Jump to content

Элам

Координаты : 29 ° 54' с.ш., 52 ° 24' в.д.  /  29,900 ° с.ш., 52,400 ° в.д.  / 29,900; 52.400
(Перенаправлено с эламитов )

Элам
Халтамти
𒁹𒄬𒆷𒁶𒋾
д
Карта, показывающая территорию Эламской империи (оранжевым цветом) и прилегающие территории. примерная в бронзовом веке . протяженность Персидского залива Показана
Альтернативные названия Эламиты, Сусиана
Географический диапазон Иран
29 ° 54' с.ш., 52 ° 24' в.д.  /  29,900 ° с.ш., 52,400 ° в.д.  / 29,900; 52.400
Период Доиранский
Даты 3200–539 гг. до н.э.
Предшественник Протоэламитский
С последующим Империя Ахеменидов

Элам ( / ˈ l ə m / ; линейное эламитское : оно украдено ; Клинопись : Халатамти ; Эламитская Шумерский : 𒉏𒈠 элам ; Аккадский : 𒉏𒈠𒆠 эламту ; Иврит : עֵילָם ʿēlam ; Древнеперсидский : 𐎺𐎩 hūja ) [1] [2] была древней цивилизацией, сосредоточенной на крайнем западе и юго-западе современного Ирана , простирающейся от низменностей того, что сейчас является Хузестаном и провинцией Илам , а также небольшой части южного Ирака . Современное название Элам происходит от шумерской транслитерации элам(а) , а также от более позднего аккадского эламту и эламского халтамти. Эламские государства входили в число ведущих политических сил Древнего Ближнего Востока . [3] В классической литературе Элам был также известен как Сусиана ( США : / ˌ s ʒ i ˈ æ ə / n Великобритания : / ˌ s z i ˈ ɑː n ə / ; Древнегреческий : Σουσιανή Sousianḗ ), название, происходящее от столицы Сузы . [4]

Элам был частью ранней урбанизации Ближнего Востока в период энеолита (медного века). Появление письменных источников примерно за 3000 г. до н. э. также соответствует шумерской истории, где были найдены несколько более ранние записи. [5] [6] В древнеэламский период ( средний бронзовый век ) Элам состоял из царств на Иранском нагорье с центром в Аншане , а с середины II тысячелетия до нашей эры — в Сузах на Хузестанской низменности. [7] Его культура сыграла решающую роль во времена персидской династии Ахеменидов , сменившей Элам, когда эламский язык оставался в числе официально используемых. Эламский язык обычно считается изолированным языком, не связанным ни с какими другими языками. В соответствии с географическими и археологическими данными некоторые историки утверждают, что эламиты составляют значительную часть предков современных луров. [8] чей язык Лури отделился от среднеперсидского языка .

Этимология

[ редактировать ]

Элама как страны на эламском языке Эндонимом , по-видимому, был Хатамти ( в линейно-эламском языке ), [9] [10] или Халтамти ( эламская клинопись : 𒁹𒄬𒆷𒁶𒋾 халатамти ). [11]

Экзонимы включали шумерские названия ELAM.MA. к 𒉏𒈠𒆠 и ЭЛАМ , аккадский Эламу (мужской/средний род) и Эламиту (женский род) означали «житель Сусианы, эламит». [12] Шумерский термин элам также относился к горной местности. [13]

В доисторические времена Элам был сосредоточен в основном в современных Хузестане и Иламе . Название Хузестан происходит от древнеперсидского : 𐎢𐎺𐎩 ( худжа ), что означает Сузы/Элам. [14] Это стало среднеперсидским : 𐭧𐭥𐭰 ( hūz ) «Сусиана», а в современном персидском языке : خوز ( xuz ), составленным с топонимическим суффиксом -stån «место».

География

[ редактировать ]
Хронология Элама.

В географическом плане Сусиана в основном представляет собой иранскую провинцию Хузестан вокруг реки Карун . В древние времена для описания этой местности использовалось несколько названий. Древний географ Птолемей был первым, кто назвал эту территорию Сузианой , имея в виду страну вокруг Суз.

Другой древний географ Страбон рассматривал Элам и Сузиану как два разных географических региона. Он называл Элам («землю Елимеев») прежде всего горной местностью Хузестана. [15]

Разногласия по поводу местоположения существуют и в еврейских исторических источниках, говорит Дэниел Т. Поттс. В некоторых древних источниках проводится различие между Эламом как горной местностью Хузестана и Сусианой как низменной местностью. Однако в других древних источниках «Элам» и «Сусиана» кажутся эквивалентными. [15]

Неопределенность в этой области распространяется и на современную науку. С момента открытия древнего Аншана и осознания его огромной важности в истории эламитов определения снова были изменены. Некоторые современные учёные [16] утверждал, что центр Элама находился в Аншане и нагорье вокруг него, а не в Сузах в низменности Хузистана.

Поттс не согласен, предполагая, что термин «Элам» был в первую очередь создан месопотамцами для описания местности в общих чертах, без ссылки конкретно ни на жителей низин, ни на горцев.

Элам не является иранским термином и не имеет никакого отношения к представлению о себе народов горного Ирана. Это были аншаниты, мархашцы, шимашкианцы, забшалцы, шерихумцы, аваниты и т. д. Ясно, что аншанцы играли ведущую роль в политических делах различных горных групп, населявших юго-западный Иран. Но утверждать, что Аншан граничит с Эламом, значит неправильно понимать искусственность и даже чуждость Элама как конструкции, навязанной извне народам юго-западного нагорья горного хребта Загрос, побережья Фарса и аллювиальной равнины, дренированной реками Речная система Карун-Кархе. [17]

В доисторический период этот район был хорошо заселен в период Убайда и разделял многие аспекты культуры Убайда.

Знания об истории эламитов остаются в значительной степени фрагментарными, реконструкция основана главным образом на месопотамских ( шумерских , аккадских , ассирийских и вавилонских ) источниках. Историю Элама условно делят на три периода, охватывающих более двух тысячелетий. Период до первого эламского периода известен как протоэламский период:

Протоэламитский (ок. 3200 – ок. 2700 до н. э.)

[ редактировать ]
Коленопреклоненный бык с сосудом . Коленопреклоненный бык с сосудом с фонтаном, протоэламский период (3100–2900 гг. До н.э.) [18] [19]

Протоэламская цивилизация возникла к востоку от аллювиальных равнин Тигра и Евфрата ; это была комбинация низменностей и близлежащих горных территорий на севере и востоке. По крайней мере, три протоэламских государства объединились в Элам: Аншан , Аван и Шимашки. Упоминания об Аване, как правило, старше, чем об Аншане, и некоторые ученые предполагают, что оба государства в разные эпохи занимали одну и ту же территорию (см. Хансон, «Иранская энциклопедия»). К этому ядру Шушиана периодически присоединялась и отрывалась. Кроме того, некоторые протоэламские стоянки находятся далеко за пределами этой области, на Иранском плато ; такие как Варакше , Сиалк (ныне пригород современного города Кашан ) и Джирофт [20] в провинции Керман . Государство Элам образовалось из этих меньших государств в ответ на вторжение Шумера в древнеэламский период. Сила эламитов была основана на способности удерживать эти различные территории вместе под скоординированным правительством, которое позволяло максимальный обмен природными ресурсами, уникальными для каждого региона. Традиционно это делалось через федеративную правительственную структуру.

Протоэламитская ( Сузы III) цилиндрическая печать, 3150–2800 гг. до н.э. Лувр , номер Sb 6166.

Протоэламский город Сузы был основан около 4000 г. до н.э. в водоразделе реки Карун . Считается местом формирования протоэламской культуры. В начале своей истории он колебался между подчинением месопотамской и эламской власти. На самых ранних уровнях (22—17 в раскопках Ле Брюна, 1978) обнаружена керамика, не имеющая аналогов в Месопотамии, но для последующего периода раскопанный материал позволяет отождествлять ее с культурой Шумера периода Урука . Протоэламское влияние из Месопотамии в Сузах становится заметным примерно с 3200 г. до н.э., а тексты в еще нерасшифрованной протоэламской письменности продолжают присутствовать примерно до 2700 г. до н.э. Протоэламский период заканчивается основанием династии Аван . — царь Энмебарагеси Киша Самая ранняя известная историческая фигура, связанная с Эламом , (ок. 2650 г. до н.э.?), который подчинил его, согласно шумерскому списку царей . Историю эламитов можно проследить только по записям, датируемым началом Аккадская империя (2335–2154 гг. До н.э.) и далее.

Протоэламские государства в Джирофте и Заболе (не общепринятые) представляют собой особый случай из-за своей глубокой древности.

В древнем Луристане традиция изготовления бронзы восходит к середине 3-го тысячелетия до нашей эры и имеет много эламских связей. Бронзовые предметы с нескольких кладбищ в регионе относятся к раннединастическому периоду (Месопотамия) I и к Ура-III периоду c. 2900–2000 гг. до н.э. Эти раскопки включают Калле Нисар, Бани Сурма, Чига Сабз, Камтарлан, Сардант и Гулал-и Гальби. [21]

Древнеэламский период (ок. 2700 – ок. 1500 до н.э.)

