Антонио де Монтесинос
Преподобный Антонио де Монтесинос | |
---|---|
Родное имя | Антон де Монтезино |
Личные данные | |
Рожденный | |
Умер | 1540 Новая Гранада |
Национальность | кастильский |
Номинал | Католик |
Девиз | Я голос Христа в пустыне этого острова. |
Антонио де Монтесинос или Антонио Монтесино , ОП (ок. 1475 — 27 июня 1540 г.) [1] ) был испанским -доминиканцем монахом , который был миссионером на острове Эспаньола (ныне включающем Доминиканскую Республику и Гаити ). При поддержке Педро де Кордовы и его доминиканской общины в Санто-Доминго Монтесинос стал первым европейцем, публично осудившим порабощение и жестокое обращение с коренными народами острова. Его порицание положило начало длительной борьбе за реформирование поведения испанцев по отношению ко всем коренным народам Нового Света. Откровенная критика Монтесиноса побудила Бартоломе де лас Касаса возглавить движение за гуманное обращение с индейцами. [2] [3]
Ранний период жизни
[ редактировать ]О ранней жизни Монтесиноса известно очень мало. Он стал монахом-доминиканцем в монастыре Святого Стефана в Саламанке и, пока Монтесинос был здесь, возможно, получил образование. Он также был частью первой группы доминиканских миссионеров, отправившихся на Эспаньолу в сентябре 1510 года под руководством Педро де Кордовы . [4]
Проповедь
[ редактировать ]21 декабря 1511 года, в четвертое воскресенье Адвента , Монтесинос произнес страстную проповедь. Он раскритиковал практику испанской колониальной системы энкомьенды и осудил жестокое обращение с таино на Эспаньоле. индейцами [5]
Перечисляя несправедливость, от которой коренные жители страдают от рук испанских колонистов, Монтесинос заявил, что испанцы на острове «все находятся в смертном грехе, живут и умирают в нем из-за жестокости и тирании, которые они практикуют среди этих невинных народов». ." [6] «Во время своей проповеди Монтесинос также заявил, что ни он, ни кто-либо из других миссионеров не позволит этим рабовладельцам участвовать в исповеди». [7] По словам Бартоломе де лас Касаса , который был свидетелем, Монтесинос спросил присутствующих:
Скажите мне, по какому праву справедливости вы держите этих индейцев в таком жестоком и ужасном рабстве? На каком основании вы вели такие отвратительные войны против этих людей, которые тихо и мирно жили на своих землях? Войны, в которых вы уничтожили такое бесконечное их количество убийствами и резнями, о которых раньше не слышали. Почему вы держите их такими угнетенными и истощенными, не давая им достаточно еды и не излечивая их от болезней, которыми они страдают от чрезмерного труда, который вы им даете, и они умирают, или, вернее, вы убиваете их, чтобы каждый раз добывать и приобретать золото? день. [8]
Проповедь возмутила поселенцев и видных граждан Эспаньолы, в том числе губернатора Диего Колумба , сына Христофора Колумба , а также других высокопоставленных представителей короля. Проповедь Монтесиноса оказала формирующее влияние на Лас Касаса, который услышал ее своими глазами. [9] Лас Касас стал хорошо известен своей защитой прав коренных народов Америки.
Основная цель монахов-проповедников (доминиканцев) в Новом Свете заключалась в том, чтобы помогать и представлять коренных американских индейцев под испанскими и португальскими правилами, за которые они боролись более трех столетий. [10]
Реакции
[ редактировать ]В результате протестов монахов в Санто-Доминго король Фердинанд II первоначально приказал отправить Монтесиноса и других доминиканцев, которые его поддерживали, обратно в Испанию. Фердинанд сначала назвал проповедь Монтесиноса «новой и необоснованной позицией» и «опасным мнением, [которое] нанесло бы большой вред всем делам этой страны». [11] Вернувшись в Испанию, Монтесинос и его сторонники смогли убедить короля в своих праведных намерениях и принципах.
