История прав человека
Права |
---|
![]() |
Теоретические различия |
Права человека |
Права бенефициара |
Другие группы прав |
Хотя вера в святость человеческой жизни имеет древние прецеденты во многих религиях мира, основы современных прав человека зародились в эпоху гуманизма эпохи Возрождения в период раннего Нового времени . Европейские религиозные войны семнадцатого века и гражданские войны в Королевстве Англии породили философию либерализма, а вера в естественные права стала центральной проблемой европейской интеллектуальной культуры в эпоху Просвещения восемнадцатого века . Идеи естественных прав , основанные на естественном праве , лежали в основе Американской и Французской революций , произошедших в конце того столетия, но идея прав человека возникла позже. Демократическая эволюция в девятнадцатом веке проложила путь к появлению всеобщего избирательного права в двадцатом веке. Две мировые войны привели к созданию Всеобщей декларации прав человека .
В послевоенную эпоху возникли движения, возникшие из определенных групп, испытывающих недостаток в своих правах, таких как феминизм и гражданские права афроамериканцев. Правозащитные движения членов советского блока возникли в 1970-х годах вместе с движениями за права рабочих на Западе. Движения быстро набрали силу, поскольку социальная активность и политическая риторика во многих странах поставили права человека на первое место в мировой повестке дня. [1] К 21 веку, как утверждает историк Сэмюэл Мойн, движение за права человека вышло за пределы своего первоначального антитоталитаризма и включило в себя многочисленные причины, связанные с гуманитаризмом и социально-экономическим развитием в развивающемся мире . [2]
История прав человека была сложной. Например, многие установленные права будут заменены другими системами, которые отклоняются от их первоначального западного дизайна. Стабильные институты могут быть искоренены, например, в случае конфликтов, таких как война и терроризм, или изменения в культуре. [3]
Древние и досовременные эпохи
[ редактировать ]Некоторые понятия праведности, присутствующие в древних законах и религии, иногда ретроспективно включаются в термин «права человека». В то время как философы Просвещения предполагают светский общественный договор между правителями и управляемыми, древние традиции сделали аналогичные выводы из представлений о божественном законе , а в эллинистической философии - естественном законе . Сэмюэл Мойн предполагает, что концепция прав человека переплетается с современным чувством гражданства , которое появилось только в последние несколько сотен лет. [4] Тем не менее, соответствующие примеры существуют в древние и досовременные эпохи, хотя у древних народов не было такой же современной концепции универсальных прав человека. [5]
Древняя Западная Азия
[ редактировать ]
Реформы Урукагины из Лагаша , самого раннего известного юридического кодекса ( ок. 2350 г. до н.э. ), часто считаются ранним примером реформы. Профессор Норман Йоффи писал, что после Игоря М. Дьяконова «большинство переводчиков считают, что Урукагина, сам не принадлежавший к правящей династии в Лагаше, вообще не был реформатором. Действительно, пытаясь обуздать посягательство светской власти за счет храмовых прерогатив он был, если применять современный термин, реакционером». [6] Автор Мэрилин Френч писала, что открытие наказаний за супружескую измену для женщин, но не для мужчин, представляет собой «первое письменное свидетельство деградации женщин». [6] [7] Самый старый из сохранившихся на сегодняшний день юридических кодексов — это неошумерский кодекс Ур-Намму ( ок. 2050 г. до н. э. ). также было издано несколько других сводов законов В Месопотамии , в том числе Кодекс Хаммурапи ( ок. 1780 г. до н.э. ), один из самых известных примеров документов такого типа. В нем показаны правила и наказания в случае их нарушения по различным вопросам, включая права женщин , права мужчин , права детей и права рабов .
Африка
[ редактировать ]Северо-восточная африканская цивилизация Древнего Египта. [8] поддерживал основные права человека. [9] Например, фараон Бокхорис (725–720 до н. э.) продвигал права личности , отменил тюремное заключение за долги и реформировал законы, касающиеся передачи собственности. [9]
Античность
[ редактировать ]
Многие историки предполагают, что Персидская империя Ахеменидов в древнем Иране установила беспрецедентные принципы прав человека в VI веке до нашей эры при Кире Великом . После завоевания Нововавилонской империи в 539 г. до н.э. царь издал цилиндр Кира , обнаруженный в 1879 г. и воспринимаемый некоторыми сегодня как первый документ о правах человека. [10] [11] [12] Некоторые комментаторы связывают цилиндр с указами Кира, записанными в Книгах Паралипоменон , Неемии и Ездры , в которых говорится, что Кир позволил (по крайней мере, некоторым из них) евреям вернуться на родину из вавилонского плена . Кроме того, в нем говорилось о свободе исповедовать свою веру без преследований и принудительного обращения. [13] [14] По словам историка искусства Нила МакГрегора , провозглашение полных религиозных свобод в Вавилоне и других частях Персидской империи стало важным источником вдохновения для выдающихся мыслителей в области прав человека тысячелетия спустя, особенно в Соединенных Штатах. [15]
В отличие от вышеупомянутой точки зрения, интерпретация Цилиндра как « хартии прав человека» была отвергнута другими историками и охарактеризована некоторыми другими как политическая пропаганда, разработанная режимом Пехлеви . [16] Немецкий историк Йозеф Визехёфер утверждает, что образ «Кира как поборника политики ООН в области прав человека… является таким же фантомом, как гуманный и просвещенный персидский шах». [17] в то время как историк Элтон Л. Дэниел назвал такую интерпретацию «довольно анахроничной » и тенденциозной. [18] Цилиндр сейчас хранится в Британском музее , а его копия хранится в штаб-квартире ООН .
Многие мыслители указывают на то, что концепция гражданства зародилась еще в ранних полисах Древней Греции, где все свободные граждане имели право выступать и голосовать в политическом собрании. [19]
Закон «Двенадцати таблиц» установил принцип «Privilegia ne irroganto», что буквально означает «нельзя навязывать привилегии».
