Jump to content

Атеизм и религия

Некоторые движения или секты в рамках традиционно монотеистических или политеистических религий признают, что можно практиковать религиозную веру, духовность и приверженность принципам без веры в божеств. Люди с тем, что можно было бы считать религиозной или духовной верой в сверхъестественную контролирующую силу, некоторые определяются как приверженцы религии; аргумент о том, что атеизм является религией, был описан как противоречивый в терминах. [1]

Авраамические религии

[ редактировать ]

Еврейский атеизм обычно относится к атеизму людей, которые являются этническими и (по крайней мере, в некоторой степени) культурными евреями . Вопреки распространенному мнению, термин «еврейский атеизм» не является противоречием, поскольку еврейская идентичность включает в себя не только религиозные компоненты, но также этнические и культурные. Не все этнические евреи исповедуют религиозный иудаизм или верят в него .

В целом, формулировки еврейских принципов веры требуют веры в Бога (представленного главной молитвой иудаизма — Шма ). Во многих современных еврейских религиозных движениях раввины обычно считают поведение еврея определяющим фактором того, считается ли он приверженцем иудаизма. Внутри этих движений часто признается, что еврей может строго исповедовать иудаизм как религию, оставаясь в то же время агностиком или атеистом. Реконструктивистский иудаизм не требует какой-либо веры в божество, а некоторые популярные реформистские молитвенники, такие как «Молитвенные ворота» , предлагают некоторые услуги без упоминания о Боге. Еврейские атеисты, исповедующие гуманистический иудаизм , принимают еврейскую культуру и историю, а не веру в сверхъестественного бога, как источники своей еврейской идентичности. Онлайн-опрос 2003 года в США показал, что только 48% самоидентифицированных евреев верят в Бога. [2]

Реформистский иудаизм девятнадцатого и начала двадцатого веков в США, который стал доминирующей формой иудаизма там к 1880-м годам, глубоко сформировался под влиянием его взаимодействия с такими высокопоставленными скептиками и атеистами, как Роберт Ингерсолл и Феликс Адлер . К ним относятся сочинения таких раввинов, как Исаак Майер Уайз , Кауфман Колер , Эмиль Г. Хирш , Йозеф Краускопф , Аарон Хан и Дж. Леонард Леви , в результате чего можно было наблюдать отчетливо панентеистический характер реформистского еврейского богословия США, что многие рассматривались бы как атеистические или поддерживающие атеистические тенденции. [3]

Раввин Авраам Исаак Кук , первый главный раввин еврейской общины в Палестине, считал, что атеисты на самом деле не отрицают Бога: скорее, они отрицают один из многих человеческих образов Бога. Поскольку любое искусственное изображение Бога можно считать идолом , Кук считал, что на практике можно считать атеистов помогающими истинной религии сжечь ложные образы Бога, тем самым, в конечном итоге, служа целям истинного монотеизма. [4]

христианство

[ редактировать ]

Высокий уровень атеизма был обнаружен среди самоидентифицированных христиан в Соединенных Штатах. Согласно опросу Pew Religious Landscape, проведенному в 2007 году, из всех американцев, которые не верят в Бога, 5% идентифицируют себя как католики, а 9% идентифицируют себя как протестанты и другие христиане. [5] Согласно опросу Pew Religious Landscape, проведенному в 2014 году, из всех американцев, которые считают себя независимыми, включая атеистов и агностиков, 41% были воспитаны протестантами, а 28% - католиками. [6]

Не существует единого христианского подхода к атеизму. Принятый подход варьируется в зависимости от христианских конфессий , и христианские служители могут разумно отличать заявления человека об атеизме от других номинальных состояний личной точки зрения, таких как простое неверие, приверженность науке, неправильное понимание природы религиозных убеждений или пренебрежение к организованная религия в целом.

