чарвака
Часть серии о | |
Индуистская философия | |
---|---|
православный | |
неортодоксальный | |
Часть серии о |
Атеизм |
---|
Чарвака ( санскрит : चार्वाक ; IAST : Cārvāka ), также известная как Локаята , — древняя школа индийского материализма . [1] Это считается одним из примеров атеистических школ древнеиндийской философии. [а] [3] [б] [5] [с] Чарвака считает прямое восприятие , эмпиризм и условный вывод правильными источниками знания, принимает философский скептицизм и отвергает ритуализм. [4] [6] [7] [8] [9] Это была хорошо зарекомендовавшая себя система верований в древней Индии . [д]
Брихаспати, философ, традиционно считается основателем философии Чарвака или Локаята, хотя некоторые ученые оспаривают это. [10] [11] Чарвака возникла в период индуистской реформации в первом тысячелетии до нашей эры, после того как буддизм был основан Гаутамой Буддой , а джайнизм был реорганизован Паршванатхой . [12] Его учения были составлены из вторичной исторической литературы, например, из шастр , сутр и индийской эпической поэзии . [13]
Другими словами, эпистемология Чарвака утверждает, что всякий раз, когда кто-то делает вывод об истине из набора наблюдений или истин, он должен признать сомнение; выводное знание условно. [14]
Чарвака относится к одной из настик или «неортодоксальных» школ индийской философии . [15] [16]
Этимология и значение [ править ]
Этимология Чарваки (санскрит: चार्वाक) неясна. Бхаттачарья цитирует грамматиста Хемачандру о том, что слово чарвака происходит от корня карв , «жевать»: «Чарвака пережевывает себя (carvatyātmānaṃ cārvākaḥ). Хемачандра ссылается на свой собственный грамматический труд, Унадисутру 37, который гласит: следует: мавака-шйамака-вартака-джёнтака-гувака-бхадракадаях Каждое из этих слов заканчивается суффиксом ака и формируется нерегулярно». [17] Это также может отсылать к гедонистическим заповедям философии «есть, пить и веселиться». [18]
Другие полагают, что это означает «приятная речь» или, уничижительно, «сладкоязычный», от санскритского cāru «приятный» и vāc «речь» (которая становится vāk в именительном падеже единственного числа и в составных словах). Еще одна гипотеза состоит в том, что она одноименная, а основателем школы является Чарвака, ученик Брихаспати. [19]
Как Локаята [ править ]
Согласно утверждениям Дебипрасада Чаттопадхьяи , традиционное имя Чарваки — Локаята. [20] Оно называлось Локаята, потому что было распространено ( аята ) среди народа ( локесу ), и означало мировоззрение народа. Словарное значение Локаяты (लोकायत) означает «направленный, нацеленный на мир, мирской». [18] [и]
В литературе начала и середины 20-го века этимология Локаяты давала разные интерпретации, отчасти потому, что первоисточники недоступны, а значение было выведено из разной вторичной литературы. [22] Имя Локаята, например, встречается в Чанакьи » « Артхашастре , которая относится к трем анвикшики (अन्वीक्षिकी, буквально, исследующие разумом, [23] логические философии) – йога , санкхья и локаята. Однако Локаята в Артхашастре не является антиведической, но подразумевает, что Локаята является частью ведических знаний. [24] Локаята здесь относится к логике или науке дебатов ( disputatio , «критика»). [25] Рудольф Франке перевел Локаяту на немецкий язык как «logisch beweisende Naturerklärung», то есть «логически доказывающее объяснение природы». [26]
В джайнской литературе VIII века н. э. «Саддаршанасамукчая» Харибхадры [27] Локаята считается индуистской школой, в которой нет «ни Бога, ни самсары (перерождения), ни кармы, ни долга, ни плодов заслуг, ни греха». [28]
В буддийском санскритском труде «Дивьявадана » (ок. 200–350 гг. н. э.) Локаята упоминается , где она указана среди предметов изучения, в смысле «технической логической науки». [29] Шантаракшита и Ади Шанкара используют слово локаята для обозначения материализма. [30] [31] причем последний использовал термин Локаята, а не Чарвака. [32]
В комментарии Силанки к Сутра-критангне , старейшей джайнской литературе Агама Пракрита, он использовал четыре термина для обозначения Чарваки, а именно: (1) Брихаспатья (2) Локаята (3) Бхутавадин (4) Вамамаргин. [33]
Происхождение [ править ]
Догмы атеистических доктрин Чарваки можно проследить до относительно более поздних слоев Ригведы , в то время как существенные дискуссии по Чарвакам можно найти в постведической литературе. [30] [34] [ф] Основная литература Чарваки, такая как Брихаспати Сутра , отсутствует или утеряна. [30] [34] Его теории и развитие были составлены на основе исторической вторичной литературы, такой как те, которые можно найти в шастрах (таких как Артхашастра ), сутрах и эпосах ( Махабхарата и Рамаяна ) индуизма, а также на основе диалогов Гаутамы Будды и джайнской литературы. [30] [36]
В древнейшей из Упанишад , в главе 2 « Брихадараньяки » (ок. 700 г. до н.э.), ведущий теоретик Ягьявалкья утверждает в отрывке, на который часто ссылаются нерелигиозные люди: «Я говорю, что после смерти нет осознания».