Император Маурьев , правивший с 268 по 232 год до нашей Ашока эры, основал крупнейшую империю в Южной Азии. После якобы разрушительной войны Калинга Ашока принял буддизм и отказался от экспансионистской политики в пользу гуманитарных реформ. По всей его империи были установлены Указы Ашоки , содержащие «Закон благочестия». [20] Эти законы запрещали религиозную дискриминацию и жестокость по отношению как к людям, так и к животным. [21] Указы подчеркивают важность толерантности в государственной политике правительства. Убийство или захват военнопленных также осуждался Ашокой. [22] Некоторые источники утверждают, что рабства также не существовало в древней Индии. [23] Греческие записи говорят, что во время правления Сандрокотта рабство отсутствовало. [24]
В Древнем Риме ius gentium или jus gentium было правом, которым гражданин обладал просто в силу своего гражданства. [25] Концепция римского права является предшественником права, как оно понимается в западноевропейской традиции. Слово « справедливость » происходит от слова ius . Законодательство о правах человека в Римской империи включало введение презумпции невиновности. императором Антонином Пием [26] и Миланский эдикт императора Константина Великого, устанавливающий полную свободу вероисповедания. [27]
Термин «права человека» придумал Тертуллиан в своем письме «К лопатке», в котором он писал о религиозной свободе в Римской империи. [28] [29] В этом письме он приравнял «фундаментальные права человека» к «привилегии природы».
Ранний исламский халифат
[ редактировать ]Историки в целом согласны с тем, что Мухаммед проповедовал против того, что он считал социальным злом своего времени: [30] и что исламские социальные реформы в таких областях, как социальное обеспечение , структура семьи, рабство и права женщин и этнических меньшинств, были направлены на улучшение того, что присутствовало в существующем арабском обществе в то время. [31] [32] [33] [34] [35] [36] Например, по словам Бернарда Льюиса , ислам «с самого начала осудил аристократические привилегии, отверг иерархию и принял формулу карьеры, открытой для талантов». [ который? ] [31] Джон Эспозито видит в Мухаммеде реформатора, который осудил практику арабов-язычников, такую как детоубийство женского пола , эксплуатацию бедных, ростовщичество , убийства, фальшивые контракты и воровство. [37] Бернард Льюис считает, что эгалитарная природа ислама «представляет собой очень значительный шаг вперед по сравнению с практикой как греко-римского, так и древнеперсидского мира». [31] Мухаммед также включил в свои божественные откровения арабские и Моисеевы законы и обычаи того времени. [38]
Конституция Медины , также известная как Хартия Медины , была разработана Мухаммедом в 622 году. Она представляла собой официальное соглашение между Мухаммедом и всеми значительными племенами и семьями Ясриба (позже известного как Медина ), включая мусульман , евреев и язычники . [39] [40] Документ был составлен с явной целью положить конец ожесточенной межплеменной борьбе между кланами Аус ( Аус ) и Хазрадж в Медине. С этой целью он установил ряд прав и обязанностей для мусульманских, еврейских и языческих общин Медины, объединив их в одну общину — Умму . [41]
Если заключенные находились под стражей у человека, то и ответственность лежала на человеке. [42] Льюис утверждает, что ислам принес два основных изменения в древнее рабство, которые должны были иметь далеко идущие последствия. «Одним из них была презумпция свободы; другим — запрет на порабощение свободных людей, за исключением строго определенных обстоятельств», — продолжает Льюис. Положение арабского раба «чрезвычайно улучшилось»: арабский раб «теперь был не просто движимым имуществом, но также человеком с определенным религиозным и, следовательно, социальным статусом и с определенными квазиюридическими правами». [43]
Эспозито заявляет, что реформы в области прав женщин повлияли на брак, развод и наследование . [37] В других культурах, включая Запад, женщинам был предоставлен такой правовой статус лишь столетия спустя. [44] Оксфордский словарь ислама утверждает, что общее улучшение положения арабских женщин включало запрет детоубийства женского пола и признание полноты личности женщины. [45] « Приданое , ранее считавшееся выкупом за невесту, выплачиваемым отцу, стало свадебным подарком, сохраняемым женой как часть ее личной собственности». [37] [46] Согласно исламскому праву брак больше не рассматривался как «статус», а скорее как «контракт», в котором согласие женщины было обязательным. [37] [45] [46] «Женщинам были предоставлены права наследования в патриархальном обществе , которое ранее ограничивало наследование только родственниками-мужчинами». [37] Аннемари Шиммель утверждает, что «по сравнению с доисламским положением женщин исламское законодательство означало огромный прогресс; женщина имеет право, по крайней мере, в соответствии с буквой закона, распоряжаться богатством, которое она принесла в семью или уже имела». заработанное собственным трудом». [47] Уильям Монтгомери Уотт утверждает, что Мухаммеда в историческом контексте своего времени можно рассматривать как фигуру, которая выступала в защиту прав женщин и значительно улучшила ситуацию. Уотт объясняет: «В то время, когда зародился ислам, условия женщин были ужасными — они не имели права владеть собственностью , считались собственностью мужчины, и если мужчина умирал, все доставалось его сыновьям». Однако Мухаммед, «установив права собственности, наследования, образования и развода, дал женщинам определенные основные гарантии». [48] Хаддад и Эспозито заявляют, что «Мухаммед предоставил женщинам права и привилегии в сфере семейной жизни , брака, образования и экономической деятельности, права, которые помогают улучшить статус женщин в обществе». [49] Однако другие авторы утверждали, что женщины до ислама были более раскрепощенными, чаще всего опираясь на первый брак Мухаммеда и родителей Мухаммеда, а также на другие моменты, такие как поклонение женским идолам в Мекке. [50]
Социолог Роберт Белла ( «За пределами веры» ) утверждает, что ислам в своем зарождении в VII веке был для своего времени и места «удивительно современным... в высокой степени приверженности, вовлеченности и участия, ожидаемой от рядовых членов». сообщества». Это потому, что, утверждает он, ислам подчеркивает равенство всех мусульман, где руководящие должности открыты для всех. Дейл Эйкельман пишет, что Белла предполагает, что «раннее исламское сообщество придавало особое значение отдельным людям, а не коллективной или групповой ответственности». [51]
раннего исламского права Принципы , касающиеся поведения военных и обращения с военнопленными в период раннего Халифата, считаются предшественниками международного гуманитарного права . Многие требования относительно обращения с военнопленными включали, например, предоставление жилья, еды и одежды, уважение их культуры и предотвращение любых казней, изнасилований или мести. Некоторые из этих принципов не были кодифицированы в западном международном праве до наших дней. [52] Исламское право в период раннего Халифата институционализировало гуманитарные ограничения на военное поведение, включая попытки ограничить жестокость войны, руководящие принципы прекращения боевых действий, проведение различия между гражданскими лицами и комбатантами, предотвращение ненужных разрушений и уход за больными и ранеными. [53]
Средний возраст
[ редактировать ]
Концепция прав человека в средние века основывалась на традиции естественного права . Эта традиция находилась под сильным влиянием сочинений ранних христианских мыслителей Святого Павла , таких как святой Иларий Пуатье , святой Амвросий и святой Августин . [54] Августин был одним из первых, кто исследовал законность человеческих законов и попытался определить границы того, какие законы и права возникают естественным образом, на основе мудрости и совести, а не произвольно навязываются смертными, и обязаны ли люди подчиняться законам. это несправедливо . [55]
Эта средневековая традиция стала заметной и оказала влияние на Великую хартию вольностей — английскую хартию, первоначально изданную в 1215 году, которая повлияла на развитие общего права и многих более поздних конституционных документов, связанных с правами человека, таких как Английский Билль о правах 1789 года 1689 года, Конституция Соединенных Штатов , и Билль о правах Соединенных Штатов 1791 года . [56]
Великая хартия вольностей была первоначально написана из-за разногласий между Папой Иннокентием III , королем Иоанном и английскими баронами по поводу прав короля. Великая хартия вольностей требовала от короля отказаться от определенных прав, уважать определенные юридические процедуры и признать, что его воля может быть связана законом. Он явно защищал определенные права подданных короля, как свободных, так и скованных, в первую очередь приказ хабеас корпус , позволяющий обжаловать незаконное тюремное заключение.