Катехизис Католической Церкви ясно говорит об этом. Хотя он определяет атеизм как нарушение Первой заповеди , называя его «грехом против добродетели религии», он осторожно признает, что атеизм может быть мотивирован добродетельными или моральными соображениями, и призывает последователей римского католицизма сосредоточиться на свою роль в поощрении атеизма своими религиозными или моральными недостатками:

(2125) [...] Вменяемость этого преступления может быть значительно уменьшена в зависимости от намерений и обстоятельств. «Верующие могут иметь немалое отношение к росту атеизма. В той степени, в которой они небрежно относятся к своему обучению вере, или представляют ее учение ложно, или даже терпят неудачу в своей религиозной, моральной или общественной жизни, они следует сказать, что он скорее скрывает, чем раскрывает истинную природу Бога и религии». [7]

В мае 2013 года Папа Франциск заявил, что атеисты могут попасть на Небеса, поскольку искупительные объятия Иисуса распространяются на всех, кто делает добро, независимо от их убеждений. В Катехизисе Католической Церкви также говорится, что Небеса доступны каждому, если он не христианин и «не по своей вине не знает Христа и Церкви». [8]

Знаменитое идиосинкразическое атеистическое убеждение принадлежит Томасу Дж. Дж. Альтайзеру . Его книга «Евангелие христианского атеизма» (1967) провозглашает весьма необычную точку зрения, согласно которой Бог буквально умер или самоуничтожился. По мнению Альтизера, это тем не менее «христианское исповедание веры». [9] Разъясняя разницу между своей позицией и позицией Ницше о смерти Бога , и позицией богословских нереалистов, Альтизер говорит: «Признать смерть Бога — значит говорить о действительном и реальном событии, а не, возможно, о каком-то реальном событии». событие, происходящее в один момент времени или истории, но, несмотря на эту оговорку, событие, которое действительно произошло как в космическом, так и в историческом смысле». [10]

Опрос 2001 года, проведенный организацией Faith Communities Today. [11] обнаружили, что 18% унитаристов-универсалистов (УУ) считают себя атеистами, а 54% считают себя гуманистами. Согласно этому исследованию, 16% UU считают себя буддистами, 13% христианами и 13% язычниками .

В исламе атеисты относятся к категории кафиров ( كافر ), термин, который также используется для описания многобожников ( ширк ) и примерно переводится как «отрицающий» или «скрывающий». Кафир несет в себе оттенок богохульства и оторванности от исламского сообщества. На арабский «атеизм» обычно переводится как «ильхад» ( إلحاد ), хотя это также означает «ересь». Человека, отрицающего существование творца, называют дахрия . [12] [13]

Коран наказании умалчивает о за отступничество , но не сам предмет. В Коране неоднократно говорится о том, что люди возвращаются к неверию после уверования, и даются советы, как обращаться с «лицемерами»:

Глава 9:73,74

«О Пророк, просто не обращай вниманияневерующих и лицемеров и будьте тверды против них. Их обитель — ад, поистине злое убежище. Они клянутся Богом, что ничего [злого] не сказали, но на самом деле они произносили богохульство, и сделали это после принятия Ислама; и они задумали заговор, который не смогли осуществить: эта их месть была [их] единственным вознаграждением за щедрость, которой Бог и Его Апостол обогатили их! Если они покаются, это будет лучше для них; но если они вернутся [к своим злым путям], Бог накажет их тяжким наказанием в этой жизни и в будущей жизни. На этой земле у них не будет никого, кто мог бы защитить или помочь им».

- Коран, Сура 9 ( Ат-Тауба ), стихи 73-73. [14]

Мусульмане не имеют права менять свою религию или становиться атеистами. Атеисты в исламских странах и общинах часто скрывают свое неверие.

