Эламо-дравидийские языки
Элам-дравидийский | |
---|---|
Загросян | |
(спорный) | |
Географический распределение | Южная Азия , Западная Азия |
Лингвистическая классификация | Предлагаемая языковая семья |
Подразделения | |
глоттолог | Никто |
Часть серии о |
Дравидийская культура и история |
---|
![]() |
Портал:дравидийские цивилизации |

Эламо -дравидийская языковая семья — гипотетическая языковая семья , которая связывает эламский язык древнего Элама (современный юго-западный Иран и юго-восточный Ирак ) с дравидийскими языками Южной Азии . Последняя версия (2015 г.) гипотезы предполагает реклассификацию брауийского языка как более тесно связанного с эламитским, чем с остальными дравидийскими языками. Лингвист Дэвид Макэлпин был главным сторонником эламо-дравидийской гипотезы, за ним следовал Франклин Саутворт в качестве другого крупного сторонника. [1] Гипотеза привлекла внимание в академических кругах, но подверглась серьезной критике со стороны лингвистов и остается лишь одним из нескольких возможных сценариев происхождения дравидийских языков. [примечание 1] Эламский язык обычно считается учеными изолированным языком , не связанным ни с одним другим известным языком. [3]
История предложения
[ редактировать ]Представление о том, что эламские и дравидийские языки каким-то образом связаны, восходит к зарождению обеих областей в начале девятнадцатого века. Эдвин Норрис был первым, кто опубликовал статью в поддержку этой гипотезы в 1853 году. [4] Дополнительные доказательства были предложены Робертом Колдуэллом , когда он опубликовал в 1856 году книгу по сравнительной лингвистике о дравидийских языках. [5] Дэвид Макэлпин, доцент кафедры дравидийских языков и лингвистики в Пенсильванском университете , опубликовал серию статей, подтверждающих эту теорию. [6] [1] Он также предположил, что хараппский язык (язык цивилизации долины Инда ) также мог быть частью этой семьи.
Лингвистические аргументы
[ редактировать ]По словам Дэвида Макалпина, дравидийские языки были завезены в современный Пакистан в результате иммиграции с Ближнего Востока через Элам , расположенный на территории современного юго-западного Ирана . [7] [6] МакАльпин (1975) в своем исследовании выявил некоторые сходства между эламитами и дравидами. Он предположил, что 20% дравидийской и эламской лексики являются родственными , а 12% - вероятными родственными. второго лица Он также утверждал, что у эламитов и дравидов схожие местоимения и параллельные падежные окончания . У них есть ряд похожих производных, абстрактных существительных и одинаковая основа глагола + маркер времени + структура личного окончания. Оба имеют два положительных времени : «прошедшее» и «непрошедшее». [8]
Прием
[ редактировать ]Гипотеза привлекла внимание в академических кругах, но ее трудно оценить из-за ограниченности ресурсов эламского языка. [5] Среди сторонников эламо-дравидийской гипотезы - Игорь М. Дьяконов. [9] и Франклин Саутворт . [1]
Бхадрираджу Кришнамурти считал предложенные Макальпином морфологические соответствия между эламитами и дравидами специальными и обнаружил, что им не хватает фонологической мотивации. [10] Аналогичную критику высказали Камил Звелебил и другие. [10] Георгий Старостин раскритиковал их как не более тесные, чем соответствия с другими близлежащими языковыми семьями. [5] Для большинства лингвистов-историков эламо-дравидийская гипотеза остается недоказанной, а ученые обычно считают эламский изолированный язык , не связанный ни с одним другим известным языком. [11] [12] [13]
Распространение земледелия
[ редактировать ]Помимо языкового сходства, эламо-дравидийская гипотеза основана на утверждении, что сельское хозяйство распространилось с Ближнего Востока в регион долины Инда через Элам . Это предполагает, что земледельцы принесли из Элама новый язык, а также сельское хозяйство. Подтверждающие этноботанические данные включают ближневосточное происхождение и название пшеницы (Д. Фуллер). Более поздние свидетельства обширной торговли между Эламом и цивилизацией долины Инда позволяют предположить продолжающиеся связи между двумя регионами.
