Наследие Че Гевары
Наследие аргентинского -марксиста революционера Че Гевары (14 июня 1928 г. – 9 октября 1967 г.) постоянно развивается в коллективном воображении. Будучи символом контркультуры во всем мире, Гевара является одной из самых узнаваемых и влиятельных революционных фигур двадцатого века. Однако в течение своей жизни, а тем более после смерти, Че вызывал споры и совершенно разные мнения о своем личном характере и действиях. Его одновременно почитали и ругали: его характеризовали как героического защитника бедных до бессердечного палача .
История
[ редактировать ]Сочинения
[ редактировать ]Обширное письменное наследие Гевары включает интеллектуальные труды по радикальной марксистской политике и социальной теории , стратегии и тактике военной/ партизанской войны , дипломатические записки, книги, речи, журнальные статьи, письма, стихи и дневники, а также официальные документы, хранящиеся в архивах кубинского правительства. Практическая и теоретическая работа Че оказала глубокое политическое влияние во всем мире во второй половине 20-го века, особенно в развивающихся странах, где революционную организацию и антиколониальную борьбу. его мысли и пример вдохновляли [1] Как следствие, его произведения были переведены на сотни разных языков.
Мученичество
[ редактировать ]В 1967 году, когда распространялись фотографии трупа Гевары и обсуждались обстоятельства его смерти, легенда о нем начала распространяться. Демонстрации протеста против его казни прошли по всему миру, о его жизни и смерти были написаны статьи, дани, песни и стихи. [2] Специалисты по Латинской Америке, консультирующие Госдепартамент США, сразу же признали значение кончины «самого гламурного и, как сообщается, самого успешного революционера», отметив, что коммунисты и другие левые будут восхвалять Гевару как «образцового революционера, встретившего героическую смерть». [3]
Британский политик Джордж Гэллоуэй заметил, что «одна из величайших ошибок, когда-либо совершенных государством США, заключалась в создании этих фотографий трупа Че. Его христоподобная уравновешенность в смерти гарантировала, что его призыв достигнет далеко за пределами беспокойного университетского кампуса и доберется до сердец». верующих, стекающихся на мирские, пламенные проповеди теологов освобождения ». [4] Журнал Economist также отметил, что фотографии Че после смерти напоминают Мантенья Андреа «Оплакивание мертвого Христа» . Таким образом, Гевара фиксируется как современный святой, человек, который дважды рисковал своей жизнью в странах, которые ему не принадлежали, прежде чем отдать ее в третьей, и чье обращение к «новому человеку», движимое скорее моральными, чем материальными стимулами, отдавало святым. Игнатий Лойола больше, чем Маркс . [5]
Это подтвердилось в следующем 1968 году, когда среди появившейся в Италии новой породы католических боевиков, получившей название «Круг Жака Маритена», устроили поминальную мессу в честь Че, а в нескольких других странах в его честь были проведены католические службы. Кроме того, в Бразилии мифотворцы начали распространять тысячи фотокопий умершего Че с подписью «Святой нашего времени». [6] Итальянские студенты подхватили аналогичный тон и окрестили Гевару an angela della pace — «ангелом мира». [6] Несмотря на неосвящающие неудачи и противоречия Че, сила его «мессианского образа» с его «символическими» и «религиозными качествами» продолжает вдохновлять многих во всем мире. [7]
Политический символ
[ редактировать ]«Благодаря изображению сложности жизни и мысли Че перерабатываются в абстракцию, которая может служить любому делу. Оно было нарисовано в виде граффити в Вифлееме, пронесено на демонстрациях из Палестины в Мексику и заимствовано такими художниками, как Педро Мейер , Вик Мунис. , Мартин Парр и Энни Лейбовиц . Его использовали для представления таких разнообразных причин, как мировая торговля, антиамериканизм , подростковое восстание и латиноамериканская идентичность».