В наше время самым устойчивым наследием Великой хартии вольностей считается право хабеас корпус. Это право вытекает из того, что сейчас известно как статьи 36, 38, 39 и 40 Великой хартии вольностей 1215 года. Великая хартия вольностей также включала право на надлежащую правовую процедуру :
Ни один свободный человек не может быть взят в плен или заключен в тюрьму, или лишен права собственности, или свобод, или свободных обычаев, или объявлен вне закона, или изгнан, или иным образом уничтожен; Мы не пройдем мимо него и не осудим его иначе, как на основании законного приговора его коллег или по закону страны. Мы никому не продадим, мы не будем отрицать или уступать кому-либо ни Справедливость, ни Праву.
- Статья XXIX Великой хартии вольностей.
Статут Калиша (1264 г.) предоставил еврейскому меньшинству в Королевстве Польском привилегии , такие как защита от дискриминации и разжигания ненависти. [57]
На Констанцском соборе (1414–1418) ученый и юрист Павел Влодкович выступил с речью из своего « Трактата о власти Папы и императора, уважающей неверных», в которой он защищал мирное сосуществование христиан и язычников, что сделало его предшественником религиозной толерантности в Европе. [58]
Ранний современный период и современные основы
[ редактировать ]
Эпоха Великих географических открытий, раннее Новое время и эпоха Просвещения.
[ редактировать ]Завоевание Америки в 15 и 16 веках Испанией, в эпоху Великих географических открытий , привело к активным дебатам о правах человека в колониальной испанской Америке. [59] Это привело к изданию Бургосских законов Фердинандом Католиком от имени его дочери Иоанны Кастильской . Монах Антонио де Монтесинос , монах Доминиканского ордена на острове Эспаньола , произнес проповедь 21 декабря 1511 года, на которой присутствовал Бартоломе де лас Касас . Считается, что сообщения доминиканцев на Эспаньоле побудили испанскую корону действовать. Проповедь, известная как Рождественская проповедь, уступила место дальнейшим дебатам с 1550 по 1551 год между Лас Касасом и Хуаном Хинесом де Сепульведой в Вальядолиде . Среди положений законов Бургоса был детский труд ; права женщин ; заработная плата; подходящее жилье; и отдых/ отпуск , среди прочего.
Несколько европейских философов 17-го и 18-го веков, в первую очередь Джон Локк , разработали концепцию естественных прав , идею о том, что люди по своей природе свободны и равны. [60] Локк считал, что естественные права произошли от божественности, поскольку люди были творениями Бога, и его идеи сыграли важную роль в развитии современного понятия прав. Естественные права Локка не основывались на гражданстве или каком-либо законе государства и не обязательно ограничивались одной конкретной этнической, культурной или религиозной группой. Примерно в то же время, в 1689 году, был принят английский Билль о правах , который закрепил некоторые основные права человека: [61] наиболее известная свобода от жестокого и необычного наказания . [62]
В 1700-х годах роман стал популярным развлечением. Популярные романы, такие как «Жюли, или Новая Элоиза» Жан -Жака Руссо и «Памела»; или «Добродетель, вознагражденная» Сэмюэля Ричардсона , заложила основу для массового признания прав человека, заставив читателей сопереживать персонажам, непохожим на них самих. [63] [64]
Две крупные революции произошли в 18 веке в США (1776 г.) и во Франции (1789 г.). Декларация прав Вирджинии 1776 года устанавливает ряд фундаментальных прав и свобод. Более поздняя Декларация независимости Соединенных Штатов включает концепции естественных прав и, как известно, заявляет, что «все люди созданы равными, что их Создатель наделил их определенными неотъемлемыми правами, среди которых жизнь, свобода и стремление к счастью»; за этим последовал в 1789 году Билль о правах Соединенных Штатов , в котором были перечислены конкретные права, такие как свобода слова и право против самообвинения . Точно так же французская Декларация прав человека и гражданина определяет набор индивидуальных и коллективных прав людей. В документе они считаются универсальными – не только для французских граждан, но и для всех людей без исключения .
XIX век до Первой мировой войны
[ редактировать ]
Такие философы, как Томас Пейн , Джон Стюарт Милль и Гегель, расширили тему универсальности в 18 и 19 веках.