[ редактировать ]
Государство во время древнеэламского периода и северные племена Луллуби , Симуррум и Хурти.
Серебряная чаша с линейно-эламской надписью. Конец III тысячелетия до нашей эры. Национальный музей Ирана .

Древнеэламский период начался около 2700 г. до н.э. Исторические записи упоминают завоевание Элама Энмебарагеси , шумерским царем Киша в Месопотамии . В этот период правили три династии. Двенадцать царей каждой из первых двух династий, Авана (или Авана ; ок. 2400 – ок. 2100 до н. э.) и Симашек (ок. 2100 – ок. 1970 до н. э.), известны из списка из Суз, датируемого Древней Вавилонский период . Две эламские династии, которые, как говорят, осуществляли краткий контроль над частями Шумера в очень ранние времена, включают Аван и Хамази ; и аналогичным образом, некоторые из наиболее сильных шумерских правителей, такие как Эаннатум из Лагаша и Лугал-анне-мунду из Адаба , записаны как временно господствовавшие в Эламе.

Династия Аван

[ редактировать ]
Фигура Оранта, Сузы IV, 2700–2340 гг. до н.э.

Династия Аван (2350–2150 до н. э.) [22] был частично современником месопотамского императора Саргона Аккадского , который не только победил аванского царя Лух-ишана и подчинил Сузы , но и попытался сделать там восточно-семитский аккадский язык официальным языком. С этого времени месопотамские источники, касающиеся Элама, становятся более частыми, поскольку у месопотамцев появился интерес к ресурсам (таким как дерево, камень и металл) с Иранского нагорья, и военные экспедиции в этот район стали более распространенными. С распадом Аккада при праправнуке Саргона, Шар-кали-шарри , Элам провозгласил независимость при последнем аванском царе Кутике-Иншушинаке (ок. 2240 – ок. 2220 до н.э.) и отказался от аккадского языка, продвигая вместо него использовалось краткое линейно-эламское письмо. Кутик-Иншушиннак завоевал Сузы и Аншан и, похоже, добился некоего политического единства. После его правления династия Аван распалась, поскольку Элам был временно захвачен гути , еще одним доиранским народом, жившим на территории нынешнего северо-западного Ирана, который также говорил на язык изолировать .

Династия Шимашков

[ редактировать ]

Примерно столетие спустя шумерский царь Шульги из Неошумерской империи вернул себе город Сузы и прилегающий регион. В течение первой части правления династии Симашки Элам периодически подвергался нападениям со стороны шумеров Месопотамии , а также кутиев из северо-западного Ирана, которые чередовались с периодами мира и дипломатических подходов. Эламское государство Симашки в это время простиралось также на север Ирана и, возможно, даже до Каспийского моря. Шу-Син из Ура выдал одну из своих дочерей замуж за принца Аншана . Но мощь шумеров ослабевала; Ибби-Сину в XXI веке не удалось далеко проникнуть в Элам, и в 2004 году до нашей эры эламиты в союзе с народом Сузы и во главе с царем Киндату , шестым царем Симашек, сумели разграбить Ур и возглавить Ибби-Сина Грех в плен, положивший конец третьей династии Ура . Аккадским Ура, удалось изгнать эламитов из Ура , царям Исина , государства-преемника восстановить город и вернуть статую Нана , которую разграбили эламиты.

Династия Суккалмах

[ редактировать ]
Отпечаток печати короля Эбарата ( 𒂊𒁀𒊏𒀜 ), основателя династии Суккалмах (также называемой династией Эпартидов по его имени). Лувр , номер Sb 6225. Король Эбарат восседает на троне. Надпись гласит : «Царь Эбарат. Кук Калла, сын Кук-Шарума, слуга Шилхахи» . [23] [24] [25]

Последующая династия, часто называемая династией Суккалмах (ок. 1970 – ок. 1770 до н.э.) в честь «Великих регентов», титул, который носили ее члены, также называемая династией Эпартидов по имени ее основателя Эбарата / Эпарти, была примерно современной. со Старой Ассирийской империей и старовавилонским периодом в Месопотамии, будучи примерно на шестьдесят лет моложе, чем аккадскоязычная Старая Ассирийская империя в Верхней Месопотамии , и почти на семьдесят пять лет старше, чем Старая Вавилонская империя . Многие говорят, что этот период сложен и его трудно реконструировать. Очевидно, он был основан Эпартией I. В это время Сузы находились под контролем эламитов, но месопотамские государства, говорящие на аккадском языке, такие как Ларса и Исин, ​​постоянно пытались вернуть город. Около 1850 г. до н. э. Кудур-Мабук , по-видимому, царь другого аккадского государства к северу от Ларсы, сумел посадить своего сына Варада-Сина на трон Ларсы , а брат Варада-Сина, Рим-Син , стал его преемником и завоевал многое. южной Месопотамии для Ларса .

Среди известных правителей эпартийской династии в Эламе в это время можно назвать Сурухдух/Сирук-тух/Сирукдух (ок. 1850 г. до н.э.), которые вступали в различные военные коалиции, чтобы сдерживать власть южных месопотамских государств. Сирук-тух был царем Элама, когда Хаммурапи впервые правил. [26] его и более поздних царей эламской династии называли «великим царем» и «отцом» цари Сирии и Месопотамии, и они были единственными царями, которых месопотамские цари считали более высокими по статусу, чем они сами. [27] [28] Сивэ-Палар-Хупак , который в течение некоторого времени был самым могущественным человеком в этом районе, к которому почтительно обращались как «Отец» месопотамские цари, такие как Зимрилим из Мари , Шамши-Адад I из Ассирии и даже Хаммурапи из Вавилона. Только во время своего правления Элам активно вмешивался в политику Месопотамии, позволяя посланникам и послам путешествовать далеко на запад, в Эмар и Катну в Сирии. [29] Его посланник достиг Эмара и отправил трех своих слуг к царю Катны Амут-пиэлу II (1772–1762 гг. до н.э.), а царь Катны также отправил двух гонцов в Элам. [30] Эламские правители стали все активнее участвовать в политике Месопотамии во время династии Суккалма . Фактически, сам Рим-Син из Ларсы был эламского происхождения, несмотря на свое аккадское имя. [31] Кудур-Наххунте , разграбивший храмы южной Месопотамии, север которой находился под контролем Старой Ассирийской империи . Но влияние эламитов в южной Месопотамии длилось недолго. Около 1760 г. до н. э. Хаммурапи изгнал эламитов, сверг Рим-Сина из Ларсы и основал недолговечную Вавилонскую империю в Месопотамии. Мало что известно о последней части этой династии, поскольку источники снова становятся скудными после касситского правления Вавилоном (с 1595 г. до н.э.).

Торговля с цивилизацией долины Инда

[ редактировать ]

Многие археологические находки позволяют предположить, что морская торговля вдоль берегов Африки и Азии началась несколько тысячелетий назад. [32] О торговле между цивилизацией долины Инда и городами Месопотамии и Элама можно судить по многочисленным находкам артефактов Инда, особенно при раскопках в Сузах . Различные предметы, изготовленные из видов раковин, характерных для побережья Инда, в частности Trubinellapyrum и Fasciolariatrapezium , были найдены в археологических памятниках Месопотамии и Сузы, датируемых примерно 2500–2000 гг. до н.э. [33] Бусы из сердолика из Инда были найдены в Сузах при раскопках телла цитадели. [34] В частности, бусины из сердолика с выгравированным узором белого цвета, вероятно, были импортированы из долины Инда и изготовлены по технике кислотного травления, разработанной хараппцами . [35] [36] [37]

Обмены, похоже, пошли на убыль после 1900 г. до н. э., вместе с исчезновением цивилизации долины Инда. [38]

Среднеэламский период (ок. 1500 – ок. 1100 до н.э.)

[ редактировать ]

Аншан и Сузы

[ редактировать ]
На этом ритуальном чане из известняка среднеэламского периода богато украшенный орнамент изображает существ с козлиными головами и рыбьими хвостами (1500–1110 гг. до н.э.).

Среднеэламский период начался с возвышением ансанитских династий около 1500 г. до н.э. Их правление характеризовалось «эламизацией» Суз, и цари приняли титул «цари Аншана и Суз». В то время как первая из этих династий, Кидинуиды, продолжала часто использовать аккадский язык в своих надписях, последующие Игихалкиды и Шутрукиды использовали эламитский язык с возрастающей регулярностью. Точно так же в Сузиане возросло значение эламского языка и культуры. Кидинуиды (ок. 1500–1400 до н. э.) — группа из пяти правителей неопределенной принадлежности. Они идентифицируются по использованию более старого титула «царь Суз и Аншана» и по названию себя «слугой Кирвашира », эламского божества, тем самым знакомя Сузиану с пантеоном горной местности. Сам город Сузы – один из старейших в мире, построенный примерно в 4200 году до нашей эры. С момента своего основания Сузы были известны как центральное место власти эламитов и более поздних персидских династий. Пик могущества Суз пришелся на среднеэламский период, когда они стали столицей региона. [47]

Касситские вторжения

[ редактировать ]
Стела Унташа Напириши, царя Аншана и Суз. Песчаник, гр. 1340–1300 до н.э.

