Jump to content

Энлиль

Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.

Энлиль
Бог ветра , воздуха , земли и бурь .
Статуэтка Энлиля, сидящего на троне, из Ниппура , датированная 1800–1600 гг. до н.э., сейчас выставлена ​​в Музее Ирака.
клинопись 𒀭𒂗𒆤
Обитель Ниппур
Символ Рогатая корона
Генеалогия
Родители Ан и Ки
Братья и сестры Энки
Супруга Нинлиль , Ки
Дети Нинурта , Нанна , Нергал , Ниназу и Энбилулу.
Эквиваленты
Вавилонский эквивалент Эли
Хурритский эквивалент Кумарби
аккадский эквивалент Эллиль
Индуистский эквивалент Шива
Греческий эквивалент Зевс

Энлиль , [а] позже известный как Элиль и Эллиль , это древний месопотамский бог, связанный с ветром, воздухом, землей и штормами. [4] Впервые он упоминается как главное божество шумерского пантеона . [5] но позже ему поклонялись аккадцы , вавилоняне , ассирийцы и хурриты . Главным центром поклонения Энлилю был храм Экур в городе Ниппур , который, как полагали, был построен самим Энлилем и считался «причалом» неба и земли. В шумерских текстах он также иногда упоминается как Нунамнир . Согласно одному шумерскому гимну, сам Энлиль был настолько свят, что даже другие боги не могли взглянуть на него. Энлиль приобрел известность в двадцать четвертом веке до нашей эры с возвышением Ниппура. Его культ пришел в упадок после того, как Ниппур был разграблен эламитами в 1230 году до нашей эры, и в конечном итоге он был вытеснен в качестве главного бога месопотамского пантеона вавилонским национальным богом Мардуком .

Энлиль играет жизненно важную роль в древней ближневосточной космологии ; он отделяет Ан (небо) от Ки (земли), тем самым делая мир пригодным для жизни людей. В шумерском мифе о потопе Эриду Бытие Энлиль награждает Зиусудру бессмертием за то, что он пережил потоп, а в вавилонском мифе о потопе Энлиль сам является причиной потопа, наслав потоп, чтобы истребить человеческий род, наделавший слишком много шума. и мешал ему спать. Миф об Энлиле и Нинлиль рассказывает о серийном соблазнении Энлилем богини Нинлиль в различных обличьях, что привело к зачатию бога луны Нанны и подземного мира божеств Нергала , Ниназу и Энбилулу . Энлиль считался изобретателем мотыги и покровителем земледелия. Энлиль также занимает видное место в нескольких мифах, связанных с его сыном Нинуртой , включая Анзу и Таблицу судеб и Лугале .

Этимология

[ редактировать ]

Имя Энлиля происходит от древнешумерского EN (𒂗), что означает «господин», и LÍL (𒆤), значение которого спорно. [6] [1] [7] и которое иногда интерпретируется как означающее ветер как погодное явление (что делает Энлиля богом погоды и неба, «Лордом Ветра» или «Лордом Шторма»), [8] [2] [3] или, альтернативно, как обозначение духа или призрака, присутствие которого можно ощутить как движение воздуха, или, возможно, как частичное семитское заимствование, а не шумерское слово вообще. [9] Имя Энлиля не является формой родительного падежа. [10] предполагая, что Энлиль рассматривался как олицетворение ЛИЛ, а не просто причина ЛИЛ. [10]

Петр Штайнкеллер писал, что значение LÍL на самом деле не может быть ключом к конкретной божественной сфере Энлиля, будь то бури, духи или что-то еще, поскольку Энлиль мог быть «типичным универсальным богом [...] без какой-либо конкретной области». ." [11]

Петр Штейнкеллер и Петр Михаловский сомневаются в шумерском происхождении Энлиля. [12] Они подвергли сомнению истинное значение имени и отождествили Энлиля с эблайским словом И-ли-лу . [12] Как отметили Манфред Креберник и М.П. Штрек; То, что Энлиль упоминается в шумерских текстах как Кур-гал (Великая гора), предполагает, что он мог родом из восточной Месопотамии. [12]

Поклонение

[ редактировать ]
Современная фотография руин храма Экур в Ниппуре.
План храма Экур в Ниппуре

Энлиль, широко восседающий на белом помосте, на высоком помосте, который совершает указы власти, господства и княжества, земные боги склоняются перед ним в страхе, небесные боги смиряются перед ним...

