Героический партизан
Героический партизан | |
---|---|
Художник | Альберто Корда |
Дата завершения | 5 марта 1960 г. |
Тип | Фотография |
Guerrillero Heroico (англ. «Героический партизан» ) — культовая фотография революционера марксиста - Че Гевары , сделанная Альберто Кордой . Он был запечатлен 5 марта 1960 года в Гаване , Куба , на панихиде по жертвам Ла-Кубре взрыва . К концу 1960-х годов этот образ в сочетании с последующими действиями Гевары и возможной казнью помог укрепить лидера как культурную икону . [ 2 ] Корда сказал, что в момент съемки фотографии его привлекло выражение лица Гевары, которое выражало «абсолютную непримиримость». [ 3 ] а также гнев и боль. [ 4 ] Спустя годы Корда скажет, что фотография демонстрирует твердый и стоический характер Че. [ 5 ] На момент съемки фотографии Геваре был 31 год.
Подчеркивая вездесущность и широкую привлекательность изображения, Колледж искусств Мэрилендского института назвал его символом 20-го века и самой известной фотографией в мире. [ 6 ] Ее версии были нарисованы, напечатаны, оцифрованы, вышиты, татуированы, трафаретной печатью, вылеплены или зарисованы практически на каждой мыслимой поверхности, что позволило Музею Виктории и Альберта заявить, что фотография воспроизведена чаще, чем любое другое изображение в фотографии. [ 7 ] Джонатан Грин , директор Калифорнийского музея фотографии UCR , предположил, что
Образ Корды проник в языки всего мира. Оно стало буквенно-цифровым символом, иероглифом, мгновенным символом. Он таинственным образом появляется снова всякий раз, когда возникает конфликт. В истории нет ничего, что могло бы служить таким образом. [ 8 ]
История и современное глобальное влияние образа легли в основу документального фильма 2008 года Chevolution , снятого Тришей Зифф. [ 9 ] вместе с книгой «Загробная жизнь Че: Наследие образа» 2009 года. Майкла Кейси [ 10 ]
Происхождение
[ редактировать ]4 марта 1960 года французский грузовой корабль La Coubre взорвался в гавани Гаваны , в результате чего погибло до 100 человек и еще несколько сотен получили ранения. [ 11 ] Услышав взрыв, Гевара бросился в гавань, чтобы подняться на борт горящего корабля, сердито проталкиваясь мимо тех, кто заботился о его безопасности после вторичного взрыва. [ 11 ]
На следующий день, 5 марта, президент Фидель Кастро США обвинил ЦРУ и призвал к поминальной службе и массовой демонстрации на гаванском кладбище Колон в честь жертв. [ 11 ] В то время Гевара был министром промышленности в новом правительстве, а Корда был официальным фотографом Кастро. После похоронного марша по набережной, известной как Малекон , Фидель Кастро произнес панегирик павшим на сцене на углу 23-й и 12-й улиц. [ 12 ] [ 13 ] употребив слова «Patria o Muerte» («Родина или смерть»). Кастро произнес пламенную речь, впервые [ 14 ]
Тем временем в 11:20 на несколько секунд появился Гевара в куртке и черном берете с перевернутой пятиконечной медной звездой. Корда сделал всего два его кадра с расстояния примерно 25–30 футов (7,6–9,1 м), прежде чем он исчез из поля зрения. [ 13 ] Корда сразу понял, что его фотография имеет атрибуты портрета. [ 15 ] Позже Корда сказал об этой фотографии: «Я помню ее так, как будто это было сегодня… видел его в видоискателе с таким выражением лица. Я до сих пор поражен ударом… меня так сильно трясет». [ 7 ]
Во время митинга Корда сфотографировал кубинских сановников и известных французских -экзистенциалистов философов Жан-Поля Сартра и Симону де Бовуар , которые в то время были поклонниками Гевары. В пленку были включены кадры всех выступающих и две фотографии краткого появления Че. Классическая картина появляется на кадре номер 40, снятом горизонтально. [ 16 ]
На первой фотографии Гевара был изображен один между силуэтом Хорхе Масетти и пальмой; второй с чьей-то головой, появляющейся над его плечом. Первая картина, в которой был обрезан мешающий материал и слегка повернуто изображение, стала самым известным портретом Гевары. Редактор журнала Revolución , где работал Корда, решил использовать только свои снимки Кастро, Сартра и де Бовуара, а кадр Че отправил обратно Корде. Полагая, что изображение мощное, Корда сделал для себя обрезанную версию, увеличил ее и повесил на стену рядом с портретом чилийского поэта Пабло Неруды . [ 14 ] а также подарил копии некоторым другим. Лишь в 1986 году Хосе Фигероа, известный фотограф, который печатал для Корды и был его неофициально «приемным» сыном, предложил им попробовать напечатать полнокадровую версию портрета. Корда продолжал печатать обе версии изображения вплоть до своей смерти. [ 17 ]
Для съемки Корда использовал камеру Leica M2 с объективом 90 мм, в которую была загружена панорамирующая пленка Kodak Plus-X. Говоря о методе, Корда заметил, что «эта фотография не является продуктом знаний или техники. На самом деле это было совпадение, чистая удача». [ 18 ]
Альберто Корда
[ редактировать ]Будучи пожизненным коммунистом и сторонником Кубинской революции до своей смерти, Альберто Корда не требовал оплаты за свою картину. Модифицированная версия портрета на протяжении десятилетий также воспроизводилась на различных носителях, хотя Корда никогда не просил гонораров . Корда рассуждал, что образ Че представляет его революционные идеалы, и, таким образом, чем больше будет распространяться его фотография, тем больше шансов, что идеалы Че также распространятся. Отказ Корды требовать гонорара за широкое распространение его фотографии «помог ей стать высшим символом марксистской революции и антиимпериалистической борьбы». [ 19 ]
Однако Корда не хотел коммерциализации имиджа в отношении продуктов, которые, по его мнению, Гевара не поддержал бы, особенно алкоголя. Впервые это убеждение проявилось в 2000 году, когда в ответ на то, что Смирнов использовал фотографию Че в рекламе водки, Корда заявил о своих моральных правах (разновидность закона об авторском праве ) и подал в суд на рекламное агентство Lowe Lintas и Rex Features, компанию, которая поставляла водку. фотография. [ 20 ] Линтас и Рекс заявили, что изображение находится в свободном доступе . Окончательным результатом стало внесудебное урегулирование спора на сумму 50 000 долларов США. [ 21 ] который Корда пожертвовал кубинской системе здравоохранения, заявив: «Если бы Че был еще жив, он бы сделал то же самое». [ 22 ]