Это заявление возникает в дискуссии с его собеседницей по философии, Майтрейи , которая замечает, что это может означать, что не существует загробной жизни – никакой религии: «После того, как Ягьявалкья сказал это, Майтрейи воскликнул: «Теперь, сэр, вы полностью смутили меня, сказав: после смерти нет осознания». [37]
Существенные дискуссии по поводу доктрин Чарвака встречаются в текстах VI века до нашей эры из-за появления конкурирующих философий, таких как буддизм и джайнизм. [30] [34] [38] Бхаттачарья утверждает, что Чарвака, возможно, была одной из нескольких атеистических материалистических школ, существовавших в древней Индии в VI веке до нашей эры. [39] Хотя есть свидетельства его развития в ведическую эпоху, [40] Философская школа Чарвака предшествовала школам Астика , а также была философским предшественником последующих или современных философий, таких как Аджняна , Адживика , джайнизм и буддизм в классический период индийской философии. [41]
Самым ранним ученым чарваков в Индии, чьи тексты сохранились до сих пор, является Аджита Кесакамбали . Хотя материалистические школы существовали до Чарваки, это была единственная школа, которая систематизировала материалистическую философию, изложив ее в форме афоризмов в VI веке до нашей эры. Был базовый текст, сборник сутр или афоризмов, а также было написано несколько комментариев для пояснения афоризмов. Это следует рассматривать в более широком контексте устной традиции индийской философии. Именно в VI веке до нашей эры, с ростом популярности буддизма, древние школы начали систематизировать и записывать детали своей философии. [42]
Э. У. Хопкинс в своей книге «Этика Индии » (1924) утверждает, что философия чарваков предшествовала джайнизму и буддизму, упоминая «старого чарвака или материалиста VI века до нашей эры». Рис Дэвидс предполагает, что локаята ок. V век до нашей эры стал означать «скептицизм» в целом, но еще не был организован как философская школа. Это доказывает, что оно существовало уже столетиями и стало общим термином к 600 году до нашей эры. Его методология скептицизма включена в Рамаяну , Айодхья канда , глава 108, где Джабали пытается убедить Раму принять царство, используя настики (Рама опровергает его в главе 109): аргументы [43]
О, высокомудрый! Придите поэтому к заключению, что за пределами этой Вселенной нет ничего. Отдавайте предпочтение тому, что бросается в глаза, и отворачивайтесь от того, что находится за пределами нашего знания. (2.108.17)
Существуют альтернативные теории происхождения Чарваки. Брихаспати иногда называют основателем философии Чарвака или Локаята, хотя другие ученые оспаривают это. [10] [11] Биллингтон 1997 , с. 43 утверждает, что примерно в VI веке до нашей эры жил философ по имени Чарвака, который развил предпосылки этой индийской философии в форме Брихаспати-сутры . Эти сутры датируются ранее 150 г. до н.э., поскольку они упоминаются в Махабхашье (7.3.45). [43]
Артур Ллевеллин Башам, цитируя буддийскую Саманьяпхала Сутту , предлагает шесть школ неортодоксальных, добуддийских и доджайнских атеистических индийских традиций VI века до нашей эры, в которые входили чарваки и адживики . [44] Индии Чарвака была живой философией вплоть до XII века в исторической шкале , после чего эта система, похоже, исчезла, не оставив никаких следов. [45]
Философия [ править ]
Философская школа Чарвака придерживалась множества атеистических и материалистических убеждений. Они считали восприятие и прямые эксперименты действительным и надежным источником знаний. [46]
Эпистемология [ править ]
чарвака Эпистемология считает восприятие основным и надлежащим источником знаний, в то время как умозаключение склонно быть либо правильным, либо неправильным и, следовательно, условным или недействительным. [14] [47] Восприятия для Чарваки бывают двух типов: внешние и внутренние. Внешнее восприятие описывается как возникающее в результате взаимодействия пяти чувств и мирских объектов, тогда как внутреннее восприятие описывается этой школой как восприятие внутреннего чувства, ума. [14] Вывод описывается как вывод нового заключения и истины из одного или нескольких наблюдений и предыдущих истин. Для чарваков умозаключения полезны, но подвержены ошибкам, поскольку выведенные истины никогда не могут быть бесспорными. [48] Выводы хороши и полезны, но достоверность выводов вызывает подозрения – иногда в одних случаях, а часто в других. У чарваков не было надежных средств, с помощью которых можно было бы установить эффективность умозаключений как средства познания. [49]
Эпистемологический аргумент Чарваки можно объяснить на примере огня и дыма. Камаль утверждает, что когда есть дым ( средний термин ), можно прийти к выводу, что он, должно быть, вызван огнем ( основной термин в логике). [14] Хотя это часто верно, это не обязательно должно быть универсально, везде и всегда, утверждают ученые чарвака. Дым может иметь и другие причины. В эпистемологии чарвака, пока связь между двумя явлениями, или наблюдением, и истиной, не доказана как безусловная, это неопределенная истина. В индийской философии такой метод рассуждения, заключающийся в поспешных выводах или умозаключениях, склонен к ошибкам. [14] [48] Чарваки далее утверждают, что полное знание достигается тогда, когда мы знаем все наблюдения, все предпосылки и все условия. Но отсутствие условий, утверждают чарваки, не может быть установлено вне всякого сомнения посредством восприятия, поскольку некоторые условия могут быть скрыты или ускользать от нашей способности наблюдать. [14] Они признают, что каждый человек в повседневной жизни полагается на умозаключения, но, по их мнению, если мы действуем некритически, мы ошибаемся. Хотя наши умозаключения иногда верны и приводят к успешным действиям, фактом является и то, что иногда умозаключения неверны и приводят к ошибке. [39] Тогда истина, утверждает Чарвака, не является неизменным признаком умозаключения, истина — это просто случайность умозаключения, причём нечто отделимое. Мы должны быть скептиками, подвергать сомнению то, что мы знаем, путем умозаключений, подвергать сомнению нашу эпистемологию. [14] [34]