Из Игехалкидов (ок. 1400 – 1210 до н. э.) известны десять правителей, хотя их число, возможно, было больше. [48] Некоторые из них женились на касситских принцессах. Касситы также были изолированно говорящим на языке народом из гор Загрос , захватившим Вавилонию вскоре после ее разграбления Хеттской империей в 1595 году до нашей эры. Касситский царь Вавилона Куригалзу II , возведенный на трон Ашур-убаллитом I из Среднеассирийской империи (1366–1020 до н. э.), временно оккупировал Элам около 1320 до н. э., а позже (ок. 1230 до н. э.) другой касситский царь, Каштилиаш IV безуспешно сражался с Эламом. Могущество касситов-вавилонян ослабло, поскольку над ними стала доминировать Северная Месопотамия Среднеассирийской империи . Киддин-Хутран из Элама дал отпор касситам, победив Энлиль-Надин-шуми в 1224 г. до н.э. и Адад-шума-иддина около 1222–1217 гг. до н.э. При Игехалкидах аккадские надписи были редкостью, а эламские горные боги прочно обосновались в Сузах.

Эламская империя

[ редактировать ]
ок . Зиккурат Чогха Занбиль, построенный 1250 г. до н.э.

При Шутрукидах (ок. 1210 – 1100 до н. э.) Эламская империя достигла пика своего могущества. Шутрук-Наххунте и трое его сыновей, Кутир-Наххунте II, Шилхак-Ин-Шушинак и Хутелутуш-Ин-Шушинак, были способны к частым военным походам в Касситскую Вавилонию (которая в этот период также подвергалась разорению Ассирийской империи ) . и в то же время вели активную строительную деятельность — возводили и реставрировали роскошные храмы в Сузах и по всей своей империи. Шутрук-Наххунте совершил набег на Вавилонию, привезя домой в Сузы трофеи, такие как статуи Мардука и Маништушу , обелиск Маништушу , стела Хаммурапи и стела Нарам -Сина . В 1158 г. до н.э., после того как большая часть Вавилонии была аннексирована Ашур-Даном I из Ассирии и Шутрук-Наххунте, эламиты окончательно разгромили касситов, убив касситского царя Вавилона Забаба-шума-иддина и заменив его своим старшим сыном. , Кутир-Наххунте, который удерживал его не более трех лет, прежде чем был изгнан коренными жителями, говорящими на аккадском языке. Вавилоняне . Затем эламиты ненадолго вступили в конфликт с Ассирией , сумев захватить ассирийский город Аррафа (современный Киркук ), прежде чем потерпели окончательное поражение и заключили договор, навязанный им Ашур-Даном I.

Сын Кутир-Наххунте Хутелутуш-Ин-Шушинак, вероятно, родился от Кутир-Наххунте и его собственной дочери Наххунте-уту. [49] [50] Он потерпел поражение от Навуходоносора I Вавилона, который разграбил Сузы и вернул статую Мардука , но который затем сам потерпел поражение от ассирийского царя Ашур-реш-иши I. Он бежал в Аншан, но позже вернулся в Сузы, и его брат Шилхана-Хамру-Лагамар, возможно, стал его преемником на посту последнего царя династии Шутрукидов. После Хутелутуш-Ин-Шушинака могущество Эламской империи стало серьезно ослабевать, так как после смерти этого правителя Элам исчезает в безвестности более чем на три столетия.

Неоэламский период (ок. 1100 – 540 до н.э.)

[ редактировать ]

Неоэламит I (ок. 1100 – ок. 770 до н.э.)

[ редактировать ]

Об этом периоде известно очень мало. Аншан все еще был хотя бы частично эламским. Похоже, были неудачные союзы эламитов, вавилонян, халдеев и других народов против могущественной Неоассирийской империи (911–605 гг. До н.э.); вавилонский царь Мар-бити-апла-ушур (984–979 до н.э.) был эламитского происхождения, и зафиксировано, что эламиты безуспешно сражались с вавилонским царем Мардук-баласу-икби против ассирийских войск под командованием Шамши-Адада V (823–823–823 гг. ). 811 г. до н. э.).

Неоэламит II (ок. 770 – 646 до н.э.)

[ редактировать ]
Эламский лучник сражается против неоассирийских войск Ашшурбанипала и защищает раненого царя Теуммана (стоя на коленях) в битве при Улае , 653 г. до н.э.
Поход Ашшурбанипала против Элама триумфально зафиксирован на этом рельефе, изображающем разграбление Хаману в 647 г. до н. э. Здесь пламя поднимается над городом, когда ассирийские солдаты разрушают его кирками и ломами и уносят добычу.

характеризуется значительной миграцией индоевропейскоязычных Поздний неоэламский период иранцев на Иранское нагорье. Ассирийские источники, начиная примерно с 800 г. до н. э., выделяют «могущественных мидян», т. е. настоящих мидян , персов , парфян , сагартов и т. д. Среди этих давящих племен были парсу , впервые зарегистрированные в 844 г. до н. э. как живущие на юго-восточном берегу озера Урмия , но который к концу этого периода заставил бы исконную родину эламитов, Иранское нагорье, переименовать в собственно Персию. Эти недавно прибывшие иранские народы также были завоеваны Ассирией и в значительной степени считались вассалами Неоассирийской империи . до конца 7 века [ нужна ссылка ]

Более подробные сведения известны с конца 8 века до нашей эры, когда эламиты объединились с халдейским вождем Меродахом-Баладаном, чтобы защитить дело независимости Вавилона от Ассирии. Хумбанигаш (743–717 до н. э.) поддержал Меродах-баладана против Саргона II , по-видимому, безуспешно; в то время как его преемник Шутрук-Наххунте II (716–699 до н.э.) был разгромлен войсками Саргона во время экспедиции в 710 году, а еще одно эламское поражение от войск Саргона зафиксировано за 708 год. Ассирийское владычество над Вавилоном было подчеркнуто сыном Саргона Сеннахиримом , который победил эламитов, халдеев и вавилонян и свергнул Меродах-Баладана во второй раз, посадив своего собственного сына Ашур-надин-шуми на вавилонский престол в 700 году .

Шутрук-Наххунте II, последний эламит, претендовавший на старый титул «царь Аншана и Суз», был убит своим братом Халлушу , которому удалось в 694 году ненадолго захватить в плен ассирийского наместника Вавилонии Ашур-надин-шуми и город Вавилон. до нашей эры. Сеннахирим вскоре ответил вторжением и разорением Элама. Халлушу, в свою очередь, был убит Кутир-Наххунте , который сменил его, но вскоре отрекся от престола в пользу Хумма-Менану III (692–689 до н.э.). Хумма-Менану набрал новую армию, чтобы помочь вавилонянам и халдеям против ассирийцев в битве при Халуле в 691 году. Обе стороны заявляли о победе в своих анналах, но Вавилон был разрушен Сеннахиримом всего два года спустя, а его союзники-эламиты потерпели поражение в процесс.

В годы правления Хумма-Халдаша I (688–681 до н. э.) и Хумма-Халдаша II (680–675 до н. э.) произошло ухудшение эламито-вавилонских отношений, и оба они совершили набег на Сиппар . В начале Асархаддона правления в Ассирии (681–669 гг. до н. э.) Набу-зер-кити-лишир, этнический эламский наместник на юге Вавилонии, восстал и осадил Ур , но был разбит ассирийцами и бежал в Элам. где царь Элама, опасаясь ассирийских последствий, взял его в плен и предал мечу. [51]

Уртаку (674–664 до н. э.) некоторое время мудро поддерживал хорошие отношения с ассирийским царем Ашшурбанипалом (668–627 до н. э.), который во время голода присылал в Сузиану пшеницу. Но эти дружеские отношения были лишь временными, и Уртаку погиб в бою во время неудавшегося нападения эламитов на Ассирию.

Рельеф женщины, которую слуга обмахивает веером, пока она держит что-то вроде прялки перед столом с миской, наполненной целой рыбой (700–550 до н.э.).

Его преемник Темпти-Хумма-Ин-Шушинак (664–653 до н.э.) напал на Ассирию, но был разбит и убит Ашшурбанипалом после битвы при Улай в 653 году до н.э.; а сами Сузы были разграблены и заняты ассирийцами. В этом же году вассальное ассирийское мидийское государство на севере пало вторгшимися скифами и киммерийцами под предводительством Мадия и вытеснило другой ассирийский вассальный народ, парсу ( персов ), в Аншан , который в том же году захватил их царь Тейспес , впервые превратив его в время в Индо-Иранское царство под ассирийским господством, которое столетие спустя станет ядром династии Ахеменидов . Ассирийцы и изгнали скифов успешно подчинили и киммерийцев из их иранских колоний, а персы , мидяне и парфяне остались вассалами Ассирии.