После урегулирования Корда повторил, что он вообще не против его распространения, заявив журналистам:
Как сторонник идеалов, ради которых умер Че Гевара, я не против их воспроизведения теми, кто желает пропагандировать его память и дело социальной справедливости во всем мире, но я категорически против эксплуатации образа Че для пропаганды. таких продуктов, как алкоголь, или для любых целей, порочащих репутацию Че. [ 15 ]
Использование на Кубе
[ редактировать ]Кубинский историк Эдмундо Десноэс заявил, что «образ Че можно отбросить, купить, продать и обожествить, но он станет частью универсальной системы революционной борьбы и может вернуть свое первоначальное значение в любой момент». [ 23 ] Происхождение этого значения восходит к тому моменту, когда фотография Корды была впервые опубликована 16 апреля 1961 года в ежедневной кубинской газете Revolución , рекламируя полуденную конференцию, на которой главным докладчиком был «доктор Эрнесто «Че» Гевара». Конференция была сорвана, когда 1300 контрреволюционеров, поддерживаемых ЦРУ, штурмовали пляжи Кубы в ходе так называемого неудавшегося вторжения в залив Свиней . Таким образом, изображение было переиздано во второй раз в рекламе недавно созванной конференции 28 апреля 1961 года. Че, умерший шесть лет спустя, мог видеть фотографию, которая способствовала бы его культовому статусу. [ 24 ]
Впервые кубинцы массово познакомились с этой фотографией, несмотря на ее более раннее воспроизведение в «Революции» , после смерти Че в 1967 году. После известия о казни Че фотография была увеличена и повешена на баннере над пятиэтажным зданием Министерство внутренних дел на площади Революции в Гаване . Это здание, где раньше работал сам Че, послужило фоном для панегирика Фиделя 18 октября 1967 года, публично признавшего смерть Че Гевары перед более чем миллионной толпой скорбящих. Хосе Гомес Фреске, известный кубинский создатель плакатов и график, вспоминает, как, услышав известие о смерти Гевары, он сразу же всю ночь работал над созданием плаката, который будет использоваться на митинге в его честь на следующий день. Корда дал Фреске копию портрета в качестве основы для плаката, который он создал на красной бумаге. Это был первый Guerrillero Heroico частного производства, созданный на Кубе. С тех пор здание видело множество версий изображения, и сегодня здание украшает постоянный стальной контур, созданный по фотографии. [ 25 ]
Международное распространение
[ редактировать ]Джанджакомо Фельтринелли
[ редактировать ]Изображение Че, переданное случайному другу и опубликованное в нескольких небольших кубинских изданиях, в течение семи лет оставалось относительно неизвестным. Отпечаток был продан или передан богатому итальянскому издателю и интеллектуалу Джанджакомо Фельтринелли в 1967 году. Фельтринелли только что вернулся из Боливии, где, как он надеялся, его слава поможет в переговорах об освобождении французского журналиста и профессора Режиса Дебре . Дебрэ был арестован в Боливии в связи с партизанскими операциями под руководством Че Гевары . Поскольку окончательный захват или смерть Гевары казались неизбежными, поскольку ЦРУ приближалось к его местонахождению, Фельтринелли приобрел права на публикацию захваченного Боливийского дневника Че. В это время Фельтринелли спросил кубинских чиновников, где взять изображения Гевары, и был направлен в студию Корды, где он представил рекомендательное письмо от правительства. В документе содержалась просьба к Корде помочь найти хороший портрет Че. Корда сразу понял, что его любимый образ Че идеален, и указал на висящий на стене снимок Че 1960 года, сказав, что эта фотография была лучшей из тех, что он сделал с Че. Фельтринелли согласился и заказал две отпечатки. Когда на следующий день он вернулся, чтобы забрать их, Корда сказал ему, что, поскольку он друг революции, ему не нужно платить. [ нужна ссылка ]
По возвращении в Италию Фельтринелли распространил тысячи экземпляров плаката, чтобы привлечь внимание к опасному положению Че и его приближающейся кончине. Позже, в 1967 году, после казни 9 октября 1967 года, во всем мире был выпущен «Боливийский дневник Че» с фотографией Корды на обложке. Фельтринелли также создал плакаты для продвижения книги, указав авторские права © Libreria Feltrinelli 1967 (в левом нижнем углу изображения) без упоминания Корды. [ 17 ] К этому времени образ Корды официально вошел в общественное сознание. Позже Альберто Корда объяснил, что, если бы Фельтринелли платил ему всего одну лиру за каждую репродукцию, он получил бы миллионы. Однако Корда также заявил, что простил его, поскольку благодаря его действиям образ стал известным. [ 13 ]
Милан 1967 г.
[ редактировать ]Версия изображения Фельтринелли была использована в октябре 1967 года в Милане , Италия, когда в ответ на известие о смерти Че произошли стихийные протесты. Итальянский фотограф Джорджио Мондольфо позже заявил, что «когда я впервые увидел картину Альберто Корды, я даже немного не заинтересовался автором. Мне было всего пятнадцать, и именно картина привлекла нас – многих впервые – собираться на улицах, крича: Че жив! » [ 26 ]
Парижский матч
[ редактировать ]Guerrillero Heroico также появился в августовском номере Paris Match за 1967 год . В выпуске, опубликованном всего за несколько месяцев до его окончательного ареста и казни, была опубликована крупная статья журналиста Жана Лартеги под названием «Les Guerrilleros». Лартеги написал
В то время, когда кубинские революционеры хотят создать Вьетнамы по всему миру, американцы рискуют найти в Латинской Америке свой Алжир . [ 25 ]
Статья закончилась вопросом: «Где Че Гевара?» Подпись к фотографии гласила: «Официальная фотография Че Гевары; на его берете звезда, символ команданте». [ 25 ] Неизвестно, кто предоставил журналу изображение, также оно не было приписано Фельтринелли. Однако, учитывая его широкое распространение по всей Европе и статус влиятельного новостного журнала, Paris Match также можно рассматривать как одного из первых поставщиков этого имиджа. [ нужна ссылка ]
Париж 1968 г.