Религиозность в арабском мире считается важной для нравственности, а атеизм широко ассоциируется с безнравственностью. Религиозные взгляды стали более консервативными с 1980-х годов по сравнению с предыдущими десятилетиями, когда светский социализм доминировал в политике. Тем не менее, к атеизму относятся терпимо, если он не бросается в глаза, и с 2007 года существует всемирная сеть поддержки бывших мусульман. Некоторые комментаторы полагают, что число необъявленных атеистов в арабском мире существенно. Согласно опросу граждан Саудовской Аравии, проведенному WIN/Gallup в 2012 году, 5 процентов саудовцев считают себя «убежденными атеистами», такой же процент, как и в США. [15]

Все более крупные общины бывших мусульман в западном мире , которые не придерживаются какой-либо религии, хорошо документированы. [16] Даррен Э. Шеркат в журнале Foreignaffs задался вопросом , точны ли некоторые прогнозы роста мусульманского населения, поскольку они не принимают во внимание растущее число нерелигиозных мусульман. Количественные исследования отсутствуют, но он считает, что европейская тенденция отражает американскую: данные Общего социального исследования в Соединенных Штатах показывают, что 32 процента тех, кто вырос в мусульманстве, больше не принимают ислам в зрелом возрасте, а 18 процентов не придерживаются религиозной идентификации. [17] Исследования показывают, что около половины из 4,2 миллиона человек мусульманского происхождения в Германии больше не принимают ислам в зрелом возрасте. [18]

Индийские религии

[ редактировать ]

Атеизм часто считается приемлемым в индуизме , джайнизме и буддизме Индии.

Кто на самом деле знает?
Кто здесь провозгласит это?
Откуда оно было произведено? Откуда это творение?
Боги пришли позже, с созданием этой вселенной.
Кто тогда знает, откуда оно возникло?

Атеизм является действительной формой веры в индуизме . Однако некоторые индуистские школы рассматривают путь атеиста как очень трудный для следования в вопросах духовности. [22]

Среди шести фундаментальных Астика школ индуистской философии санкхья не признает Бога, а ранняя мимамса также отвергала понятие Бога. [23] В санкхье отсутствует понятие «высшего существа», которое является основой всего существования. Он предлагает полностью дуалистическое понимание космоса, в котором сосуществуют две параллельные реальности ( Пуруша , духовная, и Пракрити , физическая) и целью жизни является обретение освобождающего самопознания Пуруши. Здесь нет никакого Бога (лучше сказать теоса ), но существует Высшая Реальность в форме Пуруши.

Чарвака (также Чарвака ) была материалистической и атеистической школой мысли в Индии , которая сейчас известна главным образом по фрагментам, цитируемым ее астиками и буддийскими противниками. Согласно этим источникам, истинной целью чарвакана было прожить процветающую, счастливую и продуктивную жизнь в этом мире (ср. эпикурейство ). Есть некоторые свидетельства того, что школа существовала как минимум до 1578 года.

Джайнизм

[ редактировать ]

Джайнизм верит, что освобожденная душа сама является Богом. [24] Джайны не верят в Бога-творца, но существует вера в многочисленных богов во Вселенной. [25]

Буддизм часто называют нетеистическим , поскольку буддийские авторитеты и канонические тексты не подтверждают, а иногда и отрицают следующее:

  • Существование творения и , следовательно, божества-творца
  • Что бог (дэва), боги или другие божественные существа являются источником моральных императивов. Напротив, Дхарма — это атрибут Вселенной.
  • Что люди или другие существа несут ответственность перед богом или богами за свои действия.

Все канонические буддийские тексты, в которых упоминается эта тема, признают существование (в отличие от авторитетных ) большого числа духовных существ, включая ведийских божеств. С точки зрения западного теизма, некоторые концепции Будды, встречающиеся в буддийской школе Махаяны , например Амитабха или Адибудда, могут показаться общими характеристиками с западными концепциями Бога, но сам Гаутама Будда отрицал, что он был богом или божественный.