Краткую передышку эламитам дала гражданская война между Ашшурбанипалом и его собственным братом Шамаш-шум-укином , которого их отец Асархаддон поставил вассальным царем Вавилона. Эламиты оказали поддержку Шамаш-шум-укину, но также вступили в борьбу между собой. Вавилон был осажден в середине лета 650 г. до н.э. и пал к 648 г. до н.э.; Шамаш-шум-укин погиб в пожаре. Эламское царство было сильно ослаблено восстаниями и гражданскими войнами; цари с 651 по 640 годы правили недолго, прежде чем были узурпированы, свергнуты или захвачены ассирийцами. Расправившись со своим братом, Ашшурбанипал почувствовал возможность опустошить Элам. В 646 г. до н.э. Ашшурбанипал с легкостью опустошил Сузиану и разграбил Сузы. Он поставил на престол нескольких вассальных царей, таких как Таммариту , хотя они быстро разорвали отношения с Ассирией из-за своих грабежей. Последний эламский царь, Хумма-Халдаш III , был захвачен в 640 г. до н.э. Ашшурбанипалом, который аннексировал и разрушил страну. [52]

В табличке, обнаруженной в 1854 году Остином Генри Лэйардом , Ашшурбанипал хвастается разрушениями, которые он устроил:

Сузы, великий священный город, обитель их богов, место их тайн, я завоевал. Я вошел в его дворцы, я открыл их сокровищницы, где копились серебро и золото, товары и богатства... Я разрушил зиккурат Суз. Я разбил его блестящие медные рога. Я свел на нет храмы Элама; их богов и богинь я развеял по ветру. Гробницы их древних и недавних царей я опустошил, выставил на солнце и унес их кости в землю Ашур. Я опустошил провинции Элама и на их землях засеял соль. [53]

Неоэламит III (646–539 до н. э.)

[ редактировать ]
Эламский солдат в армии Ахеменидов около 470 г. до н.э., Ксеркса I. рельеф гробницы

Разрушение было немного менее полным, чем хвастался Ашшурбанипал, и вскоре после этого было восстановлено слабое и разрозненное эламское правление при Шуттир-Наххунте, сыне Хумбан-умены III (не путать с Шуттир-Наххунте, сыном Индады, мелкого царя в первой половине VI в.). Эламская королевская власть в последнем веке, предшествовавшем Ахеменидам, была раздроблена между различными небольшими королевствами, а единая эламская нация была разрушена и колонизирована ассирийцами. Три царя в конце VII века (Шуттир-Наххунте, Халлутуш-Ин-Шушинак и Атта-Хумма-Ин-Шушинак) все еще называли себя «царями Анзана и Сузы» или «увеличившими королевство Анзан и Сузы». Сузы», в то время как персы-ахемениды уже правили Аншаном под ассирийским господством. [ нужна ссылка ]

Различные ассирийские империи , которые были доминирующей силой на Ближнем Востоке , в Малой Азии , на Кавказе , в Северной Африке , на Аравийском полуострове и в Восточном Средиземноморье на протяжении большей части периода с первой половины 14 века до нашей эры, начали распадаться после смерть Ашшурбанипала в 627 г. до н.э., переросшая в серию ожесточенных внутренних гражданских войн, которые распространились и на Вавилонию. Иранские . мидяне , парфяне , персы и сагарты , которые в значительной степени подчинялись Ассирии с момента их прибытия в регион около 1000 г. до н. э., незаметно воспользовались в полной мере анархией в Ассирии и в 616 г. до н. э. освободились от ассирийского владычества

В этот период мидяне взяли под свой контроль Элам. Киаксар, мидийский , персы , парфяне и сагарты заключили союз с коалицией своих собратьев-бывших вассалов Ассирии, в том числе Набопаласара Вавилона царь и Халдеи , а также скифов и киммерийцев , против Син-шар-ишкуна Ассирии, который столкнулся с непрекращающейся гражданской войной в самой Ассирии. Затем этот союз напал на разобщенную и ослабленную войной Ассирию и самое позднее между 616 и 599 годами до нашей эры завоевал ее обширную империю, которая простиралась от Кавказских гор до Египта , Ливии и Аравийского полуострова , а также от Кипра и Эфеса до Персии. и Каспийское море .

Постепенно были взяты крупные города самой Ассирии; Аррафа (современный Киркук ) и Калху (современный Нимруд ) в 616 г. до н. э., Ашур , Дур-Шаррукин и Арбела (современный Эрбиль ) в 613 г., Ниневии падение в 612 г., Харран в 608 г. до н. э., Каркемиш в 605 г. до н. э. и, наконец, Дур-Катлимму под 599 г. до н.э. Элам, уже в значительной степени разрушенный и порабощенный Ассирией, таким образом, стал легкой добычей для мидийцы , в которых доминировали иранских народов , и был включен в состав Мидийской империи (612–546 до н.э.), а затем последующей империи Ахеменидов (546–332 до н.э.), при этом Ассирия пострадала. та же участь. (см. Ахеменидская Ассирия , Атура). [54]

Ашшина , один из последних царей Элама, около 522 г. до н.э. был свергнут, закован в цепи и убит Дарием Великим . Надпись над ним гласит: «Это Ашшина. Он солгал, сказав : «Я царь Элама». » [55]

Пророк Иезекииль описывает состояние их власти на 12-м году еврейского вавилонского плена в 587 г. до н.э.:

Вот Елам и все множество ее, Вокруг могилы ее, Все убитые, падшие от меча, Сшедшие необрезанными в преисподние земли, Наводившие ужас на землю живых; Теперь они несут свой позор вместе с теми, кто спускается в Яму. ( Иезекииль 32:24) [56]

Их преемники Хумма-Менану и Шилхак-Ин-Шушинак II носили простой титул «король», а последний царь Темпти-Хумма-Ин-Шушинак вообще не использовал никакого почетного титула. В 540 г. до н. э. в Сузах началось правление Ахеменидов.

Елимаида (187 г. до н.э. – 224 г. н.э.)

[ редактировать ]

Элимаида была местом смерти Антиоха III Великого , который был убит при грабеже храма Бела в 187 г. до н.э. [57] После взлета и падения Империи Ахеменидов и Империи Селевкидов новая династия эламских правителей основала Элимаиду с 147 г. до н.э. по 224 г. н.э., обычно под сюзеренитетом Парфянской империи , до появления единой Сасанидской империи в 224 г. н.э.

Искусство

[ редактировать ]
Золотая статуэтка человека (вероятно, царя), несущего козу. Сузы , Иран, ок. 1500–1200 гг. до н. э. (среднеэламский период).

Статуэтки

[ редактировать ]

Золотые и серебряные фигурки эламитских верующих, датированные примерно XII веком до нашей эры, изображены несущими жертвенного козла. Эти божественные и королевские статуи должны были гарантировать королю постоянную защиту божества, благополучие и долгую жизнь. Произведения, изображающие правителя и выполнение им ритуального действия, были призваны увековечить действенность подобных деяний. Эти статуэтки , найденные возле храма Иншушинак в Сузах , считались наделенными благотворной силой. [58]

Хотя археологи не могут быть уверены, что место, где были найдены эти фигуры, указывает на дату до или во времена эламского царя Шилхака-Иншушинака, стилистические особенности могут помочь отнести эти фигуры к определенному периоду времени. Прическа и костюм фигур, усыпанных точками и подшитых короткой бахромой внизу, а также драгоценных металлов указывают на дату не первого тысячелетия, а конца второго тысячелетия до нашей эры. [58]

В целом любые золотые или серебряные статуэтки, изображающие царя, приносящего жертву, не только выполняли религиозную функцию, но и демонстрировали богатство. [58]

Уплотнения

[ редактировать ]
Цилиндрическая печать и современный поклонник впечатлений перед сидящим правителем или божеством; сидящая самка под виноградной беседкой MET DP370181

Эламские печати достигли пика своей сложности в 4-м тысячелетии до нашей эры, когда их форма стала цилиндрической, а не штампованной. Печати в основном использовались как средство идентификации и часто изготавливались из драгоценных камней. Поскольку печати разных периодов времени имели разные дизайны и темы, печати и оттиски печатей можно использовать для отслеживания различных этапов Эламской империи и могут многое узнать об империи так, как не могут другие формы документации. [59]

На изображенной печати изображены две сидящие фигуры с чашками, а перед ними мужчина в длинном халате рядом со столом. На троне сидит мужчина, предположительно король, в закутанном одеянии. Вторая фигура, возможно, его королева, задрапирована в широкую одежду с воланами и возвышается на платформе под нависающей виноградной лозой. На поле изображен полумесяц. [59]

Статуя королевы Напир-Асу

[ редактировать ]
Статуя Напирасу

в натуральную величину Это подношение царице Напир-Асу было заказано около 1300 г. до н.э. в Сузах, Иран. Он изготовлен из меди методом литья по выплавляемым моделям и опирается на прочную бронзовую раму весом 1750 кг (3760 фунтов). Эта статуя отличается от многих других эламских женских статуй тем, что она напоминает мужские статуи из-за широкого пояса на платье и узоров, которые очень напоминают узоры мужских статуй. [60]

Надпись сбоку статуи проклинает любого, особенно мужчин, кто попытается разрушить статую: «Я, Напир-Асу, жена Унташа-Напириши . Тот, кто схватит мою статую, кто разобьет ее, кто разрушит ее надпись, кто сотрет мое имя, пусть его поразит проклятие Напириши, Киририши и Иншушинки, что имя его вымрет, что его потомство будет бесплодным, что силы Бельтии, великой богини, сметут вниз на него. Это подношение Напира-Асу». [61]

Стела Унташа Напириша

[ редактировать ]

Считалось, что стела эламского царя Унташ-Напириши была построена в XII веке до нашей эры. Он был перенесен из первоначальной религиозной столицы Чогха-Занбил в город Сузы королем-преемником Шутруком-Нананте . От стелы осталось четыре регистра. На останках изображен бог Иншушинак, подтверждающий легитимность того, кем считается Шутрук-Нахнанте. На периферии изображены две жрицы, божественные гибриды рыбы и женщины, держащие потоки воды, и два получеловека-полумуфлона-хранителя священного дерева. Имена двух жриц высечены на их руках. [62]