Гевара, которого по-разному называли «рок-героем-байкером-революционером», «мучеником идеализма» и « Джеймсом Дином в военной форме»; [7] стал мощным светским символом восстания и революции во время протестов в мае 1968 года во Франции . По мнению The Guardian из , Гэри Янга «путь (Че) от комфорта среднего класса до чемпиона рабочего класса и его длинноволосый неопрятный вид отражали чаяния и самооценку поколения Вудстока , когда они демонстрировали против Вьетнамская война». [8] Со своей стороны, литературная икона 1960-х годов Сьюзен Зонтаг восторженно говорила о «вдохновляющей красивой легенде» Гевары, сравнивая его с лордом Байроном , Эмилиано Сапатой и Хосе Марти . [9] Более того, лозунг Че жив! стали появляться на стенах по всему Западу , [10] в то время как Жан-Поль Сартр , ведущий экзистенциалист, философ- лично знавший Гевару, поощрял лесть, описывая его как «самого совершенного человека нашего времени». [11]
«То, что он был застрелен после захвата, демонстрирует страх, который боливийские власти испытывали даже к заключенному в тюрьму Че. Они боялись привлечь его к суду: боялись эха, которое его голос мог бы вызвать из зала суда: боялись доказать, что этот человек они ненавидели, был любим внешним миром. Этот страх поможет увековечить его легенду, а легенда неуязвима для пуль».
Вдобавок более радикальные левые активисты отреагировали на очевидное безразличие Гевары к наградам и славе и согласились с одобрением Геварой насилия как необходимости для привития социалистических идеалов. [13] Даже в Соединенных Штатах, правительстве, которое Гевара так решительно осуждал, студенты начали подражать его стилю одежды, надевая военную форму, береты и отращивая волосы и бороды, чтобы показать, что они тоже являются противниками внешней политики США. [14] Например, « Черные пантеры» начали называть себя «типами Че», взяв на вооружение его фирменный черный берет , в то время как арабские партизаны начали называть боевые операции в его честь. [15] Говоря о широкой гибкости его наследия, Триша Зифф, режиссер документального фильма 2008 года «Chevolution» , отметила, что «значение Че Гевары в наше время заключается не столько в человеке и его конкретной истории, сколько в идеалах создания лучшего общества». ." [16] В том же духе чилийский писатель Ариэль Дорфман предположил, что непреходящая привлекательность Гевары может быть связана с тем, что «для тех, кто никогда не пойдет по его стопам, погруженным в мир цинизма, корысти и безумного потребления, нет ничего более более приятно, чем пренебрежение Че к материальному комфорту и повседневным желаниям». [17]
Несмотря на периодические разногласия, статус Гевары как популярной иконы сохранился во всем мире, и ведущие комментаторы говорят о глобальном «культе Че». Его превозносили известные чешские писатели, а западногерманский драматург Петер Вайс даже сравнивал его с «Христом, снятым с креста». [15] Фотография Гевары, сделанная фотографом Альберто Корда. [18] стал одним из самых распространенных изображений века, а портрет, преобразованный в монохромную графику ирландским художником Джимом Фитцпатриком , бесконечно воспроизводится на огромном количестве товаров, таких как футболки, плакаты, сигареты, кофейные кружки и бейсбольные мячи. шапки. Этот факт побудил аргентинского бизнес-аналитика Мартина Краузе предположить, что «восхищение Эль Че больше не распространяется на его политику и идеологию, это романтическая идея одного человека, идущего сражаться против ветряных мельниц, он — Дон Кихот ». [19]
К 40-летию казни Гевары в Боливии сборник «Че в стихах» собрал разнообразный сборник из 135 стихов и песен, посвященных Че Геваре. [20] Такие знаменитые поэты, как Пабло Неруда , Аллен Гинзберг , Хулио Кортасар , Николя Гильен , Дерек Уолкотт , Эл Парди , Рафаэль Альберти , Ко Ун и Евгений Евтушенко, посвятили вышеупомянутые произведения, как говорится в предисловии к книге, «прославлению мировой иконы ». восстания » . [21] В сентябре 2007 года Гевара был признан « . величайшим историческим и политическим деятелем Аргентины» [22]
«Че Гевара — герой Кубинской революции , икона левых взглядов и лицо, продавшее больше плакатов, чем кто-либо другой в истории. Его помнят как романтического борца за свободу , эксперта в партизанской войне и вдумчивого философа, умершего молодым за свою Потому что Гевара всегда был революционером-революционером. Стильный, ярый антиамериканист и значительно привлекательнее Ленина , Троцкого и Сталина , он практически изобрел образ бородатого левого радикала в берете, принятый тысячами в то время. 1960-е и 70-е годы».
