Jump to content

Наследие Че Гевары

Протестующие несут мозаику национальных флагов с изображением Геррильеро-героического образа Че Гевары.

Наследие аргентинского -марксиста революционера Че Гевары (14 июня 1928 г. – 9 октября 1967 г.) постоянно развивается в коллективном воображении. Будучи символом контркультуры во всем мире, Гевара является одной из самых узнаваемых и влиятельных революционных фигур двадцатого века. Однако в течение своей жизни, а тем более после смерти, Че вызывал споры и совершенно разные мнения о своем личном характере и действиях. Его одновременно почитали и ругали: его характеризовали как героического защитника бедных до бессердечного палача .

Сочинения

[ редактировать ]

Обширное письменное наследие Гевары включает интеллектуальные труды по радикальной марксистской политике и социальной теории , стратегии и тактике военной/ партизанской войны , дипломатические записки, книги, речи, журнальные статьи, письма, стихи и дневники, а также официальные документы, хранящиеся в архивах кубинского правительства. Практическая и теоретическая работа Че оказала глубокое политическое влияние во всем мире во второй половине 20-го века, особенно в развивающихся странах, где революционную организацию и антиколониальную борьбу. его мысли и пример вдохновляли [1] Как следствие, его произведения были переведены на сотни разных языков.

Мученичество

[ редактировать ]
Статуя Че Гевары возле места его казни в Боливии .

В 1967 году, когда распространялись фотографии трупа Гевары и обсуждались обстоятельства его смерти, легенда о нем начала распространяться. Демонстрации протеста против его казни прошли по всему миру, о его жизни и смерти были написаны статьи, дани, песни и стихи. [2] Специалисты по Латинской Америке, консультирующие Госдепартамент США, сразу же признали значение кончины «самого гламурного и, как сообщается, самого успешного революционера», отметив, что коммунисты и другие левые будут восхвалять Гевару как «образцового революционера, встретившего героическую смерть». [3]

Британский политик Джордж Гэллоуэй заметил, что «одна из величайших ошибок, когда-либо совершенных государством США, заключалась в создании этих фотографий трупа Че. Его христоподобная уравновешенность в смерти гарантировала, что его призыв достигнет далеко за пределами беспокойного университетского кампуса и доберется до сердец». верующих, стекающихся на мирские, пламенные проповеди теологов освобождения ». [4] Журнал Economist также отметил, что фотографии Че после смерти напоминают Мантенья Андреа «Оплакивание мертвого Христа» . Таким образом, Гевара фиксируется как современный святой, человек, который дважды рисковал своей жизнью в странах, которые ему не принадлежали, прежде чем отдать ее в третьей, и чье обращение к «новому человеку», движимое скорее моральными, чем материальными стимулами, отдавало святым. Игнатий Лойола больше, чем Маркс . [5]

Это подтвердилось в следующем 1968 году, когда среди появившейся в Италии новой породы католических боевиков, получившей название «Круг Жака Маритена», устроили поминальную мессу в честь Че, а в нескольких других странах в его честь были проведены католические службы. Кроме того, в Бразилии мифотворцы начали распространять тысячи фотокопий умершего Че с подписью «Святой нашего времени». [6] Итальянские студенты подхватили аналогичный тон и окрестили Гевару an angela della pace — «ангелом мира». [6] Несмотря на неосвящающие неудачи и противоречия Че, сила его «мессианского образа» с его «символическими» и «религиозными качествами» продолжает вдохновлять многих во всем мире. [7]

Политический символ

[ редактировать ]
Протестующие в Западной Германии держат портрет Че во время протестов 1968 года.

«Благодаря изображению сложности жизни и мысли Че перерабатываются в абстракцию, которая может служить любому делу. Оно было нарисовано в виде граффити в Вифлееме, пронесено на демонстрациях из Палестины в Мексику и заимствовано такими художниками, как Педро Мейер , Вик Мунис. , Мартин Парр и Энни Лейбовиц . Его использовали для представления таких разнообразных причин, как мировая торговля, антиамериканизм , подростковое восстание и латиноамериканская идентичность».