Царь Унташ Напириша посвятил стелу богу Ишушинаку. Как и другие формы искусства древнего Ближнего Востока, здесь изображен царь, торжественно признающий божество. Эта стела уникальна тем, что признание между царем и богом является взаимным. [62]

Резная хлоритовая ваза, украшенная рельефом, изображающим «двурогую» фигуру, борющуюся со змеиными богинями. Эламский артефакт был обнаружен иранской пограничной полицией у торговцев историческим наследием по пути в Турцию и конфискован. Стиль определен от " Jiroft ". [ нужна ссылка ]

Эламиты практиковали многобожие . [63] Из-за нехватки источников ученые прошлого предполагали, что эламская религия должна была характеризоваться «неопределенным характером отдельных богов и богинь. ...Большинство из них были не только невыразимыми существами, настоящее имя которых либо не произносилось, либо было неизвестные, но также и возвышенные идеи, которые не могут быть точно определены человечеством». [63] : 403  Поклонение также различалось в зависимости от местности. [63] : 401  Однако более поздние исследования показывают, что эламские божества, скорее всего, были не менее определенными, чем божества их шумерских , аккадских и хурритских соседей. [64]

Надписи многих эламских царей указывают на концепцию высшей триады, состоящей из Иншушинака (первоначально гражданского бога-защитника Суз, а затем лидера триады). [63] : 401  и гарант монархии [62] ), Киририша (богиня земли/матери в южном Эламе). [63] : 406  ), и Напириша существовал. [65] В неоэламский период Хумбан , ранее божество, имеющее ограниченное значение в известных источниках, стал божественным источником царской власти. [66]

Другим значимым божеством была Пиникир , астральная богиня любви, подобная Иштар . [67] Некоторые исследователи, особенно в 1960-х и 1970-х годах, видели в ней богиню-мать и, возможно, первоначально главное божество северного Элама. [63] : 400  [68] позже был вытеснен Кириришей или отождествлен с ним, но эта точка зрения больше не поддерживается учеными. [69] [70]

Были и импортированные божества, такие как Белтия, [62] Нергал или Наная ; некоторые местные эламские божества имели аккадские или шумерские также имена (например, Манзат , Иншушинак и его помощники), что указывает на долгую историю взаимообмена. Некоторые эламские божества почитались и за пределами Элама: Пиникир был известен хурритам и хеттам, [71] Симут появился в вавилонских личных именах, [72] а в ассирийском тексте Хумбан, Напириша и Ябру (Джабру) упоминаются как защитники царя. [73] [74]

Список эламских богов

[ редактировать ]
Имя Месопотамский эквивалент Функции Примечания
Выкидыш По-видимому, та же богиня, что и Эблаит Ишара . [75]
химитский Божество, связанное с Рухуратером , которое делило с ним храм в Чогха-Занбиле. [76]
Пожертвовать Энлиль [77] Дарованный котин королям. Ему поклонялись персы в ранние времена Ахеменидов . и [78]
Иншушинак Нинурта [76] Бог-покровитель Суз ; защитник монархии; бог подземного мира Также известен в Месопотамии как бог подземного мира в окружении Эрешкигаль . [79]
Ишмекараб Дежурный Иншушинака. Защитник клятв. [80] Имя имеет аккадское происхождение.
Рана штукаджиг [81] или Энлиль [82] Известно только из месопотамских источников. [83]
Киририша возможно, Нинхурсаг [84] Богиня-мать ; также богиня загробной жизни, о чем свидетельствует эпитет «зана Лиян лахакра», «госпожа смерти в Лияне». [85] В прошлом ошибочно считалось «табуированным именем» Пиникира. [86] Возможно, ее и Напиришу считали божественной парой. [87]
Кирмашир Божество из Авана. [88]
Кунзибами, Шиххаш и Шеннукушу Папа бог погоды (ов) Ададу под аккадским именем и вместе со своей женой Шалой самому поклонялись в Эламе (например, в Чогха-Занбиле ). [89] и ни одно из этих трех имен не засвидетельствовано вне списков месопотамских богов, за исключением идеограммы д ИМ относится к более чем одному богу погоды в эламских источниках (например, в личных именах). Воутер Хенкельман предполагает, что Кунцибами, Шиххаш и Шеннукушу являются либо местными эламскими эпитетами Адада, либо местными (а не национальными) богами погоды, и отмечает, что Шеннукушу - это шумерское, а не эламское имя. [90]
Лагамар Нергал [91] Бог подземного мира, связанный с Иншушинаком. Имя имеет аккадское происхождение.
телятина [92] Богиня радуги; возможно, Белет/Нин-Али , «госпожа города». Первоначально аккадская богиня.
Воображение Мать-богиня. [93]
Наххунте Цена Бог Солнца . Никогда не отождествлялся напрямую с Уту/Шамашем, хотя возможно идеографическое написание" д Уту» его имени использовалось в личных именах. [94]
Нарунди Иштар или Наная [95] Богиня, известная из Суз. [96] Считается сестрой так называемой «Божественной семерки Элама» из списков месопотамских богов.
Napir Лунный бог [97]
Я доставляю Энки [98] Один из верховных богов, возможно, связанный с водой. [99] Раньше ошибочно считалось, что это «табуированное имя» Хумбана. [100] Есть некоторые сведения, что в Эламе Иншушинак, а не Напириша, был связан с Эа, а также с богом Энзагом из Дильмуна . [101]
Подумай об этом Иштар , Нинсианна [102] Богиня любви и секса, « царица неба ». Также включен в хурритскую религию . [71]
Быстрее Нинурта [76] Возможно, бог, ответственный за создание людей. [103]
Симут Нергал Вестник богов [104] Связан с Марсом в Месопотамии.
Применять Известен из неоэламских источников. [105]
Он застрелен Известен из средне- и неоэламских источников. [106]
Упур-Кубак Богиня, которую Хутелтуш-Иншушинак описала как «женщину, излучающую свет». [107]

Эламский традиционно считается изолированным языком и совершенно не связан с соседними семитскими языками , шумерским и касситским , хурритским (также изолирующими) и позднее прибывшими индоевропейскими иранскими языками , которые стали доминировать в регионе Элам с VI века. до нашей эры. Он был написан клинописью, адаптированной из семитско- аккадского письма Ассирии и Вавилонии , хотя самые ранние документы были написаны совершенно другим «линейным эламским» письмом . В 2006 году две еще более древние надписи похожим шрифтом были обнаружены в Джирофте к востоку от Элама, что побудило археологов предположить, что линейный эламит первоначально распространился с востока в Сузы . Похоже, что оно развилось из еще более раннего письма, известного как «протоэламское», но ученые не пришли к единому мнению относительно того, использовалось ли это письмо для написания эламского или другого языка, поскольку оно еще не расшифровано. Засвидетельствовано несколько стадий развития языка; самые ранние относятся к третьему тысячелетию до нашей эры, самые поздние – к Империя Ахеменидов . [ нужна ссылка ]

Эламский язык, возможно, сохранился еще в ранний исламский период (примерно одновременно с периодом раннего средневековья в Европе). Среди других исламских средневековых историков , Ибн ан-Надим например, писал, что «Иранские языки — это фахлеви ( пехлеви ), дари (не путать с дари персидским в современном Афганистане), хузи, персидский и сурьяни ( ассирийский )», и Ибн Мокаффа отметил, что Хузи был неофициальным языком царской семьи Персии, а «Хуз» — искаженное название Элама. [ нужна ссылка ]

Предлагаемые отношения к другим языковым семьям

[ редактировать ]

Хотя подавляющее большинство лингвистов рассматривает эламский язык как изолированный , меньшинство ученых предположили, что эламский язык может быть связан с дравидийскими языками . [108] Дэвид Макэлпайн считает, что эламитский язык может быть связан с современными дравидийскими языками. Эта гипотеза рассматривается в рубрике эламо-дравидийских языков . [ нужна ссылка ] [109]

Наследие

[ редактировать ]

Ассирийцы полностью уничтожили эламский народ, но после упадка ассирийской власти в этом районе возникли новые государства. Среди народов, получивших выгоду от упадка ассирийцев, были иранские племена, присутствие которых вокруг озера Урмия к северу от Элама засвидетельствовано в ассирийских текстах с 9 века до нашей эры. Через некоторое время после того, как этот регион перешел под власть Мадия Скифа (653 г. до н. э.), Тейспес , сын Ахеменеса , завоевал эламский Аншан в середине 7 века до н. э., сформировав ядро, которое впоследствии расширилось до Персидской империи. Их в основном считали вассалами ассирийцев, а мидяне, маннейцы и персы платили дань Ассирии с 10 века до нашей эры до смерти Ашшурбанипала в 627 году до нашей эры. После его смерти мидяне сыграли важную роль в разрушении ослабленной Ассирийской империи в 612 г. до н. э.