[ редактировать ]Во время студенческих волнений в Париже в мае 1968 года , которые в конечном итоге потрясли правительство де Голля (но не свергли его), организатор «Дэнни Красный» использовал исполнение Че Фицпатриком во время протестов. В это время образ Че был подхвачен голландской анархистской группой «Провос» в Амстердаме, которая сосредоточилась на том, чтобы вызвать насильственную реакцию со стороны властей ненасильственными средствами. [ нужна ссылка ]
Джим Фицпатрик
[ редактировать ]В 1967 году ирландский художник Джим Фицпатрик также использовал образ Корды как основу для создания своих собственных стилизованных плакатов. Фитцпатрик утверждает, что он получил копию фотографии от голландской анархистской группы « Провос », которая выпускала журнал с названием группы. Фитцпатрик вспоминает, что журнал Provo утверждал, что изображение изначально пришло в Европу через Жан-Поля Сартра . Таким образом, источником изображения для Фитцпатрика был не Фельтринелли. [ 17 ]
Первое изображение Че, которое я сделал, было психоделическим, похоже, что он в водорослях. Его волосы были не волосами, а формами, которые, как мне казалось, придавали ему дополнительное измерение. Это изображение я создал для журнала, и это было сделано до его смерти, и это самое важное в этом изображении. Сначала не печатал. Его считали слишком сильным и революционным. Меня очень вдохновила поездка Че в Боливию. Он отправился туда с намерением свергнуть чрезвычайно коррумпированное правительство, которому в то время помогали американцы, и там он умер. Я думал, что он был одним из величайших людей, когда-либо живших на свете, и до сих пор так думаю во многих отношениях. И когда его убили, я решил, что хочу что-то с этим сделать, поэтому создал плакат. Я чувствовал, что этот образ должен выйти наружу, иначе его не будут почтить память, он пошел бы туда, куда идут герои, что обычно остается анонимным.
—Джим Фицпатрик, 2005 г. [ 27 ]
Для создания изображения Фитцпатрик сделал бумажный негатив на оборудовании под названием «Грант». Затем они были напечатаны в одном черном цвете и одном красном, а звезду он вручную раскрасил в желтый цвет. Фитцпатрик «хотел, чтобы изображения размножались, как кролики», и вручную напечатал тысячи изображений, чтобы бесплатно раздавать их всем в Лондоне, а также просил друзей раздавать их и поощрял других создавать свои собственные версии. Он печатал около ста экземпляров одновременно, чтобы удовлетворить запросы политических групп в Ирландии, Франции и Нидерландах, которые начали запрашивать изображение. Партия также была отправлена в Испанию, где была конфискована полицией Франко . [ нужна ссылка ]
Из-за высокого спроса Фитцпатрик основал компанию по производству плакатов под названием Two Bear Feet и в 1967 году выпустил множество плакатов с изображением Корды. Все они были созданы без авторских прав, поскольку Фитцпатрик хотел, чтобы их воспроизводили. Один из таких плакатов будет опубликован в сатирическом журнале Private Eye . Самая известная из них была напечатана на серебряной фольге и выставлена на выставке в Лондоне под названием «Вива Че» в Лаборатории искусств, куратором которой является Питер Мейер. Эта выставка изначально должна была состояться в галерее Лиссон в 1968 году и иллюстрирует, как быстро изображение перешло от протеста к сфере изобразительного искусства. [ 28 ]
Из-за желания Фитцпатрика, чтобы фотография отражала что-то его самого, он еще больше поднял глаза Че и добавил на плече свою букву «F». Лишь к 40-летию со дня смерти Че Фицпатрик признался в этом факте, заявив: «Я немного озорной, поэтому никому не говорил». [ 29 ] [ нужна полная цитата ] В это время Фитцпатрик сказал: «Мне нравится эта фотография, и где бы я ни находился в мире, если я ее вижу, я фотографирую ее. Я всегда посмеиваюсь, когда вижу эту маленькую букву «F». Я знаю, что она моя. ." [ 29 ] В ноябре 2008 года Фицпатрик объявил, что передаст авторские права на свое изображение Че детской кардиологической больнице Уильяма Солера в Гаване, Куба. Объявляя причину, по которой все будущие доходы будут направляться в детскую больницу, Фитцпатрик заявил, что «Куба обучает врачей, а затем отправляет их по всему миру… Я хочу, чтобы их медицинская система принесла пользу». Кроме того, Фитцпатрик заявил о своем желании подарить оригинальное произведение искусства архиву, которым управляет вдова Гевары, Алейда Марч. [ 30 ]
Ирландия
[ редактировать ]Шинн Фейн Президент Джерри Адамс дает интервью в документальном фильме 2008 года Chevolution об этой знаменитой фотографии. Пока он говорит, в фильме показан монтаж фресок Че Гевары в Белфасте , где Адамс отмечает: «Я полагаю, что люди моего происхождения были привлечены к этому изображению из-за того, что олицетворял Че Гевара». [ 31 ] В ознаменование 50-летия со дня смерти Гевары ирландская почтовая служба An Post выпустила марку стоимостью 1 евро со стилизованной версией изображения Фитцпатрика. Первоначальный тираж в 122 000 экземпляров был распродан за считанные дни, и An Post заявила, что испытала «беспрецедентный спрос». [ 32 ]
США и дальнейшее влияние
[ редактировать ]Guerrillero Heroico дебютировал в Америке в 1968 году на рекламных щитах метро Нью-Йорка , когда изображение появилось в нарисованной форме Полом Дэвисом для плаката, рекламирующего февральский выпуск Evergreen Review . [ 33 ] Пол Дэвис заявил, что в своей романтизированной версии Че он был «вдохновлен итальянскими картинами, изображающими святых-мучеников и Христа». [ 33 ]
Че — порывистый человек с горящими глазами и глубоким умом, который, кажется, рожден для того, чтобы совершать революцию.
