Агиография
Агиография ( ɒ / ˌ h æ ɡ i ˈ r ə fi « / ; ) от древнегреческого ἅγιος , hagios святой» и -γραφία , -graphia «письмо» [1] представляет собой биографию святого лидера, а также, в более широком смысле, восхваляющую и или церковного идеализированную биографию проповедника, священника, основателя, святого, монаха, монахини или иконы любой из мировых религий. [2] [3] [4] Раннехристианские жития могли состоять из биографии или vita , описания деяний или чудес святого (от латинского vita — жизнь, с которого начинается название большинства средневековых биографий), рассказа о мученичестве святого (так называемого passio ) или сочетание этих.
Христианские жития сосредотачиваются на жизни и особенно чудесах , приписываемых мужчинам и женщинам, канонизированным Римско -католической церковью , Восточной православной церковью , Восточными православными церквями и Церковью Востока . Другие религиозные традиции, такие как буддизм , [5] Индуизм , [6] даосизм , [7] Ислам , сикхизм и джайнизм также создают и поддерживают агиографические тексты (такие как «Сикх Джанамсакхи »), касающиеся святых, гуру и других людей, которые, как полагают, наделены священной силой.
Агиографические произведения, особенно средневековые , могут включать в себя записи институциональной и местной истории , а также свидетельства популярных культов , обычаев и традиций . [8]
Однако, когда речь идет о современных, нецерковных произведениях, термин «агиография» сегодня часто используется как уничижительная ссылка на биографии и истории, авторы которых воспринимаются как некритичные или чрезмерно почтительные по отношению к своему предмету.
христианство
[ редактировать ]Разработка
[ редактировать ]Агиография составляла важный литературный жанр в ранней христианской церкви , предоставляя некоторую информационную историю наряду с более вдохновляющими историями и легендами . Агиографическое описание отдельного святого могло состоять из биографии ( vita ), описания деяний или чудес святого, рассказа о мученической смерти святого ( passio ) или представлять собой их комбинацию.
Жанр житий святых впервые зародился в Римской империи легенды о христианских мучениках , когда записывались . Даты их смерти легли в основу мартирологов . В IV веке существовало три основных типа каталогов житий святых:
- ежегодный календарный каталог, или менея (по- μηναῖον гречески , менеон означает «ежемесячный» ( прил . нейт ), букв. «лунный»), жизнеописания святых, которые следует читать на проповедях ;
- синаксарий («то, что собирает»; греческое συναξάριον , от σύναξις , синаксис , т.е. «сбор», «сбор», «сборник»), или краткая версия житий святых, упорядоченная по датам;
- патерикон («отцов»; греческий πατερικόν ; на греческом и латыни патер означает «отец»), или биографии конкретных святых, выбранные составителем каталога.
Самые ранние жития святых были посвящены отцам-пустынникам , которые жили аскетами, начиная с IV века. Жизнь Антония Египетского обычно считается первым примером этого нового жанра христианской биографии. [9]
В Западной Европе агиография была одним из наиболее важных средств изучения вдохновляющей истории в Средние века . «Золотая легенда о Якобе де Ворагине» собрала большой средневековый агиографический материал, в котором особое внимание уделялось рассказам о чудесах. Жития часто писались с целью пропаганды культа местных или национальных государств и, в частности, для развития паломничества для посещения реликвий . Бронзовые Гнезненские двери Гнезненского собора в Польше — единственные романские двери в Европе, на которых изображена жизнь святого. Житие святого Адальберта Пражского , похороненного в соборе, показано в 18 сценах, вероятно, основанных на утерянной иллюминированной копии одного из его житий.
Болландистское общество продолжает изучение, академические собрания, оценку и публикацию материалов , касающихся жизни христианских святых (см. Acta Sanctorum ).
Средневековая Англия
[ редактировать ]Многие важные агиографические тексты, написанные в средневековой Англии, были написаны на народном англо-нормандском диалекте . С появлением латинской литературы в Англии в VII и VIII веках жанр жития святого становился все более популярным. Если сравнить его с популярными героическими поэмами, такими как «Беовульф» , можно обнаружить, что они имеют определенные общие черты. В «Беовульфе » главный герой сражается против Гренделя и его матери , тогда как святой, такой как Афанасий , сражается с фигурами , Антоний (один из первоисточников агиографического мотива) или персонаж Гутлака не менее существенными в духовном смысле. Оба жанра затем сосредотачиваются на фигуре героя-воина, но с той разницей, что святой относится к духовному типу.