Китайские религии

[ редактировать ]

Некоторые формы конфуцианства и даосизма прямо не подтверждают и не основаны на вере в высшее существо или существа. Однако в конфуцианских писаниях есть многочисленные ссылки на Тянь (Небеса), что означает трансцендентную силу, имеющую личный подтекст. В неоконфуцианских трудах, таких как труд Чу Си , неясно, является ли их концепция Великого Предела личным божеством или нет. Хотя западный перевод Дао как «бога» в некоторых изданиях « Дао дэ Цзин» , это весьма вводит в заблуждение. До сих пор остается предметом споров, имеют ли реальные описания Дао Лао цзы - теистический или нетеистический подтекст. Религиозные формы даосизма верят в множество космологических существ, которые являются аналогиями космических сил во Вселенной.

Другие религии

[ редактировать ]

Религии, которые можно охарактеризовать как серые зоны и не принадлежат к вышеупомянутым категориям, такие как унитарный универсализм .

Унитарный универсализм

[ редактировать ]

Унитарный универсализм (УУ) — либеральная религия, впервые основанная, когда унитаристы и универсалисты объединились в 1961 году. [26] По данным Унитарной универсалистской ассоциации, атеисты и агностики принимаются и приветствуются в религии UU. «Люди с атеистическими и агностическими убеждениями находят поддержку в наших общинах. Мы за науку, за разум и за эволюцию... Унитарный универсализм уважает разные пути, по которым каждый из нас идет. Наши общины — это места, где мы празднуем, поддерживаем и бросаем вызов друг другу, продолжая путешествие». [27] UU также принимает христиан и многие другие религии, которые верят в высшее существо, но это не ограничено - UUA говорит, что «унитаристы-универсалисты являются агностиками, теистами, атеистами и всеми, кто между ними». [28]

Сатанизм

[ редактировать ]

ЛаВейский сатанизм нетеистичен и отвергает веру в Бога и всех других божеств, включая Сатану. «Сатанизм начинается с атеизма», — сказал Церкви Сатаны первосвященник Питер Х. Гилмор в интервью . «Мы начинаем со Вселенной и говорим: «Она безразлична. Ни Бога, ни Дьявола. Никого это не волнует!» [29] Функцию Бога выполняет и удовлетворяет сам сатанист. Потребности в поклонении, ритуалах и религиозном/духовном фокусе направлены внутрь, к сатанисту, а не наружу, к божеству. Он отвергает такие понятия, как молитва, загробная жизнь и божественные силы. Первая Сатанинская Церковь также практикует ЛаВейский Сатанизм. [30]

[ редактировать ]
Карта мира с изображением:
  Страны, ранее практиковавшие государственный атеизм
  Страны, которые в настоящее время практикуют государственный атеизм
Страны с государственной религией:
  Христианство (не указано)
  Ислам (не указано)

Правовое отношение к атеизму в прошлом и продолжает сильно различаться в разных юрисдикциях. Существуют три основных типа национального режима: государственный атеизм , когда атеизм поддерживается правительством; государственная религия , когда конкретная религия или секта поддерживается государством, и светское государство , которое не поддерживает ни того, ни другого. Большинство древних цивилизаций (от городов-государств до империй) имели государственные религии; [31] большинство современных стран являются светскими. Государственный атеизм в настоящее время практикуется в Китае и Вьетнаме, но в отличие от строго соблюдавшихся запретов на религиозное богослужение в раннем Советском Союзе и после коммунистической революции в Китае, свобода религии в настоящее время установлена ​​законом как в Китае, так и во Вьетнаме и соблюдается на практике. в некоторой степени (см. Свобода религии в Китае и Свобода религии во Вьетнаме ). В меньшинстве современных стран с государственными религиями сложились интерпретации христианства, ислама или буддизма.