В 1831 году Уильям Ллойд Гаррисон написал в газете The Liberator , что пытается привлечь своих читателей к «великому делу прав человека». [65] таким образом, термин «права человека» , возможно, вошел в употребление где-то между « Правами человека» Пейна и публикацией Гаррисона. В 1849 году современник Генри Дэвид Торо написал о правах человека в своем трактате «Об обязанности гражданского неповиновения» , который позже оказал влияние на мыслителей в области прав человека и гражданских прав. Судья Верховного суда США Дэвид Дэвис в своем заключении 1867 года для Ex parte Milligan писал: «Благодаря защите закона права человека гарантированы; лишите этой защиты, и они окажутся во власти злых правителей или криков возбужденного народа». люди." [66]
Многим группам и движениям удалось добиться глубоких социальных изменений на протяжении ХХ века во имя прав человека. В Западной Европе и Северной Америке профсоюзы приняли законы, предоставляющие работникам право на забастовку, устанавливающие более безопасные условия труда и запрещающие или регулирующие детский труд . Женское избирательное движение сумело добиться права голоса для многих женщин . Национально-освободительные движения на Глобальном Юге преуспели в получении независимости многих стран от западного колониализма , одним из наиболее влиятельных из которых является Махатмой Ганди руководство движением за независимость Индии . Движения этнических и религиозных меньшинств за расовое и религиозное равенство добились успеха во многих частях мира, в том числе американское движение за гражданские права и более поздние разнообразные движения за политику идентичности от имени женщин и меньшинств, которые возникли по всему миру. [ нужна ссылка ]
Основание Международного комитета Красного Креста , Кодекс Либера 1864 года и первая из Женевских конвенций 1864 года заложили основы международного гуманитарного права , получившего дальнейшее развитие после двух мировых войн.
Пророчества законодательства ООН в области прав человека были обнаружены в движении конца XIX века за подавление и отмену рабства во всем мире, а также в традиционной защите меньшинств от религиозной, расовой и национальной дискриминации внутри государств под эгидой односторонних, двустороннее и многостороннее договорное право, впервые обнаруженное в Берлинском договоре 1878 года . [67] [68]
Апостольское обращение Папы Льва XIII Rerum Novarum в 1891 году ознаменовало официальное начало католического социального учения . Документ в основном касался обсуждения прав трудящихся, прав собственности и прав граждан против вмешательства государства. С этого времени Папы (и Второй Ватиканский собор ) все чаще и чаще будут выпускать апостольские увещевания и энциклики на темы, затрагивающие права человека.
Предложение о том, что агенты государства могут быть привлечены к уголовной ответственности за злодеяния, совершенные против собственных граждан государства, было выдвинуто правительствами Великобритании, Франции и России в мае 1915 года в ответ на геноцид армян в Турции . [69] [70]
Между Первой и Второй мировыми войнами
[ редактировать ]Лига Наций была создана в 1919 году в ходе переговоров по Версальскому договору после окончания Первой мировой войны . Цели Лиги включали разоружение, предотвращение войны посредством коллективной безопасности, разрешение споров между странами посредством переговоров, дипломатии и улучшение глобального благосостояния. В ее Уставе был закреплен мандат на поощрение многих прав, которые позже были включены во Всеобщую декларацию прав человека.
Лига Наций имела мандат на поддержку многих бывших колоний западноевропейских колониальных держав во время их перехода от колонии к независимому государству.
Созданная как агентство Лиги Наций, а теперь являющаяся частью Организации Объединенных Наций, Международная организация труда также имела мандат на продвижение и защиту некоторых прав, позже включенных в ВДПЧ:
Основная цель МОТ сегодня – предоставить женщинам и мужчинам возможность получить достойную и производительную работу в условиях свободы, равенства, безопасности и человеческого достоинства.
— Доклад Генерального директора 87-й сессии Международной конференции труда.
Также следует особо отметить Конвенцию МОТ 1919 года, защищающую женщин от дискриминации в связи с беременностью при приеме на работу, Конвенцию о праве на объединение в сельском хозяйстве 1921 года и Конвенцию о принудительном труде 1930 года .
Современное правозащитное движение
[ редактировать ]После Второй мировой войны
[ редактировать ]Права во время войны и расширение Женевских конвенций
[ редактировать ]

Женевские конвенции возникли между 1864 и 1949 годами в результате усилий Анри Дюнана , основателя Международного комитета Красного Креста . Эти конвенции защищают права человека лиц, участвующих в конфликте, и являются продолжением Гаагских конвенций 1899 и 1907 годов , первой попытки международного сообщества определить законы войны . Несмотря на то, что конвенции были впервые разработаны до Второй мировой войны, в результате Второй мировой войны они были пересмотрены и вновь приняты международным сообществом в 1949 году.
Женевские конвенции:
- Женевская конвенция об улучшении участи раненых и больных в действующих вооруженных силах была принята в 1864 году. Она была существенно переработана и заменена версией 1906 года: [71] версия 1929 года , а затем Первая Женевская конвенция 1949 года. [72]
- Женевская конвенция об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, среди военнослужащих на море была принята в 1906 году. [73] Она была существенно пересмотрена и заменена Второй Женевской конвенцией 1949 года.
- Женевская конвенция об обращении с военнопленными была принята в 1929 году. Она была существенно пересмотрена и заменена Третьей Женевской конвенцией 1949 года.
- Четвертая Женевская конвенция о защите гражданского населения во время войны была принята в 1949 году.
Кроме того, существуют три дополнительных протокола о поправках к Женевской конвенции:
- Протокол I (1977 г.): Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов.
- Протокол II (1977 г.): Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающийся защиты жертв немеждународных вооруженных конфликтов.
- Протокол III (2005 г.): Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающийся принятия дополнительной отличительной эмблемы.
Все четыре конвенции последний раз пересматривались и ратифицировались в 1949 году на основе предыдущих поправок и частично на основе некоторых Гаагских конвенций 1907 года. Позже конференции добавили положения, запрещающие определенные методы ведения войны и рассматривающие вопросы гражданских войн. Почти все 200 стран мира являются «подписавшими» странами, поскольку они ратифицировали эти конвенции. Международный комитет Красного Креста является контролирующим органом Женевских конвенций.
Всеобщая декларация прав человека
[ редактировать ]
Всеобщая декларация прав человека — это необязательная декларация, принятая Генеральной Ассамблеей ООН. [75] в 1948 году, отчасти в ответ на варварство Второй мировой войны . Декларация призывает страны-члены продвигать ряд прав человека, гражданских, экономических и социальных прав, утверждая, что эти права являются частью «основы свободы, справедливости и мира во всем мире». провозгласила его Генеральная Ассамблея ООН общим стандартом достижений для всех народов и всех наций. В нем впервые в истории закреплены фундаментальные права человека, подлежащие всеобщей защите. [76]
...признание неотъемлемого достоинства и равных и неотъемлемых прав всех членов человеческой семьи является основой свободы, справедливости и мира во всем мире.
- Преамбула Всеобщей декларации прав человека, 1948 г.
