Права
Права |
---|
Теоретические различия |
Права человека |
Права бенефициара |
Другие группы прав |
Права это юридические , социальные или этические принципы свободы прав или — ; то есть права — это фундаментальные нормативные правила относительно того, что разрешено людям или что они обязаны людям в соответствии с некоторой правовой системой, социальным соглашением или этической теорией. [1] Права имеют важное значение [ нужна ссылка ] важное значение в таких дисциплинах, как право и этика , особенно теории справедливости и деонтологии .
История социальных конфликтов часто сопровождалась попытками определить и переопределить права. Согласно Стэнфордской энциклопедии философии , «права структурируют форму правления, содержание законов и форму морали , как она воспринимается в настоящее время». [1]
Виды прав [ править ]
Натуральное и легальное [ править ]
- Естественные права — это права, которые являются «естественными» в смысле «не искусственных, не созданных человеком», как, например, права, вытекающие из человеческой природы или из указов бога . Они универсальны; то есть они применимы ко всем людям и не вытекают из законов какого-либо конкретного общества. Они существуют обязательно, присущи каждому человеку и не могут быть отняты. Например, утверждалось, что люди имеют естественное право на жизнь . Их иногда называют моральными правами или неотъемлемыми правами .
- Юридические права , напротив, основаны на обычаях общества, законах, статутах или действиях законодательных органов . Примером юридического права является право голоса граждан. Гражданство само по себе часто рассматривается как основа наличия законных прав и определяется как «право иметь права». Юридические права иногда называют гражданскими правами или статутными правами в культурном и политическом отношении, и являются относительными поскольку их значение зависит от конкретного социального контекста.
Некоторые мыслители рассматривают права только в одном смысле, в то время как другие признают, что оба смысла имеют определенную ценность. На протяжении всей истории по поводу этих чувств велись серьезные философские дебаты. Например, Джереми Бентам считал, что законные права являются сутью прав, и отрицал существование естественных прав. [2] тогда как Фома Аквинский считал, что права, подразумеваемые позитивным правом , но не основанные на естественном праве, вообще не являются правами в собственном смысле слова, а являются лишь фасадом или притворством прав.
свободы против Претензия
- Право требования – это право, которое влечет за собой возникновение у другого лица обязанности перед правообладателем. или воздержаться от него Кто-то другой должен сделать что-либо для держателя претензии , например, оказать ему или ей услугу или поставить товар; то есть он или она имеет право на эту услугу или продукт (другой термин — вещь в действии ). [3] Логически эту идею можно выразить так: «Человек А претендует на то, чтобы человек Б сделал что-то тогда и только тогда, когда у Б есть обязанность перед А сделать это что-то». Каждое право требования предполагает, что какой-то другой носитель обязанностей должен выполнить некоторую обязанность, чтобы требование было удовлетворено. Эта обязанность может заключаться в том, чтобы действовать или воздерживаться от действий. Например, во многих юрисдикциях признаются широкие права притязаний на такие вещи, как «жизнь, свобода и собственность»; эти права налагают на других обязательство не нападать на человека, не ограничивать его и не использовать его собственность без разрешения заявителя. Аналогичным образом, в юрисдикциях, где услуги социального обеспечения гарантированы, граждане имеют законные права требовать предоставления этих услуг.
- Право на свободу или привилегия , напротив, — это просто свобода или разрешение для правообладателя что-то делать, и у других сторон нет никаких обязательств делать или не делать что-либо. [3] Логически это можно выразить так: «Человек А имеет привилегию сделать что-то тогда и только тогда, когда у А нет обязанности не делать этого чего-то». Например, если человек имеет законное право на свободу слова, это просто означает, что ему не запрещено законом говорить свободно: это не означает, что кто-то должен помогать ему говорить или слушать его речь; или даже, по сути, воздерживаться от того, чтобы мешать им говорить, хотя другие права, такие как право на свободу от нападения, могут серьезно ограничивать то, что другие могут сделать, чтобы остановить их.
Права на свободу и права требования являются обратными друг другу: человек имеет право на свободу, позволяющее ему делать что-то только в том случае, если нет другого человека, у которого есть право требования, запрещающее ему это делать. Аналогично, если человек имеет право требования к кому-либо другому, то свобода этого другого человека ограничивается. Например, человек имеет свободное право идти по тротуару и может свободно решать, делать это или нет, поскольку нет обязанности ни делать это, ни воздерживаться от этого. Но у пешеходов может быть обязанность не ходить по определенным землям, например, частной собственности других людей, на которую эти другие люди имеют право требования. человека Таким образом, право другого на свободу передвижения простирается ровно до той точки, где право требования ограничивает его или ее свободу.