- Шумерский гимн Энлилю в переводе Сэмюэля Ноя Крамера. [13]
Клинописная надпись на диоритовой ступе из Ниппура, в которой говорится, что это было подношение Гудеа Энлилю ( ок. 2144–2124 до н. э.).

Энлиль был богом-покровителем шумерского города-государства Ниппур. [14] и его главным центром поклонения был расположенный там храм Экур . [15] Название храма в переводе с древнешумерского буквально означает «Горный дом». [16] Считалось, что Экур был построен и установлен самим Энлилем. [16] Считалось, что это «швартовка» неба и земли. [16] это означает, что его рассматривали как «канал связи между землей и небом». [17] Гимн, написанный во время правления Ур-Намму , основателя Третьей династии Ура , очень подробно описывает Э-кур, заявляя, что его ворота были вырезаны со сценами Имдугуда , меньшего божества, иногда изображаемого в виде гигантской птицы. убивающего льва и орла, схватывающего грешника. [16]

Шумеры считали, что единственной целью существования человечества было служение богам. [18] [19] Они думали, что статуя бога — это физическое воплощение самого бога. [20] [21] Таким образом, культовым статуям оказывали постоянную заботу и внимание. [22] [20] и присматривать за ними было поручено группе священников. [23] Люди поклонялись Энлилю, предлагая ему еду и другие человеческие потребности. [18] Еда, ритуально разложенная перед культовой статуей бога в форме пира, [22] [20] Считалось, что это была ежедневная еда Энлиля. [18] но после ритуала оно будет роздано его священникам. [18] Эти священники также отвечали за смену одежды культовой статуи. [21]

Шумеры представляли Энлиля доброжелательным, отцовским божеством, которое наблюдает за человечеством и заботится об его благополучии. [24] В одном шумерском гимне Энлиль описывается как настолько славный, что даже другие боги не могли смотреть на него. [25] [26] В том же гимне также говорится, что без Энлиля цивилизация не могла бы существовать. [26] Энлиля Эпитеты включают такие титулы, как «Великая гора» и «Царь чужих земель». [25] Энлиля также иногда называют «бушующим штормом», «диким быком» и «торговцем». [25] Жители Месопотамии видели в нем творца, отца, царя и верховного повелителя вселенной. [25] [27] Он также был известен как «Нунамнир». [25] и упоминается по крайней мере в одном тексте как «Восточный ветер и Северный ветер». [25]

Короли считали Энлиля образцовым правителем и стремились подражать его примеру. [28] Энлиль считался в высшей степени справедливым. [13] и нетерпимы ко злу. [13] Правители со всего Шумера приезжали в храм Энлиля в Ниппуре, чтобы получить легитимность. [29] Они отплатят Энлилю благосклонностью, пожертвовав его храму земли и драгоценные предметы в качестве подношений. [30] Ниппур был единственным шумерским городом-государством, который никогда не строил дворца; [18] это было призвано символизировать важность города как центра культа Энлиля, показывая, что сам Энлиль был царем города. [18] Даже в вавилонский период, когда Мардук сменил Энлиля в качестве верховного бога, вавилонские цари все еще ездили в священный город Ниппур, чтобы добиться признания своего права на власть. [30]

Энлиль впервые приобрел известность в двадцать четвертом веке до нашей эры, когда значение бога Ана начало ослабевать. [31] [32] В этот период времени Энлиль и Ан часто упоминаются вместе в надписях. [31] Энлиль оставался верховным богом Месопотамии на протяжении всего периода амореев. [33] аморейские монархи провозглашали Энлиля источником своей легитимности. [33] Значение Энлиля начало ослабевать после того, как вавилонский царь Хаммурапи завоевал Шумер. [34] Вавилоняне поклонялись Энлилю под именем «Элиль». [4] а хурриты соединили его со своим богом Кумарби . [4] В одном хурритском ритуале Энлиль и Апанту упоминаются как «отец и мать Ишхары ». [35] Энлиль также упоминается наряду с Нинлиль как член « могучих и прочно утвердившихся богов ». [35]

В касситский период ( ок. 1592–1155 до н.э.) Ниппуру ненадолго удалось восстановить влияние в регионе, и Энлиль снова приобрел известность. [34] Примерно с 1300 г. до н.э. Энлиль был синкретизирован с ассирийским национальным богом Ашшуром . [36] который был самым важным божеством в ассирийском пантеоне. [37] Затем, в 1230 г. до н. э., эламиты напали на Ниппур, и город пришел в упадок, унеся с собой культ Энлиля. [34] Примерно сто лет спустя роль Энлиля как главы пантеона была отдана Мардуку , национальному богу вавилонян. [34]

Иконография

[ редактировать ]
Табличка-посвящение Гудеа богу Нингирсу : «Нингирсу, могучему воину Энлиля, его учителю Гудеа, энси из Лагаша ».