Всеобщая декларация прав человека была разработана членами Комиссии по правам человека под председательством Элеоноры Рузвельт , которая начала обсуждать «Международный билль о правах» в 1947 году. Члены Комиссии не сразу пришли к согласию о форме такого документа. билль о правах, и следует ли и как его соблюдать. Комиссия приступила к разработке ВДПЧ и сопутствующих договоров, но ВДПЧ быстро стала приоритетом. [77] Канадский профессор права Джон Хамфри и французский юрист Рене Кассен отвечали за большую часть межнациональных исследований и структуру документа соответственно, где статьи декларации интерпретировали общий принцип преамбулы. Документ был структурирован Кассеном так, чтобы включить в первые две статьи основные принципы достоинства, свободы, равенства и братства, за которыми последовательно следовали права, относящиеся к отдельным лицам; права индивидов по отношению друг к другу и к группам; духовные, общественные и политические права; и экономические, социальные и культурные права. По мнению Кассена, последние три статьи помещают права в контекст ограничений, обязанностей и социального и политического порядка, в котором они должны реализовываться. [77] Хамфри и Кассен хотели, чтобы права, закрепленные во Всеобщей декларации прав человека, имели юридическую силу с помощью определенных средств, как это отражено в третьем пункте преамбулы: [77]
Принимая во внимание, что для того, чтобы человек не был вынужден прибегать в качестве последнего средства к восстанию против тирании и угнетения, важно, чтобы права человека были защищены верховенством закона.
- Преамбула Всеобщей декларации прав человека, 1948 г.
Некоторые положения Декларации были исследованы и написаны комитетом международных экспертов по правам человека, включающим представителей всех континентов и всех основных религий, на основе консультаций с такими лидерами, как Махатма Ганди . [78] Включение как гражданских и политических прав, так и экономических, социальных и культурных прав. [77] [79] основывалось на предположении, что основные права человека неделимы и что различные виды перечисленных прав неразрывно связаны между собой. Хотя на момент принятия этому принципу не возражало ни одно государство-член (декларация была принята единогласно при воздержании стран Советского блока , апартеида Южной Африки и Саудовской Аравии ), позже этот принцип стал объектом серьезных проблем. [79]
Европейская конвенция по правам человека
[ редактировать ]На смену декларации ООН пришла Европейская конвенция по правам человека , обязательная конвенция, разработанная Советом Европы в 1950 году и подписанная 47 странами. [80] Конвенция состоит из 18 статей, 13 из которых являются гарантированными ею правами: [81]
- Право на жизнь . Все люди имеют право жить, не подвергаясь незаконному убийству, за исключением законной самообороны или защиты другого человека. Согласно этой статье все государства обязаны расследовать подозрительные случаи смерти и принимать позитивные меры для предотвращения гибели людей при определенных обстоятельствах.
- Запрет пыток. Никто без исключения не может подвергаться пыткам или «жестокому и унижающему достоинство обращению».
- Запрет рабства. Рабство, подневольное состояние и принудительный труд запрещены, за исключением случаев, когда они являются частью законной каторги , обязательной военной службы или не требуются во время чрезвычайного положения .
- Право на свободу и безопасность. Все люди имеют право на свободу, за исключением случаев тюремного заключения по решению суда. Статья также предоставляет арестованным право быть информированными на понятном им языке о причинах ареста и любых предъявленных им обвинениях, право на быстрый доступ к судебным разбирательствам для определения законности ареста или задержания, судебное разбирательство в разумный срок или освобождение до суда, а также право на компенсацию в случае ареста или содержания под стражей в нарушение настоящей статьи.
- Право на справедливое судебное разбирательство. Любой обвиняемый в совершении преступления имеет право на публичное слушание дела независимым и беспристрастным судом в разумные сроки, презумпцию невиновности и другие минимальные права для лиц, обвиняемых в совершении уголовного преступления (достаточное время и возможности для подготовить свою защиту, доступ к юридическому представительству, право допросить свидетелей против них или на их допрос, право на бесплатную помощь переводчика)
- Свобода от ретроактивного наказания . Никто не может быть привлечен к ответственности за действие или бездействие, которое не было незаконным в соответствии с национальным или международным законодательством того времени.
- Право на неприкосновенность частной жизни . Согласно ЕКПЧ, все люди имеют право на уважение «частной и семейной жизни, дома и корреспонденции», если ничто из этого не нарушает закон. Среди прочего, эта статья запрещает незаконные обыски со стороны полиции и юридически защищает частную сексуальную деятельность.
- Свобода мысли, совести и религии. Все люди имеют право свободно выражать свои убеждения, если эти убеждения не являются незаконными, менять свою религию и выражать религиозные убеждения посредством поклонения, обучения, практики и соблюдения религиозных обрядов.
- Свобода собраний. Все люди имеют право создавать любую группу или организацию или присоединяться к ней для любых целей, если эта цель не является незаконной.
- Право на брак. Все мужчины и женщины брачного возраста имеют право вступить в брак и создать семью. Спорно, что эта защита распространяется только на гетеросексуальные пары. [ по мнению кого? ]
- Свобода выражения мнений. Все люди могут свободно выражать свое мнение, а также передавать и получать информацию, за исключением определенных крайних обстоятельств.
- Свобода от дискриминации. Защищает права, определенные в других частях конвенции, от отрицания на основании пола, расы, цвета кожи, языка, религии, политических или других убеждений, национального или социального происхождения, принадлежности к национальному меньшинству, имущественного положения, рождения или иного статуса. . 20 из 47 подписавших сторон присоединились к дополнительному протоколу, распространяющему его на дискриминацию в любом законном праве.
- Право на возмещение. Любой, кто считает, что его права были нарушены, может обратиться в Европейский суд по правам человека с просьбой о рассмотрении его дела и рассмотрении и удовлетворении его жалоб.
Остальные пять статей посвящены обеспечению прав, перечисленных в конвенции, и особым обстоятельствам, при которых эти права могут быть ограничены. Соединенное Королевство, одно из государств, подписавших ЕКПЧ, позднее приняло Закон о правах человека 1998 года, закрепивший эти права в законодательстве Великобритании и предоставивший судебной системе возможность обеспечивать их соблюдение в соответствии с законодательством Великобритании.
