Jump to content

Три поколения прав человека

Разделение прав человека на три поколения было первоначально предложено в 1979 году чешским юристом Карелом Васаком в Международном институте прав человека в Страсбурге . Он использовал этот термин, по крайней мере, еще в ноябре 1977 года. [1] Теории Васака прежде всего укоренились в европейском праве.

В своей речи два года спустя его подразделения следуют трем лозунгам Французской революции : Свобода, Равенство, Братство . [2] Эти три поколения отражены в некоторых статьях Хартии основных прав Европейского Союза . [ нужна ссылка ] Хотя Всеобщая декларация прав человека перечисляет права первого и второго поколения, сам документ не упорядочивает их конкретно в соответствии с концепцией Васака.

Права человека первого поколения

[ редактировать ]

Права человека первого поколения, иногда называемые «голубыми правами», в основном касаются свободы и участия в политической жизни. Они по своей сути носят гражданский и политический характер: они служат негативной защитой личности от эксцессов государства. Права первого поколения включают, среди прочего, право на жизнь , равенство перед законом , свободу слова , свободу религии , права собственности , право на справедливое судебное разбирательство и избирательные права . Некоторые из этих прав и права на надлежащую правовую процедуру восходят к Великой хартии вольностей 1215 года и правам англичан , которые были выражены в английском Билле о правах 1689 года. Более полный набор прав человека первого поколения был впервые разработан во Франции. Декларацией прав человека и гражданина 1789 года и Биллем о правах Соединенных Штатов 1791 года.

Они были закреплены на глобальном уровне и получили статус в международном праве сначала в статьях 3–21 Всеобщей декларации прав человека 1948 года , а затем в Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 года . В Европе они были закреплены Европейской конвенцией по правам человека 1953 года.

Права человека второго поколения

[ редактировать ]

Права человека второго поколения связаны с равенством и начали признаваться правительствами после Второй мировой войны . По своей сути они носят экономический, социальный и культурный характер. Они гарантируют различным членам граждан равные условия и обращение. Вторичные права будут включать труда право на справедливые и благоприятные условия , права на питание , жилье и медицинское обслуживание , а также на социальное обеспечение и пособия по безработице . Как и права первого поколения, они также охвачены Всеобщей декларацией прав человека и далее воплощены в статьях 22–28 Всеобщей декларации и Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах .

В Соединенных Штатах Америки президент Франклин Д. Рузвельт предложил Второй Билль о правах в своем Послании о положении страны 11 января 1944 года , охватывающий почти те же основания. Сегодня многие нации, штаты или группы наций разработали юридически обязательные декларации, гарантирующие всеобъемлющий набор прав человека, например, Европейская социальная хартия .

Некоторые штаты США приняли некоторые из этих экономических прав; например, штат Нью-Йорк закрепил право на бесплатное образование , [3] [4] а также «право на организацию и ведение коллективных переговоров », [5] и компенсация работникам , [6] в своем конституционном законе .

Эти права иногда называют « красными » правами. Они налагают на правительство обязанность уважать, продвигать и выполнять их, но это зависит от наличия ресурсов. Обязанность возлагается на государство, поскольку оно контролирует свои собственные ресурсы. Никто не имеет прямого права на жилье и права на образование . (В Южной Африке , например, право – это не право как таковое на жилье, а, скорее, «иметь доступ к достаточному жилью», [7] осуществляется на прогрессивной основе. [8] )

Долг правительства заключается в реализации этих позитивных прав.

Права человека третьего поколения

[ редактировать ]

Права человека третьего поколения — это те права, которые выходят за рамки просто гражданских и социальных, как это отражено во многих прогрессивных документах международного права , включая Стокгольмскую декларацию Конференции Организации Объединенных Наций по окружающей среде человека 1972 года , Декларацию Рио-де -Жанейро 1992 года по окружающей среде и развитию. и другие элементы в целом амбициозного « мягкого права ».