Страны с государственной религией варьируются от стран с крайне толерантными законами, таких как Великобритания , до тех, где полиция обеспечивает ежедневную молитву, как Саудовская Аравия . В рамках системы проса Османской империи религиозные власти применяют отдельные системы семейного права для своих отдельных общин. Эта система была унаследована и до сих пор используется в различной степени в различных странах Ближнего Востока, включая Ирак , Сирию , Иорданию , Ливан , Израиль , Палестинскую автономию , Египет и Грецию (для религиозных меньшинств). Подобные отдельные системы используются в Индии , Иране , Пакистане и Бангладеш . Эти системы иногда создают юридические проблемы для атеистов и пар, исповедующих разные религии. Атеистов могут заставить объявить одобренную религию или назначить ее на основании их этнической принадлежности.

Даже в странах, где свобода религии гарантирована конституцией или другим основным законом, практика или убеждения конкретной религии могут быть отражены в якобы светских кодексах. Например, синие законы в некоторых христианских странах предусматривают соблюдение определенных правил субботы в воскресенье, например, запрещая продажу алкоголя или заставляя предприятия закрываться. Законы, касающиеся наготы , порнографии , абортов , контрацепции , гомосексуализма , азартных игр , алкоголя и табака, часто отражают религиозные чувства, хотя некоторые утверждают, что это культурные, а не религиозные запреты, хотя религиозное мышление может оказывать влияние на культуру. Основные ранние переходы от государственных религий к светским государствам в западном христианстве были отмечены в колониальной Северной Америке , Американской революции и Французской революции . Запреты на государственную поддержку какой-либо конкретной религии или на обязательное участие не всегда соблюдаются, особенно на ранних этапах переходного процесса, а местные законы в сильно религиозных общинах могут противоречить законам более высокого уровня. Например, официальный школьная молитва была разрешена в США до 1962 года. Свобода религии была подтверждена почти во всех странах в 1966 году Международным пактом о гражданских и политических правах . Несмотря на отсутствие государственной религии, правительство Германии собирает религиозные налоги для представителей нескольких религий; Плата за выход из религиозной организации была оспорена атеистами .

, независимо от поддержки религии государством, защищают основные религии от оскорблений (которые могут включать исповедание атеизма или критику религии со стороны атеистов) Некоторые штаты, включая Индонезию . Другие религиозные преступления, которые могут вызвать юридические проблемы для атеистов, включают: ересь , богохульство , отступничество . [32]

В Канаде атеисты создали «атеистические церкви», однако в 2019 году Федеральный суд Канады постановил в деле «Церковь атеизма Центральной Канады против Канады» (Налоговое управление) , что атеизм не является религией и не имеет права на статус благотворительной организации, освобожденной от налогов. [33]

Великобритания (английское право)

[ редактировать ]

Главного должностного лица по правовым вопросам называют лордом-канцлером , и он носит титул « совести монарха » . [34] Британские подданные имеют долгую историю религиозных потрясений с тех пор, как Генрих VIII из Англии приказал провести английскую Реформацию . Последовал долгий период поочередных запретов и либерализации, пока после Реставрации , когда общее право стало постепенно более описательным, чем предписывающим, судьям была предоставлена ​​​​некоторая свобода в определении вины (именно поэтому английское право настолько двусмысленно). [35] Британские «религиозные атеисты» многочисленны, среди них могут быть Джордж Фокс и, в частности, Джереми Бентам , тело которого выставлено в Южном монастыре Университетского колледжа Лондона . [36]

Соединенные Штаты

[ редактировать ]

Атеизм в Соединенных Штатах защищен Положением поправкой Первой о свободе вероисповедания . Существуют также онлайн-церкви, созданные атеистами для защиты законных прав, рукоположения атеистического духовенства для проведения церемоний, а также для пародий, образования и пропаганды. [37] [38] [39] [40]

В 1797 году Сенат Соединенных Штатов ратифицировал договор с Триполи, в статье 11 которого говорилось:

Поскольку правительство Соединенных Штатов Америки ни в каком смысле не основано на христианской религии; поскольку оно само по себе не имеет характера вражды против законов, религии или спокойствия мусульман; и поскольку упомянутые государства никогда не вступали в какую-либо войну или враждебный акт против какой-либо мусульманской нации, стороны заявляют, что никакой предлог, вытекающий из религиозных убеждений, никогда не может привести к нарушению гармонии, существующей между двумя странами. [41]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Билл Махер (3 февраля 2012 г.). В реальном времени с Биллом Махером . ГБО. Религия определяется как вера в сверхчеловеческую контролирующую силу и поклонение ей, а атеизм – совсем не так. Понятно? Атеизм – это религия, как воздержание – это сексуальная позиция.
  2. ^ Тейлор, Хамфри. (2003). «Хотя большинство американцев верят в Бога, только 36% посещают религиозную службу раз в месяц или чаще» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 9 января 2011 года . Проверено 1 января 2011 г. Протестанты (90%) верят в Бога чаще, чем католики (79%) и гораздо чаще, чем евреи (48%). Протестанты (47%) также чаще, чем католики (35%), посещают церковь раз в месяц или чаще. Лишь 16% евреев ходят в синагоги раз в месяц или чаще.
  3. ^ Лэнгтон, Дэниел Р. «Дискурсы сомнения: место атеизма, скептицизма и неверности в реформистской еврейской мысли Северной Америки девятнадцатого века» в Annual Jewish Union College Annual (2018), Vol.88. стр. 203-253.
  4. ^ Рахмани 2002a ; Рахмани 2002б .
  5. ^ Религиозная самоидентификация pewresearch.org
  6. ^ Большинство Нонов были воспитаны в религии pewresearch.org.
  7. Катехизис Католической церкви, английская версия, раздел 3.2.1.1.3. Архивировано 28 июня 2015 г. в Wayback Machine.
  8. ^ «Папа Франциск говорит, что атеисты могут творить добро и тоже попасть в рай!» . католик.орг . Проверено 16 декабря 2018 г.
  9. ^ Альтизер 1967 , с. 102.
  10. ^ Альтизер 1967 , с. 103.
  11. Опросы: уникальные посетители церкви «уизм» из других стран, Фонд Christian Century Foundation. Архивировано 22 ноября 2008 г. в Wayback Machine.
  12. ^ Шварц, Мерлин (30 января 2015 г.). Средневековая критика антропоморфизма . Брилл. п. 96. ИСБН  978-9004123762 . Проверено 27 июля 2017 г.
  13. ^ Гольдзихер, И. (24 апреля 2012 г.). «Дахрия» . Онлайн-справочник Brill . Брилл Онлайн . Проверено 9 января 2019 г.
  14. ^ Коран   9: 73–74.
  15. ^ АХМЕД БЕНЧЕМСИ (23 апреля 2015 г.). «Невидимые атеисты» . Новая Республика .
  16. ^ «Потеря религии: скрытый кризис веры среди молодых мусульман Великобритании» . Хранитель . Проверено 6 мая 2016 г.
  17. ^ Шеркат, Даррен Э. (17 августа 2015 г.). «Потерявшие религию» . Иностранные дела .
  18. ^ «Религиозная принадлежность населения Германии» (PDF) (на немецком языке). Группа исследования мировоззрений в Германии. Архивировано из оригинала (PDF) 15 января 2016 года . Проверено 24 января 2016 г.
  19. ^ Кеннет Крамер (январь 1986 г.). Мировые Писания: Введение в сравнительное религиоведение . Паулист Пресс. стр. 34–. ISBN  978-0-8091-2781-8 .
  20. ^ Дэвид Кристиан (1 сентября 2011 г.). Карты времени: введение в большую историю . Издательство Калифорнийского университета. стр. 18–. ISBN  978-0-520-95067-2 .