— Анри Картье-Брессон , журнал Life , 1963 год. [ 34 ]
Однако это увлечение было не только американским феноменом. Например, британский журналист Ричард Готт, несколько раз встречавшийся с Че Геварой, выразил аналогичную точку зрения, заявив, что он был «поражен своим магнитным физическим притяжением, сравнимым с аурой рок-звезды». По мнению Готта, «почти у всех сложилось одинаковое впечатление, особенно восприимчивы были журналисты». [ 35 ] Журнал Time в статье на обложке после встречи с Геварой от 8 августа 1960 года отразил эту точку зрения, отметив, что Че носил «улыбку меланхолической сладости, которую многие женщины находят разрушительной». [ 36 ]
Аргентинская журналистка Джулия Костенлос вспоминает, что, по ее мнению, он был «наделен уникальной привлекательностью, неисчислимым очарованием, которое возникло совершенно естественно». [ 37 ] Даже находясь под принуждением, журналист The Times Генри Брэндон, который разговаривал с Геварой в разгар кубинского ракетного кризиса , заметил, что Че обладал «гениальным обаянием», которому «могло бы позавидовать Шарль Бойер ». [ 38 ]
Оценивая непреходящую привлекательность этого изображения, Даррел Кутюрье, представитель Корды с 1997 года, высказал мнение, что это был «образ очень смелого молодого человека» и что в «эпоху свободной любви и силы цветов… время созрел для фигуры» или «образа, который мог бы отобразить это огромное разнообразие в мышлении и поведении во всем мире». По словам Кутюрье, этот «эпох религиозной революции», совпавший с преждевременной смертью Гевары, «возвысил его почти до мученичества ». [ 39 ]
В искусстве и культуре
[ редактировать ]Если присмотреться, то можно увидеть, что многие знаковые фотографии созданы одинаковым образом; можно скопировать формулу. Посмотрите на некоторые из наиболее сохранившихся изображений нашего времени… Как и Че, они сняты снизу на светлом фоне, что придает им возвышенность, богоподобие. Угол съёмки особенно важен, так как профили оказывают незначительное влияние, а полные фронтальные кадры имеют тенденцию сглаживать черты лица. Направление и интенсивность взгляда объекта также имеют решающее значение. Че смотрит мимо камеры, туда, куда ему видится. Его линия видения много раз менялась разными художниками, но она сохраняет свою страсть даже на коврике или заставке. Такое изображение относится к знаку: это сокращение. Этот конкретный теперь выступает за оппозицию истеблишменту, свободе и революции.
— Элисон Джексон , фотограф и кинорежиссер. [ 40 ]
По мере того, как поп-артисты с ликованием восприняли этот образ, он превратился в популярную и широко коммерциализированную икону, которая часто сильно отклонялась от жесткого марксистского послания Че. [ 41 ] Британский поп-артист сэр Питер Блейк назвал Guerrillero Heroico «одной из величайших икон 20-го века». [ 42 ] Преобразованную в абсолютно черный вырез, фотографию Корды стало легко, дешево и быстро копировать, используя излюбленные материалы и методы 1960-х годов: литийную пленку и трафаретную живопись. [ 43 ] К моменту своей смерти в 1967 году Че уже был «легендой, романтическим воплощением всемирного бунта», а после его предполагаемой мученической смерти фотография Корды стала вирусной. [ 44 ] Мятежные молодые люди нашли в нем «чувство силы, кристаллизацию вечного идеализма молодежи». [ 44 ]
По данным Музея Виктории и Альберта , «фотография запечатлела Че как мифического героя. Снятая снизу, революционный лидер с испытующим взглядом и решительным выражением лица становится больше, чем жизнь. Перспектива, которая доминирует в образах соцреализма, несет в себе непреодолимую ауру власть, независимость и неповиновение». [ 7 ] Музей Виктории и Альберта далее заявляет, что знаменитая фотография Корды впервые обожествила Че и превратила его в икону радикального шика . Его история, сложная сеть противоречивых повествований, дала Guerrillero Heroico собственную жизнь, непреходящее очарование, независимое от самого Че. [ 7 ] Итальянский журнал Skime вызывает еще больше похвал, назвав его «абсолютно самым знаменитым в истории», заявив, что он «отражает красоту и молодость, мужество и щедрость, эстетические и моральные добродетели человека, который обладал всеми характеристиками, необходимыми для превращения в символ такой эпохи , как наша, лишенной исторических легенд и мифических воплощений». [ 45 ] Журналист Ричард Готт также заметил, что «красная звезда в берете Че была там же, где и « Люси в небе с бриллиантами ». [ 35 ] Джонатан Грин, директор музея фотографии UCR , заметил, что «поп-арт — это отказ от традиционных образов, риторики и изображений. Его эгалитарная антиискусственная позиция была идеальным следствием позиции Че, направленной против истеблишмента». [ 46 ]
Экспонаты
[ редактировать ]Это образ очень смелого молодого человека, принимавшего участие в революции. Это была революция народа для народа в то время, когда во многих частях мира, особенно в Латинской Америке, Европе и США, царили большие волнения. Бушевала война во Вьетнаме; студенты и рабочие протестовали и бастовали; это был век свободной любви и силы цветов; это был век поп-музыки; это была эпоха религиозной революции. Настало время для фигуры, образа, который мог бы отобразить это великое разнообразие в мышлении и поведении во всем мире. Роль Че в Кубинской революции сделала его почитаемым символом мировой классовой борьбы, равенства и свободы от господства, а его преждевременная смерть в 1967 году возвысила его почти до мученичества.
— Даррел Кутюрье, агент Альберто Корды, организовавший его первую выставку в США в 1998 году. [ 47 ]
- В 1968 году в Лаборатории искусств в Лондоне прошла выставка фотографии под названием «Viva Che». [ 48 ]
- В 1990 году галерея Jour Agnes B в Париже, Франция, представила выставку изображения Корды под названием «Че Гевара: человек 21 века». [ 49 ]
- В 1998 году Калифорнийского университета в Музее истории культуры Фаулера в Лос-Анджелесе, Калифорния, была представлена выставка, составленная Дэвидом Канцлом, под названием «Че Гевара: икона, миф и послание». [ 50 ]
- В 2003 году Центр современного искусства в Ретимно , Греция, представил выставку под названием «Смерть Че Гевары». [ 51 ]
- В 2004 году Национальный центр музыки в Буэнос-Айресе , Аргентина , провел выставку под названием «Че Гевара от фотографов кубинской революции». [ 50 ]
- В 2005 году в Калифорнийском музее фотографии UCR/Калифорнии прошла выставка под названием «Революция и коммерция: наследие портрета Че Гевары работы Корды». [ 52 ]
- В 2005 году в Международном центре фотографии в Нью-Йорке прошла выставка «¡Che! Революция и коммерция».