Это эпистемологическое положение Чарваков оказало влияние на различные школы индийской философии, продемонстрировав новый образ мышления и переоценку прошлых доктрин. Индуистские, буддийские и джайнские ученые широко использовали идеи чарваков о выводах при рациональном пересмотре своих собственных теорий. [14] [50]
Сравнение с другими школами индуизма [ править ]
Эпистемология чарвака представляет собой минималистские прамана (эпистемологические методы) в индуистской философии. Другие школы индуизма разработали и приняли множество действительных форм эпистемологии. [51] [52] Для чарваков пратьякша (восприятие) была единственным действительным путем к познанию, а другие средства познания были либо всегда условными, либо недействительными. В то время как школа Чарвака признавала только один действительный способ получения знаний, в других школах индуизма их количество варьировалось от 2 до 6. [51] [52] Ученые Адвайта -веданты считали шесть способов достоверного знания и истины: Пратьякша (восприятие), Анумана (вывод), Упамана (сравнение и аналогия), Артхапатти (постуляция), Анупалабдхи (невосприятие, познавательное доказательство) и Шабда (слово, свидетельство) . бывших или нынешних надежных экспертов). [51] [52] [53]
Метафизика [ править ]
Поскольку ни один из способов познания не оказался достойным установления неизменной связи между средним термином и предикатом, Чарвакас пришел к выводу, что вывод не может быть использован для установления метафизических истин. Таким образом, по мнению чарваков, шаг, который ум делает от знания чего-то, чтобы сделать вывод о знании чего-то другого, может быть объяснен тем, что он основан на предыдущем восприятии или тем, что он ошибочен. Случаи, когда вывод оправдывался результатом, рассматривались как простые совпадения. [54]
Поэтому чарваки отрицали метафизические концепции, такие как реинкарнация , внетелесная душа , эффективность религиозных обрядов , иные миры (рай и ад), судьба и накопление заслуг или недостатков посредством совершения определенных действий. [42] Чарваки также отвергли использование сверхъестественных причин для описания природных явлений. Для них все явления природы возникли спонтанно из внутренней природы вещей. [55]
Огонь горяч, вода холодна, освежающий прохладный ветерок утра;
От кого появился этот сорт? оно было рождено из их собственной природы. [55]
Сознание и загробная жизнь [ править ]
Этот раздел нуждается в расширении . Вы можете помочь, добавив к нему . ( июль 2015 г. ) |
Чарваки не верили в карму , перерождение или загробную жизнь . Для них все атрибуты, олицетворяющие человека, такие как худоба, полнота и т. д., находились в теле. « Сарвасиддханта Самграха» излагает позицию чарваков следующим образом: [56]
Нет другого мира, кроме этого;
Нет ни рая, ни ада;
Царство Шивы и подобные ему регионы,
сфабрикованы глупыми самозванцами.- Сарвасиддханта Самграха, стих 8. [56]
Удовольствие [ править ]
Часть серии о |
Гедонизм |
---|
удовольствиях нет ничего плохого Чарвака считал, что в чувственных . Поскольку невозможно получить удовольствие без боли, Чарвака считал, что мудрость заключается в том, чтобы наслаждаться удовольствием и избегать боли, насколько это возможно. В отличие от многих индийских философий того времени, Чарвака не верил в аскетизм или отказ от удовольствий из-за страха боли и считал подобные рассуждения глупыми. [46]
Сарвасиддханта Самграха излагает позицию чарваков в отношении удовольствия и гедонизма следующим образом: [57]
Наслаждение небесами заключается в употреблении вкусной еды, общении с молодыми женщинами, использовании красивой одежды, духов, гирлянд, сандаловой пасты... в то время как мокша - это смерть, которая есть прекращение дыхания жизни... поэтому мудрый не должен принимать боли из-за мокши .
Глупец изнуряет себя покаянием и постами. Целомудрие и другие подобные постановления установлены умными слабаками.
- Сарвасиддханта Самграха, стихи 9–12. [58]
Ученый Бхаттачарья утверждает, что распространенное мнение о том, что «все материалисты - не что иное, как сенсуалисты», является заблуждением, поскольку оппоненты движения не привели ни одного подлинного афоризма чарвака в поддержку этой точки зрения. [59]
Религия [ править ]
Чарваки отвергли многие стандартные религиозные концепции индуистов, буддистов, джайнов и адживаков, такие как загробная жизнь , реинкарнация , самсара , карма и религиозные обряды . Они критиковали Веды , а также буддийские писания. [60]
Сарвадаршанасамграха . с комментариями Мадхавачарьи описывает чарваков как критиков Вед, материалистов без морали и этики В тексте говорится, что для чарваков Веды страдают от нескольких недостатков: ошибок при передаче из поколения в поколение, лжи, внутреннего противоречия и тавтологии . Чарваки указали на разногласия, споры и взаимное неприятие ведических священников кармаканды и ведических священников гьянаканды как на доказательство того, что либо один из них неправ, либо оба неправы, поскольку оба не могут быть правы. [60] [61] [62]
Чарваки, согласно стихам 10 и 11 Сарвадаршанасамграхи , объявили Веды бессвязными рапсодиями, единственная польза которых заключалась в обеспечении средств к существованию священникам. Они также верили, что Веды были изобретены человеком и не имеют божественного авторитета. [55]
Чарвакас отверг необходимость этики или морали и предложил: «Пока есть жизнь, пусть человек живет счастливо, пусть он питается топленым маслом , даже если у него есть долги». [55]
Джайнский учёный Харибхадра в последнем разделе своего текста Саддаршанасамукчая включает Чарваку в свой список шести даршанов индийских традиций наряду с буддизмом , ньяя - вайшешикой , санкхьей , джайнизмом и джайминией . [63] Харибхадра отмечает, что чарваки утверждают, что нет ничего за пределами чувств, сознание — это возникающее свойство, и что глупо искать то, чего нельзя увидеть. [64]