Конец 20 века
[ редактировать ]Мы уже добились высокой степени личной свободы и сейчас изо всех сил пытаемся повысить равенство возможностей. Наша приверженность правам человека должна быть абсолютной, наши законы справедливыми, наша естественная красота должна быть сохранена; сильные мира сего не должны преследовать слабых, а человеческое достоинство должно укрепляться.
По словам историка Сэмюэля Мойна, следующая важная веха в области прав человека произошла в 1970-х годах. [83] Права человека были включены в пункт VII Хельсинкских соглашений , которые подписали в 1975 году тридцать пять государств, включая США, Канаду и все европейские государства, кроме Албании и Андорры .
Во время своей инаугурационной речи в 1977 году 39-й президент США Джимми Картер сделал права человека основой внешней политики США. [84] Правозащитная организация Amnesty International позже получила Нобелевскую премию мира, также в 1977 году. [85] Картер, сыгравший важную роль в заключении мирного договора в Кэмп-Дэвиде, сам получил Нобелевскую премию мира в 2002 году «за десятилетия неустанных усилий по поиску мирных решений международных конфликтов, продвижению демократии и прав человека, а также содействию экономическому и социальному развитию». ". [86]
21 век
[ редактировать ]Защита прав человека продолжалась и в начале 21 века, сосредоточившись на достижении большей экономической и политической свободы. [87] В июле 2022 года Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию , в которой признано, что каждый человек на планете имеет право на здоровую окружающую среду. Он призвал государства активизировать усилия, чтобы обеспечить своим людям доступ к «чистой, здоровой и устойчивой окружающей среде». [88]
См. также
[ редактировать ]- Азиатские ценности
- Каирская декларация о правах человека в исламе
- Всемирная конференция по правам человека
Примечания
[ редактировать ]- ^ Сэмюэл Мойн, Последняя утопия: права человека в истории (Harvard University Press, 2010)
- ↑ Скотт МакЛеми, «Последняя утопия» внутри высшего образования , 8 декабря 2010 г., онлайн. Архивировано 4 октября 2020 г. на Wayback Machine.
- ^ Права человека: приверженность и предательство , М.Г. Читкара. Издательство APH Publishing, 1996 г. ISBN 978-8170247272 .
- ^ Сэмюэл Мойн, выпуск от 30 августа от 6 сентября 2010 г., Нация, Права человека в истории: права человека возникли не в 1940-х, а в 1970-х годах, на руинах прежних мечтаний. Архивировано 28 апреля 2015 г. в Wayback Machine. , Проверено 14 августа 2014 г.
- ^ Майкл Фриман (2002). Права человека: междисциплинарный подход . стр. 15–17.
- ^ Перейти обратно: а б Йоффи, Норман (2005). Мифы архаического государства: эволюция древнейших городов, государств и цивилизаций . Издательство Кембриджского университета. п. 103 . ISBN 978-0521521567 .
- ^ Френч, Мэрилин (2007). От кануна до рассвета, История женщин в мире, Том 1: Истоки от предыстории до первого тысячелетия, т. 1 . Феминистская пресса, Городской университет Нью-Йорка. п. 100. ИСБН 978-1558615656 .
- ^ «Древний Египет | Цивилизация, география и история» . Британская энциклопедия . Архивировано из оригинала 20 июня 2015 г. Проверено 9 июля 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Египетское право» . Британская энциклопедия . Архивировано из оригинала 12 февраля 2021 г. Проверено 9 июля 2019 г.
- ^ «Первое глобальное заявление о неотъемлемом достоинстве и равенстве» . Объединенные Нации. Архивировано из оригинала 16 декабря 2010 г. Проверено 13 сентября 2010 г.
- ^ Лорен, Пол Гордон (2003). «Философские взгляды: человеческая природа, естественный закон и естественные права». Эволюция международных прав человека: увиденные перспективы . Филадельфия: Издательство Пенсильванского университета. ISBN 081221854X .
- ^ Робертсон, Артур Генри; Мерриллс, Дж. Г. (1996). Права человека в мире: введение в изучение международной защиты прав человека . Манчестер: Издательство Манчестерского университета. ISBN 978-0719049231 .
- ^ Курт, Амели (февраль 1983 г.). «Цилиндр Кира и имперская политика Ахеменидов». Журнал для изучения Ветхого Завета . 8 (25): 83–97. дои : 10.1177/030908928300802507 . ISSN 0309-0892 . S2CID 170508879 .
- ^ Ван дер Спек, Робартус Дж. (2014). Хенкельман, Воутер FM; Джонс, Чарльз Э.; КОЗУ, Майкл; Вудс, К. (ред.). «Кир Великий, изгнанники и чужие боги. Сравнение ассирийской и персидской политики в отношении подчиненных народов». Извлечение и контроль: исследования в честь Мэтью В. Столпера . Исследования древней восточной цивилизации (68): 233–264. hdl : 1871/50835 . ISBN 978-1614910015 . ISSN 0081-7554 .
- ^ МакГрегор, Нил (24 февраля 2013 г.). «2600-летняя икона свободы приезжает в Соединенные Штаты» . CNN . Архивировано из оригинала 29 апреля 2021 года . Проверено 29 апреля 2021 г.
- ^ Курт (1983) , стр. 83–97.
- ^ Wiesehöfer (1999) , стр. 55–68.
- ^ Дэниел , с. 39
- ^ Шелтон, Дина (август 2007 г.). «Введение в историю международного права прав человека» . Юридический факультет Университета Джорджа Вашингтона. ССНР 1010489 . Архивировано из оригинала 15 января 2016 года . Проверено 10 апреля 2015 г.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Дрейпер, ГИаД (30 апреля 1995 г.). «Вклад императора Ашоки Маурья в развитие гуманитарного идеала в военном деле» . Международное обозрение архива Красного Креста . 35 (305): 192–206. дои : 10.1017/S0020860400090604 . ISSN 1607-5889 . Архивировано из оригинала 16 ноября 2018 г. Проверено 11 августа 2018 г.
- ^ «BRIA 14 4 b Указы Ашоки - Фонд конституционных прав» . www.crf-usa.org . Архивировано из оригинала 18 декабря 2020 г. Проверено 9 июля 2019 г.
- ^ Амартия Сен (1997)
- ^ Арриан , Indica также примечательно то : «В Индии , что все индийцы свободны, и ни один индиец не является рабом. В этом индийцы согласны с лакедемонянами . Однако у лакедемонян есть илоты в качестве рабов, которые выполняют обязанности рабов; но у индейцев вообще нет рабов, и тем более ни один индиец не является шлюхой».