Изабель Хилтон , New Statesman [7]

Гевара, которого по-разному называли «рок-героем-байкером-революционером», «мучеником идеализма» и « Джеймсом Дином в военной форме»; [7] стал мощным светским символом восстания и революции во время протестов в мае 1968 года во Франции . По мнению The Guardian из , Гэри Янга «путь (Че) от комфорта среднего класса до чемпиона рабочего класса и его длинноволосый неопрятный вид отражали чаяния и самооценку поколения Вудстока , когда они демонстрировали против Вьетнамская война». [8] Со своей стороны, литературная икона 1960-х годов Сьюзен Зонтаг восторженно говорила о «вдохновляющей красивой легенде» Гевары, сравнивая его с лордом Байроном , Эмилиано Сапатой и Хосе Марти . [9] Более того, лозунг Че жив! стали появляться на стенах по всему Западу , [10] в то время как Жан-Поль Сартр , ведущий экзистенциалист, философ- лично знавший Гевару, поощрял лесть, описывая его как «самого совершенного человека нашего времени». [11]

«То, что он был застрелен после захвата, демонстрирует страх, который боливийские власти испытывали даже к заключенному в тюрьму Че. Они боялись привлечь его к суду: боялись эха, которое его голос мог бы вызвать из зала суда: боялись доказать, что этот человек они ненавидели, был любим внешним миром. Этот страх поможет увековечить его легенду, а легенда неуязвима для пуль».

Грэм Грин , драматург 1960-х годов. [12]

Вдобавок более радикальные левые активисты отреагировали на очевидное безразличие Гевары к наградам и славе и согласились с одобрением Геварой насилия как необходимости для привития социалистических идеалов. [13] Даже в Соединенных Штатах, правительстве, которое Гевара так решительно осуждал, студенты начали подражать его стилю одежды, надевая военную форму, береты и отращивая волосы и бороды, чтобы показать, что они тоже являются противниками внешней политики США. [14] Например, « Черные пантеры» начали называть себя «типами Че», взяв на вооружение его фирменный черный берет , в то время как арабские партизаны начали называть боевые операции в его честь. [15] Говоря о широкой гибкости его наследия, Триша Зифф, режиссер документального фильма 2008 года «Chevolution» , отметила, что «значение Че Гевары в наше время заключается не столько в человеке и его конкретной истории, сколько в идеалах создания лучшего общества». ." [16] В том же духе чилийский писатель Ариэль Дорфман предположил, что непреходящая привлекательность Гевары может быть связана с тем, что «для тех, кто никогда не пойдет по его стопам, погруженным в мир цинизма, корысти и безумного потребления, нет ничего более более приятно, чем пренебрежение Че к материальному комфорту и повседневным желаниям». [17]

Несмотря на периодические разногласия, статус Гевары как популярной иконы сохранился во всем мире, и ведущие комментаторы говорят о глобальном «культе Че». Его превозносили известные чешские писатели, а западногерманский драматург Петер Вайс даже сравнивал его с «Христом, снятым с креста». [15] Фотография Гевары, сделанная фотографом Альберто Корда. [18] стал одним из самых распространенных изображений века, а портрет, преобразованный в монохромную графику ирландским художником Джимом Фитцпатриком , бесконечно воспроизводится на огромном количестве товаров, таких как футболки, плакаты, сигареты, кофейные кружки и бейсбольные мячи. шапки. Этот факт побудил аргентинского бизнес-аналитика Мартина Краузе предположить, что «восхищение Эль Че больше не распространяется на его политику и идеологию, это романтическая идея одного человека, идущего сражаться против ветряных мельниц, он — Дон Кихот ». [19]

К 40-летию казни Гевары в Боливии сборник «Че в стихах» собрал разнообразный сборник из 135 стихов и песен, посвященных Че Геваре. [20] Такие знаменитые поэты, как Пабло Неруда , Аллен Гинзберг , Хулио Кортасар , Николя Гильен , Дерек Уолкотт , Эл Парди , Рафаэль Альберти , Ко Ун и Евгений Евтушенко, посвятили вышеупомянутые произведения, как говорится в предисловии к книге, «прославлению мировой иконы ». восстания » . [21] В сентябре 2007 года Гевара был признан « . величайшим историческим и политическим деятелем Аргентины» [22]

«Че Гевара — герой Кубинской революции , икона левых взглядов и лицо, продавшее больше плакатов, чем кто-либо другой в истории. Его помнят как романтического борца за свободу , эксперта в партизанской войне и вдумчивого философа, умершего молодым за свою Потому что Гевара всегда был революционером-революционером. Стильный, ярый антиамериканист и значительно привлекательнее Ленина , Троцкого и Сталина , он практически изобрел образ бородатого левого радикала в берете, принятый тысячами в то время. 1960-е и 70-е годы».