Точность этих взглядов, приписываемых Чарвакам, оспаривается учеными. [65] [66]
Государственное управление [ править ]
В отрывке из «Аайне-Акбари» (том III, тр. Х.С. Барретта, стр. 217–218), написанном Абул Фазлом , известным историком при дворе Акбара, упоминается симпозиум философов всех вероисповеданий, проведенный в 1578 году по просьбе Акбара. Отчет предоставлен историком Винсентом Смитом в его статье под названием «Джайнские учителя Акбара». Говорят, что некоторые мыслители чарвака приняли участие в симпозиуме. Под заголовком «Настика» Абул Фазл упомянул хорошую работу, разумное управление и схемы социального обеспечения, которые были подчеркнуты законодателями Чарваки. Сомадева также упомянул метод Чарвака для победы над врагами нации. [67] [68]
Упоминание в Махабхарате [ править ]
В эпосе «Махабхарата» , книга 12 , глава 39, ракшаса , который одевается как брахман и назначает себя представителем всех брахманов, зовут Чарвака . Чарвака критикует Юдхиштхиру за убийство своих родственников, начальников и учителя и утверждает, что все брахманы произносят в его адрес проклятия. Юдхиштхира стыдится этого, но брамин Вайшампаяна успокаивает его. Брамины, охваченные яростью, уничтожают Чарваку силой своих мантр. [69]
Упоминание в других работах [ править ]
Невозможно найти никаких независимых работ по философии чарваков, за исключением нескольких сутр, приписываемых Брихаспати. VIII века Таттвопаплавасимха Джаяраши Бхатты с влиянием Мадхьямаки является важным источником философии чарваков. «Шатдаршан Самучай» и «Сарвадаршанасанграха» Видьяраньи . — это еще несколько работ, разъясняющих мысль чарваков [70]
Одним из широко изученных упоминаний о философии чарвака является « Сарва-даршана-санграха» (этимологически всефилософский сборник), известная работа адвайта-веданты философа XIV века Мадхавы Видьяраньи из Южной Индии , которая начинается с главы, посвященной системе чарвака. . После обращения в Прологе книги к индуистским богам Шиве и Вишну («которыми были созданы земля и покой») Видьяранья в первой главе спрашивает: [71]
... но как мы можем приписывать Божественному Существу дарование высшего счастья, когда такое представление было полностью отменено Чарвакой, жемчужиной атеистической школы, последователем учения Брихаспати? Усилия Чарваки действительно трудно искоренить, поскольку большинство живых существ придерживаются текущего припева:
- Пока жизнь твоя, живи радостно;
Никто не сможет ускользнуть от пытливого ока Смерти:
Когда однажды этот наш каркас сгорит,
Как оно вернется снова? [71]
Санскритские стихи и пьесы, такие как «Найшадха-чарита», «Прабодха-чандродайя», «Агама-дамбара» , «Видванмода-тарангини» и «Кадамбари», содержат представления мысли чарваков. Однако авторы этих произведений были категорически против материализма и пытались изобразить чарваков в невыгодном свете. Поэтому их произведения следует воспринимать только критически. [42]
Утрата оригинальных произведений
После XII века в традиции Чарвака не было преемственности. Что бы ни было написано в посте Чарвака, это основано на знаниях из вторых рук, полученных от наставников к ученикам, и независимых работ по философии Чарвака найти невозможно. [42] Чаттерджи и Датта объясняют, что наше понимание философии чарваков фрагментарно и основано в основном на критике ее идей со стороны других школ, и что это не живая традиция:
«Хотя материализм в той или иной форме всегда присутствовал в Индии и случайные упоминания можно найти в Ведах, буддийской литературе, эпосе, а также в более поздних философских трудах, мы не находим ни систематических работ по материализму, ни любая организованная школа последователей, как и другие философские школы, но почти каждая работа других школ утверждает, в качестве опровержения, материалистические взгляды. Наше знание индийского материализма главным образом основано на них». [72]
Споры о достоверности источников [ править ]
Bhattacharya 2011 , стр. 10, 29–32 утверждает, что утверждения против Чарваки о гедонизме , отсутствии какой-либо морали и этики и пренебрежении духовностью взяты из текстов конкурирующих религиозных философий (буддизма, джайнизма и индуизма). Его первоисточники, а также комментарии ученых Чарвака отсутствуют или утеряны. Такое доверие к косвенным источникам ставит вопрос о достоверности и о том, имело ли место предвзятость и преувеличение в изложении взглядов Чарваков. Бхаттачарья отмечает, что несколько рукописей противоречивы: во многих рукописях одного и того же текста отсутствуют ключевые отрывки, утверждающие гедонизм и безнравственность. [65]
В « Схалитапраматхане Юктихетусиддхи» Арьядевапады в рукописи, найденной в Тибете, обсуждается философия чарваков, но приписывается теистическое утверждение чарвакам - что счастья в этой жизни, и единственной жизни, можно достичь, поклоняясь богам и побеждая демонов. Тосо утверждает, что по мере того, как взгляды философии чарваков распространялись и широко обсуждались, нечарваки, такие как Арьядевапада, добавляли определенные точки зрения, которые могли не принадлежать чарвакам. [73]
Буддисты, джайны , адвайта-ведантисты и философы ньяя считали чарваков одними из своих противников и пытались опровергнуть их взгляды. Эти опровержения являются косвенными источниками философии чарваков. Аргументы и подходы к рассуждению, использованные чарваками, были настолько значительными, что на них продолжали ссылаться даже после того, как все подлинные тексты чарваков/локаят были утеряны. Однако представление мысли чарвака в этих работах не всегда прочно основано на непосредственных знаниях текстов чарвака и должно рассматриваться критически. [42]
Точно так же, утверждает Бхаттачарья, обвинения Чарваки в гедонизме могли быть преувеличенными. [65] В противовес аргументу о том, что чарваки противостояли всему хорошему в ведической традиции, Riepe 1964 , с. 75 говорится: «На основании доступного материала можно сказать, что чарваки высоко ценят истину, честность, последовательность и свободу мысли».