- ^ Общества рабовладельцев. Архивировано 23 февраля 2007 г. в Wayback Machine , Британская энциклопедия.
- ^ «jus gentium – римское право» . Британская энциклопедия . Архивировано из оригинала 24 декабря 2021 г. Проверено 24 декабря 2021 г.
- ^ «Ei incumbit Proatio qui» . Журнал Law Times . 29 сентября 2019 г. Архивировано из оригинала 24 декабря 2021 г. Проверено 24 декабря 2021 г.
- ^ «Что такое Миланский эдикт?» . Мировой Атлас . 22 мая 2018 г. Архивировано из оригинала 24 декабря 2021 г. Проверено 24 декабря 2021 г.
- ^ Тертуллиан (2012). Священные писания Тертуллиана (Аннотированная ред.). Джаззиби Верлаг. ISBN 978-3849621599 . Архивировано из оригинала 27 августа 2021 г. Проверено 30 марта 2020 г.
- ^ Скапуле , Министерство христианской апологетики и исследований.
- ^ Александр (1998), с. 452
- ^ Перейти обратно: а б с Льюис, Бернард (21 января 1998 г.). «Исламская революция» . Нью-Йоркское обозрение книг .
- ^ Ватт (1974), стр. 234.
- ^ Робинсон (2004) с. 21
- ^ Хаддад, Эспозито (1998), с. 98
- ^ "Акхлах", Энциклопедия ислама онлайн
- ^ Джозеф, Наджмабади (2007). Глава: с. 293. Галлахер, Нэнси. Детоубийство и оставление девочек
- ^ Перейти обратно: а б с д и Эспозито (2005), с. 79
- ^ Ахмед И. (1996). Западные и мусульманские представления об универсальных правах человека . Архивировано 18 апреля 2016 г. в Wayback Machine . Африка Фокус .
- ^ См.:
- Файерстоун (1999), с. 118;
- «Мухаммед», Энциклопедия ислама онлайн
- ^ Ватт. Мухаммед в Медине и Р.Б. Сержант «Конституция Медины». Исламский Ежеквартальный 8 (1964) стр. 4.
- ^ Р.Б. Сержант, Сунна Джамиа, договоры с евреями Ясриба и Тахрим Ясриба: анализ и перевод документов, включенных в так называемую «Конституцию Медины» . Бюллетень Школы восточных и африканских исследований Лондонского университета, Vol. 41, № 1. 1978), с. 4.
- ^ Маудуди (1967), Введение Ад-Дара, «Период откровения», стр. 159
- ^ Льюис (1994), глава 1. Архивировано 1 апреля 2001 г. в Wayback Machine.
- ^ Джонс, Линдси. п. 6224
- ^ Перейти обратно: а б Эспозито (2004), с. 339
- ^ Перейти обратно: а б Хаддури (1978)
- ^ Шиммель (1992) с. 65
- ^ Маан, Макинтош (1999)
- ^ Хаддад, Эспозито (1998), с. 163
- ^ Тернер, Брайан С. Ислам ( ISBN 041512347X ). Рутледж: 2003, стр. 77–78 .
- ^ Маколифф (2005), том. 5, стр. 66–76. «Общественные науки и Коран»
- ^ Малекян, Фархад (2011). Принципы исламского международного уголовного права: сравнительный поиск . Брилл . п. 335. ИСБН 978-9004203969 .
- ^ Саид, Абдулла (2018). Права человека и ислам: введение в ключевые дебаты между исламским правом и международным правом прав человека . Издательство Эдварда Элгара . п. 299. ИСБН 978-1784716585 .
- ^ Карлайл, AJ (1903). История средневековой политической теории на Западе . Том. 1. Нью-Йорк: Сыновья Г.П. Патнэма. п. 83. Архивировано из оригинала 8 июня 2016 г.
- ^ «Августин о законе и порядке — Lawexplores.com» .
- ^ Хейзелтин, HD (1917). «Влияние Великой хартии вольностей на конституционное развитие Америки». В Молдене, Генри Эллиот (ред.). Очерки памяти Великой хартии вольностей . БиблиоБазар. ISBN 978-1116447477 .
- ^ Исаак Левин, Еврейская община в Польше, Философская библиотека, Мичиганский университет, 1985, стр.19.
- ^ «Право неверных на защиту своего имущества с точки зрения польской школы Ius gentium XV века» . Проверено 12 апреля 2020 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Масиас, Франциско (27 декабря 2012 г.). «Законы Бургоса: 500 лет прав человека | В Custodia Legis: юридические библиотекари Конгресса» . blogs.loc.gov . Архивировано из оригинала 23 января 2018 г. Проверено 9 июля 2019 г.
- ^ Такнесс, Алекс (2020). Залта, Эдвард Н. (ред.). Стэнфордская энциклопедия философии . Лаборатория метафизических исследований Стэнфордского университета. Архивировано из оригинала 07 марта 2022 г. Проверено 3 апреля 2022 г. - из Стэнфордской энциклопедии философии.
- ^ Линд, Джош (11 июня 2023 г.). «Каковы основные права человека?» . Глобальный FAQ . Проверено 11 июня 2023 г.
- ^ «Неписаная конституция Великобритании» . Британская библиотека. Архивировано из оригинала 8 декабря 2015 года . Проверено 27 ноября 2015 г.
Ключевой вехой является Билль о правах (1689 г.), который установил верховенство парламента над короной... предусматривая регулярные заседания парламента, свободные выборы в палату общин, свободу слова в парламентских дебатах и некоторые основные права человека. наиболее известная из них — свобода от «жестокого или необычного наказания».
- ^ Хант, Линн (2008). Изобретая права человека: история . WW Нортон и компания. ISBN 978-0393060959 .
- ^ Слотер, Джозеф Р. (2007). Human Rights, Inc.: Мировой роман, форма повествования и международное право . Издательство Фордхэмского университета.
- ^ Майер (2000) с. 110
- ^ « Ex Parte Milligan , 71 US 2, 119. (полный текст)» (PDF) . Декабрь 1866 г. Архивировано из оригинала (PDF) 7 марта 2008 г. Проверено 28 декабря 2007 г.
- ^ Оппенгейм, Ласса (1905). Международное право, Трактат, Vol. Я, Мир . Лондон: Лонгманс, Грин и компания. стр. 343, 346–347.