Подражание жизни Христа было тогда эталоном, по которому оценивали святых, а подражание жизни святых было эталоном, по которому мерило себя население в целом. В англосаксонской и средневековой Англии агиография стала главным литературным жанром для обучения преимущественно неграмотной аудитории. Агиография снабжала священников и богословов классическими справочниками в форме, которая позволяла им использовать риторические инструменты, необходимые для представления своей веры на примере жизни святых.
Из всех английских агиографов никто не был более плодовитым и так осознавал важность этого жанра, как аббат Эльфрик из Эйншема . Его работа «Жития святых». [10] содержит набор проповедей в дни святых, которые раньше соблюдались английской церковью. Текст состоит из двух предисловий, одного на латыни и одного на древнеанглийском , и 39 жизней, начинающихся 25 декабря с Рождества Христова и заканчивающихся тремя текстами, к которым не привязаны дни святых. Текст охватывает весь год и описывает жизнь многих святых, как английских, так и континентальных, и восходит к некоторым из самых ранних святых ранней церкви.
Известны два случая, когда жития святых были адаптированы в народные пьесы в Британии. Это на корнуоллском языке произведения Beunans Meriasek и Beunans Ke о жизни святых Мериасека и Кеа соответственно. [11]
Другие примеры агиографий из Англии включают:
- Хроники Хью Кандидуса [12]
- Секганская рукопись [13] [14]
- список Джона Лейланда [15] [16]
- возможно, книга « Жизнь Кадога Святого » [17]
- Ричарда Жизнь Чичестерского автора Ральф Бокинг [18]
- Книга Марджери Кемпе является примером автоагиографии, в которой субъект диктует свою жизнь, используя агиографическую форму.
Средневековая Ирландия
[ редактировать ]Ирландия примечательна своей богатой агиографической традицией и большим количеством материалов, созданных в средние века. языке агиографа Ирландские агиографы писали в основном на латыни, в то время как некоторые из житий более поздних святых были написаны на родном ирландском . Особого внимания заслуживают жития святого Патрика , святого Колумбы (на латыни)/Колума Силле (ирландского) и святой Бригитты/Бриджит — трех святых покровителей Ирландии. Самая ранняя из дошедших до нас «Жизни» была написана Когитосом . Кроме того, несколько ирландских календарей, относящихся к праздникам христианских святых (иногда называемых мартирологами или праздниками ), содержали сокращенные изложения житий святых, которые были составлены из множества различных источников. Яркие примеры включают Мартиролог Таллахта и Фелира Кенгуссо . Такие агиографические календари сыграли важную роль в составлении списков местных ирландских святых, подражая континентальным календарям.
Восточное православие
[ редактировать ]В X веке византийский монах Симеон Метафраст первым изменил жанр житий святых на нечто иное, придав ему нравоучительный и панегирический характер. Его каталог житий святых стал эталоном для всех западных и восточных агиографов, которые создавали относительные биографии и образы идеальных святых, постепенно отходя от реальных фактов их жизни. Жанр житий святых с течением времени вобрал в себя ряд повествовательных сюжетов и поэтических образов (часто дохристианского происхождения, например, битвы драконов и др.), средневековых притч , рассказов и анекдотов .
Жанр житий святых был введен в славянский мир в Болгарской империи в конце 9 - начале 10 веков, где были созданы первые оригинальные жития о Кирилле и Мефодии , Клименте Охридском и Науме Преславском . Со временем болгары принесли этот жанр в Киевскую Русь вместе с письменностью , а также в переводах с греческого языка. В XI веке они начали составлять оригинальные жизнеописания своих первых святых, например Бориса и Глеба , Феодосия Печерского и др. В XVI веке митрополит Макарий расширил список русских святых и руководил процессом составления их жизнеописаний. . Все они будут собраны в так называемый » каталог «Великие Четьи-Минеи , состоящий из 12 томов по каждому месяцу года. Они были переработаны и расширены святителем Димитрием Ростовским в 1684–1705 гг.
«Житие Александра Невского» было особенно заметным агиографическим произведением той эпохи.
Сегодня произведения в жанре житий святых представляют собой ценный исторический источник и отражение различных социальных идей, мировоззренческих и эстетических представлений прошлого.