Влияние на Европу и Китай [ править ]
По имеющимся данным, европейцы были удивлены открытостью и рациональными сомнениями императора Великих Моголов Акбара и индийцев. В » Пьера де Жаррика ( «Истории 1610 г.), основанной на отчетах иезуитов, император Великих Моголов сравнивается с самим атеистом: «Таким образом, мы видим в этом принце общую ошибку атеиста, который отказывается подчинить разум вере ( ...)" [74]
Ханна Чапель Войцеховски пишет об описаниях иезуитов в статье «Повороты с востока на запад: материализм чарвака и религиозные дебаты Акбара в Фатехпур Сикри» (2015):
...Информация, которую они отправили обратно в Европу, широко распространялась как в католических, так и в протестантских странах (...) Более детальное понимание индийской философии, включая чарваку, начало появляться в миссионерских трудах иезуитов к началу-середине семнадцатого века. . [75]
Иезуит Роберто Де Нобили писал в 1613 году, что «Логайды» (Локаяты) «придерживаются мнения, что сами элементы являются богами». Несколько десятилетий спустя Генрих Рот , изучавший санскрит в Агре ок. 1654–1660, перевел « Ведантасару» влиятельного ведантического комментатора Садананды (14-го). В этом тексте изображены четыре разные школы философии чарваков.
Войцеховский отмечает: «Вместо того, чтобы провозглашать ренессанс Чарваки при дворе Акбара, было бы безопаснее предположить, что древняя школа материализма на самом деле никогда не исчезала».
В «Классической индийской философии» (2020) Питера Адамсона и Джонардона Ганери они упоминают лекцию Генри Т. Кулбрука 1827 года о школах материалистов чарвака/локаята. [76] Адамсон и Ганери сравнивают чарваков с «эмерджентизмом в философии разума», восходящим к Джону Стюарту Миллю.
Они пишут, что Милль «звучит как последователь Брихаспати, основателя системы Чарвака, когда он пишет в своей «Системе логики» , что «Все организованные тела состоят из частей, подобных тем, которые составляют неорганическую природу (...) » »
Историк идей Даг Хербьорнсруд отметил, что школы чарвака оказали влияние на Китай: «Эта индийско-китайская материалистическая связь задокументирована в малоизвестной, но новаторской статье профессора Хуан Синьчуаня «Локаята и ее влияние в Китае», опубликованной на китайском языке. в 1978 году (английская версия в ежеквартальном журнале «Социальные науки» в марте 1981 года) Синьчуань, старший научный сотрудник Китайской академии социальных наук, демонстрирует, как индийские школы локаята на протяжении веков оказывали влияние на древний китайский язык. Он перечисляет 62 классических текста. в Китае, которые относятся к этим индийским материально-атеистическим школам, от «Брахмаджала-сутры», переведенной Чжи Цянем (Чих Цзянь, 223–253) из царства У, до «Объяснения к Брахмаджала-сутре», написанного Цзи Гуаном (Чи-куанг, 1528–1588) династии Мин Кроме того, Синьчуань упоминает четыре текста о Локаяте на китайском языке, написанные японскими буддийскими писателями». [74]
В статье Синьчуаня объясняется, как буддисты считали локаятиков попутчиками конфуцианской и даосской школ и как они начали нападать на них из-за их материалистических взглядов. Синьчуань цитирует, как отмечал в 1987 году и Расик Вихари Джоши, десятки текстов, в которых китайские классические произведения описывают Локаяту либо как «Ши-Цзянь-Син» («учение, господствующее в мире»), либо «У-Хоу-Ши-Лунь» ( «доктрина отрицания загробной жизни») или относится к «Лу-Ка-Е-Джин» («Локаята-сутра»). [ нужна ссылка ]
Комментаторы [ править ]
Авиддхакарна, Бхавивикта, Камбаласватара, Пурандара и Удбхатабхатта — пять комментаторов, которые различными способами развили систему Чарвака/Локаята. [77] [78]
Влияние [ править ]
- Дхармакирти , философ 7-го века, находившийся под сильным влиянием философии Чарваки, писал в Праманвартике. [79]
- Пиррон
- Влияние этой неортодоксальной доктрины наблюдается и в других сферах индийской мысли.
Организации [ править ]
- Ашрам Чарвака, основанный Бодду Рамакришной в 1973 году, выдержал испытание временем и продолжает способствовать делу рационалистического движения. [80]
Критика [ править ]
Айн-и-Акбари , отчет о дворе императора Великих Моголов Акбара , упоминает симпозиум философов всех вероисповеданий, состоявшийся в 1578 году по настоянию Акбара. [81] (см. также Sen 2005 , стр. 288–289). В тексте историк Великих Моголов Абу'л-Фазл ибн Мубарак резюмирует философию чарваков как «непросвещенную» и характеризует их литературные произведения как «вечные памятники их невежеству». Он отмечает, что чарваки считали рай «состоянием, в котором человек живет по своему выбору, без контроля со стороны другого», а ад – «состоянием, в котором он живет под властью другого». Что касается государственного управления, чарваки считают, утверждает Мубарак, что лучше всего, когда практикуется «знание справедливого управления и доброжелательного правительства». [81]
См. также [ править ]
- Аджняна
- Атеизм
- Киренаика
- Дебипрасад Чаттопадхьяя
- эпикурейство
- Локаята: исследование древнеиндийского материализма
- Материализм
- Позитивизм
- Шрамана
Примечания [ править ]
- ^ "Некоторые древние индуистские традиции, такие как чарваки, имеют богатую традицию материализма, в целом другие школы..." [2]
- ^ «Из трех неортодоксальных систем оставшаяся, система Чарвака, является индуистской системой». [4]
- ^ Общее обсуждение чарваки и других атеистических традиций индуистской философии см. Frazier 2013 , p. 367
- ^ «Помимо нетеистических школ, таких как Санкхья , в индуистской традиции существовали также явно атеистические школы. Одной из яростно антисверхъестественных систем является / была так называемая школа Чарвака».