- В 2006 году в Музее Виктории и Альберта в Лондоне прошла выставка «Че Гевара: революционер и икона». [ 53 ]
- В 2007 году на Триеннале в Милане , Италия, прошла выставка под названием «Бунтарь и икона Че Гевары: наследие портрета Корды».
- В 2007 году в Тропенмузеуме в Амстердаме прошла специальная выставка фотографии под названием «Че! Коммерческая революция».
- В 2007 году Музей искусства Фроста Международного университета Флориды в Майами, Флорида, представил выставку с этой фотографией. [ 54 ]
- В 2008 году галерея WestLicht в Вене , Австрия, организовала выставку Guerrillero Heróico, посвященную «развитию мифа». [ 55 ]
- В 2008 году в центре Fototeca в Гаване , Куба, прошла выставка «Корда, известная. Неизвестная».
- В 2008 году в Сантралистамбуле в Стамбуле , Турция , прошла выставка «Повествование портрета: Че Корды от революции до иконы». [ 47 ]
- 2009, Галерея Дом Нащокина в Москве, с 18 июня по 20 сентября 2009 года прошла выставка «Che: Hasta Siempre! Встречаемся в вечности». [ 56 ]
- В 2010 году в Международном центре фотографии в Нью-Йорке с 11 ноября по 9 января 2011 года прошла выставка «Куба в революции», на которой было представлено несколько версий изображения. [ 57 ]
Плакаты и обложки
[ редактировать ]Эта фотография украшает студенческие койки по всему миру. Знаменитый черно-белый портрет Эрнесто «Че» Гевары прекрасно передал его пристальный взгляд и задумчивую внешность, помогая утвердить его миф.
- В 1967 году польский художник Роман Чеслевич разработал плакат со словами «Че Си» (перевод: «Да Че»), написанными на его лице вместо глаз и носа. Позже это было показано на обложке французского художественного журнала Opus International в октябре 1967 года .
- В 1968 году Елена Серрано выпустила широко распространенный плакат под названием «День героического партизана», на котором изображены телескопические изображения фотографии Корды, расширяющиеся и охватывающие всю красную карту Южной Америки.
- В февральском выпуске журнала Evergreen Review за 1968 год было опубликовано изображение Че в форме, нарисованной Полом Дэвисом.
- В сентябрьском номере журнала «Триконтинентал» за 1969 год было опубликовано объединенное изображение Че Корды и Хо Ши Мина .
- Во время студенческой забастовки 1969 года в Беркли был изготовлен и распространен плакат с мультяшным пузырем, вылетающим изо рта Че, со словами: «Заткнись!»
- В 1970 году Коалиция работников искусств выпустила широко распространенный плакат против войны во Вьетнаме , на котором на желтом фоне был изображен Че, а также его знаменитая цитата: «Позвольте мне сказать, рискуя показаться смешным, что настоящий революционер руководствуется великие чувства любви».
- Обложка Rage Against the Machine сингла " Bombtrack " 1993 года представляет собой зеркальную версию культового двухцветного портрета Джима Фицпатрика.
- В выпуске журнала Der Spiegel от 16 сентября 1996 года под названием «Миф о Че Геваре» было опубликовано изображение Че, украшенное ореолом движущихся пуль.
- Компьютеризированное исполнение Guerrillero Heroico появилось на обложке номера Metro от 1–7 марта 2006 года над заголовком «Революция блогов».
- В 2003 году Мадонны на альбоме American Life певица переделала Guerrillero Heroico .
- декабрьского номера журнала Rolling Stone Argentina за 2008 год изображен Guerrillero Heroico . На обложке [ 59 ]
Товар
[ редактировать ]Образ Че был назван примером слияния политики и маркетинга, а также власти, которую изображения имеют над нашим обществом. [ 41 ] Триша Зифф, куратор передвижной выставки иконографии Че в 2004 году , заявила, что «Че Гевара стал брендом. А логотип бренда — это образ, олицетворяющий перемены. уровень, будь то антивоенный, прозеленый или антиглобалистский. Его присутствие повсюду, от Белфаста до Соуэто, или от стен на палестинских территориях до парижских бутиков, делает его имидж выходящим за рамки. На данный момент она стала корпорацией, империей». [ 60 ]
Фотография Альберто Корды получила широкое распространение и модификацию, появляясь на бесчисленном количестве футболок, плакатов, потребительских товаров, баннеров протеста, личных татуировок и во многих других форматах. Он превратился в культовый контркультурный символ для нового поколения молодежи. [ 61 ] Этот образ теперь носится на груди самых разных групп людей: от тех, кто искренне поддерживает идеалы, ради которых жил Че Гевара, до тех, кто выражает более общую антиавторитарную позицию. [ 60 ]
Иконография
[ редактировать ]Если бы это была фотосессия, большего и желать бы нельзя было. Модель с длинными волосами, стальным взглядом и тонкой партизанской бородкой. Куртка застегивается на молнию до подбородка. Воротник поднят, волосы распущены. Челюсть стиснута от гнева. Берет в идеальном, лихом положении. Даже в его позе есть напряжение: плечи повернуты в одну сторону, лицо в другую. И эти глаза, скорбные, но вызывающие, смотрят вверх и вправо, как будто на какое-то отдаленное видение будущего или на гигантского, медленно приближающегося врага.
