Кодекс Ур-Намму
Кодекс Ур-Намму | |
---|---|
![]() Первая известная версия кода в его текущем местоположении. | |
Созданный | в. 2100 г. до н.э. – 2050 г. до н.э. |
Расположение | Стамбульские археологические музеи (Ni.3191) (первоначально Ниппур , Месопотамия) (современный Ирак )) |
Автор(ы) | Ур-Намму |
Цель | Юридический кодекс |
Кодекс Ур-Намму — старейший известный свод законов, сохранившийся до наших дней. Оно родом из Месопотамии и написано на табличках на шумерском языке ок. 2100–2050 гг . до н.э. Он содержит резкие заявления о королевской власти, такие как «Я устранил вражду, насилие и призывы к справедливости». [1]
Открытие
[ редактировать ]Первая редакция кодекса (Ни 3191), копия древневавилонского периода в двух фрагментах, найденная в Ниппуре , на территории современного Ирака, была переведена Сэмюэлем Ноем Крамером в 1952 году. [2] Эти фрагменты хранятся в Стамбульских археологических музеях . Из-за частичной сохранности можно было различить только длинный пролог и пять законов. [3] Крамер отметил, что в открытии была замешана удача: [4]
По всей вероятности, я бы вообще пропустил табличку Ур-Намму, если бы не своевременное письмо Ф. Р. Крауса, ныне профессора клинописи в Лейденского университета Голландии... В его письме говорилось, что несколько лет назад, в Выполняя свои обязанности хранителя стамбульского музея, он наткнулся на два фрагмента таблички, на которой были написаны шумерские законы, «объединил» эти две части и внес полученную табличку под номером 3191 в ниппурскую коллекцию. музея... Поскольку шумерские таблички с законами встречаются крайне редко, я сразу же приказал принести к себе на рабочий стол № 3191. Там она лежала, обожженная на солнце таблетка, светло-коричневого цвета, размером 20 на 10 сантиметров. Более половины письменности было уничтожено, а то, что сохранилось, поначалу казалось безнадежно непонятным. Но после нескольких дней сосредоточенного изучения его содержание начало проясняться и обретать форму, и я с немалым волнением осознал, что то, что я держал в руках, было копией древнейшего свода законов, когда-либо известного человечеству.
- Сэмюэл Крамер , История начинается в Шумере.
Еще два фрагмента таблички (IM 85688+85689), которые сейчас хранятся в Иракском музее в Багдаде, без пролога или заключительной формулы, были найдены в Уре и переведены в 1965 году, что позволило реконструировать около 30 из 57 законов. Два экземпляра были найдены в Сиппаре . Один (Si 277), хранящийся в Стамбульском музее, содержит пролог и строки 125–79. [5] Другой (BM 54722+), хранящийся в Британском музее , несет в себе законы и часть заключительной формулы. [6] [7]
Фон
[ редактировать ]
В предисловии прямо приписывают законы царю Ура Ур-Намму (2112–2095 до н. э.). Автор, чьи законы были записаны на клинописных табличках, до сих пор остается предметом споров. Некоторые ученые приписывают его сыну Ур-Намму Шульги . [8]
Хотя известно, что существовали и более ранние кодексы законов, такие как Кодекс Урукагины , он представляет собой самый ранний из сохранившихся юридических текстов. Он на три столетия старше Кодекса Хаммурапи . Законы составлены в казуистической форме ЕСЛИ (преступление) ТО (наказание) – эта модель использовалась почти во всех более поздних кодексах. Он устанавливает штрафы в виде денежной компенсации за телесный ущерб в отличие от более позднего принципа lex talionis («око за око») вавилонского закона. Однако убийство , грабеж , прелюбодеяние и изнасилование карались смертной казнью .
Кодекс дает представление о социальной структуре во времена Третьей династии Ура . Ниже лугала («великого человека» или короля) все члены общества принадлежали к одному из двух основных слоев: лу , или свободный человек, или раб (мужчина, арад ; женская геме ). Сына Лу называли думу -нита, пока он не женился , став «молодым человеком» ( гуру ). Женщина ( мунус ) превращалась из дочери ( думу-ми ) в жену ( дам ), затем, если она переживала мужа , вдову ( ну-ма-су ), которая могла снова выйти замуж.
Содержание
[ редактировать ]Пролог, типичный для месопотамских юридических кодексов, взывает к божествам царствования Ур-Намму, Нанне и Уту , и провозглашает «справедливость на земле».
... После того, как Ан и Энлиль передали царствование Ура Нанне, в это время Ур-Намму, сын, рожденный от Нинсун , для своей любимой матери, которая родила его, в соответствии со своими принципами справедливости и истины... Тогда Ур-Намму, могучий воин, царь Ура, царь Шумера и Аккада , силой Нанны, владыки города, и в соответствии с истинным словом Уту установил справедливость на земле; он изгнал проклятия, насилие и раздоры и установил ежемесячные расходы на храм в размере 90 гур ячменя, 30 овец и 30 сил масла. Он изготовил бронзовую меру-силу, нормировал вес в одну мину и нормировал каменный вес сикля серебра по отношению к одной мине... Сирота не была отдана богачу; вдова не была предана сильному человеку; человек за один сикль не отдавался человеку за одну мину.