- ^ См. лока и аята , Кёльнский цифровой санскритский лексикон, Германия; (लोक, лока, что означает «миры, обитель, место истины, люди», а आयत, аята означает «расширенный, направленный к, стремящийся к» [21]
- ^ «Эти атеистические доктрины существовали с древнейших времен, поскольку их следы видны даже в Ригведе, в некоторых гимнах которой профессор Макс Мюллер указал на любопытные следы зарождающегося скептицизма. (...) Таким образом, очевидны две вещи, что Брихаспатья догматы, также называемые догматами чарваки, имеют очень давнюю историю..." [35]
- ^ Сима Чишти (21 августа 2018 г.). «Индийский рационализм, Чарвака Нарендре Дабхолкару» . Индийский экспресс .
- ^ Томас 2014 , стр. 164–165.
- ^ Раман 2012 , стр. 549–574.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Тивари 1998 , с. 67.
- ^ Кук 2006 , с. 84.
- ^ Перретт 1984 , стр. 161–174.
- ^ Бхаттачарья 2011 , стр. 21–32.
- ^ Радхакришнан и Мур 1957 , стр. 187, 227–234.
- ^ Флинт 1899 , с. 463.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Бхаттачарья 2002 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Джинин Фаулер (2015). AC Грейлинг (ред.). Справочник Уайли Блэквелла по гуманизму . Джон Уайли и сыновья. стр. 114 со сноской 17. ISBN. 978-1-119-97717-9 .
- ^ Шарлатан 2011 , с. 50: См. сноску 3.
- ^ Бальцерович, Петр (2016), «Джаяраши» , в Залте, Эдвард Н. (редактор), Стэнфордская энциклопедия философии (изд. весны 2016 г.), Лаборатория метафизических исследований, Стэнфордский университет , получено 8 июля 2020 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час Камаль 1998 , стр. 13–16.
- ^ Радхакришнан и Мур 1957 , стр. 1–3, Содержание.
- ^ Наводнение 1996 , с. 224.
- ^ Бхаттачарья 2011 , стр. 166–167.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Isaeva 1993 , p. 27.
- ^ Шарма 1987 , с. 40.
- ^ Чаттопадхьяя 1992 , с. 1.
- ^ Стёве 2003 .
- ^ Бхаттачарья 2011 , стр. 187–192.
- ^ Хакер 1978 , с. 164.
- ^ Бхаттачарья 2011 , стр. 188–190.
- ^ Бхаттачарья 2011 , стр. 27, 189–191.
- ^ Бхаттачарья 2011 , с. 188.
- ^ Чаппл 2003 , с. 2.
- ^ Харибхадрасури 1989 .
- ^ Бхаттачарья 2011 , стр. 193–195.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Радхакришнан и Мур 1957 , стр. 227–249.
- ^ Бхаттачарья 2011 , стр. 196.
- ^ Бхаттачарья 2002 , с. 6.
- ^ Джоши 1987 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Коллер 1977 , стр. 155–164.
- ^ Вайдья 2001 , с. 503.
- ^ Бхаттачарья 2011 , стр. 21–44, 65–74.
- ^ Хербьёрнсруд, Даг (16 июня 2020 г.). «Нерассказанная история жизненно важной атеистической философии Индии» . Блог АПА . Проверено 5 ноября 2020 г.
- ^ Рипе 1964 , с. 53-58.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Бхаттачарья 2013 , с. 133-149.
- ^ Синха 1994 , с. 235–241.
- ^ Бхаттачарья 2011 , с. 9.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Бхаттачарья 2011а .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Шермерхорн 1930 , стр. 132–138.
- ^ Бэшам 1981 , стр. 11–17.
- ^ Бхаттачарья 2011 , стр. 65–74.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Ачарья 1894 , с. 3.
- ^ Бхаттачарья 2010 , стр. 529–542.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Бхаттачарья 2011 , стр. 55–67.
- ^ Ачарья 1894 , с. 5.
- ^ Чаттерджи 1977 , стр. 195–209.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Немецкий, 2001 , стр. 245–248.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Граймс 1996 , с. 238.
- ^ Наводнение 1996 , с. 225.
- ^ Ачарья 1894 , с. 9.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Ачарья 1894 , с. 10.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Биллингтон 1997 , с. 44.
- ^ Биллингтон 1997 , стр. 44–45.
- ^ Биллингтон 1997 , с. 45.
- ^ Бхаттачарья, Рамкришна (2009). Исследования Чарваки/Локаяты . Флоренция: Societa Editrice Fiorentina, 2009.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Хейс 2001 , с. 187-212.
- ^ Мадхавачарья н.д. , стр. 3–7.
- ^ Ачарья 1894 , стр. 5–9.
- ^ Поттер 2003 , стр. 435–436: См. стихи 78-конец (конец ET99).
- ^ Поттер 2003 , стр. 435.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Бхаттачарья 2011 , стр. 10, 29–32.
- ^ Рипе 1964 .
- ^ Салунхе, АХ (16 октября 1998 г.). «Астик Широмани, Чарвак» . Локаят - через Google Книги.
- ^ Смит, Винсент Артур (16 октября 1917 г.). «Джайнские учителя Акбара» . Бхандаркарский институт восточных исследований - через Google Книги.
- ^ Рой 1894 , стр. 121–122.