Журналист Майкл Кейси в своей книге 2009 года « Загробная жизнь Че: Наследие образа » отмечает, что универсальный образ можно найти «во всех уголках мира», и предполагает, что он появился как символ восстания в эпоху, когда мир был разрушен. жажду перемен. [ 2 ] Определяя фотографию Корды как «бренд» и «типичную икону постмодерна», Кейси отмечает, что фотография каким-то образом воплощает в себе «надежду и красоту», что заставляет людей во всем мире «вкладывать в нее свои мечты». [ 2 ] А Дэвид Канцл, автор книги « Че Гевара: икона, миф и послание» , высказал мнение, что « берет подсознательно действует как сплющенный нимб ». [ 63 ]
Триша Зифф, куратор Che! «Революция и коммерция» описывает Guerrillero Heroico как «статуйный образ, снятый снизу», который «происходит из визуального языка мифологизированных героев, возвращающихся к эпохе социалистического реализма», отсылая при этом к «классическому поведению Христа». [ 64 ] Джон Ли Андерсон , автор книги « Че Гевара: революционная жизнь» , на фотографии Че предстает «как величайший революционный символ» с «его глазами, смело смотрящими в будущее», а «его выражение лица — мужественное воплощение возмущения по поводу социальной несправедливости». [ 42 ]
Стилизованное изображение Че Гевары, адаптированное на основе фотографии Корды, обычно сопровождается несколькими различными символами, которые добавляют контекст к изначальному предполагаемому значению. Наиболее распространены из них красная звезда . [ 65 ] серп и молот , [ 66 ] Кубинский флаг , [ 67 ] и поговорка на испанском языке «Hasta la Victoria Siempre». [ 68 ] (перевод: «Всегда к победе»). Многозначная фраза стала подписью к многочисленным письмам и выступлениям Че Гевары как революционера, [ 69 ] и представляют собой обязательство никогда не отказываться от возможного триумфа марксистской мировой революции , а также веру в то, что эта победа, как только она произойдет, будет вечной . В результате «Hasta la Victoria Siempre» стала де-факто лозунгом или крылатой фразой . [ 70 ] используется в качестве девиза теми, кто продолжает поддерживать и/или восхищаться жизнью и/или идеалами Че Гевары. [ 71 ]
Статус авторских прав
[ редактировать ]На протяжении десятилетий знаменитому изображению не мешали международные соглашения об авторском праве , поскольку Куба не подписала Бернскую конвенцию . Фидель Кастро назвал это « буржуазной концепцией», которая означала, что художники и рекламщики могли свободно использовать работы Корды по своему усмотрению. [ 41 ] Юридически кубинский закон №. 156, подписанный 28 сентября 1994 г., о внесении изменений в часть Закона №. 14 Закона об авторском праве 1977 года (статья 47) гласит, что фотографии, сделанные на Кубе, становятся общественным достоянием во всем мире через 25 лет после их первого использования. [ 72 ]
Несмотря на противоречивые утверждения о том, могут ли быть установлены авторские права на изображение, дети Корды стремились контролировать коммерческое использование изображения от клеветы . Дочь Корды Диана Диас подала в 2003 году во Франции иск против парижской группы по защите прав прессы « Репортеры без границ » за использование фотографии Че в плакатной кампании, осуждающей Кубу как «крупнейшую в мире тюрьму», с целью отговорить французских туристов от отдыха на Кубе. после заключения в тюрьму 29 журналистов-диссидентов. [ 73 ] Подавая иск против группы на 1,14 миллиона евро , адвокат Диаса Рэнди Ялоз заметил, что «мы преследуем всех, кто предает моральные права моего клиента». [ 74 ] Моральные права — это отдельный компонент закона об авторском праве , который не признается в США, но признается в некоторых других странах, в частности во Франции, куда Диас подал иск. [ 75 ] Моральные права направлены на защиту целостности произведения от диффамации, искажения, клеветы или оскорбительного нанесения увечий, даже если автор больше не владеет авторскими правами. [ 75 ] Однако «Репортеры без границ» прекратили использовать это изображение до того, как было вынесено какое-либо судебное решение. [ 74 ]
Ариана Эрнандес-Регуант рассмотрела статус авторских прав на изображение в 2004 году в своей статье « Защита авторских прав Че: искусство и авторство при кубинском позднем социализме» . Она выразила скептическое отношение к тому, что наследники Корды смогут установить право собственности на изображение, отметив, ссылаясь на судебные иски, связанные с изображением: «Никогда не было никакого официального решения о том, представляет ли изображение нарушение авторских прав». Далее автор заявляет, что: «Корда сделал фотографию, когда работал в государственной газете, его фактические права собственности были бы под вопросом как по кубинскому, так и по международному праву». [ 76 ]
«Мы не гонимся за деньгами, мы просто не хотим, чтобы им злоупотребляли. Он может быть универсальным человеком, но уважайте имидж».
— Алейда Гевара , дочь Че [ 77 ]
В 2007 году студентка юридического факультета Сара Леви также затронула вопрос потенциального правового статуса имиджа на Кубе. В конечном итоге она утверждала, что «на Кубе срок защиты авторских прав на фотографию Корды Гевары уже истек, и, несмотря на претензии наследников Корды на право собственности, теперь государство будет обладать любыми правами, связанными с фотографией». [ 78 ] Что касается более распространенной стилизованной версии фотографии, юристы говорят, что борьба за сдерживание нефотографического использования столь широко воспроизводимого изображения будет непростой, за исключением таких стран, как Италия, где законы защищают права на изображения. [ 73 ]
на изображение Наследники Гевары также считают, что у них есть юридическое основание предотвратить «эксплуатацию» или клевету . Кубинская вдова Гевары Алейда Марч заявила в 2005 году: «У нас есть план борьбы со злоупотреблениями. Мы не можем атаковать всех копьями, как Дон Кихот, но мы можем попытаться сохранить этику наследия Гевары». [ 73 ] Ссылаясь на это заявление, дочь Гевары Алейда Гевара сказала Reuters : «Это будет дорого и сложно, потому что в каждой стране действуют разные законы, но необходимо установить предел». [ 73 ]
См. также
[ редактировать ]Дальнейшее чтение и просмотр
[ редактировать ]Книги
[ редактировать ]- Альберто Корда: революционная линза , Диана Диас и Марк Сандерс, Steidl, 2007, ISBN 3-86521-458-4
- Загробная жизнь Че: Наследие образа , Майкл Кейси, Vintage Books USA, 2009, ISBN 0-307-27930-8
- Че Гевара: революционер и икона , Триша Зифф, Abrams Image, 2006, ISBN 0-8109-5718-3
- Че: Образы революционера , Оскар Сола, Pluto Press, 2000, ISBN 0-7453-1700-6
- Че: Фотобиография Че Гевары , Thunder's Mouth Press, 1998, ISBN 1-56025-187-5
- Куба Корды , Кристоф Ловини и Альберто Корда, Ocean Press (Австралия), 2006 г., ISBN 1-920888-64-0
- Автопортрет Че Гевары , авторы Эрнесто Гевара и Виктор Казаус, Ocean Press (Австралия), 2004 г., ISBN 1-876175-82-6
Фильмы
[ редактировать ]- Че Гевара: Kordavision , 2008 (87 мин). Режиссер Гектор Круз Сандовал.