Восточное православие
[ редактировать ]Восточные православные церкви также имеют свои агиографические традиции. Например, агиографии Эфиопской православной церкви Тевахедо на языке геэз известны как гадл (Жизнь святого). [19] Существует около 200 житий местных святых. [20] Они являются одними из наиболее важных средневековых эфиопских письменных источников, и некоторые из них содержат точную историческую информацию. [21] Они написаны учениками святых. Некоторые из них были написаны спустя много времени после смерти святого, но другие были написаны вскоре после его кончины. [22] [23] Сохранились фрагменты древненубийской агиографии святого Михаила. [24]
иудаизм
[ редактировать ]Еврейские агиографические сочинения распространены в талмудических и каббалистических сочинениях, а затем и в хасидском движении. [25]
ислам
[ редактировать ]Агиография в исламе началась на арабском языке с биографических написаний о Пророке Мухаммеде в 8 веке нашей эры, традиция, известная как сира . Примерно с 10 века нашей эры также возник жанр, известный как манакиб , который включал биографии имамов ( мадхахиб ) , основавших различные школы исламской мысли ( мазхаб ) о шариате , и святых суфиев . Со временем в жанре манакиба стали преобладать жития о суфиях и их чудесах . [26]
Точно так же под влиянием ранних исламских исследований хадисов и другой биографической информации о Пророке, персидские ученые в одиннадцатом веке нашей эры начали писать персидские агиографии , опять же в основном о суфийских святых.
Исламизация турецких регионов привела к развитию турецких биографий святых, начиная с 13 века нашей эры и набирая обороты примерно в 16 веке. Производство оставалось динамичным и шло в ногу с научным развитием историко-биографической литературы до 1925 года, когда Мустафа Кемаль Ататюрк (ум. 1938) наложил запрет на суфийские братства. Когда в 1950-х и 1980-х годах Турция ослабила правовые ограничения на исламскую практику, суфии вернулись к публикации агиографии, и эта тенденция продолжается и в 21 веке. [27]
Другие группы
[ редактировать ]Псевдобиографию Л. Рона Хаббарда, составленную Церковью Саентологии, обычно описывают как сильно выдуманную агиографию. [28] [29]
См. также
[ редактировать ]- Жан Болланд
- Бонифаций, советник
- Албан Батлер
- ученик Данило
- Hippolyte Delehaye
- Намтар (биография)
- Псевдоэпиграфы
- Реджинальд Даремский
- Светский святой
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «житие» . Оксфордский словарь английского языка (онлайн-изд.). Издательство Оксфордского университета . (Требуется подписка или членство участвующей организации .)
- ^ Рико Дж. Монж (2016). Рико Дж. Монж, Керри П.С. Сан-Кирико и Рэйчел Дж. Смит (ред.). Агиография и религиозная истина: тематические исследования авраамических и дхармических традиций . Издательство Блумсбери. стр. 7–22. ISBN 978-1474235792 .
- ^ Жанетт Блониген Клэнси (2019). За пределами приходской веры: исповедь католика . Wipf и Stock Publishers. п. 137. ИСБН 978-1532672828 .
- ^ Рапп, Клаудия (2012). «Агиография и культ святых в свете эпиграфики и возгласов». Византийская религиозная культура . Брилл Академик. стр. 289–311. дои : 10.1163/9789004226494_017 . ISBN 978-9004226494 .
- ^ Джонатан Августин (2012), Буддийская агиография в ранней Японии , Routledge, ISBN 978-0415646291
- ^ Дэвид Лоренцен (2006), Кто изобрел индуизм? , Йода Пресс, ISBN 978-8190227261 , стр. 120–121
- ^ Роберт Форд Кампани (2002), Жить до тех пор, пока небо и земля: перевод и исследование традиций божественного трансцендентного Ге Хонга , University of California Press, ISBN 978-0520230347
- ^ Дэвис, С. (2008). Архив и рукописи: содержание и использование: по источникам (3-е изд.). Аберистуит, Великобритания: Департамент информационных исследований Аберистуитского университета. п. 5.20. ISBN 978-1906214159
- ^ Талбот, Алиса-Мэри (21 ноября 2012 г.). «Житие» . Academic.oup.com . doi : 10.1093/oxfordhb/9780199252466.013.0082 . Проверено 21 апреля 2024 г.
- ^ Эльфрик из Эйншема . Жития святых . Проверено 1 декабря 2018 г.
- ^ Кох, Джон Т. (2006). Кельтская культура: Историческая энциклопедия . АВС-КЛИО. стр. 203–205. ISBN 1851094407 . Проверено 23 ноября 2009 г.
- ^ Барбара Йорк , Женские монастыри и англосаксонские королевские дома (Continuum, 2003) с. 22
- ↑ Stowe MS 944. Архивировано 3 января 2014 г. на archive.today , Британская библиотека.
- ^ Г. Хикс, Dissertatio Epistolaris in Linguarum veterum septentrionalium thesaurus grammatico-criticus et археологический (Оксфорд 1703–05), стр. 115
- ^ Джон Лиланд , The Collectanea британских дел , Том 2. с. 408 .
- ^ Люуза, РМ (2006). «Годовая работа по изучению древнеанглийского языка» (PDF) . Староанглийское новостное письмо . 39 (2). Институт средневековья, Университет Западного Мичигана: 8.