- ^ Джоши 2005 , с. 37.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Ачарья 1894 , с. 2.
- ^ Чаттерджи и Датта 2004 , стр. 55.
- ^ Дель Тосо 2010 , стр. 543–552.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Хербьёрнсруд, Даг (24 июня 2020 г.). «Атеистическое влияние Индии на Европу, Китай и науку» . Блог АПА . Проверено 5 ноября 2020 г.
- ^ Войцеховский, Ханна Шапель (1 июля 2015 г.). «Повороты с Востока на Запад: материализм Чарваки и религиозные дебаты Акбара в Фатехпур-Сикри» . Жанр . 48 (2): 131–157. дои : 10.1215/00166928-2884820 . ISSN 0016-6928 .
- ^ Коулбрук, ХТ (1837 г.). Разные эссе . Том. 1. Х. Аллен.
- ^ Бхаттачарья, Рамкришна; БХАТТАЧАРЬЯ, БАМКРИШНА (2010). «Комментаторы «Чарвакасутры»: критический обзор». Журнал индийской философии . 38 (4): 419–430. дои : 10.1007/s10781-010-9088-6 . JSTOR 23497726 . S2CID 170270323 .
- ^ Бхаттачарья, Рамкришна (15 января 2000 г.). «Материализм в Индии; после Чарваки» . Индийский скептик . 12 :31–36 – через ResearchGate.
- ^ «Чарвака — древняя индийская мятежная философия | Доктор В.К. Махешвари, доктор философии» .
- ^ «В центре процветающей столицы Андхры находится причудливый ашрам для рационалистов» . 17 апреля 2019 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Мубарак 1894 , стр. 217–218.
Ссылки [ править ]
- Ачарья, Мадхава (1894 г.). Сарва-даршана-самграха: или обзор различных систем индуистской философии . Перевод Коуэлла, Э.Б.; Гоф, AE Лондон: Trübner & Company.
- Бэшам, Артур Ллевелин (1981). История и доктрины адживиков, исчезнувшей индийской религии . Мотилал Банарсидасс Publ. ISBN 978-81-208-1204-8 . Проверено 22 марта 2021 г.
- Бхаттачарья, Рамакришна (2002). «Фрагменты Чарваки: Новая коллекция». Журнал индийской философии . 30 (6): 597–640. дои : 10.1023/A:1023569009490 . S2CID 169948463 .
- Бхаттачарья, Рамкришна (2010). «Что изначально имели в виду чарваки». Журнал индийской философии . 38 (6): 529–542. дои : 10.1007/s10781-010-9103-y . ISSN 0022-1791 . S2CID 171001243 .
- Бхаттачарья, Рамкришна (2011). Исследования Чарваки/Локаяты . Гимн Пресс. ISBN 978-0-85728-433-4 .
- Бхаттачарья, Рамкришна (21 августа 2011 г.). «Материализм в Индии: синоптический взгляд» . carvaka4india.com . Проверено 18 июля 2018 г.
- Бхаттачарья, Рамкришна (2013). «Базовый текст и комментарии к нему: проблемы представления и понимания чарваки/локаяты» . Философский журнал «Аргумент», выходящий два раза в год . 3 (1): 133–149.
- Биллингтон, Рэй (1997). Понимание восточной философии . Психология Пресс. ISBN 978-0-415-12964-0 .
- Чаттерджи, Д. (1977). «Скептицизм и индийская философия». Философия Востока и Запада . 27 (2): 195–209. дои : 10.2307/1397616 . JSTOR 1397616 .
- Чаттерджи, Сатишандра; Датта, Дхирендрамохан (2004). Введение в индийскую философию . Университет Калькутты.
- Кук, Билл (2006). Словарь атеизма, скептицизма и гуманизма . Книги Прометея. ISBN 978-1-59102-299-2 .
- Чаппл, Кристофер Ки (2003). Примирение йог: сборник взглядов Харибхадры на йогу с новым переводом «Йогадристисамуккая» Харибхадры Кристофера Ки Чаппла и Джона Томаса Кейси . СУНИ Пресс. ISBN 978-0-7914-5899-0 .
- Чаттопадхьяя, Дебипрасад (1964) Индийская философия: популярное введение . Нью-Дели: Народный паб. Дом.
- Чаттопадхьяя, Дебипрасад (1992) [1959]. Локаята: исследование древнеиндийского материализма (7-е изд.). Нью-Дели: Народное издательство. ISBN 978-81-7007-006-1 .
- Чаттопадхьяя, Дебипрасад (1994). Чарвака/Локаята: Антология исходных материалов и некоторых недавних исследований . Нью-Дели: Народное издательство.
- Дель Тосо, Кришна (2010). «Строфы Чарваки/Локаяты в Схалитапраматанаюктихетусиддхи». Журнал индийской философии . 38 (6): 543–552. дои : 10.1007/s10781-010-9106-8 . ISSN 0022-1791 . S2CID 189842747 .
- Дойч, Эллиот (2001). «Карма в Адвайта Веданте» . В Рое В. Перретте (ред.). Философия религии . Том. 4. Тейлор и Фрэнсис. ISBN 978-0-8153-3611-2 .
- Донигер, Венди (2018). Против Дхармы: разногласия в древнеиндийских науках о сексе и политике . Издательство Йельского университета. ISBN 978-0-300-23523-4 .
- Флинт, Роберт (1899). «Примечание к приложению VII - Индуистский материализм: система чарвака» . Антитеистические теории . Лондон: Уильям Блэквуд.
- Флуд, Гэвин (1996). Введение в индуизм . Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
- Фрейзер, Джессика (2013). «Индуизм» . В Булливанте, Стивен; Русе, Майкл (ред.). Оксфордский справочник по атеизму . ОУП Оксфорд. ISBN 978-0-19-964465-0 .