Ренфрю и Кавалли-Сфорца также утверждали, что протодравидийский язык был завезен в долину Инда фермерами из Плодородного полумесяца . [14] [15] [16] [примечание 2] но совсем недавно Хеггарти и Ренфрю отметили, что «анализ языковых данных Макалпина и, следовательно, его утверждения остаются далекими от ортодоксальности», добавив, что Фуллер не обнаруживает никакой связи дравидийских языков с другими языками и, таким образом, предполагает, что они родом из Индии. [2] Ренфрю и Бан приходят к выводу, что несколько сценариев совместимы с данными и что «лингвистическое жюри все еще не выработано». [2]
Нарасимхан и др. (2019) пришли к выводу, что иранский предковый компонент в народе IVC был внесен людьми, связанными с иранскими земледельцами, но отличными от них, у которых не было анатолийского фермерского происхождения, которое было обычным явлением для иранских фермеров после 6000 г. до н.э. [17] [примечание 3] Эти люди, связанные с иранскими фермерами, возможно, прибыли в долину Инда до того, как там появилось сельское хозяйство. [17] и смешался с людьми, родственными индийским охотникам-собирателям c. 5400–3700 гг. до н.э., до появления зрелого IVC. [20] [примечание 4] Сильвестр и др. (2019) отметили, что (ссылаясь на Ренфрю (1996)) «существование носителей брахуи, одиночных носителей дравидийского языка в Белуджистане в Пакистане, подтверждает эламо-дравидийскую гипотезу», [22] [23] и пришел к выводу, что двунаправленная миграция и примесь происходили во времена неолита. [24]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ Ренфрю и Бан приходят к выводу, что несколько сценариев совместимы с данными и что «лингвистическое жюри все еще очень нерешительно». [2]
- ^ Деренко: «Распространение этих новых технологий было связано с распространением дравидийских и индоевропейских языков в южной Азии. Предполагается, что протоэламо-дравидийский язык, скорее всего, зародился в провинции Элам на юго-западе Ирана. распространился на восток вместе с перемещением фермеров в долину Инда и на Индийский субконтинент». [16]
Деренко относится к:
* Ренфрю (1987), Археология и язык: загадка индоевропейского происхождения.
* Ренфрю (1996), Языковые семьи и распространение сельского хозяйства. В: Харрис Д.Р., редактор, «Истоки и распространение сельского хозяйства и скотоводства в Евразии» , стр. 70–92.
* Кавалли-Сфорца, Меноцци, Пьяцца (1994), История и география человеческих генов . - ^ Нарасимхан и др.: «[Одна из возможностей состоит в том, что] иранское фермерское происхождение в этой группе было характерно для охотников-собирателей долины Инда так же, как оно было характерно для охотников-собирателей Северного Кавказа и иранского плато. Наличие такого происхождения у охотников-собирателей из пещер Бельт и Хоту на северо-востоке Ирана увеличивает вероятность того, что это происхождение могло существовать у охотников-собирателей дальше на восток». [17]
Шинде и др. (2019) отмечают, что этот иранский народ «не имел никакого генетического вклада [...] от западноиранских фермеров или пастухов»; [18] они отделились друг от друга более 12 000 лет назад. [19]
См. также Разиб Ккан, День Даса : «...на самом деле может быть так, что квазииранцы, подобные ANI, в течение длительного времени оккупировали северо-запад Южной Азии, а популяции AHG охватывали южные и восточные окраины, в разгар плейстоцена». - ^ Маскареньяс и др. (2015) отмечают, что «новые, возможно, западноазиатские типы телосложения обнаруживаются в могилах Мехргарха, начиная с фазы Тогау (3800 г. до н.э.)». [21]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Саутворт, Франклин (2011). «Рис по-дравидийски» . Рис . 4 (3–4): 142–148. Бибкод : 2011Рис....4..142S . дои : 10.1007/s12284-011-9076-9 .
- ^ Jump up to: а б с Хеггарти, Пол; Ренфрю, Коллин (2014), «Южная и островная Юго-Восточная Азия; Языки» , Ренфрю, Колин; Бан, Пол (ред.), Всемирная предыстория Кембриджа , издательство Кембриджского университета, ISBN 9781107647756
- ^ Археология текста: археология, технология и этика . Книги Оксбоу. п. 34.
- ^ Макэлпин, Дэвид В. (1981). «Прото-эламо-дравидийское: доказательства и их последствия» (PDF) . Труды Американского философского общества . 71 (3): 1–155. дои : 10.2307/1006352 . JSTOR 1006352 . S2CID 129838682 . Архивировано из оригинала (PDF) 18 февраля 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с Старостин, Георгий (2002). «О генетической принадлежности эламского языка» (PDF) . Родной язык . 7 : 147–170.