Положительное и отрицательное [ править ]
В каком-то смысле право — это разрешение что-то делать или право на определенную услугу или обращение со стороны других, и эти права называются позитивными правами . Однако в другом смысле права могут допускать или требовать бездействия, и это называется негативными правами ; они разрешают или требуют ничего не делать. Например, в некоторых странах, например в США , граждане имеют положительное право голосовать и отрицательное право не голосовать; люди могут отказаться голосовать на конкретных выборах без наказания. Однако в других странах, например в Австралии , граждане имеют положительное право голосовать, но не имеют отрицательного права не голосовать, поскольку голосование является обязательным . Соответственно:
- Позитивные права — это разрешения делать что-то или права, которые должны быть выполнены. Одним из примеров позитивного права является так называемое «право на благосостояние». [4]
- Негативные права — это разрешение не делать что-либо или право остаться в покое. Часто на это различие ссылаются либертарианцы , которые думают о негативном праве как о праве на невмешательство, например, о праве не подвергаться нападению. [4]
Хотя позитивные и негативные права называются одинаково, их не следует путать с активными правами (которые включают в себя «привилегии» и «полномочия») и пассивными правами (которые включают в себя «притязания» и «иммунитеты»).
Индивидуальный или групповой [ править ]
Этот раздел написан как личное размышление, личное эссе или аргументативное эссе , в котором излагаются личные чувства редактора Википедии или представлены оригинальные аргументы по определенной теме. ( февраль 2024 г. ) |
- Индивидуальные права — это права, которыми обладают отдельные люди независимо от их принадлежности к группе или ее отсутствия.
- групповые права , включая права наций Утверждалось, что , существуют, когда группа рассматривается как нечто большее, чем просто совокупность или совокупность отдельных лиц, а как самостоятельная сущность. Другими словами, можно рассматривать группу как отдельное существо само по себе; это похоже на расширенную личность, корпоративное тело, которое имеет четкую волю и силу действий и может рассматриваться как обладающее правами . прав наций, включая национальное право на самоопределение . Приводятся доводы в пользу [5] а взвод солдат в бою можно рассматривать как отдельную группу, поскольку отдельные члены готовы рисковать своей жизнью ради выживания группы, и, следовательно, группу можно рассматривать как имеющую «право», превосходящее право любого отдельного члена; например, солдат, не подчиняющийся офицеру, может быть наказан, а возможно, даже убит за нарушение повиновения. Но есть и другой смысл групповых прав, согласно которому людей, являющихся членами группы, можно считать обладающими особыми индивидуальными правами в силу их членства в группе. В этом смысле набор прав, которыми обладают индивиды как члены группы, расширяется благодаря их членству в группе. Например, можно считать, что работники, являющиеся членами такой группы, как профсоюз, обладают расширенными индивидуальными правами из-за своего членства в профсоюзе, например, права на определенные условия труда или заработную плату. [ нужна ссылка ]
Между индивидуальными и групповыми правами может возникнуть напряженность. Классическим примером столкновения групповых и индивидуальных прав являются конфликты между профсоюзами и их членами. Например, отдельные члены профсоюза могут желать, чтобы заработная плата превышала согласованную профсоюзом заработную плату, но они не могут делать дальнейшие запросы; в так называемом закрытом цехе , где действует соглашение о профсоюзном обеспечении , только профсоюз имеет право решать вопросы для отдельных членов профсоюза, например, ставки заработной платы. Итак, преобладают ли предполагаемые «индивидуальные права» рабочих в отношении надлежащей заработной платы? Или преобладают «групповые права» профсоюза в отношении надлежащей заработной платы? [ нужна ссылка ]
Австрийская школа экономики считает, что думают, чувствуют и действуют только индивидуумы, независимо от того, являются ли они членами какой-либо абстрактной группы или нет. Таким образом, по мнению экономистов этой школы, общество следует анализировать, начиная с индивида. Эта методология называется методологическим индивидуализмом и используется экономистами для обоснования прав личности . [ нужна ссылка ] Точно так же автор Айн Рэнд утверждала, что только люди имеют права, согласно ее философии, известной как объективизм . [6] Однако другие утверждают, что существуют ситуации, в которых считается, что группа людей обладает правами или групповыми правами .