— Новости Би-би-си , [17]
Споры
[ редактировать ]В Северной Америке, Западной Европе и во многих регионах за пределами Латинской Америки этот образ сравнивают с глобальным брендом, уже давно избавившимся от своего идеологического или политического подтекста. И наоборот, одержимость Геварой также была отвергнута критиками как просто «подростковый революционный романтизм». [10]
Американские, латиноамериканские и европейские писатели Джон Ли Андерсон , Режис Дебре , Хорхе Г. Кастаньеда и другие внесли свой вклад в демистификацию образа Гевары с помощью статей и обширных биографий, в которых подробно описывалась его жизнь и наследие в менее идеалистических терминах; а в случае с Октавио Пасом оно сопровождалось критическим обвинением марксизма, которого придерживались многие левые латиноамериканцы. Политический писатель Пол Берман пошел еще дальше, заявив, что «современный культ Че» затмевает деятельность диссидентов и то, что, по его мнению, является «огромной социальной борьбой», происходящей в настоящее время на Кубе. [23] Писатель Кристофер Хитченс , который был социалистом и сторонником кубинской революции в 1960-х годах, но позже изменил свои взгляды, резюмировал наследие Гевары, предположив, что «Культовый статус Че был обеспечен потому, что он потерпел неудачу. Его история была историей поражения и изоляции, и вот почему это так соблазнительно. Если бы он жил, миф о Че давно бы умер». [10] Придерживаясь противоположной точки зрения, Ричард Готт, журналист Guardian из Вальегранде , в день смерти Гевары отправил сообщение, в котором говорилось следующее:
Трудно было вспомнить, что этот человек когда-то был одним из великих деятелей Латинской Америки. Дело было не только в том, что он был великим партизанским лидером; он был другом президентов, а также революционеров. Его голос был услышан и оценен по достоинству как в межамериканских советах, так и в джунглях. Он был врачом, экономистом-любителем, когда-то министром промышленности революционной Кубы и . правой рукой Кастро Он вполне может войти в историю как величайшая фигура на континенте со времен Боливара . Вокруг его имени будут слагаться легенды. [24]
Британский журналист Шон О'Хаган охарактеризовал Че как «больше (Джона) Леннона, чем (Владимира) Ленина ». Принимая противоположную гипотезу, мексиканский комментатор и биограф Че Хорхе Кастаньеда Гутман заявил, что: «Че можно найти именно там, где ему и место, в нишах, отведенных для культурных икон, для символов социальных восстаний, которые просачиваются глубоко в почву общества». [25] Кастаньеда далее заявил, что «Че по-прежнему обладает необычайной значимостью как символ того времени, когда люди героически умирали за то, во что они верили», добавив, что, по его мнению, «люди больше так не делают». [26] Поговорка «Вива ла революция!» также стал очень популярным и стал синонимом Гевары. [27]
Концепции
[ редактировать ]Куба
[ редактировать ]Куба пропагандировала Че как «символ революционных добродетелей, жертвенности и интернационализма» внутри и за пределами страны после его смерти. [28] Гевара остается «любимым национальным героем» на Кубе (почти светским святым для многих на Карибском острове). [29] где его помнят за то, что он пропагандировал неоплачиваемый волонтерский труд, работая без рубашки на стройках или таская мешки с сахаром. По сей день он появляется на кубинской банкноте, рубящей сахарный тростник мачете на полях. [30]
