Академический скептицизм
Академический скептицизм относится к скептическому периоду Академии , начиная примерно с 266 г. до н. э., когда Аркесилай стал ученым , до примерно 90 г. до н. э., когда Антиох Аскалонский отверг скептицизм, хотя отдельные философы, такие как Фаворин и его учитель Плутарх , продолжали защищать скептицизм после эта дата. В отличие от существующей школы скептицизма — пирронистов , они утверждали, что познание вещей невозможно . Идеи или представления никогда не бывают истинными; тем не менее, существуют степени правдоподобия и, следовательно, степени веры, которые позволяют действовать. Школа характеризовалась нападками на стоиков , особенно на их догму о том, что убедительные впечатления ведут к истинному знанию . Наиболее важными академиками были Аркесилай , Карнеад и Филон из Ларисы . Самый обширный древний источник информации об академическом скептицизме — «Академика» , написанная философом-академиком-скептиком Цицероном .
Обзор [ править ]
Часть серии о |
Пирронизм |
---|
Философский портал |
Греческий философский скептицизм , как отдельное философское движение , начался с Пиррона Элидского ( ок. 360 – ок. 270 до н. э. ), предшественниками которого были Ксенофан и Демокрит . Его последователи, пирронисты , указывали на проблему критерия : наши теории и наши чувственные впечатления неспособны точно отличить истину от лжи; поэтому мы должны отложить суждение ( epoche ). [1] Они были достаточно последовательны, чтобы распространить свое сомнение даже на свой собственный принцип сомнения, сделав свой скептицизм универсальным и избежав таким образом упрека в том, что он основывается на новом догматизме . Умственная невозмутимость ( атараксия ) была результатом, которого можно было достичь, развивая такое состояние ума. [1]
Около 266 г. до н.э. Аркесилай стал главой Платонической Академии . Он принял скептицизм как центральный принцип платонизма , что сделало платонизм почти таким же, как пирронизм. [2] После Аркесилая академики отошли от пирронизма. [3] Этот скептический период древнего платонизма, от Аркесилая до Филона Ларисского , стал известен как новая Академия , хотя некоторые древние авторы добавляли дополнительные подразделения, такие как средняя Академия . После смерти пиррониста Тимона Флиуса Академия Платона стала основным защитником скептицизма до середины первого века до нашей эры. [4] Хотя на ранний академический скептицизм частично повлиял Пиррон, [5] она становилась все более и более догматичной, пока Энезидем в первом веке до нашей эры не порвал с академическими скептиками и не принял пирронизм, осудив Академию как « стоиков, борющихся со стоиками». [6]
Академики не сомневались в существовании истины ; они просто сомневались, что у людей есть возможности для его получения. [7] Они основывали эту позицию на Платона » «Федоне . [8] в котором Сократ обсуждает, что знания недоступны смертным. [9]
Хотя целью пирронистов было достижение атараксии , после Аркесилая академики не считали атараксию главной целью. Академики сосредоточились на критике догматов других школ философии, в частности догматизма стоиков . [1] Они признавали в себе некоторые рудименты морального закона, в лучшем случае лишь правдоподобного руководства, обладание которым, однако, формировало реальное различие между мудрецом и глупцом. [7] Как бы ни была незначительна разница между позициями академиков и пирронистов, сравнение их жизни приводит к выводу, что для академиков была характерна практическая философская умеренность. [7] тогда как цели пирронистов были более психологическими. Римский историк второго века Авл Геллий описал различие между академическими скептиками и пирронистами следующим образом:
«...академики осознают (в некотором смысле) сам факт, что ничто не может быть постигнуто, и они определяют (в некотором смысле), что ничто не может быть определено, тогда как пирронисты утверждают, что даже это не кажется истинным, поскольку ничто кажется, это правда». [10]
Аркесилай [ править ]
До Аркесилая Академия Платона принимала принцип нахождения общего единства во всех вещах, с помощью которого можно было найти принцип достоверности. [11] Аркесилай, однако, открыл новую почву, подвергнув критике саму возможность уверенности и отрицая возможность даже сократовского минимума уверенности: «Я не могу знать даже, знаю я или нет». [11]
Учения Аркесилая, которые следует почерпнуть из писаний других, [12] представляют собой атаку на стоическую phantasia kataleptike (критерий) и основаны на скептицизме, который был скрыт в более поздних сочинениях Платона . [13] Аркесилай считал, что сила интеллектуального убеждения не может считаться действительной, поскольку она в равной степени характерна для противоречивых убеждений. Неопределенность чувственных данных в равной степени относится и к выводам разума, и поэтому человек должен довольствоваться вероятностью, достаточной в качестве практического руководства. «Мы ничего не знаем, даже нашего незнания»; поэтому мудрый человек будет довольствоваться агностической позицией. [13]
Карнеад [ править ]
Следующей стадией академического скептицизма стал умеренный скептицизм Карнеада , который, по его словам, обязан своим существованием его оппозиции Хрисиппу . [11]