Возвышение Ахеменидов в VI веке до н.э. положило конец существованию Элама как независимой политической державы, «но не как культурного образования» ( Энциклопедия Ираника , Колумбийский университет ). титула «царь Аншана» Традиции коренных эламитов, такие как использование Киром Великим ; «эламское одеяние», которое носил Камбис I из Аншана и которое видели на знаменитых крылатых гениях в Пасаргадах ; некоторые глиптические стили; использование эламитского языка в качестве первого из трех официальных языков империи, используемых в тысячах административных текстов, найденных в городе Дария Персеполе ; продолжающееся поклонение эламским божествам; а существование эламских религиозных деятелей и культов, поддерживаемых короной, составило важную часть недавно возникшей ахеменидской культуры в Персидском Иране. Таким образом, эламиты стали проводником, посредством которого достижения месопотамских цивилизаций были представлены племенам Иранского нагорья.

И наоборот, остатки эламитов «поглотили иранское влияние как в структуре, так и в словарном запасе» к 500 г. до н.э. [110] предполагая форму культурной преемственности или слияния, соединяющую эламский и персидский периоды. [111] В арабских источниках упоминаются носители языка «Хузи», который не был «ивритом, арамейским или персидским языком», на котором говорили слуги и изолированные сельские общины в Хузестане до 10 века. Такие ученые, как «фон Шпигель, Хуарт, Шпулер, Лазард, Поттс, Орсатти и Тавернье, уже предположили или предположили, что упомянутый здесь язык является очень поздней формой эламского языка». [112]

Название «Элам» сохранилось до эллинистического периода и позже. В своей греческой форме, Элимаида , оно обозначает полунезависимое государство под парфянским сюзеренитетом в период со 2-го века до нашей эры до начала 3-го века нашей эры. В Деяниях 2:8–9 Нового Завета язык эламитов является одним из языков, которые слышали в Пятидесятницу . С 410 года Элам (Бет-Хузей) был старшей столичной провинцией Церкви Востока , дожившей до 14 века. Индийский историк-кармелит Джон Маршал предположил, что корни истории кармелитов в современной Индии можно проследить до обещания восстановления Элама (Иеремия 49:39). [113] [ ненадежный источник? ]