Кубинское государство продолжает ценить Гевару, воздвигая многочисленные статуи и произведения искусства в его честь по всей стране; украшая своим изображением школьные помещения, рабочие места, общественные здания, рекламные щиты и деньги. [31] Его изображение также присутствует на почтовых марках и монете достоинством в 3 песо под словами «Patria o Muerte» («Родина или смерть»). [29] Более того, каждый учебный день дети по всей стране начинают с скандирования «Пионеры за коммунизм, мы будем как Че!» [ нужна ссылка ] . также Гаванский университет имеет академическую специализацию по «Че». [ нужна ссылка ] Мавзолей Гевары в Санта-Кларе также стал местом, имеющим почти религиозное значение для многих кубинцев. [10] страны в то время как растущая туристическая индустрия получила большую выгоду от постоянного международного интереса к жизни Гевары. Например, в 2004 году мавзолей посетили около 205 832 человек, из них 127 597 иностранцев. Однако аргентинский психоаналитик Пачо О'Доннелл сожалеет о формальной жесткости созданного государством образа Че, полагая, что «кубинцы исключили из молодого Че все, что не является героическим, включая то, что в нем наиболее восхитительно человечно. сексуальные выходки, моменты, когда он и (Альберто) Гранадо были пьяны, ничто из этого не соответствует бессмертному воину, которого они хотят представить». [32]
Несмотря на формальную лесть, наследие Гевары менее заметно на фронте национальной политики. На Кубе смерть Гевары ускорила отказ от партизанской войны как инструмента внешней политики, положив начало сближению с Советским Союзом и реформированию правительства по советскому образцу. Когда кубинские войска вернулись в Африку в 1970-х годах, это было частью крупномасштабной военной экспедиции, а поддержка повстанческих движений в Латинской Америке и Карибском бассейне стала скорее материально-технической и организационной, чем явной. Куба также отказалась от планов Гевары по экономической диверсификации и быстрой индустриализации, которые в конечном итоге оказались неосуществимыми ввиду включения страны в систему СЭВ . Еще в 1965 году югославский коммунистический журнал «Борба» заметил, что многие наполовину построенные или пустующие заводы на Кубе - наследие недолгого пребывания Гевары на посту министра промышленности - «стоят как печальные воспоминания о конфликте между притворством и реальностью». [33]
Кубинские изгнанники
[ редактировать ]Многие кубинские эмигранты отзывались о Геваре в неблагоприятных тонах, а некоторые помнят его под эпитетом «Мясник из Ла Кабаньи », отсылкой к послереволюционной роли Гевары как «верховного прокурора» над революционными трибуналами в крепости. Аналогичное неодобрение разделяет кубино-американский актер и режиссер Энди Гарсиа , чей фильм 2005 года «Затерянный город » изображает то, что некоторые, в том числе Че, могут воспринимать как жестокость Кубы до и после революции . [34] Говоря о такой поляризации, кубино-американский академик Ува де Арагон предположил, что «нам еще придется ждать много лет, пока история вынесет определенный приговор Че, когда страсти обеих сторон утихнут». [35]
Латиноамериканские левые
[ редактировать ]В Латинской Америке кажущиеся провалы либеральных реформ 1990-х годов усилили идеологический антагонизм по отношению к Соединенным Штатам. [36] [37] что привело к возрождению поддержки многих политических убеждений Гевары: включая панамериканизм , поддержку народных движений в регионе, национализацию ключевых отраслей промышленности и централизацию правительства. [38] Почти в каждом подъеме революционного движения в Латинской Америке за последние сорок лет, от Аргентины до Чили , от Никарагуа до Сальвадора , от Гватемалы до Мексики и Чьяпаса , есть следы «геваризма» – иногда явные, иногда слабые. [39] По мнению за права коренных народов борца Ригоберты Менчу : «В нынешние времена, когда для многих этика и другие глубокие моральные ценности кажутся так легко купленными и проданными, пример Че Гевары приобретает еще большее измерение». [40]