Одна мина ( 1/60 грамма или таланта ( ) была приравнена к 60 сиклям 1 шекель = 8,3 , 0,3 унции).
Сохранившиеся законы
[ редактировать ]Среди сохранившихся законов есть следующие: [9]
- Если человек совершает убийство , этот человек должен быть убит .
- Если человек совершит ограбление , его убьют.
- Если человек совершит похищение человека , его следует посадить в тюрьму и заплатить 15 сиклей серебра.
- Если раб женится на рабыне и этот раб освобожден, он не покидает дом. [а]
- Если раб женится на коренном [то есть свободном] человеке, он должен передать первенца своему хозяину.
- Если мужчина нарушит права другого и лишит девственности девственную жену молодого человека, они должны убить этого мужчину.
- Если жена мужчины последовала за другим мужчиной, и он переспал с ней, то эту женщину должны убить, а того мужчину отпустить на свободу. [§4 в некоторых переводах]
- Если кто-нибудь силой применит силу и лишит девственности девственную рабыню другого мужчины, то этот мужчина должен заплатить пять сиклей серебра. (5)
- Если мужчина разводится со своей первой женой, он должен заплатить (ей) одну мину серебра. (6)
- Если он разводится с (бывшей) вдовой, то он должен заплатить (ей) полмины серебра. (7)
- Если мужчина переспал с вдовой без какого-либо брачного договора, ему не нужно платить серебро. (8)
- Если человека обвиняют в колдовстве [ перевод оспаривается ], он должен подвергнуться испытанию водой ; если его невиновность будет доказана, его обвинитель должен заплатить 3 сикля. (10) [11] [б]
- Если мужчина обвинил жену мужчины в прелюбодеянии и испытание на реке доказало ее невиновность, то обвинивший ее мужчина должен заплатить одну треть мины серебра. (11)
- Если будущий зять войдет в дом будущего тестя, а тесть позже отдаст свою дочь другому мужчине, тесть должен вернуться к отвергнутому зятю. в два раза больше свадебных подарков, которые он принес. (12)
- Если [ текст будет уничтожен ], он должен взвесить и принести ему 2 сикля серебра.
- Если раб убежит из пределов города и кто-нибудь вернет его, то хозяин должен заплатить два сикля тому, кто его вернул. (14)
- Если человек выбьет глаз другому человеку, он должен отвесить полмины серебра. (15)
- Если человек отрубил другому человеку ногу, он должен заплатить десять сиклей. (16)
- Если человек во время драки сломал конечность другому человеку дубинкой, он должен заплатить одну мину серебра. (17)
- Если кто-то отрубил нос другому человеку медным ножом, он должен заплатить две трети мины серебра. (18)
- Если человек выбьет зуб другому человеку, он должен заплатить два сикля серебра. (19)
- [ текст уничтожен ] Если у него нет раба, он должен заплатить 10 сиклей серебра. Если у него нет серебра, он должен отдать другую вещь, принадлежащую ему. (21) [с]
- Если рабыня мужчины, сравнивая себя со своей госпожой, заговорит с ней дерзко, то ей следует протереть рот 1 вартой соли. (22)
- Если рабыня ударит кого-либо, действуя с разрешения своей госпожи, [ текст уничтожен ]
- Если человек явился в качестве свидетеля и оказался лжесвидетельником , он должен заплатить пятнадцать сиклей серебра. (25)
- Если человек выступает в качестве свидетеля, но отказывается от присяги, он должен произвести оплату в пределах стоимости судебного дела. (26)
- Если человек тайно обрабатывает поле другого человека и подает жалобу, однако ее следует отклонить, и этот человек потеряет свои расходы. (27)
- Если человек залил поле человека водой, то он должен отмерить три кура ячменя на ику поля. (28)
- Если человек отдал пахотное поле другому человеку для обработки, а тот не возделывал его, превратив в пустырь, то следует отмерить три кура ячменя на ику поля . (29)
См. также
[ редактировать ]- Клинописный закон
- Кодекс Хаммурапи
- Список древних правовых кодексов
- Список надписей в библейской археологии
- Древние месопотамские единицы измерения
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Раб, который женился (и, предположительно, скоро у него будут дети), не может быть освобожден и вынужден покинуть дом, чтобы владелец мог сэкономить на расходах на содержание семьи раба. Рабам требовалось согласие своих хозяев на вступление в брак, поэтому это гарантировало, что их не выгонят просто так: даже если они теперь были вольноотпущенниками, они все равно оставались членами семьи, и они и их семья должны были поддерживаться ею. [10]
- ↑ Различные интерпретации этого испытания имеются у Финкельштейна 1968 , Йилдиза 1981 и Саурена 1990.