В современном Иране провинции Илам и Хузестан названы в честь цивилизации Элам. Хузестан означает «земля хузи», а сам Хузи — среднеперсидское название эламитов. [114]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Элам (ГН)» . Оракк: Открытый корпус клинописи с богатыми аннотациями .
  2. ^ «Эламту [ЭЛАМ] (ГН)» . Оракк: Открытый корпус клинописи с богатыми аннотациями . Архивировано из оригинала 26 марта 2023 года . Проверено 16 декабря 2020 г.
  3. ^ Элам: обзоры политической истории и археологии, Элизабет Картер и Мэтью В. Столпер, Калифорнийский университет Press, 1984, с. 3
  4. ^ Скольник, Фред; Беренбаум, Майкл (2007). Энциклопедия иудаики, том 6 . п. 283. ИСБН  978-0028659343 .
  5. ^ Хок, Ганс Генрих (2009). История языка, изменение языка и языковые отношения: введение в историческую и сравнительную лингвистику (2-е изд.). Мутон де Грюйтер. п. 69. ИСБН  978-3110214291 . Архивировано из оригинала 18 апреля 2023 года . Проверено 2 октября 2020 г. .
  6. ^ Гнанадэсикан, Амалия (2008). Революция письма: клинопись в Интернете . Блэквелл. п. 25. ISBN  978-1444304688 .
  7. ^ Элам: обзоры политической истории и археологии, Элизабет Картер и Мэтью В. Столпер, Калифорнийский университет Press, 1984, с. 4
  8. ^ Эдвардс, IES; Гэдд, CJ; Хаммонд, Г.Л. (1971). Кембриджская древняя история (2-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 644 . ISBN  9780521077910 . приманки
  9. ^ Семнадцать (2020a) .
  10. ^ Семнадцать (2020b) .
  11. ^ «Иранское нагорье породило письменность: французский археолог» . МСН . Архивировано из оригинала 9 января 2021 года . Проверено 5 января 2021 г.
  12. ^ Джереми Блэк; Эндрю Джордж; Николас Постгейт, ред. (1999). Краткий словарь аккадского языка . Харрасовиц Верлаг. п. 68. ИСБН  3-447-04225-7 .
  13. ^ «Электронный пенсильванский шумерский словарь: «элам» » . Архивировано из оригинала 15 апреля 2024 года . Проверено 15 апреля 2024 г.
  14. ^ Кент, Роланд (1953). Древнеперсидский: грамматика, тексты и лексика . Американский восточный сериал. Том. 33). Американское восточное общество. п. 53. ИСБН  0-940490-33-1 .
  15. ^ Jump up to: а б Д.Т. Поттс, Археология Элама: формирование и трансформация древнего иранского государства. Кембриджская мировая археология. Издательство Кембриджского университета, 2015 г. ISBN   1107094690 стр.11
  16. ^ Ф. Валла 1980
  17. ^ Археология Элама (отрывок). Архивировано 20 октября 2016 г. на Wayback Machine assets.cambridge.org/.
  18. ^ «Стоящий на коленях бык с сосудом с фонтаном, ок. 3100–2900 гг. До н. э. Протоэламитский» . www.metmuseum.org . Архивировано из оригинала 29 марта 2019 года . Проверено 29 марта 2019 г.
  19. ^ Метрополитен-музей, исх. 66,173
  20. ^ «Архивная копия» . Архивировано из оригинала 20 марта 2005 года . Проверено 15 июня 2005 г. {{cite web}}: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка )
  21. Текущие проекты в Луристане. Архивировано 2 февраля 2017 г. в Wayback Machine penn.museum.
  22. ^ Миддлтон, Джон (2015). Мировые монархии и династии . Рутледж. п. 79. ИСБН  9781317451587 .
  23. ^ Лувр, Музей дю (1992). Королевский город Сузы: древние ближневосточные сокровища в Лувре . Метрополитен-музей. п. 114. ИСБН  9780870996511 .
  24. ^ «Официальный сайт музея Лувр» . cartelfr.louvre.fr . 2000. Архивировано из оригинала 26 ноября 2020 года . Проверено 29 марта 2019 г.
  25. ^ Поттс, Д.Т. (1999). Археология Элама: формирование и трансформация древнего иранского государства . Издательство Кембриджского университета. п. 147. ИСБН  9780521564960 .
  26. ^ Де Граф, Катриен. 2018. «In Taberna Quando Sumus: О тавернах, женщинах Надитуме и Кагуме в старовавилонском Сиппаре». В книге «Гендер и методология на древнем Ближнем Востоке: подходы ассириологии и за ее пределами», под редакцией Стефани Линн Будин и др., 136. Barcino monographica orientalia 10. Барселона: Университет Барселоны.
  27. ^ Поттс, Дэниел Т. 2012. «Эламиты». В Оксфордском справочнике по истории Ирана под редакцией Тураджа Дарьяи и Турага Дарьяи, 43–44. Нью-Йорк и Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.
  28. ^ Шарпен, Доминик. 2012а. «Анси говорит императору по поводу переписки суккал-мах». В Сузах и Эламе. Археологические, филологические, исторические и географические перспективы: материалы международного конгресса, состоявшегося в Гентском университете, 14–17 декабря 2009 г., под редакцией Катриен Де Граф и Яна Тавернье, 352. Лейден: Brill.
  29. ^ Кеннет Андерсон Китчен, О достоверности Ветхого Завета, Wm. Издательство Б. Эрдманс, 2003, с. 321
  30. ^ Шарпен, Доминик (2010). Письменность, закон и царствование в Старовавилонской Месопотамии. Перевод Тодда, Джейн Мари. Издательство Чикагского университета. ISBN   978-0-226-10159-0 . п. 124
  31. ^ Аманда Х. Ткачи, писцы и короли: новая история древнего Ближнего Востока. Издательство Оксфордского университета, 2022. 269. ISBN   9780190059040 .
  32. ^ Рид, Джулиан Э. (2008). Переосмысление отношений между Индом и Месопотамией (Г. Элизабет во время Касперса) . Археопресс. стр. 14–17. ISBN  978-1-4073-0312-3 . Архивировано из оригинала 14 января 2022 года . Проверено 1 апреля 2019 г.
  33. ^ Геншаймер, Т.Р. (1984). «Роль ракушек в Месопотамии: свидетельства торгового обмена с Оманом и долиной Инда» . Палеориент . 10 : 71–72. дои : 10.3406/палео.1984.4350 . Архивировано из оригинала 26 марта 2019 года . Проверено 1 апреля 2019 г.
  34. ^ Макинтош, Джейн (2008). Древняя долина Инда: новые перспективы . АВС-КЛИО. стр. 182–190. ISBN  9781576079072 .
  35. ^ Jump up to: а б Гиме, Музей (2016). Забытые города Инда: археология Пакистана (на французском языке). Цифровое переиздание FeniXX. п. 355. ИСБН  9782402052467 . Архивировано из оригинала 27 апреля 2024 года . Проверено 1 апреля 2019 г.
  36. ^ Подани, Аманда Х. (2012). Братство королей: как международные отношения сформировали древний Ближний Восток . Издательство Оксфордского университета. п. 49. ИСБН  978-0-19-971829-0 . Архивировано из оригинала 27 апреля 2024 года . Проверено 2 октября 2020 г. .
  37. ^ Джоан Аруз; Рональд Валленфельс (2003). Искусство первых городов: Третье тысячелетие до нашей эры от Средиземноморья до Инда . Метрополитен-музей. п. 246. ИСБН  978-1-58839-043-1 . Архивировано из оригинала 27 апреля 2024 года . Проверено 1 апреля 2019 г. Индские печати квадратной формы из обожженного стеатита были найдены в нескольких местах в Месопотамии.
  38. ^ Рид, Джулиан Э. (2008). Переосмысление отношений между Индом и Месопотамией (Г. Элизабет во время Касперса) . Археопресс. стр. 16–17. ISBN  978-1-4073-0312-3 . Архивировано из оригинала 14 января 2022 года . Проверено 1 апреля 2019 г.
  39. ^ «Официальный сайт музея Лувр» . cartelfr.louvre.fr . Архивировано из оригинала 27 марта 2019 года . Проверено 1 апреля 2019 г.
  40. ^ «Официальный сайт музея Лувр» . cartelfr.louvre.fr . Архивировано из оригинала 27 марта 2019 года . Проверено 1 апреля 2019 г.
  41. ^ Гиме, Музей (2016). Забытые города Инда: археология Пакистана (на французском языке). Цифровое переиздание FeniXX. стр. 354–355. ISBN  9782402052467 . Архивировано из оригинала 27 апреля 2024 года . Проверено 1 апреля 2019 г.
  42. ^ Искусство первых городов: третье тысячелетие до нашей эры от Средиземноморья до Инда . п. 395 .
  43. ^ Нандагопал, Прабхакар (2018). Украшенные бусины из сердолика с памятника индуистской цивилизации Дхолавира (Великий Ранн Каччхи, Гуджарат) . издательства Archaeopress Publishing Ltd. ISBN  978-1-78491-917-7 . Архивировано из оригинала 20 января 2022 года . Проверено 1 апреля 2019 г.
  44. ^ «Официальный сайт Лувра» . cartelen.louvre.fr . Архивировано из оригинала 4 апреля 2019 года . Проверено 1 апреля 2019 г.
  45. ^ Искусство первых городов: третье тысячелетие до нашей эры от Средиземноморья до Инда . п. 398 .
  46. ^ Искусство первых городов: Третье тысячелетие до нашей эры от Средиземноморья до Инда . Метрополитен-музей. 2003. С. 401–402 . ISBN  9781588390431 .
  47. ^ Марк, Джошуа (12 ноября 2018 г.). «СУСА» . Энциклопедия всемирной истории . Архивировано из оригинала 19 апреля 2021 года . Проверено 28 апреля 2019 г.
  48. ^ Макинтош, Джейн (2005). Древняя Месопотамия: новые перспективы . АВС-КЛИО. стр. 355–56. ISBN  978-1-57607-965-2 . Архивировано из оригинала 20 сентября 2022 года . Проверено 18 сентября 2022 г.
  49. ^ Валла, Франсуа (1980). Сузы и Элам, Исследования великих цивилизаций . Париж: Память 1. стр. 43–50.
  50. ^ Валла, Франсуа (1998). Элам . Энциклопедия Ираника . Архивировано из оригинала 30 апреля 2019 года . Проверено 18 мая 2023 г.
  51. ^ ABC 1 Кол.3:39–42.
  52. ^ Поттс 2016, с. 276–282
  53. ^ Персы: хозяева империи . Книги Время-Жизнь. 1995. стр. 7–8 . ISBN  0-8094-9104-4 .
  54. ^ Жорж Ру, Древний Ирак
  55. ^ Бехистун, мелкие надписи Надпись ДБб-Ливий . Архивировано из оригинала 10 марта 2020 года . Проверено 26 марта 2020 г. .
  56. ^ Иезекииль .
  57. ^ Уилсон. Найджел Гай (2006). Энциклопедия Древней Греции . Рутледж. п. 58 . ISBN  978-0-415-97334-2 . АНТИОХ III ВЕЛИКИЙ около 242–187 гг. до н. э. Царь Селевкидов Антиох III Великий был шестым царем (223–187 до н. э.) ... Антиох высадился на материковой части Греции, изображая из себя поборника греческой свободы против римлян (192 до н. э.).
  58. ^ Jump up to: а б с Порада, Эдит (2017). «Искусство эламитов» . www.iranchamber.com . Архивировано из оригинала 1 марта 2016 года . Проверено 29 июня 2005 г.
  59. ^ Jump up to: а б « Цилиндрическая печать и современное впечатление: поклоняющийся перед сидящим правителем или божеством; сидящая женщина под виноградной беседкой. Архивировано 4 декабря 2022 года в Wayback Machine », Музей искусств Метрополитен.
  60. ^ Доманико, Эмили (12 сентября 2011 г.). «Статуя царицы Напир-Асу» . АПАХ2011 . Архивировано из оригинала 20 июля 2018 года.
  61. ^ Археология Элама: формирование и трансформация древнего иранского государства. ДТПоттс, второе издание
  62. ^ Jump up to: а б с д Интерактивный терминал Отдела древностей Востока. Флоренс Мальбран-Лабат , Надписи Суз: кирпичи от палеоэламского периода до неоэламской империи, Париж, Éditions de la Réunion des musées nationalaux, 1995, стр. 168–169. Мирошеджи Пьер де, «Эламитский Бог со Змеем», в: Iranica antiqua, Том 16, 1981, Гент, Министерство образования и культуры, 1989, стр. 13–14, табл. 8.
  63. ^ Jump up to: а б с д и ж Эдвардс, ФБА, КЭС; Гэдд, CJ; Хаммонд, ФБА, НГЛ; Соллбергер FBA, Э., ред. (1970). Кембриджская древняя история, третье издание, том II, часть 2, История Ближнего Востока и Эгейского региона, около 1380–1000 гг. До н.э. Издательство Кембриджского университета (опубликовано в 1975 г.). стр. 400–416. ISBN  0-521-08691-4 . Архивировано из оригинала 27 апреля 2024 года . Проверено 2 октября 2020 г. .