Новости Би-би-си , [17]

Статуя Че Гевары в Утрехте , Нидерланды

В Северной Америке, Западной Европе и во многих регионах за пределами Латинской Америки этот образ сравнивают с глобальным брендом, уже давно избавившимся от своего идеологического или политического подтекста. И наоборот, одержимость Геварой также была отвергнута критиками как просто «подростковый революционный романтизм». [10]

Американские, латиноамериканские и европейские писатели Джон Ли Андерсон , Режис Дебре , Хорхе Г. Кастаньеда и другие внесли свой вклад в демистификацию образа Гевары с помощью статей и обширных биографий, в которых подробно описывалась его жизнь и наследие в менее идеалистических терминах; а в случае с Октавио Пасом оно сопровождалось критическим обвинением марксизма, которого придерживались многие левые латиноамериканцы. Политический писатель Пол Берман пошел еще дальше, заявив, что «современный культ Че» затмевает деятельность диссидентов и то, что, по его мнению, является «огромной социальной борьбой», происходящей в настоящее время на Кубе. [23] Писатель Кристофер Хитченс , который был социалистом и сторонником кубинской революции в 1960-х годах, но позже изменил свои взгляды, резюмировал наследие Гевары, предположив, что «Культовый статус Че был обеспечен потому, что он потерпел неудачу. Его история была историей поражения и изоляции, и вот почему это так соблазнительно. Если бы он жил, миф о Че давно бы умер». [10] Придерживаясь противоположной точки зрения, Ричард Готт, журналист Guardian из Вальегранде , в день смерти Гевары отправил сообщение, в котором говорилось следующее:

Трудно было вспомнить, что этот человек когда-то был одним из великих деятелей Латинской Америки. Дело было не только в том, что он был великим партизанским лидером; он был другом президентов, а также революционеров. Его голос был услышан и оценен по достоинству как в межамериканских советах, так и в джунглях. Он был врачом, экономистом-любителем, когда-то министром промышленности революционной Кубы и . правой рукой Кастро Он вполне может войти в историю как величайшая фигура на континенте со времен Боливара . Вокруг его имени будут слагаться легенды. [24]

Британский журналист Шон О'Хаган охарактеризовал Че как «больше (Джона) Леннона, чем (Владимира) Ленина ». Принимая противоположную гипотезу, мексиканский комментатор и биограф Че Хорхе Кастаньеда Гутман заявил, что: «Че можно найти именно там, где ему и место, в нишах, отведенных для культурных икон, для символов социальных восстаний, которые просачиваются глубоко в почву общества». [25] Кастаньеда далее заявил, что «Че по-прежнему обладает необычайной значимостью как символ того времени, когда люди героически умирали за то, во что они верили», добавив, что, по его мнению, «люди больше так не делают». [26] Поговорка «Вива ла революция!» также стал очень популярным и стал синонимом Гевары. [27]

Концепции

[ редактировать ]
Монументальное изображение Кубы Министерства внутренних дел Альберто Корды , сделанной в марте 1960 года , созданное художником Энрике Авила на основе фотографии . Во время пребывания Гевары на посту главы Министерства промышленности (MININD) с 1961 по 1965 год в этом здании располагалась штаб-квартира MININD, а его офис находился на верхнем этаже.

Куба пропагандировала Че как «символ революционных добродетелей, жертвенности и интернационализма» внутри и за пределами страны после его смерти. [28] Гевара остается «любимым национальным героем» на Кубе (почти светским святым для многих на Карибском острове). [29] где его помнят за то, что он пропагандировал неоплачиваемый волонтерский труд, работая без рубашки на стройках или таская мешки с сахаром. По сей день он появляется на кубинской банкноте, рубящей сахарный тростник мачете на полях. [30]

Кубинское государство продолжает ценить Гевару, воздвигая многочисленные статуи и произведения искусства в его честь по всей стране; украшая своим изображением школьные помещения, рабочие места, общественные здания, рекламные щиты и деньги. [31] Его изображение также присутствует на почтовых марках и монете достоинством в 3 песо под словами «Patria o Muerte» («Родина или смерть»). [29] Более того, каждый учебный день дети по всей стране начинают с скандирования «Пионеры за коммунизм, мы будем как Че!» [ нужна ссылка ] . также Гаванский университет имеет академическую специализацию по «Че». [ нужна ссылка ] Мавзолей Гевары в Санта-Кларе также стал местом, имеющим почти религиозное значение для многих кубинцев. [10] страны в то время как растущая туристическая индустрия получила большую выгоду от постоянного международного интереса к жизни Гевары. Например, в 2004 году мавзолей посетили около 205 832 человек, из них 127 597 иностранцев. Однако аргентинский психоаналитик Пачо О'Доннелл сожалеет о формальной жесткости созданного государством образа Че, полагая, что «кубинцы исключили из молодого Че все, что не является героическим, включая то, что в нем наиболее восхитительно человечно. сексуальные выходки, моменты, когда он и (Альберто) Гранадо были пьяны, ничто из этого не соответствует бессмертному воину, которого они хотят представить». [32]