В Никарагуа сандинисты , группа с идеологическими корнями в геваризме, были переизбраны в правительство через 16 лет. Болельщики носили футболки Гевары во время празднования победы в 2006 году. [41] Президент Боливии Эво Моралес отдал дань памяти Геваре, в том числе посетил место его первого захоронения в Боливии, чтобы провозгласить «Че жив». [42] и установка портрета аргентинца, сделанного из местных листьев коки , в его президентском номере. [43] [44] [45] В 2006 году президент Венесуэлы Уго Чавес , назвавший Гевару «бесконечным революционером», [42] и который, как известно, выступал перед аудиторией в футболке с Че Геварой, [46] сопровождал Фиделя Кастро во время экскурсии по дому детства Гевары в Кордове, Аргентина , назвав этот опыт «настоящей честью». Ожидающие многотысячные толпы ответили возгласами: «Мы чувствуем это! Гевара с нами!» [47] Дочь Гевары Алейда также записала обширное интервью с Чавесом, в котором он изложил свои планы на «Новую Латинскую Америку», выпустив интервью в виде книги. [48] Гевара также остается ключевой фигурой, вдохновляющей колумбийское партизанское движение FARC . [49] и мексиканские сапатисты во главе с субкоманданте Маркосом . [50] [51] Кроме того, различные «выражения народной воли», которым Че отдавал предпочтение избирательной демократии – районные суды и комитеты защиты революции – нашли новое выражение в Венесуэле и Боливии. [7]
Среди молодежи Латинской Америки мемуары Гевары «Дневники мотоциклиста» стали культовыми среди студентов колледжей и молодых интеллектуалов. [32] Это позволило Геваре проявить себя как «романтичный и трагический молодой авантюрист, имеющий столько же общего с Джеком Керуаком или Джеймсом Дином , как и с Фиделем Кастро ». [32] Говоря об этом феномене, биограф Джон Ли Андерсон предположил, что Че — это «фигура, которую можно постоянно исследовать и перепроверять, для молодого поколения латиноамериканцев после окончания холодной войны Че выступает как вечный Икар» . самосожженная фигура, олицетворяющая романтическую трагедию юности. Их Че - не просто мощная фигура протеста, но идеалистический , вопрошающий ребенок, который существует в каждом обществе и в любое время». [32]
Критики
[ редактировать ]Госдепартаменту США сообщили, что его смерть станет облегчением для нелевых латиноамериканцев, которые опасались возможных восстаний в своих странах. [3] Последующие критические аналитики также пролили свет на аспекты жестокости в методах Гевары. Исследования, посвященные проблемным характеристикам жизни Гевары, указывают на его несимпатичное отношение к своим товарищам по борьбе во время различных партизанских кампаний, а также на его частые унижения тех, кого считали его интеллектуально неполноценными. [52] Хотя большая оппозиция методам Гевары исходит от политических правых , критическая оценка также исходит от таких групп, как анархисты , троцкисты и гражданские либертарианцы , выступающим против рабочего класса , которые считают Гевару сталинистом , наследием которого было создание более бюрократического режима. , авторитарный режим. [53] Недоброжелатели также предполагают, что в большей части Латинской Америки революции, вдохновленные Че, имели практический результат в виде усиления жестокого милитаризма на многие годы. [54]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Комманданте Эрнесто «Че» Гевара (1928–1967) от The Mostly Water Collective
- ^ Карлос Пуэбла: «Увидимся навсегда, командир»
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Государственный департамент США : Смерть Гевары, значение для Латинской Америки, стр. 6. 12 октября 1967 года: Томас Хьюз, специалист по Латинской Америке в Бюро разведки и исследований Государственного департамента, представляет интерпретирующий отчет для госсекретаря Дина Раска .
