Иногда говорят, что Желтый Император был плодом необычного рождения, поскольку его мать Фубао зачала его, когда она была разбужена во время прогулки по стране молнией из Большой Медведицы . [44]
Заброшенный
[ редактировать ]Ци, Покинутый, который позже стал известен как Ходзи – культурный герой или бог земледелия – согласно некоторым сведениям, был чудесным образом зачат, когда его мать, супруга Цзян Юань , ступила на след, оставленный верховным богом Шанди. . [45]
Лаоцзы
[ редактировать ]Некоторые даосские школы считали, что Лао-цзы был зачат, когда его мать смотрела на падающую звезду. Он родился, когда его мать прислонилась к сливовому дереву . Говорят, что Лао-цзы появился в виде старика с густой седой бородой. Возможно, это связано с тем, что его имя – «Старый Мастер» ( 老子 ) – также можно прочитать как «Старый Ребенок». [46]
Абаоджи
[ редактировать ]Существует несколько легенд о рождении Абаодзи (также известного как И), императора Тайцзу Ляо. По преданиям, его матери приснилось, что солнце упало с неба ей на грудь, от чего наступила беременность. Говорят, что когда она родила, комната наполнилась таинственным светом и необыкновенным ароматом. Когда он был новорожденным, его тело было телом трехлетнего ребенка, и легенды далее говорят, что он начал ходить в возрасте трех месяцев. [47]
христианство
[ редактировать ]Ведущие христианские ученые согласны с тем, что рождение Иисуса , если оно не считается исторически точным , должно интерпретироваться в контексте иудаизма первого века, а не в контексте иностранных мифологий, которые содержат лишь отдаленные сходства. [48] [49]
Иоанн Креститель
[ редактировать ]Согласно первой главе Евангелия от Луки , Иоанн Креститель родился у Захарии и Елисаветы , которые были очень стары и не могли иметь ребенка. Захарии явился ангел и сообщил, что Елисавета родит сына по имени Иоанн. Захария усомнился в словах ангела и молчал до рождения ребенка. Несмотря на преклонный возраст, Елисавета забеременела и родила Иоанна, а речь Захарии восстановилась после того, как он написал на табличке, что имя ребенка должно быть Иоанн, как повелел ангел. [50] [51]
Мэри
[ редактировать ]Современный библейский канон не упоминает рождение Марии. Самый ранний известный отчет о рождении Марии можно найти в Евангелии от Иакова (5:2), апокрифическом тексте конца второго века, где ее родители известны как Святая Анна и Святой Иоаким . [52] По традиции католической церкви, они были бездетны, когда к ним пришёл ангел и сказал, что у них родится дочь. Во время зачатия Марии она была сохранена от пятна первородного греха . [ нужна ссылка ]
Иисус
[ редактировать ]Евангелие от Луки и Евангелие от Матфея описывают рождение Иисуса . В Евангелии от Луки Мария узнает от ангела Гавриила , что зачнет и родит ребенка. Она спрашивает: «Как такое может быть, ведь я девственница?». Он говорит ей: « Дух Святой сойдет на тебя… для Бога нет ничего невозможного». Она отвечает: «Вот я, раба Господня; да будет мне по слову Твоему». [53]
В то время, когда Мария должна родить, она и ее муж Иосиф едут из своего дома в Назарете в родовой дом Иосифа в Вифлееме, чтобы зарегистрироваться в переписи Квириния . Не найдя себе места в гостинице, Мария рожает Иисуса и помещает его в ясли (кормушку). [54] Ангел Господень посещает пастухов, охраняющих свои стада на близлежащих полях, и приносит им «благую весть великой радости»: «Родится вам ныне в городе Давидовом Спаситель, Который есть Мессия Господь». Ангел сообщает им, что они найдут ребенка, завернутого в пелены и лежащего в яслях.
В Евангелии от Матфея предстоящее рождение возвещается Иосифу во сне, в котором ему велено назвать ребенка Иисусом. [55] Звезда , которое показывает рождение Иисуса нескольким (традиционно трем) волхвам , греческому μάγος обычно переводится как «мудрец», но в данном контексте, вероятно, означает «астроном» или «астролог». [56] [57] которые едут в Иерусалим из неустановленной страны «на востоке». [58]
После I века расцвели традиции, отражавшие мышление того времени, а также сохранившие исходный материал для многих идей в «богословских сочинениях отцов церкви». В своей нынешней форме псевдоэпиграфические сочинения, содержащиеся в Сивиллинских оракулах, включают литературу, написанную со 2-го века до нашей эры по 6-й век христианской эры. Они содержат некоторые материалы, относящиеся к рождению и младенчеству Иисуса. Но этот отрывок из Книги III «Оракулов», вероятно, отражает надежды дохристианских александрийских евреев. [4]
Дерзай, девица, и ликуй; для Вечного, сотворившего небо и землю,
дал тебе радость, и будет обитать в тебе, и будет для тебя бессмертным светом.