  64. ^ см. упр. WMF Хенкельман, Другие боги, которые есть: исследования эламско-иранской аккультурации на основе текстов укреплений Персеполя , 2008 г.
  65. ^ Джахангирфар, М. (2018). «Эламитские триады: размышления о возможной преемственности иранской традиции» . Ираника Антиква . LIII : 108. Архивировано из оригинала 4 июня 2021 года . Проверено 7 июня 2021 г. - через Academia.edu.
  66. ^ WMF Хенкельман, Другие боги, которые есть: исследования эламско-иранской аккультурации на основе текстов укреплений Персеполя , 2008, стр. 353
  67. ^ Камьяр Абди, Эламо-Хиттика I: Эламская богиня при хеттском дворе. Архивировано 23 апреля 2021 г. в Wayback Machine , Цифровой архив кратких заметок и обзора Ирана (DABIR) 3, 2017, стр. 10
  68. ^ В. Хинц, Затерянный мир Элама, Лондон, 1972, с. 42
  69. ^ Камьяр Абди, Эламо-Хиттика I: Эламская богиня при хеттском дворе. Архивировано 23 апреля 2021 г. в Wayback Machine , Цифровой архив кратких заметок и обзора Ирана (DABIR) 3, 2017, стр. 9
  70. ^ Х. Кох, Теология и поклонение в Эламе и Ахеменидском Иране, Цивилизации древнего Ближнего Востока 3, 1995, стр. 1960-1961 гг.
  71. ^ Jump up to: а б Бекман, Гэри (1999). «Богиня Пиринкир и ее ритуал из Хаттусы (CTH 644)» . КТЕМА . № 24. С. 25–27. Архивировано (PDF) из оригинала 19 апреля 2023 г. - через ResearchGate.
  72. ^ WMF Henkelman, Shimut. Архивировано 2 мая 2021 года в Wayback Machine [в:] Real Lexicon of Assyriology and Near Eastern Archeology, том. 12, 2011, с. 512
  73. ^ К. ван дер Тоорн, Хумбаба, [в:] К. ван дер Тоорн, Б. Бекинг, П.В. ван дер Хорст, Словарь божеств и демонов в Библии, 1999, стр. 431-432
  74. ^ А. Локотинов, « Египтизирующий» преступный мир судит ассирийского принца? Новые взгляды на НДС 10057. Архивировано 23 апреля 2021 года в Wayback Machine », Журнал древней истории Ближнего Востока 3 (1), 2016.
  75. ^ Л. Мурат, Богиня Ишара. Архивировано 22 мая 2021 года в Wayback Machine , Факультет языков и историко-географического факультета Университета Анкары. Журнал исторических исследований 45, 2009, стр. 160
  76. ^ Jump up to: а б с WMF Henkelman, Ruhurater. Архивировано 4 мая 2021 года в Wayback Machine [в:] Reallexikon der Assyriologie und Near Eastern Archeologie, том 11, 2008, стр. 449
  77. ^ Х. Кох, Теология и поклонение в Эламе и Ахеменидском Иране , Цивилизации древнего Ближнего Востока 3, 1995, стр. 1961 год
  78. ^ WMF Хенкельман, Другие боги, которые есть: исследования эламско-иранской аккультурации на основе текстов укреплений Персеполя , 2008, стр. 372
  79. ^ Ф. Виггерманн, Транстигридийские змеиные боги. Архивировано 5 июня 2021 года в Wayback Machine [в:] И. Л. Финкель, М. Дж. Геллер (ред.), Шумерские боги и их изображения , 1997, стр. 34
  80. ^ WG Ламберт, Ишме-караб [в] Настоящий лексикон ассириологии и ближневосточной археологии, том 5, 1980, с. 196-197
  81. ^ Х. Кох, Теология и поклонение в Эламе и Ахеменидском Иране , Цивилизации древнего Ближнего Востока 3, 1995, стр. 1961 год
  82. ^ WG Ламберт, Джабну [в:] Reallexikon der Assyriologie und vorderasiatischen Archäologie , vol. 5, 1980, с. 229: «Джабну приравнивается к Энлилю в BA 5 (1906) 655 8 (из которого можно восстановить An = Anum 1162)»
  83. ^ WG Ламберт, Джабну [в:] Реальный лексикон ассириологии и ближневосточной археологии , том. 5, 1980, с. 229
  84. ^ MA Гаррисон, Нинкурсага. Архивировано 25 апреля 2021 года в Wayback Machine [в:] Иконография божеств и демонов: электронная предварительная публикация. Архивировано 1 апреля 2022 года в Wayback Machine.
  85. ^ WMF Хенкельман, Другие боги: исследования эламско-иранской аккультурации на основе текстов укреплений Персеполя , 2008, стр. 330
  86. ^ WMF Хенкельман, Другие боги: исследования эламско-иранской аккультурации на основе текстов укреплений Персеполя , 2008, стр. 354, сноска 824: «Помимо имени Напириша, Хинц (1976/80b) предположил, что имя Киририша также было табу (для Пинигира). Эта теория была убедительно дискредитирована Grillot & Vallat 1984: 27-9».
  87. ^ WMF Хенкельман, Другие боги: исследования эламско-иранской аккультурации на основе текстов укреплений Персеполя , 2008, стр. 331
  88. ^ Валлат, Ф. (13 декабря 2011 г.) [15 декабря 1998 г.]. «Элам vi. Эламская религия» . Энциклопедия Ираника . Архивировано из оригинала 8 ноября 2023 года. Несколько божеств плато могут быть связаны с пантеонами основных геополитических образований, составлявших Элам (...), например (...) Кирмашир в Аване.
  89. ^ Валлат, Ф. (13 декабря 2011 г.) [15 декабря 1998 г.]. «Элам vi. Эламская религия» . Энциклопедия Ираника . Архивировано из оригинала 8 ноября 2023 года. В пространстве между этой стеной и второй стеной были построены храмы нескольких богов. В порядке с юго-востока на северо-восток это были храмы Пиникира, Адада и Шалы , Шимута и Нин-али, богов Напратепа, а после большого перерыва - храмы Хишмитика и Рухуратира.
  90. ^ WMF Хенкельман, Другие боги: исследования эламско-иранской аккультурации на основе текстов укреплений Персеполя , 2008, стр. 307-308, в частности: «Поэтому представляется более вероятным, что эти три имени (если они не являются эпитетами) относятся к божествам некоторых местных пантеонов, которые должны были существовать в Эламе, но остаются практически неизвестными нам».
  91. ^ WG Ламберт, Лагамал [в] Настоящий лексикон ассириологии и ближневосточной археологии, том 6, 1983, с. 418-419
  92. ^ WG Lambert, Manzi'at/Mazzi'at/Mazzât/Mazzêt [в] Настоящий лексикон ассириологии и ближневосточной археологии. Архивировано 6 июня 2021 г. в Wayback Machine, том 7, 1987, стр. 344-346
  93. ^ Валлат, Ф. (13 декабря 2011 г.) [15 декабря 1998 г.]. «Элам vi. Эламская религия» . Энциклопедия Ираника . Архивировано из оригинала 8 ноября 2023 года. Киририша и Машти были «матерями богов».
  94. ^ М.В. Столпер, Наххунте [в:] Настоящий лексикон ассириологии и ближневосточной археологии. Архивировано 6 июня 2021 г. в Wayback Machine, том 9, 1998 г., стр. 82-84
  95. ^ Виггерманн, Ф. (январь 2010 г.). «Семь богов А (Себетту)» . Реальный лексикон ассириологии и ближневосточной археологии . Том 12. с. 462. Архивировано из оригинала 8 июня 2021 года . Получено 8 июня 2021 г. - через Academia.edu.
  96. ^ Валлат, Ф. (13 декабря 2011 г.) [15 декабря 1998 г.]. «Элам vi. Эламская религия» . Энциклопедия Ираника . Архивировано из оригинала 8 ноября 2023 года. Эшпурм, губернатор Суз от Маништусу, посвятил статую богине Нарунди.
  97. ^ В. Хаас, Х.Кох, Религии Древнего Ближнего Востока: хетты и Иран , 2011, с. 63
  98. ^ WMF Хенкельман, Другие боги: исследования эламско-иранской аккультурации на основе текстов укреплений Персеполя , 2008, стр. 330, сноска 770: «В Месопотамии Напириша считался «Эа Элама» (Комментарий B l.3 к Шурпу II.163 в Reiner 1958: 50). Эа или Энки («Господь Земли») проживал в Апсу и оттуда контролировали воды, удобряющие земли.
  99. ^ Джахангирфар, М. (2018). «Эламитские триады: размышления о возможной преемственности иранской традиции» . Ираника Антиква . LIII : 112. Архивировано из оригинала 4 июня 2021 года . Проверено 7 июня 2021 г. - через Academia.edu.
  100. ^ WMF Хенкельман, Другие боги: исследования эламско-иранской аккультурации на основе текстов укреплений Персеполя , 2008, стр. 215
  101. ^ WMF Хенкельман, Другие боги: исследования эламско-иранской аккультурации на основе текстов укреплений Персеполя , 2008, стр. 307, сноска 702: «Иншушинак действительно приравнивается к месопотамскому богу, (...) Нинурте (...); в Эламе он, кажется, ассоциировался, если не приравнивался, с Эа и дилмунитом Энзагом»
  102. ^ Бекман, Гэри (1999). «Богиня Пиринкир и ее ритуал из Хаттусы (CTH 644)» . КТЕМА . № 24. с. 27. Архивировано (PDF) из оригинала 19 апреля 2023 г. – через ResearchGate.
  103. ^ Джахангирфар, М. (2018). «Эламитские триады: размышления о возможной преемственности иранской традиции» . Ираника Антиква . LIII : 113. Архивировано из оригинала 4 июня 2021 года . Проверено 7 июня 2021 г. - через Academia.edu.
  104. ^ WMF Henkelman, Shimut. Архивировано 2 мая 2021 года в Wayback Machine [в:] Real Lexicon of Assyriology and Near Eastern Archeology, том. 12, 2011, с. 511-512
  105. ^ WMF Хенкельман, Другие боги: исследования эламско-иранской аккультурации на основе текстов укреплений Персеполя , 2008, стр. 365
  106. ^ М. Креберник, Тирумитир, Тирутурский настоящий лексикон ассириологии и ближневосточной археологии. Архивировано 6 июня 2021 г. в Wayback Machine, том 14, 2014 г., с. 61
  107. ^ WMF Henkelman, Упур-кубак. Архивировано 7 июня 2021 года в Wayback Machine [в:] Real Lexicon of Assyriology and Near Eastern Archeology, том 14, 2014, стр. 352
  108. ^ Черная Афина: лингвистические данные , Мартин Бернал, с. 701
  109. ^ Хан, Абдул Джаим (2006). Урду и хинди Искусственный разрыв: африканское наследие, месопотамские корни, индийская культура и британский колониализм . Алгора. стр. 66–67. ISBN  9780875864372 . Архивировано из оригинала 27 апреля 2024 года . Проверено 9 июля 2023 г.
  110. ^ Энциклопедия Ираника , Колумбийский университет
  111. ^ «Существует множество свидетельств, как археологических, так и литературно-эпиграфических, позволяющих предположить, что возникновение Персидской империи стало свидетелем слияния эламитских и персидских элементов, уже присутствовавших в горном Фарсе». Археология Элама: формирование и трансформация древнего иранского государства . Кембриджская мировая археология. Глава 9. Введение.
  112. ^ Кевин Т. Ван Блейдел (2021). «Язык хузов и судьба эламитов». Журнал Королевского азиатского общества . 31 (3): 447–462. дои : 10.1017/S1356186321000092 .
  113. ^ с. 185–211, Первое основание Кармеля в Индии, 1619–2019 гг. [часть-1] Публикации Дхьянаваны, ISBN   978-81-89144-33-3
  114. ^ См. Энциклопедию Ираника , Колумбийский университет , Том 1, стр. 687-689.

Источники

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Зохуриян, Марьям, Сейед Мехди Мусави Кухпар, Джавад Нейестани и Алиреза Хожабри Нобари. «Семиология мотива грифона в древней эламской архитектуре». В: Центрально-Азиатский журнал 62, вып. 2 (2019): 227–32. дои : 10.13173/centasiaj.62.2.0227 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 2e597138c7d0cbc5c9436572b2ea9a7d__1721879460
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/2e/7d/2e597138c7d0cbc5c9436572b2ea9a7d.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Elam - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)