- ↑ Джордж Галлоуэй «Должен ли Че быть иконой? Да» , The Independent , 6 октября 2007 г.
- ↑ Че Гевара: современный святой и грешник» журнала The Economist , 11 октября 2007 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Культ Че по времени, 17 мая 1968 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Все еще Мессия? Изабель Хилтон, New Statesman , 4 октября 2007 г.
- ^ Семейный альбом Че представляет новый образ революционера Гэри Янга , The Guardian , 24 июля 2004 г.
- ^ Viva Che!: Странная смерть и жизнь Че Гевары , Эндрю Синклер, 1968, переизданный в 2006 году, издательство Sutton, ISBN 0750943106 , с. 124
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Просто красивое лицо? , The Guardian 11 июля 2004 г.
- ^ Майкл Мойнихан, «Кастрализация Сартра в Dagens Nyheter»
- ^ Viva Che!: Странная смерть и жизнь Че Гевары , Эндрю Синклер, 1968, переизданный в 2006 году, издательство Sutton, ISBN 0750943106 , с. 82
- ^ Тренто, Анджело. Кастро и Куба: от революции до наших дней . стр.64. Книги Арриса. 2005.
- ^ Эрнесто «Че» Гевара (Мировые лидеры прошлого и настоящего) , Дуглас Келлнер , 1989, Chelsea House Publishers (издание для переплета библиотеки), ISBN 1555468357 , с. 101
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Че: Миф, забальзамированный в матрице невежества , журнал Time, 12 октября 1970 г.
- ^ Да здравствует Chevolution! Автор: Триша Зифф, The Huffington Post , 21 апреля 2008 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Товарищ Че следит за британскими рабочими Оуэн Бут, BBC News , 24 октября 2002 г.
- ↑ фотограф Че Гевары Умер , BBC News , 26 мая 2001 г.
- ↑ Че Гевара: Образ социалистического рабочего, поддерживающий дух революции , выпуск 2005 г., 17 июня 2006 г.
- ↑ Сияющее лицо, доведённое до безумия винтовкой: Че в стихах, автор: The Latin American Review of Books. Архивировано 8 ноября 2007 г., в Wayback Machine.
- ^ Введение к: Че в стихах Гэвина О'Тула, Aflame Books, 2007, ISBN 0-9552339-5-X
- ↑ Стихи Гевары, которыми жил и умер , Хавьер Эспиноза, The Observer , 9 сентября 2007 г.
- ↑ Культ Че Пола Бермана , журнал Slate , сентябрь 2004 г.
- ↑ Последний триумф Святого Че The Guardian , 23 сентября 2007 г. Дата обращения: 12 октября 2011 г.
- ↑ Че Гевара: образ, который поддерживает дух революции, выпуск журнала The Socialist Worker, 2005 г.
- ^ Че Гевара: революционер и икона , Триша Зифф, Abrams Image, 2006, стр. 76
- ^ Обсуждение Че Гевары на CBC Radio One
- ↑ Куба чествует товарища Че , BBC News , 15 июня 2003 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Че Гевара остается героем для кубинцев», People's Weekly World , 2 октября 2004 г.
- ↑ Куба помнит Че Гевару через 40 лет после его падения. Архивировано 13 февраля 2008 г. в Wayback Machine Розой Танией Вальдес, Reuters , 8 октября 2007 г.
- ^ Лицо Кубы , Германские коллекции Стэнфордского университета.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Письмо из Америки; Че сегодня? «Более легкий ездок, чем революционер» , Ларри Ротер , The New York Times , 26 мая 2004 г.
- ^ Хью Томас. Куба: стремление к свободе. п. 1007.