И волки и ягнята беспорядочно будут есть траву в горах,
и среди козлят будут пастись леопарды,
И бродячие медведи поселятся среди телят, и хищный лев
будет есть солому в яслях, как вол,
А маленькие дети ведут их с оркестром. Ибо приручены будут на земле звери, которых он сотворил,
И с младенцами уснут драконы, и никакого вреда, ибо рука Божия будет на них. [59]
Позже отцы церкви ссылаются на последующие книги Оракулов, которые представляют собой явные намеки на Христа и датируются, вероятно, концом второго или началом III века нашей эры. [ нужна ссылка ] Первые христианские богословы продемонстрировали в своих трудах знание таких неканонических источников.
Неканонические Евангелия содержат много уместного. Апокрифическая литература отходит от христианского канона, и ее легенды содержат много элементов, похожих на языческие истории, представляющие популярные верования церкви со второго христианского века до средневековья . [4]
ислам
[ редактировать ]Иисус в исламе
[ редактировать ]Коран . и другая исламская литература содержат сообщения о ряде чудесных рождений библейских персонажей Коран описывает непорочное зачатие Иисуса Марией ( араб . مريم , латинизированное : Марьям ), о чем рассказывается в нескольких отрывках Корана. Повествование гласит, что Марию посетил ангел Гавриил, чтобы она родила святого сына по имени Иса (Иисус), Мессию, и что он будет великим пророком, которому Бог даст Инджиль (Евангелие) и он будет говорить в младенчестве и зрелости и будет спутником самых праведных. Когда эта новость была передана Марии, она спросила ангела, как она может родить ребенка, будучи девственницей . [60] На это ангел ответил: «Хотя, когда Бог хочет создать материю, он просто желает (Кун-фа-якун) этого, и вещи возникают». [61]
После родов, отдыхая возле ствола пальмы, Иисус из колыбели говорил с Марией, велев ей потрясти дерево и получить его плоды. Показав новорожденного Иисуса ее семье, Иисус снова сказал: «Вот, я Божий слуга; Бог дал мне Книгу и сделал меня Пророком. Блаженным Он сделал меня, где бы я ни был; и Он повелел мне молиться и подавать милостыню, пока я жив, а также беречь мать мою», чтобы рассеять слухи о зачатии. [62] [63] Этот рассказ о рождении проводит сильные параллели с апокрифической традицией о рождении Иисуса в Евангелии детства от Фомы и арабском Евангелии детства .
Кабир
[ редактировать ]В 1440 году [64] Говорят также, что поэт Кабир родился от девственной вдовы (индуистки) через ее ладонь. Как и Карну , Кабира отправили вниз по реке в корзине; его нашла и усыновила семья мусульманских ткачей, живущих ниже по течению. [65] [66]
Другие традиции
[ редактировать ]ацтекский
[ редактировать ]Уицилопочтли
[ редактировать ]Миф об Уицилопочтли уникален ацтекский . Поэтому Уицилопочтли считается культовым богом или богом-покровителем ацтеков . Как солнечное божество, Уицилопочтли тесно связан с Тонатиу и пересекается с ним . Матерью Уицилопочтли была Коатликуэ , или Та, что в Змеиной Юбке. Коатликуэ, известная своей набожной натурой и добродетельными качествами, однажды была на горе Коатепек или Коатепетль («Змеиный холм»; недалеко от Тулы , Идальго ), подметая и ухаживая за своим покаянием, когда она обнаружила на земле пучок перьев. Она решила их сохранить и положила к себе за пазуху. Без ее ведома перья оплодотворили ее. [67] [68] [69]
Кецалькоатль
[ редактировать ]Существует несколько историй о рождении Кетцалькоатля . В первом рассказе Кетцалькоатль родился от девы по имени Чимальман , которой бог Ометеотль . во сне явился [70] В другой истории дева Чимальман зачала Кетцалькоатля, проглотив изумруд. [71] Третья история повествует, что Кетцалькоатль родился от Коатликуэ , у которого уже было четыреста детей, образовавших звезды Млечного Пути . [72]
Британский
[ редактировать ]в «Деле Британии » волшебник Мерлин родился у королевской монахини, отцом которой был инкуб Согласно истории, изложенной Джеффри Монмутским, . [73] [74]
Монгольский
[ редактировать ]Согласно легенде, изложенной в «Тайной истории монголов» , у монгольской женщины по имени Алан Гуа родился сын по имени Бодончар через несколько лет после смерти ее мужа . Она утверждала, что ночью к ней пришел сияющий желтый человек и оплодотворил ее. Она считала, что посетителем был бог Тенгри . Бодончар стал основателем племени Борджигин и прямым предком Чингисхана . [75]
японский
[ редактировать ]Чудесные рождения распространены в японском фольклоре и включают Момотаро- персикового мальчика (который был найден внутри гигантского персика, плывущего по реке), Кинтаро (о котором рассказывается несколько мифов о происхождении) и Кагуя-химэ (который родился внутри стебля). светящегося бамбукового растения).