Другие чувства [ править ]
Этот раздел написан как личное размышление, личное эссе или аргументативное эссе , в котором излагаются личные чувства редактора Википедии или представлены оригинальные аргументы по определенной теме. ( февраль 2024 г. ) |
Другие различия между правами основаны больше на исторической связи или семейном сходстве , чем на точных философских различиях. К ним относятся различие между гражданскими и политическими правами и экономическими, социальными и культурными правами статьи Всеобщей декларации прав человека , на которые часто делятся . Другая концепция прав группирует их в три поколения . Эти различия во многом совпадают с различиями между негативными и позитивными правами , а также между индивидуальными и групповыми правами , но эти группы не являются полностью одинаковыми.
Политика [ править ]
Права часто включаются в число основополагающих вопросов, для решения которых созданы правительства и политика. Часто развитие этих социально-политических институтов формирует диалектические отношения с правами. [ нужна ссылка ]
Права по конкретным вопросам или права отдельных групп часто вызывают особую озабоченность. Часто эти опасения возникают, когда права вступают в конфликт с другими правовыми или моральными вопросами, а иногда даже с другими правами. Проблемы, вызывающие обеспокоенность, исторически включали права коренных народов , трудовые права , права ЛГБТ , репродуктивные права , права инвалидов , права пациентов и права заключенных . С усилением мониторинга и информационным обществом информационные права , такие как право на неприкосновенность частной жизни, становятся все более важными. [ нужна ссылка ]
Некоторые примеры групп, права которых вызывают особую озабоченность, включают животных , [7] и среди людей такие группы, как дети [8] и молодежь , родители (и матери , и отцы ), а также мужчины и женщины . [9]
Соответственно, политика играет важную роль в развитии или признании вышеупомянутых прав, и дискуссия о том, какое поведение включено в число «прав», является постоянной важной политической темой. Концепция прав варьируется в зависимости от политической ориентации. Позитивные права, такие как «право на медицинскую помощь», чаще подчеркиваются левыми мыслителями, в то время как правые мыслители больше внимания уделяют негативным правам, таким как «право на справедливое судебное разбирательство». [ нужна ссылка ]
Кроме того, термин «равенство» , который часто связан со значением «прав», часто зависит от политической ориентации. Консерваторы , правые либертарианцы и сторонники свободного рынка часто отождествляют равенство с равенством возможностей и хотят того, что они считают равными и справедливыми правилами в процессе создания вещей, при этом соглашаясь с тем, что иногда эти справедливые правила приводят к неравным результатам. Напротив, социалисты рассматривают дисбаланс сил в отношениях между работодателем и работником при капитализме как причину неравенства и часто рассматривают неравные результаты как препятствие на пути к равенству возможностей. Они склонны рассматривать равенство результатов как признак равенства и поэтому считают, что люди имеют право на часть необходимых вещей, таких как здравоохранение , экономическая помощь или жилье , которые соответствуют их потребностям. [10] [ нужен лучший источник ]
Философия [ править ]
В философии метаэтика свойств — это раздел этики, который стремится понять природу этических , утверждений, отношений и суждений. Метаэтика — одна из трёх ветвей этики, общепризнанных философами , остальные — нормативная этика и прикладная этика .
В то время как нормативная этика рассматривает такие вопросы, как «Что следует делать?», Подтверждая тем самым одни этические оценки и отвергая другие, метаэтика рассматривает такие вопросы, как «Что такое добро?» и «Как отличить хорошее от плохого?», стремясь понять природу этических свойств и оценок.
Этика прав является ответом на метаэтический вопрос о том, чем занимается нормативная этика (метаэтика также включает группу вопросов о том, как этика становится известной, истинной и т. д., которые непосредственно не рассматриваются этикой прав).Этика прав утверждает, что нормативная этика касается прав. Альтернативные метаэтические теории заключаются в том, что этика связана с одним из следующих вопросов:
- Обязанности ( деонтология )
- Ценность ( аксиология )
- Добродетель ( этика добродетели )
- Последствия ( консеквенциализм , например утилитаризм )
Этика прав оказала значительное влияние на политическое и социальное мышление. Всеобщая декларация прав человека дает несколько конкретных примеров широко признанных прав.