Несмотря на формальную лесть, наследие Гевары менее заметно на фронте национальной политики. На Кубе смерть Гевары ускорила отказ от партизанской войны как инструмента внешней политики, положив начало сближению с Советским Союзом и реформированию правительства по советскому образцу. Когда кубинские войска вернулись в Африку в 1970-х годах, это было частью крупномасштабной военной экспедиции, а поддержка повстанческих движений в Латинской Америке и Карибском бассейне стала скорее материально-технической и организационной, чем явной. Куба также отказалась от планов Гевары по экономической диверсификации и быстрой индустриализации, которые в конечном итоге оказались неосуществимыми ввиду включения страны в систему СЭВ . Еще в 1965 году югославский коммунистический журнал «Борба» заметил, что многие наполовину построенные или пустующие заводы на Кубе - наследие недолгого пребывания Гевары на посту министра промышленности - «стоят как печальные воспоминания о конфликте между притворством и реальностью». [33]

Кубинские изгнанники

[ редактировать ]

Многие кубинские эмигранты отзывались о Геваре в неблагоприятных тонах, а некоторые помнят его под эпитетом «Мясник из Ла Кабаньи », отсылкой к послереволюционной роли Гевары как «верховного прокурора» над революционными трибуналами в крепости. Аналогичное неодобрение разделяет кубино-американский актер и режиссер Энди Гарсиа , чей фильм 2005 года «Затерянный город » изображает то, что некоторые, в том числе Че, могут воспринимать как жестокость Кубы до и после революции . [34] Говоря о такой поляризации, кубино-американский академик Ува де Арагон предположил, что «нам еще придется ждать много лет, пока история вынесет определенный приговор Че, когда страсти обеих сторон утихнут». [35]

Латиноамериканские левые

[ редактировать ]
В Боготе Национальный университет Колумбии дал своей «Площади Сантандер» прозвище «Площадь Че».

В Латинской Америке кажущиеся провалы либеральных реформ 1990-х годов усилили идеологический антагонизм по отношению к Соединенным Штатам. [36] [37] что привело к возрождению поддержки многих политических убеждений Гевары: включая панамериканизм , поддержку народных движений в регионе, национализацию ключевых отраслей промышленности и централизацию правительства. [38] Почти в каждом подъеме революционного движения в Латинской Америке за последние сорок лет, от Аргентины до Чили , от Никарагуа до Сальвадора , от Гватемалы до Мексики и Чьяпаса , есть следы «геваризма» – иногда явные, иногда слабые. [39] По мнению за права коренных народов борца Ригоберты Менчу : «В нынешние времена, когда для многих этика и другие глубокие моральные ценности кажутся так легко купленными и проданными, пример Че Гевары приобретает еще большее измерение». [40]

В Никарагуа сандинисты , группа с идеологическими корнями в геваризме, были переизбраны в правительство через 16 лет. Болельщики носили футболки Гевары во время празднования победы в 2006 году. [41] Президент Боливии Эво Моралес отдал дань памяти Геваре, в том числе посетил место его первого захоронения в Боливии, чтобы провозгласить «Че жив». [42] и установка портрета аргентинца, сделанного из местных листьев коки , в его президентском номере. [43] [44] [45] В 2006 году президент Венесуэлы Уго Чавес , назвавший Гевару «бесконечным революционером», [42] и который, как известно, выступал перед аудиторией в футболке с Че Геварой, [46] сопровождал Фиделя Кастро во время экскурсии по дому детства Гевары в Кордове, Аргентина , назвав этот опыт «настоящей честью». Ожидающие многотысячные толпы ответили возгласами: «Мы чувствуем это! Гевара с нами!» [47] Дочь Гевары Алейда также записала обширное интервью с Чавесом, в котором он изложил свои планы на «Новую Латинскую Америку», выпустив интервью в виде книги. [48] Гевара также остается ключевой фигурой, вдохновляющей колумбийское партизанское движение FARC . [49] и мексиканские сапатисты во главе с субкоманданте Маркосом . [50] [51] Кроме того, различные «выражения народной воли», которым Че отдавал предпочтение избирательной демократии – районные суды и комитеты защиты революции – нашли новое выражение в Венесуэле и Боливии. [7]