коренной американец
[ редактировать ]Великий Миротворец , которого иногда называют Деганавида или Деканавида ( ирокез ), родился гуроном , и по некоторым сведениям, его мать была девственницей, поэтому рождение было чудесным. [76] [77]
Йоруба
[ редактировать ]Говорят, что божество йоруба ( ориша ), известное как Сала, родилось от девственницы Ойги, и поэтому его рождение было чудесным. Эта история рассказана в «Оду Ифа Эджи Огбе». Другие истории предполагают, что отцом мог быть Орунмила .
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Энума Элиш, шумерский эпос о творении» . Ancienttexts.org. 07.06.2001 . Проверено 24 февраля 2015 г.
- ^ Локьер, Норман (2006). Рассвет астрономии: исследование храмового богослужения и мифологии древних египтян. С предисловием Джорджо де Сантильяна . Минеола, штат Нью-Йорк: Dover Publications, Inc.
- ^ Эйслер, Роберт (1921). Орфей-рыбак; сравнительные исследования орфической и раннехристианской культовой символики . Лондон: Дж. М. Уоткинс.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Бослупер, Томас. Непорочное зачатие . The Westminster Press , каталожная карточка Библиотеки Конгресса № 62-7941.
- ^ Jump up to: а б с д и Пухвель, Яан (1987). Сравнительная мифология . Балтимор, Мэриленд: Издательство Университета Джонса Хопкинса . ISBN 0-8018-3938-6 .
- ^ Коулман, Дж. А.; Дэвидсон, Джордж (2015). Словарь мифологии: список тем, легенд и героев от Аризоны . Лондон, Англия: Arcturus Publishing Limited. п. 19. ISBN 978-1-78404-478-7 .
- ^ Микс, Дмитрий; Фавард-Микс, Кристина (1996) [1993]. Повседневная жизнь египетских богов . Перевод Г.М. Гошгаряна. Издательство Корнелльского университета . п. 37. ИСБН 978-0-8014-8248-9 .
- ^ Бадж, Э. А. Уоллис (1904). Боги Египта . Том. II. Нью-Йорк: Dover Publications.
- ^ Эрман, Адольф (1971) [1927]. Литература древних египтян . Нью-Йорк: Б. Блом.
- ^ «Аполлон. Хаммервуд. Парфенон. Вазы Боргезе. Дионис. Питон. Египетский Гор. Исида. Ра. Амон. Сет. Гелиос. Дельфы. Пророчество. Познай самого себя. Дельфийский оракул. Национальная учебная программа: Древняя Греция, греки» . Hammerwood.mistral.co.uk . Проверено 24 февраля 2015 г.
- ^ Jump up to: а б «Древний Египет: Мифология - Гор» . Египетские мифы.нет . Проверено 24 февраля 2015 г.
- ^ «Исида» . Архивировано из оригинала 10 мая 2017 г. Проверено 16 декабря 2016 г.
- ^ «Культ Исиды в Древнем Риме — UNRV.com» . www.unrv.com .
- ^ Гей Робинс, Женщины в Древнем Египте , издательство Гарвардского университета, 1993.
- ^ О'Коннор, Дэвид и Клайн, Эрик Х.: Аменхотеп III: Перспективы его правления , University of Michigan Press, 2001
- ^ Тилдесли, Джойс: Хроники цариц Египта , Темза и Гудзон, 2006 г.
- ^ «Йешаягу – Глава 7 – Тексты и сочинения» . Хабад.орг . Проверено 24 февраля 2015 г.