- ^ Предположительно, это относится к свободному человеку, убивающему чужого раба, поскольку раб является предпочтительным штрафом по сравнению с простой оплатой серебром, что основано на тенденции законов 31 и 32 к оплате натурой за определенные преступления. Тот факт, что штраф в серебре эквивалентен отсечению ноги свободного человека, также, по-видимому, предполагает это.
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Cos II: 409 Законы Ур-Наммы
- ^ Крамер 1954 .
- ^ Крамер 1956 , стр. 93–94.
- ^ Крамер 1956 , стр. 92–93.
- ^ Звезда 1981 .
- ^ Герни и Крамер 1965 .
- ^ Фрейн 1997 .
- ^ Крамер 1983 .
- ^ Рот 1995 , стр. 13–22.
- ^ Бартон 1920 .
- ^ Крамер 1954 , с. 40.
Источники
[ редактировать ]- Бартон, Джордж А. (1920). «Важный социальный закон древних вавилонян - текст, который до сих пор неправильно понимался». Американский журнал семитских языков и литератур . 37 (1): 62–71. дои : 10.1086/369917 . JSTOR 528363 .
- Финкельштейн, Джейкоб Дж. (1968). «Законы Ур-Намму». Журнал клинописных исследований . 22 (3–4): 66–82. дои : 10.2307/1359121 . JSTOR 1359121 .
- Фрейн, Дуглас (1997). «Ур-Намму Е3/2.1.1». III период Ура (2112-2004 гг. до н.э.) . Университет Торонто Пресс. стр. 5–90. дои : 10.3138/9781442657069 . ISBN 978-1-4426-5706-9 .
- Герни, Орегон; Крамер, Сэмюэл Ной (1965). «Два фрагмента шумерских законов» (PDF) . Ассирологические исследования . 16 :13–19.
- Крамер, Сэмюэл Ной (1954). «Свод законов Ур-Намму». Ориенталия . 23 (1): 40–51. JSTOR 43073169 .
- Крамер, Сэмюэл Ной (1956). История начинается в Шумере . Лондон: Темза и Гудзон.
- Крамер, Сэмюэл Ной (1983). «Свод законов Ур-Намму: кто был его автором?». Ориенталия . 52 (4): 453–56. JSTOR 43075250 .
- Рот, Марта Т. (1995). Юридические сборники Месопотамии и Малой Азии . Письма Древнего мира. Том. 6. ISBN 9780788503788 .
- Йылдыз, Фатма (1981). «Табличка Кодекса Ур-Намму из Сиппара». Ориенталия . 50 (1): 87–97. JSTOR 43075013 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бадамчи, Хосейн (2017). «Узурпация сельскохозяйственных земель и Кодекс Ур-Намма, Аккадика . 138 (2): 81–188.
- Гражданский, Мигель (2011). «Сборник законов Ур-Наммы». В Джордже, Эндрю Р. (ред.). Клинописные королевские надписи и родственные им тексты в коллекции Шойена . Бетесда, Мэриленд: CDL Press. стр. 221–286. ISBN 9781934309339 .
- Фенстра, О.; Ролл, П.; Сейболд, И. (1991). «Уголовный кодекс Австрии и Кодекс Ур-Намму - сравнение с точки зрения судебной медицины». Вклад в судебную медицину . 49 : 289-295. ПМИД 1811511 .
- Вилке, Клаус (2002). «Кодекс Урнаммы (CU): попытка реконструкции» . В Абуше, Цви (ред.). Богатства, спрятанные в тайных местах: древние ближневосточные исследования памяти Торкильда Якобсена (на немецком языке). Издательство Пенсильванского государственного университета. дои : 10.1515/9781575065335 . ISBN 9781575065335 . JSTOR 10.5325/j.ctv1bxh4wn .
- Вилке, Клаус (2014). «Законы на шумерском языке» . В Козлова Наталья; Визирова Е.; Золёми, Габор (ред.). Исследования шумерского языка и литературы: Festschrift Иоахима Крехера . Вавилон и Библия (на немецком языке). Том 8. Издательство Пенсильванского государственного университета. стр. 455–616. дои : 10.1515/9781575063553 . ISBN 9781575063553 . JSTOR 10.5325/j.ctv1bxh3kh .
- Шлехтер, Эмиль (1953). «О Кодексе Ур-Намму». Обзор ассириологии и восточной археологии (на французском языке). 47 (1): 1–10. JSTOR 23295406 .
- Шлехтер, Эмиль (1955). «Кодекс Ур-Ннаму». Обзор ассириологии и восточной археологии (на французском языке). 49 (4): 169–177. JSTOR 23295601 .