Jump to content

Кодекс Ур-Намму

Кодекс Ур-Намму
Первая известная версия кода в его текущем местоположении.
Созданный в. 2100 г. до н.э. – 2050 г. до н.э.
Расположение Стамбульские археологические музеи (Ni.3191) (первоначально Ниппур , Месопотамия) (современный Ирак ))
Автор(ы) Ур-Намму
Цель Юридический кодекс

Кодекс Ур-Намму — старейший известный свод законов, сохранившийся до наших дней. Оно родом из Месопотамии и написано на табличках на шумерском языке ок. 2100–2050 гг . до н.э. Он содержит резкие заявления о королевской власти, такие как «Я устранил вражду, насилие и призывы к справедливости». [1]

Открытие

[ редактировать ]

Первая редакция кодекса (Ни 3191), копия древневавилонского периода в двух фрагментах, найденная в Ниппуре , на территории современного Ирака, была переведена Сэмюэлем Ноем Крамером в 1952 году. [2] Эти фрагменты хранятся в Стамбульских археологических музеях . Из-за частичной сохранности можно было различить только длинный пролог и пять законов. [3] Крамер отметил, что в открытии была замешана удача: [4]

По всей вероятности, я бы вообще пропустил табличку Ур-Намму, если бы не своевременное письмо Ф. Р. Крауса, ныне профессора клинописи в Лейденского университета Голландии... В его письме говорилось, что несколько лет назад, в Выполняя свои обязанности хранителя стамбульского музея, он наткнулся на два фрагмента таблички, на которой были написаны шумерские законы, «объединил» эти две части и внес полученную табличку под номером 3191 в ниппурскую коллекцию. музея... Поскольку шумерские таблички с законами встречаются крайне редко, я сразу же приказал принести к себе на рабочий стол № 3191. Там она лежала, обожженная на солнце таблетка, светло-коричневого цвета, размером 20 на 10 сантиметров. Более половины письменности было уничтожено, а то, что сохранилось, поначалу казалось безнадежно непонятным. Но после нескольких дней сосредоточенного изучения его содержание начало проясняться и обретать форму, и я с немалым волнением осознал, что то, что я держал в руках, было копией древнейшего свода законов, когда-либо известного человечеству.

- Сэмюэл Крамер , История начинается в Шумере.

Еще два фрагмента таблички (IM 85688+85689), которые сейчас хранятся в Иракском музее в Багдаде, без пролога или заключительной формулы, были найдены в Уре и переведены в 1965 году, что позволило реконструировать около 30 из 57 законов. Два экземпляра были найдены в Сиппаре . Один (Si 277), хранящийся в Стамбульском музее, содержит пролог и строки 125–79. [5] Другой (BM 54722+), хранящийся в Британском музее , несет в себе законы и часть заключительной формулы. [6] [7]

Шумерский царь Ур-Намму (сидит), создатель Кодекса Ур-Намму, дарует губернаторство Хашшамеру, энси Ишкун-Сина (отпечаток цилиндрической печати, ок. 2100 г. до н. э.).

В предисловии прямо приписывают законы царю Ура Ур-Намму (2112–2095 до н. э.). Автор, чьи законы были записаны на клинописных табличках, до сих пор остается предметом споров. Некоторые ученые приписывают его сыну Ур-Намму Шульги . [8]

Хотя известно, что существовали и более ранние кодексы законов, такие как Кодекс Урукагины , он представляет собой самый ранний из сохранившихся юридических текстов. Он на три столетия старше Кодекса Хаммурапи . Законы составлены в казуистической форме ЕСЛИ (преступление) ТО (наказание) – эта модель использовалась почти во всех более поздних кодексах. Он устанавливает штрафы в виде денежной компенсации за телесный ущерб в отличие от более позднего принципа lex talionis («око за око») вавилонского закона. Однако убийство , грабеж , прелюбодеяние и изнасилование карались смертной казнью .

Кодекс дает представление о социальной структуре во времена Третьей династии Ура . Ниже лугала («великого человека» или короля) все члены общества принадлежали к одному из двух основных слоев: лу , или свободный человек, или раб (мужчина, арад ; женская геме ). Сына Лу называли думу -нита, пока он не женился , став «молодым человеком» ( гуру ). Женщина ( мунус ) превращалась из дочери ( думу-ми ) в жену ( дам ), затем, если она переживала мужа , вдову ( ну-ма-су ), которая могла снова выйти замуж.

Содержание

[ редактировать ]

Пролог, типичный для месопотамских юридических кодексов, взывает к божествам царствования Ур-Намму, Нанне и Уту , и провозглашает «справедливость на земле».