- Граймс, Джон А. (1996). Краткий словарь индийской философии: санскритские термины, определенные на английском языке . СУНИ Пресс. ISBN 978-0-7914-3067-5 .
- Харибхадрасури (1989). Саддаршанасамуччая . Перевод М. Джайна. Азиатское общество. OCLC 255495691 .
- Хакер, Пол (1978). Мелкие шрифты (на немецком языке). Издательство Штайнер Франц. ISBN 978-3-515-02692-5 .
- Хейс, Ричард (2001). «Вопрос доктринализма в буддийских эпистемологах» . В Рое В. Перретте (ред.). Философия религии . Том. 4. Тейлор и Фрэнсис. ISBN 978-0-8153-3611-2 .
- Исаева, Н.В. (1993). Шанкара и индийская философия . СУНИ Пресс. ISBN 978-0-7914-1281-7 .
- Джоши, Динкар (2005). Взгляды на индийскую культуру . Звездные публикации. ISBN 978-81-7650-190-3 .
- Джоши, Расик Вихари (1987). «Локаята в Древней Индии и Китае» (PDF) . Летопись Бхандаркарского института восточных исследований . 68 (1/4): 393–405.
- Камаль, М. Мостафа (1998). «Эпистемология философии чарвака» . Журнал индийских и буддийских исследований . 46 (2): 1048–1045. дои : 10.4259/ibk.46.1048 . ISSN 1884-0051 .
- Коллер, Джон М. (1977). «Скептицизм в ранней индийской мысли». Философия Востока и Запада . 27 (2): 155–164. дои : 10.2307/1397613 . JSTOR 1397613 .
- Мубарак, Абуль-Фазл ибн (1894 г.). Айн-и-Акбари . Том. 3. Перевод Генри Салливана Джарретта.
- Мадхавачарья (н. д.). Сарва-Даршана-Самграха [санскрит-хинди] [ Воплощение различных систем индийской философии ] (на хинди). Перевод Нараина Синха.
- Перретт, Рой В. (1984). «Проблема индукции в индийской философии». Философия Востока и Запада . 34 (2): 161–174. дои : 10.2307/1398916 . JSTOR 1398916 .
- Поттер, Карл Х. (2003). Буддийская философия от 350 до 600 г. н.э. Том. IX. Мотилал Банарсидасс. ISBN 978-81-208-1968-9 .
- Шарлатан, Йоханнес (2011). Разочарование Индии: организованный рационализм и критика религии в Индии . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-981261-5 .
- Раман, В.В. (2012). «Индуизм и наука: некоторые размышления». Зайгонский журнал религии и науки . 47 (3): 549–574. дои : 10.1111/j.1467-9744.2012.01274.x .
- Радхакришнан, Сарвепалли; Мур, Чарльз (1957). Справочник по индийской философии . Издательство Принстонского университета. ISBN 978-0-691-01958-1 .
- Рипе, Дейл (1964). Натуралистическая традиция индийской мысли (2-е изд.). Дели: Мотилал Банарсидасс.
- Рой, Пратап Чандра (1894). «§ XXXIX Шанти Парва» . Махабхарата Кришна-Двайпаяна Вьясы . Перевод Кисари Мохана Гангули. Калькутта: Бхарата Пресс.
- Шермерхорн, РА (1930). «Когда индийский материализм получил свои отличительные названия?». Журнал Американского восточного общества . 50 : 132–138. дои : 10.2307/593059 . JSTOR 593059 .
- Сен, Амартия (2005). Спорный индеец: сочинения по истории, культуре и идентичности Индии . Лондон: Аллен Лейн. ISBN 978-0-7139-9687-6 .
- Шарма, Чандрадхар (1987). Критический обзор индийской философии (перепечатано под ред.). Дели: М. Банарсидасс. ISBN 9788120803657 .
- Синха, АК (1994). «Следы материализма в ранней ведической мысли: исследование». Летопись Бхандаркарского института восточных исследований . 75 (1): 235–241. JSTOR 41694419 .
- Стёве, Кира (11 февраля 2003 г.). «Санскритские и тамильские словари» . sanskrit-lexicon.uni-koeln.de . Проверено 18 июля 2018 г.
- Тивари, КН (1998). Классическая индийская этическая мысль . Мотилал Банарсидасс. ISBN 978-8120816077 .
- Томас, Р. (2014). «Индуистские взгляды на эволюцию: Дарвин, Дхарма и дизайн». Социология религии . 75 (1): 164–165. дои : 10.1093/socrel/sru003 . ISSN 1069-4404 .
- Вайдья, резюме (2001). Эпическая Индия, или Индия, описанная в Махабхарате и Рамаяне . Азиатские образовательные услуги. ISBN 978-81-206-1564-9 .
Дальнейшее чтение [ править ]
- Бхатта, Джаяраши . Таттвопаплавасимха (Статус текста чарвака оспаривается)
- Гохале, Прадип П. чарвака Теория праманов : новое изложение , Философия Востока и Запада (1993).
- Намбияр, Сита Кришна (1971). Прабодхачандродайя Кришны Мишры . Дели: Мотилал Банарасидасс.
Внешние ссылки [ править ]
- Локаята, Настика и Чарвака , Сурендранатх Дасгупта, 1940 г.
- Джаяраши , индийский философ 9-го века, связанный со школой Чарвака / Локаята, Стэнфордская энциклопедия философии (2011)
- Локаята / Чарвака - Индийский материализм (Интернет-энциклопедия философии)
- Материализм в Индии: синоптический взгляд Рамкришна Бхаттачарья
- Библиография: вторичная литература Чарвака/Локаята. Архивировано 20 декабря 2019 г. в Wayback Machine , Карл Поттер, Вашингтонский университет.