Jump to content

Права коренных народов

Права коренных народов – это те права , которые существуют в результате признания особого положения коренных народов . Это включает в себя не только самые основные права человека на физическое выживание и неприкосновенность, но также права на свою землю (включая титул коренного населения ), язык , религию и другие элементы культурного наследия , которые являются частью их существования и идентичности как народа. . Это может использоваться как выражение защиты общественных организаций или составлять часть национального законодательства при установлении связи между правительством и правом на самоопределение среди его коренных народов, или в международном праве как защита от нарушения права коренных народов действиями правительств или групп частных интересов.

Определение и историческая справка

[ редактировать ]

Права коренных народов принадлежат тем, кто, будучи коренными народами, определяется как коренной народ земли, завоеванной и колонизированной чужаками. [1] [2] [3] [4]

Вопрос о том, кто именно является частью коренных народов, является спорным, но в широком смысле его можно понять в отношении колониализма. Когда мы говорим о коренных народах, мы говорим о тех доколониальных обществах, которые сталкиваются с конкретной угрозой, связанной с этим явлением оккупации, и об отношениях, которые эти общества поддерживают с колониальными державами. Точное определение того, кто является коренным народом, и, как следствие, статус правообладателей различаются. Быть слишком инклюзивным считается так же плохо, как и быть неинклюзивным. [4] [5]

В контексте современных коренных народов европейских колониальных держав, [ нужны разъяснения ] признание прав коренных народов можно отнести, по крайней мере, к периоду Возрождения . Наряду с оправданием колониализма более высокими целями как для колонистов, так и для колонизированных, некоторые голоса выразили обеспокоенность по поводу того, как обращаются с коренными народами и какое влияние это оказало на их общества. [6] В Испанской империи корона учредила Общий индейский суд в Мексике и Перу , обладающий юрисдикцией над делами, касающимися коренных народов, и направленный на защиту индейцев от жестокого обращения. Доступ индийцев в суд стал возможен благодаря небольшому налогу, которым платили адвокаты. [7] [8]

Проблема прав коренных народов также связана с другими уровнями человеческой борьбы. Из-за тесной связи между культурным и экономическим положением коренных народов и окружающей средой, вопросы прав коренных народов связаны с озабоченностью по поводу изменения окружающей среды и устойчивого развития . [9] [10] [11] По мнению ученых и таких организаций, как Rainforest Foundation , борьба за коренные народы имеет важное значение для решения проблемы сокращения выбросов углекислого газа и устранения угрозы как культурному, так и биологическому разнообразию в целом. [12] [13] [14]

Представительство

[ редактировать ]

Права . , притязания и даже самобытность коренных народов воспринимаются, признаются и соблюдаются совершенно по-разному в разных правительствах Существуют различные организации, уставы которых так или иначе продвигают (или, по крайней мере, признают) чаяния коренных народов, и общества коренных народов часто объединяются, чтобы сформировать органы, которые совместно стремятся продвигать свои общинные интересы.

Международные организации

[ редактировать ]

Существует несколько неправительственных движений гражданского общества, сетей, организаций коренных и некоренных народов, основной миссией которых является защита прав коренных народов, включая права на землю . [15] Эти организации, сети и группы подчеркивают, что проблемы, с которыми сталкиваются коренные народы, — это отсутствие признания того, что они имеют право жить так, как они выбирают, а также отсутствие права на свои земли и территории. Их миссия – защищать права коренных народов без навязывания государствами своих идей «развития». [16] Эти группы заявляют, что культура каждого коренного населения дифференцирована, богата религиозными системами верований, образом жизни, средствами к существованию и искусством, и что корень проблемы будет во вмешательстве в их образ жизни в результате неуважения государства к их правам, а также вторжение на традиционные земли транснациональных корпораций и малого бизнеса с целью эксплуатации природных ресурсов . [17]

Объединенные Нации

[ редактировать ]

Коренные народы и их интересы представлены в ООН прежде всего через механизмы Рабочей группы по коренным народам . В апреле 2000 года Комиссия Организации Объединенных Наций по правам человека приняла резолюцию о создании Постоянного форума Организации Объединенных Наций по вопросам коренных народов (PFII) в качестве консультативного органа при Экономическом и Социальном Совете с мандатом рассматривать вопросы коренных народов.

В конце декабря 2004 года Генеральная Ассамблея ООН провозгласила 2005–2014 годы Вторым Международным десятилетием коренных народов мира . Главной целью нового десятилетия станет укрепление международного сотрудничества в решении проблем, с которыми сталкиваются коренные народы в таких областях, как культура, образование, здравоохранение, права человека, окружающая среда, социально-экономическое развитие.

В сентябре 2007 года, после процесса подготовки, обсуждений и переговоров, продолжавшегося с 1982 года, Генеральная Ассамблея приняла Декларацию о правах коренных народов . В необязательной декларации излагаются индивидуальные и коллективные права коренных народов, а также их права на идентичность, культуру, язык, занятость, здоровье, образование и другие вопросы. Против декларации проголосовали четыре страны со значительным коренным населением: США, Канада, Новая Зеландия и Австралия. С тех пор все четверо изменили свое мнение в пользу. Воздержались одиннадцать стран: Азербайджан , Бангладеш , Бутан , Бурунди , Колумбия , Грузия , Кения , Нигерия , Россия, Самоа и Украина . Тридцать четыре страны не голосовали, а остальные 143 страны проголосовали за него.