Среди молодежи Латинской Америки мемуары Гевары «Дневники мотоциклиста» стали культовыми среди студентов колледжей и молодых интеллектуалов. [32] Это позволило Геваре проявить себя как «романтичный и трагический молодой авантюрист, имеющий столько же общего с Джеком Керуаком или Джеймсом Дином , как и с Фиделем Кастро ». [32] Говоря об этом феномене, биограф Джон Ли Андерсон предположил, что Че — это «фигура, которую можно постоянно исследовать и перепроверять, для молодого поколения латиноамериканцев после окончания холодной войны Че выступает как вечный Икар» . самосожженная фигура, олицетворяющая романтическую трагедию юности. Их Че - не просто мощная фигура протеста, но идеалистический , вопрошающий ребенок, который существует в каждом обществе и в любое время». [32]

Госдепартаменту США сообщили, что его смерть станет облегчением для нелевых латиноамериканцев, которые опасались возможных восстаний в своих странах. [3] Последующие критические аналитики также пролили свет на аспекты жестокости в методах Гевары. Исследования, посвященные проблемным характеристикам жизни Гевары, указывают на его несимпатичное отношение к своим товарищам по борьбе во время различных партизанских кампаний, а также на его частые унижения тех, кого считали его интеллектуально неполноценными. [52] Хотя большая оппозиция методам Гевары исходит от политических правых , критическая оценка также исходит от таких групп, как анархисты , троцкисты и гражданские либертарианцы , выступающим против рабочего класса , которые считают Гевару сталинистом , наследием которого было создание более бюрократического режима. , авторитарный режим. [53] Недоброжелатели также предполагают, что в большей части Латинской Америки революции, вдохновленные Че, имели практический результат в виде усиления жестокого милитаризма на многие годы. [54]