Энлиль был представлен символом рогатой шапки, состоявшей из семи наложенных друг на друга пар бычьих рогов. [38] Такие короны были важным символом божественности; [39] [40] боги носили их еще с третьего тысячелетия до нашей эры. [39] Рогатая шапка оставалась неизменной по форме и значению с самых ранних дней шумерской предыстории вплоть до времен персидского завоевания и позже. [39] [21]

У шумеров существовала сложная нумерологическая система, в которой считалось, что определенные числа имеют особое ритуальное значение. [41] В этой системе Энлиль ассоциировался с числом пятьдесят, которое считалось для него священным. [42] Энлиль был частью триады божеств, в которую также входили Ан и Энки. [43] [44] [45] [46] Эти три божества вместе были воплощением всех неподвижных звезд ночного неба. [47] [45] Ан отождествлялся со всеми звездами экваториального неба , Энлиль — со звездами северного неба , а Энки — со звездами южного неба . [47] [45] Путь небесной орбиты Энлиля представлял собой непрерывный симметричный круг вокруг северного полюса мира . [48] но считалось, что пути Ана и Энки пересекаются в разных точках. [49] Энлиль был связан с созвездием Ботеса . [25]

Мифология

[ редактировать ]

Мифы о происхождении

[ редактировать ]

Основным источником информации о шумерской мифологии творения является пролог к ​​эпической поэме «Гильгамеш, Энкиду и преисподняя» ( ETCSL 1.8.1.4 ), [50] который кратко описывает процесс творения: изначально существовало только Намму , первобытное море. [51] Затем Намму родила Ан , небо, и Ки , землю. [51] Ан и Ки соединились друг с другом, в результате чего Ки родила Энлиля. [51] Энлиль отделил Ана от Ки и захватил землю как свои владения, а Ан забрал небо. [52] Энлиль женится на своей матери Ки, и от этого союза возникает вся растительная и животная жизнь на земле. [53]

«Энлиль и Нинлиль» (ETCSL 1.2.1 ) — почти полная шумерская поэма из 152 строк, описывающая роман между Энлилем и богиней Нинлиль . [54] [55] Сначала мать Нинлиль Нунбаршегуну велит Нинлиль пойти искупаться в реке. [56] Нинлиль идет к реке, где Энлиль соблазняет ее и оплодотворяет от их сына, бога луны Нанны . [55] Из-за этого Энлиль был изгнан в Кур , шумерский подземный мир. [55] Нинлиль следует за Энлилем в подземный мир, где он выдает себя за «человека у ворот». [57] Нинлиль требует знать, куда делся Энлиль, но Энлиль, все еще выдавая себя за привратника, отказывается отвечать. [57] Затем он соблазняет Нинлиль и оплодотворяет ее Нергалом , богом смерти. [58] Повторяется тот же сценарий, только на этот раз Энлиль вместо этого изображает «человека реки нижнего мира, реки, пожирающей людей»; в очередной раз он соблазняет Нинлиль и оплодотворяет ее от бога Ниназу . [59] Наконец, Энлиль изображает « человека из лодки »; в очередной раз он соблазняет Нинлиль и оплодотворяет ее Энбилулу , «смотрителем каналов». [60]

История ухаживания Энлиля с Нинлиль — это прежде всего генеалогический миф, придуманный для объяснения происхождения бога луны Нанны, а также различных богов Подземного мира. [54] но это также, в некоторой степени, история взросления, описывающая переход Энлиля и Нинлиль из подросткового возраста во взрослую жизнь. [61] История также объясняет роль Нинлиль как супруги Энлиля; в стихотворении Нинлиль заявляет: «Как Энлиль — твой господин, так и я — твоя госпожа!» [62] Эта история также имеет историческое значение, поскольку, если нынешняя ее интерпретация верна, это древнейший известный миф, в котором бог меняет форму. [54]

Миф о потопе

[ редактировать ]