- ^ Тэтлок, JSP (1939). «Даты легенд о святых Артуре». Зеркало . 14 (3): 345–365. дои : 10.2307/2848601 . JSTOR 2848601 . S2CID 163470282 . п. 345
- ^ Джонс, Дэвид, изд. (1995). Святой Ричард Чичестерский: источники его жизни . Льюис: Общество звукозаписи Сассекса. п. 8. ISBN 0854450408 .
- ^ Келли, Саманта (2020). Спутник средневековой Эфиопии и Эритреи . Брилл. ISBN 978-9004419582 .
- ^ Кефьялев Мерахи. Святые и монастыри в Эфиопии. 2 тома. Том. 2, Аддис-Абеба: Коммерческая типография, 2003 г.
- ^ Тамрат, Таддессе (1970). Агиографии и реконструкция средневековой истории Эфиопии .
- ^ «Жития эфиопских святых» . Ссылка на Эфиопию . Архивировано из оригинала 5 марта 2017 года . Проверено 4 марта 2017 г.
- ^ Галадевос (2015). Жизнь и борьба нашей матери Валатта Петрос: африканская биография эфиопской женщины семнадцатого века . Издательство Принстонского университета. ISBN 978-0691164212 .
- ^ ван Гервен Оэй, Винсент У.Дж.; Лэнни, Винсент Пьер-Мишель; Руффини, Джон; Цакос, Александрос; Вебер-Тум, Керстин; Вешенфельдер, Петра (2016). Старнубийские тексты Аттири . пунктумные книги. дои : 10.21983/P3.0156.1.00 .
- ^ «Агиография», Еврейская виртуальная библиотека .
- ^ Ч. Пеллат, «Манакиб», в Энциклопедии ислама , изд. П. Бирман, Th. Бьянкис, К. Э. Босворт, Э. ван Донзель и В. П. Генрихс, 2-е изд., 12 томов (Лейден: Брилл, 1960–2005), дои : 10.1163/1573-3912_islam_COM_0660 .
- ^ Александр Папас, «Агиография, персидская и турецкая», в Энциклопедии ислама, Три , изд. Кейт Флит, Гудрун Кремер, Денис Матриндж, Джон Навас и Эверетт Роусон (Лейден: Брилл, 2007–), дои : 10.1163/1573-3912_ei3_COM_23914 .
- ^ Такер, Рут А. (1989). Другое Евангелие: культы, альтернативные религии и движение Нью Эйдж . Зондерван . ISBN 0310259371 . ОЛ 9824980М .
- ^ Льюис, Джеймс Р.; Хаммер, Олав (2007). Изобретение священной традиции . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-86479-4 . Проверено 8 августа 2016 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- ДеВиз, Девин. Исламизация и родная религия в Золотой Орде: Баба Туклес и обращение в ислам в историко-эпической традиции . Государственный колледж, Пенсильвания: Издательство Пенсильванского государственного университета, 2007.
- Иден, Джефф. Святые воины Шелкового пути: Легенды Караханидов . Брилл: Лейден, 2018.
- Хеффернан, Томас Дж. Священная биография: Святые и их биографы в средние века. Издательство Оксфордского университета, 1992.
- Иванович, Милош (2019). «Сербские жития о войне и политической борьбе династии Неманичей (с двенадцатого по четырнадцатый век)». Реформа и обновление в средневековой Восточной и Центральной Европе: политика, право и общество . Клуж-Напока: Румынская академия, Центр трансильванских исследований. стр. 103–129.
- Марикович, Ана и Ведриш, ред. Трпимира. Идентичность и инаковость в агиографии и культе святых (Bibliotheca Hagiotheca, Series Colloquia 1). Загреб: Агиотека, 2010.
- Ренард, Джон. Друзья Бога: исламские образы благочестия, преданности делу и служения . Беркли: Калифорнийский университет Press, 2008.
- Воше, Андре , Святость на Западе в последние века Средневековья (1198–1431) ( БЕФАР , 241). Рим, 1981. [Англ. перев.: Святость в позднем средневековье . Кембридж, 1987 г.; Италия. перевод: La santità nel Medioevo . Болонья, 1989].
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Ипполит Делеэ, Легенды о святых: Введение в агиографию (1907)
- Делеэ, Ипполит (1911). . Британская энциклопедия . Том. 12 (11-е изд.). стр. 816–817.
- Герберманн, Чарльз, изд. (1913). Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона. .
- Жития Джеймса Кифера
- Societé des Bollandistes. Архивировано 29 мая 2011 года в Wayback Machine.
- Общество агиографии