- Chevolution , 2008, продюсер Триша Зифф, режиссер Луис Лопес, Red Envelope Entertainment. [ 79 ] [ 80 ]
- «Личное Че» , 2008, режиссёры Адриана Мариньо и Дуглас Дуарте. [ 81 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Бренд Че: Революционер как мечта маркетолога Мичико Какутани , The New York Times , 20 апреля 2009 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Коммунисты и капиталисты все еще покупают культовую фотографию Че, говорит автор Брайан Бирнс, CNN , 5 мая 2009 г.
- ↑ Че Гевара: революционная жизнь , Джон Ли Андерсон , 1997, стр. 465.
- ^ Че Гевара: революционер и икона , Триша Зифф, Abrams Image, 2006, стр. 15
- ^ «Че Гевара: революционер и икона», Триша Зифф, Abrams Image, 2006, стр. 33
- ↑ Институт искусств Мэриленда, ссылка на BBC News, «Умер фотограф Че Гевары», 26 мая 2001 г. Интернет на BBC News , по состоянию на 4 января 2006 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д «ВиА: История изображения», выставка, организованная UCR/Калифорнийским музеем фотографии» . Вам.ac.uk. Проверено 5 марта 2011 г.
- ^ «Че как революционер и икона, Коринна Лотц» . Aworldtowin.net . Проверено 5 марта 2011 г.
- ^ Обзор DVD: Chevolution. Архивировано 14 февраля 2010 г. в Wayback Machine Дэвидом Ван Дер Хэгеном, DVD Town , 16 января 2010 г.
- ^ Бренд Че: Революционер как мечта маркетолога Митико Какутани , The New York Times , 20 апреля 2009 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Че Гевара: революционная жизнь , Джон Ли Андерсон , 1997, стр. 442.
- ^ «История самой известной фотографии Че Гевары» . Ла Вангардия (на испанском языке). 5 октября 2017 года . Проверено 13 ноября 2019 г. .
- ^ Перейти обратно: а б с Некролог: Альберто Корда. Архивировано 21 декабря 2008 г. в Wayback Machine The Times , 28 мая 2001 г.
- ^ Перейти обратно: а б Знаменитая фотография Че Гевары, которой уже полвека, заархивирована 7 июня 2012 г. в Wayback Machine газетой Latin American Herald Tribune , 5 марта 2010 г.
- ^ Перейти обратно: а б « Создание иконы: сорок лет» , Sunday Herald, 7 октября 2007 г.» . Findarticles.com. 7 октября 2007 года . Проверено 5 марта 2011 г.
- ↑ «El Guerrillero Heroico (1960)» Эмилио Бриззи, «О фотографии и многом другом», 5 февраля 2007 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Введение: Че Корды выходит в мир. Архивировано 29 июня 2013 г. в Wayback Machine Тришей Зифф, январь 2005 г.
- ↑ Альберто Корда в Архиве истории искусств Брэнди Ли, ноябрь 2007 г.
- ↑ Куба, 5 марта 1960 г.: Альберто Корда, автор Ян К. Смит, New Statesman , 1 апреля 2010 г.
- ^ После 40 лет и миллионов плакатов фотограф Че подает в суд за авторские права Мэтта Уэллса, The Guardian , 7 августа 2000 г.
- ^ Ариана Эрнандес-Регуант, Авторское право Че: Искусство и авторство при кубинском позднем социализме, Общественная культура, 2004, т. 16, стр. 1–30. стр. 4
- ↑ Кубинский фотограф Че Корда умирает в Париже , Эндрю Коуторн, Reuters , 25 мая 2001 г.
- ^ «Шейх Че Гевара». Архивировано 7 мая 2008 г. в Wayback Machine Q-News, июль 2006 г., выпуск 367, стр. 80.
- ^ Триша Зифф (2006), «Че Гевара: революционер и икона», Abrams Image, стр. 16
- ^ Перейти обратно: а б с «Че Гевара: революционер и икона», Триша Зифф, Abrams Image, 2006, стр. 19.
- ↑ Каталог «150-летие фотографии», выставка, курируемая Гильяной Скиме и Пьером Паоло Пазолини, 1988.
- ^ «Телефонный разговор Александры Мир и Джима Фитцпатрика, (Дублин), 3 января 2005 года» . Александрамир.инфо. Архивировано из оригинала 16 марта 2011 года . Проверено 5 марта 2011 г.
- ^ «Че Гевара: революционер и икона», Триша Зифф, Abrams Image, 2006, стр. 21
- ^ Перейти обратно: а б «Художник раскрывает свою партизанскую тактику с помощью секретного знака культового изображения», веб-студия Ирландии, 9 октября 2007 г.
- ^ Кен Суини. «Че и доля одинаковы, — говорит Джим» . Воскресная Трибьюн . Архивировано 7 декабря 2008 г. в Wayback Machine . 30 ноября 2008 г.
- ↑ Кеннет Хейнс, «Джерри Адамс в новом документальном фильме о Че Геваре» , Irish Central , 8 сентября 2009 г.
- ^ «Спрос на марку Че Гевары 'беспрецедентный ' » , RTÉ News , 12 октября 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б Триша Зифф, «Че Гевара: революционер и икона», Abrams Image, 2006, стр. 22
- ^ Анри Картье-Брессон , «Это Куба Кастро, увиденная лицом к лицу», журнал Life , 15 марта 1963 г., стр. 41
- ^ Перейти обратно: а б Ричард Готт, «История культового образа Че Гевары» , The Hindu , 5 июня 2006 г.
- ↑ «Мозг Кастро» , Time , 8 августа 1960 г.
- ↑ Ричард Готт, «Мальчик с плаката» , The Guardian , 3 июня 2006 г.
- ^ Генри Брэндон, «Нападите на нас на свой страх и риск, дерзкая Куба предупреждает США» , The Times , 2 ноября 2008 г. [28 октября 1962 г.]
- ^ Румейса Кигер, « Че Корды от революции до иконы» едет в Стамбул» , Today's Zaman , 20 октября 2008 г.
- ^ художника Че: Взгляд Элисон Джексон , New Statesman , 12 июня 2006 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Че: День рождения революционного бренда Майкла Дж. Кейси, The Wall Street Journal , 5 марта 2010 г.
- ^ Перейти обратно: а б Шон О'Хаган, «Просто красивое личико?» , The Observer , 11 июля 2004 г.
- ^ Триша Зифф, «Че Гевара: революционер и икона», Abrams Image, 2006, стр. 42
- ^ Перейти обратно: а б Роберт В. Батлер, «Взгляд на Че Гевару через призму его культового образа», The Miami Herald , 19 февраля 2010 г.