Также известные как права человека «Солидарности» , это права, которые пытаются выйти за рамки индивидуальных прав и сосредоточиться на коллективных концепциях, таких как сообщество или народ. Однако этот термин остается в значительной степени неофициальным, [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] точно так же, как часто используемое название « зеленых » прав, и, таким образом, включает чрезвычайно широкий спектр прав, в том числе:

Африканская хартия прав человека и народов гарантирует многие из них: право на самоопределение, право на развитие, право на природные ресурсы и право на удовлетворительную окружающую среду. [16] В некоторых странах также существуют конституционные механизмы для защиты прав третьего поколения. Например, комиссар венгерского парламента по вопросам будущих поколений , [17] [ fi парламента Финляндии Комитет по будущему ] и бывшая Комиссия по будущим поколениям в израильском Кнессете .

Некоторые международные организации имеют офисы по защите таких прав. Примером может служить Верховный комиссар по делам национальных меньшинств Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе . » . Задача Генерального директората по окружающей среде Европейской комиссии – «защита, сохранение и улучшение окружающей среды для нынешнего и будущих поколений, а также содействие устойчивому развитию

В нескольких юрисдикциях приняты положения по защите окружающей среды , например, конституционная статья Нью-Йорка о «вечно дикой природе», [18] которое подлежит исполнению по решению Генерального прокурора штата Нью-Йорк или любого гражданина ex rel. с согласия Апелляционной палаты . [19]

Четвертое поколение

[ редактировать ]

Некоторые аналитики утверждают, что возникает четвертое поколение прав человека, которое будет включать в себя права, которые не могут быть включены в третье поколение, будущие претензии на права первого и второго поколения и новые права, особенно в отношении технологического развития, информационных и коммуникационных технологий и киберпространство. [20]

Однако его содержание неясно, и эти аналитики не выдвигают уникального предложения. Обычно они берут некоторые права у третьего поколения и включают их в четвертое, например, право на здоровую окружающую среду или аспекты, связанные с биоэтикой . Некоторые из этих аналитиков полагают, что четвертое поколение дают права человека в отношении новых технологий . [20] в то время как другие предпочитают говорить о цифровых правах, [21] где будет найден новый набор прав, таких как:

  • Право на равный доступ к компьютерным и цифровым
  • Право на цифровое самоопределение
  • Право на цифровую безопасность
  • Право на доступ к собственным цифровым данным ( данные хабеас ) [22]

Другие отмечают, что отличительным элементом будет то, что, хотя первые три поколения относятся к человеку как к члену общества, права четвертого поколения будут относиться к человеку как к виду.

Комментарий

[ редактировать ]

Морис Крэнстон утверждал, что дефицит означает, что предполагаемые права второго и третьего поколений вообще не являются правами. [23] Если у одного человека есть право, другие обязаны уважать это право, но правительствам не хватает ресурсов, необходимых для выполнения обязанностей, вытекающих из предполагаемых прав граждан второго и третьего поколений.

Чарльз Кеслер , профессор государственного управления в колледже Клермонт-Маккенна и старший научный сотрудник Института Клермонта , утверждает, что права человека второго и третьего поколений служат попыткой скрыть политические цели, которые, вполне возможно, согласятся с большинством, являются хорошими вещами в сами по себе, на языке прав, и тем самым придают этим политическим целям неуместный смысл. По его мнению, называние социально-экономических благ «правами» по своей сути порождает родственное понятие « обязанностей », так что правительство должно принуждать других граждан отдавать вещи другим людям, чтобы реализовать эти новые права. Он также заявил, что в США новые права приводят к «национализации» принятия политических решений на федеральном уровне в нарушение федерализма. [24] В своей книге «Мягкий деспотизм, дрейф демократии » Пол Рэй, профессор колледжа Хиллсдейл , писал, что сосредоточение внимания на правах, основанных на равенстве, ведет к подчинению первоначальных гражданских прав постоянно расширяющемуся правительству, которое было бы слишком некомпетентно, чтобы обеспечить их соблюдение. граждане правы и будут просто стремиться подчинить себе больше прав. [25]

Философ XIX века Фредерик Бастиа резюмировал конфликт между этими негативными и позитивными правами , сказав:

Господин де Ламартин однажды написал мне: «Ваша доктрина — лишь половина моей программы; вы остановились на свободе; я перехожу к братству». Я ему ответил: «Вторая половина вашей программы разрушит первую половину». И действительно, мне совершенно невозможно отделить слово «братство» от слова «добровольное». Для меня совершенно невозможно представить себе братство как законное явление, без законного уничтожения свободы и законного попирания справедливости. [26]

Экономист Фридрих Хайек утверждал, что концепция « социальной справедливости » второго поколения не может иметь никакого практического политического значения:

Никакое положение дел как таковое не является справедливым или несправедливым: это происходит только тогда, когда мы предполагаем, что кто-то несет ответственность за его возникновение... В том же смысле спонтанно работающий рынок , где цены действуют как руководство к действию, не может принимать во внимание того, в чем люди в каком-либо смысле нуждаются или заслуживают, поскольку это создает распределение, которое никто не планировал, и то, что не было спроектировано, простое положение дел как таковое не может быть справедливым или несправедливым. И идея о том, что все должно быть устроено «справедливо», по сути, означает, что мы должны отказаться от рынка и обратиться к плановой экономике, в которой кто-то решает, сколько каждый должен иметь, а это, конечно, означает, что что мы можем получить это только ценой полной отмены личной свободы. [27]

факультета Нью-Йоркского университета Профессор права юридического Джереми Уолдрон написал в ответ на критику прав второго поколения:

В любом случае, аргумент от прав первого поколения к правам второго поколения никогда не должен был стать предметом концептуального анализа. Скорее, это было так: если кто-то действительно заинтересован в обеспечении гражданской или политической свободы для человека, это обязательство должно сопровождаться дальнейшей заботой об условиях жизни человека, которые позволяют ему наслаждаться и осуществлять эту свободу. С какой стати стоило бы бороться за свободу этого человека (скажем, за его свободу выбирать между А и Б), если бы он оказался в ситуации, в которой выбор между А и Б ничего для него не значил или в которой его выбор одного скорее, чем другой не окажет никакого влияния на его жизнь?» [28]

Венгерский социалист и политический экономист Карл Поланьи привел аргумент, противоположный Хайеку, в книге « Великая трансформация» . Поланьи писал, что неконтролируемый свободный рынок приведет к репрессивной экономической концентрации, а затем к использованию демократического управления, которое унижает гражданские права. [29]