... После того, как Ан и Энлиль передали царствование Ура Нанне, в это время Ур-Намму, сын, рожденный от Нинсун , для своей любимой матери, которая родила его, в соответствии со своими принципами справедливости и истины... Тогда Ур-Намму, могучий воин, царь Ура, царь Шумера и Аккада , силой Нанны, владыки города, и в соответствии с истинным словом Уту установил справедливость на земле; он изгнал проклятия, насилие и раздоры и установил ежемесячные расходы на храм в размере 90 гур ячменя, 30 овец и 30 сил масла. Он изготовил бронзовую меру-силу, нормировал вес в одну мину и нормировал каменный вес сикля серебра по отношению к одной мине... Сирота не была отдана богачу; вдова не была предана сильному человеку; человек за один сикль не отдавался человеку за одну мину.

Одна мина ( 1/60 грамма или таланта ( ) была приравнена к 60 сиклям 1 шекель = 8,3 , 0,3 унции).

Сохранившиеся законы

[ редактировать ]

Среди сохранившихся законов есть следующие: [9]

  1. Если человек совершает убийство , этот человек должен быть убит .
  2. Если человек совершит ограбление , его убьют.
  3. Если человек совершит похищение человека , его следует посадить в тюрьму и заплатить 15 сиклей серебра.
  4. Если раб женится на рабыне и этот раб освобожден, он не покидает дом. [а]
  5. Если раб женится на коренном [то есть свободном] человеке, он должен передать первенца своему хозяину.
  6. Если мужчина нарушит права другого и лишит девственности девственную жену молодого человека, они должны убить этого мужчину.
  7. Если жена мужчины последовала за другим мужчиной, и он переспал с ней, то эту женщину должны убить, а того мужчину отпустить на свободу. [§4 в некоторых переводах]
  8. Если кто-нибудь силой применит силу и лишит девственности девственную рабыню другого мужчины, то этот мужчина должен заплатить пять сиклей серебра. (5)
  9. Если мужчина разводится со своей первой женой, он должен заплатить (ей) одну мину серебра. (6)
  10. Если он разводится с (бывшей) вдовой, то он должен заплатить (ей) полмины серебра. (7)
  11. Если мужчина переспал с вдовой без какого-либо брачного договора, ему не нужно платить серебро. (8)
  12. Если человека обвиняют в колдовстве [ перевод оспаривается ], он должен подвергнуться испытанию водой ; если его невиновность будет доказана, его обвинитель должен заплатить 3 сикля. (10) [11] [б]
  13. Если мужчина обвинил жену мужчины в прелюбодеянии и испытание на реке доказало ее невиновность, то обвинивший ее мужчина должен заплатить одну треть мины серебра. (11)
  14. Если будущий зять войдет в дом будущего тестя, а тесть позже отдаст свою дочь другому мужчине, тесть должен вернуться к отвергнутому зятю. в два раза больше свадебных подарков, которые он принес. (12)
  15. Если [ текст будет уничтожен ], он должен взвесить и принести ему 2 сикля серебра.
  16. Если раб убежит из пределов города и кто-нибудь вернет его, то хозяин должен заплатить два сикля тому, кто его вернул. (14)
  17. Если человек выбьет глаз другому человеку, он должен отвесить полмины серебра. (15)
  18. Если человек отрубил другому человеку ногу, он должен заплатить десять сиклей. (16)
  19. Если человек во время драки сломал конечность другому человеку дубинкой, он должен заплатить одну мину серебра. (17)
  20. Если кто-то отрубил нос другому человеку медным ножом, он должен заплатить две трети мины серебра. (18)
  21. Если человек выбьет зуб другому человеку, он должен заплатить два сикля серебра. (19)
  22. [ текст уничтожен ] Если у него нет раба, он должен заплатить 10 сиклей серебра. Если у него нет серебра, он должен отдать другую вещь, принадлежащую ему. (21) [с]
  23. Если рабыня мужчины, сравнивая себя со своей госпожой, заговорит с ней дерзко, то ей следует протереть рот 1 вартой соли. (22)
  24. Если рабыня ударит кого-либо, действуя с разрешения своей госпожи, [ текст уничтожен ]
  25. Если человек явился в качестве свидетеля и оказался лжесвидетельником , он должен заплатить пятнадцать сиклей серебра. (25)
  26. Если человек выступает в качестве свидетеля, но отказывается от присяги, он должен произвести оплату в пределах стоимости судебного дела. (26)
  27. Если человек тайно обрабатывает поле другого человека и подает жалобу, однако ее следует отклонить, и этот человек потеряет свои расходы. (27)
  28. Если человек залил поле человека водой, то он должен отмерить три кура ячменя на ику поля. (28)
  29. Если человек отдал пахотное поле другому человеку для обработки, а тот не возделывал его, превратив в пустырь, то следует отмерить три кура ячменя на ику поля . (29)