- ^ «ВТОРАЯ КНИГА ЕНОХА - Страница 7» . 29 января 2010 г. Архивировано из оригинала 29 января 2010 года . Проверено 24 февраля 2015 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка ) - ^ Книга Тайн Еноха . Перевод Морфилла, WR
- ^ Jump up to: а б с Шторм, Рэйчел «Египетская мифология», Лоренц, Лондон, 2000 г. ISBN 9780754806011
- ^ Гесиод, Теогония 886
- ^ Гесиод, Теогония 929а
- ^ Гесиод, Теогония 176
- ^ «Римская империя» . Webspace.ship.edu . Проверено 24 февраля 2015 г.
- ^ «Католическая энциклопедия: Митраизм» . Ньюадвент.орг. 01.10.1911 . Проверено 24 февраля 2015 г.
- ^ Оутс; О'Нил, ред. (1938). Полная греческая драма . Том. 1. Нью-Йорк: Рэндом Хаус . п. 409.
- ^ «Ромул и Рем» . Энциклопедия всемирной истории . Проверено 15 июня 2017 г.
- ^ Брестед, Древние записи Египта, Том. 2, с. 77.
- ^ Сидоний Аполлинарий, Кармина II, 121, Свидетельства 289 в Асклепии, Э.Дж. и Людвиге Эдельштейне (1945)
- ^ «Архив интернет-классики | Эклоги Вергилия» . Classics.mit.edu . Проверено 24 февраля 2015 г.
- ^ Кристофер Хитченс, Бог не велик: как религия все отравляет (мягкая обложка), 2007, с. 23
- ^ Чепмен Коэн, Очерки свободомыслия, 1927, «Монизм и религия».
- ^ «Частное видео на Vimeo» . Vimeo.com . Проверено 24 февраля 2015 г.
- ^ «ВишнуПурана — английский — М.Н. Датт» . Проверено 24 февраля 2015 г.
- ^ «Рамаяна-Рождение Шри Рамы и его братьев Бхараты, Лакшмана и Шатругны» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 24 сентября 2015 г. Проверено 16 апреля 2015 г.
- ^ «Перевод Махабхараты Вьясы Кисари Мохана Гангули, рассказов и персонажей из Махабхараты, Махабхаратама на телугу, тамильский, каннада, хинди» . Махабхаратаонлайн.com . Проверено 24 февраля 2015 г.
- ^ «Бхил Махабхарата: Кунти и рождение ребенка Бога Солнца от Сатьи Чайтаньи» . Boloji.com. 2 апреля 2006 г. Архивировано из оригинала 14 января 2010 г. Проверено 1 августа 2013 г.
- ^ Эллвуд, Роберт С.; Аллес, Грегори Д. (2007). Энциклопедия мировых религий (переработанная ред.). Нью-Йорк, Нью-Йорк: факты в архиве. п. 467 . ISBN 978-0-8160-6141-9 . Проверено 18 октября 2017 г.
непорочное зачатие в индуизме.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Бхаттачарья, Сибеш (2014). «Значение ранних парванов : способы повествования, истории рождения и семена конфликта». В Чакрабарти, Ариндам; Бандиопадхьяй, Сибаджи (ред.). Махабхарата сейчас: повествование, эстетика, этика . Нью-Дели, Индия: Рутледж . стр. без разбивки на страницы. ISBN 978-0-415-71055-8 .
- ^ Уилфорд, О Египте и Ниле, Asiatic Researchs, Vol. III стр. 374
- ^ Дэвидс, Т.В. Рис, Диалоги Будды, Часть II, Священные книги буддистов, Том. III (1910), с. 8
- ^ Кхенчен Палден Шераб Ринпоче и Кхенпо Цеванг Донгьял Ринпоче (2008) , стр. 185–187.
- ^ Даргьяй (1998) , с. 19.
- ^ Ив Боннефуа, Азиатские мифологии . Издательство Чикагского университета, 1993. ISBN 0226064565 . п. 246
- ^ энциклопедия Британская «Хоу Цзи».
- ^ Морган Дайан, Лучший путеводитель по восточной философии и религии , Нью-Йорк, Гриффин Святого Мартина, 2001 г.
- ^ Моут, FW (2003), Императорский Китай: 900-1800 , издательство Гарвардского университета
- ^ Джеймс Д.Г. Данн , «Миф» в «Словаре Иисуса и Евангелий» , изд. Джоэл Б. Грин и др.
- ^ RD Aus, Матфея 1-2 и девственное зачатие в свете палестинских и эллинистических иудаистских традиций о рождении Первого Искупителя Израиля Моисея (Исследования иудаизма, Ландхэм: University Press of America, 2004).
- ^ Луки 1:5–1:25.