Всемирная конференция по правам человека в 1993 году выступила против проведения различия между гражданскими и политическими правами (негативные права) и экономическими, социальными и культурными правами (позитивные права), что привело к принятию Венской декларации и Программы действий, провозгласивших, что «все права человека являются универсальными, неделимы, взаимозависимы и взаимосвязаны». [30]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Вашак, Карел. «30-летняя борьба; постоянные усилия по приданию силы закона Всеобщей декларации прав человека» . ЮНЕСДОК . Проверено 20 сентября 2021 г.
  2. ^ Исследования и очерки по международному гуманитарному праву и принципам Красного Креста в честь Жана Пикте, красный. Кристоф Свинарски, Международный комитет. Красного Креста; Найхофф, 1984 г.
  3. ^ Нью-Йорк Конст. ИСКУССТВО. XI, § 1, находится на веб-сайте Ассамблеи штата Нью-Йорк . Проверено 23 февраля 2012 г.
  4. ^ Кампания за фискальное равенство, Inc. против штата , 86 NY2d 307 (1995). Краткое изложение дела можно найти на [1] веб-сайте Корнеллской юридической школы . Проверено 23 февраля 2012 г.
  5. ^ Нью-Йорк Конст. ИСКУССТВО. I, § 17, можно найти на веб-сайте Ассамблеи штата Нью-Йорк . Проверено 23 февраля 2012 г.
  6. ^ Нью-Йорк Конст. ИСКУССТВО. I, § 18, можно найти на веб-сайте Ассамблеи штата Нью-Йорк . Проверено 23 февраля 2012 г.
  7. ^ Конституция Южно-Африканской Республики , 1996 г. , стр. 26 (1).
  8. ^ сс 26 (2).
  9. ^ «Права человека на солидарность» . Исипедия (на испанском языке) . Проверено 12 мая 2020 г.
  10. ^ «Что такое права человека третьего поколения?» (на испанском языке). Испанский комитет УВКБ ООН. Апрель 2017 года . Проверено 12 мая 2020 г.
  11. ^ «Права третьего поколения» (на испанском языке). Международная амнистия в Каталонии . Проверено 12 мая 2020 г.
  12. ^ «Три поколения прав человека» . Глобализация 101 . Институт Левина — Государственный университет Нью-Йорка . Проверено 12 мая 2020 г.
  13. ^ Дженсен, Стивен. «Отвержение теории прав человека трех поколений» . Откройте глобальные права . Проверено 12 мая 2020 г.
  14. ^ Домарадский, Спасимир; Хвостова, Маргарита; Пуповац, Давид (6 сентября 2019 г.). «Поколения прав Карела Васака и современный дискурс прав человека» . Обзор прав человека . 20 (4). Спрингер: 423–443. дои : 10.1007/s12142-019-00565-x .
  15. ^ Корнеску, Адриан (2009). «Поколения прав человека» (PDF) . Проверено 12 мая 2020 г.
  16. ^ Африканская хартия прав человека и народов , статьи 20, 21, 22 и 24.
  17. ^ Примечания: Комиссар венгерского парламента по вопросам будущих поколений.
  18. ^ Нью-Йорк Конст. СТАТЬЯ XIV, § 1. Найдено на веб-сайте Ассамблеи штата Нью-Йорк . Проверено 23 февраля 2012 г.
  19. ^ Нью-Йорк Конст. СТАТЬЯ XIV, § 5. Найдено на веб-сайте Ассамблеи штата Нью-Йорк . Проверено 23 февраля 2012 г.
  20. ^ Jump up to: а б Бустаманте, Хавьер (сентябрь 2001 г.). «На пути к четвертому поколению прав человека: переосмысление условий жизни человека в технологическом обществе» . Иберо-американский журнал науки, технологий, общества и инноваций (на испанском языке). Мадрид: Организация иберо-американских государств . Проверено 12 мая 2020 г.
  21. ^ Риофрио, Хуан Карлос (2014). «Четвертая волна прав человека: цифровые права» . Латиноамериканский журнал по правам человека (на испанском языке). 25 (1): 15–45 . Проверено 12 мая 2020 г.
  22. ^ «Права человека третьего и четвертого поколений» . Юридическая встреча (на испанском языке). Январь 2013 года . Проверено 12 мая 2020 г.
  23. ^ Крэнстон, Морис. «Права человека: реальные и предполагаемые», в «Политической теории и правах человека » под редакцией Д.Д. Рафаэля (Блумингтон: Indiana University Press, 1967), стр. 43–51.
  24. ^ «Чарльз Кеслер о Великом либеральном проекте» . Необычные знания . 28 мая 2009 года. Архивировано из оригинала 15 июля 2009 года . Проверено 5 января 2010 г.
  25. ^ «Мягкий деспотизм с Полем Раэ» . Необычные знания . 19 ноября 2009 года. Архивировано из оригинала 4 января 2010 года . Проверено 5 января 2010 г.
  26. ^ Бастиа, Фредерик (1850). «Закон». Избранные очерки по политической экономии . Ирвингтон-он-Гудзон, штат Нью-Йорк: Фонд экономического образования, Inc.
  27. ^ Хэзлетт, Томас В. (июль 1992 г.). «Дорога от крепостничества: предвидение падения» . Причина . Проверено 4 января 2010 г.
  28. ^ Джереми Уолдрон, 1993. Либеральные права: Сборник статей, стр. 7, 1981–91. ISBN   0-521-43617-6
  29. ^ Карл Поланьи (2001). Великая трансформация . Маяк Пресс . ISBN  978-0-8070-5643-1 .
  30. ^ Венская декларация и Программа действий , Часть I, пункт 5.


Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 9f16b69c52a755bc70b58ac6371b4932__1695763680
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/9f/32/9f16b69c52a755bc70b58ac6371b4932.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Three generations of human rights - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)