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Раб, который женился (и, предположительно, скоро у него будут дети), не может быть освобожден и вынужден покинуть дом, чтобы владелец мог сэкономить на расходах на содержание семьи раба. Рабам требовалось согласие своих хозяев на вступление в брак, поэтому это гарантировало, что их не выгонят просто так: даже если они теперь были вольноотпущенниками, они все равно оставались членами семьи, и они и их семья должны были поддерживаться ею. [10]
  2. Различные интерпретации этого испытания имеются у Финкельштейна 1968 , Йилдиза 1981 и Саурена 1990.
  3. ^ Предположительно, это относится к свободному человеку, убивающему чужого раба, поскольку раб является предпочтительным штрафом по сравнению с простой оплатой серебром, что основано на тенденции законов 31 и 32 к оплате натурой за определенные преступления. Тот факт, что штраф в серебре эквивалентен отсечению ноги свободного человека, также, по-видимому, предполагает это.

Источники

[ редактировать ]
  • Бартон, Джордж А. (1920). «Важный социальный закон древних вавилонян - текст, который до сих пор неправильно понимался». Американский журнал семитских языков и литератур . 37 (1): 62–71. дои : 10.1086/369917 . JSTOR   528363 .
  • Финкельштейн, Джейкоб Дж. (1968). «Законы Ур-Намму». Журнал клинописных исследований . 22 (3–4): 66–82. дои : 10.2307/1359121 . JSTOR   1359121 .
  • Фрейн, Дуглас (1997). «Ур-Намму Е3/2.1.1». III период Ура (2112-2004 гг. до н.э.) . Университет Торонто Пресс. стр. 5–90. дои : 10.3138/9781442657069 . ISBN  978-1-4426-5706-9 .
  • Герни, Орегон; Крамер, Сэмюэл Ной (1965). «Два фрагмента шумерских законов» (PDF) . Ассирологические исследования . 16 :13–19.
  • Крамер, Сэмюэл Ной (1954). «Свод законов Ур-Намму». Ориенталия . 23 (1): 40–51. JSTOR   43073169 .
  • Крамер, Сэмюэл Ной (1956). История начинается в Шумере . Лондон: Темза и Гудзон.
  • Крамер, Сэмюэл Ной (1983). «Свод законов Ур-Намму: кто был его автором?». Ориенталия . 52 (4): 453–56. JSTOR   43075250 .
  • Рот, Марта Т. (1995). Юридические сборники Месопотамии и Малой Азии . Письма Древнего мира. Том. 6. ISBN  9780788503788 .
  • Йылдыз, Фатма (1981). «Табличка Кодекса Ур-Намму из Сиппара». Ориенталия . 50 (1): 87–97. JSTOR   43075013 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Бадамчи, Хосейн (2017). «Узурпация сельскохозяйственных земель и Кодекс Ур-Намма, Аккадика . 138 (2): 81–188.
  • Гражданский, Мигель (2011). «Сборник законов Ур-Наммы». В Джордже, Эндрю Р. (ред.). Клинописные королевские надписи и родственные им тексты в коллекции Шойена . Бетесда, Мэриленд: CDL Press. стр. 221–286. ISBN  9781934309339 .
  • Фенстра, О.; Ролл, П.; Сейболд, И. (1991). «Уголовный кодекс Австрии и Кодекс Ур-Намму - сравнение с точки зрения судебной медицины». Вклад в судебную медицину . 49 : 289-295. ПМИД   1811511 .
  • Вилке, Клаус (2002). «Кодекс Урнаммы (CU): попытка реконструкции» . В Абуше, Цви (ред.). Богатства, спрятанные в тайных местах: древние ближневосточные исследования памяти Торкильда Якобсена (на немецком языке). Издательство Пенсильванского государственного университета. дои : 10.1515/9781575065335 . ISBN  9781575065335 . JSTOR   10.5325/j.ctv1bxh4wn .
  • Вилке, Клаус (2014). «Законы на шумерском языке» . В Козлова Наталья; Визирова Е.; Золёми, Габор (ред.). Исследования шумерского языка и литературы: Festschrift Иоахима Крехера . Вавилон и Библия (на немецком языке). Том 8. Издательство Пенсильванского государственного университета. стр. 455–616. дои : 10.1515/9781575063553 . ISBN  9781575063553 . JSTOR   10.5325/j.ctv1bxh3kh .
  • Шлехтер, Эмиль (1953). «О Кодексе Ур-Намму». Обзор ассириологии и восточной археологии (на французском языке). 47 (1): 1–10. JSTOR   23295406 .
  • Шлехтер, Эмиль (1955). «Кодекс Ур-Ннаму». Обзор ассириологии и восточной археологии (на французском языке). 49 (4): 169–177. JSTOR   23295601 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 3037b95dab144d64d5430c26a9de7c74__1721708220
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/30/74/3037b95dab144d64d5430c26a9de7c74.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Code of Ur-Nammu - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)