В результате король созвал комиссию, которая обнародовала Законы Бургоса — первый свод постановлений по защите коренного населения. Законы регулировали обращение с коренными народами и их обращение в веру, а также ограничивали требования к ним испанских колонизаторов. [12] [13] [14]
Дальнейшая жизнь
[ редактировать ]В июле 1526 года под руководством Лукаса Васкеса де Айльона Монтесинос, два других доминиканца и 600 колонистов основали Сан-Мигель-де-Гуальдапе , первое европейское поселение на территории, которая позже стала Соединенными Штатами. [15] Основанная недалеко от залива Сапело на побережье Джорджии, колония просуществовала около четырех месяцев, прежде чем погибла от болезней, голода и враждебного индейского населения. Сразу после смерти Айльона в октябре 1526 года поселение было заброшено. Монтесинос и остальные 150 выживших вернулись в Сан-Доминго. [16] Предполагается, что перед возвращением домой Монтесинос и другие доминиканцы стали первыми священниками, отслужившими мессу на территории современных Соединенных Штатов. [17]
Когда Монтесинос вернулся на Эспаньолу, он продолжал играть заметную роль в регионе. В 1528 году он сопровождал брата Томаса де Берлангу в Испанию, чтобы встретиться с Карлом V по вопросам «большой важности». Находясь в Испании, Монтесинос был назначен защитником индейцев провинции Венесуэла . Затем Карл V передал провинцию Амбросио Альфингеру и Бартоломе Сайллеру, представителям банковской семьи Вельзер , немецким кредиторам императора. Монтесинос сопровождал немецкую экспедицию в Венесуэлу в 1529 году. 27 июня 1540 года Антонио де Монтесинос был убит офицером экспедиции из-за своего решительного противодействия эксплуатации индейцев. [18] [19]
Наследие
[ редактировать ]Большая статуя Монтесиноса, произносящего свою проповедь, находится на набережной Санто-Доминго в Доминиканской Республике. Каменно-бронзовая статуя высотой 15 метров, обращенная к морю, была спроектирована мексиканским скульптором Антонио Кастельяносом . Он был подарен доминиканскому народу правительством Мексики и открыт в 1982 году президентами Мексики и Доминиканской Республики.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Хоффман 1990, с. 81
- ^ Пагден, с. XXI
- ^ Ханке 1946, с. 142.
- ^ Герберманн, Чарльз, изд. (1913). Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона. .
- ^ Томас 2003, с. 294
- ^ Уорнер 1987, с. 295
- ^ доктор философии, испанский язык; Массачусетс, испанский; Бакалавр испанского языка. «Биография Антонио де Монтесиноса, защитника прав коренных народов» . МысльКо . Проверено 19 февраля 2020 г.
- ^ Варфоломей Лас Касас: Свидетель: письмо Варфоломея Лас Касаса. под редакцией и переводом Джорджа Сандерлина (Maryknoll: Orbis Books, 1993) 66–67.
- ^ Уорнер 1987, с. 299.
- ↑ См. документ, подготовленный Орденом проповедников, «В евангелической солидарности с угнетенными: пятая столетняя годовщина прибытия Ордена в Америку» (PDF). Архивировано 7 апреля 2012 г., в Wayback Machine.
- ^ Ханке 1946, с. 142-3.
- ^ Ханке 1946, с. 143
- ^ Семена 1992, с. 202
- ^ Уорнер 1987, с. 296
- ^ Хоффман 1990, с. 61
- ^ Хоффман 1990, с. 80
- ^ [1] , Католическая энциклопедия Нового Адвента
- ^ Хоффман 1990, с. 81
- ^ Маркес, RAH
Источники
[ редактировать ]- Ханке, Льюис. (1946) «Свобода слова в испанской Америке шестнадцатого века», The Hispanic American Historical Review , 26,2:135-149.
- Хоффман, Пол Э. (1990). Новая Андалусия и путь на Восток: юго-восток Америки в шестнадцатом веке . ЛГУ Пресс. ISBN 0-8071-1552-5 .
- Маркес, Луис Арранс. «Антонио Монтезино» . Королевская академия истории (на испанском языке).
- Пагден, Энтони (1992). "Введение" Краткий отчет о разрушении Индии, Бартоломью де Лас Касас . Группа Пингвин. стр. 100-1 xiii – xli. ISBN 0140445625 .
- Паттерсон, Джек Э. (2010). Фонсека: Строим новый мир . стр. 214–215. ISBN 978-1441494917 .
- Семена, Патрисия. (1992). «Овладение и чтение текстов: установление власти заморских империй», The William and Mary Quarterly , 3,49,2:183-209.
- Томас, Хью (2003). Золотые реки . Нью-Йорк: Рэндом Хаус. стр. 294-300 . ISBN 0375502041 .
- Уорнер, Карл. (1987). «Все человечество едино»: либертарианская традиция в Испании шестнадцатого века», Журнал либертарианских исследований , 8,2:293–309.