В шумерской версии истории о потопе (ETCSL 1.7.4 ) причины потопа неясны, поскольку часть таблички, записывающая начало истории, была уничтожена. [63] Каким-то образом смертному, известному как Зиусудра, удается пережить потоп, вероятно, с помощью бога Энки . [64] Табличка начинается с середины описания потопа. [64] Наводнение продлится семь дней и семь ночей, прежде чем утихнет. [65] Затем появляется Уту , бог Солнца. [65] Зиусудра открывает окно в борту лодки и падает ниц перед богом. [65] Затем он приносит в жертву быка и овцу в честь Уту. [65] На этом месте текст снова обрывается. [65] Когда он возобновляется, Энлиль и Ан собираются провозгласить Зиусудру бессмертным в знак уважения за то, что ему удалось пережить потоп. Оставшаяся часть планшета после этого момента уничтожается. [65]

В более поздней аккадской версии истории о потопе, записанной в « Эпосе о Гильгамеше» , Энлиль фактически вызывает потоп. [66] стремясь уничтожить все живое на земле, потому что люди, которые чрезвычайно перенаселены, производят слишком много шума и мешают ему спать. [67] В этой версии истории героем является Утнапиштим . [68] которого заранее предупреждает Эа , вавилонский эквивалент Энки, о приближении потопа. [69] Наводнение длится семь дней; когда оно закончится, Иштар , оплакивавшая гибель человечества, [70] обещает Утнапишти, что Энлиль никогда больше не вызовет потоп. [71] Когда Энлиль видит, что Утнапиштим и его семья выжили, он возмущается: [72] но его сын Нинурта выступает в защиту человечества, утверждая, что вместо того, чтобы вызывать наводнения, Энлиль должен просто гарантировать, что люди никогда не станут перенаселенными, сокращая их численность с помощью диких животных и голода. [73] Энлиль входит в лодку; Утнапишти и его жена склоняются перед ним. [73] Энлиль, теперь умиротворенный, дарует Утнапиштиму бессмертие в награду за его верность богам. [74]

Главный бог и арбитр

[ редактировать ]

Вырывает корни, рвет крону, кирка щадит ... растения; кирка, ее судьба решена отцом Энлилем, кирка возвышена.

- Изобретение Энлилем кирки в переводе Сэмюэля Ноя Крамера. [75]

Почти полное стихотворение из 108 строк раннего династического периода ( ок. 2900–2350 до н. э.) описывает изобретение Энлилем мотыги . [76] [77] ключевая сельскохозяйственная кирка, мотыга, топор или землеройный инструмент шумеров. [78] [77] В поэме Энлиль вызывает мотыгу к существованию и решает ее судьбу. [79] Мотыга описывается как невероятно красивая; он сделан из чистого золота, а голова его вырезана из лазурита . [79] Энлиль передает инструмент людям, которые используют его для строительства городов. [75] подчинять свой народ, [75] и выпалывать сорняки. [75] Считалось, что Энлиль способствует росту растений. [78]

Шумерская поэма « Энлиль выбирает бога-земледельца» (ETCSL 5.3.3 ) описывает, как Энлиль, надеясь «установить изобилие и процветание», создает двух богов Эмеша и Энтена , пастыря и земледельца соответственно. [80] Два бога спорят, и Эмеш претендует на позицию Энтена. [81] Они передают спор Энлилю, который выносит решение в пользу Энтена; [82] два бога радуются и примиряются. [82]

Мифы о Нинурте

[ редактировать ]
Нинурта со своими молниями преследует Анзу , укравшего Таблицу Судьб из святилища Энлиля ( Остин Генри Лейард «Памятники Ниневии» , 2-я серия, 1853 г.)

В шумерской поэме «Лугале» (ETCSL 1.6.2 ) Энлиль дает совет своему сыну, богу Нинурте , советуя ему стратегию убийства демона Асага . [83] Этот совет передается Нинурте через Шарура , его зачарованную говорящую булаву, которую Нинурта послал в царство богов , чтобы обратиться за советом непосредственно к Энлилю. [83]

В древнем, среднем и поздневавилонском мифе об и Скрижали судеб Анзу Анзу , гигантская чудовищная птица, [84] предает Энлиля и крадет Скрижаль Судеб , [85] священная глиняная табличка, принадлежащая Энлилю, дающая ему власть, [86] пока Энлиль готовится к омовению. [87] Реки высыхают, и боги лишаются своей силы. [87] Боги посылают Адада , Гирру и Шару победить Анзу, [87] но все они терпят неудачу. [87] Наконец, Эа предлагает богам послать Нинурту, сына Энлиля. [87] Нинурта успешно побеждает Анзу и возвращает Таблицу судеб своему отцу. [87] В награду Нинурте предоставляется видное место в совете богов. [87]