Критика [ править ]
Некоторые философы критиковали некоторые права как онтологически сомнительные сущности. [ нужна ссылка ]
История [ править ]
Конкретный перечень прав сильно различался в разные периоды истории. Во многих случаях система прав, провозглашенная одной группой, вступала в острый и горький конфликт с правами других групп. В политической сфере, где права исторически были важным вопросом, конституционные положения различных государств иногда затрагивают вопрос о том, кто какими законными правами обладает.
Исторически сложилось так, что многие понятия о правах были авторитарными и иерархическими : разным людям предоставлялись разные права, а некоторые имели больше прав, чем другие. Например, право отца на уважение сына не означало права сына получить что-то в обмен на это уважение; и божественное право королей , которое допускало абсолютную власть над подданными, не оставляло больших возможностей для многих прав самим подданным. [11]
Напротив, современные концепции прав часто подчеркивают свободу и равенство как одни из наиболее важных аспектов прав, как это было очевидно в Американской и Французской революциях.
Важные документы в политической истории прав включают:
- Персидская империя древнего Ирана установила беспрецедентные принципы прав человека в VI веке до нашей эры при Кире Великом . После завоевания Вавилона в 539 г. до н.э. царь издал цилиндр Кира , обнаруженный в 1879 г. и воспринимаемый некоторыми сегодня как первый документ о правах человека. [12] [13] [14]
- Конституция Медины (622 г. н.э.; Аравия) установила ряд прав для мусульман, евреев, последователей лагеря и «верующих» Медины. [15]
- Великая хартия вольностей (1215; Англия ) требовала от короля Англии отказаться от определенных прав и уважать определенные юридические процедуры, а также признать, что воля короля может быть связана законом , после того как король Джон пообещал своим баронам, что он будет следовать «закону земля». Хотя Великая хартия вольностей изначально представляла собой набор правил, которым должен был следовать король, и в основном защищала собственность аристократических землевладельцев, сегодня она рассматривается как основа определенных прав для простых людей, таких как право на надлежащую правовую процедуру. [16]
- ( Арброатская декларация 1320; Шотландия ) установила право народа выбирать главу государства (см. Народный суверенитет ).
- Генрицианские статьи (1573; Польша-Литва) или Статьи короля Генриха представляли собой постоянный договор, в котором излагались основные принципы управления и конституционного права в Речи Посполитой, включая права дворянства выбирать короля, собираться в парламенте. одобрение которого требовалось для взимания налогов и объявления войны или мира, религиозной свободы и права на восстание в случае, если король нарушил законы республики или права дворянства.
- Билль о правах (1689; Англия) провозгласил, что англичане , воплощенные в парламенте , обладают определенными гражданскими и политическими правами; « Заявление о праве» (1689 г.; Шотландия) было похожим, но отличным.
- Декларация прав Вирджинии (1776 г.) Джорджа Мейсона провозгласила неотъемлемые естественные права и разделение властей .
- Декларация независимости Соединенных Штатов (1776 г.) кратко определила права человека как включающие, помимо прочего, « жизнь, свободу и стремление к счастью », которые позже повлияли на « свободу, равенство, братство » (свобода, равенство, братство). ) во Франции. [17] Эту фразу также можно найти в главе III статьи 13 Конституции Японии 1947 года . [18] [ нужен неосновной источник ] и в принятой президентом Хо Ши Мином декларации независимости Демократической Республики Вьетнам, в 1945 году . [19] [ нужен неосновной источник ] Альтернативная фраза «жизнь, свобода и собственность» встречается в Декларации колониальных прав , резолюции Первого Континентального Конгресса . Кроме того, статья 3 Всеобщей декларации прав человека гласит: «Каждый имеет право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность».
- Декларация прав человека и гражданина (1789; Франция), один из основополагающих документов Французской революции , определила комплекс индивидуальных прав и коллективных прав народа.
- Статут о свободе вероисповедания Вирджинии (1785 г., США), написанный Томасом Джефферсоном в 1779 г., представлял собой документ, утверждавший право человека формировать личные отношения с Богом без вмешательства государства.
- ( Билль о правах Соединенных Штатов 1789–1791; Соединенные Штаты), первые десять поправок к Конституции Соединенных Штатов, определяли права отдельных лиц, в которые правительство не могло вмешиваться, включая права на свободу собраний, свободу религии, суд присяжных, и право хранить и носить оружие.