МОТ 169 – это конвенция Международной организации труда . После ратификации государством он должен действовать как закон, защищающий права племенных людей. Есть двадцать два человека, которые хотят физического выживания и целостности, а также сохранения своих земельных , языковых и религиозных прав. МОТ представляет права коренных народов, поскольку она является организацией, которая обеспечивает соблюдение документов, касающихся исключительно прав коренных народов. [18]

Организация американских государств

[ редактировать ]

С 1997 года страны Организации американских государств обсуждают проекты предлагаемой Американской декларации о правах коренных народов. [19] «Проект декларации в настоящее время является одним из наиболее важных процессов, происходящих в отношении прав коренных народов Америки» [20] как отметила Международная рабочая группа по делам коренных народов. В 2016 году декларация была принята 35 государствами-членами консенсусом, тогда как США и Канада высказали общие оговорки. [21]

По стране

[ редактировать ]

Австралия

[ редактировать ]

Коренным народам , составляющим большинство населения Боливии, было отказано в правах на землю из-за их традиционной коллективной собственности на землю в соответствии с так называемой системой «айллу». Хотя Боливийское законодательство технически требует возмещения ущерба, нанесенного отдельным лицам и группам, которые когда-то владели землей в рамках этой системы, несправедливость на этом фронте все еще широко распространена. Коренные народы недостаточно представлены в правительстве и страдают от высокого уровня безработицы. [22]

В отчете за 2012 год Amnesty International пожаловалась, что боливийские власти приняли решения о строительстве автомагистрали через территорию и национальный парк коренных народов Исиборо (Territorio Indígena y Parque Nacional Isiboro Sécure, TIPNIS), не посоветовавшись с коренными народами, которые там живут. Отсутствие консультаций привело к большой путанице и конфликтам: некоторые коренные жители поддерживали дорогу, а другие выступали против нее, а правительство не раз меняло свои планы. [23]

В 2011 году Хьюман Райтс Вотч обратилась к Боливии с просьбой обеспечить «оперативное, тщательное и беспристрастное расследование» предполагаемого жестокого обращения со стороны полиции в отношении мирных протестующих из числа коренного населения возле Юкомо 25 сентября того же года. В докладе Комитета ООН по предотвращению расовой дискриминации, опубликованном в том же году, Боливия призвала принять срочные меры для обеспечения того, чтобы народ гуарани мог реализовать свои права, включая право на возвращение своих исконных земель. [24]

В соответствии с конституцией и законодательством Боливии были созданы семь специальных «районов коренных народов» с целью расширения участия коренных народов в национальной политике. [22]

В Канаде «права аборигенов» ( по-французски : droits ancestraux ) — это те права, которыми коренные народы в Канаде пользуются в результате длительного проживания их предков на земле, например, право охотиться и ловить рыбу на определенной территории. [25] Они отличаются от « договорных прав », которые перечислены в конкретных соглашениях между группами коренных народов и государством. Как договорные права, так и права аборигенов защищены разделом 35 канадской конституции 1982 года .

Коренные жители Гренландии получили самоуправление в 1979 году и получили самоуправление в 2009 году.

Финляндия

[ редактировать ]
В феврале 2013 года Финляндия не подписала международную Декларацию о правах коренных народов и Конвенцию о коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни, 1989 года (Конвенция МОТ № 169). [26] В марте 2014 года Финляндия не ратифицировала Конвенцию МОТ № 169. [27] Саули Ниинистё , президент Финляндии, назвал договор неактуальным. Однако саамы севера Финляндии и Лапландии не имели особых прав, например, на права на землю для выпаса оленей . [28] В октябре 2011 года Комитет ООН по правам человека призвал прекратить убийство оленей в Неллиме , Инари . Владельцы оленей и Metsähallitus (Департамент лесного хозяйства) вступили в спор по этому поводу. [29] В 2019 году Комитет ООН по правам человека признал, что Финляндия нарушила политические права саамов, поскольку Верховный суд Финляндии с 2011 года и далее начал использовать необъективные критерии при определении допуска к членству в списках избирателей в Саамский парламент. [30]

Сецессия

[ редактировать ]