Война богов

[ редактировать ]

Сильно поврежденный текст неоассирийского периода (911–612 до н.э.) описывает Мардука, ведущего свою армию аннунаков в священный город Ниппур и вызывающего беспорядки. [88] Беспорядки вызывают наводнение, [88] что вынуждает местных богов Ниппура под предводительством Энлиля укрыться в храме Эшумеша Нинурты . [88] Энлиль разгневан проступком Мардука и приказывает богам Эшумеша взять Мардука и других аннунаков в плен. [88] Ануннаки взяты в плен, [88] но Мардук назначает своего лидера Муштеширхаблима возглавить восстание против богов Эшумеша. [89] и посылает своего посланника Неретагмиля предупредить Набу , бога грамотности. [89] Когда боги Эшумеша слышат слова Набу, они выходят из своего храма, чтобы найти его. [90] Мардук побеждает богов Эшумеша и берет в плен 360 из них, включая самого Энлиля. [90] Энлиль возражает, что боги Эшумеша невиновны. [90] поэтому Мардук предает их суду перед Ануннаками. [90] Текст заканчивается предупреждением Дамкианны (другое имя Нинхурсаг) богам и человечеству, умоляющим их не повторять войну между ануннаками и богами Эшумеша. [90]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Шумерский : 𒀭𒂗𒆤 д EN .LÍL , «Повелитель [] Ветра» [1] [2] [3]
  1. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Холлоран 2006 .
  2. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Голландия 2009 , с. 114.
  3. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Немет-Нежат 1998 , с. 182.
  4. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Коулман и Дэвидсон 2015 , с. 108.
  5. ^ Крамер 1983 , стр. 115–121.
  6. ^ Стоун, Адам. «Энлиль/Эллиль (бог)» . Древние месопотамские боги и богини . Оракк и Академия высшего образования Великобритании . Проверено 20 декабря 2020 г.
  7. ^ Ван, Сяньхуа. Метаморфоза Энлиля в Ранней Месопотамии . стр. 6–22 . Проверено 20 декабря 2020 г.
  8. ^ Якобсен, Торкильд (1989). «Лил Эн-лила». В Беренсе, Х.; Лодинг, DM; Рот, Монтана (ред.). ДУМУ-Э-ДУБ-БА-А: Исследования в честь Оке В. Сьёберга . Музей археологии и антропологии Пенсильванского университета. стр. 267–276. ISBN  978-0934718981 .
  9. ^ Михаловский, Петр (1998). «Невыносимая легкость Энлиля». В Просецкого, Дж. (ред.). Интеллектуальная жизнь Древнего Ближнего Востока . Институт Востока Академии наук Чехии. п. 240.
  10. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б ван дер Торн, Бекинг и Виллем, 1999 , с. 356.
  11. ^ Штейнкеллер, Петр (1999). «О правителях, священниках и священном браке: прослеживание эволюции раннего шумерского царства». В Ватанабэ, К. (ред.). Священники и чиновники на Древнем Ближнем Востоке . п. 114, н. 36.
  12. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Маркус, Дэвид; Петтинато, Джованни (2005). «Энлиль». В Джонсе, Линдси (ред.). Энциклопедия религии (2-е изд.). Справочник Макмиллана США. п. 2799. Петр Штайнкеллер (1999) и Петр Михаловский (1998) поставили под сомнение шумерскую природу бога Энлиля. Они обсуждают истинное значение имени, приравнивая эблаита И-ли-лу к Энлилю. Насколько это противоречит другим шумерским мифам, было показано Манфредом Креберником и М. П. Штреком, а эпитет Энлиля в шумерской литературе — кур-гал (великая гора), что предполагает происхождение из восточной Месопотамии.
  13. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Крамер 1963 , с. 120.
  14. ^ Привет 1996 , стр. 231–234.
  15. ^ Black & Green 1992 , стр. 74 и 76.
  16. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Черное и зеленое 1992 , с. 74.
  17. ^ Черное и Зеленое 1992 , с. 53.
  18. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Янзен 2004 , с. 247.
  19. ^ Крамер 1963 , с. 123.
  20. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Черное и зеленое 1992 , с. 94.
  21. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Немет-Нежат 1998 , с. 186.
  22. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Немет-Нежат 1998 , стр. 186–187.
  23. ^ Немет-Неджат 1998 , стр. 186–188.
  24. ^ Крамер 1963 , с. 119.