- ^ Jump up to: а б Дэвид Макэлпин, « К прото-эламо-дравидийскому », Language vol. 50 нет. 1 (1974); Дэвид Макэлпин: « Эламиты и дравиды, дополнительные доказательства взаимоотношений », Current Anthropology vol. 16 нет. 1 (1975); Дэвид Макэлпин: «Лингвистическая предыстория: дравидийская ситуация», в книге Мадхава М. Дешпанде и Питера Эдвина Хука: арийцы и неарийцы в Индии , Центр исследований Южной и Юго-Восточной Азии, Мичиганский университет, Анн-Арбор (1979); Дэвид Макэлпин, « Прото-эламо-дравидийцы: доказательства и их последствия », Труды Американского философского общества, том. 71 пт. 3, (1981)
- ^ Дхавендра Кумар (2004). Генетические заболевания Индийского субконтинента . Спрингер. ISBN 978-1-4020-1215-0 . Проверено 25 ноября 2008 г.
Анализ двух вариантов Y-хромосомы, Hgr9 и Hgr3, дает интересные данные (Quintan-Murci et al., 2001). Микросателлитные вариации Hgr9 среди иранцев, пакистанцев и индийцев указывают на расширение популяции примерно до 9000 YBP в Иране, а затем до 6000 YBP в Индии. Эта миграция возникла в месте, которое исторически называлось Эламом на юго-западе Ирана в долину Инда, и, возможно, была связана с распространением дравидийских языков из юго-западного Ирана (Quintan-Murci et al., 2001).
- ^ Дэвид МакАлпин, «К прото-эламо-дравидийскому», Language vol. 50 нет. 1 (1974); Дэвид Макэлпин: «Эламиты и дравиды, дополнительные доказательства взаимоотношений», Current Anthropology vol. 16 нет. 1 (1975); Дэвид Макэлпин: «Лингвистическая предыстория: дравидийская ситуация», в книге Мадхава М. Дешпанде и Питера Эдвина Хука: арийцы и неарийцы в Индии , Центр исследований Южной и Юго-Восточной Азии, Мичиганский университет, Анн-Арбор (1979); Дэвид Макэлпин, «Прото-эламо-дравидийцы: доказательства и их последствия», Труды Американского философского общества, том. 71 пт. 3, (1981)
- ^ Дьяконов, И.М. (1990). «Языковой контакт на Кавказе и Ближнем Востоке» . В ТЛ Марки; Джон А.С. Греппин (ред.). Когда миры сталкиваются: индоевропейцы и доиндоевропейцы . Анн-Арбор: Карома. стр. 53–65.
- ^ Jump up to: а б Кришнамурти, Бхадрираджу (16 января 2003 г.). Дравидийские языки . Кембриджский университет. п. 44. ИСБН 9781139435338 .
- ^ Роджер Бленч , Мэтью Сприггс (ред.) (2003), « Археология и язык I: теоретические и методологические ориентации », Routledge, стр.125
- ^ Роджер Д. Вудард (редактор) (2008), « Древние языки Месопотамии, Египта и Аксума », Cambridge University Press, стр.3
- ^ Амалия Э. Гнанадэсикан (2011), « Писательская революция: клинопись в Интернете », John Wiley & Sons
- ^ Кавалли-Сфорца (1994) , с. 221-222.
- ^ Намита Мукерджи; Альмут Небель; Ариэлла Оппенгейм; Парта П. Маджумдер (декабрь 2001 г.), «Анализ полиморфизмов Y-хромосомы с высоким разрешением выявляет признаки перемещения населения из Центральной Азии и Западной Азии в Индию», Journal of Genetics , 80 (3): 125–35, doi : 10.1007 /BF02717908 , PMID 11988631 , S2CID 13267463 ,
Совсем недавно, примерно 15 000–10 000 лет назад (лн), когда в регионе Плодородного полумесяца, простирающемся от Израиля через север Сирии до западного Ирана, развивалось сельское хозяйство, произошла еще одна волна миграции людей на восток. (Cavalli-Sforza et al., 1994; Renfrew 1987), часть которых, по-видимому, также проникла в Индию. Предполагается, что эта волна принесла дравидийские языки в Индию (Ренфрю, 1987). Впоследствии индоевропейская (арийская) языковая семья была завезена в Индию около 4000 лн.