- ^ Триша Зифф, «Че Гевара: революционер и икона», Abrams Image, 2006, стр. 41
- ^ Триша Зифф, «Че Гевара: революционер и икона», Abrams Image, 2006, стр. 75
- ^ Перейти обратно: а б « Че Корды от революции к иконе» едет в Стамбул» . Сегодняшний Заман , 10 ноября 2008 г.
- ^ Триша Зифф (2005), «Че Корды выходит в мир» , архивировано 29 июня 2013 г. в Wayback Machine.
- ^ Кубарте. «Галерея Кубарте: Альберто Корда» . Галерея Кубарте . Проверено 5 марта 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Коллективные выставки (Сборка)» . Корда Форевер. Архивировано из оригинала 06 марта 2011 г. Проверено 5 марта 2011 г.
- ^ «35 лет без Че Гевары – Фотовыставка в Ретимно» . Путешествие на Крит . Проверено 5 марта 2011 г.
- ^ UCR/Калифорнийский музей фотографии (05.03.1960). «Революция и коммерция: наследие портрета Че Гевары работы Корды» . Архивировано из оригинала 26 июля 2011 г. Проверено 5 марта 2011 г.
- ^ «ВиА – Че Гевара: революционер и икона» . Вам.ac.uk. Проверено 5 марта 2011 г.
- ↑ Райна МакЛеод, «Знакомьтесь с человеком за плакатом в комнате общежития», Miami New Times , 18 января 2007 г.
- ^ «Галерея WestLicht переосмысливает Че Гевару на фотовыставке в Вене» , архивировано 21 декабря 2008 г. в Wayback Machine , Art Daily.
- ↑ «Встречайте легендарного Че Гевару в Москве» , 18 июня 2009 г.
- ^ Кен Джонсон, «Буйство и триумф в черно-белом» , The New York Times , 11 ноября 2010 г.
- ^ Ссора бушует из-за культового изображения Че Гевары Джейми Доварда, The Observer , 7 марта 2010 г.
- ^ "[Крышка]". Журнал Rolling Stone (аргентинское издание) . Декабрь 2008. с. крышка.
- ^ Перейти обратно: а б Стефани Холмс, «Че: значок и реклама» , BBC News , 5 октября 2007 г.
- ↑ Крис Брэдли, «Последний бой Гевары» , New Statesman , 12 июня 2008 г.
- ↑ Использование образа Че Гевары Беном Эренрайхом , Los Angeles Times , 1 июня 2008 г.
- ^ «Че Гевара: революционер и икона», Триша Зифф, Abrams Image, 2006, стр. 88
- ↑ Че Корды выходит в мир. Архивировано 18 апреля 2008 г. в Wayback Machine Тришей Зифф, введение в выставку UCR.
- ^ «Че + красная звезда» . Архивировано из оригинала 15 июля 2011 г. Проверено 5 марта 2011 г.
- ^ «Че + Серп и Молот» . Архивировано из оригинала 21 июля 2011 г. Проверено 5 марта 2011 г.
- ^ «Че + Кубинский флаг» . Лос-Анджелес Таймс . Проверено 5 марта 2011 г.
- ^ «Че Гевара + Хаста ла Виктория Симпре » . Архивировано из оригинала 13 июля 2011 г. Проверено 5 марта 2011 г.
- ^ Памятник Че Геваре в Санта-Кларе. Архивировано 5 марта 2009 г. в Wayback Machine.
- ^ «Площадь Революции в Гаване, Куба» . Проверено 5 марта 2011 г.
- ^ «Вспоминая Че: всегда до победы!» . Омега.wordpress.com. 09.10.2007 . Проверено 5 марта 2011 г.
- ^ Руководство ВОИС по интеллектуальной собственности во всем мире , выпуск 479 публикации ВОИС, Всемирная организация интеллектуальной собственности, 2000 г., ISBN 92-805-0856-3 , стр. 144–147.
- ^ Перейти обратно: а б с д Рейтер, « Планы семьи Че по борьбе с использованием знаменитой фотографии, заархивированной 8 сентября 2009 г. в Wayback Machine », Common Dreams , 29 августа 2005 г.
- ^ Перейти обратно: а б Дочь Корды подает в суд на RSF из-за изображения Че, газета Cuba News , март 2004 г.
- ^ Перейти обратно: а б Права интеллектуальной собственности: критические концепции в праве , том 2, Д. Вейвер, Тейлор и Фрэнсис, 2006 г., ISBN 0-415-33089-0 , стр. 273–280.
- ^ Эрнандес-Регуант, Ариана. «Авторское право Че: искусство и авторство при кубинском позднем социализме». Общественная культура – Том 16, номер 1, зима 2004 г., стр. 1–29, – стр. 4
- ^ 40 лет после смерти Че Гевары, его образ - поле битвы Марка Лейси, The New York Times , 8 октября 2007 г.
- ^ «Революция авторского права: защита знаменитой фотографии Че Гевары» , Сара Леви, 13 Law and Business Review of the Americas, Am. 687. Лето 2007 года.
- ^ Обзор Tribeca: Chevolution Джоэла Келлера, 27 апреля 2008 г.
- ^ Обзор: Chevolution. Архивировано 7 октября 2011 г. в Wayback Machine Дэниелом Зугной, 16 марта 2010 г.
- ^ Официальный сайт "Personal Che". Архивировано 14 сентября 2008 г. в Wayback Machine, режиссеры Адриана Мариньо и Дуглас Дуарте.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- BBC: Че: Икона и реклама , Стефани Холмс, 2007 г.
- Видео CNN: изучение культового изображения
- Галерея фотографий от The Guardian
- Героический партизан : Краткая история Триши Зифф
- Трафарет с аэрозольной краской Че Гевары. Архивировано 22 июля 2023 г. в Wayback Machine.
- Загробная жизнь Че: Наследие изображения Майкла Кейси ( архивировано 18 октября 2012 г. в Wayback Machine ) - коллекция изображений из книги
- MSNBC: Че Гевара, революционер или шикарная икона? Тайлер Вон, 2006 г.
- Washington Post : Культовый образ Че Гевары сохраняется, Марта Ирвин, 2006 г.
- Смитсоновский институт: история культовой фотографии Че, сделанной Орландо Луисом Пардо Лазо, 2016 г.