- ↑ Не позволяйте этому фильму затеряться. Архивировано 13 января 2009 г. в Wayback Machine Кэтрин Джин Лопес, National Review.
- ↑ Сочувствующие отмечают 40-летие со дня смерти Че Гевары , Associated Press , 8 октября 2007 г.
- ^ Как США «потеряли» Латинскую Америку , BBC News
- ↑ Вспышка антиамериканских протестов на саммите The Washington Post
- ↑ Левый поворот Латинской Америки. Архивировано 2 марта 2008 г. в Wayback Machine, Министерство иностранных дел.
- ↑ Искра, которая не умирает , Майкл Лёви , International Viewpoint , июль 1997 г.
- ^ Латинская Америка: Пробуждение континента : краткие обзоры и обзоры Powell Books
- ^ Фотография парада победы сандинистов на выборах
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Куба отдает дань памяти Че Геваре , BBC News , 9 октября 2007 г.
- ↑ Эво Моралес «заперт во дворце» , BBC News
- ^ Капитализм только навредил Латинской Америке по Der Spiegel
- ^ Президент Эво Моралес отдает дань уважения Че Геваре Информационным центром Латинской Америки и Карибского бассейна Международного университета Флориды.
- ^ Суперзвезда Уго Чавеса по версии The Guardian
- ↑ Кастро, Чавес совершает экскурсию по дому Че Гевары , канал NBC News
- ^ Чавес: Венесуэла и Новая Латинская Америка Алейды Гевары
- ^ Влияние и наследие теории Фоко Че Гевары, с особым упором на партизанскую войну в Колумбии [ мертвая ссылка ] Университетом Лидса
- ^ Профиль: Таинственный лидер сапатистов , BBC News
- ↑ Шестая декларация Сапатистской армии национального освобождения о джунглях Лакандона .
- ^ Андерсон, Джон Ли. Че Гевара: революционная жизнь , Нью-Йорк: 1997, Grove Press, стр. 567.
- ^ Эрнесто «Че» Гевара, 1928–1967 в LibCom
- ↑ Представители музыкальной индустрии сильно боготворили Гевару. Особенно рок и хип-хоп. Несмотря на это, некоторые считают Че более активным сторонником политического и идеологического конформизма. Легенда кубинского джаза Пакито Д'Ривера заявил в интервью: «Че ненавидел художников, так как же возможно, что артисты до сих пор поддерживают образ Че Гевары?» Машина для убийства: Че Гевара, от коммунистического смутьяна к капиталистическому бренду , Независимый институт
Внешние ссылки
[ редактировать ]- BBC: Дух Че горит в Латинской Америке , Дэниел Швеймлер, 3 января 2009 г.
- Daily Observer : Вспомнили Че: в день его 80-летия , 12 июня 2008 г.
- Der Spiegel : Фотогалерея – Латинская Америка чтит память Че Гевары
- Журнал Harpers : шесть вопросов Грегу Грандину о наследии Че , 30 сентября 2007 г.
- Форум PBS: Наследие Че Гевары с биографом Джоном Ли Андерсоном, 20 ноября 1997 г.
- Социалистический рабочий : наследие революционера – Кем был Че? 12 октября 2007 г.
- The Observer : Последний триумф Святого Че , 23 сентября 2007 г.
- TIME 100: Че Гевара , 14 июня 1999 г.
- Wall Street Journal : В Аргентине Че Гевара наконец получил нечто большее, чем просто паршивую футболку, автор Майкл Кейси, 14 июня 2008 г.
Мультимедиа
[ редактировать ]- Радио BBC: Свидетель: Че Гевара , 8 октября 2010 г.
- Видео BBC: Че вспомнил 40-летие 8 октября 2007 г.
- Аудиорепортаж NPR: Спустя тридцать лет после смерти Че Гевара все еще остается иконой
- Видео: Че Гевара все еще имеет значение? интервью с биографом Хорхе Кастаньедой