- ^ Jump up to: а б Деренко (2013) .
- ^ Jump up to: а б с Нарасимхан и др. 2019 , с. 11.
- ^ Шинде и др. 2019 , стр. 6.
- ^ Шинде и др. 2019 , стр. 4.
- ^ Нарасимхан и др. 2019 , с. 5.
- ^ Маскареньяс и др. 2015 , с. 9.
- ^ Сильвестр 2019 , с. 1.
- ^ Сильвестр и др. (2019) ссылаются на Ренфрю (1996), Языковые семьи и распространение сельского хозяйства. В: Харрис Д.Р., редактор, «Происхождение и распространение сельского хозяйства и скотоводства в Евразии» , стр. 70–92.
- ^ Сильвестр 2019 .
Источники
[ редактировать ]- Кавалли-Сфорца Л.Л., Меноцци П., Пьяцца А (1994). История и география человеческих генов . Издательство Принстонского университета.
- Деренко М., Малярчук Б., Бахманимер А., Денисова Г., Перкова М., Фарджадян С., Епископосян Л. (2013). «Полное разнообразие митохондриальной ДНК у иранцев» . ПЛОС ОДИН . 8 (11): е80673. Бибкод : 2013PLoSO...880673D . дои : 10.1371/journal.pone.0080673 . ПМЦ 3828245 . ПМИД 24244704 .
- Маскареньяс, Десмонд Д.; Райна, Анупума; Астон, Кристофер Э.; Сангера, Дхарабир К. (2015). «Генетическая и культурная реконструкция миграции древней линии» . БиоМед Исследования Интернэшнл . 2015 : 1–16. дои : 10.1155/2015/651415 . ПМК 4605215 . ПМИД 26491681 .
- Нарасимхан, Вагиш М.; Паттерсон, Нью-Джерси; Мурджани, Прия; Роланд, Надин; и др. 365 Science, , PMID eaat7487 ( 6457): doi : 10.1126 , PMC 6822619 , science.aat7487 /
- Шинде, Васант; Нарасимхан, Вагиш М.; Роланд, Надин; Маллик, Свапан; Ма, Мэтью; Липсон, Марк; Накацука, Натан; Адамски, Николь; Брумандхошбахт, Насрин; Ферри, Мэтью; Лоусон, Энн Мари; Мишель, Меган; Оппенгеймер, Йонас; Стюардсон, Кристин; Джадхав, Нилеш; Ким, Ён Джун; Чаттерджи, Малавика; Мунши, Аврадип; Паньям, Амритавалли; Вагмаре, Пранджали; Ядав, Йогеш; Патель, Химани; Кошик, Амит; Тангарадж, Кумарасами; Мейер, Матиас; Паттерсон, Ник; Рай, Нирадж; Райх, Дэвид (октябрь 2019 г.). «Древний хараппский геном не имеет происхождения от степных скотоводов или иранских фермеров» . Клетка . 179 (3): 729–735.e10. дои : 10.1016/j.cell.2019.08.048 . ПМК 6800651 . ПМИД 31495572 .
- Сильвестр, Чарльз (2019), «Материнская генетическая связь южно-дравидийского племени с коренными иранцами, указывающая на двунаправленную миграцию» , Annals of Human Biology , 46 (2): 175–180, doi : 10.1080/03014460.2019.1599067 , PMID 30909755 , S2CID 85516060
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Fairservis, Уолтер Эшлин (1992). Хараппская цивилизация и ее письменность: модель дешифровки индийской письменности . БРИЛЛ. стр. 19–23. ISBN 978-8120404915 .
- Кришнамурти, Бхадрираджу (2003). Дравидийские языки . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-77111-5 .
- Макэлпин, Дэвид В. (2003). «Велары, увулары и гипотеза Северного Дравида». Журнал Американского восточного общества . 123 (3): 521–546. дои : 10.2307/3217749 . JSTOR 3217749 .
- МакАлпин, Дэвид В. (2015). «Брауи и гипотеза Загросяна» . Журнал Американского восточного общества . 135 (5): 551–586. дои : 10.7817/jameroriesoci.135.3.551 .
- Макэлпин, Дэвид В. (2022). «Современный разговорный восточноэламский язык» . Аль-Бурз .