В международном праве коренные народы имеют лишь «восстановительное» право на отделение, независимо от их права на самоопределение и самоуправление. [31] оставляя существование прав на отделение внутренним законам суверенных государств , а независимость - возможностям государств.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Линдхольт, Одинокий (2005). Ежегодник «Права человека в развитии», 2003 год: Права человека и местное/живое право . Издательство Мартинуса Нийхоффа. ISBN  90-04-13876-5 .
  2. ^ Грей, Эндрю (2003). Права коренных народов и развитие: самоопределение в амазонском сообществе . Книги Бергана. ISBN  1-57181-837-5 .
  3. ^ Кил, Пол (2003). Европейское завоевание и права коренных народов: моральная отсталость международного общества . Издательство Кембриджского университета. ISBN  0-521-82471-0 .
  4. ^ Перейти обратно: а б Куппе, Рене (2005). «Коренные народы, конституционные государства и договоры о других конструктивных договоренностях между коренными народами и государствами» . Академическое издательство «Брилл». ISBN  90-04-14244-4 .
  5. ^ «Признание прав человека коренных народов» . Культурное выживание . Архивировано из оригинала 11 января 2012 года . Проверено 20 апреля 2016 г.
  6. ^ Анайя, С. Джеймс (2004). Коренные народы в международном праве . Издательство Оксфордского университета. ISBN  0-19-517350-3 .
  7. ^ Вудро Бора , Генеральный индийский суд Мексики и юридические помощники полуреального . Беркли и Лос-Анджелес: Калифорнийский университет Press, 1983.
  8. ^ Вудро Бора, «Генеральный суд индейцев Перу или частный суд индейцев Эль-Серкадо-де-Лима». Чилийский журнал истории права , вып. 6 (1970): 129–142.
  9. ^ «Права коренных народов» . Архивировано из оригинала 23 сентября 2015 года . Проверено 20 апреля 2016 г.
  10. ^ «Права и обязанности коренных народов в отношении мира природы» . Архивировано из оригинала 25 ноября 2015 года . Проверено 20 апреля 2016 г.
  11. ^ «Школа права Университета Орегона» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 3 марта 2016 года . Проверено 20 апреля 2016 г.
  12. ^ «Права коренных народов имеют решающее значение для сокращения выбросов углерода в результате вырубки лесов» . ДревоХаггер . Архивировано из оригинала 20 августа 2011 года . Проверено 20 апреля 2016 г.
  13. ^ Стивенс, Стэнли (1997). Сохранение через культурное выживание: коренные народы и охраняемые территории . Остров Пресс. ISBN  1-55963-449-9 .
  14. ^ Организация Объединенных Наций, Состояние коренных народов мира. Архивировано 15 февраля 2010 г., в Wayback Machine - отчет UNPFII , первый выпуск, 2009 г.
  15. ^ Народы Земли [ постоянная мертвая ссылка ]
  16. ^ Интернационал выживания. "О нас" . Архивировано из оригинала 17 сентября 2009 года . Проверено 20 апреля 2016 г.
  17. ^ «Международный совет индейских договоров» . iitc.org . Проверено 20 апреля 2016 г.
  18. ^ «Коренные и племенные народы» . www.ilo.org . Архивировано из оригинала 8 мая 2016 г. Проверено 17 мая 2016 г.
  19. Веб-сайт предлагаемой Американской декларации о правах коренных народов. Архивировано 25 мая 2013 г. в Wayback Machine.
  20. ^ Хансен, Йенс Сёгаард. «Организация американских государств» . www.iwgia.org . Архивировано из оригинала 4 июня 2016 г. Проверено 17 мая 2016 г.
  21. ^ «Организация американских государств принимает Декларацию о правах коренных народов» . www.culturalsurvival.org . 28 октября 2021 г. Проверено 25 октября 2023 г.
  22. ^ Перейти обратно: а б «Отчет о правах человека за 2010 год: Боливия» . Государственный департамент США . Проверено 17 января 2013 г.
  23. ^ «Правительства должны прекратить навязывать проекты развития территориям коренных народов» . Международная амнистия . Проверено 18 января 2013 г.
  24. ^ «Боливия: расследовать репрессии против протестующих» . Хьюман Райтс Вотч . 29 сентября 2011 года . Проверено 18 января 2013 г.
  25. ^ Филиал правительства Канады; Канада по делам коренных народов и Севера; Коммуникации. «Права аборигенов» . www.aadnc-aandc.gc.ca . Архивировано из оригинала 17 апреля 2018 года . Проверено 4 мая 2018 г. {{cite web}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  26. ^ "Финляндия последней подписала договор о правах коренных народов?" Yle.fi, 8 февраля 2013 г.
  27. ^ «Страны, не ратифицировавшие настоящую Конвенцию» . Ilo.org . Проверено 24 декабря 2017 г.
  28. ^ «Странный подход президента к соглашению МОТ» . Калева.фи . Проверено 24 декабря 2017 г.
  29. ^ «ООН попросила спасти оленей Неллиме» HS 27 сентября 2011 г. A6.
  30. ^ «Эксперты ООН по правам человека считают, что Финляндия нарушила политические права саамов на представительство саамов в парламенте» , Новости УВКПЧ , 4 февраля 2019 г. Проверено 16 марта 2021 г.
  31. ^ Шринхал, Рашвет (2021). « «Суверенитет коренных народов» и право на самоопределение в международном праве: критическая оценка» . AlterNative: Международный журнал коренных народов . 17 (1). Публикации SAGE: 71–82. дои : 10.1177/1177180121994681 . ISSN   1177-1801 . S2CID   232264306 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e3cc18a67ddd899f79804f40ad3f741c__1721035260
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e3/1c/e3cc18a67ddd899f79804f40ad3f741c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Indigenous rights - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)