- ^ Исбоутс, Жан-Пьер (22 февраля 2019 г.). «Рождение Иоанна Крестителя было чудом. И вот почему» . Нэшнл Географик . Архивировано из оригинала 18 февраля 2021 года . Проверено 25 марта 2023 г.
- ^ Ротен (2011) .
- ^ Луки 1:31–38 .
- ^ Луки 2:1–7 .
- ^ Матфея 1:21 .
- ^ Браун, Раймонд Эдвард (ноябрь 1988 г.). Взрослый Христос на Рождество: Очерки трех библейских рождественских историй . Колледжвилл, Миннесота: Литургическая пресса. п. 11 . ISBN 0-8146-0997-Х .
- ^ Фридман, Дэвид Н.; Майерс, Аллен С.; Бек, Астрид Б. (ноябрь 2000 г.). Библейский словарь Эрдмана . Гранд-Рапидс, Мичиган: Эрдманс. п. 844 . ISBN 0-8028-2400-5 .
- ^ Матфея 2:1–4 .
- ^ Терри, Милтон Спенсер, Алоизиус Рзак, Сивиллинские оракулы, Eaton & Mains, Цинциннати:: Кертис и Дженнингс, 1899 (стр. 93, строки 975–984).
- ^ Сура Аль Имран 3:43
- ↑ Сура Аль Имран 3:47.
- ^ «Иса», Энциклопедия ислама.
- ^ Коран 19:30-31.
- ^ «Кабир | биография - индийский мистик и поэт | Британская энциклопедия» . Британика.com. 18 февраля 2015 г. Проверено 24 февраля 2015 г.
- ^ «Кабир представлен в разделе «Философия»» . Newsfinder.org. 24 мая 2003 г. Архивировано из оригинала 5 марта 2012 г. Проверено 1 августа 2013 г.
- ^ «Образы Кабира» . Scribd.com . Проверено 1 августа 2013 г.
- ^ Дипоскан Олег Блю Роланд (19 февраля 2007 г.). «Ацтекские боги — ресурсы для всех богов, богинь и божеств ацтекской мифологии» . Aztecgods.blogspot.com . Проверено 1 августа 2013 г.
- ^ Дуран, Фрай Диего (октябрь 1994 г.) [1581]. История Индии Новой Испании . Перевод Хейдена, Дорис . Университет Оклахомы Пресс . п. 584. ИСБН 978-0806126494 . Проверено 12 августа 2016 г.
- ^ Джордан, Дэвид К. (23 января 2016 г.). «Чтения на классическом науатле: убийства Коатликуэ и Койольшауки» . УКСД . Проверено 12 августа 2016 г.
- ^ Дж. Б. Бирляйн, Живые мифы. Как миф придает значение человеческому опыту , Ballantine Books, 1999 г.
- ^ Дэвид Карраско, Кецалькоатль и ирония Империи , The University of Chicago Press, 1982
- ^ Дж. Ф. Бирляйн, 1999 г.
- ^ Лоуренс-Мазерс, Энн (2012). Правдивая история волшебника Мерлина . Издательство Йельского университета. п. 18. ISBN 978-0300144895 .
- ^ Уолтон, Кэтрин (октябрь 2022 г.). «История Мерлина и Демонов, которые его создали» . Медиевалисты.нет . Проверено 12 ноября 2022 г.
- ^ Лококо Пол, Чингисхан: величайший строитель империи в истории , Potomac Books, 2008
- ^ Дискавери ТВ (19 сентября 2013 г.). Война американских индейцев: Документальный фильм по истории ирокезов . Архивировано из оригинала 27 декабря 2013 г. – через YouTube .
- ^ Теханеторенс (2000). Корни ирокезов . Саммертаун, Теннесси: Родные голоса. стр. 20–21. ISBN 1-57067-097-8 .
Цитируемые работы
[ редактировать ]- Даргьяй, Ева М. (1998) [1977]. Уэйман, Алекс (ред.). Расцвет эзотерического буддизма в Тибете . Серия «Буддийские традиции». Том. 32 (2-е исправленное изд.). Дели, Индия: ISBN Motilal Banarsidass Publishers Pvt Ltd. 81-208-1579-3 .
- Кхенчен Палден Шераб Ринпоче; Кхенпо Цеванг Донгьял Ринпоче (2008). Освещая путь: наставления нёндро согласно школе Ньингма буддизма Ваджраяны . Буддийский центр Падмасамбхава. ISBN 978-0965933940 .
- Ротен, Иоганн Г. (31 марта 2011 г.). «История литургического празднования Рождества Марии» . Архивировано из оригинала 9 сентября 2012 года.