  1. ^ Комманданте Эрнесто «Че» Гевара (1928–1967) от The Mostly Water Collective
  2. ^ Карлос Пуэбла: «Увидимся навсегда, командир»
  3. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Государственный департамент США : Смерть Гевары, значение для Латинской Америки, стр. 6. 12 октября 1967 года: Томас Хьюз, специалист по Латинской Америке в Бюро разведки и исследований Государственного департамента, представляет интерпретирующий отчет для госсекретаря Дина Раска .
  4. Джордж Галлоуэй «Должен ли Че быть иконой? Да» , The Independent , 6 октября 2007 г.
  5. Че Гевара: современный святой и грешник» журнала The Economist , 11 октября 2007 г.
  6. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Культ Че по времени, 17 мая 1968 г.
  7. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Все еще Мессия? Изабель Хилтон, New Statesman , 4 октября 2007 г.
  8. ^ Семейный альбом Че представляет новый образ революционера Гэри Янга , The Guardian , 24 июля 2004 г.
  9. ^ Viva Che!: Странная смерть и жизнь Че Гевары , Эндрю Синклер, 1968, переизданный в 2006 году, издательство Sutton, ISBN   0750943106 , с. 124
  10. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Просто красивое лицо? , The Guardian 11 июля 2004 г.
  11. ^ Майкл Мойнихан, «Кастрализация Сартра в Dagens Nyheter»
  12. ^ Viva Che!: Странная смерть и жизнь Че Гевары , Эндрю Синклер, 1968, переизданный в 2006 году, издательство Sutton, ISBN   0750943106 , с. 82
  13. ^ Тренто, Анджело. Кастро и Куба: от революции до наших дней . стр.64. Книги Арриса. 2005.
  14. ^ Эрнесто «Че» Гевара (Мировые лидеры прошлого и настоящего) , Дуглас Келлнер , 1989, Chelsea House Publishers (издание для переплета библиотеки), ISBN   1555468357 , с. 101
  15. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Че: Миф, забальзамированный в матрице невежества , журнал Time, 12 октября 1970 г.
  16. ^ Да здравствует Chevolution! Автор: Триша Зифф, The Huffington Post , 21 апреля 2008 г.
  17. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Товарищ Че следит за британскими рабочими Оуэн Бут, BBC News , 24 октября 2002 г.
  18. фотограф Че Гевары Умер , BBC News , 26 мая 2001 г.
  19. Че Гевара: Образ социалистического рабочего, поддерживающий дух революции , выпуск 2005 г., 17 июня 2006 г.
  20. Сияющее лицо, доведённое до безумия винтовкой: Че в стихах, автор: The Latin American Review of Books. Архивировано 8 ноября 2007 г., в Wayback Machine.
  21. ^ Введение к: Че в стихах Гэвина О'Тула, Aflame Books, 2007, ISBN   0-9552339-5-X
  22. Стихи Гевары, которыми жил и умер , Хавьер Эспиноза, The Observer , 9 сентября 2007 г.
  23. Культ Че Пола Бермана , журнал Slate , сентябрь 2004 г.
  24. Последний триумф Святого Че The Guardian , 23 сентября 2007 г. Дата обращения: 12 октября 2011 г.
  25. Че Гевара: образ, который поддерживает дух революции, выпуск журнала The Socialist Worker, 2005 г.
  26. ^ Че Гевара: революционер и икона , Триша Зифф, Abrams Image, 2006, стр. 76
  27. ^ Обсуждение Че Гевары на CBC Radio One
  28. Куба чествует товарища Че , BBC News , 15 июня 2003 г.
  29. Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Че Гевара остается героем для кубинцев», People's Weekly World , 2 октября 2004 г.
  30. Куба помнит Че Гевару через 40 лет после его падения. Архивировано 13 февраля 2008 г. в Wayback Machine Розой Танией Вальдес, Reuters , 8 октября 2007 г.
  31. ^ Лицо Кубы , Германские коллекции Стэнфордского университета.
  32. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Письмо из Америки; Че сегодня? «Более легкий ездок, чем революционер» , Ларри Ротер , The New York Times , 26 мая 2004 г.
  33. ^ Хью Томас. Куба: стремление к свободе. п. 1007.
  34. Не позволяйте этому фильму затеряться. Архивировано 13 января 2009 г. в Wayback Machine Кэтрин Джин Лопес, National Review.
  35. Сочувствующие отмечают 40-летие со дня смерти Че Гевары , Associated Press , 8 октября 2007 г.
  36. ^ Как США «потеряли» Латинскую Америку , BBC News
  37. Вспышка антиамериканских протестов на саммите The Washington Post
  38. Левый поворот Латинской Америки. Архивировано 2 марта 2008 г. в Wayback Machine, Министерство иностранных дел.
  39. Искра, которая не умирает , Майкл Лёви , International Viewpoint , июль 1997 г.
  40. ^ Латинская Америка: Пробуждение континента : краткие обзоры и обзоры Powell Books
  41. ^ Фотография парада победы сандинистов на выборах
  42. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Куба отдает дань памяти Че Геваре , BBC News , 9 октября 2007 г.
  43. Эво Моралес «заперт во дворце» , BBC News
  44. ^ Капитализм только навредил Латинской Америке по Der Spiegel
  45. ^ Президент Эво Моралес отдает дань уважения Че Геваре Информационным центром Латинской Америки и Карибского бассейна Международного университета Флориды.
  46. ^ Суперзвезда Уго Чавеса по версии The Guardian
  47. Кастро, Чавес совершает экскурсию по дому Че Гевары , канал NBC News
  48. ^ Чавес: Венесуэла и Новая Латинская Америка Алейды Гевары
  49. ^ Влияние и наследие теории Фоко Че Гевары, с особым упором на партизанскую войну в Колумбии [ мертвая ссылка ] Университетом Лидса
  50. ^ Профиль: Таинственный лидер сапатистов , BBC News
  51. Шестая декларация Сапатистской армии национального освобождения о джунглях Лакандона .
  52. ^ Андерсон, Джон Ли. Че Гевара: революционная жизнь , Нью-Йорк: 1997, Grove Press, стр. 567.
  53. ^ Эрнесто «Че» Гевара, 1928–1967 в LibCom
  54. Представители музыкальной индустрии сильно боготворили Гевару. Особенно рок и хип-хоп. Несмотря на это, некоторые считают Че более активным сторонником политического и идеологического конформизма. Легенда кубинского джаза Пакито Д'Ривера заявил в интервью: «Че ненавидел художников, так как же возможно, что артисты до сих пор поддерживают образ Че Гевары?» Машина для убийства: Че Гевара, от коммунистического смутьяна к капиталистическому бренду , Независимый институт
[ редактировать ]

Мультимедиа

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d2a2d8a1b461b404f3f384601083f9cb__1707410100
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d2/cb/d2a2d8a1b461b404f3f384601083f9cb.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Legacy of Che Guevara - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)