  25. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г Черное и зеленое 1992 , с. 76.
  26. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Крамер 1963 , с. 121.
  27. ^ Крамер 1963 , стр. 119–121.
  28. ^ Гроттанелли и Мандер 2005 , с. 5,162а.
  29. ^ Литтлтон 2005 , стр. 480–482.
  30. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Литтлтон 2005 , с. 482.
  31. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Шнайдер 2011 , с. 58.
  32. ^ Крамер 1963 , с. 118.
  33. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Шнайдер 2011 , стр. 58–59.
  34. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Шнайдер 2011 , с. 59.
  35. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Арчи 1990 , с. 114
  36. ^ Черное и Зеленое 1992 , с. 38.
  37. ^ Черное и Зеленое 1992 , с. 37.
  38. ^ Черное и Зеленое 1992 , с. 102.
  39. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Черное и зеленое 1992 , с. 98.
  40. ^ Немет-Неджат 1998 , с. 185.
  41. ^ МакЭвилли 2002 , стр. 171–172.
  42. ^ Рёллиг 1971 , стр. 499–500.
  43. ^ Цумура 2005 , с. 134.
  44. ^ Делапорте 1996 , с. 137.
  45. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Немет-Нежат 1998 , с. 203.
  46. ^ Крамер 1963 , стр. 118–122.
  47. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Роджерс 1998 , с. 13.
  48. ^ Левенда 2008 , с. 29.
  49. ^ Левенда 2008 , стр. 29–30.
  50. ^ Крамер 1961 , стр. 30–33.
  51. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Крамер 1961 , стр. 37–40.
  52. ^ Крамер 1961 , стр. 37–41.
  53. ^ Крамер, Сэмюэл Ной (05 марта 2020 г.). Шумерская мифология: исследование духовных и литературных достижений третьего тысячелетия до нашей эры . Издательство Pickle Partners. ISBN  978-1-83974-294-1 .
  54. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Крамер 1961 , с. 43.
  55. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Якобсен 1946 , стр. 128–152.
  56. ^ Крамер 1961 , с. 44.
  57. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Крамер 1961 , стр. 44–45.
  58. ^ Крамер 1961 , с. 45.
  59. ^ Крамер 1961 , с. 46.
  60. ^ Блэк, Каннингем и Робсон 2006 , с. 106.
  61. ^ Лейк 2013 , с. 66.
  62. ^ Лейк 2013 , с. 67.
  63. ^ Крамер 1961 , с. 97.
  64. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Крамер 1961 , стр. 97–98.
  65. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Крамер 1961 , с. 98.
  66. ^ Далли 1989 , с. 109.
  67. ^ Далли 1989 , стр. 109–111.
  68. ^ Далли 1989 , стр. 109–110.
  69. ^ Далли 1989 , стр. 110–111.
  70. ^ Далли 1989 , с. 113.
  71. ^ Далли 1989 , стр. 114–115.
  72. ^ Далли 1989 , с. 115.
  73. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Далли 1989 , стр. 115–116.
  74. ^ Далли 1989 , с. 116.
  75. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Крамер 1961 , с. 53.
  76. ^ Крамер 1961 , стр. 51–53.
  77. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Грин 2003 , с. 37.
  78. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Гук 2004 .
  79. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Крамер 1961 , с. 52.
  80. ^ Крамер 1961 , стр. 49–50.
  81. ^ Крамер 1961 , с. 50.
  82. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Крамер 1961 , с. 51.
  83. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Пенгласер 1994 , с. 68.
  84. ^ Лейк 1991 , с. 9.
  85. ^ Лейк 1991 , стр. 9–10.
  86. ^ Черное и Зеленое 1992 , с. 173.
  87. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г Лейк 1991 , с. 10.
  88. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Осима 2010 , с. 145.
  89. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Осима 2010 , стр. 145–146.
  90. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Осима 2010 , с. 146.

Библиография

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f40f6e0966384ec4897c0603bfda8c32__1721293620
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f4/32/f40f6e0966384ec4897c0603bfda8c32.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Enlil - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)