- Конституция Польши-Литвы (1791 г.; Польша-Литва) была первой конституцией в Европе и второй в мире. Он основывался на предыдущих польских законодательных документах, таких как статьи Генрициана, а также на конституции США , и в нем также определялись многие права.
- Всеобщая декларация прав человека (1948 г.) представляет собой всеобъемлющий набор стандартов, по которым правительства, организации и отдельные лица будут оценивать свое поведение по отношению друг к другу. [ нужна ссылка ] В преамбуле говорится, что «...признание присущего достоинства и равных и неотъемлемых прав всех членов человеческой семьи является основой свободы , справедливости и мира во всем мире...»
- Европейская конвенция по правам человека (1950 г.; Европа) была принята под эгидой Совета Европы для защиты прав человека и основных свобод.
- Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 г.), последовавший за Всеобщей декларацией прав человека , касается гражданских и политических прав .
- Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.), еще одно продолжение Всеобщей декларации прав человека , касается экономических, социальных и культурных прав .
- Канадская Хартия прав и свобод (1982 г.; Канада) была создана для защиты прав канадских граждан от действий и политики всех уровней власти. [20] [ нужен неосновной источник ]
- Хартия основных прав Европейского Союза (2000 г.) является одним из последних предложенных юридических инструментов, касающихся прав человека.
См. также [ править ]
- Права животных
- Договорные права
- Конституционализм
- Поступок
- Верно
- Равные права (значения) , различные значения
- Эксклюзивные права
- Свобода религии
- Свобода слова
- Свобода печати
- История гражданства
- Юриспруденция
- Прерогатива
- Право на питание
- Право на жилье
- Право на собственность
- Право на воду
- Право на достаточный жизненный уровень
- Право на здоровье
- Право на социальное обеспечение
- Правило в соответствии с высшим законом
- Социальный контракт
Организации:
Ссылки [ править ]
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Венар, Лейф (9 июля 2007 г.). «Права» . Стэнфордская энциклопедия философии . Стэнфордский университет . Проверено 21 декабря 2009 г.
Права доминируют в большинстве современных представлений о том, какие действия являются правильными и какие институты справедливы. Права определяют формы нашего правительства, содержание наших законов и форму морали, как мы ее воспринимаем. Принять набор прав — значит одобрить распределение свободы и власти и, таким образом, поддержать определенный взгляд на то, что можно, что нужно и что нельзя делать.
- ^ Харрисон, Росс (1995). «Джереми Бентам» . В Хондерихе, Тед (ред.). Оксфордский справочник по философии . Издательство Оксфордского университета. стр. 85–88. Архивировано из оригинала 29 января 2017 г. Проверено 1 декабря 2012 г. Также см. Свит, Уильям (11 апреля 2001 г.). «Джереми Бентам» . Интернет-энциклопедия философии . Проверено 7 января 2011 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Права человека | Интернет-энциклопедия философии» . Проверено 14 ноября 2020 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Венар, Лейф (9 июля 2007 г.). «Права» . Стэнфордская энциклопедия философии . Стэнфордский университет . Проверено 21 декабря 2009 г.
Различие между негативными и позитивными правами популярно среди некоторых теоретиков-нормативистов, особенно тех, кто склонен к либертарианству. Обладатель негативного права имеет право на невмешательство, а обладатель позитивного права имеет право на предоставление какого-либо товара или услуги. Право на защиту от нападения является классическим примером негативного права, тогда как право на социальную помощь является прототипом позитивного права.
- ^ Папа Иоанн Павел II , Социальная забота , раздел 15, опубликовано 30 декабря 1987 г., по состоянию на 29 июля 2023 г.
- ^ Айн Рэнд (18 декабря 2009 г.). «Достоинство эгоизма: права личности» . Лексикон Айн Рэнд . Проверено 18 декабря 2009 г.
Индивидуальные права не подлежат публичному голосованию; большинство не имеет права голосовать за права меньшинства; политическая функция прав состоит именно в защите меньшинств от угнетения со стороны большинства (а самое маленькое меньшинство на земле — это индивидуум). см. стр. 104. См. также: Коллективизированные права
- ^ Кейт Пикерт (9 марта 2009 г.). «Тайный следователь по правам животных» . Журнал «Тайм» . Архивировано из оригинала 10 марта 2009 года . Проверено 21 декабря 2009 г.