Стоической теории восприятия, phantasia kataleptike , с помощью которой они выражали убежденность в достоверности, возникающей из впечатлений, столь сильных, что они равнялись науке, он предложил учение об акаталепсии , отрицавшее какое-либо необходимое соответствие между восприятиями и воспринимаемыми объектами. [11] Все наши ощущения относительны и знакомят нас не с вещами такими, какие они есть, а только с впечатлениями, которые вещи производят на нас. Опыт, по его словам, ясно показывает, что истинного впечатления не существует. Нет понятия, которое не могло бы нас обмануть; невозможно отличить ложные впечатления от истинных; поэтому от стоической фантазии-каталептики необходимо отказаться. Не существует фантазии каталептики («критерия») истины. Карнеад также критиковал стоическую теологию и физику . В ответ на учение о конечной причине, о замысле в природе, он указал на те вещи, которые причиняют человеку разрушение и опасность, на зло, совершаемое людьми, наделенными разумом, на жалкое положение человечества и на несчастья, которые обрушиваются на него. хороший человек. Он пришел к выводу, что нет никаких доказательств доктрины божественного контролирующего провидения. существовала упорядоченная связь частей Даже если бы во Вселенной , это могло бы возникнуть вполне естественно. Невозможно привести никаких доказательств того, что этот мир является чем-то иным, как продуктом природных сил. [14]
Поскольку знание невозможно, мудрый человек должен практиковать эпохе (приостановку суждения). [14] Он даже не будет уверен, что ни в чем не может быть уверен. Однако от абсолютного скептицизма он спасся учением о правдоподобии, которое может служить практическим руководством в жизни. [11] Идеи или понятия никогда не бывают истинными, а только правдоподобными; тем не менее, существуют степени правдоподобия и, следовательно, степени веры, ведущие к действию. Согласно Карнеаду, впечатление может быть правдоподобным само по себе; правдоподобен и непротиворечив (не отвлекается на синхронные ощущения, а оказывается в гармонии с ними) по сравнению с другими; правдоподобной, неопровержимой, тщательно исследованной и подтвержденной. При первой степени наблюдается сильная убежденность в правильности произведенного впечатления; вторая и третья степени производятся путем сравнения впечатления с другими, связанными с ним, и анализа самого себя. [14] Карнеад не оставил письменных произведений; его мнения, по-видимому, были систематизированы его учеником Клитомахом , чьи работы, в том числе работа « О приостановлении суждения », использовались Цицероном . [15]
Филон из Ларисы [ править ]
У Филона Ларисы мы находим тенденцию не только примирить внутренние разногласия самой Академии, но и соединить ее с параллельными системами мысли. [11] В целом его философия была реакцией на скептическую или агностическую позицию средней и новой Академии в пользу догматизма Платона . [16] Филон из Лариссы пытался показать, что Карнеад не был противником Платона, и что очевидный антагонизм между платонизмом и стоицизмом объяснялся тем, что они спорили с разных точек зрения. Из этого синкретизма возник эклектичный средний платонизм Антиоха Аскалонского , последний продукт академического развития. [11]
См. также [ править ]
Примечания [ править ]
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Скептицизм ». Британская энциклопедия . Том. 24 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 306–309. Одно или несколько предыдущих предложений включают текст из публикации, которая сейчас находится в
- ^ Секст Эмпирик , «Очерки пирронизма» I.33.232
- ^ Секст Эмпирик, «Очерки пирронизма» I.33.225–231
- ^ Торсруд, Харальд (2009). Древний скептицизм . Стоксфилд [Великобритания]: Проницательность. стр. 120–121. ISBN 978-1844654093 . OCLC 715184861 .
Пирронизм, какую бы форму он ни принял после смерти Тимона в 230 г. до н.э., полностью игнорировался, пока Энезидем не вернул к нему внимание общественности.
- ^ Торсруд 2014 , стр. 45.
- ^ Торсруд 2014 , стр. 102–103.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Смит, Уильям , изд. (1870). «Аркесилай». Словарь греческой и римской биографии и мифологии .
- ^ Федон , 64–67.
- ^ Верес, Мате (2009). «Карлос Леви, Les Scepticismes; Маркус Габриэль, Античность и современный скептицизм для введения» . Ризай. Журнал древней философии и науки . 6 (1): 107. : 111
- ^ Геллий, Авл (2008). Нокты Аттические . Йозеф Фейкс (3-й докторский изд.). Падерборн: Шёнинг. ISBN 978-3140107143 . OCLC 635311697 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Академия, греч. ». Британская энциклопедия . Том. 1 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 105–106. Одно или несколько предыдущих предложений включают текст из публикации, которая сейчас находится в
- ^ Цицерон, акад. я. 12, iv. 24; Орат iii. 18; Диоген Лаэртий IV. 28; Секст Эмпирик, адв. Математика. VII. 150, Пирр. Гип. я. 233
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Аркесилай ». Британская энциклопедия . Том. 2 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 342. Одно или несколько предыдущих предложений включают текст из публикации, которая сейчас находится в
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Карнеад ». Британская энциклопедия . Том. 5 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 363–364. Одно или несколько предыдущих предложений включают текст из публикации, которая сейчас находится в
- ^ свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Клитомах ». Британская энциклопедия . Том. 6 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 531. Одно или несколько предыдущих предложений включают текст из публикации, которая сейчас находится в
- ^ свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Филон Ларисы ». Британская энциклопедия . Том. 21 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 413. Одно или несколько предыдущих предложений включают текст из публикации, которая сейчас находится в
Ссылки [ править ]
- Торсруд, Харальд (2014). Древний скептицизм . Рутледж. ISBN 978-1-317-49283-2 .
Внешние ссылки [ править ]
- Гроарк, Лео . «Древний скептицизм» . В Залте, Эдвард Н. (ред.). Стэнфордская энциклопедия философии .
- Гарольд Торсруд. «Древнегреческий скептицизм» . Интернет-энциклопедия философии .