  21. ^ Упиндер Сингх (2008). История древней и раннесредневековой Индии: от каменного века до XII века . Пирсон Образовательная Индия. стр. 206–. ISBN  978-81-317-1120-0 .
  22. ^ Чакраварти, Ситансу (1991). Индуизм, образ жизни . Мотилал Банарсидасс Publ. п. 71. ИСБН  978-81-208-0899-7 .
  23. ^ Дасгупта, Сурендранатх (1992). История индийской философии, Том 1 . Мотилал Банарсидасс Publ. п. 258. ИСБН  978-81-208-0412-8 .
  24. ^ Сангаве, Вилас (2006). Аспекты джайнской религии - выпуск 12 журнала «Джнянапитха Муртидеви грантхамала: английская серия» . Бхартия Джнанпитх. п. 27. ISBN  978-81-263-1273-3 .
  25. ^ Чамблис, Джозеф (1996). Философия образования: энциклопедия – Том 1671 Справочной библиотеки гуманитарных наук Гарланд . Тейлор и Фрэнсис. п. 38. ISBN  978-0-8153-1177-5 .
  26. ^ «Часто задаваемые вопросы по регионализации: общие вопросы и гайки и болты» . Проверено 25 декабря 2016 г.
  27. ^ «Атеисты и агностики-унитаристы-универсалисты» . Проверено 25 декабря 2016 г.
  28. ^ «Существование Высшей Силы в унитарном универсализме» . Проверено 25 декабря 2016 г.
  29. ^ Интервью с Питером Х. Гилмором , Дэвидом Шенкбоуном, Wikinews , 5 ноября 2007 г.
  30. ^ Свард, Сьюзен. «Дочь сатаниста, чтобы сохранить «веру» » . sfgate.com . СФГейт.
  31. ^ Генри Джеймс Самнер, Мэн (сентябрь 2005 г.). Древний закон . Cosimo Classics (Нью-Йорк, 2005 г.). ISBN  978-1596052260 .
  32. ^ Келли Джеймс Кларк, изд. (2012). Дети Авраама: свобода и терпимость в эпоху религиозных конфликтов . Издательство Йельского университета (США). ISBN  978-0300179378 .
  33. ^ «Является ли атеизм религией? Министерство национальных доходов — неверующее | CBC News» .
  34. ^ Уолтер Бэджхот (1867). Английская конституция (Oxford World's Classics) . Издательство Оксфордского университета (США, 2001 г.). ISBN  978-0192839756 . Проверено 29 июня 2013 г.
  35. ^ Преосвященнейший Роуэн Уильямс, архиепископ Кентерберийский (2009 г.). Английская религиозная традиция и гений англиканства . Издательство Wipf & Stock. ISBN  978-1606082096 .
  36. ^ Стивен Ким, изд. (1996). Трансцендентальный материализм Джона Тиндаля и конфликт между религией и наукой в ​​викторианской Англии (выдающиеся диссертации) . Издательство Мелленского университета. ISBN  978-0773422780 .
  37. ^ «О Первой Церкви Атеизма» . Архивировано из оригинала 11 июля 2011 года . Проверено 1 июля 2011 г.
  38. ^ «Церковь свободомыслия Северного Техаса» . Архивировано из оригинала 16 июля 2011 года . Проверено 1 июля 2011 г.
  39. ^ «Хьюстонская церковь свободомыслия» . Архивировано из оригинала 16 июля 2011 года . Проверено 1 июля 2011 г.
  40. ^ «Нужна ли атеистам церковь?» . 18 апреля 2008 года . Проверено 1 июля 2011 г.
  41. ^ Мэтт Диллаханти . «Атеизм и закон» . Атеистическое сообщество Остина. Архивировано из оригинала 15 июня 2010 года . Проверено 20 июля 2009 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 522d5c26ddbf94d6bdc3e38bac43d465__1717839720
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/52/65/522d5c26ddbf94d6bdc3e38bac43d465.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Atheism and religion - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)