Одним из самых мощных инструментов, которыми располагают активисты по защите прав животных, являются видеозаписи, снятые в таких местах, как плохо управляемые собачьи питомники, центры тестирования животных и промышленные фермы, которые используются в качестве мрачного доказательства жестокости, которая может иметь место. Но как борцы за права животных на самом деле получают эти видео?
- ^ Виктория Бернетт (26 июля 2007 г.). «Хьюман Райтс Вотч заявляет, что дети-мигранты на Канарских островах подвергаются риску» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 21 декабря 2009 г.
Они должны немедленно разработать план закрытия этих центров», — заявила в телефонном интервью Симона Троллер, автор доклада и исследователь прав детей Хьюман Райтс Вотч в Европе. «Пока эти центры продолжают существовать, мы считаем, что дети продолжают находиться в зоне риска.
- ^ «Мыльные оперы способствуют повышению прав человека, говорит Global Economist» . Утренний выпуск . ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЯДЕРНЫЙ РЕАКТОР. 21 октября 2009 г. Архивировано из оригинала 25 декабря 2009 г. Проверено 21 декабря 2009 г.
Во многих из этих программ местного производства представлены сильные женские персонажи. Когда Rede Globo начала вещание в своей родной Бразилии в 1965 году, у среднестатистической женщины было около шести детей — сейчас у среднестатистической женщины нет детей или один ребенок.
- ^ Ремер, Джон Э. (14 декабря 2005 г.). «Ремер о равенстве возможностей» . Новый Экономист (Блог). Новый экономист . Проверено 21 декабря 2009 г.
Равенство возможностей следует противопоставлять равенству результатов. В то время как защита последнего традиционно ассоциировалась с левой политической философией, первая поддерживалась правой политической философией. Равенство результатов не позволяет возлагать на людей ответственность за неосмотрительные действия, которые, при отсутствии возмещения, могут снизить ценность результатов, которыми они наслаждаются, или за мудрые действия, которые могут поднять ценность результатов выше уровня других. Равенство возможностей, напротив, «уравнивает правила игры», так что у всех есть потенциал для достижения одинаковых результатов; будут ли они это делать, зависит от индивидуального выбора.
- ^ «Божественное право королей» . Би-би-си. 11 октября 2007 г. Проверено 21 декабря 2009 г.
[...] идея о том, что король является священным человеком, назначенным Богом и выше суждения земных властей [...], была названа Божественным правом королей и настолько прочно вошла в британскую культуру в 17 веке, что сформировала пышность и пышность монархов Стюартов пронизали творчество Шекспира и спровоцировали политическое мышление Мильтона и Локка.
- ^ «Первое глобальное заявление о неотъемлемом достоинстве и равенстве» . Объединенные Нации . Проверено 13 сентября 2010 г.
- ^ Лорен, Пол Гордон (2003). «Философские взгляды: человеческая природа, естественный закон и естественные права». Эволюция международных прав человека: увиденные перспективы . Филадельфия: Издательство Пенсильванского университета. ISBN 0-8122-1854-Х .
- ^ Робертсон, Артур Генри; Мерриллс, Дж. Г. (1996). Права человека в мире: введение в изучение международной защиты прав человека . Манчестер: Издательство Манчестерского университета. ISBN 978-0-7190-4923-1 .
- ^ Р.Б. Сержант , Сунна Джамиа, договоры с евреями Ясриба и Тахрим Ясриба: анализ и перевод документов, включенных в так называемую «Конституцию Медины» . Бюллетень Школы восточных и африканских исследований Лондонского университета, Vol. 41, № 1. (1978), с. 4.
- ^ Лепор, Джилл (13 апреля 2015 г.). «Миф о Великой хартии вольностей» . Житель Нью-Йорка . ISSN 0028-792X . Проверено 10 февраля 2024 г.
- ^ Дайк, Рэнд (2000). Канадская политика: критические подходы (3-е изд.). Томас Нельсон . ISBN 978-0-17-616792-9 .
- ^ «Конституция Японии 1947 года» . Ганноверский сборник исторических текстов . Исторический факультет Ганноверского колледжа.
- ^ «Декларация независимости Вьетнама, 1945 год» . Проект «Справочники по истории Интернета» .
- ^ «Узнай об Уставе» . Система правосудия Канады . Министерство юстиции Канады. 12 апреля 2018 г. Проверено 2 февраля 2019 г.