- ^ Дженни С. Мартинес аналогичным образом утверждает в книге «Работорговля и истоки международного права прав человека» (Oxford University Press, 2012), что система «смешанных комиссий», созданная после принятия Закона о работорговле 1807 года, превратилась в международную уголовную систему. существующая сегодня система правосудия. Однако важно отметить, что отмена рабства как такового не требовалась международным соглашением между Высокими Договаривающимися Сторонами до разработки Конвенции о рабстве 1926 года .
- ^ Шабас, Уильям А. (2021). Обычное международное право прав человека . Оксфорд: Oxford UP, стр. 13–14.
- ^ «Строгое предупреждение Турции». Нью-Йорк Таймс . 25 мая 1915 г. с. 14. «Предупреждая членов турецкого правительства и их агентов о том, что они будут привлечены к личной ответственности за армянскую резню, Великобритания, Франция и Россия взяли необычный, но вполне оправданный и разумный курс... резни, произошедшие недавно, как и многие другие в другие годы, не являются делом бестелесного и ненаказуемого чего-то, правящего в Турции. Они приказываются или разрешаются отдельными людьми, личность которых известна или может быть установлена, и за них следует нести ответственность. обычные наказания за убийство, если их можно поймать и осудить».
- ^ «Конвенция об улучшении участи раненых и больных в полевых армиях. Женева, 6 июля 1906 г.» . Международный комитет Красного Креста . Архивировано из оригинала 22 февраля 2014 года . Проверено 20 июля 2013 г.
- ^ «Женевская конвенция (I) 1949 года об улучшении участи раненых и больных в действующих вооруженных силах» . Архивировано из оригинала 21 февраля 2014 г. Проверено 7 февраля 2014 г.
- ^ Дэвид П. Форсайт (17 июня 2007 г.). Международный комитет Красного Креста: нейтральный гуманитарный субъект . Рутледж . п. 43 . ISBN 978-0415341516 .
- ^ Элеонора Рузвельт: Обращение к Генеральной Ассамблее Организации Объединенных Наций. Архивировано 22 июня 2017 г. в Wayback Machine, 10 декабря 1948 г., Париж, Франция.
- ^ (A/RES/217, 10 декабря 1948 г., Дворец Шайо, Париж)
- ^ «Всеобщая декларация» . Образование в области прав человека . Архивировано из оригинала 17 февраля 2022 г. Проверено 17 февраля 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Глендон, Мэри Энн (июль 2004 г.). «Верховенство закона во Всеобщей декларации прав человека» . Журнал Северо-Западного университета по международным правам человека . 2 (5). Архивировано из оригинала 4 мая 2008 г.
- ^ Глендон (2001)
- ^ Перейти обратно: а б Болл, Оливия; Гриди, Пол (2006), с. 34 Серьезное руководство по правам человека . ООО «Новые интернационалистские публикации»
- ^ Андреадакис, С. (2013). «Европейская конвенция по правам человека, ЕС и Великобритания: борьба с ересью: ответ Эндрю Уильямсу». Европейский журнал международного права . 24 (4): 1187–1193. дои : 10.1093/ejil/cht063 .
- ^ Руководство Европейской конвенции о правах человека для гражданской и государственной службы (PDF) (Отчет). Ирландская комиссия по правам человека. 2012. ISBN 978-0956982070 .
- ^ Картер, Джимми (20 января 1977 г.). «Инаугурационная речь Джимми Картера» . Архивировано из оригинала 16 декабря 2008 года . Проверено 14 декабря 2010 г.
- ^ Мойн, Сэмюэл (30 августа – 6 сентября 2010 г.). «Права человека в истории» . Нация . Архивировано из оригинала 26 февраля 2015 года . Проверено 14 декабря 2010 г.
- ^ Мойн, Сэмюэл (2010). Последняя утопия: права человека в истории . Издательство Гарвардского университета. ISBN 978-0674048720 .
- ^ «Нобелевская премия мира 1977 года – Международная амнистия» . Нобелевский фонд. Архивировано из оригинала 20 июля 2018 г. Проверено 14 декабря 2010 г.
- ^ «Нобелевская премия мира 2002 года — Джимми Картер» . Нобелевский фонд. 14 декабря 2002 года. Архивировано из оригинала 11 августа 2018 года . Проверено 14 декабря 2010 г.
- ^ Бернс Х. Уэстон, 20 марта 2014 г., Британская энциклопедия, права человека . Архивировано 18 мая 2015 г. в Wayback Machine . Проверено 14 августа 2014 г.
- ^ «Совершив исторический шаг, ООН объявила здоровую окружающую среду правом человека» . ЮНЕП . 28 июля 2022 г. Архивировано из оригинала 31 июля 2022 г. Проверено 31 июля 2022 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Берк, Роланд. «Плоский аффект? Возвращение к эмоциям в историографии прав человека». Журнал по правам человека 16 № 2 (2017): 123–141.
- Фомеран, Жак. ред. Исторический словарь прав человека (2021 г.), отрывок
- Горман, Роберт Ф. и Эдвард С. Михалканин, ред. Исторический словарь прав человека и гуманитарных организаций (2007) , отрывок
- Ишай, Мишлин. История прав человека: от древних времен до эпохи глобализации (2-е изд. Калифорнийского университета, 2008 г.). онлайн
- Мэддекс, Роберт Л., изд. Международная энциклопедия прав человека: свободы, злоупотребления и средства правовой защиты (CQ Press, 2000). [ ISBN отсутствует ]
- Майерс, Дэвид. «Человечество в 1948 году: Конвенция о геноциде и Всеобщая декларация прав человека» Diplomacy & Statecraft (2015) 26 № 3, стр. 446–472.
- Миллер, Фред (2008). «Права, естественные» . В Хамови, Рональд (ред.). Энциклопедия либертарианства . Таузенд-Оукс, Калифорния: Сейдж ; Институт Катона . стр. 434–436. ISBN 978-1412965804 . OCLC 750831024 .
- Слотер, Джозеф Р. «Похищение прав человека: неолиберализм, новая историография и конец третьего мира». Human Rights Quarterly 40.4 (2018): 735–775.
Первоисточники
[ редактировать ]- Ишай, Мишлин, изд. Читатель по правам человека: основные политические очерки, речи и документы с древних времен до наших дней (2-е изд. 2007 г.) , отрывок